"Семья как социальный институт" - интегрированный урок обществознания и истории в 10 классе
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Гонтарева Татьяна Геннадьевна

В ходе урока используются  методы мотивации деятельности  через создание проблемных ситуаций; учащиеся  исследуют исторические документы: «Поучение», «Домострой», «Юности честное зерцало»; анализируют факторы, влияющие на состояние  семьи; знакомятся с современным кризисным состоянием института семьи; имеют  возможность актуализировать субъективный опыт.

Урок сопровождается презентацией PowerPoint, используется музыка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shema_konspekta_uroka_1.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Схема конспекта урока

Педагог (ФИО) Гонтарева Татьяна Геннадьевна

г.Горняк

Образовательное учреждение МБОУ «Гимназия №3»

Предмет (или должность) учитель обществознания

Класс  10

Тема урока Семья как социальный институт

Характеристика класса в классе 17 учащихся, из них 10 девочек, 7 мальчиков.4 учащихся имеют уровень высокой мотивации в обучении, 13 учащихся со  средним уровнем.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: презентация, раздаточный дидактический материал, ИКТ.

Цель урока: создание содержательных и организационных условий для осмысления   роли семьи в обществе  и основных  тенденций ее  развития в настоящее время

Задачи урока:

Познавательная –

  • усвоение учащимися понятий семья, брак , типов, видов  и форм семьи, признаков семьи как малой группы и социального института.
  • формирование системы знаний о социальных функциях семьи, тенденциях в развитии современной семьи

Развивающая - способствовать формированию:

  • мыслительных умений: сравнения, анализа, синтеза, критического мышления через проблемные ситуации, анализ документов, статистических данных
  • информационно- методологических  умений: формулирования понятий, умения работать с разнообразными источниками знаний, конспектирования, критического сопоставления источников,  умения составления опорных схем, навыков публичных выступлений
  • организационных умений: умение организовать самостоятельную познавательную деятельность

Воспитательная – способствовать :

  • формированию познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, актуализацию субъектного опыта учащихся.
  • формированию исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их динамики , определять собственное отношение к дискуссионным проблемам современности через использование методов  социологического анализа, при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

формированию  исследовательских умений учащихся

Создание условий для достижения цели

использование разнообразных методов мотивации деятельности создание проблемных ситуаций,

  • организацию самостоятельной познавательной деятельности
  • использование документально- методического комплекса
  • разнообразие используемых приёмов,
  • актуализацию субъектного опыта учащихся.

_____________________________________________________________________________

1. Организационный момент, включающий:

•         цель учащихся: включить учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.

•   цель и задачи учителя: психологическая  подготовка  учащихся к уроку

Организовать понимание актуальности темы

• методы  проблемный

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

формулирует тему урока, и проговаривают её актуальность

К концу урока определить, какой из названных выводов, на ваш взгляд, больше соответствует истине. Свою позицию аргументируйте. Проблема пропечатана в рабочем листе. В течение урока будем к ним обращаться и заполнять. Ваша работа в листах будет оцениваться.

Подпишите лист и тему урока запишите.

(Звучит вальс Мендельсона)

Организует беседу в результате которой учащиеся сами формулирует тему урока и проговаривают её актуальность.

Знакомство с эпиграфом урока и формулирование проблемы  урока.

-Лев Николаевич Толстой писал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

   И действительно, где мы проводим большую часть своей жизни? Конечно же,  в семье!  Дорога, которая ведёт нас к счастью у каждого  своя. И для её поиска необходимо опереться на многовековой опыт жизни человека в семье.  

 Предлагаю, на уроке решить проблему современного общества:

Некоторые исследователи утверждают, что история развития  семьи и её нынешнее состояние позволяют  сделать два  основных вывода:

  1. Семья – непреходящая ценность, основа любого общества.
  2. Семья пережиток прошлого, её необходимо заменить более современной организацией.

Спросить не менее  5 учащихся

2. Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  •  конкретная учебная цель перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока)
  •  разобраться в понятии семья как социальный институт и малая группа
  • Воспроизвести эволюцию семьи в историческом пространстве
  • Выявить функции семьи , значимые для общества
  • Цель и задачи учителя обеспечение восприятия и первичного запоминания задач, методов
  • описание форм и методов:   работа с текстом учебника, таблицей, тестовыми заданиями; групповая работа с историческими документами, индивидуально подготовленные сообщения
  • описание критериев: организация ответа, умение анализировать и делать выводы, иллюстрация своих мыслей, работа с ключевыми понятиями;
  • описание методов мотивирования: актуализация знаний, необходимых для работы над новым материалом; добрые пожелания детям.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

(учащиеся озвучивают свою цель)

Работают с текстом учебника

Опираясь на данные определения, выполняют задание на соотношение

Анализируют таблицу и делают выводы об многообразии типов  семьи

В ходе диалога выстраивают ряд исторических этапов развития  семьи

Совместно с учителем истории и группой учащихся с подготовленными сообщениями осмысливают функции семьи и выполняют на закрепление тестовое задание

Исследуют и анализируют исторические документы и данные таблицы об изменения социальной активности женщины в истории человечества.

Организует целеполагание

 Организует работу с определением семьи

Дает возможность исследовать таблицу «Семья – один из наиболее древних социальных институтов»

 

Учитель истории в диалоге организует понимание эволюции семьи

Организует осмысление функций семьи, значимых для общества

Создаёт ситуацию, в которой учащиеся демонстрируют понимание качественных изменений в семье на современном этапе.

4 учащихся

10 учащихся

7 учащихся

Весь класс,

взаимопроверка

Заслушать 2 инд.выступления, ответы 3 учениц

4. Закрепление учебного материала, предполагающее:

•        конкретная учебная цель перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока):

дать ответ на проблемный вопрос;

сделать вывод о том, что умеет;

дать самооценку результата своей деятельности

•        определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока:

обобщение и систематизация знаний учащихся  

•        описание форм и методов: диалог, самоконтроль, самооценка.

• описание критериев: организация ответа, умение анализировать и делать выводы, иллюстрация своих мыслей.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Учащиеся называют ответ, выбранный на проблему, и аргументируют его.

На рабочих листах,  оценивают свою работу на уроке по 5 бальной системе и комментируют свою оценку.

Возвращаемся к проблеме. Какой вы выбрали  вывод.

Дает возможность учащимся оценить уровень компетенции по изученной теме.

Все

Определить степень освоенности материала

5. Задание на дом, включающее:

•        постановку целей самостоятельной работы для учащихся: закрепить полученные знания и применить их в выполнении творческого задания.

•        определение целей: создание достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания 

•        определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания: организация ответа, включающего создание портрета идеальной жены и мужа( не менее 10 характерных черт).

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Проговаривают примерный план портрета и при затруднении задают вопросы учителю, важные для успешного выполнения дом.задания.

Пар.18,  описать портрет современной идеальной жены, идеального мужа.

Весь класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и истории. 6 класс. Поэма Гомера "Одиссея"

На данном уроке в интересной форме учащиеся знакомятся с поэмой, героями греческой мифологии....

Интегрированный урок обществознание/биология в 11 классе

Интегрированный урок "Суд над сигаретой"  -- знакомит учащихся с основными моментами уголовного процесса и еще раз напоминает о вреде табакокурения...

Семья как социальный институт и малая группа презентация для урока Обществознания в 11 классе

презентация к уроку  обществознания в 11 классе . Тема:" Семья как социальный институт и малая группа"...

Интегрированный урок обществознание — литература – история по рассказу Е.И. Носова «Кукла»

Урок проведен с компьютерным сопровождением. Презентация к уроку подготовлена самостоятельно. Цель урока: оценить мастерство Е. И. Носова в раскрытии проблем современности, привлечь внимание к ли...

Материалы открытого урока по обществознанию. Семья как социальный институт и малая социальная группа. Семья вчера, сегодня, завтра.

Урок по обществознанию "Семья как социальный институт и малая социальная группа. Семья вчера, сегодня и завтра"  Предлагается методический материал открытого урока по технологии "Социальный проек...

Интегрированный урок обществознание - математика в 7 классе "Я-производитель XXI века"

Тема урока : Я – производитель XXI века. Решение экономических задач. На уроке предполагается работа учащихся в группах. Ребятам предлагаются разнообразные задания....