Социальная ситуация развития учащихся подросткового возраста
статья по обществознанию по теме

Юрздицкий Алексей Анатольевич

К началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребёнком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Подростковый возраст представляет собой сложный и противоречивый период возрастного развития, характеризующийся многочисленными изменениями в организме и психике ребёнка. В подростковом возрасте происходит развитие социальной взрослости, то есть становление готовности ребёнка к жизни в обществе взрослых как полноценного и равноправного члена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Социальная ситуация развития учащихся подросткового возраста

Юрздицкий А.А. (Магадан, МБОУ г. Магадана «СОШ  сУИМ № 15») [1]

К началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребёнком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. (Фельдштейн, 1999: 283)

Подростковый возраст представляет собой сложный и противоречивый период возрастного развития, характеризующийся многочисленными изменениями в организме и психике ребёнка. В подростковом возрасте происходит развитие социальной взрослости, то есть становление готовности ребёнка к жизни в обществе взрослых как полноценного и равноправного члена.

Это новообразование самосознания является стержневой особенностью личности, её структурным центром, так как выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и миру, определяет специфическое направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений, переживания и аффективных реакций. Возникновение у подростка представления о себе как о человеке, уже перешагнувшем границы детства, определяет его переориентацию с одних норм и ценностей на другие – с детских на взрослые. (Петровский, 1973: 107)

Переход от детства к взрослости протекает, как правило, остро и порой драматично, в нем наиболее выпукло переплетены противоречивые тенденции социального развития. (Фельдштейн, 1999: 319) Уже в самом лингвистическом значении слова «подросток», происходящего от латинского слова «adolescere»- расти, созревать, продвигаться вперёд, выходить из опеки, становиться совершеннолетним – содержится квинтэссенция особенностей развития десяти – пятнадцатилетнего ребёнка, устремлённого к приобретению самостоятельности, социальной зрелости, нахождению своего места в жизни. При этом речь идёт не о желании подростка подражать взрослым людям, а о том, что он жаждет приобщиться к их делам и отношениям, у него появляется чувство социальной ответственности как возможность и необходимость отвечать за себя и за других на уровне взрослого человека. Если дошкольник играет во взрослого, младший школьник подражает ему, то подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений. (Фельдштейн, 1999: 320)

В теории К. Левина переход от детства к взрослости понимается как изменение групповой принадлежности, перемещение подростка из сообщества детей в сообщество взрослых, то есть переход в незнакомую область жизненного пространства. К.Левин сравнивает это перемещение с приездом в незнакомый город. Индивиду не ясно, с чем связано его новое положение и в каком направлении ему следует двигаться, чтобы достичь цели, а может быть, отказаться от нее. Отсутствие ясности – причина неустойчивости поведения подростка. Он не уверен в том, правильно ли поступает, поскольку находится в незнакомом окружении. Эта неуверенность возрастает, если ребенка держали в неведении относительно взрослого мира, в который ему предстоит вступить. (Фельдштейн, 1999: 273)

Действительно, подросток, вступая в новый период развития, испытывает серьезные сложности. Привычные социальные роли, которые подросток играл раньше, становятся ему «малы» и он начинает ощущать себя личностью равноправной и равнозначной личности взрослого, претендуя на признание со стороны окружающих своей «взрослости». При этом подросток еще не осознает себя полностью равным взрослому.

На рубеже 9 и 10 лет у подростка появляется тенденция к самостоятельности и потребность в признании этой его самостоятельности во взрослом мире, в обществе, которое осознаётся не просто как совокупность знакомых людей, а как социальный организм, где его «Я» выступает наравне с другими. Для ребенка в это время типичны стремление и потребность быть взрослым, значимым среди взрослых, желание выйти из круга отношений с близкими людьми в круг широких общественных отношений. Осознание себя как личности, отличной от других людей, порождает особый интерес ребенка к своим нравственно — психологическим особенностям и потребность в оценке собственных личностных качеств и качеств других людей. (Фельдштейн, 1999: 344)

Главным для младшего подростка является стремление получить со стороны других людей признание своих новых возможностей, добиться доверия, что побуждает его к поиску таких видов деятельности, которые имеют социальное признание и получают социальную оценку. Решающее значение в этом возрасте приобретает стремление подростков найти свое место в обществе, которое представляет собой ведущий мотив поведения подростков, для которых характерно развитие общественной активности, ярко выраженное желание играть определенную роль в коллективе.

Важнейшим моментом в характеристике подросткового периода является осознание подростком своей новой социальной позиции, которое осуществляется в самооценке и в отношениях со сверстниками и взрослыми. В подростковом возрасте у ребенка значительно возрастает самостоятельность, более содержательными становятся его отношения со сверстниками и взрослыми, активно осваивается новая социальная позиция.

Большая социальная активность подростка, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение удовлетворяющих отношений со взрослыми и товарищами, наконец, на самого себя (проектирование своей личности и своего будущего с попытками реализовать намерения, цели, задачи), является важнейшим фактором развития личности подростка. (Петровский, 1973: 98) Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. (Петровский, 1973: 107)

Важность подросткового периода развития во многом определяется тем, что именно в это время закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений, моральных и социальных установок личности.

Представления современного подростка об окружающем мире, осознание себя и своего положения в социальном окружении формируется в сложных условиях общества XXI века. (Белопольская, Иванова, Свистунова, Шафирова, 2007: 5) Проблема современного подростка – это, прежде всего, проблема ориентации в мире взрослых, конструирования подростком своих жизненных планов и целей, проблема выбора среди сложных и противоречивых мировоззренческих образцов и ценностей.

Исходя из вышесказанного, можно констатировать следующее: 1)подростковый возраст характеризуется целым рядом физиологических, психологических и социальных особенностей; 2) в подростковом периоде происходит процесс анатомо-физиологической перестройки организма, на фоне которого протекает острый психологический кризис; 3) подростковый возраст является одним из самых благоприятных периодов в становлении личности человека, формировании его мировоззрения и собственной жизненной позиции. Подросток включается в различные виды деятельности, что расширяет сферу общения, возможности усвоения социальных ценностей, формируются нравственные качества личности.

Эти особенности следует учитывать при построении учебных программ. Ведь от того, каким образом протекает социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в формировании социальных установок человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Белопольская Н.Л., Иванова С.Р., Свистунова Е.В., Шафирова Е.М. Самосознание проблемных подростков / М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007.

Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. /Под ред. проф. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1973. - С. 107.

Фельдштейн Д.И. (1999) Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды. М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт.


[1]Юрздицкий Алексей Анатольевич, учитель истории и обществознания, МБОУ г. Магадана «СОШ сУИМ № 15», член Магаданского регионального отделения учителей истории и обществознания, член секции Фундаментальных проблем психологии и антропологии Санкт-Петербургского Союза Учёных. E-mail: Pkstud-NIU@yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психофизиологические особенности учащихся подросткового возраста

Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные ...

Особенности развития творческих способностей учащихся подросткового возраста на внеклассных мероприятиях

Исследования психологов и педагогов, особенности в подростковом возрасте творческих способностей, способы стимулирования творческих способностей....

Психолого-педагогическая карта развития воспитанника подросткового возраста.

Карта наблюдений поможет отследить динамику в психическом развитии и социальной адаптации учащихся подросткового возраста....

«Социально-правовая поддержка детей дошкольного возраста в особой социальной ситуации развития как условие для успешной адаптации, позитивной социализации и последующей интеграции в общество»

В рамках Республиканского семинара "Комплексное взаимодействие специалистов по содействию социальной адаптации детей с ОВЗ в условиях интернатного учреждения", который был проведен на нашей базе, пред...

Формирование конструктивных способов решения проблемных ситуаций у детей подросткового возраста в условиях Центра содействия семейному воспитанию

Все дети разные, некоторые учатся на своих ошибках, другие на чужих. Моя цель научить детей предвидеть эти ошибки и научиться предотвращать их....