Рабочая программа по обществознанию
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему

Данное календарно-тематическое планирование разработано на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образо­вания по обществознанию Л. Н. Боголюбова. Оно рассчитано на 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5.rabochaya_programma_obshchestvoznanie_9_klass.doc187 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                         Рабочая программа по обществознанию 9 класс

Пояснительная записка

Данное календарно-тематическое планирование разработано на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Л. Н. Боголюбова. Оно рассчитано на 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю.

Используемый учебно-методический комплект:

  • «Обществознание» 9 класс / Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение,

2015;

  • Методические рекомендации по курсу «Обществознание»: 9 класс / Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановского. - М.: Просвещение, 2013;

Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

В результате изучения обществознания ученик должен: знать/понимать:

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения; уметь:
  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
  • приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • первичного анализа и использования социальной информации;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

ПРОГРАММА

9 класс

  • Тема 1. Политика и социальное управление 
  • Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
  • Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
  • Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
  • Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
  • Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
  • Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
  • Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
  • Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
  • Тема 2. Право
  • Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
  • Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
  • Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
  • Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
  • Конституция — основной закон РФ.
  • Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
  • Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
  • Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
  • Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
  • Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
  • Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
  • Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
  • Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
  • Социальные права. Жилищные правоотношения.
  • Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
  • Правовое регулирование отношений в сфере образования.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Кол-во
часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Задание на
дом

Дата

Глава I. Политика (9 часов)

Политика и власть

1

Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть

Знать, какие существуют формы проявления влияния в обществе. Уметь:

  • высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий;
  • пояснять, что представляет собой власть, ее виды;
  • анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть

§1

Государство

1

Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные

Знать:

  • что такое политическая система общества, какова роль государства в ней;
  • основные функции государства;
  • какие причины могут лежать в основе зарождения государства. Уметь:
  • анализировать виды монополии государства;
  • давать разъяснение слову «государство», употребляемому в различных значениях, знать основные признаки государства

§2, «В классе и дома», №1, письменно.

Политические режимы

2

Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента

Знать, что такое политический режим, какие существуют его типы.

Уметь анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности

§3

Правовое государство

1

 Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства

Знать:

  • что такое правовое государство, каковы его основные признаки.

Уметь анализировать взаимоотношения государства и общества

§4, «В классе и дома», №2, письменно.

Гражданское общество и государство

1

Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства

Знать:

  • что такое гражданское общество;
  • что представляет собой институт гражданства, а также кто такие граждане и каков их правовой статус;
  • что такое правовое государство, каковы его основные признаки.

Уметь анализировать взаимоотношения государства и общества

§5

Участие граждан в политической жизни

1

Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни

Знать:

  • что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм;
  • каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны и оказывать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения. Объяснять сущность активного и пассивного избирательного права.

Анализировать собственные и чужие политические симпатии, определять факторы, способствующие политической активности населения.

Уметь объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их разрешения

§6

Политические партии и движения

2

Определение и признаки политической партии. Понятие о политической программе партии. Однопартийная и многопартийная системы, их особенности, преимущества и недостатки. Классификация политических партий. Роль политических партий в жизни общества

Знать:

  • что такое политическая партия, какие функции она выполняет;
  • основные подходы к классификации партий (по способу организации, по отношению к власти, по отношению к обществу)
    - какими признаками наделена политическая партия.

§7, «В классе и дома», №2, письменно

Гражданин – человек, имеющий права

1

Политика и власть. Политические режимы. Правовое государство. Политические партии и движения

Знать:

Основные положения главы «Политика»

Уметь:

Характеризовать политические режимы и партии; делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; решать практические задачи

Контрольная работа

1

Проверка знаний и умений.

Политика и власть. Политические режимы. Правовое государство. Политические партии и движения.

Знать:

Основные положения главы «Политика».

Уметь:

Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные

нет

Глава II. Право (21 час)

Право, его роль в жизни общества и государства.

1

Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов

Знать:

  • что представляют собой социальные нормы и каково их видовое разнообразие;
  • сущность понятий: правосознание и правовая культура личности.

Уметь:

  • разъяснять сущность права, а также различные его значения;
  • правильно употреблять понятие «право» в вариативных контекстах;
  • пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права;

определить, нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношений

§8

Правоотношения и субъекты права

2

Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Физическое и юридическое лицо. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права. Правовое регулирование трудовых отношений. Кодекс законов о труде РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора между работником и работодателем. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольнение. Защита детского труда

Знать:

  • - что представляют собой имущественные правоотношения, каким должно быть поведение их участников;
    основные виды договоров, сущность института права собственности.

Уметь:

  • разъяснять правила поведения участников договорных отношений;

защищать свои имущественные права и знать, в каких случаях это можно сделать в судебном порядке

§9

  1. .

Правоотношения и юридическая ответственность

1

Правовая ответственность. Виды юридической ответственности. Правонарушение. Право и закон. Право, мораль, государство, договорная теория права, теологическая теория, теория естественного права, признаки права

Знать:

  • что мораль и право неразрывно взаимосвязаны;
  • что право связано с юридическими законами и государством;
  • что право - это система общеобязательных правил поведения, установленных государством.

Называть основные признаки права. Объяснять отличие права от других социальных норм. Комментировать некоторые определения права. Характеризовать теории права. Аргументировать свою точку зрения

§10

Правоохранительные органы

2

Правоохранительные органы государства. Понятие правоохранительных органов. Судебные органы страны. Конституционный суд РФ, Высший Арбитражный суд, верховный суд РФ. Роль суда присяжных заседателей в системе правосудия. Органы прокуратуры, их компетенция и назначение. Органы внутренних дел. Нотариат. Адвокатура и ее функции

Знать основные положения

урока, понятия.

Уметь:

  • анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
  • высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные;
  • работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

§11, «В классе и дома», №3, письменно.

  1. .

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя.

1

Конституция как основной закон государства. Признаки и особенности Конституции как основного закона страны
Понятие основ конституционного строя. Формы правления, государственного устройства.

Знать основные положения

урока, понятия.

Уметь:

  • анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
  • работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

§12-13, «В классе и дома», №3, письменно.

  1. .

Права и свободы человека и гражданина

1

Гражданин - человек, имеющий права. Конституция РФ. Конституция США. Декларация независимости. Декларация прав человека и гражданина. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина

Анализировать текст. Объяснять смысл понятий. Определять различия между гражданином и обывателем

§14-15

Гражданские правоотношения

1

Имущественные отношения. Право собственности

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

§16

  1. .

Право на труд. Трудовые правоотношения.

2

Роль труда в жизни человека. Трудовые правоотношения. Трудовой договор. Работник и работодатель. Предпринимательство

Знать:

  • основания возникновения трудовых отношений;
  • стороны трудовых отношений;
  • рабочее время и время отдыха.

Решать практические задачи

§17, «В классе и дома», №2, письменно.

  1. .

Семейные правоотношения

1

Потребность человека в семье. Правовые основы семейно- брачных отношений. Принципы счастливого детства. Права и обязанности супругов. Имущественные отношения супругов

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

§18

Административные правоотношения

2

Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применения взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представление о гражданском правонарушении. Нарушения трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия

Знать:

  • что представляют собой проступки и преступления, совершаемые людьми;
  • что такое юридическая ответственность, какие виды ответственности существуют;
  • что представляет собой принцип презумпции невиновности;
  • наказания, которым могут подвергаться лица, совершившие преступления.

Уметь анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением

§19, «В классе и дома», №2, письменно.

  1. .

Уголовно – правовые отношения

1

§20

Социальные права

1

Социальные права. Конституция РФ. Приватизация. Право на социальное обеспечение. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять свою точку зрения

§21, «В классе и дома»,№4, письменно

Международно – правовая защита жертв вооруженных конфликтов

1

Основные положения международного гуманитарного права. Источники международного гуманитарного права. I-IV Женевские конвенции. Комбатанты. Международный комитет Красного Креста. Права человека. Всеобщая декларация прав человека. Правовой статус человека. Классификация прав человека. Три поколения прав

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

§22

Правовое регулирование отношений в сфере образования

1

Закон РФ «Об образовании». Конвенция о правах ребенка. Конституция РФ о праве на образование

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

§23

Право в жизни человека

1

Как стать личностью? Личность, мораль, ценности, моральная ответственность, моральный выбор, моральный контроль

Знать основные понятия главы «Право».

Уметь анализировать, высказывать собственные суждения, объяснять значение понятий; выполнять творческие задания, отражающие типичные ситуации в сфере образования.

Выводы к главе, с.208-213, задание, с.213 - 215

Итоговое повторение (4 часа)

31

Правовое государство него граждане

1

Обобщение и систематизация знаний

 Политика и власть. Правовое государство. Участие граждан в политической жизни. Правовые основы гражданских правоотношений

Знать основные понятия главы «Политика». Уметь находить и анализировать информацию, высказывать собственные суждения, объяснять значение понятий; работать с документами, схемами, таблицами; выполнять творческие задания

Повторение, подготовка к тестированию

32

Право в жизни человека

1

Обобщение и систематизация знаний

Право и его роль в жизни общества и государства. Правоохранительные органы. Гражданские правоотношения. Отрасли права

Знать основные понятия главы «Право». Уметь находить и анализировать информацию, высказывать собственные суждения, объяснять значение понятий; работать с документами, схемами, таблицами

Повторение, подготовка к тестированию

33

Политика и право

1

Обобщение и систематизация знаний

Политика и власть. Правовое государство. Участие граждан в политической жизни. Право и его роль в жизни общества и государства. Правоохранительные органы. Гражданские правоотношения. Отрасли права

Знать основные понятия курса «06-ществознание. 9 класс». Уметь находить и анализировать информацию, объяснять значение понятий; работать с документами; характеризовать проблемы «Человек в современном обществе»; формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения; применять правовые и социально-экономические знания в процессе решения познавательных и практических задач; приводить примеры практических ситуаций

Повторение, подготовка к тестированию

34

Итоговая контрольная работа

1

Контроль знаний и умений Политика и власть. Правовое государство. Участие граждан в политической жизни. Право и его роль в жизни общества и государства. Правоохранительные органы. Гражданские правоотношения. Отрасли права

Знать основные понятия курса «Об-ществознание. 9 класс». Уметь находить и анализировать информацию, объяснять значение понятий; характеризовать проблемы «Человек в современном обществе»; формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения; применять правовые и социально-экономические знания в процессе решения познавательных и практических задач



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...