Программа элективного учебного предмета "Проблема приличий"
элективный курс по обществознанию на тему

Сергеева Ирина Николаевна

Программа "Проблема приличий"  посвящена антикоррупционному образованию и воспитанию. Метапредметный курс рассчитан на 34 часа, может использоваться как самостоятельный элективный учебный предмет для учащихся 10-11 классов и как модуль по истории, обществознанию, праву в 7-11 классах. Программа заняла первое место в конкурсе методических разработок Невского района в 2017 году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sergeeva_i.n._elektiv_problema_prilichiy.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №535

Калининского района Санкт-Петербурга

ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

(АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ МОДУЛЬ)

«ПРОБЛЕМА ПРИЛИЧИЙ»

Автор: Сергеева Ирина Николаевна,

учитель истории высшей категории

 ГБОУ школа №535 Санкт-Петербурга

2017 год

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………………… 3 – 4

Учебно-тематический план………………………………………………………………... 4

Содержание……………………………………………………………………………... 4 – 5

Информационные ресурсы………………………………………………………………… 5

Приложение «Примерное календарно-тематическое планирование»……………….. 7-10

Пояснительная записка

 «Проблема коррупции – это проблема приличий…», - сказал известный писатель и публицист Александр Кабаков. А Дмитрий Медведев, еще, будучи Президентом РФ, в своём видеоблоге как-то произнес «Коррупция должна быть не просто незаконной. Она должна стать неприличной». Именно под этическим углом, используя принцип историзма, предлагает рассмотреть материал данная программа.

Актуальность темы противодействия коррупции состоит в том, что большинство российских граждан считает взяточничество и злоупотребление служебным положением, нормальным явлением, объясняя это как  «азиатский менталитет». Государство, в свою очередь, использует только «карательные» меры, которые не в состоянии поменять общественное сознание.

Программа призвана помочь привить неприятие к коррупции и сформировать устойчивую к данному явлению личность (которой в недалеком будущем предстоит строить правовое государство).

 Метапредметный курс рассчитан на 34 часа, может использоваться как самостоятельный элективный учебный предмет для обучающихся 10 или 11 класса или как учебный модуль по истории, обществознанию и праву в 7-11 классах.

 Цель программы:

Формирование антикоррупционного мировоззрения.

Задачи:

  1. Дать знания об исторических формах коррупции и их последствиях
  2. Сформировать негативное отношение к коррупции, привить навыки личностной оценки данного явления
  3. Стимулировать навыки антикоррупционного поведения в соответствии с морально-этическими нормами и законом

  Программа предусматривает индивидуальную и групповую формы работы, дискуссии, деловые игры, практические занятия, защиту итоговых работ.

Изучение курса заканчивается зашитой работы по выбору обучающихся (исследовательская работа, реферат, эссе, презентация, видеофильм и др.). Итогом теоретических работ должны стать предложения современных эффективных методов борьбы с коррупцией, итогом этических «этюдов» - антикоррупционная мораль. К формам контроля также относятся выполнение учащимися проверочных заданий, решение  ситуационных задач, построение графиков и диаграмм, проведение социологического опроса и др.

По окончанию курса учащиеся должны:

  • Давать личностную оценку негативному явлению – коррупция, с опорой на принцип историзма
  • Доказывать невыгодность коррупционного поведения
  • Выявлять наиболее эффективные меры противодействия различным формам коррупции
  • Уметь оформлять своё мировоззрение в виде работы (по выбору: исследовательская работа, реферат, эссе, презентация, видеофильм и др.)

Учебно-тематический план

тема

теория

практика

 всего часов

примечание

Введение

1

1

2

К практике относятся деловые игры, дискуссии, создание презентаций и др.

Развитие цивилизаций – развитие коррупции

8

4

12

«Опора души»

4

2

6

География коррупции

6

2

8

Современное мировое сообщество в борьбе с коррупцией

4

-

4

Защита итоговых работ

-

2

2

                                       Итого:

23

11

34

Содержание

Введение (2 часа)

Понятие коррупции. Происхождение, многообразие форм и видов. Две коррупционные составляющие: правовая и этическая. Понятие приличия. Соотношение понятий «коррупция» и «приличия». Выбор темы для защиты.

Развитие цивилизаций – развитие коррупции (12 часов)

Древний Восток: отношение государств и их жителей к коррупции. «Поучение Гераклеопольского царя своему сыну Мерикара». Шумерский царь Урукагин -  борец со взятками.  Законы Хаммурапи. Артхашастра. Клемеон – первый античный взяточник. Карфаген – самое коррумпированное государство античности. Способы борьбы с коррупцией в Древнем мире. Коррупция времен Римской республики и Римской империи. Римское право о «korrumpire». Почему Египет времен Римской империи и Малую Азию миновал коррупционный процесс. «Византийство». Кризис коррупции в истории Евразии  в X-XII веках. Как коррупция пришла в Европу.  Новое время – новые ценности. «Культивирование коррупционных традиций» в Англии. Молодое государство – старые традиции (США). Эволюция коррупции в новейшее время.

«Посулы» и «почести».  Система кормлений на Руси. Иван III о запрете мздоимства. «Лихоимство». Судная грамота Ивана Грозного. Бунт 1648 года – борьба с коррупцией «снизу»?  Соборное уложение 1649 года о принятии вознаграждений должностными лицами. Антикоррупционные указы Петра I. «Традиции подарков» эпохи дворцовых переворотов.  «Кажется, в России не воруют только двое – я и ты!» (ХIХ век). Эффективность борьбы с коррупцией просвещенной элиты.

«Опора души» (6 часов)

Была ли коррупция в дописьменной эпохе. «Ветхий завет» о взятках. «Книга премудрости Иисуса сына Сирахова».  Предательство Иуды Искариота. О взятке римлянам, охраняющим гроб Христа. «Книга деяний». «Церковная коррупция». Нравственная составляющая продажи индульгенций. Коррупция и Реформация.

Этическая и юридическая системы ислама. «Коран совершенен - не совершенны люди». Антикоррупционные хадисы. Чем отличается «сухт» от «ришвы». Законы шариата – законы нравственности.

Буддизм в идеологии и политике. Конфуцианство – защитник или противник коррупции? Эффективность борьбы священнослужителей с коррупцией. Литература и искусство против коррупции.

География коррупции (8 часов)

Понятие географии коррупции. Мониторинг коррупции: объективные и субъективные данные. «Коррупционная карта мира». Индекс восприятия коррупции Липсета и Ленца. «Коррупционная зональность» - сторонники и противники теории. Факторы, влияющие на уровень коррупции в государстве. Зависимость коррупции от ВВП. Взаимосвязь глубины социального расслоения и высоты уровня коррупции. Коррупция как социо-культурное явление с точки зрения страноведения. Социологические опросы и экспертные мнения о масштабах коррупции в современной России.

Современное мировое сообщество в борьбе с коррупцией (4 часа)

Трансперенси Интернэшнл (TI). Индекс взяткодателей. «Глобальный барометр коррупции». Д. Кауфман, А. Краай, М. Маструцци: «Качество государственного управления». Измерение уровня коррупции. «Corruption Around the World». Современные методы борьбы с коррупцией.

Защита итоговых работ (2 часа)

В результате защиты работ группа выбирает 5 самых эффективных методов борьбы с коррупцией и 3 лучших этических антикоррупционных «этюда».

Информационные ресурсы

  1. Антикоррупционные документы и инструменты: международный и национальный опыт борьбы с коррупцией. М., 2004 (Центр "Стратегия". СПб, 2004)
  2. Антикоррупционная политика. Учебное пособие для вузов. / Под ред. Г.А. Сатарова. М., 2004.
  3. Волженкин Б.В., Коррупция, Cанкт-Петербургский Юридический Институт Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, СПб.,1998
  4.  Диагностика российской корруцпии: социологический анализ, М., 2002
  5. Жилина И.Ю.,Феномен коррупции: общие подходы к изучению, Социально-экономические аспекты коррупции, Экономические и социальные проблемы России, М.., 1998 No2  
  6. Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие. М.: «Вентана-Граф», 2009.
  7. Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник /Под ред. П.А. Кабанова. М., 2008.
  8. Коррупция и борьба с ней: Роль гражданского общества /Под ред. М.Б. Горного. СПб., 2000.
  9. Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. СПб.,1997.
  10. Максимов С.В.,Коррупция. Закон. Ответственность, М.., Учебно-консультативный центр «ЮрИнфоР», 2000
  11. Малахов А. Табель о взятках // Коммерсантъ-Деньги. 2005. 27 июня.
  12. Музалевская Е.А. Проявления коррупции в системе образования // Электронный ресурс: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/SCIENTIFICARTICLES/2006/Mazulevskaja/
  13. Национальный план противодействия коррупции. 2008. 31 июля
  14. Основы противодействия коррупции. М., 2000.
  15. Официальный сайт Президента РФ: http://www.kremlin.ru/articles/corrupt.shtml
  16. Римский В.Л. Потери от коррупции. Коррупция и борьба с ней: роль гражданского общества // Гуманитарно-политологический Центр «Стратегия». СПб., 2000 и др
  17. Россия и мировой опыт противодействия коррупции. Материалы конференции, М., 2000
  18. Сатаров Г.С., Пархоменко С.А.Разнообразие стран и разнообразие коррупции (Анализ сравнительных исследований). М., 2001
  19. Уголовный кодекс Российской Федерации (в редакции от 13.02.2009 г.).
  20. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // Российская газета. 2009. 19 мая.
  21. Global Corruption Report. Berlin, 2004
  22. Treisman D.,The causes of corruption: a cross-national study,Journal of Public Economics, No 76, 2000

Приложение

Примерное календарно-тематическое планирование

Тема

Количество часов

тип занятия

Дата проведения занятия

план

факт

Введение

2

Теория/практика

Глава «Развитие цивилизаций – развитие коррупции» (12 час)

Древний Восток: отношение государств и их жителей к коррупции

1

теория

Нравственная дискуссия по темам: «Поучение Гераклеопольского царя своему сыну Мерикара». «Шумерский царь Урукагин -  борец со взятками».

1

практика

Законы Хаммурапи. Артхашастра.

1

теория

Нравственная дискуссия по темам «Клемеон – первый античный взяточник». «Карфаген – самое коррумпированное государство античности»

1

практика

Способы борьбы с коррупцией в Древнем мире. Коррупция времен Римской республики и Римской империи. Римское право о «korrumpire».

1

теория

Диспут по вопросам: «Почему Египет времен Римской империи и Малую Азию миновал коррупционный процесс?» «Нравственная проблема «Византийства»

1

практика

Кризис коррупции в истории Евразии  в X-XII веках. Как коррупция пришла в Европу. (Новое время – новые ценности.«Культивирование коррупционных традиций» в Англии. Молодое государство – старые традиции (США).

1

теория

Эволюция коррупции в новейшее время.

1

теория

«Посулы» и «почести».  Система кормлений на Руси. Иван III о запрете мздоимства.

1

теория

Судная грамота Ивана Грозного. Бунт 1648 года.  Соборное уложение 1649 года о принятии вознаграждений должностными лицами.

1

теория

Антикоррупционные указы Петра I. «Традиции подарков» эпохи дворцовых переворотов.  «Кажется в России не воруют только двое – я и ты!» (ХIХ век).

1

теория

Деловая игра «Эффективность борьбы с коррупцией просвещенной элиты»

1

практика

Глава «Опора души» (6 час)

Была ли коррупция в дописьменной эпохе. «Ветхий завет» о взятках. «Книга премудрости Иисуса сына Сирахова».  

1

теория

Нравственная дискуссия по вопросам: «Предательство Иуды Искариота». «О взятке римлянам, охраняющим гроб Христа».

1

практика

«Книга деяний». «Церковная коррупция». Нравственная составляющая продажи индульгенций. Коррупция и Реформация.

1

теория

Этическая и юридическая системы ислама. «Коран совершенен - не совершенны люди». Антикоррупционные хадисы. Чем отличается «сухт» от «ришвы». Законы шариата – законы нравственности.

1

теория

Буддизм в идеологии и политике. Конфуцианство – защитник или противник коррупции? Эффективность борьбы священнослужителей с коррупцией

1

теория

Литературная гостиная «Литература и искусство против коррупции»

1

практика

Глава «География коррупции» (8 час)

Понятие географии коррупции. Мониторинг коррупции: объективные и субъективные данные

1

теория

Индекс восприятия коррупции Липсета и Ленца.

1

теория

«Коррупционная зональность» - сторонники и противники теории

1

теория

Конкурс презентаций на тему «Факторы, влияющие на уровень коррупции в государстве»  

1

практика

Зависимость коррупции от ВВП. Взаимосвязь глубины социального расслоения и высоты уровня коррупции.

1

теория

Коррупция как социо-культурное явление с точки зрения страноведения

1

теория

Социологические опросы и экспертные мнения о масштабах коррупции в современной России.

1

теория

Социологический опрос «Как бороться с коррупцией?»

1

практика

Глава «Современное мировое сообщество в борьбе с коррупцией» (4 часа)

Трансперенси Интернэшнл (TI). Индекс взяткодателей. «Глобальный барометр коррупции».

1

теория

Д. Кауфман, А. Краай, М. Маструцци: «Качество государственного управления».

1

теория

Измерение уровня коррупции. «Corruption Around the World».

1

теория

Современные методы борьбы с коррупцией.

1

теория

Защита итоговых работ

2

практика

Итого:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного учебного предмета "Лаборант - эколог"

Данная программа предназначена для обучения в 10-11 классе детей, проявляющих интерес к химии и биологии, и является практикоориентированным курсом в том числе для подготовки обучающихся к сдаче едино...

Программа элективного учебного предмета "Трудные вопросы математики" (10 класс)

Программа элективного учебного предмета    по математике в 10 классе организуется в целях подготовки выпускников школы к сдаче  единого  государственного  экзамена по мат...

Программа элективного учебного предмета "Основы экономических знаний"

Программа составлена для 9-х классов, 1 раз в неделю в течение года. Основная цель курса «Основы экономических знаний» - формирование у учащихся основ экономического мышления, обретения опыта самостоя...

Рабочая программа элективного учебного предмета по биологии «Вы и ваши гены» для 10 – 11 классов. на 2012-2013 уч.год

В соответствии с требованиями Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования разработана данная программа элективного курса  «Вы и ваши гены»....

Авторская программа элективного учебного предмета Практикум по математике

Авторская программа элективного учебного предмета Практикум по математике...

Рабочая учебная программа элективного учебного предмета «Текст: теория и практика»

В поведении и общении с другими людьми неизбежно проявляется внутренний мир человека. Богатому и красивому внутреннему миру, как правило, соответствует высокая культура поведения и общения...

Рабочая учебная программа элективного учебного предмета «Законы и правила русской орфографии»

Элективный курс «Законы и правила русской орфографии» предназначен для обучающихся 9 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что со...