Конспект урока по обществознанию в 5 классе "Как человек познаёт мир"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему

Афанасьева Римма Ахатовна
Урок обществознания для 5 класса. Обучающиеся на уроке узнают о путях и формах познания. Выполняя задания, убеждаются в необходимости интеграции путей и форм познания для получения достоверной картины мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kak_chelovek_poznayot_mir.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по обществознанию в 5 классе

Тема: Как человек познает мир и самого себя

           Познание как человеческая потребность. Поиск информации. Как человек познает мир и самого себя. Способы познания мира, человека, общества: чувственное рациональное познание. Самопознание.

Воспитание социальной ответственности и гражданской компетенции.

Назначение данной темы заключается в формировании на доступном пятиклассникам уровне представлений о познании человека. Знакомство с ней носит пропедевтический характер.      Имеющийся у пятиклассников личный опыт дает возможность углубить и расширить представления об игре, учебе и труде как основных видах деятельности.

Цели:

  • способствовать развитию нравственных качеств учащихся,
  • обучать навыкам группового взаимодействия.
  • Способствовать развитию познавательных интересов.

Оборудование:

Презентация к уроку «Как человек познает мир и самого себя».

  • Дополнительный материал к уроку на каждого ученика.

Оформление доски:

Тема: «Как человек познает мир и самого себя».

План урока:

  1. Опрос домашнего задания.
  2. С какой целью человек познает окружающий мир?
  3. При помощи чего человек познает мир?
  4. Что такое познание
  5. Способы познания

Словарь: познания, знания, мышление, самопознание.

Задачи урока

1) Образовательные:

  • объяснить, что познание играет важную роль в жизни человека.
    2) Развивающие:
  • развитие способности к исследовательскому типу мышления;
  • развивать умения поиска и выделения значимых связей и отношений между частями целого;
  • формировать опыт применения полученных знаний для решения типичных задач в области нахождения и анализа информации;

3) Воспитательные:

  • воспитание социальной ответственности и гражданской компетенции.
  • развитие высших психических функций -   внимание, восприятие, логическое мышление.

В данном уроке используются познавательные универсальные учебные действия выражающиеся в исследовании и совокупности операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации, а также коммуникативные универсальные учебные действия, выраженные в использование правил общения в малых группах.

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Предметные

Метапредметные

Обучающиеся смогут объяснить значение понятий «знания», «познание», «мышление». Назвать отличия познания от самопознания

регулятивные

коммуникативные

познавательные

личностные

Обучающиеся смогут используя схему объяснить как человек познает мир и самого себя.

Обучающиеся смогут подготовиться и принять участие в дискуссии на тему «Делает ли самопознание человека лучше»

Обучающиеся научатся правилам ведения дискуссии.

Обучающиеся смогут оценивать себя и отличать истинное знание от ложного

ХОД УРОКА

№ 
п/п

Название этапа урока

Содержание этапа

Вспомогательный материал

Время
 этапа

1.

Организационный момент

Проверим вашу готовность к уроку.      

        Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей, здравствуйте!

Слайд № 1

1,5 мин.

2

Проверка домашнего задания.

Актуализация знаний по предыдущей теме урока

       Сейчас мы с вами повторим материал предыдущего урока.

    Проведение теста

 

Слайд № 2

2.

Сообщение темы урока

      Скажите, все вы читали роман английского писателя Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» или возможно вы смотрели фильм?

-  Что ему помогло выжить на острове?

(При помощи чего он разжигал огонь, как он определял который час, каким способом он добывал себе пищу?)

        (Рассуждение детей)

Слайд № 3

1 мин.

3.

Работа с учебником

Работа над новой темой

 А для чего человеку нужны эти знания?

       

  Знания, это результат познания. Знанием становится только усвоенная человеком информация.

      При помощи чего мы получаем знания? При помощи познания. Познание – это деятельность, направленная на получение, хранение, переработку и систематизацию информации.

 А что такое информация?  Каким образом мы получаем информацию?

Читаем на странице 49 определения.

Слайд №4

Слайд № 5

Слайд № 6

4.

Продолжение работы над новой темой

Работа в учебниках и в тетрадях.

Способы познания.

Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик – запах различать,
Руки – чтоб ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.

    - Про что эти стихи?

 -  А как можно назвать одним словом?

   - Как человек познает мир?  

Существует два основных вида познания.

Это чувственный и рациональный.

Как вы понимаете слово чувственный? Как вы можете объяснить, и перечислить при помощи каких органов чувств.

А Рациональный?.....(т.е с помощью разума, ума, мышления).

-   Найдите в учебнике определение Мышления.

       Давайте посмотрим с вами на картинку в учебнике, на странице 51.  Посмотрите, какие способы познания иллюстрируют фотографии? Аргументируйте свой ответ.

5 мин.

5.

Физическая пауза

- Назовите виды деятельности, присутствующие на нашем уроке (учебная, творческая, трудовая, общение)

- Какой вид деятельности ещё не назвали? (игровую)

- А можем мы включиться в игровую деятельность?

- Каким образом? Что вы предложите?

- Кто из вас сможет провести её?

Вновь у нас физкультминутка, 
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись, 
А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка, 
Отдохнули мы слегка.

 СЛАЙД №12

2 мин.

6.

Работа над новой темой

Работа с книгой

Но человек познает не только окружающий мир, но и себя.  Как вы думаете, как называется этот процесс.

Самопознание.

А с чем связанно самопознание?....(правильно, самопознание связанно с самооценкой. оценивая себя, человек может получить истинное знание (рационально взглянув на себя), или ложное знание (то есть с преувеличением своих достоинств) о себе). Очень важно сравнивать себя с самим собой, какими вы были вчера, месяц назад, год назад.

Задавайте себе эти вопросы и не ленитесь отвечать на них.

СЛАЙД №13

3 мин.

 

  

2,5 мин.

 

 

2,5 мин.

Обобщение по новой теме

         

 СЛАЙД №,14,15,16

СЛАЙД №,17

2 минуты

Домашнее задание  

§6.  Ответить на вопросы. 1-5.

4 мин.

10.

Итог урока

Подведение итогов (рефлексия)

Запись домашнего задания в тетради и дневниках

1,5 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обществознанию в 8 классе "Человек и культура"

Урок дает представление о таких понятиях, как культура, ее виды, познание, знания. Используется работа с текстом и демонстрация несложного опыта. Материал содержит самоанализ урока....

План-конспект урока по обществознанию в 8 классе "Потребности человека"

Данный урок составлен по учебнику обществознания Кравченко А.И.           Представл...

Конспект урока по обществознанию 7 класс "Темперамент человека"

Конспект урока по обществознанию 7 класс "Темперамент человека"...

Конспект урока по обществознанию "Человек и общество". 11 класс.

Данная разработка поможет учителю систематизировать полученные учениками знания.Подготовиться к сдаче зачета, ЕГЭ....

Конспект урока по обществознанию 6 класс "Человек-личность"

Конспект урока по обществознанию 6 класс "Человек-личность"...

Конспект урока по обществознанию 6 класс Тема урока: Человек в группе

Цели урока: 1) Осознать, что общество необходимо человеку; 2) Подвести учащихся к пониманию того, что любая группа может оказать влияние на человека и у каждой группы существуют определённые правил...