План - конспект урока на тему «Семья» по обществознанию в 8 классе
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему

Будякова Екатерина Александровна

План - конспект урока на тему «Семья»  по обществознанию в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_kl_obshch.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Потребности человека.

Цель:

Разъяснить школьникам сущность потребностей живых существ, познакомить с их разнообразием, научить анализировать собственные потребности и пути их удовлетворения.

После изучения темы учащиеся должны:

  • понимать, что представляют собой потребности человека;
  • знать, какие потребности могут быть у людей, и уметь анализировать различные виды потребностей;
  • на основе конкретных примеров показывать, какую роль в формировании личности имеют те или иные потребности;
  • уметь анализировать свои потребности и выстраивать грамотные пути их удовлетворения;
  • давать определения следующим понятиям: потребность человека, иерархия потребностей.

Оборудование:

Ход урока

1.Орг. момент.

2.Актуализация ранее изученного.

3.Изучение нового материала.

План урока:

  1. Человек и его потребности.
  2. Какие виды потребностей могут быть у людей?
  3. Потребности и наша жизнь.

1.В начале рассмотрения этой темы целесообразно пригласить к доске ученика, который будет кратко фиксировать ответы ребят на вопрос, поставленный учителем ниже. Учитель говорит:

«Слово потребности мы часто употребляем в обыденной речи. Несомненно, ребята знают его значение, хотя, быть может, затрудняются грамотно его сформулировать. Целесообразно подумать, какие потребности каждый испытывает в настоящий момент?»

Например: поесть мороженое; найти хорошего друга; написать красивую музыку; поставить крепкую дверь в квартиру, чтобы  защитить себя от грабежей; стать крупным бизнесменом и накопить много денег и т. д.

Приведя в примеры многочисленные потребности, ученики должны самостоятельно понять, что разобраться в них можно только, попытавшись дифференцировать их по видам. Какие виды среди многочисленных желаний ребят вашего класса можно выделить?

Совершенно очевидны физиологические потребности, потребности в безопасности, духовные потребности и т. д.

Вот теперь учитель может обратить внимание на то, что потребность — это состояние живого существа, выражающее ее зависимость от того, что составляет условия его существования (см. определение учебника). Как появляются и проявляются потребности? Пусть ребята самостоятельно ответят на этот вопрос.

Примерная схема ответов: нужда в чем-то, ощущение нехватки чего-то дискомфорт, психические, физические, духовные неудобства —► активизация деятельности человека по достижению желанной цели      удовлетворение потребностей.

Вот как это проявляется по конкретной потребности: хочу есть       -болит желудок, голова, утомляемость возросла         добываю пищу         ем.

а)        Может ли жить человек, не испытывая ни в чем потребность?

б)        Какую роль, по вашему мнению, играют потребности в жизни человека?

2. Разъясняя второй вопрос, учитель обращает внимание на иерархическую теорию потребностей, которую разработал американский психолог Абрахам Маслоу (1908—1970). Его считают одним из лидеров гуманистической психологии.

Учитель просит проанализировать эту теорию, воспользовавшись рисунком.

духовные потребности

Вторичные (приобретенные)          престижные потребности

социальные потребности

                                                       потребности безопасности

первичные, врожденные

                                                         

физиологические потребности

Ученики должны понять, что каждая потребность нового Уровня становится насущной, когда удовлетворены предыдущие потребности.

Например, имея свой дом, хорошо питаясь, отдыхая и обезопасив себя от преступных посягательств, человек может думать о вступлении в партию, а затем уже и о лидерстве в ней и т. д.

-Какие потребности сложнее всего удовлетворить? Почему?

-Учащиеся должны понимать, что включается в тот или иной вид потребностей.

-Могут ли быть одинаковые потребности у разных людей? От чего это зависит?

Завершение беседы на эту тему логически переходит к проблеме о влиянии потребностей на жизнь людей, поведение и т. д.

3. Учитель поясняет, что высшие потребности вносят больший вклад в формирование личности, чем низшие. Подавление потребностей деформирует личность.

Ученики работают в группах по заданиям.

Задание 1.

Поясните, как потребности повлияли на поведение личности. Каким образом можно было предотвратить последствия?

Сидоров Петя вырос в бедной семье. Однако после окончания школы он решил проявить самостоятельность и организовал свое дело. Через некоторое время он оказался в центре внимания крупных криминальных структур. За большие деньги, подаренную квартиру он стал заниматься подпольным бизнесом, т. е. деятельностью, запрещенной законами России. Ему очень хотелось доказать своим экономическим партнерам лидерство и силу. Вскоре деятельность преступной группировки была блокирована, и Петя был привлечен к уголовной ответственности.

Задание 2.

Известный российский ученый М. В. Ломоносов (1711 —1765) уже в юношеском возрасте почувствовал неиссякаемую тягу к знаниям. Он родился в семье помора в д. Денисовка, где не было возможности получить хорошее образование. В 19 лет он ушел учиться. Его стремление к знаниям позволило сделать интересные открытия. При этом пришлось преодолевать многочисленные трудности. Он основал при АН первую в России химическую лабораторию, его идеи опередили науку того времени (развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества", сформулировал принцип сохранения материи и движения; выдвинул учение о цвете; создал оптические приборы; описал строение земли; объяснил происхождение многих полезных ископаемых; стал поэтом; исследовал русскую историю; возродил искусство мозаики, создавая с учениками мозаичные картины и т. п.). Стал академиком Петербургской АН, по его инициативе основан Московский университет. Его имя знают во всем мире даже спустя много веков.

Можно ли говорить о влиянии потребностей на судьбу человека? Возможно ли появление такого Ломоносова в современный период?

Задание 3.

Добившись материального благополучия, карьеры, некоторые люди вдруг сталкиваются с пустотой, ложью окружающих. Нередко распадаются семьи, их предают друзья. Чтобы сделать карьеру, пришлось пожертвовать многим (родителями, совестью, здоровьем). Появляется внутренняя неудовлетворенность жизнью.

В процессе беседы ученикам задаются вопросы:

Как вы понимаете сущность престижных потребностей? Какова их роль в иерархии потребностей? Есть ли у вас такие потребности? Как их можно оценить? А каким образом добиться реализации? Какой может быть жизнь, сопряженная с постоянной погоней за деньгами, властью? Почему такие потребности называют эгоистичными? Может ли жить человек вне таких потребностей?

Ученикам предлагается сопоставить выводы, к которым они пришли в процессе обсуждения заданий, с примером, приведенным в дополнительном тексте параграфа (с. 49 учебника). Ребята должны понять, какую роль играют духовные потребности в жизни людей? Если они не заложены природой, то кто их предопределяет? Какую роль они играют в жизни человека?

В конце урока необходимо сделать обобщающие выводы (у людей существуют многочисленные потребности; высшие оказывают влияние на формирование личности) и предложить ученикам проанализировать свои потребности и определить возможности их удовлетворения.

Д/з: § 6, выполнить задание и ответить на вопросы к параграфу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Семья" для 5-6 классов

Цель занятия:   - Способствовать формированию положительного восприятия семьи;  - Развивать желание строить семейные отношения на основе понимания, сопереживания, помощи родным...

план-конспект урока по теме Семья" по УМК "Английский в фокусе"

Карточки к урокуПлан-конспект урока практикума и презентация к уроку...

План-конспект урока на тему:" Природа Африки" для 7 класса

Урок на тему:"Природа Африки" провожу как урок-практикум.Здесь размещено много полезного учебного материала в помощь учителю при подготовке к изучению темы "Африка"...

план конспект урока по теме Mass Media в 8м классе по УМК К.Кауфман

План - конспект урока в 8м классе по теме СМИ, по УМК Кауфман...

План-конспект урока на тему "Описание дома/комнаты", 4 класс, УМК "Enjoy English" под ред. М.З.Биболетовой

Методическая разработка к уроку для 4 класса по УМК "Enjoy English" под редакцией М.З.Биболетовой....

План конспект урока по теме "Испарение и конденсация" 8 класс

План конспект урока по теме "Испарение и конденсация" 8 класс...

план конспект урока по теме " My family" во 2 классе

Данный конспект урока разработан с целью определения  принципов обучения и их использование на уроке английского языкаПринципы обучения – это исходные положения, которые определяют цели...