Рабочая программа по обществознанию
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 10 класса разработана  на основе  Федерального компонента  Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2012 г.

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» разработана на основе программы: Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 10-11 кл., М.; Просвещение, 2012.

Учебник  Боголюбов Л.Н., А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова Под ред. Боголюбова Л.Н., Обществознание.  (профильный уровень) 10 кл., М.: Просвещение, 2012 соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе на 2013-2015 учебный год.

Уровень освоения учебного предмета – профильный.

            Курс «Обществознание» в 10 классе вносит существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6.rabochaya_programma_obshchestvoznanie_10_klass_profil.doc336.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Раздел  I. Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 10 класса разработана  на основе  Федерального компонента  Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2012 г.

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» разработана на основе программы: Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 10-11 кл., М.; Просвещение, 2012.

Учебник  Боголюбов Л.Н., А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова Под ред. Боголюбова Л.Н., Обществознание.  (профильный уровень) 10 кл., М.: Просвещение, 2012 соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе на 2013-2015 учебный год.

Уровень освоения учебного предмета – профильный.

             Курс «Обществознание» в 10 классе вносит существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы.    

Изучение обществознания на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;
  • освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
  • овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук, для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.

             Формирование указанных качеств личности, её самопознание, идеалов, убеждений, ценностных ориентиров, предполагает усвоение определённых знаний, выработку соответствующих умений, овладение другими элементами культуры.

   

  Курс «Обществознание» соединяет научные проблемы с жизненно важными сферами деятельности человека, взаимоотношения общества, человека и природы. Его назначение – содействовать развитию свободной личности, социализации взрослеющего человека, формированию его мировоззрения. Широкая обществоведческая подготовка уч-ся приобретает особую остроту в связи с необходимостью целенаправленной работы по гражданскому образованию и воспитанию. От уровня гражданского образования и воспитания зависит становление гражданского общества и правового гос-ва. Общество нуждается в информированной и компетентной личности, принимающей самостоятельные решения, и способной нести ответственность за свои поступки.

Следует отметить межпредметные связи учебного материала в разделах «Общество и человек», «Личность. Межличностные отношения». При раскрытии содержания этих разделов широко привлечен материал других учебных предметов – истории, литературы, курсов естествознания, правоведения. Этот курс интегрирует  современные социальные, экономические, политические, правовые, этические знания в целостную систему, рассчитанную на уч-ся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени тип знаний о человеке и обществе, необходимый для понимания процессов, происходящих  в окружающем мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

  Курс «Обществознание» состоит из 5 разделов:

- « Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность»;

- «Общество и человек»;

- «Деятельность как способ существования людей»

- «Сознание и познание»;

- «Личность. Межличностные отношения».

 

              Курс рассчитан на 102 ч. в год, по 3 ч. в неделю.

Данная рабочая программа не содержит структурной перестановки тем, расширения содержания учебного материала, т. к. примерная базовая программа предлагает оптимальное количество часов по всем темам.

 В основе методики преподавания предмета «Обществознание» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы занятий и приёмы деятельности учителя. Программа курса помогает конструировать учебные занятия по нарастающей, последовательно погружать школьников в суть учебной проблемы, актуализировать ранее полученные знания, вводить новые источники информации, постепенно усложнять приёмы познавательной деятельности, подводить учащихся к самостоятельным выводам и оценкам. Достаточно высокий уровень подготовки учащихся  10 класса даёт возможность проводить различные типы уроков: комбинированные, проблемные, с постановкой познавательных заданий, работу в группах, лабораторные работы, ролевые игры,  дискуссии, использование методики диалогового обучения. Одним из ведущих методов может стать самостоятельная или групповая  работа над источниками. Активный, творческий характер изучению источников придадут проблемные задания, постановка вопросов, требующих анализа учебного материала, его оценки. В такой обстановке совершенствуется умение аргументировать свою точку зрения, выслушивать противоположные мнения и относиться к ним терпимо. Отражает используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе.

         

                           

        

Раздел II. Тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

общее

В том числе

теоретические занятия

практические работы

семинары

зачеты

контрольные работы

 Введение. Требование государственного образовательного стандарта по обществознанию в 10-м классе.

2

2

-

Т. 1 Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность.

14

12

1

1

3

Т.2  Общество и человек.

27

22

2

1

2

6

Т.3 Деятельность как способ существования людей.

11

10

1

3

Т. 4 Сознание и познание.

18

12

4

2

8

Т. 5 Личность. Межличностные отношения.

27

22

4

1

8

Итоговое повторение

3

1

2

Итого:

102

81

11

6

4

28


Раздел III. Поурочное планирование.


№ урока

Наименование  темы

Цель (планируемый результат)

Форма проведения занятия

Форма контроля

Тема 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность.

1-3.

Наука и философия

Выявить особенности различных общественных наук, отличия общественных наук от естественных; познакомиться с классификацией социально-гуманитарных наук.

Развивать умения систематизировать информацию по теме, делать выводы, рационально решать познавательные задачи.

Лекция

Устный опрос, заполнение таблицы «Общественные науки»

4-6.

Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях.

Познакомиться с особенностями мифологического сознания.

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, анализ источников,  рационально решать познавательные задачи.

Комбинированный урок

Устный опрос, анализ источников.

7-9

Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время.

Познакомиться со взглядами на общество и человека в Новое  и Новейшее время.

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, решать познавательные и проблемные задачи.

Комбинированный урок

Устный опрос

10-13.

Из истории русской философской мысли.

Ознакомиться с характеристикой общественной мысли России.

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, анализ источников.

Урок лабораторного типа

Устный опрос, анализ источников.

14-15.

Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор.

Познакомиться с особенностями  профессиональной деятельности в сфере социально-гуманитарного профиля; выяснить и обсудить потребности современного общества в специалистах гуманитарного профиля.

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, решать познавательные и проблемные задачи.

Комбинированный урок

Устный опрос.

Сообщения

16.

Зачет по теме: «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность».

Обобщить и систематизировать знания по теме.

Повторительно-обобщающий урок

Контрольный тест (Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень. 10 класс. – М.: ВАКО, 2010. – с.79)

Тема 2. Человек и общество.

17-19.

Происхождение человека и становление общества.

Познакомиться с теориями  происхождения человека  и становления общества, выявить особенности человечества как результата биологической и социальной эволюции.

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме.

Лекция

Устный опрос

20-21.

Сущность человека как проблема философии.

Познакомиться с социальной сущностью деятельности человека, выяснить роль и значение мышления в жизни человека.

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, решать познавательные и проблемные задачи по теме.

Комбинированный урок

Устный опрос

22-24.

Общество и общественные отношения.

Познакомиться с социальными взаимодействиями и общественными отношениями, проанализировать общество как форму совместной деятельности.

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, решать познавательные и проблемные задачи по теме.

Лекция

Устный опрос

25-26.

Общество как развивающаяся система.

Познакомиться с системным строением общества, выделить особенности социальной системы, ее подсистемы и элементы,  проанализировать анализ процессы изменчивости и стабильности общества.

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать в группе, выступать публично.

 Урок- исследование

Устный опрос, вопросы к параграфу.

27-29.

Типология обществ.

Познакомиться с типологией обществ с точки зрения социально-философского, историко-типологического и социально-конкретного уровней.

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, решать познавательные и проблемные задачи по теме.

Комбинированный урок

Устный опрос

30-32.

Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.

Познакомиться с подходами к изучению истории, обсудить смысл и направленность общественного развития, исследовать типологию цивилизаций.

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать.

Комбинированный урок

Устный опрос

Вопросы и задания к параграфу

33-35.

Исторический процесс.

Определить смысл и направленность исторического процесса, охарактеризовать роли его участников, выявить типы социальной динамики, исследовать факторы изменения социума.

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, решать познавательные и проблемные задачи по теме.

Урок с элементами дискуссии.

Устный опрос

36-37.

Проблема общественного прогресса.

Познакомиться с особенностями общественного прогресса, рассмотреть многообразие и неравномерность процессов общественного развития, подчеркнуть противоречивость общественного прогресса.

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме.

Комбинированный урок

Устный опрос

38-40.

Свобода в деятельности человека.

Познакомиться с ролью свободы и необходимости в человеческой деятельности.

Развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, решать познавательные и проблемные задачи по теме.

Проблемный урок

Устный опрос

41.

Зачет по теме: «Человек и общество».

Обобщить и систематизировать знания по теме.

Повторительно-обобщающий урок

Устный опрос.

Тема 3. Деятельность как способ существования людей.

42-43.

Деятельность людей и ее многообразие.

Ознакомиться с социальной сущностью человека, с типологий деятельности, выяснить природу и особенности творческой деятельности.

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме.

Комбинированный урок

Устный опрос

44-46.

Содержание и формы духовной деятельности.

Познакомиться с особенностями деятельности в сфере духовной культуры, объяснить процесс сохранения, распространения и освоения культурных ценностей.

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме.

Урок-собеседование

Собеседование

Групповая дискуссия

47-49.

Трудовая деятельность.

Ознакомиться с особенностями  трудовой деятельности людей, с социологией руда, объяснить сущность социального партнерства и исследовать перспективы его развития в России.

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме.

Комбинированный урок

Устный опрос, задания к параграфу.

50-52

Политическая  деятельность.

Познакомиться с типологией властных отношений.

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, решать познавательные и проблемные задачи по теме.

Лекция

Устный опрос

53.

Зачет по теме: «Деятельность как способ существования людей.»

Обобщить и систематизировать знания по теме.

Повторительно-обобщающий урок

Контрольный тест (Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень. 10 класс. – М.: ВАКО, 2010. – с.402)

Тема 4. Сознание и познание.

54-55.

Проблема познаваемости мира.

Познакомиться с особенностями познавательной деятельности.

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме.

Комбинированный урок

Устный опрос

56-57.

Истина и ее критерии.

Познакомиться с основными подходами к пониманию истины и ее критериев.

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, решать познавательные и проблемные задачи по теме, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения  и понятия философской науки, участвовать в дискуссии, работать с документами, работать в группе, выступать публично.

Практикум

Устный опрос.

Анализ источников

58-60.

Многообразие путей познания мира.

Познакомиться с видами и уровнями человеческих знаний.

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, решать познавательные и проблемные задачи по теме.

Деловая игра.

Устный опрос

61-62.

Научное познание.

Познакомиться с основными особенностями методологии научного мышления, методами научного познания.

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, решать познавательные и проблемные задачи по теме.

Комбинированный урок

Устный опрос

63-64.

Социальное познание.

Познакомиться с особенностями социального познания, раскрыть проблемы социальных и гуманитарных наук.

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, решать познавательные и проблемные задачи по теме.

Комбинированный урок

Устный опрос.

Вопросы и задания к параграфу

65-66.

Знание и сознание.

Познакомиться  с особенностями категорий «познание», «сознание».

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, решать познавательные и проблемные задачи по теме.

Комбинированный урок

Устный опрос

67-69.

Самопознание и развитие личности.

Познакомиться  с особенностями процесса самопознания, выявить роль самосознания и развития личности, определить трудности познания человеком самого себя.

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, решать познавательные и проблемные задачи по теме.

Урок – практикум.

Устный опрос

70.

Зачет по теме: «Сознание и познание».

Обобщить и систематизировать знания по теме.

Повторительно-обобщающий урок

Контрольный тест. (Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень. 10 класс. – М.: ВАКО, 2010. – с.432)

Тема 5. Личность. Межличностные отношения.

71-73.

Индивид, индивидуальность, личность.

Познакомиться с особенностями структуры личности, рассмотреть процессы устойчивости и изменчивости личности.

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, участвовать в дискуссии, работать в группе, выступать публично.

Практикум.

 Устный опрос.

Анализ источников.

74-75.

Возраст и становление личности.

Познакомиться с периодами  развития личности, проанализировать процесс становления личности.

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, решать познавательные и проблемные задачи по теме.

Комбинированный урок

Устный опрос

76-78.

Направленность личности.

Познакомиться с основными видами направленности личности, выявить мотивы поведения личности, объяснить мотивы поведения личности, показать особенность жизненных целей человека, его социальные установки.

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, решать познавательные и проблемные задачи по теме.

Комбинированный урок

Устный опрос

79-81.

Общение как обмен информацией.

Охарактеризовать средства межличностной коммуникации,  выявить трудности, возникающие в процессе коммуникации, описать вербальное и невербальное общение, выяснить особенности общения в современном обществе.

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, решать познавательные и проблемные задачи по теме.

Комбинированный урок

Устный опрос

82-84.

Общение как взаимодействие.

Познакомиться  с особенностями общения как межличностного взаимодействия, описать и проанализировать типы взаимодействия, выявить особенности общения в юношеском возрасте.

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, решать познавательные и проблемные задачи по теме.

Комбинированный урок

Устный опрос

85-87.

Общение как понимание.

Выявить процессы взаимовосприятия в процессе общения, рассмотреть эффекты и стереотипы межличностного восприятия.

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, решать познавательные и проблемные задачи по теме.

Комбинированный урок

Устный опрос

Вопросы и задания к параграфу

88-90.

Малые группы.

Познакомиться с особенностями малой группы, описать виды малых групп, выявить особенности межличностных отношений в малой группе.

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, решать познавательные и проблемные задачи по теме.

Урок –практикум.

Устный опрос

91-92.

Групповая сплоченность и конформное поведение.

Познакомиться с особенностями межличностной совместимости, групповой сплоченности, выявить сущность конформного поведения в группе.

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, решать познавательные и проблемные задачи по теме.

Урок-собеседование

Собеседование

Групповая дискуссия

93-94.

Групповая дифференциация и лидерство.

Познакомиться с особенностями групповой дифференциации, проанализировать взаимоотношения в ученических группах, описать стили лидерства.

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, решать познавательные и проблемные задачи по теме.

Комбинированный урок

Устный опрос

95-97.

Семья как малая группа.

Познакомиться с психологий семейных отношений, выяснить и проанализировать проблемы семейного воспитания, описать особенности гендерного поведения.

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, решать познавательные и проблемные задачи по теме.

Комбинированный урок

Устный опрос

Собеседование

98-99.

Антисоциальные  и криминальные молодежные группировки.

Познакомиться с особенностями антисоциальных групп, проанализировать явление «дедовщины».

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, решать познавательные и проблемные задачи по теме.

Комбинированный урок

 Устный опрос, анализ документов (материалы периодической печати).

100-101.

Конфликт в межличностных отношениях.

Рассмотреть проблемы межличностных конфликтов, определить пути конструктивного разрешения конфликта.

Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, анализировать, решать познавательные и проблемные задачи по теме.

Комбинированный урок

Устный опрос

102

Зачёт: «Личность. Межличностные отношения».

Основное содержание темы.

Повторительно-обобщающий урок

Письменный опрос.


Раздел IV. Содержание учебного предмета.

тема

Кол-во

часов

содержание темы

Введение. Требование государственного образовательного стандарта по обществознанию в 10-м классе.

2

Требования Федерального государственного образовательного стандарта по обществознанию в 10 классе.

Особенности преподавания обществознания в старшей школе.

Т. 1 Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность.

14

Естественно-научные и социально-гуманитарные знания. Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука . Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. Профессиональные образовательные учреждения. Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Общественная мысль России. Философские искания 19 в. Русская философская мысль начала 20 в.

Т.2  Общество и человек.

27

Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка.

Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда. Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: Социально-культурный, историко-типологический, социально-конкретный. Восток и Запад. Цивилизационное строение общества. Типология цивилизаций. Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Формы изменения социума. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.

Т.3 Деятельность как способ существования людей.

11

Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа человеческой деятельности. Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение  ценностей духовной культуры. Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России. Политическая деятельность. Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимность власти.

Т. 4 Сознание и познание.

18

Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание. Истина и ее критерии.  Понятие научной истины, ее критерии. Относительность истины. Истина и заблуждения. Виды и уровни человеческих знаний. Теоретическое и обыденное сознание. Мировоззрение, его виды и формы. Мифологическое и рационально-логическое знание. Наука, основные особенности методологии научного мышления.. Дифференциация и интеграция научного знания. Религия. Мораль. Нравственная культура. Право. Искусство. Особенности социального познания. Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.

Т. 5 Личность. Межличностные отношения.

27

Индивид, индивидуальность, личность. Периодизация развития личности. Направленность личности. Социальная установка. Ролевое поведение. Гендерное поведение.
Общение как обмен информацией. Особенности общения в информационном обществе. Общение как межличностное взаимодействие. Конформность, нонконформность, самоопределение личности. Общение как взаимопонимание. Идентификация в межличностном общении. Конфликт. Общение в юношеском возрасте.

Межличностные отношения в группах. Этнические и религиозные взаимоотношения. Группы условные. Референтная группа. Интеграция в группах разного уровня развития. Групповая сплоченность. Антисоциальные группы. Особая опасность криминальных групп. Межличностная совместимость. Дружеские отношения. Групповая дифференциация. Стиль лидерства. Взаимоотношения в ученических группах.
Психология семейных взаимоотношений. Воспитание в семье.


Раздел V. Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных, тестовых и других работ по годам обучения в течение всего срока реализации программы.

Зачет по теме: «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность» - Контрольный тест (Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень. 10 класс. – М.: ВАКО, 2010. – с.79

Вопросы для устного зачета по теме: «Человек и общество».

  1. Каковы основные тории о происхождении человека?
  2. Объясните значение понятия «Человек – биосоциальная система».
  3. В чем состоит различие  между понятиями «социум» и «общество»?
  4. Какова роль культуры в жизни общества?
  5. Охарактеризуйте общество как систему.
  6. Что такое общественный институт? Назовите основные институты общества.
  7. Традиционное и индустриальное общество: основные черты и особенности.
  8. Преимущества и недостатки цивилизационного и стадиального подхода к изучению истории.
  9. В чем заключается смысл понятия «исторический процесс»?  Участники и движущие силы

          истории.

10.     Что такое прогресс? В чем заключается противоречивость общественного прогресса?

11.     Каковы критерии общественного прогресса?

12.    Раскройте различные подходы к  трактовке понятия «свобода», «свободное общество».

Контрольная работа №1.

Вариант 1.

Задание 1.

  1. Кем впервые был введен в научный оборот термин «социология»?
  1. М. Вебером
  2. К. Марксом
  3. О. Контом
  1. Какую философскую категорию применяют для обозначения внутреннего содержания предмета, выражающегося в единстве всех его многообразных свойств и отношений?
  1. явление
  2. сущность
  3. критерий
  1. Кто сформулировал сентенцию: « Я знаю только то, что ничего не знаю»?
  1. Сенека
  2. Сократ
  3. Периандр
  1. Кастовый строй – общая черта многих древневосточных цивилизаций, но в одном государстве он проявился с наибольшей силой. В каком?
  1. Китай
  2. Индия
  3. Вавилон
  1. Определите два неверных ответа. Концепция даосизма заключается:
  1. в ненасилии
  2. недеянии
  3. иерархичности общества и следовании принципу старшинства
  4. безмолвии
  5. спонтанности
  6. стремлении к старине как социальному идеалу
  1. Конфуцианство – это:
  1. свод боевых искусств
  2. этические нормы
  3. юридические нормы
  4. сборник мифов
  1. Какое  философское направление объединяет эти имена: Ж.П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер?
  1. Экзистенционализм
  2. Неокантианство
  3. неогегельянство
  1. Западники стремились:
  1.  К восприятию православного мира
  2. Укреплению монархии
  3. Изучению исторического прошлого
  4. Познанию народного мировоззрения
  5. Изменению общественно-политического строя.
  1. Общество…
  1. Обособлено от природы, но тесно связано с ней
  2. Включает в себя природу в качестве подсистемы
  3. И природа не связаны друг с другом
  4. И природа существует по одним и тем же законам
  5. Является результатом развития природы
  1. Верны ли суждения?

А.  Развитие науки и техники – есть универсальный критерий общественного прогресса.

Б.  Развитие гуманизма – есть универсальный критерий общественного прогресса.

1)        верно только А

2)        верно только Б

3)        верны оба суждения

4)        оба суждения неверны

Задание 2.

Заполните пропуски, используя приведённые понятия. Учтите, что некоторые понятия являются лишними.

На основе первых религиозно-философских учений – даосизма, буддизма, конфуцианства – сложились основные духовные ценности________(1) цивилизаций. Существенной чертой этих цивилизаций является то, что личное начало приглушается, подчиняется принципу ______(2). Социальный мир этих цивилизаций и сегодня достаточно пестр и представлен многочисленными этническими, религиозными, сословными группами. При этом сами группы занимают разное положение в обществе, образуя социальную _________(3). Именно благодаря этому такой тип обществ характеризует относительная социальная _________(4).

Понятия:

А) восточный

Б)  западный

В) иерархия

Г) индивидуализм

Д) коллективизм

Е) общность

Ж) стабильность

Задание 3.

  • «Судьба согласного с ней ведет, противящегося - тащит». (Сенека)
  • «Человек вне общества – или бог, или зверь». (Аристотель)
  • «Человек прежде всего станет тем, чем от запрограммирован быть». (Ж.П. Сартр)

Вариант 2.

Задание 1.

  1. Что означает понятие «социология»?
  1. учение об обществе как целостной системе
  2. наука, изучающая человека
  3. наука, изучающая отдельные социальные группы общества
  1. Какая наука изучает общество как целостную систему, а также отдельные институты, процессы, группы, рассматривая их в связи с общественным целым?
  1. социология
  2. политэкономия
  3. политология
  1. Кому принадлежит следующее высказывание «В одну и ту же реку нельзя войти дважды»?
  1. Платону
  2. Гераклиту
  3. Цицерону
  1. Какой класс общества Аристотель считал наиболее полезным?
  1. аристократию
  2. ремесленников
  3. земледельцев
  1. Определите два неверных ответа. К философским школам Древней Индии относятся:
  1. веданта
  2. йога
  3. буддизм
  4. джайнизм
  5. даосизм
  6. легизм
  1. Философия зародилась:
  1. в Древнем Китае
  2. Древней Индии
  3. Древней Греции
  4. Древнем  Египте
  1. К. Маркс и Ф. Энгельс  считали определяющим фактором в жизни общества:
  1.  Религию
  2. Духовную жизнь
  3. Материальное производство
  4. идеологию
  1. Определите неверный ответ. Идеология славянофилов заключала в себе следующие принципы …
  1.   Соборность
  2. Индивидуальность
  3. Идеализация прошлого
  4. Монархизм
  5. Православность
  6. Отмену крепостного права
  1. Наиболее научно обоснована версия:
  1. Божественного сотворения человека
  2. Инопланетного происхождения человека
  3. Творческого импульса, особых условий земли
  4. Происхождения человека в результате эволюции
  1. Верно ли суждение?

А.  Прогрессивное развитие общества – это всегда необратимое движение вперед.

Б.  Общественный прогресс противоречив, не исключает возвратные движения и регресс.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

Задание 2.

Заполните пропуски, используя приведённые понятия. Учтите, что некоторые понятия являются лишними.

На Востоке обычаям прошлого и культурному наследию придавалось и придается особое значение, поэтому восточные цивилизации относят к __________(1) обществу. Особую роль на Востоке всегда играло государство, которое в древности и средневековье существовало преимущественно в форме ________(2).  Во главе стоял верховный правитель, считавшийся собственником всей _______(3) – главного богатства аграрного общества. Нередко верховный правитель являлся и религиозным главой, поэтому восточные государства носили ________(4) характер.

Понятия:

А) аристократия

Б) демократия

В) деспотия

Г) земля

Д) первобытный

Е) теократический

Ж) традиционный

Задание 3.

  • «Счастье – вещь нелегкая: его очень трудно найти внутри себя  и невозможно где либо в другом месте» (Н. Шамбор)
  • Ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека. (А. Пьерон)
  • «Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было бы избежать». (Б. Рассел)

Зачет по теме: «Сознание и познание».

Контрольный тест (Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень. 10 класс. – М.: ВАКО, 2010. – с.432.

Зачёт: «Личность. Межличностные отношения».

Контрольный тест (Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень. 10 класс. – М.: ВАКО, 2010. – с.447.

Контрольная работа №2.

Вариант 1.

Задание 1.

  1.  Какая наука изучает общество как целостную систему, а также отдельные социальные институты, процессы, группы, рассматривая их связи с общественным целым?
  1. Социология
  2. Политэкономия
  3. Политология
  4. Социальная психология
  1. Какая из мировых религий является наиболее ранней по своему происхождению?
  1. Христианство
  2. Ислам
  3. Буддизм
  4. Иудаизм
  1. Назовите наиболее известное произведение Макиавелли, в котором он описывает способы создания сильного государства.
  1. «Государь»
  2. «Кодекс природы»
  3. «История Флоренции»
  4. «О гражданине»
  1. Проявлением взаимозависимости общества и природы служит:
  1. Экологический кризис
  2. Возрастание солнечной активности
  3. Кризис перепроизводства
  4. Усложнение общественной жизни
  1. Верны ли суждения?

А. Человек – такой же субъект научных исследований, как и все в мире, и в ближайшем будущем проблема человека ,казавшаяся ранее неразрешимой ,будет успешно решена.

Б.  Человек – вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена.

1)        верно только А

2)        верно только Б

3)        верны оба суждения

4)        оба суждения неверны

  1. Взаимодействие социальных групп, слоев, классов, стран, наций, религиозных сообществ осуществляется:
  1. В экономической сфере
  2. В социальной сфере
  3. В политической сфере
  4. В духовной сфере
  1. Что является определяющим в индустриальном обществе?
  1. сельское хозяйство
  2. теоретические знания
  3. промышленность
  4. ремесло
  1. Исторический тип общества ,основанный на определенном способе производства ,в марксистской теории называется
  1. базисом
  2. надстройкой
  3. цивилизацией
  4. общественно-экономической формацией
  1. Под прогрессом понимается:
  1. упадок культуры
  2. движение вперед
  3. циклическое развитие
  4. состояние стабильности
  1. Верно ли суждение?

А.   Прогрессивное развитие общества – это всегда необратимое движение вперед.

Б.   Общественный прогресс противоречив ,не исключает возвратные движения и регресс.

1)         верно только А

2)        верно только Б

3)        верны оба суждения

4)        оба суждения неверны

  1. Свобода – это:
  1. деятельность человека, выстраиваемая в соответствии с той необходимостью,  которая содержится в объективных условиях его существования
  2. ничем не стесняемый личный выбор человека
  3. способность и возможность человека делать собственный выбор и поступать в соответствии со своими интересами и целями
  4. такое поведение индивида, которое определяется его внутренними побуждениями и устремлениями
  1. Верны ли сужения?

А.   Орудийная деятельность присуща только человеку.

Б.   Животные используют природные предметы в качестве орудий и даже изготавливают их.

1)         верно только А

2)        верно только Б

3)        верны оба суждения

4)        оба суждения неверны

  1. Система обобщенных взглядов на окружающую действительность  - это:
  1. философия
  2. мировоззрение
  3. наука
  4. социология
  1. К продуктам материальной культуры не относятся:
  1. небоскреб
  2. музыка
  3. автомобиль
  4. телевизор
  1. Основная цель экономической деятельности:
  1. снижение затрат производства
  2. удовлетворение потребностей людей
  3. достижение социального равенства
  4. увеличение индивидуальных доходов
  1. На увеличение потребительских расходов влияет:
  1. Увеличение подоходного налога
  2. Снижение социальных выплат
  3. Увеличение потребительского дохода
  4. Снижение производительности труда
  1. Носителем политики не является:
  1. отдельный человек
  2. спортклуб
  3. партия
  4. государство
  1. К рациональному познанию относится:
  1. суждение
  2. восприятие
  3. ощущение
  4. наблюдение
  1. К особенностям социального познания относится:
  1. совпадение объекта и субъекта познания
  2. в качестве объекта познания выступает общество
  3. значительная степень субъективности
  4. преобладание эксперимента
  5. в качестве объекта познания выступает  природа
  6. целью познания  является получение достоверного знания
  1. Индивидом человек становится:
  1. после рождения
  2. после получения образования
  3. достигнув определенного возраста
  4. заняв руководящую должность

Задание 2.

        Человек сознает свое величие, и мощь, и свое ничтожество ,и слабость, свою царственную свободу и свою рабскую зависимость, сознает себя образом и подобием Божьим и каплей в море природной необходимости. Почти с равным правом можно говорить о божественном происхождении человека и о его происхождении от низших форм органической жизни природы. Почти с равной силой аргументации защищают философы первородную свободу человека и совершенный детерминизм,  вводящий человека в роковую цепь природной необходимости….  Странное существо – двоящееся и двусмысленное, имеющее облик царственный и облик рабий,  существо свободное и закованное ,сильное и слабое ,соединившее в одном бытии величие с ничтожеством, вечное с тленным.

                                                                                                                             Н. А. Бердяев

Вопросы  и задания к тексту:

  1. Разделяете ли вы вывод Бердяева о противоречивости природы человека?
  2. В чем, на ваш взгляд,  проявляется «царственная свобода» человека?
  3. Что свидетельствует о его «рабской зависимости»?
  4. Был ли человек в своем изначальном существовании на ранних этапах развития свободен или полностью находился во власти необходимости? Какие силы олицетворяли тогда для человека суровую и непреложную необходимость?

Задание 3.

  • «Надо стремиться к многомыслию, а не к многознанию»   (Демокрит)
  • «Человек немыслим вне контактов с окружающими его людьми».   (А.М. Яковлев)
  • «Дом без книг подобен телу без души»   (Цицерон)
  • «Экономия состоит не в сбережении ,а в отборе». (Э. Берк)

Вариант 2.

Задание 1.

  1.  Когда впервые появился термин «социология»?
  1.  В 15 в.
  2.  В 18 в.
  3.  В 19 в.
  4.  В 20 в.
  1.  Какой тип государственного устройства Платон считал идеальным как правление лучших и благородных?
  1. Демократическое
  2. Аристократическое
  3. Олигархическое
  4. Монархическое
  1. Как монах Кампанелла назвал книгу, в которой он изложил проект идеального общественного устройства?
  1. «Утопия»
  2. «Кодекс Природы»
  3. «Город солнца»
  4. «Государь»
  1.  В отличие от поведения животных деятельность человека носит характер:
  1.  Преобразующий
  2. Приспособительный
  3. Коллективный
  4. орудийный
  1. К элементам общества как системы не относятся:
  1. Университет
  2. Нация
  3. Плодородная земля
  4. церковь
  1. Верны ли суждения?

А. Естественная окружающая человека среда отступает перед искусственной средой, нов конечном счете нужна человеку больше последней.

Б. Современному человеку искусственная окружающая среда может заменить среду естественную.

1)        верно только А

2)        верно только Б

3)        верны оба суждения

4)        оба суждения неверны

  1. Что является определяющим в доиндустриальном обществе?

1)         сельское хозяйство

2)         мануфактурное производство

3)         научные знания

4)         промышленность

  1. Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, О. Тоффлер, Г. Канн – что объединяет эти имена?
  1. сторонники теории постиндустриального общества
  2. известные политические деятели Западной Европы
  3. философы – марксисты
  4. сторонники формационной теории
  1. Революция – это:
  1. быстрые, качественные изменения в жизни общества
  2. медленное, постепенное развитие
  3. состояние застоя
  4. возвращение в исходное состояние
  1. К.Поппер считал, что:

А.   Исторический процесс прогрессивен

Б.   Прогресс возможен только для отдельного человека

1)         верно только А

2)        верно только Б

3)        верны оба суждения

4)        оба суждения неверны

  1. Волюнтаризм представляет собой:
  1. ничем не ограниченную свободу индивида
  2. способность и возможность делать собственный выбор и поступать в соответствии со своими интересами и целями
  3. формирование целей деятельности в соответствии со своим собственным желанием
  4. постоянное расширение свободы человека
  1. Верны ли суждения о человеческой деятельности?

А.   Изменение и преобразование мира в интересах людей – характеристика человеческой деятельности

Б.   Человеческую деятельность характеризует направленность на создание того, чего нет в природе.

1)         верно только А

2)        верно только Б

3)        верны оба суждения

4)        оба суждения неверны

  1. В наиболее полном виде мораль – это:
  1. выводы, которые человек делает на основании  анализа своего поведения
  2. наука о правилах хорошего тона
  3. совокупность принципов и норм поведения людей в обществе
  4. сформулированные и законодательно закрепленные  нормы поведения людей
  1. К  духовным ценностям относится:
  1. микроскоп
  2. компьютер
  3. научное открытие
  4. видеокассеты
  1. Спрос потребителя определяется:
  1. уровнем индивидуальных доходов
  2. ограниченностью природных ресурсов
  3. затратами на производство товаров
  4. качеством трудовых ресурсов
  1. Основным показателем эффективности экономики является:
  1. уровень безработицы
  2. валовой внутренний продукт на душу населения
  3. размер подоходного налога
  4. прожиточный минимум
  1. Политическая культура формирует:
  1. политическую идеологию
  2. политическое мировоззрение
  3. чувство патриотизма
  4. политический плюрализм
  1. К  чувственному познанию относится:
  1. суждение
  2. восприятие
  3. ощущение
  4. наблюдение
  1. Научное познание, в отличие от других видов познавательной деятельности
  1. опирается на данные наблюдений
  2. учитывает накопленный опыт
  3. экспериментально обосновывает выводы
  4. использует метод рассуждений
  1. Социализация человека начинается:
  1. в детском возрасте
  2. после получения образования
  3. в результате начала трудовой деятельности
  4. после достижения зрелого возраста

Задание 2.

        Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире,  так же, как число домохозяйств, возглавляемых женщинами.

        Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи СМИ, принижающие семью (хотя есть и такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом ,доставляющим большую часть заработков,  и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

        Социальные отношения не определяются экономикой – в одно и то же время может быть много возможностей, - но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью.  Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и  подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или,  точнее ,в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.

                                                                                                                  Л. Туроу.

Вопросы  и задания к тексту:

  1. В чем, по мысли автора ,выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два его проявления.
  2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на  взгляд автора, характер этого взаимодействия?
  3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст и обществоведческие знания, укажите три причины.
  4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса,  укажите два ее признака.

Задание 3.

  • «Мудрость для души – то же, что здоровье для тела».    (Ф. де Ларошфуко)
  • «Процесс социализации в простых и сложных обществах протекает неодинаково»

                                                                                                     (И. Робертсон)

  • «Если у человека есть «зачем» жить ,он может выдержать любое «как». (Ф, Ницше)
  • «Нажить много денег – храбрость,; сохранить их – мудрость ,а умело расходовать их - искусство».                                                                               (Б, Ауэрбах)

Раздел VI. Требования к уровню освоения предмета.

В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен
знать/понимать

  • социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
  • основные социальные институты и процессы;
  • различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
  • особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;

уметь

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
  • анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
  • раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
  • формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
  • подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
  • осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;
  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
  • нравственной оценки социального поведения людей;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.


Раздел VII. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.

 Контроль знаний уч-ся осуществляется на каждом уроке в виде устного опроса, теста, письменных работ. Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний. При оценке ответа уч-ся необходимо руководствоваться следующими критериями:

- полнота и правильность ответа;

-степень осознанности, понимания изученного;

- знание основных понятий, дат, личностей.

Оценка «5» ставится, если ученик даёт развёрнутый ответ. Вывод характеризуется личностно обоснованной позицией. Ответ изложен литературным языком, без существенных нарушений. Ученик обнаруживает знание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике.

Оценка «4» ставится, если  ученик даёт ответ, удовлетворяющий требованиям для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет. 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении ответа.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знания и понимание основных положений темы, но:

- излагает материал неполно , допускает  неточности , 2-3 существенных ошибки;

- не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения;

- излагает материал не последовательно и допускает ошибки в звуковом оформлении.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части материала, допускает ошибки, искажающие смысл. Ответ  беспорядочный и неуверенный.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание и непонимание материала

Если уч-ся выполняют тесты, то оценка выставляется следующим образом:

                     «5» -100-95%

                     «4» - 94-79%

                     «3» - 78-60%

                     «2» - 59-0%

Требования к зачёту:

- зачёт проводится по одной изученной теме;

- перечень вопросов и заданий к зачёту предлагается уч-ся до изучения темы;

- зачёт может проводиться устно или письменно;

- освобождаются от сдачи зачёта ученики, показавшие отличные знания по теме, а так же написавшие реферат;

- зачёт проводится в 8-11 классах, не менее, чем через 6 уроков.

Нормы оценок по к/р, зачётам:

«5» - ставится , если ученик даёт развёрнутый ответ, в котором  выдерживается логика и последовательность. Ответ имеет свою личностную оценку, изложен грамотно, без существенных ошибок.

«4» - ставится за развёрнутый ответ с незначительными ошибками, ил с одной существенной. Допускаются стилистические недочёты.

«3» - ставится за ответ, содержащий сообщение основного материала при 2-3 существенных фактических ошибках.

«2» - ставится, если уч-ся во время устного ответа не вышел на уровень требований , предлагаемых на оценку «3».

«1» - ставится , если уч-ся не смог ответить на вопросы учителя, даже с помощью наводящих вопросов или иных средств помощи.

Самостоятельная работа оценивается при выполнении уч-ся следующего объёма:

 «5» - 100-95%      «4» - 94-75%               «3» - 74-50%         «2» - менее 50%.

Раздел VIII. Учебно-методическое обеспечение.

Список для учащихся:

1. Рекомендуемая литература (основная).

  • Боголюбов Л.Н., А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова Под ред. Боголюбова Л.Н., Обществознание.  (профильный уровень) 10 кл., М.: Просвещение, 2012
  • Школьный словарь по обществознанию: 11 класс/Ю.И.Аверьянов и др.; под редакцией Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2003.

  1. Рекомендуемая литература (дополнительная).
  • Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997.
  • Опалев А.В. Умение обращаться с людьми… Этикет делового человека. – М.: ЮНИТИ, 1996.
  • Права человека: книга для чтения. 5-9 класс. Молодежный центр прав человека и правовой культуры. – М., 1998
  • Этикет/ Авт.-сост. О.Н.Улищенко. – Харьков, 1998
  • Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. М:, Академия, 2006
  • Гуревич П.С. Человек и культура. Основы культурологии. 10-11 кл. М.: Дрофа, 1998.

Список для учителя:

  1. Рекомендуемая литература (основная).
  • Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 10-11 кл., М.; Просвещение, 2007.
  • Боголюбов Л.Н., А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова Под ред. Боголюбова Л.Н., Обществознание.  (профильный уровень) 10 кл., М.: Просвещение, 2012
  • Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень. 10 класс. – М.: ВАКО, 2010
  • Задания и тесты по обществознанию; 10 класс, М.; 2000г
  • С.В.Краюшкина. «Тесты по обществознанию» 10 класс – М,: Экзамен,2009
  • Чеброва Р.Н. «Тесты по обществознанию» 10 класс, Саратов. – Лицей, 2003 г
  • Школьный словарь по обществознанию., М.;2002 г.
  • Захарова Е.Н. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». М.; Просвещение, 1998.
  • Конституция РФ
  • Конституция УР

  1. Рекомендуемая литература (дополнительная).

  • Нижников С.А. Тесты по обществознанию. М.; «Экзамен», 2006.
  • Практикум по обществознанию. Под редакцией Князевой В.Н., М.; «Айриспресс», 2002.
  • Баранов П. А., Воронцов А. В., Шевченко С. В. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – М.: Астрель, 2010
  • Корнева Т.А.Обществознание. 10-11 классы: уроки учительского мастерства – Волгоград: Учитель, 2006
  •  Борисов С.В. Философские беседы. М.: Учебная литература , 2005
  • Обществознание в таблицах и схемах. Издание 20е, испр. и доп. ООО «Виктория плюс», 2009.

  1. Перечень используемых средств обучения (мультимедийные презентации, обучающие программы, электронные учебные пособия, видеофильмы и др.).

                                                                       

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...