9 класс. Подготовка к ОГЭ по обществознанию
консультация по обществознанию (9 класс) на тему

Волкова Алевтина Иннокетьевна

Тема №5.Социальная сфера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no5_sotsialnaya_sfera_sal.doc252 КБ

Предварительный просмотр:

Тема №5

Социальная сфера

План

1.Социальная структура общества

2.Социальная структура традиционного общества

3.Социальная мобильность. Социальный статус. Социальная роль.

4.Нормы поведения в обществе.

5.Конфликт

6.Социальное государство

7.Характеристика структуры общества

8.Социализация- усвоение социального опыта.

Социальная сфера-взаимодействие людей в различных группах и общностях.

1.Социальная структура общества

Целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой социальных групп, слоёв и общностей.

I.Микрогруппы (малая группа) - семья, трудовой коллектив, неформальное объединение. Небольшое число участников, которые знают друг друга, имеют  общую цель.

II.Макрогруппы- нации, классы. Большое количество людей, не знающих друг друга, оказывают определяющее влияние на социальный процесс.

В любом современном обществе функционируют социальные группы и слои населения, а также национальные общности. Они взаимосвязаны друг с другом. Между ними существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения. Их связи и отношения образуют социальную структуру общества.

В основе социальной структуры общества лежат общественное разделение труда и отношение собственности на средства производства и его продукты. На базе общественного разделения труда появляются такие социальные группы, как классы, профессиональные группы, а также большие группы людей города и деревни, умственного и физического труда. Отношения собственности экономически закрепляют эту внутреннюю расчлененность общества, складывающуюся внутри него социальную структуру.

К основным элементам социальной структуры общества относятся:

  • классы(феодалы, крестьяне);
  • люди города и деревни(по месту жительства);
  • представители физического и умственного труда(по профессии)
  • сословия (т.е. социальные группы, место в обществе которых определяется не только их положением в системе социально-экономических отношений, но также сложившимися традициями и правовыми актами);
  • социально-демографические группы - молодежь, женщины, мужчины, старшее поколение людей;
  • национальные общности - нации, этнические группы и др.

Почти все эти социальные группы и национальные общности неоднородны по составу и, в свою очередь, делятся на отдельные слои и группы с их собственными экономическими, социальными, политическими и другими интересами.

I.Семья-малая группа, основанная на браке и кровном родстве

Функции семьи:

Репродуктивная

Воспитательная

Воспроизводства рабочей силы

Хозяйственно-бытовая

Досуговая

Эмоционально-психологической защиты

Картинки по запросу Типы семей

Тенденции в развитии современной семьи

  • Женщины приобрели большую экономическую самостоятельность, но им стало труднее выполнять семейные обязанности
  • Увеличивается число разводов
  • Сокращается рождаемость
  • Растёт число гражданских браков

II.Макрогруппы

Этнос-совокупность людей, обладающих общностью культуры и осознающих эту общность (общность территории, общность языка).

Основные формы этнических общностей

Род и племя                           Народность                                 Нация

Род - группа кровных родственников, ведущих своё происхождение по одной линии (материнской или отцовской) и осознающие себя потомками общего предка.

  • Племя - несколько родов.

Есть- общинная собственность,    первобытный коллективизм.

Нет- частной собственности,                                            классов.

  • Народность - исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, культуру, зарождающиеся экономические связи. Возникла на основе территориальных, соседских связей. Народности формировались на протяжении рабовладельческого и феодального обществ.
  • Нация - высшая форма этнической общности людей, характеризующаяся единством территории, экономической жизни, исторического пути, языка, культуры, этнического самосознания. Возникла на базе становления общности экономической жизни людей.

Национальное самосознание – сознательное отнесение себя к той или иной  нации.

  • Историческая   память    
  • Родной язык        
  • Традиции и     обычаи                
  • Национальное достоинство                                                          
  • Патриотизм

Национальный вопрос-вопрос об освобождении угнетённых народов, их самоопределения и преодоление этнического неравенства.

Пути решения национального вопроса

  • Демократизация всех сторон общественной жизни
  • Соблюдение принципов гуманизма в решении этнических проблем
  • Предоставление всем народам максимально широкого самоуправления
  • Отказ национальных  меньшинств от сепаратизма (отделение)
  • Постоянный поиск консенсуса (согласия), борьба с национализмом

2.Социальная структура традиционного общества

Каста        .

Замкнутые группы людей, занимающиеся традиционным видом деятельности, связанные происхождением и правовым статусом.

             Индия        Традиционное общество(закрытое) общество со строго изолированными высшими и низшими кастами, каждая из которых имела особые профессии, нормы поведения, права

Сословия

Социальные группы, положение которых закреплялось законом и передавалось по наследству (дворяне, духовенство, мещане, крестьяне)

Традиционное общество (закрытое) - феодальное общество, разделённое на высшие привилегированные (дворянство, духовенство) и непривилегированные (ремесленники, купцы, крестьяне и т.д.) сословия. Мобильное перемещение возможно, но редко, в основном, неравные браки.

Класс        

Социальные группы положение в которых определяется экономическим положением людей (капиталист, рабочий, рабы, рабовладельцы, крестьяне, феодалы).        

Открытое индустриальное (капиталистическое)общество

с делением на высшие и низшие классы, но с возможностью для всех свободно продвигаться

наверх в зависимости от своих способностей и трудолюбия.

Страта

Социальная группа, слой населения.

Процесс, в результате которого группы людей оказываются неравными друг другу и объединяются в социальные группы

(имущество, власть, образование, профессия).        Слои в современном российском обществе

Элита. Олигархи, высшая бюрократия, генералитет- 3-5%

Средние слои (мелкие и средние бизнесмены, работники торговли, сервиса) - 12-15%

Базовый слой(интеллигенция, технический персонал, крестьяне,  рабочие)

- 60-70%

Нижний слой (пожилые, инвалиды, иждивенцы, безработные, беженцы) - 10-15%

Десоциализированное дно(воры, бандиты, киллеры, бомжы, наркоманы, алкоголики, проститутки) -3-5%

В традиционном обществе группы замкнуты, т.е. закрыты. Переходов из группы в группу нет.                

3.Социальная мобильность. Социальный статус. Социальная роль.

Социальная мобильность– любой переход индивида из одной социальной позиции в другую.

Горизонтальная- не изменяется статус человека.

Вертикальная -изменяется статус человека(социальный лифт).

Социальный лифт- быстрый переход индивида из одной социальной позиции в другую.

Социальный статус-место человека в системе общественных отношений

Виды статусов

  • Предписанные  (от рождения): пол, национальность,   возраст, социальное происхождение.                                  
  • Непредписанные (приобретённые): профессия, образование,    должность

Социальная роль - ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с его статусом

Пример: профессор (учёный, преподаватель, администратор, воспитатель). Один и тот же человек может играть разные социальные роли.

4.Нормы поведения в обществе.

Предписания того, как надо вести себя в обществе

Обычаи и традиции (установившийся порядок поведения) - то, что унаследовано от предшественников

Правовые нормы – закрепляются в законах, соблюдение обеспечивается силой государства

Политические нормы - находят своё отражение в законах

Социальные нормы(моральные нормы) - носят оценочный характер, соблюдение обеспечивается силой общественного мнения

Религиозные нормы - соблюдение поддерживается моральным сознанием верующих, верой в наказание за грехи

5.Конфликт

Конфликт-форма взаимодействия, в основе которой лежит столкновение интересов и потребностей отдельных людей и социальных групп

Политический конфликт - по поводу распределения власти, влияния

 Национально - этнический - на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп

Социально - экономический – по поводу средств жизнеобеспечения, уровня зарплаты, уровня цен на различные блага, доступа к этим благам

Культурный конфликт - связаны с религиозными, языковыми и другими противоречиями в духовной сфере

В развитии конфликтной ситуации в общении можно выделить три фазы:

I. Определение, осознание участниками общения ситуации как конфликтной.

Один из друзей не мог пойти гулять в тот момент, когда его приглашал другой. Друг обиделся и повесил трубку (разговор шел по телефону). Эта ситуация сама по себе еще не является конфликтной, таковой ее воспринял один из участников общения. Следовательно, на этой фазе конфликт может возникнуть, но может и не возникнуть, его можно избежать, если в самом начале не идти на конфликт.

II. Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации. Осознавая ситуацию как конфликтную, участники общения

могут выбрать один из вариантов.

Первый вариант — уход от ситуации.

В нашем случае один из друзей прекратил общение, повесив трубку. В результате конфликт снимается за счет распада дружеской пары. Если говорить о стратегии поведения, видимо, это не лучшая стратегия. Она оправдывает себя лишь в крайних случаях.

Второй вариант — отношения «переговоров» или «торга», в результате каждая сторона может получить если не все, к чему стремится, то хотя бы какую-то часть, которая может ее удовлетворить (выйду гулять, когда сделаю уроки).

Третий вариант — отношения «борьбы», или собственно конфликтные, связанные со стремлением каждого участника непременно получить максимум желаемого без каких-либо уступок.

III. Выбор способов действия, если выбрана стратегия «переговоров» или стратегия «борьбы» для получения максимума желаемого.

Условия и способы разрешения конфликта

Условия:

выявление существенных противоречий, интересов, целей

обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий

совместный поиск путей преодоления конфликта

Способы:

прямой диалог сторон, переговоры

развитие и совершенствование социальной сферы жизни общества (расширение системы образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства, т.е. создание развитой социальной инфраструктуры)

6.Социальное государство

Основные черты социального государства

  • Развитые рыночные отношения, многообразие форм собственности, свобода предпринимательства
  • Механизм цен и конкуренция без вмешательства государства
  • Свобода выбора для наёмных работников
  • Разумное соотношение между рыночными принципами перераспределением благ через государственную систему социальной помощи
  • Высокий  жизненный уровень населения
  • Развитое социальное законодательство
  • Эффективная политика по обеспечению социальных, экономических, культурных прав человека

Главная задача - совершенствовать отношения между предпринимателями и потребителями в целях эффективного функционирования экономики без нарушения равновесия между частным сектором и государством.

7.Характеристика структуры общества

Социальная структура                      Касты, сословия, классы, страты

Профессиональная структура             Профессии

Территориальная структура         Жители города, деревни

Этническая структура                         Род, племя, народность, нация

8.Социализация- усвоение социального опыта, процесс становления личности.

Социализация-процесс воздействия на человека общества и его социальных структур.

Человек проходит следующие периоды социализации:

Детство-------Юность----------Зрелость--------Старость

Этапы социализации

  • Адаптация-процесс привыкания к новым условиям существования.
  • Индивидуализация наступает в подростковом возрасте. Когда подросток стремиться заявить о себе.
  • Интеграция –здесь человек стремится найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам. Он становится частью целого — группы, общности, всего общества.

Агенты социализации

Становление личности происходит только в обществе. В этом процессе человеку помогает множество факторов.

Ученые называют эти факторы агентами социализации, а сам процесс становления личности — социализацией.

  • Среди агентов социализации принятого выделять ближайшее окружение человека — семью, родственников, сверстников, друзей и приятелей. Все эти люди определенным образом влияют на формирование взглядов, убеждений, ценностей.
  • К агентам социализации относят также формальное, опосредованное окружение человека — организации и учреждения. К числу подобных агентов социализации относятся школа, армия, государство, церковь, средства массовой информации, политические партии и общественные организации. Все они для взрослых людей играют не менее важную роль, чем для детей — семья и ближайшее окружение.

Процесс социализации продолжается всю жизнь, пока человек осваивает разные роли в обществе и приобщается к нормам, правилам и ценностям этого общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа курса «Человек и общеcтво" для дистанционного обучения по обществознанию учащихся 9-х классов. "Подготовка к ГИА по обществознанию".

Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г. и авторской программы Кравченко А.И. Обществознание: Программа курса для 8-9 и...

9 класс.Подготовка к ОГЭ по обществознанию.

Материал для подготовки к ОГЭ по обществознанию....

9 класс. Подготовка к ОГЭ по обществознанию

Тема №6.Политическая сфера....

9 класс. Подготовка к ОГЭ по обществознанию

Тема №7.Государство и право....