Рабочая программа по обществознанию для 11 класса (базовый уровень)
календарно-тематическое планирование по обществознанию (11 класс) на тему

Корнелюк Жанна Вячеславовна

Планирование по обществознанию составлено на основе программы по обществознанию (базовый уровень) авторов Л. Н. Боголюбова; Н. И. Городецкой и др.,  и в  соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshch_11.doc164 КБ

Предварительный просмотр:

         1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по  обществознанию для 11 класса (базовый уровень)  является составной частью основной образовательной программы среднего (полного) общего образования  МБОУ ЦО№6

Планирование по обществознанию составлено на основе программы по обществознанию (базовый уровень) авторов Л. Н. Боголюбова; Н. И. Городецкой и др.,  и в  соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию.

Уровень изучения  учебного материала по  обществознанию в 10-11 классе – базовый.

Изучение обществознания в 10 -11 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

•  воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

•  освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

•  овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

•   формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Задачи:

Образовательные

Знать биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

-  тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

-  необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания;

Развивающие:

-  характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

-  объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и приходной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

-   раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

-  извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

Воспитательные

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знании собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

-  применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

-  критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

—  определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

—  объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

—  решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

—   применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

—   умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

—  поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

—   выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

—  работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

—   самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

—   участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

—  формулирование полученных результатов;

—  создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

—   пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

—   владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

В 11 классе особое место занимают вопросы развития личности в период ранней юности, ее  правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; освоению системы знаний об экономической  деятельности людей,  правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования.

В процессе изучения обществознания используется  учебно – методический комплект  из учебника  «Обществознание» 11кл. базовый уровень под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева М., Просвещение 2013  и «Методические рекомендации»   под ред. Л. Н. Боголюбова М, Просвещение 2010г.   Программа Л. Н. Боголюбова; Н. И. Городецкой и др. по обществознанию.

Курс изучается в течение учебного года – 68 ч  ( 2 ч в неделю).

2. Учебно – тематический план  11 класс

п\п

Наименование раздела, темы

Количество часов

1

Экономика

27

2

Проблемы социально – политического развития общества

16

3

Правовое регулирование общественных отношений

22

4

Заключительные уроки

2

5

Обобщение курса

1

Итого

68

        

3. Содержание курса

11 класс (68 ч)

РАЗДЕЛ 1. ЭКОНОМИКА (27 ч)

Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.

Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса' и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Предпринимательская деятельность в Тульской области.  Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.

Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Рынок труда в Тульской области. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости. Безработица и государственная политика в области занятости в Тульской области..

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Тульская область в системе международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя. Экономическая политика Тульской области.

РАЗДЕЛ 2. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (16 ч)

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.

Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.

Религиозные объединения и организации в РФ, в Тульской области.. Опасность тоталитарных сект.

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.

Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.

Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.

Политическое лидерство. Политические лидеры Тульской области. Типология лидерства. Лидеры и ведомые. 

Семья и брак1. Проблемы неполных семей.  Современная демографическая ситуация в РФ. , в Тульской области

 РАЗДЕЛ 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ у ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (22 ч)

Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное  правопоникание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации, , Тульской области. Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения. Экология Косой Горы

Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции.  Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.

Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.

Заключительные уроки (2 ч)

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм кaк  важнейшая угроза современной цивилизации.

Обобщение -1ч

4. Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать  биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;  тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;  необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь: характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;  анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

• совершенствования собственной познавательной деятельности;

• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

5. Перечень учебно – методического обеспечения 10 класс

Класс

Реквизиты программы

УМК обучающегося

УМК учителя

10

Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И. М., Просвещение, 2010

Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по обществознанию  (базовый уровень)

Учебник:

Боголюбов Л.Н. Обществознание. М., Просвещение, 2009

Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И. Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс М., Просвещение, 2012

Обществознание Поурочные разработки 11класс. Под ред  Л. Н. Боголюбова   М., «Просвещение» 2010

2. Обществознание.  Средняя (полная)  школа О.А. Котова, Т.Е. Лискова Текстовые материалы для оценки качества обучения М «Интеллект-   Центр» 2011

11

учебник  «Обществознание»/ под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева М., Просвещение ,2013

О.А. Котова, Т.Е. Лискова Текстовые материалы для оценки качества обучения М «Интеллект-   Центр» 2011 Школьная программа.

Обществознание в таблицах 10-11 кл «Астрель

6. Список литературы

1.Автономов В. С. «Введение в экономику» М., 1998г.

2.Бабушкин А. В. «Подростку о правах человека» М., 1999

3.Гражданский кодекс РФ

4.Грудцына Л. Ю. «Конституционное право России» М. 2006

5.Гуревич П. С. «Введение в философию»  М., 1997г..

6.Кин Д. «Демократия и гражданское общество». – М., 2001.

7.Конвенция о правах ребёнка

8.Купиков Л. М. «Основы социологии и политологии» М., 1999г.

9.Малышевский А. Ф. «Мир человека» М., 1998г.

10.Марченко М.Н. «теория государства и права»: Учеб. / М.Н Марченко. – М., 2006. – Гл. XIV

11.Правонарушение и юридическая ответственность // «Теория государства и права»: Учебн. / под ред. Марченко. М. 2006.

12.Семейный кодекс РФ

13Учебник «Экономика 10-11 класс»  базовый уровень Автономов В. С , 2008

14Учебник «Основы права 10-11 класс» базовый уровень  Кашанин А. В, Кашанина Т. В. Вита 2009

15Спиркин А. Г. «Философия: учебник для студентов вузов» - М., 2001

16Гуревич П. С. «Основы философии» - М., 2000

17Конституция РФ  Кодексы РФ

18 Смоленский М. Б. «Конституция  РФ: постатейный комментарий для школьников» М. 2005

Календарно-тематическое планирование курса «Обществознание» 11 класса.

№ урока

Содержание

Домашнее задание

Оборудование

Дата проведения урока

Примечание

1

2

3

4

5

6

1

Экономика (27ч)

Экономика и экономическая наука.

Пар.1

Таблица

2

Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.

Пар.1

Таблица

3

Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста.

Пар.2

4

Экономические циклы.

Пар.2

Таблица

5

Рынок и рыночные структуры. Спрос и предложение. Рыночные

структуры. Фондовый рынок.

Пар.3

Таблица

6

Конкуренция и монополия. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.

Пар.3

Таблица

7

Факторы производства и факторные доходы.

Пар.4

8

Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты.

Пар.4

9

Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Пар.4

Таблица

10

Бизнес в экономике.

Пар.5

11

Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность в Тульской области.

Пар.5

Таблица

12

Основные источники финансирования бизнеса.

Пар.6

13

Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга

Пар.6

14

Роль государства в экономике.. Общественные блага. Внешние эффекты.

Пар.7

Таблица

15

 Государственный бюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики государства.

Пар.7

Таблица

16

Банковская система. Финансовые институты.

Пар.8

17

Виды, причины и последствия инфляции.

Пар.8

Таблица

18

Рынок труда.

Рынок труда в Тульской области.

Пар.9

19

Безработица и государственная политика в области занятости.

Безработица и государственная политика в области занятости в Тульской области..

Пар.9

Таблица

20

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли.   Тульская область в системе международной торговли.

Пар.10

21

Глобальные экономические проблемы.  

Пар.10

22

Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Защита прав потребителя в Тульской области.

Пар.11

23

Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

Пар.11

24

Особенности современной экономики России. Экономическая политика РФ.  Экономическая политика Тульской области.

презентация

25

Семинар по теме «Микроэкономика»

Презентация

26

 Семинар по теме «Макроэкономика»

Презентация

27

Урок повторения и обобщения по теме «Экономика»

Презентация

28

Проблемы социально-политического развития общества.(16ч)

Свобода и необходимость в человеческой деятельности.

Пар.12

29

Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.

Пар.12

30

Общественное сознание.

Пар.13

31

Индивидуальное сознание. Социализация индивида.

Пар.13

32

Человек в политической жизни. Политическая идеология.

Пар.14

33

Политическая психология .  Средства массовой информации в политической системе общества.

Пар.14

34

Политическое поведение.

Пар.15

35

Современный терроризм и его опасность.

Пар.15

36

Политическая элита, особенности её формирования  в современной России.

Пар.16

Презентация

37

Политическое лидерство  Политические лидеры Тульской области.

Пар.16

38

Семья и брак. Проблемы неполных семей.

Пар.17

39

Современная демографическая ситуация в РФ. , в Тульской области.

Пар.17

Презентация

40

Религиозные объединения и организации РФ, в Тульской области.

Пар.18

41

Проблемы поддержания межрелигиозного мира.

Пар.18

42

Семинар по теме «Проблемы социально-политического развития общества в Тульской области.»

43

Урок повторения «Проблемы социально-политического развития общества»

Презентация

44

Правовое регулирование общественных отношений (22 ч)

Гуманистическая роль естественного права. Развитие норм естественного права.

Пар.19

45

Законотворческий процесс в РФ, Тульской области.

Пар.19

46

Гражданство в РФ. Права и обязанности .гражданина. Законодательство РФ о выборах.

Пар.20

47

Воинская обязанность , альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Пар.20

Презентация

48

Право на благоприятную окружающую среду  и способы его защиты.

Пар.21

49

Экологические правонарушения. Экология Косой Горы.

Пар.21

50

Субъекты гражданского права. Имущественные права. Неимущественные права: честь, достоинство, имя.

Пар.22

51

Право на интеллектуальную собственность . Наследование. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Пар.22

52

Порядок и условия заключения и расторжения брака.

Пар.23

53

Правовое регулирование отношений супругов.

Пар.23

54

Занятость и трудоустройство. Порядок приёма на работу, заключения и расторжения трудового  договора.

Пар.24

Презентация

55

Правила приёма в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

Пар.24

56

Споры, порядок их рассмотрения.  Основные правила и принципы гражданского процесса.

Пар.25

57

Арбитражный процесс.  

Пар25

58

Особенности уголовного процесса. Основные принципы и участники процесса.

Пар.26

Презентация

59

Судебное производство. Суд присяжных заседателей.

Пар.26

60

Особенности административной юрисдикции.

Пар.27

61

Конституционное судопроизводство.

Пар.27

62

Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени.

Пар.28

63

Международная система защиты прав человека в условиях  военного времени.

Пар.28

64

Семинар по теме «Право»

Презентация

65

Урок повторения и обобщения по теме «Право»

66

 Заключительные уроки (2ч)

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов 21века.

Пар.29

67

Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем.

Пар.29

68

Обобщение курса «Обществознание»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight

Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...

Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-9 классы с ктп...

Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...

рабочая программа история 10 класс базовый уровень

рабочая программа история 10 класс базовый уровень...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 5 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 7 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...