"Семья как социальный институт" - интегрированный урок обществознания и истории в 10 классе
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему
В ходе урока используются методы мотивации деятельности через создание проблемных ситуаций; учащиеся исследуют исторические документы: «Поучение», «Домострой», «Юности честное зерцало»; анализируют факторы, влияющие на состояние семьи; знакомятся с современным кризисным состоянием института семьи; имеют возможность актуализировать субъективный опыт.
Урок сопровождается презентацией PowerPoint, используется музыка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shema_konspekta_uroka_1.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Схема конспекта урока
Педагог (ФИО) Гонтарева Татьяна Геннадьевна
г.Горняк
Образовательное учреждение МБОУ «Гимназия №3»
Предмет (или должность) учитель обществознания
Класс 10
Тема урока Семья как социальный институт
Характеристика класса в классе 17 учащихся, из них 10 девочек, 7 мальчиков.4 учащихся имеют уровень высокой мотивации в обучении, 13 учащихся со средним уровнем.
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: презентация, раздаточный дидактический материал, ИКТ.
Цель урока: создание содержательных и организационных условий для осмысления роли семьи в обществе и основных тенденций ее развития в настоящее время
Задачи урока:
Познавательная –
- усвоение учащимися понятий семья, брак , типов, видов и форм семьи, признаков семьи как малой группы и социального института.
- формирование системы знаний о социальных функциях семьи, тенденциях в развитии современной семьи
Развивающая - способствовать формированию:
- мыслительных умений: сравнения, анализа, синтеза, критического мышления через проблемные ситуации, анализ документов, статистических данных
- информационно- методологических умений: формулирования понятий, умения работать с разнообразными источниками знаний, конспектирования, критического сопоставления источников, умения составления опорных схем, навыков публичных выступлений
- организационных умений: умение организовать самостоятельную познавательную деятельность
Воспитательная – способствовать :
- формированию познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, актуализацию субъектного опыта учащихся.
- формированию исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их динамики , определять собственное отношение к дискуссионным проблемам современности через использование методов социологического анализа, при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
формированию исследовательских умений учащихся
Создание условий для достижения цели
использование разнообразных методов мотивации деятельности создание проблемных ситуаций,
- организацию самостоятельной познавательной деятельности
- использование документально- методического комплекса
- разнообразие используемых приёмов,
- актуализацию субъектного опыта учащихся.
_____________________________________________________________________________
1. Организационный момент, включающий: • цель учащихся: включить учащихся в деятельность на личностно значимом уровне. • цель и задачи учителя: психологическая подготовка учащихся к уроку Организовать понимание актуальности темы • методы проблемный | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
формулирует тему урока, и проговаривают её актуальность К концу урока определить, какой из названных выводов, на ваш взгляд, больше соответствует истине. Свою позицию аргументируйте. Проблема пропечатана в рабочем листе. В течение урока будем к ним обращаться и заполнять. Ваша работа в листах будет оцениваться. Подпишите лист и тему урока запишите. | (Звучит вальс Мендельсона) Организует беседу в результате которой учащиеся сами формулирует тему урока и проговаривают её актуальность. Знакомство с эпиграфом урока и формулирование проблемы урока. -Лев Николаевич Толстой писал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». И действительно, где мы проводим большую часть своей жизни? Конечно же, в семье! Дорога, которая ведёт нас к счастью у каждого своя. И для её поиска необходимо опереться на многовековой опыт жизни человека в семье. Предлагаю, на уроке решить проблему современного общества: Некоторые исследователи утверждают, что история развития семьи и её нынешнее состояние позволяют сделать два основных вывода:
| Спросить не менее 5 учащихся |
2. Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:
| ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
(учащиеся озвучивают свою цель) Работают с текстом учебника Опираясь на данные определения, выполняют задание на соотношение Анализируют таблицу и делают выводы об многообразии типов семьи В ходе диалога выстраивают ряд исторических этапов развития семьи Совместно с учителем истории и группой учащихся с подготовленными сообщениями осмысливают функции семьи и выполняют на закрепление тестовое задание Исследуют и анализируют исторические документы и данные таблицы об изменения социальной активности женщины в истории человечества. | Организует целеполагание Организует работу с определением семьи Дает возможность исследовать таблицу «Семья – один из наиболее древних социальных институтов»
Учитель истории в диалоге организует понимание эволюции семьи Организует осмысление функций семьи, значимых для общества Создаёт ситуацию, в которой учащиеся демонстрируют понимание качественных изменений в семье на современном этапе. | 4 учащихся 10 учащихся 7 учащихся Весь класс, взаимопроверка Заслушать 2 инд.выступления, ответы 3 учениц |
4. Закрепление учебного материала, предполагающее: • конкретная учебная цель перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока): дать ответ на проблемный вопрос; сделать вывод о том, что умеет; дать самооценку результата своей деятельности • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока: обобщение и систематизация знаний учащихся • описание форм и методов: диалог, самоконтроль, самооценка. • описание критериев: организация ответа, умение анализировать и делать выводы, иллюстрация своих мыслей. | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Учащиеся называют ответ, выбранный на проблему, и аргументируют его. На рабочих листах, оценивают свою работу на уроке по 5 бальной системе и комментируют свою оценку. | Возвращаемся к проблеме. Какой вы выбрали вывод. Дает возможность учащимся оценить уровень компетенции по изученной теме. | Все Определить степень освоенности материала |
5. Задание на дом, включающее: • постановку целей самостоятельной работы для учащихся: закрепить полученные знания и применить их в выполнении творческого задания. • определение целей: создание достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания: организация ответа, включающего создание портрета идеальной жены и мужа( не менее 10 характерных черт). | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Проговаривают примерный план портрета и при затруднении задают вопросы учителю, важные для успешного выполнения дом.задания. | Пар.18, описать портрет современной идеальной жены, идеального мужа. | Весь класс |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературы и истории. 6 класс. Поэма Гомера "Одиссея"
На данном уроке в интересной форме учащиеся знакомятся с поэмой, героями греческой мифологии....
Интегрированный урок обществознание/биология в 11 классе
Интегрированный урок "Суд над сигаретой" -- знакомит учащихся с основными моментами уголовного процесса и еще раз напоминает о вреде табакокурения...
Семья как социальный институт и малая группа презентация для урока Обществознания в 11 классе
презентация к уроку обществознания в 11 классе . Тема:" Семья как социальный институт и малая группа"...
Интегрированный урок обществознание — литература – история по рассказу Е.И. Носова «Кукла»
Урок проведен с компьютерным сопровождением. Презентация к уроку подготовлена самостоятельно. Цель урока: оценить мастерство Е. И. Носова в раскрытии проблем современности, привлечь внимание к ли...
Материалы открытого урока по обществознанию. Семья как социальный институт и малая социальная группа. Семья вчера, сегодня, завтра.
Урок по обществознанию "Семья как социальный институт и малая социальная группа. Семья вчера, сегодня и завтра" Предлагается методический материал открытого урока по технологии "Социальный проек...
Методическая разработка урока по обществознанию 10 класс на тему "Семья как социальный институт и малая социальная группа"
Урок по обществознанию...
Интегрированный урок обществознание - математика в 7 классе "Я-производитель XXI века"
Тема урока : Я – производитель XXI века. Решение экономических задач. На уроке предполагается работа учащихся в группах. Ребятам предлагаются разнообразные задания....