Рабочая программа по Обществознанию 5 класс
календарно-тематическое планирование по обществознанию (5 класс) на тему

Антонова Наталья Борисовна

По учебнику Боголюбова Л. Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Включает ПЗ109 КБ
Office spreadsheet icon Включает КТП32.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

Вклад учебного предмета в общее образование

Школьный курс «Обществознание» в очень важен для формирования мировоззренческой, ценностно-смысловой составляющей личности обучающихся, для формирования основ российской гражданской идентичности, для воспитания социальной ответственности и толерантности, формирования правового самосознания, поликультурности. Предмет «Обществознание» очень важен для формирования ценностей правового государства, понимания обучающимися основ конституционного строя РФ.  

Рабочая учебная программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе:

- Федерального Закона № 273 от 29.11.12 г. «Об образовании в Российской Федерации»,

- федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 года,  

 - авторской программы «Обществознание» Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, Н.И. Городецкой, «Просвещение» 2010г. 

Программа ориентирована на УМК: «Обществознание. 5 класс» под редакцией академика Л.Н.  Боголюбова.

Общие цели учебного предмета:

Концепция программы: формирование гуманистических, правовых и демократических ценностей, основу которых составляет система идей, воплощенная в Конституции РФ.

Цели предмета: Изучение обществознания на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в образа мышления, социального поведения, способности личности к личному самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правого самосознания, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе, основных социальных ролях, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
  • овладение умениями получать и осмысливать социальную информацию, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности.

Задачи курса «Обществознание»:

1. Создание условий для социализации личности

2. Формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования

3. Формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры

4. Содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, ценностям национальной культуры

Формы контроля:

Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, творческие работы. Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система. Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская. Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся

Рабочая программа рассчитана на применение в пятом классе средней общеобразовательной школы в 2017-2018 учебном году.

Структура рабочей программы:

Рабочая программа состоит из:

Пояснительной записки, описания предметного курса, тематического планирования, поурочного планирования, методических рекомендаций.

2. Общая характеристика учебного предмета

Особенности содержания курса

В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков.

Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека.

Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема «Родина».

 Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.

Пятиклассник осознаёт необходимость изучения общество, понимая, что общество – это сложный организм.  

Рабочая программа составлена с учетом изучения обществознания в объеме 1 часа в неделю (34 недели, 34 часа)

Учебник «Обществознание» под ред. Боголюбова Л.Г., Ивановой Л.Ф., и др. полностью отвечает содержанию Примерной основной образовательной программы по предмету ОУ.

Целевые установки для класса:

Курс «Обществознание» в 5 классе посвящён знакомству подростка со своим ближайшим окружением: семья, школа, государство, -  поэтому цели курса будут сводиться к следующему:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), развитие её познавательных интересов,
  • воспитание общероссийской и гражданской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

 Предмет изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на первый год обучения (5 класс) составляет 34 часа, то есть 1 час в неделю.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ценностные ориентиры содержания учебного материала. Основным содержанием учебного материала является формирование базовых национальных ценностей:

- патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

- социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

- гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

- семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение; и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

- наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

- традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

- искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

-природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

- человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

На уровень обучения:

Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса, являются:

-мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;

-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.

Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:

- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

-умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;

-способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;

-умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.

Предметными результатами освоения данного курса являются:

-относительно целостное представление о человеке;

-понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;

-знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;

-умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.

На класс:

В 5 классе учащиеся должны овладеть:

Личностными УУД

1. ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «любовь к России к своей малой родине», «природа», «семья», «мир», «справедливость», «желание понимать друг друга», «доверие к людям», «милосердие», «честь» и «достоинство»;

2. проявлять уважение к своему народу, развитие толерантности;

3. освоить личностный смысл учения, выбор дальнейшего образовательного маршрута;

4. давать оценку жизненным ситуациям и поступкам героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина России;

5. выполнять нормы и требования школьной жизни и обязанностей ученика; знание прав учащихся и умение ими пользоваться

Метапредметными УУД:

1) Регулятивные УУД: умение организовать свою учебную деятельность

1. ставить частные задачи на усвоение готовых знаний и действий (стоит задача понять, запомнить, воспроизвести)

2. использовать справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы;

3. умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале

2) Коммуникативными УУД: умение общаться, взаимодействовать с людьми

1. участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

2. оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

3. выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

4. отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

5. критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать

точку зрения другого;

6. предвидеть последствия коллективных решений.

3) Познавательными УУД: они включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем

1. самостоятельно выделять и формулировать цель;

2. ориентироваться в учебных источниках;

3. отбирать и сопоставлять необходимую информацию из

разных источников;

4. анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты;

5. самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений;

6. уметь передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде;

7. строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

8. проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

Контрольно-измерительные материалы:

Предметные результаты: в организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний учащихся в следующих формах: анализ схем, таблиц, фронтальный устный опрос, понятийные диктанты, тематические тесты по изученному блоку, мини-проекты

Система оценки достижений учащихся:

Оценка «5» - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали.

Оценка «4» - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная.

Оценка «3» - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует.

 Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу.

Критерии оценки тестового задания: 

90-100 %

5 «отлично»

70-89 %

4 «хорошо»

50-69 %

3 «удовлетворительно»

Менее 50 %

2 «неудовлетворительно»

6.Содержание учебного курса

Тема курса

Количество

часов

1

Введение

1 час

2

Человек: Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек- биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность.

Отрочество – особая пора жизни. Особенность подросткового возраста. Размышление подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.

5 часов

3

Семья :  Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства. Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.

6 часов

4

Школа: Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Образование и самообразование. Учёба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.

Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс

5 часов

5

Труд – основа жизни человека и общества: Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.

5 часов

6

Наша Родина – Россия: Российская Федерация. Субъекты РФ. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Органы власти РФ. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица Россиии.

6 часов

7

Гражданин РФ: Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения. Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.

5 часов

8

Итоговое повторение

1 час

Итого:

34 часа

Программа: Обществознание 5-9 класс под ред. Л.Н. Боголюбов М. Просвещение 2011 год.

Учебное пособие: Обществознание 5 класс под ред. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова М. Просвещение 2012 год

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

ГЛАВА 1. ЧЕЛОВЕК

Личностные: Уважение к личности и её достоинству; Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни.

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

Коммуникативные: формулировать и ставить вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

ГЛАВА 2. СЕМЬЯ

Регулятивные: принимают учебную задачу; пробуют самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера; умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Сравнивать различные точки зрения на проблемы ведения домашнего хозяйства

ГЛАВА 3. ШКОЛА

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль.

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения формулируют собственное мнение и позицию

ГЛАВА 4.  ТРУД

Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий. учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач. самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию.

ГЛАВА 5. РОДИНА

Регулятивные: умение организовать свою учебную деятельность: постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (понять, запомнить, воспроизвести); использовать справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы;

Коммуникативные: участвовать в диалоге: слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения на события, поступки; . оформлять свои мысли в устной и письменной речи; . выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; . аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;   критично относиться к своему мнению;  

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать цель; ориентироваться в учебных источниках; строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

ГЛАВА 6. Гражданин России

Регулятивные: умение организовать свою учебную деятельность: постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (понять, запомнить, воспроизвести); использовать справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы;

Коммуникативные: участвовать в диалоге: слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения на события, поступки; . оформлять свои мысли в устной и письменной речи; . выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; . аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;   критично относиться к своему мнению;  

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать цель; ориентироваться в учебных источниках; строить речевое высказывание в устной и письменной форме

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ

Регулятивные: умение организовать свою учебную деятельность: постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (понять, запомнить, воспроизвести); использовать справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы;

Коммуникативные: участвовать в диалоге: слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; . аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;   критично относиться к своему мнению;  

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать цель; ориентироваться в учебных источниках; строить речевое высказывание в устной и письменной форме

8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса:

Учебно-методический комплект

  1. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. Авторы: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. – М.; Просвещение, 2016
  2. Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. – М.: Просвещение, 2016
  3. Обществознание. 5 класс. Поурочные разработки к учебнику Л.Н. Боголюбова. Иванова Л.Ф. – М.: Просвещение, 2016
  4. Обществознание. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Л.Н. Боголюбова. Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В - М.; Просвещение, 2016
  5. Л.Н. Боголюбов и др. Обществознание. Рабочая программа. 5 класс: М., «Просвещение», 2016

Литература для учителя:

  1. Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. Учебник для ОУ: М., «Просвещение», 2016
  1. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознании. Поурочные разработки. 5 класс: М., «Просвещение», 2016

Литература для ученика

1 Кузнецов А.П. Школьнику о символах Отечества: М., «Просвещение», 2005.

2. Синова И.В. Народы России. История и культура. Обычаи и традиции: С-Пб, «Литера», 2010

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Необходимость использования при реализации программы следующих технических средств

  1. Принтер, сканер, проектор
  2. Ноутбук с выходом в систему Интернет

Цифровые образовательные ресурсы:

http://www, rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).

http://www.president.kremlin.ru/

http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание

Основные понятия курса: 

Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека.. Отличие человека от животных. Наследственность.

Особенность подросткового возраста. Самостоятельность – показатель взрослости.

Семья и семейные отношения. Виды семей.

Свободное время.. Значимость здорового образа жизни.

Образование . Ступени школьного образования. Образование и самообразование.

Одноклассники, сверстники, друзья.

Труд. Заработная плата Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Труд и творчество.

Российская Федерация. Субъекты РФ. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Патриот. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники.

 Москва – столица России.

 Гражданин . Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные

Россия – многонациональное государство. Национальность человека.

Темы проектов и творческих работ:

  1. Взаимоотношения одноклассников: одноклассники, товарищи, друзья.
  2. Государственная поддержка семьи;
  3. значение самообразования в жизни людей.
  4. великие Граждане нашей страны
  5. История Российского Герба.

«Рассмотрено» на кафедре учителей истории и обществознания

Зав. кафедрой ___________ Кузьмина Г. С.

                                              Протокол № 1 от _____________________.

«Согласовано» Заместитель директора по УВР   _____________ Лопатко Т.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...