Рабочая программа предмета "Обществознание (включая экономику и право)". 139 часов
рабочая программа по обществознанию (10, 11 класс) на тему

Трибунских Наталья Ивановна

Предназначена для I курса НПО и СПО, однако также может использоваться для преподавания предмета в 10-11 классах школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_bd.05_obshchestvoznanie_139.doc278.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПРОМЫШЛЕННО-ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

БД.05. «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

139 ч

2017 г


Рабочая программа учебного предмета разработана на основе

    ˗    Приказа Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента ГОС начального, общего и среднего (полного) общего образования».

    ˗    Приказа Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».

    ˗    Приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

    ˗    «Рекомендаций по реализации образовательной программы среднего общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений российской федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.05.2007 № 03-1180)

Организация-разработчик: ГБПОУ ВО «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж (ВГПГК)»

Разработчики: Трибунских Н. И., преподаватель ВГПГК

                          Лесных Л. П., преподаватель ВГПГК

                          Овчинникова Н.А., преподаватель ВГПГК

                          Зайцева И.В., преподаватель ВГПГК

                          Казначеева Н.И., преподаватель ВГПГК


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        4

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        17

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        19


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1.1. Область применения программы.

Рабочая программа учебного предмета является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:

Рабочая программа учебного предмета является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:

38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»;

38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»;

38.02.07 «Банковское дело»;

40.02.03 «Право и судебное администрирование»

09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»;

11.02.01 «Радиоаппаратостроение»;

11.02.02 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)»;

10.02.03 «Информационная безопасность автоматизированных систем»;

09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)»;

11.02.05 «Аудиовизуальная техника»;

11.02.13 «Твердотельная электроника».

1.2. Место учебного предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы: предмет входит в цикл базовых дисциплин.

1.3. Цели и задачи предмета – требования к уровню подготовки обучающихся:

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
  • воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
  • овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

В содержание интегрированного курса программы включен материал по основам философии, экономики, социологии, политологии и права.

Особое место в программе занимают сведения о современном российском обществе, об актуальных проблемах развития мирового сообщества на современном этапе, о роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, чертах и признаках современной цивилизации. Особенностью данной программы является повышенное внимание к изучению ключевых тем и понятий социальных дисциплин, а также вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.

Содержание программы направлено на формирование у обучающихся знаний прикладного характера, необходимых для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами. Важное значение придается формированию базовых социальных компетенций, функциональной общегражданской грамотности.

В результате освоения курса у обучающихся закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, о социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина.

В результате изучения предмета "Обществознание" студент должен:

знать:

  • социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
  • основные социальные институты и процессы;
  • различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
  • особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;

уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
  • понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

1.4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения БД.05 «Обществознание (включая экономику и право)».

Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

  1. российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
  2. гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
  3. готовность к служению Отечеству, его защите;
  4.  сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознания своего места в поликультурном мире;
  5. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  6. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  7. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, научно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  8. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  9. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  10. эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
  11. принятие и реализацию ценностей безопасного и здорового образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
  12. бережное и компетентное отношение к физическому и психическому здоровью, как к собственному, так и других людей, умении оказывать первую помощь;
  13. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  14. сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта социально-экологической деятельности;
  15. ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны  отражать:

  1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, выполнять и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками решения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из разных источников;
  5. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ)  в решениях когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники  безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  6. умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
  7. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
  8. владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  9. владение навыками профессиональной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты освоения интегрированного учебного предмета «Обществознание» должны отражать:

  1. сформированность знаний об обществе как целостной развивающей системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
  2. владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
  3. владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
  4. сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
  5. сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
  6. владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
  7. сформированность навыков оценивания социальной информации, умения поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

«Экономика» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса экономики должны отражать:

  1.   сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
  2. понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; сформированность уважительного отношения к чужой собственности;
  3. сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
  4. владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
  5. сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
  6. умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, продавца, заемщика, акционера, заемщика, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);
  7. способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
  8. понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.

«Право» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса должны отражать:

  1. сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;
  2. владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;
  3. владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
  4. сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;
  5. сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
  6. сформированность основ правового мышления;
  7. сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;
  8. понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой юридических профессий;
  9. сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения соответствия их законодательству Российской Федерации;
  10. сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умения использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы  предмета:

максимальной учебной нагрузки 209 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки 139 часов, самостоятельная работа студентов 70 часов.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

209

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

139

в том числе:

 лабораторные работы

 практические занятия

 контрольные работы

 курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

70

в том числе:

реферат

20

внеаудиторная самостоятельная работа

50


2.2. Тематический план и содержание учебного предмета «Обществознание»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

1

2

3

Тема 1. Введение.

Содержание учебного материала

2

1.1

Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания. Место обществознания в системе наук.

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

Раздел 1. Общество и человек

22

Тема 2.

 Общество как  сложная система

Содержание учебного материала

1.1

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.

4

Тема 3.

Общество и природа

1.2

Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.

2

Тема 4.

Человек как продукт эволюции

1.3

Человек как результат биологической и социальной эволюции. Отличие человека от животного. Предки человека. Биологическая эволюция человека. Роль труда в антропогенезе. Происхождение мышления и речи. Социогенез. Культурогенез. Бинарная природа человека. Проблемы природы и культуры.

2

Тема 5.

Человек, индивид, личность.

1.4.

Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Индивидуальность. Индивидуальные черты человека. Сущность и основные факторы развития личности. Роль биологических факторов в развитии личности. Влияние среды на человека. Образование, или целенаправленное формирование личности.

2

Тема 6.

Деятельность и мышление. Виды деятельности.

1.5.

Деятельность и мышление. Виды деятельности. Отличие деятельности человека от поведения животного. Творчество. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни.

4

Тема 7.

Познание и знание. Истина и ее критерии

1.6.

Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.

4

Тема 8.

Свобода как условие самореализации личности.

1.7.

Философское понятие свободы. Свобода и необходимость. Выбор и ответственность за его последствия. Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

2

Тема 9.

Особенности современного мира. Проблемы глобализации.

1.8.

Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

1. Написание эссе на тему «Цель и смысл человеческой жизни».

2.  Подготовка выступлений для дискуссий по следующим темам:

  1. Свобода как условие самореализации личности.
  2. Веротерпимость как важное условие гражданского мира и межнационального согласия.

Роль самопознания в жизни человека.

3. Составить и заполнить таблицу «Типы общества» и «Сферы общества»

4. Исследование на тему «Общество как форма совместной жизнедеятельности людей (на примере любой большой социальной группы).

5. Типы общественных отношений (на примере любой большой социальной группы).

6. Деление общества на «своих» и «чужих»: причины и последствия.

12

Раздел 2. Общество как мир культуры

10

Тема 10.

Духовная культура личности и общества.

Содержание учебного материала

2

2.1

Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

Тема 11.

Наука в современном мире.

2.2.

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.

2

Тема 12.

Образование как способ передачи знаний и опыта.

2.3.

Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления.

2

Тема 13.

Мораль.

Религия и религиозные организации.

2.4.

Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.

Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.

2

Тема 14.

Искусство

2.5.

Искусство, его формы и основные направления. Роль искусства в жизни людей. Виды искусств.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Работа с конспектом лекции, литературой, Интернет-ресурсами.

2. Подготовка докладов на темы: «Роль образования в жизни современного человека и общества (на примере выбранной профессии)», «Религия как феномен культуры (на примере любой религии на выбор)», «Использование достижений научно-технического прогресса (на примере колледжа)».

3. Проведение исследования на тему: «Читательские интересы студентов колледжа».

7

Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений

26

Тема 15.

Право в системе социальных норм.

Содержание учебного материала

2

3.1.

Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе.

Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.

Тема 16.

Основные формы права.

3.2.

Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

2

Тема 17.

Правовые отношения и их структура. Правонарушения.

3.3.

Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.

2

Тема 18.

Конституционное право как отрасль российского права.

3.4.

Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление. Правоохранительные органы РФ.

4

Тема 19.

Основные конституционные права и обязанности  граждан России.

3.5.

Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса. Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу. Права и обязанности налогоплательщика.

4

Тема 20.

Гражданское право и гражданские правоотношения.

3.6.

Отрасли российского права. Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Защита прав потребителей.

2

Тема 21.

Семейное право и семейные правоотношения.

3.7.

Семейное право и семейные правоотношения.

Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.

Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

2

Тема 22.

Трудовое право и трудовые правоотношения.

3.8.

Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних.

Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения.

Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

2

Тема 23.

Процессуальное право

3.9.

Споры и порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.

4

Тема 24.

Международная защита прав человека

3.10.

Международное право. Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

2

Лабораторные работы        

Практические занятия        

Контрольные работы        

Самостоятельная работа обучающихся

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Работа с конспектом лекции, литературой, Интернет-ресурсами.

2. Выполнение рефератов. Примерная тематика:

  1. Понятие, сущность и признаки права.
  2. Характеристика правовых принципов.
  3. Функции права: сущность и содержание.
  4. Классификация социальных норм и их содержательные характеристики.
  5. Формы права и их характеристика.
  6. Источники права.
  7. Норма права: понятие, сущность, признаки.
  8. Классификация правовых норм и их содержательные особенности.
  9. Международное право как особая отрасль права.
  10. Правовые отношения: понятие, содержание, структура.
  11. Правомерное поведение: сущность, признаки и виды.
  12. Правонарушение: понятие, состав и признаки.
  13. Виды правонарушений и их характеристика.
  14. Юридическая ответственность: понятие, сущность, основания и виды.
  15. Гражданское право: понятие сущность и источники.
  16. Содержание гражданских правоотношений.
  17. Правоспособность физических лиц.
  18. Признаки юридических лиц и виды.
  19. Право собственности как институт гражданского права.
  20. Формы (виды) собственности и их характеристика.
  21. Обязательства как институт гражданского права. Их виды и характеристика.
  22. Договорное право как институт гражданского права.
  23. Наследственное право: понятие, виды и содержание.
  24. Семейный кодекс: права и обязанности супругов.
  25. Семейный кодекс: права и обязанности детей.
  26. Трудовой договор как институт трудового права.
  27. Понятие, виды и характеристика дисциплинарных взысканий и поощрений за труд.
  28. Административное право: понятие, сущность и цели.
  29. Уголовная ответственность: понятие и категории преступлений.
  30. Виды уголовных наказаний и их характеристика. Обстоятельства, исключающие уголовные наказания и их характеристика.
  31. Экологическое право: понятие и принципы.
  32. Правовое государство: понятие и сущность. Этапы становления. Признаки.
  33. Конституция России – структура и содержание.

18

Раздел 4. Экономика

40

Тема 25.

Экономика как наука. Главные вопросы экономики.

Содержание учебного материала

2

4.1.

Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.

Тема 26.

Типы экономических систем.

4.2.

Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.

2

Тема 27.

Экономический рост и развитие.

Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

2

Тема 28.

Рынок. Спрос и предложение. Конкуренция.

4.3.

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

4

Тема 29.

Роль фирм в экономике.

4.4.

Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

2

Тема 30.

Бизнес в экономике.

4.5.

Основные организационно-правовые формы (ИП, ООО, АО и т.д.) и правовой режим предпринимательской деятельности.

Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

4

Тема 31.

Роль государства в экономике

4.6.

Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Типы экономической политики. Методы государственного регулирования экономики. Цели регулирования экономики.

4

Тема 32.

Государственный бюджет

4.7.

Государственный бюджет. Расходы бюджета. Доходы бюджета. Бюджетный дефицит. Государственный долг.

2

Тема 33.

Налоговая система.

4.8.

Налоги. Виды налогов. Функции налогов. Виды налогообложения. Основы налоговой политики государства.

4

Тема 34.

Финансы в экономике

4.9.

Деньги.  Функции Денег. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.

4

Тема 35.

Занятость и безработица

4.10.

Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.

Труд. Рынок труда. Виды труда. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Политика государства по снижению безработицы.

4

Тема 36.

Мировая экономика

4.11.

Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике. Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы.

2

Тема 37.

Экономика потребителя

4.12.

Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.

Заработная плата. Функции зарплаты. Семейный бюджет. «Потребительская корзина».

4

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Работа с конспектом лекции, литературой, Интернет-ресурсами.

2. Составление примерного списка бюджета семьи (доходы и расходы).

10

Раздел 5. Социальные отношения

22

Тема 38.

Социальные отношения.

Содержание учебного материала

2

5.1.

Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.

Тема 39.

Социальная роль.

5.2.

Социальная роль. Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

2

Тема 40.

Социальный статус и престиж.

5.3.

Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.

2

Тема 41.

Социальные нормы. Девиантное поведение, его формы, проявления.

5.4.

Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.

Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

4

Тема 42. Социальный конфликт.

5.5.

Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов.

2

Тема 43.

Нации и межнациональные отношения.

5.6.

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

2

Тема 44.

Семья как социальная группа

5.7.

Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

2

Тема 45.

Гендер – социальный пол.

5.8.

Понятие гендера. Гендерные роли и стереотипы. Гендер и социализация. Гендерный конфликт. Гендерные отношения в современном мире.

2

Тема 46.

Молодежь как социальная группа.

5.9.

Молодежь как социальная группа. Проблемы современной молодежи. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.

2

Тема 47.

Особенности социальной стратификации современной России.

5.10.

Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся.

  1. Работа с конспектом лекции, литературой, Интернет-ресурсами.
  2. Подготовить доклады на темы:
  1. Ребёнок в семье. Права ребёнка. Опасность наркомании и алкоголизма. Позитивное и деструктивное в конфликте.
  2. Этнические общности. Межнациональные отношения.
  3. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

12

Раздел 6. Политическая жизнь общества

17

Тема 48.

Понятие власти. Типы общественной власти.

Содержание учебного материала

2

6.1.

Понятие власти. Типы общественной власти. Политические институты. Государство как политический институт.

Тема 49.

Политическая система

6.2.

Структура и функции политической системы. Государство в политической системе.

2

Тема 50.

Государство.

6.3.

Понятие государства. Признаки государства. Государственный суверенитет.

Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы.

2

Тема 51.

Формы государства.

6.4.

Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах.

2

Тема 52.

Гражданское общество и правовое государство.

6.5.

Правовое государство, понятие и признаки.

Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации.

2

Тема 53.

Демократические выборы.

6.6.

Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.

2

Тема 54.

Политические партии и партийные системы.

6.7.

Политическая партия: понятие, признаки и функции. Типология политических партий. Партийные системы и их отличительные черты. Политические партии и партийная система Российской Федерации.

2

Тема 55.

Личность и государство.

6.8.

Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

3

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся.

1.        Работа с конспектом лекции, литературой, Интернет-ресурсами.

2. Подготовить ответы на вопросы:

  1. С какой целью проводятся массовые политические акции?
  2. Какие ограничения ставит Конституция свободе проведения собраний и шествий? Почему именно эти ограничения?
  3. Распространяются ли ограничения, установленные в отношении свободы слова, на массовые политические акции?
  4. Какая связь существует между свободой проведения собраний и шествий и свободой объединений?
  5. Какую роль играют объединения в проведении митингов, демонстраций, пикетирования?
  6. Как связаны между собой свобода выражения мнения и свобода информации?
  7. В чем заключается роль свободы в демократическом обществе?
  8. Чем политические партии отличаются от общественных организаций?
  9. Охарактеризуйте роль политических партий в политической жизни общества.
  10. Почему необходимы ограничения свободы объединений?

11

Всего:

209


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебного предмета требует наличия учебного кабинета гуманитарных дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий по истории.

Технические средства обучения:

- ПК, интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения:

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Касьянов В.В. Обществознание: Учебное пособие для ссузов. –  Ростов н/Д: Феникс, 2005 г.
  2. Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой,  М. В. Телюкиной. – М., 2014.
  3. Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой,  М. В. Телюкиной. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2014.

Дополнительные источники:

  1. Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. – М., 2014.
  2. Данилова Г. И. Обществознание: от XVII века до современности : учебник / Г. И. Данилова. – М. : Дрофа, 2011. – 399 с.
  3. Дмитриева Е. В. Россия / Е. В. Дмитриева. – СПб. : Учитель и ученик : КОРОНА принт, 2012. – 400 с. – (Обществознание).
  4. Емохонова Л. Г. Обществознание: учебник: В 3 ч. / Л. Г. Емохонова. – М.: Просвещение, 2013.
  5. Обществознание: для учащихся старших классов школ, колледже и лицеев. – М. : Издательский центр АЗ, 2011. – 226 с.
  6. Обществознание: учеб. пособ. / Колл. авт.: Б. А. Эренгросс, В. Г. Арсеньев, Н. Н. Воробьев [и др.]; Под ред. Б. А. Эренросс. – М. : Высш. шк., 2011. – 767 с.
  7. Садохин А. П. Обществознание : учеб. пособие для вузов / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. – М. : ЮНИТА_ДАНА, 2011. – 559 с.
  8. Яхонтова Е. С. Обществознание : учеб. пособие / Е. С. Яхонтова. – СПб. : ИВЭСЭП, Знание, 2013. – 144 с.
  9. Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2012.
  10. Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2012.
  11. Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2012.
  12. Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2012
  13. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2005
  14. Человек и общество: учебник для 10–11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч. – М., 2011–2006.
  15. Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2013.
  16. Мушинский В.О. Обществознание. 10–11 кл. – М., 2012.
  17. Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10–11 кл. – М., 2011.
  18. Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М., 2011.
  19. Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник. – М., 2011.
  20. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2013.

Интернет-ресурсы:

1. Электронный учебник: Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10-11 класс. - М.: 2014 г.:

https://yadi.sk/i/DnjXLqrRsz6AH

https://yadi.sk/i/Gxj3l-5zsz6GA

2. Сайт «Конституция Российской Федерации»: http://www.constitution.ru/

3. Международные документы по правам человека на сайте «Права человека в России»: http://www.hro.org 

4. Правовая база данных «Гарант»: http://www.garant.ru 

5. Правовая база данных «Консультант-Плюс»: http://www.consultant.ru 

6. Портал федеральных органов государственной власти РФ.  Сайт Президента РФ, Правительства, Совета Федерации, Государственной Думы, ЦИК, высших органов судебной власти: www.gov.ru

7. М.А. Сторчевой. Основы экономики. Электронная версия учебника по вводному курсу экономики. Аннотация. Содержание по главам: http://be.economicus.ru/ 

8. Сайт Всероссийского Центра изучения общественного мнения

http://www.wciom.ru 

9. Левада – Центр. Крупнейший неправительственный центр изучения общественного мнения: http://www.levada.ru 


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать: биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; особенности социально-гуманитарного познания;

опрос, тестирование, индивидуальные задания

уметь: характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

опрос, тестирование, индивидуальные задания

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами; совершенствования собственной познавательной деятельности; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации; решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности; ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; предвидения возможных последствий определенных социальных действий; оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

индивидуальные задания, проекты, исследования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию(включая экономику и право) 6-9 классы

Рабочая программа разработана на основеФедерального компонента государственного стандарта основного общего образования,Примерной программы по обществознанию...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию (включая экономику и право)

Программа базового уровня для универсального профиля. Предполагает использование учебника Л.Н.Боголюбова. Рассчитана на 70 учебных часов....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию (включая экономику и право)

Программа базового уровня предназначена для непрофильных классов, рассчитана на 68 учебных часов. Планирование составлено по учебнику Л.Н.Боголюбова....

Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право). 6 класс

Данная рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание программы учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу и средства обучения. КТП является приложе...

Рабочая программа учебной дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)" для студентов 1 курса специальности "Технология машиностроения"

Рабочая программа учебной дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)" для студентов 1 курса специальности "Технология машиностроения"...

Рабочая программа по обществознанию (включая Экономику и Право) 9 класс

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (включая Экономику и Право), примерной программы по обществозна...

Рабочая программа Элективного курса «Экономика и право» для 11класса

Изучение экономики и права в старшей школе на базовом уровне...