Обобщение опыта
опыты и эксперименты по обществознанию

Гонтарева Татьяна Геннадьевна
Тема моей методической  работы: формирование предметной компетентности школьников на уроках обществознания в процессе организации учебного исследования.
 Я считаю, что данная тема актуальна, т.к современное общество предъявляет высокие требования к развитию личности.
Формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного искать и находить взвешенные решения, основанные на самостоятельном исследовании окружающего мира -  является одной  из главных задач Концепции Российского образования. Именно такие члены нашего общества будут определять успех России в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dok1.docx55.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема моей методической  работы: формирование предметной компетентности школьников на уроках обществознания в процессе организации учебного исследования.

 Я считаю, что данная тема актуальна, т.к современное общество предъявляет высокие требования к развитию личности.

Формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного искать и находить взвешенные решения, основанные на самостоятельном исследовании окружающего мира -  является одной  из главных задач Концепции Российского образования. Именно такие члены нашего общества будут определять успех России в будущем

Главная задача моя, как учителя - научить ребенка учиться, увидеть глубину изучаемого предмета, вовлечь ученика в творческий процесс решения самых разнообразных проблем. Многие истины могут остаться ученикам непонятными,  если они не придут к ним  своим путем, через свои открытия. Важно, чтоб этот поиск начинался на уроках, вот тогда и возникает естественная потребность в знаниях. Это во многом зависит от  тех технологий, форм и методов, которые  учитель  использует в  своей деятельности.

Мой педагогический опыт привел меня к мысли, что без использования метода исследования нельзя развить потенциальные способности детей, активизировать их мыслительную деятельность на уроках обществознания, получить жизненный  опыт  .  О роли этого метода в формировании предметной и социальной компетентности хочу поделиться с вами, уважаемые коллеги.

Слово «исследование» означает извлечения чего-либо из «следа», то есть восстановления некоторого порядка вещей  по косвенным признакам, случайным предметам. В нем заложено представление о способностях личности, анализировать факты и прогнозировать ситуацию. Поэтому суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их анализе производимых новых выводов.

Цель моей педагогической  деятельности по данной теме: создание условий для  формирование и развитие предметной  компетентности через исследовательскую деятельность.

Основные задачи, способствующие достижению поставленной цели:

- сформировать у учащихся интерес к познанию мира, к  выявлению сущности процессов и явлений науки, техники, искусства, природы, общества, к учебно-исследовательской деятельности;

- развивать у школьников умения и навыки, приобретения знаний, исследования предметов и явлений, сравнения, анализа, обобщения;

-формировать и развивать способности к самостоятельному творческому  мышлению, умение использовать полученные знания и навыки в жизни.

 В своей профессиональной деятельности я опираюсь на классификацию методов обучения, которую создали Лернер И.Я. и Скаткин М.Н.

И выстроила свою модель обучения, которая позволяет реализовать принцип системности  в организации образовательного процесса и одновременно снять неразрешённые противоречия и проблемы.

В исследовательской деятельности я выделяю 4 ключевых момента, которые дают возможность решать поставленные задачи:

мотивация, содержание, технология, рефлексия.

  1. Мотивация, побуждение к действию. В этом мне помогают:

1. мудрые высказывания известных людей;

2. притчи или фрагменты из художественного произведения;

3. проблемные вопросы;

4.  дискуссия;

5. рассказ о реальных событиях

 а также обязательным условием на уроке является положительный настрой и пожелание друг другу успехов.

При изучении темы «Конкуренция» в 11 классе я использую высказывания Билла Гейтса,  американского предпринимателя и общественного деятеля, одного из создателей программного обеспечения корпорации Microsoft:

«Я боюсь потерпеть поражение. Это совершенно точно. Каждый день, когда я прихожу в этот офис, я спрашиваю себя: Мы все еще хорошо работаем? Опередил ли кто-нибудь нас? Действительно ли тот или иной продукт принимается хорошо? Что мы можем сделать еще для его усовершенствования?»

При изучении тем, связанных с моралью в 6,8 классах, использую притчу  “Яма”:

“Однажды пастух обидел одного человека, а тот затаил на него злобу и решил отомстить ему. Он знал, что обидчик пасет животных в определенном месте, где почти никто не ходит, и решил воспользоваться этим: выкопать глубокую яму, чтобы пастух упал в нее. Поздней ночью человек начал копать. Когда он копал, то представлял себе, как его обидчик попадает в яму и, может быть, что-нибудь себе сломает, или умрет в ней, не имея возможности вылезти оттуда. Или, по крайней мере, в яму упадет его корова, овца или, на худой конец, коза. Долго и упорно он копал, мечтая о мести, не замечая, как яма становилась все глубже и глубже. Но вот забрезжил рассвет, и он очнулся от своих мыслей. Каково же было его отчаяние, когда он увидел, что за это время выкопал такую глубокую яму, что сам не сможет вылезти из нее”. Такие яркие высказывания помогают мне мотивировать учащихся на исследования.

2. В раздел «Содержание» я включила работу над исследованием, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Я выделяю несколько приемов в работе над исследованием на уроке:

1.Один из наиболее распространенных приёмов исследования, это «мозговой штурм», благодаря которому продуцируются идеи на решения какой – либо проблемы.

3 участника штурма: 1.группа «генераторы»  

                                    2.группа «аналитики»

                                    3.учитель-«заказчик»

Я стараюсь создать проблемные такие ситуации, которые обогащают личный опыт уч-ся.

Например: проблема «Лишних» свободных денег. Эту проблему ставлю при изучении темы «Деньги». Здесь она звучит так: «Помещая деньги на банковский счет, в какой валюте вы будете их хранить – в долларах, в евро  или в рублях?» Решение проблемы происходит в группах.  Идет и анализ наилучших вариантов. После обсуждения, учащиеся приходят к правильным выводам. Свои деньги, нужно разделить на части, и разместить вклады в различные банковские учреждения.

Результатом является практический опыт, который может пригодиться в будущей самостоятельной жизни.

Ещё один пример: изучая темы о деловых отношениях раздела  «Управление», группа «генераторов» должны вписать то, что с их точки зрения может быть включено в понятие деловые отношения. А группа «аналитиков» выбирает наиболее разумные варианты идей. Выполняя эти задания, дети использовали свой личный опыт. После обсуждения приходят к выводу, что в деловых отношениях нет место эмоциям, симпатиям и антипатиям. Здесь должны царить спокойствие и деловитость, профессионализм и коммуникабельность.

2. следующий приём «Ролевые игры».

Умение играть - это  элемент жизненной философии, делающей жизнь человека более легкой и радостной. Игра - средство самовыражения детей, проба сил. Игра - это путь к познанию самого себя, своих возможностей, своих пределов. Благодаря игре возникает новая форма удовольствия ребенка - радость от того, что он действует так, как требуют правила. Результатом игры являются более глубокие представления о жизни и деятельности людей, знакомство  их с профессиями

Во время игры  развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения жизни.

    Так, на уроке в 9 классе. На этапе закрепление материала провожу ролевую игру “Приём в школу”

  Я предлагаю ученикам  побыть в  роли учителя.

Задания группам, в которых присутствуют директор, завуч, педагоги.

 «Вы являетесь учителями школы и на педагогическом совете должны решить, кого принять в 6 класс с углублённым изучением английского языка? Всего поступило 5 заявлений. Принять можно только одного ребёнка, опираясь на статью федерального закона “Об образовании” и Конституцию  РФ, каждая  группа должна принять решение.

Другой пример: изучая тему правоохранительные органы в 7 классе при рассмотрении судебной системы, мы проводим  урок в виде судебного заседания, в котором учащиеся  выбирают для себя определенную роль в данном процессе. Ребята изучают свою роль, пользуясь источниками, готовятся к заседанию.

Результатом такой формы можно назвать, то, что учащиеся получают не только знания о судебном заседании, об участниках их правах и обязанностях, но получают социальный опыт.

  1. Приём микроисследование -  один из  распространенных способов работы на уроке, т.к. выявляет самостоятельность, инициативность учащихся. Микроисследование предполагает соблюдение ряда методических условий его организации.  Ученик, заинтересовавшись темой исследования, определяет в ней ключевые моменты. Затем сформулирует проблему, которую можно решить в ходе исследования, определяет предмет исследования, выдвигает возможные гипотезы. Гипотезы проверяются через  микроисследования.  Чаще всего это анкетирование, соц. опрос, анализ источников информации.

Затем анализируют результаты,  фиксируют их,  делают выводы –  подтвердилось предположение или нет.

 Во время урока в 7 классе «Почему важно уважать законы?» у одного  учащегося прозвучала гипотеза: «Почему нас,  детей, взрослые воспитывают в уважении и соблюдении законов, а сами их не выполняют». Я предложила ему, доказать свою  выдвинутую идею проведя соц.опрос в классе. К следующему уроку ученик уже подготовил результаты исследования. Его гипотеза не подтвердилась. Это пример того, что, уч-ся озвучив проблему, не получив готового ответа, самостоятельно находиться в поиске доказательств  своих идей. И воспитательный момент, учит быть ответственным за свои слова и поступки.

Изучая в 10 классе тему «Формы цивилизационного развития», учащиеся, пользуясь источниками информации, проводят исследование о наличии разных подходов  в типологии цивилизации. Провели подсчёт взглядов  ученых, которые поддерживают один из 2 подходов: линейно-стадиальный, локальный.

4. В качестве домашнего задания нередко предлагаю написать эссе на социальные темы. Чтобы написать эссе, необходимо исследовать выбранную  тему, изложить свои взгляды,  привести аргументы из литературы, жизненного или исторического опыта.

Самым важным результатом моей деятельности я считаю то, что большинство моих учеников всегда имеют собственное мнение. Умеют и не боятся его высказать. Это подтверждают мои ученики: Апасова Виктория, Злобина Анастасия, Федоров Святослав, которые получили максимальные баллы по ЕГЭ за написание эссе.

 Мои учащиеся в этом году представляли Алтайский край на всероссийском слёте  старшеклассников в Хакасии, где Кравченко Екатерина стала призером региональной олимпиады по избирательному праву(1 балла не хватило до 1 места). Жюри отметило эссе, в котором ученица сумела обосновать и отстоять свою точку зрения.

Исследовательская работа с учащимися является частью внеурочной деятельности.

Во время  экзаменационной сессии в 10-11 классах ребята очень часто выбирают исследовательскую работу, и защищают её перед классом ,темы исследования связанны с актуальными проблемами страны, края, района.

 Например: Маер Виолетта в одну из сессий защищала иссл. работу по истории избирательного права. Она настолько глубоко изучила тему, что стала участницей и победительницей зональной НПК по избирательному праву в 2010 году.

Федоров Святаслав , исследуя секрет успеха местного предпринимателя ,  выпускника нашей школы, руководителя ООО «Альтаир» А.Д. Терешина, стал участником краевого конкурса «Деловые люди Алтая».

Мало провести исследование, важно донести до слушателей  свои мысли. Взгляды. Убеждения. Ведь, как правило, это опытные, знающие люди. Содержанием трудно их удивить, а вот логичностью, четкостью мысли, образностью слова возможно.

Выступление Кравченко Екатерины в 2011 году на зональной НПК по избирательному праву удивило не только содержанием, но и умением его защищать. Грамотно отвечала на вопросы жюри. Поэтому и стала победительницей, обойдя не только старшеклассников, но и студентов вузов г.Рубцовска.

За 7 лет работы по данному вопросу выработалась своя технология исследовательской деятельности.

Технология исследования представлена  этапами:

1.подготовительный: учащиеся осваивают  работу по алгоритму с опорными   схемами,  с источниками   информации,  формируются  навыки   быстрого    чтения,  учатся рецензировать выступлении; 

2. развивающий:  происходит совершенствование   навыков чтения,   учащиеся выдвигают  и защищают гипотезы;

3. Исследовательский:  школьники проводят социологические    исследования; разрабатывают исследовательские    проекты.

Рефлексия – очень важный этап при любом виде деятельности, а в работе над исследованием особенно. Ученик должен, верно и грамотно оценить свою работу, увидеть недостатки и пути коррекции. Это должно стать привычкой, стимулирующей человека на новые открытия. Отрадно, что  и сегодня мои выпускники способны оценивать свою деятельность и видеть перспективы:(Злобина Настя).

Изучая и активно внедряя исследовательский метод, я смогла повысить эффективность и результативность учебных занятий и достигнуть положительных результатов в моей работе.

Значительно повысился интерес к предмету.

Одним из показателей является участие гимназистов  в школьной предметной олимпиаде. Получены высокие показатели в районной олимпиаде по обществознанию и праву.

Участие гимназистов в школьной олимпиаде

20%

28%

29%

36%

Районная олимпиада

Обществознание

право

5 участников

3 место

2-2 место

6 участников

1,2,3 место

6 победителя

2,3 место

1,2 место

6 участников

2,3 место

1,1 место

Важный показатель достижений моих учеников, это НПК.(школьные, районные, зональные)

2009-2010 уч.г.

3 место в районной конференции «Шаг в Будущее» (Злобина А  10 кл)

1 место в зональной конференции по избирательному праву«Роль молодежи в современном политическом и избирательном процессах»

(Маер В. 10 кл)

Поощрительный приз Злобина А.11 кл,

участница Маркелова Кристина 10кл.

1 место в заочном туре по избирательному праву «Нам выбирать будущее»

(Злобина А. 11 кл)

1 место в районном конкурсе  научно-исследовательских работ патриотической направленности «Юность.Наука.

Культура»

(Конкевич А. 11 кл)

2010-2011 уч.г

3 место в районной конференции «Шаг в будущее»

( Маер В. 11 кл)

1 место в зональной конференции по избирательному праву «Выборы.Молодежь.

Будущее»

(Кравченко Е. 10 кл)

участница - Маер В. 11 кл.

2011-2012 уч.г

1 место в школьной конференции «От образованности ума к образованности души»

( Рыжих Ирина 10 кл.)

2 место в школьной конференции «от образованности ума к образованности души»

(Ходырев К. 10 кл)

1 место в районной конференции «Шаг в Будущее» (Рыжих И. 10 кл)

1 место в зональной конференции по избирательному праву «Выборы.Молодежь.

Будущее»

(Кравченко Е. 10 кл)

2 место в зональной конференции по избирательному праву «Выборы.Молодежь.

Будущее»

(Рыжих И. 10 кл)

 На протяжении 5 лет мои учащиеся являются участниками зональной НПК по избирательному праву. Где ежегодно они занимают призовые места, трижды стали победителями.  И в конце прошлого учебного года. Были удостоены участия  в Общественном Совете при губернаторе по вопросу «Электоральная и прававовая культуры молодежи, где выступили достойно.

Традиционным  для моих учащихся стал - районный гражданский форум.

На форуме   учащиеся  обсуждают актуальные проблемы современной России.  В  рамках данного мероприятия  проходит конкурс эссе. В диаграмме показано количество  участников  и победителей  конкурса эссе.

С 2009 года  традицией стало участие в заочном молодежный пермский  чемпионате  по обществознанию.

  С 2009 года в гимназии работает школьный клуб «Гражданин», который   объединяет учащихся 8-11 классов. Коллективные творческие дела, проводимые в рамках клуба, расширяют знания  школьников по основам права, формируют основы юридической грамотности и способствуют становлению активной гражданской позиции старшеклассников

  1. Поступили   в образовательные учреждения на юридические, экономические специальности: 50% моих выпускников.
  2. Ермолов Сергей, выпускник 2011 года, поступил в АГУ на факультет политологии, занимается активно общественной деятельностью, на последних выборах баллотировался в  Барнаульскую городскую Думу, и является помощников депутата Гос.Думы Калашникова Леонида Ивановича.

   Таким образом, выпускники  получили путёвку в жизнь,  благодаря

занятиям обществознания.

Результаты моей деятельности показывают, определенные достижения  на которых я не собираюсь, останавливается, что есть ещё перспективные вопросы, которые необходимо решать. Один из них - разработка диагностического инструментария для мониторинга по формированию УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта педагога.

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....

обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"

обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....

Обобщение опыта

Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...

Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"

Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала  написание до...

обобщение опыта работы

Повышение вычислительной культуры учащихся - презентация и описание слайдов...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...