Правовое образование обучающихся общеобразовательных учреждений
статья по обществознанию на тему

Дементьев Олег Юрьевич

Эссе посвящено проблемам правового образования обучающихся общеобразовательных учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_nsportal.docx37.84 КБ

Предварительный просмотр:

Правовое образование обучающихся общеобразовательных учреждений

«Чем развитее, зрелее и глубже правосознание, тем совершеннее право»

 (И.А. Ильин)

В выбранном высказывании к эссе русский публицист, философ Иван Александрович Ильин поднимает проблему роли правосознания людей в правовой системе общества, в ее становлении, развитии. Данная проблема актуальна и на сегодняшний день, особенно в рамках образования и воспитания подрастающего поколения – будущего нашей страны.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, направленный на становление выпускника школы как социально активного, уважающего закон и правопорядок, гражданина. Одним из требований к освоению основной образовательной программы является овладение такой личностной компетенцией, как правосознание. Цели и задачи данной компетенции направлены на создание условий для самореализации личности как во время учебы, так и после её окончания. Выпускники школы должны разбираться во многих вопросах, связанных с правоотношениями. Ученикам необходимо понимание того, что неправомерное и незаконное поведение может привести к негативным последствиям и повлечь за собой юридическую ответственность.

Одной из дисциплин, в которой созданы предпосылки для формирования правосознания, является «Обществознание».

Трудность в решении данной задачи состоит в том, что правовое воспитание приобретает актуальность в подростковом возрасте только тогда, когда подростки начнут сознательно воспринимать сущность законов. Чаще всего осознание негативных последствий своих поступков происходит только на основе собственного опыта.

Как свидетельствует статистика, уровень подростковой преступности по-прежнему остается высоким. Например, по очень скромным подсчетам, примерно, каждое двадцатое преступление (4,9%; 61833) совершено несовершеннолетними или при их соучастии. Динамика такой преступности порождена целым рядом причин. Это противоречия в социально-экономической, духовной и политической сферах, недостаточная воспитательная и профилактическая работа.

Подходить к формированию правосознания обучающихся следует системно. Это должно быть достигнуто путем организованного правового просвещения во внеурочной деятельности с опорой на изучение материала дисциплины «Обществознание».  Существует множество методов по формированию правосознания и правовой культуры в школе. По моему мнению, самыми действенными являются мероприятия, связанные с усвоением школьниками определенного набора знаний о правовых нормах и правовых институтах.

Формами  такого просвещения обучающихся должны быть: уроки и классные часы по правовой тематике с использованием видеоматериалов, правовых  игр; проведение конференций, диспутов, предметом которых может быть та или иная современная морально-правовая проблема; обсуждение книг и статей, позволяющих не только пополнить запас правовых знаний, но и сформировать свое отношение к ним; знакомство с интернет-ресурсами, содержащими правовую информацию; правовые погружения с участием представителей правоохранительных органов, юридических профессий; экскурсионные поездки в Конституционный Суд, Законодательное Собрание             Санкт-Петербурга, Администрацию Санкт-Петербурга, Межпарламентскую Ассамблею государств-участников Содружества Независимых Государств.

По моему мнению, требуется создать специальные правовые воспитательные программы, в которых максимально ясно будут объяснены особенности различных отраслей права, адаптирована правовая информация к интересам и потребностям современных детей, в частности, с учетом их возрастных особенностей.

Например, программа для начального общего образования должна включать: индивидуальные профилактические и разъяснительные беседы; фронтальные беседы с сотрудниками противопожарной службы района, сотрудниками государственной инспекции безопасности дорожного движения; классные часы о воспитании личности в коллективе на темы: «Правила поведения», «Добро и зло», «Милосердие», «Что такое справедливость и сочувствие», «Что такое уважение и взаимопонимание»; классные часы правовой направленности: «Ребенок и закон», «Поступок и ответственность», «Права ребенка».

Программа для основного общего образования должна включать: индивидуальные разъяснительные и профилактические беседы, фронтальные беседы с сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних, представителями комиссии администрации района по делам несовершеннолетних и защиты их прав; классные часы о воспитании личности в коллективе на темы: «Законы жизни школьного коллектива», «Что такое порядочность», «Правила доверия», «Конфликты в коллективе и способы их разрешения», классные часы правовой направленности: «Я – гражданин России», «Преступление и наказание», «Действие и бездействие», «Права ребенка в современном мире. Гарантии прав ребенка»; тематические погружения и знакомства с уголовно-исполнительной системой с помощью посещения ее исправительных учреждений, в частности, учреждений для несовершеннолетних.

Программа для среднего общего образования должна включать: индивидуальные разъяснительные и профилактические беседы, фронтальные беседы по здоровому образу жизни; лекции с представителями юридических профессий: судьями, работниками прокуратуры, адвокатуры, нотариата, следствия; классные часы о нравственном воспитании личности на темы: «Что такое порядочность», «Что значит быть принципиальным», «Что такое цель жизни», ««Взрослая жизнь – взрослая ответственность», классные часы правовой направленности: «Я – гражданин России», «Закон и подросток», «Закон о наркотиках», «Мои права – мои обязанности»; тематические погружения в судебный процесс с помощью посещения реальных судебных заседаний или организация театральной постановки о российском судопроизводстве; конференция по проблемам защиты прав несовершеннолетних с участием Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге.

Таким образом, сущность правосознания предполагает целую систему, которая неразрывно связана с правовой культурой и правовым воспитанием. Правосознание нуждается в постоянном совершенствовании, а правовое воспитание является частью всего воспитательного процесса в школе, поэтому его нельзя сводить только к правовой информированности обучающихся в рамках одной дисциплины. Это более сложный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений Конституции РФ и основных действующих законов. По моему мнению данное осознание является основой к переходу из статуса формального к статусу реального правового государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА "Система оценки качества образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Промышленновская средняя общеобразовательная школа № 3»

Программа «Система оценки качества образования Муниципального общеобразовательного учреждения  «Промышленновская средняя общеобразовательная школа №3» разработана на основе Программы «Созда...

Выступление на тему: "Психолого-педагогическое сопровождение специального (коррекционного) образования в общеобразовательных учреждениях"

Методический материал для педагога-психолога к методическому объединению, семинару или педагогическому свету педагогов ОУ....

Инструментарий управления качеством образования в общеобразовательном учреждении: самооценка, самообследование и др.

В настоящее время под качеством образования понимается интегральная характеристика, отражающая степень соответствия образовательного и рабочих процессов в общеобразовательном учреждении государственны...

Методические рекомендации по формированию толерантного поведения у обучающихся общеобразовательного учреждения

Основная цель курса заключается в формировании культуры миро­творчества и воспитании толерантной личности, характеризующейся толе­рантным сознанием, толерантным отношением и толерантным поведе...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В КОНТЕКСТЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Нововведения в сфере Российского образования и изменения в социуме требуют от школьного учителя новых подходов в процессе обучения и воспитания. На сегодняшний день требования и условия для успешной ж...