практическая работа по олигофренопедагогике
занимательные факты по обществознанию на тему

Малышева Наталья Борисовна

работа пригодится тем ,кто проходит переподготовку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автономная Некоммерческая Организация дополнительного профессионального образования

«Уральский институт повышения квалификации и переподготовки»

Олигофренопедагогика. Коррекционно-развивающее обучение детей с нарушениями интеллекта в условиях реализации ФГОС (340)

Дисциплина: Психология детей с нарушением интеллекта (олигофренопсихология)

Практическое задание 1, модуль 1

                                                                  Выполнил:

                                                                  слушатель Малышева Н.Б.

                                                                  Преподаватель:

                                                                  Цинская Ю.Е.

                                                   Пермь.2017

Задание 1. Определение  понятий:

Ведущая деятельность - деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психических новообразований человека на данной ступени развития его личности. Л. С. Выготским были заложены основы представлений о ведущей деятельности в рамках его трактовки игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте

Зона актуального развития – совокупность представлений, знаний, навыков, умений, личностных качеств, которыми ребенок уже овладел и может пользоваться без посторонней помощи. Это сегодняшний день ребенка, степень его готовности к новому этапу жизни, к завтрашнему дню. Зона актуального развития определяется по уровню общего развития, степени сформированности тех или иных качеств, прочности усвоенного человеческого опыта, творческости применения приобретенного в процессе образования и воспитания багажа. Это и уровень обученности и воспитанности ребенка. На базе наличествующего в зоне актуального развития простраивается зона его ближайшего развития.

Зона ближайшего развития — уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. Понятие «зона ближайшего развития» было введено в психологический лексикон Л. С. Выготским, с одной стороны, для того, чтобы подчеркнуть принципиальную особенность развития личности на ранних стадиях онтогенеза, когда ребенок усваивает и присваивает накопленный социальный опыт, прежде всего, путем партнерского деятельностного и общенческого взаимодействия со взрослым, а с другой — для того, чтобы качественно развести актуальный уровень развития ребенка, который проявляется им в индивидуальной деятельности и тот, более высокий уровень развития, который реализуется развивающейся личностью, но лишь в рамках совместной деятельности со взрослым, выступая как «область несозревших, но созревающих процессов» (Л. С. Выготский) этот термин используют, говоря о перспективах развития конкретного контактного сообщества, которые оно «отрабатывает» с внешней инстанцией социального контроля (особенно если это официальная общность) или с лидером (особенно, если это неформальная группа). Зона ближайшего развития - характеризует процесс подтягивания психического развития вслед за обучением. Эта зона определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности - он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач.

Возрастные новообразования - это результаты развития на данный период и, одновременно предпосылки для следующего развития.

Эти новообразования, только возникнув, изменяют социальную ситуацию развития ребенка и меняют систему отношений ребенка со взрослыми. Следует скачок в развитии за ним следуют так называемые противоречия развития, которые затем снова толкают ребенка на новый этап развития. Этих новообразований может быть много, но в любом возрасте есть так называемое центральное психологическое новообразование, которое перестраивает всю личность ребенка и его взаимоотношения с окружающим миром. Остальные же новообразования группируются вокруг центрального и носят название побочных..

Социальная ситуация развития -это единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой.

   Социальная ситуация развития определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие, особенности его сознания.

   Социальная ситуация развития, как отношение между развивающимся субъектом и средой, определяет:

   1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом;

   2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношение ребенка к своей позиции в терминах «принятия — непринятия».

Сензитивные периоды развития - возрастные интервалы индивидуального развития, в течение которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира.

Психическое развитие в онтогенезе представляет собой последовательный ряд переходов от одной ступени развития к качественно другой. Первостепенное значение при этом имеет возрастная чувствительность к окружающему. Неодинаковость возрастной чувствительности в разные периоды детства, временное повышение ее уровня и изменение направленности приводят к тому, что в годы созревания закономерно наступают сензитивные периоды, когда обнаруживаются благоприятные условия для развития психики в тех или иных направлениях, а затем эти возможности постепенно или резко ослабевают. При этом на одних возрастных этапах имеются предпосылки развития чувствительности к одним сторонам действительности, на других - к другим.

Кризисный период развития.

Изменения в детской психике на разных этапах могут происходить медленно и постепенно, а могут — быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии ребенка. Часть психологов считает, что детское развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы — ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше. Л.С Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. В настоящее время у нас чаще говорят о переломных моментах в развитии ребенка, а собственно кризисные, негативные проявления относят за счет особенностей его воспитания, условий жизни. Близкие взрослые могут эти внешние проявления смягчить или, наоборот, усилить. Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии, и ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер. Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид:

кризис новорожденности;

младенческий возраст (2 месяца-1 год);

кризис 1 года;

раннее детство (1-3 года);

кризис 3 лет;

дошкольный возраст (3-7 лет);

кризис 7 лет;

школьный возраст (8-12 лет);

кризис 13 лет;

пубертатный возраст (14-17 лет);

кризис 17 лет.

Задание 3  Распространенность умственной отсталости

По различным оценкам распространенность умственной отсталости колеблется от 0,5% до 3% населения, при этом легкие формы интеллектуальной недостаточности встречаются чаще тяжелых. Мужчины страдают умственной отсталостью чаще женщин.

В показателях распространенности умственной отсталости в разных странах и даже в отдельных районах одной и той же страны отмечаются значительные колебания. Это может отражать и реальное число больных в том или ином регионе мира, но следует указать основные причины таких различий: степень выявляемость больных, разные критерии диагностики умственной отсталости, а также культуральные особенности того или иного общества и вытекающие из них системы обучения и воспитания, не только создающие предпосылки для адаптации больных и компенсации нарушенных функций, но и отражающие разную степень толерантности общества к умственно отсталым.

М. Ш. Вроно (1983) приводит материалы ВОЗ, относящиеся к середине XX в. Распространенность умственной отсталости в мире, по этим данным, характеризовалась пораженностью 1-3 % населения всех возрастов.

По данным А. А. Чуркина (1997), в России на 1995 г. насчитывалось 608,1 больных на 100 000 населения, т. е. показатель распространенности - 0,6 %. По данным того же автора, заболеваемость характеризуется показателем 0,39 %. Первичная заболеваемость выросла за период 1991-1995 гг. на 17,2 % в абсолютных показателях и на 14,7 % в интенсивных. Рост происходил в основном вследствие увеличения числа больных с дебильностью (на 23,7 % в абсолютных показателях и на 23,8 % в интенсивных), в то время как заболеваемость более тяжелыми формами умственной отсталости снизилась (на 12,1 % в абсолютных показателям и на 11,3 % в интенсивных). Отмечая общий рост числа больных за последние годы, А. А. Чуркин вместе с тем констатирует одновременно сокращение диспансерного контингента таких больных, что он обоснованно связывает с изменениями порядка постановки пациентов на учет. Больные с умственной отсталостью составляют значительную часть лиц, признанных инвалидами по психическому заболеванию (31,3 %), причем число их возросло в 1985-1995 гг. на 39 %, а число больных, впервые признанных инвалидами, - на 112 %.

J. D. Bregman и J. C. Harris (1995) констатируют, что в США насчитывается 2,5 млн лиц с умственной отсталостью, а показатель болезненности составляет 1 %. Эти же авторы приводят сводную таблицу распространенности умственной отсталости, по данным специалистов разных стран, где колебания соответствующих показателей регистрируются в пределах от 0,39 до 2,7 %.

Существенные различия в показателях распространенности умственной отсталости отмечаются при рассмотрении разных возрастных групп населения и форм заболевания по глубине интеллектуального дефекта. В последнем случае более стабильными являются показатели, относящиеся к тяжелым формам умственной отсталости - около 0,4 %. Так, M. Rutter и соавт. (1970) приводят показатель 0,39 %, K. Gustavson и соавт. (1977) - 0,28 %. И больший разброс показателей отмечается при более легких степенях психического недоразвития - от 0,7 до 1,2 % по K. Gustavson и соавт. (1977), H. Koller и соавт. (1984) и до 2,1 % по M. Rutter и соавт. (1970). А. А. Чуркин (1997) указывает величины распространенности для дебильности (т. е. легких форм) - 0,47 % и для других форм - 0,13 %. Эти показатели можно считать заниженными.

Число больных увеличивается с возрастом обследуемых больных и к 5-12 годам становится наибольшим, постепенно снижаясь к 22-34 годам [Bregman J. D., Harris J. C., 1995]. Поскольку в исследования включаются разные возрастные популяции, колебания показателей болезненности остаются весьма значительными. Во всех эпидемиологических исследованиях отмечается отклонение в соотношении полов в сторону преобладания лиц мужского пола, причем это соотношение в возрастных группах различно. Так, в раннем возрасте среди умственно отсталых соотношение полов 1:1, но уже с 5 лет оно резко меняется, составляя 1,5:1 и даже выше. Максимум различий приходится на 18-24 года - 1,6:1. В старших возрастных группах (40 лет и более) оно вновь приближается к 1:1.

Соотношение полов несколько различается и при разной степени психической отсталости. Так, при самой тяжелой степени умственной отсталости оно составляет 1:1, а при умеренно выраженной имбецильности и глубокой дебильности - 1,2:1. При более легкой умственной отсталости мальчики преобладают еще значительнее - 1,5:1.

Динамика распространенности умственной отсталости во многих странах мира характеризуется тенденцией к увеличению, особенно легких ее форм. Основную причину этого усматривают в улучшении выявляемость в связи с развитием психиатрических служб. Однако есть некоторые основания и для реального повышения числа умственно отсталых в популяции.

Так, увеличение числа больных с умственной отсталостью может быть обусловлено улучшением системы родовспоможения и медицинской помощи, что приводит к повышению жизнеспособности и увеличению продолжительности жизни некоторых категорий умственно отсталых детей (это видно на примере болезни Дауна и других врожденных заболеваний). Кроме того, повышению числа умственно отсталых может способствовать такой фактор, как курение женщин во время беременности. Есть данные о том, что в 25 % случаев беременность курящих женщин сопровождается недоношенностью, которая сама по себе является большим фактором риска в отношении умственной отсталости ребенка. Но особенно вредно сказывается на потомстве женский алкоголизм, также растущий в популяции [Куниковская Л. С., 1983; Olegard К., 1979; Son R. H., Conquist В., 1981; Streissghuth A. P. et al., 1991].

В настоящее время имеются и генетические обоснования увеличения абсолютного числа умственно отсталых лиц в популяции. Речь идет в первую очередь о более высокой средней плодовитости умственно отсталых (женщин), чем лиц из общей популяции. Как мы уже упоминали, 36,1 % всех умственно отсталых получают интеллектуальный дефект от умственно отсталых предыдущего поколения [Reed E., Reed S., 1965]. Это касается главным образом более легкой умственной отсталости. При повышении же числа лиц с глубокой умственной отсталостью, помимо вышеуказанных, могут отмечаться и другие причины. Основной из них является повышение уровня мутаций вследствие ухудшения общей экологической ситуации и особенно ее обострения в отдельных районах мира. Повреждающие факторы окружающей среды из-за ее загрязнения могут действовать и непосредственно на плод, обусловливая повышенную частоту его внутриутробного поражения.

Задание 4.

Этиология умственной отсталости

период действия

Эндогенные причины

Экзогенные причины

Пренатальный

 различные наследственные заболевания родителей. На генетическом уровне передается около 50 – 70 % форм умственной отсталости;

хромосомные нарушения. Частой причиной умственной отсталости являются хромосомные нарушения, связанные с изменениями в численности или структуре хромосом (хромосомные аберрации). Они составляют около 15 % от всех случаев. Среди хромосомных аномалий чаще других встречается аберрация, вызывающая синдром Дауна;

 1) хронические заболевания матери;

2) инфекционные болезни, перенесенные матерью в период беременности;

3) интоксикация, прием матерью во время беременности некоторых лекарственных препаратов;

4) курение, употребление алкоголя и наркотиков матерью.

Натальный

 

 1) родовые травмы;

2) инфицирование плода;

3) асфиксия (удушье) плода.

Постнатальный

 нарушения обмена веществ. При наследственных нарушениях обмена имеет место поражение ЦНС, приводящее к возникновению сложного дефекта (различные сочетания интеллектуальной недостаточности с поражениями двигательной системы, недоразвитием речи, нарушениями зрения, слуха, эмоционально-поведенческими расстройствами). Так, при фенилкетонурии (врожденное отсутствие определенного фермента) в организме накапливаются токсические продукты. С данными нарушениями связано возникновение тяжелых форм умственной отсталости.

 1) остаточные явления после инфекционных и других заболеваний;

2) различные травмы головы;

3) интоксикации, перенесенные ребенком.

  Задание 5. Сравнительная характеристика олигофрении и деменции.

Олигофрения

Деменция

Олигофрения – врожденное слабоумие, представляющее собой необратимый процесс; его характерными чертами являются недостаточность психического и даже физического развития. Интеллектуальные способности такого человека остановились в развитии. Болезнь может развиться как в раннем, до трех лет, возрасте, так и до рождения ребенка. Таким образом, умственные способности человека, появившегося на свет с олигофренией, таковыми и останутся. В случае, когда болезнь приобретена в детстве, интеллектуальное развитие прекращается. Умственная отсталость при олигофрении, в отличие от деменции, остается стабильной, без дальнейшего ухудшения. У таких больных отсутствует любознательность, тяга к знаниям, самостоятельность. Эмоции приглушены, отвлеченные понятия недоступны, умозаключения даются с трудом.

Деменция – приобретенное слабоумие прогрессирующего характера, при этом присутствуют расстройства мышления, памяти, эмоциональных проявлений. Больной постепенно утрачивает все свои навыки и знания, со временем происходит полный распад личности, на поздней стадии недуга такой человек полностью зависит от помощи окружающих. Причиной развития данной патологии являются органические поражения мозга в результате различных заболеваний, наследственности, травм головы, инфекций и др. Наиболее часто недуг поражает людей преклонного возраста, существует даже такое понятие, как старческий маразм. Но в редких случаях деменция развивается и у детей.

 Слабоумие -следствие врожденного дефекта развития интеллектуальных функций в связи с наследственной патологией или заболеваниями и повреждениями мозга, перенесенными во внутриутробном периоде или в первые три года жизни. Принято считать, что психическое развитие при олигофрении зависит от патологических биохимических и/или морфологических изменений материальной основы психических процессов - головного мозга, и прежде всего состояния коры его больших полушарий. Эти многообразные изменения ведут не только к отставанию психического развития, к его

задержке, но и к недостаточности возможностей развития полноценной психики. Поэтому при наличии олигофрении на всех этапах жизни больного имеют место как количественные, так и качественные особенности психического статуса, в частности, состояния когнитивных, интеллектульно-мнестических возможностей, выражающиеся той или иной степенью их неполноценности.

Приобретенное слабоумие - чаще обусловленное интоксикацией, дисметаболическим, инфекционно-воспалительным или травматическим поражением мозга, происходящими в нем дегенеративными процессами, сосудисто-мозговой патологией. Предрасполагающим к деменции состоянием может быть наследственный фактор, в частности унаследованный скрытый ферментный дефицит, трансформация которого в явный ферментный дефицит провоцируется инволюционными процессами, как это бывает, например, при болезни Паркинсона или при хорее Гентингтона.

Различие олигофрении от деменции заключается в непрогрессивном характере. И хотя темп развития психики заторможен, тем не менее, болезнь не прогрессирует, при этом интеллектуальный дефект не увеличивается.

При деменции недостаток интеллекта развивается, когда структуры мозга в большинстве своем уже сформированы, психика также достигла определенного уровня. Ее распад начинается после времени нормального развития.

При олигофрении недоразвитие всех функций (речи, восприятия, моторики, мышления, памяти, эмоций и др.) имеет тотальный характер.

Познавательные функции при деменции отличаются неравномерностью: яркие нарушениям в одной области сочетаются с сохранностью других отделов в большей или меньшей мере.

В детстве, когда процессы познавания развиваются интенсивнее, любая патология, в результате которой происходит снижение познавательной деятельности, ведет к приостановке развития интеллекта. У детей до трехлетнего возраста нарушение интеллектуальных процессов, как правило, преобладает над значением распада интеллектуальной функции, т.к. они еще развиты недостаточно. Поэтому отграничение врожденного и приобретенного слабоумия представляет определенные трудности, в связи с этим любые проявления недостаточности развития в раннем возрасте, которые не связаны с психической болезнью прогрессирующего характера (эпилепсия, шизофрения и др.), классифицировать, как олигофрению.

В раннем возрасте разграничить эти две патологии не всегда легко. Как правило, при распаде психических функций, приобретенных ранее, при любом повреждении головного мозга присутствует задержка психического развития. Дефект интеллекта, причина которого в заболевании мозга, имеет сложную структуру, при этом сравнительные показатели деменции и олигофрении включают в себя черты обоих заболеваний. В более старшем возрасте ограничения между этими заболеваниями становятся более четкими.

При олигофрении, в зависимости от степени развития отклонений, возможна социальная адаптация (в степени дебильности).

При деменции необходима своевременная диагностика и лечение, благодаря которым можно предупредить дальнейшее прогрессирование болезни.

Задание 6. Краткое изложение классификаций (систематик) умственной отсталости, принадлежащих отечественным (М.С.Певзнер, С.С. Мнухин, Г.Е. Сухарева, Д.Н. Исаев, В.В. Ковалев и другие) и зарубежным ученым (К. Инграм и Дж. Гондро, Л. Каннер, А. Хорус, Э. Льюис, К.Бенда и другие).

М. С. Певзнер выделяет пять клинических форм олигофрений:

1. При неосложненной форме олигофрении ребенок характеризуется уравновешенностью нервных процессов. Отклонения в познавательной деятельности не сопровождаются у него грубыми нарушениями анализаторов. Эмоционально-волевая сфера изменена не резко. Ребенок способен к целенаправленной деятельности в тех случаях, когда задание ему понятно и доступно. В привычной ситуации его поведение не имеет резких отклонений.

2. При олигофрении, характеризующейся неуравновешенностью нервных процессов с преобладанием возбуждения или торможения, присущие ребенку нарушения отчетливо проявляются в изменениях поведения и снижении работоспособности.

3. У олигофренов с нарушением функций анализаторов диффузное поражение коры сочетается с более глубокими поражениями той или иной мозговой системы. Они дополнительно имеют локальные дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Особенно неблагоприятно сказываются на развитии умственно отсталого ребенка нарушения речи.

4. При олигофрении с психопатоподобньм поведением у ребенка отмечается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы. На первом плане у него оказывается недоразвитие личностных компонентов, снижение критичности относительно себя и окружающих людей, расторможенность влечений. Ребенок склонен к неоправданным аффектам.

5. При олигофрении с выраженной лобной недостаточностью нарушения познавательной деятельности сочетаются у ребенка с изменениями личности по лобному типу с резкими нарушениями моторики. Эти дети вялы, безынициативны и беспомощны. Их речь многословна, бессодержательна, имеет подражательный характер. Дети не способны к психическому напряжению, целенаправленности, активности, слабо учитывают ситуацию.

Все клинические формы олигофрении Г. Е. Сухарева делит на три группы в зависимости от времени воздействия этиологического фактора.

I. Олигофрения эндогенной природы (в связи с поражением генеративных клеток родителей): а) болезнь Дауна; б) истинная микроцефалия; в) энзимопатические формы олигофрении с наследственными нарушениями различных видов обмена, включая фенилпировиноградную олигофрению, олигофрению, связанную с галактоземией, сукрозурией, и другие энзимопатические формы олигофрений; г) клинические формы олигофрении, характеризующиеся сочетанием слабоумия с нарушением развития костной системы и кожи (дизостозическая олигофрения, ксеродермическая олигофрения).

II. Эмбрио- и фетопатии: а) олигофрения, обусловленная коревой краснухой, перенесенной матерью во время беременности (рубеолярная эмбриопатия); б) олигофрения, обусловленная другими вирусами (грипп, паротит, инфекционный гепатит, цитомегалия); в) олигофрения, обусловленная токсоплазмозом и листериозом; г) олигофрения, возникшая на почве врожденного сифилиса; д) клинические формы олигофрении, обусловленные гормональными нарушениями матери и токсическими факторами (экзо- и эндотоксическими агентами); е) олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью новорожденных.

III. Олигофрения, возникающая в связи с различными вредностями, действующими во время родов и в раннем детстве: а) олигофрения, связанная с родовой травмой и асфиксией; б) олигофрения, вызванная черепно-мозговой травмой в постнатальном периоде (в раннем детстве); в) олигофрения, обусловленная перенесенными в раннем детстве энцефалитами, менингоэнцефалитами и менингитами.

Наряду с этими группами, Г. Е. Сухарева выделяет атипичные формы олигофрении (связанные с гидроцефалией, локальными дефектами развития головного мозга, эндокринными нарушениями и др.). Внутри каждой из названных форм проводится дальнейшая дифференциация по качеству дополнительных этиологических факторов и по особенностям клинической картины, включая степень глубины интеллектуального дефекта.

С. С. Мнухин в зависимости от состояния физиологического тонуса выделяет астеническую, стеническую и атоническую формы олигофрений. Д. Н. Исаев к этим основным формам добавляет еще дисфорическую форму психического недоразвития.

С. С. Мнухин и Д. Н. Исаев выделили следующие 4 основные клинические формы общего психического недоразвития.

1. Стеническая форма.

2. Астеническая форма.

3. Дисфорическая форма.

4. Атоническая форма.

Больные со стенической формой общего психического недоразвития, особенно легкой степени выраженности, характеризуются довольно хорошей способностью к адаптации. Отличаясь сравнительно малой любознательностью, примитивностью интересов, обладая преимущественно конкретным мышлением и бедной речью, они в то же время достаточно работоспособны. Усвоенные навыки и знания эти больные способны использовать в повседневной жизни.

Было выделено два варианта стенической формы общего психического недоразвития:

— уравновешенный;

— неуравновешенный.

Как ясно из названий, варианты отличаются друг от друга большей или меньшей выраженностью аффективной неустойчивости. Больные с уравновешенным вариантом адаптируются лучше неуравновешенных.

Астеническая форма общего психического недоразвития предполагает наличие у больных нарушений внимания, повышенной утомляемости, медлительности, затруднений в усвоении определенных навыков.

Вариантами астенической формы являются:

— основной, имеющий все основные особенности данной формы;

— брадипсихический, характеризующийся замедлением психических процессов;

— дислалический, с выраженными речевыми расстройствами;

— диспрактический, с моторными нарушениями;

— дисмнестический, с мнестическими расстройствами.

Больные с различными вариантами астенической формы, даже обладая определенным интеллектуальным багажом, словарным запасом, не способны рационально пользоваться ими. В связи с этим, при равной степени тяжести общего психического недоразвития, больные с астенической формой адаптируются хуже больных со стенической формой.

Больные с дисфорической формой общего психического недоразвития характеризуются своеобразным постоянным дисфорическим эмоциональным фоном, расторможенностью влечений. Больные конфликтны, у них часто отмечаются нарушения поведения. Они испытывают большие трудности в обучении, в усвоении трудовых навыков даже при легкой степени общего психического недоразвития. Вариантов этой формы выделено не было.

Характерными особенностями больных с атонической формой общего психического недоразвития являются низкая способность к психическому напряжению, к целенаправленной произвольной деятельности, грубые нарушения внимания. Выделили три клинических варианта этой формы:

— аспонтанно-апатический, характеризующийся снижением у больных эмоционального фона и полной их бездеятельностью;

— акатизический, сопровождающийся хаотической двигательной растор-моженностью;

— мориоподобный, при котором больные нелепо дурашливы.

Э. Льюис (Е. Lewis, 1933) делил больных олигофренией на 2 группы:

1) субъекты, развивающиеся в неблагоприятных условиях, достигающие низкой интеллектуальной одаренности;

2) субъекты, отличающиеся интеллектуальным недоразвитием вследствие заболеваний или повреждений головного мозга.

Эта классификация имела большое значение для дальнейшего развития исследований умственной отсталости. Но она не учитывает всего многообразия клинических проявлений и в настоящий момент не имеет большого практического значения.

К. Бенда (С. Benda, 1952) выделил 3 группы умственной отсталости:

1) возникает как крайний вариант низкого «физиологического» уровня интеллекта у биологически нормальных личностей;

2) появляется при наследственном предрасположении к психическому недоразвитию под воздействием генетических и — частично — средовых факторов;

3) возникает вследствие органических поражений ЦНС, родовых травм, инфекций, метаболических нарушений и травматических повреждений мозга в раннем детстве.

В приведенной выше классификации существует крайний вариант умственной отсталости, который близок к варианту нормального психического развития.

Л. Каннер (L. Kanner, 1955) предложил деление олигофрении на 3 типа:

1) «абсолютное слабоумие», к которому он относит больных с «действительными» нарушениями познавательных, эмоциональных и конструктивно-волевых способностей. Они не способны к независимому существованию;

2) «относительное слабоумие». Психическая неполноценность людей этого типа определяется «культурными» особенностями. Уровень больных данной группы меняется в зависимости от требований жизни;

3) «кажущееся слабоумие». Людей этого типа психометрически могут оценивать не так, как в жизни (в зависимости от обстоятельств).

К. Инграм (С. Ingram, 1953) и Дж. Гондро (J. Gandreau, 1966) создали классификацию для педагогов. Они выделяют 3 группы учеников:

1) способные к обучению в массовых или вспомогательных школах;

2) способные к приобретению навыков самообслуживания;

3) вовсе неподдающиеся воспитанию.

Определение коэффициента одаренности, степени социальной приспособленности и изучение степени обучаемости, по мнению этих авторов, позволяет оценить интеллектуальную неполноценность.

В 1967 г. А. Хорус (A. Chorus) предложил классификацию, которая значительно отличалась от всех остальных. Он выделяет 4 группы больных в зависимости от сроков созревания их психики:

1) психика формируется к 20 годам;

2) психика никогда не достигает зрелости;

3) психика частично дефективна вследствие низкого вербального интеллекта;

4) психика развивалась в условиях бедной стимуляции в раннем детстве.

М. Кле (М. Cleugh, 1957) предлагает более подробную классификацию, выделяя 2 группы детей с умственной отсталостью:

1) «субнормальные» (тупые; корригируемые отсталые; очень тупые);

2) необучаемые (воспитуемые; невоспитуемые).

Классификации Инграма, Гондро и Кле имеют узко направленное практическое значение. Отсутствие анализа структуры интеллектуального дефекта делает данные классификации недостаточными даже для работы педагогов. Они не выделяют наиболее сохранные или наиболее пострадавшие стороны психики, и поэтому на их основе выбор наиболее адекватных методов обучения разных типов детей с умственной отсталостью невозможен.

Задание7 Сравнительная таблица по основным формам умственной отсталости:

Форма

Характеристика

Легкая умственная отсталость

 легкая степень олигофрении (дебильность), характеризуется отставанием в умственном развитии. Она может иметь выраженность от легкого слабоумия до состояния, близкого к имбецильности. При дебильности мышление в основном конкретно-образное, характерна неспособность к выработке сложных понятий, обобщений, к абстрактному мышлению. Форма улавливается больным лучше содержания, смысла. Ха рактерен низкий уровень инициативности, способности к творчеству. Поведение чаще носит подражательный характер. Больной может учиться, но при этом усваивает материал с большим трудом. Механическая память иногда хорошо развита. Нередко больные неплохо ориентируются в обычных бытовых ситуациях. Часто они доверчивы, легко внушаемы и в связи этим могут использоваться в корыстных целях совершающими преступления уголовными элементами. Зачастую дебильность сочетается с расторможенностью влечений.

IQ = 50-69; при этом развитие пациентов обычно не превышает уровня ученика 3-4 класса школы, однако во взрослом состоянии они «при определенной опеке способны к самостоятельной жизни»;

Дети с дебильностью могут быть добродушными, ласковыми, но иногда им свойственны упрямство, злобность, агрессивность. Они нуждаются в правильной организации обучения, в освоении бытовых и доступных трудовых навыков; могут овладевать ремеслами, некоторыми простыми специальностями, неплохо адаптироваться к жизни в обществе, могут быть достаточно практичны. Вместе с тем при выраженной дебильности дети плохо осмысливают новые ситуации, почти лишены инициативы, испытывают трудности в адаптации к культурным традициям и принятым нормам поведения. Обучение предпочтительно в специальных школах.

Умеренная умственная отсталость

  (умеренная олигофрения, умеренная умственная субнормальность, имбецильность), IQ = 35-49

У детей возможно формирование представлений, но образование понятий недоступно. Мышление примитивное, только конкретное. Речь косноязычна, словарный запас беден и состоит преимущественно из названий предметов повседневного обихода. При относительно негрубых проявлениях имбецильности возможно обучение во вспомогательной школе, где могут быть усвоены простейший счет, чтение, написание отдельных слов. Возможно освоение самых простых навыков, например умывание, одевание, уборка помещения, реже возможно обучение несложному ремеслу. Имбецилы нередко добродушны, послушны, но могут быть и угрюмы, злобны, склонны к агрессии.

Тяжелая умственная отсталость

  (тяжелая олигофрения, тяжелая умственная субнормальность), IQ = 20-34;

Глубокая умственная отсталость

(глубокая олигофрения, идиотия, глубокая умственная субнормальность), IQ <20

Психическая жизнь больного при этом на самой низкой ступени развития. Нет возможности к осмыслению окружающих событий, затруднена дифференцировка окружающих, даже близких людей. Больной продуцирует лишь нечленораздельные звуки, произносимые с разной интонацией, отражающей его эмоциональное состояние, и совершает однообразные, нецеленаправленные действия (кивание головой, качание руки и т.п.). Эмоциональная жизнь находится в зачаточном состоянии и чаще проявляется в форме гневных реакций и крика при воздействии неприятных раздражителей или под влиянием биологических потребностей. Больные беспомощны, нуждаются в постоянном надзоре и уходе.

Задание 8 Схема «Общие и специфические закономерности развития лиц с интеллектуальной недостаточностью».

К таким общим закономерностям нормального и отклоняющегося развития прежде всего относятся определенная последовательность стадий развития психики, развитие отдельных психических функций на базе сформированных ранее; наличие сеизитивных периодов в развитии психических Функций; роль деятельности в психическом развитии; роль речи в формировании высших психических функций; ведущая роль обучения в психическом развитии; пластичность нервной системы; соотношение биологических и социальных факторов в процессе психического развития.

  1. Снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации.
  2. Замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности.
  3. Замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности.
  4. Наличие потенциальных возможностей развития.
  5. Трудности социальной адаптации.

Следующая группа особенностей — закономерности, характерные для какой-либо группы дизонтогепетических расстройств, например, возникших вследствие недоразвития анализаторных систем (зрительной, слуховой, кожной, двигательной), или имеющих в своей основе раннее органическое повреждение головного мозга (умственная отсталость, задержка психического развития церебрально-органического генеза и т.д.).

Последняя группа — специфические закономерности, присущие конкретному виду дизонтогенеза. Исследования разных групп детей с нарушениями психического развития показывают, что каждый вид развития имеет свои, обусловленные конкретным дефектом, сложные специфические особенности, отличающие одну категорию таких детей от другой (общее стойкое психическое недоразвитие по типу умственной отсталости, или искаженное развитие по типу раннего детского аутизма, или дефицитарное развитие вследствие недостаточности зрительного анализатора и т.д.).

Задание 2  Сравнительная характеристика четырех периодов развития представлений об умственной отсталости

Сравнительная характеристика четырех периодов развития представлений об умственной отсталости.

характеристика

1 период

2 период

3 период

4 период

Хронологические рамки

  ХIX  - Начало ХХ века

 Начало ХХ века

 ХХ век до 60 года

 60-70 г. ХХ века

Основные взгляды на природу умственной отсталости

 Указали отличия  врожденного слабоумия от сумасшествия

 Обратили внимание на приобретенные виды заболевания и на ранние поражения мозга

 У.О своеобразное патологическое развитие

 Выявлены и описаны наследственные синдромы у.о.

Открытия периода (с указанием ученых)

 Ф.Платер(1537-1614)создал классификациюдушевнобольных, дал указание на эндогенное и экзогенное происхождение расстройств, «стультиция».

Коменский Я.(1592- 1670)предложил обучать аномальных детей

Дефуа(1770)указал 2 степенипсихических расстройств недоразвития . идиотии и имбецильности

Ф. Пинель(1775-1826) дал понятию определение

Ж. Итар(1775-1838)доказал, что идиоты обучаемы

Э. Сеген(1812-1880)дал определение идиотии и умеренной ст. умств. отсталости

 Морозов М.С. 1902 дана хар-ка умственной отсталости

А.Бине, Симон Т, Санктис создали тесты для диагностики отсталости

В. Штерн(1871-1938)разработал коэффициент интеллекта

 Э.Крепилин 1915 –термин олигофрения

Выготский Л,С. Теория развития психики

Л.В.Занков,Л,И,Божович,А,В,Запорожец, А,Н, Леонтьев-получили хар-ки, отражающие своеобразие и закономерности развития психической деят. у.о. ребенка

 С.Д Забрамная, В,В Лебединский, В.И.Лубовский, А.Р.Маллер, Л.М.Шипицынарасширили представление о структуре псих. Нарушений и их адаптивных возможностях

 Итоги периода

Сложилось убеждение об отличии врожденного слабоумия от сумасшествия, о неблагоприятной наследственности как о его причине

Внедрение тестовых методик, которое оказалось неплодотворным для изучения олигофрении, расширилось понятие умств. недостаточности

Получение психологических хар-тик личности , отражающих своеобразие и закономерности развития психической деят-ти у.о. ребенка

Пересмотрено представление об у.о. как о неизменном интеллектуальном дефекте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов

Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА

Актуальность темы:         Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...

Практическая работа «Практические способы измерения сил»

работа может быть проведена на практическом занятии в 9 классе по образовательной программе РК 2013-14 уч.год ...

практическая работа по олигофренопедагогике 2

практическая работа 2. помощь в обучении....