Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме "Выборы в демократическом обществе"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Сойма Елена Александровна

Конспект урока может быть использован в 10 классе при изучении раздела "Политическая сфера"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  обществознания в 10 классе

Тема: Выборы в демократическом обществе.

Педагогические задачи:

1. Обеспечить условия для изучения сущности, принципов и источников избирательного права,   видов избирательных систем, их особенностей, достоинств и недостатков.                                                                              

         2. Создать условия для развития умений работать с  правовыми источниками и текстом учебника, извлекать необходимую информацию.

          3. Способствовать развитию умений обобщать и делать собственные аргументированные выводы.

          4. Способствовать воспитанию активной жизненной позиции, ответственности за принятие решений, уважения к общечеловеческим ценностям, чувства гражданского долга.

          5. Раскрыть значение выборов как важнейшего института демократии, укрепить понимание того, что через выборы каждый гражданин участвует в управлении государством и непосредственно влияет на развитие страны.

Планируемые результаты:

  1. Называть принципы избирательного права, источники избирательного законодательства.
  2. Знать типы избирательных систем, их плюсы и минусы.
  3. Объяснять и применять понятия: выборы, избирательное право, избирательная система, избирательный процесс, активное и пассивное избирательное право, абсентеизм.
  4. Понимать значение выборов как важнейшего института демократии.

Основные термины и понятия:

избирательное право, избиратель, активное и пассивное избирательное право, демократические выборы, цензы, избирательная система, избирательная квота, избирательный процесс, предвыборная агитация, абсентеизм

Методы:

исследовательский, проблемного изложения, объяснительно- иллюстративный, репродуктивный

Средства обучения:

Компьютерная презентация темы, извлечения из Конституции РФ, федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ», раздаточный материал - словарь урока, опорная таблица

Ход урока.

1 Оргмомент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Ребята, улыбнитесь друг другу,  мысленно  пожелайте удачи себе и друг другу. А теперь начинаем урок.

2. Изучение нового материала.

Учитель:

(слайд 1) Ребята, посмотрите внимательно на слайд, какая у ослика проблема?

Ученики: проблема выбора.

Учитель: А вам часто приходится делать выбор?

В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки и т. д. Сделать выбор подчас трудно, особенно, когда речь идёт о собственной судьбе.  Еще труднее выбирать, когда речь идет о судьбе целого государства. Посмотрите внимательно на плакаты, как вы думаете, о чем пойдет  речь на сегодняшнем уроке?

Ученики: О выборах

 Учитель: Верно, сегодня мы будем говорить  о  демократических выборах,

 (слайд2 ) Запишите в тетрадях число, тему урока «Демократические выборы»

Цели, которые стоят перед вами на сегодняшнем уроке.

1.        Называть принципы избирательного права, источники избирательного законодательства.

2.        Знать типы избирательных систем, их плюсы и минусы.

3.        Объяснять и применять понятия: выборы, избирательное право, избирательная система, избирательный процесс, активное и пассивное избирательное право, абсентеизм.

4.        Понимать значение выборов как важнейшего института демократии.

Но прежде,  послушаем ребят, которые подготовили сообщения об истории возникновения выборов.

Презентация «Из истории выборов» (ученик 1.)

Система выборов сформировалась давно. У древних индейцев вождь выбирался всеми соплеменниками, по сути, прямым голосованием.

В Древней Греции глава народного собрания избирался на один день по жребию. Такие выборы, как считали греки, позволяли им выполнить волю богов, по желанию которых жребий выпадал определенному человеку. Правда, нередко в результате жеребьевки у власти оказывались некомпетентные лица.

Философ Сократ однажды преподал согражданам поучительный урок. Он предложил им назначить ослов конями, а когда афиняне удивленно воззрились на него, пояснил: «Ну, если вы выбираете дураков правителями, почему бы вам не выбрать ослов конями?»

Основные вопросы народное собрание решало путем голосования (оно проводилось на холме Пникс). Белый камешек означал положительное решение, черный – отрицательное. Судьба чиновников и отдельных граждан тоже решалась в ходе голосования. На глиняных черепках писали имя неугодного человека, и если таких черепков набиралось много, то он изгонялся из полиса на 5-10 лет. Это так называемый остракизм, который ввел Клисфен.

В Древнем Риме выборы народного трибуна проходили торжественно. Целую неделю до голосования кандидат носил белый плащ – кандиду. Хотя белый цвет должен был символизировать чистоту помыслов, поступки кандидатов были откровенно корыстны. Голоса избирателей они попросту покупали. Двери дома кандидата были открыты для всех. Любой приходящий мог не только бесплатно утолить голод и жажду, но и получить хороший подарок.

(презентация) Из истории выборов на Руси ( ученик 2.)

Первые выборы на Руси произошли в IX веке, когда новгородцы призвали на княжение варягов во главе с Рюриком в качестве князя. Особенно яркие примеры даёт история Новгорода и Пскова. Здесь образовалась такая форма правления как Феодальная Республика, в которой главные должностные лица избирались на общем собрании горожан - вече. Это решение принималось путём открытого голосования. На городской площади собиралось большое количество людей, которые выкрикивали свою точку зрения (иногда это длилось не один день), пока участники не приходили к «единению».

С образованием централизованного государства необходимость в существовании вече отпала. Централизованной монархии нужен был другой представительный орган, который бы поддерживал политику власти. Таким институтом стал Земский собор. Голосование на соборе проводилось устно, открыто, по сословиям; решение принималось на основе «единогласия». Земские соборы просуществовали меньше 150-ти лет.

Становление абсолютной монархии прервало традиции формирования российских общегосударственных институтов. В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое учреждение парламентского типа появилось лишь в 1906 году. Оно получило название «Государственная Дума». В Российской империи созывалась 4 раза. Выборы в Думу проводились на основе неравного представительства сословий и в несколько этапов. Право голоса не получили: женщины, военнослужащие, кочевые народы.

В России в 1917 году проводились выборы в Учредительное собрание, а также в Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Свержение самодержавия и приход к власти большевиков положили конец формированию парламентаризма в России. Советская демократия была своеобразным политическим явлением. За сорок восемь лет существования Верховного Совета СССР ни один из 1500 членов ни разу не выступил против принятия законов и декретов, составляемых ЦК КПСС.

В Советском Союзе с помощью выборов формировались региональные и районные Советы. Явка на выборы была почти стопроцентной благодаря массовой агитации. До 1936 года выборы в России были многоступенчатыми, а затем – прямыми.

В 1990 году состоялись выборы народных депутатов РСФСР. 12 июня 1991 года состоялись впервые прямые выборы Президента России.

Учитель: Итак, сегодня мы будем говорить о демократических выборах,  и в течение урока будем составлять памятку будущему избирателю.

Попробуйте из слов и словосочетаний на слайде составить самостоятельно определение выборов. (слайд3)

Запишите в памятку определение выборов.

(слайд4) Выборы – форма  прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

 Учитель: Выборы являются одним из существенных признаков демократии. Через выборы народ (в лице избирателей) вручает своим представителям право на осуществление власти, но представительство народных интересов может быть осуществлено только при условии, если выборы организованы демократически. А это во многом зависит от избирательной системы.

Определение в памятку:

 (слайд5) Избирательная система – порядок выборов в представительные учреждения  и выборных должностных лиц, а также определения результатов голосования.

Избирательная система включает два взаимосвязанных компонента:

  • Избирательное право - комплекс правовых норм о порядке выборов;

( в памятку)

  • Избирательный процесс – комплекс действий в процессе выборов.

(в памятку)

Избирательное право является частью конституционного права и рассматривается в узком и широком смысле.

Самостоятельная работа с учебником: стр. 252 учебник Л.А. Боголюбова

Что такое избирательное право в узком смысле?

 избирательное право в узком смысле это право избирать и быть избранным: активное (политическое право избирать) и пассивное право (политическое право быть избранным) в органы государственной власти.

Вопросы учащимся:

  1. С какого возраста граждане России приобретают право избирать?
  2. С какого возраста можно стать депутатом Государственной Думы? (с 21 года), а губернатором? (с 30 лет),
  3. Сколько лет должно исполниться гражданину РФ, чтобы можно было баллотироваться в Президенты? (  35 лет при условии проживания в стране не менее 10 лет) (слайд 6)

Для кандидатов, претендующих на выборные должности, устанавливается более высокий возрастной ценз. Как вы думаете почему? (необходим жизненный опыт).

(слайд 7) Очень точно об этом сказал Джеймс Медисон:

«Цель любых выборов… прежде всего в том, чтобы обрести правителей - людей, обладающих наивысшей мудростью для того, чтобы выделять цели, общие для всего общества, и наивысшей добродетелью для того, чтобы придерживаться их в своей деятельности».

Учитель: Любые ли выборы являются демократическими? Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? (Ответы учащихся).

Сам по себе факт проведения выборов не гарантирует демократичности общества.

Важна система проведения выборов, принципы избирательного права.

У вас на столах находится Конституция РФ, выдержки из ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Определите, пожалуйста,  принципы избирательного права в демократическом обществе,  и запишите их в памятку.

Проверка  самостоятельной работы:

Ученик:

1Если обратимся к  ст.32, п.2,3 Конституции РФ, то увидим, что в выборах могут участвовать все граждане, достигшие 18 лет, психически здоровые и не содержащиеся в местах лишения свободы. Какой принцип здесь провозглашен? (всеобщее избирательное право)

Учитель: Реализация избирательных прав не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также др. обстоятельств.

Ученик:

2.Давайте обратимся к статье 5 п.1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (равное избирательное право), каждый избиратель имеет по 1 голосу.

Учитель: наличие у каждого избирателя только одного голоса – обеспечивается тем, что избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; он голосует лично, и для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня. Второй элемент равного избирательного права - участие в выборах на равных основаниях – обеспечивается тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед др. избирателем

Ученик:
3.Статья 6 федерального закона: Прямое избирательное право.

Каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата (списки кандидатов).

Учитель:  Важное преимущество прямых выборов заключается в том, что все избираемые органы государственной власти являются непосредственно представительными органами народа. Тем самым создается возможность постоянной тесной связи этих органов с избирателями, постоянного контроля населения за их работой.

Ученик:
4.Статья 7 ФЗ: Тайное голосование.

Исключает давление на избирателей в момент голосования.

Принцип тайного голосования означает, что никто, кроме самого избирателя (участника референдума) не имеет права знать о содержании его персонального волеизъявления и никто не вправе оказывать давление на волеизъявление избирателя. (слайд8)

Учитель:

Альтернативность выборов.

Т.е. возможность сделать выбор из нескольких кандидатов.

Должностные лица избираются  на определенный срок.

1.На какой срок избирается Президент РФ? В каком году был избран на должность действующий Президент В.В. Путин? В каком году состоятся следующие выборы? (2012г.-2018 г.)

 2. На какой срок избираются депутаты Государственной Думы? Когда состоятся следующие выборы? (выборы 6 созыва 4 декабря 2011 г. – следующие-2016 г.)

3. Какие выборы состоялись в сентябре 2015 года? (Выборы Губернатора Ростовской области). 13 сентября

В нашей стране введен единый день  голосования – это второе воскресенье сентября.

Учитель: предлагаю вам рассмотреть ситуации и определить, какие принципы избирательного права нарушены.

Ситуация 1. На избирательном участке гражданину отказались выдать избирательный бюллетень, на том основании, что  ему более 70-ти лет. Правомочны ли действия членов комиссии? Какой принцип избирательного права нарушен?  (всеобщность)

Ситуация 2. Во время голосования рядом с кабиной для голосования стоит человек, следит за тем, возле фамилии какого кандидата в бюллетене проставляется галочка и записывает к себе в блокнот. Какой принцип демократических выборов нарушается? (тайна голосования)

Ситуация 3. На избирательный участок пришел избиратель и требует, чтобы ему выдали два бюллетеня, так как он очень хочет, чтобы понравившийся ему кандидат набрал больше голосов и победил. Прав ли избиратель в своих требованиях? (нет, выборы должны быть равными, 1 гражданин – один голос)

Ситуация 4. В бюллетене для голосования проставлена только одна фамилия. Какой избирательный принцип нарушен?

Учитель: Избирательное законодательство включает широкий круг источников:

Какие вы можете назвать?

Особое место в нем принадлежит Всеобщей декларации прав человека, Конституции РФ, специальным законам о выборах: «О выборах Президента РФ», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»; законодательство субъектов РФ.

Учитель: Международная политическая практика выработала два основных типа избирательных систем: мажоритарный и пропорциональный.

Практическая работа:

Избирательная система

основные черты

   плюсы

минусы

Мажоритарная

Пропорциональная

С 2007 по 2011 год выборы в Государственную думу проходили по пропорциональной системе. С 2016 года половина депутатов (225) Государственной думы РФ будет избираться по одномандатным округам по мажоритарной системе, а вторая половина – по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 5%

Выборы Президента РФ осуществляются по мажоритарной системе. Проводятся они по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации.

Учитель: Участие гражданина РФ в выборах является свободным и добровольным. У нас в стране отменен порог явки на выборы в 2006 году. До сих пор по российским законам выборы считались состоявшимися, если в них участвовали 20 процентов на региональных выборах, не менее 25 процентов - на федеральных парламентских и не менее 50 процентов - на президентских.

В России активность граждан на выборах неуклонно снижается. Не все граждане пользуются своим правом - избирать. Почему так происходит?

В избирательном праве есть такое понятие « абсентеизм».

Абсентеизм (в избирательном праве, лат.Absentia - отсутствие) - неучастие в голосовании на выборах и референдумах граждан, обладающих активным избирательным правом.

Щербатых С. провел социологический опрос в нашей школе среди старшеклассников и учителей. Сейчас он  познакомит  вас с его результатами.

Ученик: Мы провели  социологический опрос среди учителей и учащихся 9-11 классов. Респондентам были предложены следующие вопросы:

1.Участие в выборах – это право или обязанность?

100% учителей  ответили, что это право. 71% старшеклассников считают, что участие в выборах - это право, остальные 29%- обязанность.

2. Принимаете ли вы участие в выборах?  (вопрос для учителей)

 Наши учителя занимают активную гражданскую позицию и все ходят на выборы.

3.Будете ли вы принимать участие в выборах? (вопрос для учащихся)

90% учащихся собираются в будущем принимать участие в выборах, 10% - нет.

  1. Могут ли выборы изменить нашу жизнь в лучшую сторону?

65% учителей считают, что выборы могут изменить нашу жизнь, остальные – 35% что ничего выборы не меняют. Старшеклассники более оптимистичны, 80% из них считают, что выборы меняют нашу жизнь в лучшую сторону, 20%- что нет.

Учитель: Так нужно ли участвовать в выборах? Иногда можно слышать следующее: 

Проведение и организация выборов требует больших расходов.

Выборы проходят нечестно и не отражают волю избирателей.

Лень идти на выборы.

Политика, выборы – это не интересно.

 Приведите аргументы в пользу участия в выборах.

Ученики:

Избиратель выражает свою волю

Человек может влиять на политическую ситуацию в стране

Человек реально участвует в политической жизни

Это возможность контролировать власть

Выборы – это праздник

Выборы – это способ заставить власти отчитаться перед народом

за проделанную работу

Ответы учащихся:

- Участие в выборах - это показатель гражданской зрелости, самостоятельной политической позиции, важный вклад в формирование будущего России. Каждый из нас сможет с 18 лет прийти на избирательный участок и принять участие в выборах.

- Если избирать - мое право, а не обязанность, то я могу не ходить на выборы? Если право есть, я думаю, им нужно воспользоваться.

- Если мы голосуем, значит, участвуем в управлении своей страной.

- Равнодушие и безучастность граждан позволяют некомпетентным и коррумпированным чиновникам оставаться на своих местах.

Учитель: Выборы в правовом государстве представляют собой одну из безусловных базовых ценностей современной российской государственности, незыблемых основ конституционного строя России. Многие думают, что «один мой голос все равно ничего не изменит».
НЕТ, ИЗМЕНИТ! Бывают ситуации, когда один бюллетень решает исход выборов. Ведь сумма таких «одних» голосов говорит о победе или поражении кандидата.

Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют.              (американский литературный и театральный критик)                                                                                      Джордж Джин Нейтан

 Об избирательной  кампании мы поговорим с вами на следующем уроке.

3.Закрепление изученного материала

Задание «Вопросительные слова»

Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.

Вопросительные слова

Основные понятия темы

Как?

Что?

Где?

Почему?

Сколько?

Откуда?

Какой?

Зачем?

Каким образом?

Какая взаимосвязь?

Из чего состоит?

Каково назначение?

Пропорциональная избирательная система

Мажоритарная избирательная система

Выборы

Избирательная система

Избирательное право

Абсентеизм

Принципы избирательного права

4. Домашнее задание.

Учитель: Я предлагаю вам выбрать самостоятельно одно задание из числа предложенных:

На «5»  - написать эссе по высказыванию О. фон Бисмарка  «Неучастие в политике не освободит вас от ее результатов»;

На «4» -  подготовить вопросы и ответы для викторины по теме «Выборы в РФ» (условие: не менее 10 вопросов с 4 вариантами ответов);

 На «3» - составить кроссворд по теме «Избирательное право и избирательный процесс в РФ» с ответами (не менее 10 слов)

При оценивании творческих работ оценивается оригинальность исполнения, оформление работы, работы должны быть авторскими и не заимствованными из сети Интернет.

А закончим  наш урок   стихами. (ученик)

Их автор – ученица 11 класса Горбань Екатерина.

Я голосую за мир на земле!

Я голосую за лучик в окне.

Мой голос услышать не сможете вы,

Но он очень важен для нашей страны.

Избрав кандидата на пост президента,

Я крестик поставлю и жду перемен.

Когда все подсчеты закончатся где-то,

И будет по – честному все, без подмен.

Чтоб старые бабушки жили в достатке,

А не с копейками шли в магазин.

Когда – то все силы отдали стране без остатка

На благо, теперь страна пусть поможет им.

Чтоб детям жилось легко и спокойно,

В любой институт поступить по желанью смогли,

Родители наши всем были б довольны,

А мы бы гордиться страною могли.

Давайте же дружно России поможем,

Ведь все в этом мире зависит от нас,

Кого изберем, на кого все возложим,

Чтоб жизнь наша лучше была, чем сейчас.

Не все из вас выберут  политику в качестве  своей профессией. Но, достигнув 18 лет,  вы станете   избирателями.   И от того какой выбор сделает ваше поколение, зависит будущее нашей страны.  Участие в выборах – это не просто гражданский долг, не просто право, это, прежде всего, наше отношение к собственной жизни, к жизни близких и родных нам людей.

5.Рефлексия:

Урок завершается заполнением карточки «Пять слов об уроке». Содержание карточки: «Дорогой друг! Напиши о своем отношении к проблеме урока. Насколько она тебе интересна?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обществознания "Общество как система" для 10 класса

Урок разработан с применением технологии развития критического мышления, отражает деятельностный подход к обучению школьников и направлен на развитие метапредметных знаний и умений....

"Нации и межнациональные отношения". методическая разработка урока обществознания 8 класс

Методическая разработка урока обществознания для 8 класса "Нации и межнациональные отношения" стала победителем Третьего открытого профессионального конкурса педагогов «Активные методы обуче...

Методическая разработка урока обществознания, 6 класс "Быть гражданином"

Программа курса "Обществознание" Л.Н.Боголюбова...

Методическая разработка урока обществознания в 6 классе "Духовные богатства общества и культурное наследие"

Технологическая карта и презентация урока  обществознания в 6 классе по теме "Духовные богатства общества и культурное наследие" по учебнику "Обществознания" под редакцией А.И...

Методическая разработка урока обществознания в 11-м классе. Тема урока: «Политическая система и ее роль в жизни общества».

Тема урока: «Политическая система и ее роль в жизни общества».Разделы: История и обществознание, искусствоЦель: закрепление раннее изученных знаний и навыков работы с заданиями ЕГЭТип урок...

Методическая разработка урока обществознания 8 класс, Человек, общество, природа

Методическая разработка комбинированного урока урока по обществу 8 класс по теме: "Человек, общество, природа". Используются образовательные технологии активного редуктивного чтения, критиче...

Методическая разработка урока. Обществознание. 8 класс. Наука в современном обществе

Урок открытия нового знания с использованием информативно-коммуникативной технологии. Цель урока: способствовать формированию у обучающихся убеждения, что наука является определяющей силой развит...