Урок-практикум с презентацией в 10 классе по теме "Решение заданий с развернутым ответом при подготовке к государственной итоговой аттестации"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Никитина Елена Васильевна

Урок предназначен для учащихся 10-11 классов. На уроке используются различные виды и приемы учебной деятельности, направленные на подготовку к ЕГЭ. В ходе урока учащиеся совершенствуют общеучебные умения и навыки, способствующие успешной подготовке к ЕГЭ, развивают умения применять в социальной практике полученные на учебных занятиях знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc69.5 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx2.02 МБ
Microsoft Office document icon pamyatka_dlya_ekzamenuemyh.doc74.5 КБ
Microsoft Office document icon tekst.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-практикум по обществознанию в 10 классе

Тема: Решение заданий с развернутым ответом при подготовке к ГИА

Цели:

  • совершенствование общеучебных умений и навыков обучающихся, способствующих успешной подготовке к ЕГЭ;
  • развитие умений применять в социальной практике полученные на учебных занятиях знания.

Методическая цель: использование различных видов и приёмов учебной деятельности, направленных на подготовку к ЕГЭ.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Формирование мотивированности и направленности на активное участие в будущем в общественной жизни;
  • Формирование ценностных ориентиров учащихся.

Метапредметные: Развитие умений:

  • сознательно организовать свою познавательную деятельность
  • объяснять явления и процессы социальной действительности
  • выполнять познавательные и практические задания
  • работать в парах, уметь договариваться
  • развитие способностей анализировать реальные социальные ситуации

Предметные:

  • Актуализация знаний учащихся о политико-правовой сфере жизни общества.

Тип урока: урок-практикум

Формы урока: фронтальная, парная, индивидуальная

Оборудование:

  1. Раздаточный материал: текст с заданиями, памятки
  2. Справочники по обществознанию по подготовке к ЕГЭ, словари.
  3. Конституция РФ.
  4. Компьютер, проектор, экран

План:

  1. Решение составных заданий на анализ и интерпретацию источника (зад. 21-24).
  2. Решение задания на определение смысла понятия и его применение в заданном контексте (зад. 25).
  3. Решение задания на конкретизацию (зад. 26).
  4. Решение познавательной задачи (зад. 27).
  5. Решение задания на составление сложного плана развернутого ответа (зад. 28)


  1. Организационный этап. Организованное начало урока.
  2. Мотивационно-целевой этап.

Сегодня мы с вами проведем практическое занятие, которое поможет вам сделать еще один шаг к успешной сдаче экзамена по обществознанию.

Умения и навыки, формируемые на таких практических занятиях, пригодятся не только на экзамене по обществознанию, но и по другим предметам.

На уроках мы уже неоднократно решали задания базового и повышенного уровня сложности: находили обобщающее понятие, исключали два «лишних» понятия, находили пропущенное слово, устанавливали соответствие между различными понятиями и примерами, находили верные суждения, верные выводы, общие черты каких-либо явлений и процессов, определяли, какие положения текста имеют фактический характер, характер оценочных суждений, характер теоретических утверждений, заполняли пропущенные слова в тексте.

Сегодня мы перейдем к решению заданий высокого уровня сложности.

  1. Решение составных заданий на анализ и интерпретацию источника (зад. 21-24).

Вторая часть экзаменационной работы начинается с текста, к которому даны четыре вопроса-задания разной степени сложности. Они проверяют умение извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по определенным темам. Тексты могут быть разными – правовыми, публицистическими, научно-популярными, художественными.

  • Ознакомление с текстом (текст в раздаточном материале и на слайде)

- С какой содержательной линией связан текст? («Общество», «Человек», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера общества», Социальные отношения», «Политика», «Право»)

- О чем данный текст? (О нормах права, о праве в системе социальных норм)

- Какова его основная идея? (Правовые нормы регулируют общественные отношения во взаимосвязи и взаимодействии с другими социальными нормами, хотя и имеют свои особенности регулирования)

- Переходим к вопросам. Отвечать на предложенные вопросы нужно по порядку, т.к. они чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному».

  • Выполнение заданий (устно, форма работы – фронтальная)
  • Памятка

  1. Решение задания на определение смысла понятия и его применение в заданном контексте (зад. 25).

Задание:

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «конституционный строй»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о разделении властей в РФ, и одно предложение, раскрывающее действующий в РФ принцип идеологического многообразия.

Понятие – логически оформленная общая мысль о предмете (субъекте-объекте), явлении.

Алгоритм выполнения задания:

  • сначала определим смысл понятия «конституционный строй»

Строй – определенное устройство общества, система общественных отношений (например, первобытный строй, рабовладельческий строй и т.д.)

Конституционный строй – это система общественных отношений (экономических, социальных, политических), отражающих порядок, сложившийся в государстве и закрепленный в его Конституции, т.е. это способ организации государства.

  • проверка по справочнику

«Конституционный строй – система экономических, социальных и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией».

  • далее требуется составить два предложения: одно с информацией о разделении властей в РФ, другое – раскрывающее принцип идеологического многообразия, действующий в России. Следует обратить внимание на то, что при составлении предложений необходимо избегать «пустых» предложений и неинформативных суждений.
  • сначала вспомним принцип разделения властей
  • повторив теорию, теперь составим предложение:

«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную».

  • далее следует вспомнить понятие идеологии

Идеология - это система взглядов и идей: политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных, философских, которые выражают интересы классов, партий, групп.

Т.е. идеологическое многообразие означает свободное существование в обществе различных идей и взглядов, а также установление запрета на признание какой-либо идеологии государственной или обязательной.

  • теперь составляем второе предложение. В предложении обязательно должно прозвучать словосочетание «принцип идеологического многообразия»  

«Принцип идеологического многообразия, действующий в РФ, устанавливает запрет на признание какой-либо идеологии в качестве  государственной или обязательной».

Критерии оценивания:

За полное и правильное выполнение этого задания можно получить 3 балла. При неполном правильном ответе выставляется 1 или 2 балла. Особенность: если смысл понятия не раскрыт или раскрыт неверно, выставляется 0 баллов, даже если выпускник составил верные предложения в этим понятием.

  • памятка

  1. Решение задания на конкретизацию (зад. 26).

Конкретизация – придание конкретного выражения определенному положению (понятию), его уточнение, более определенное, наглядное раскрытие. Средством конкретизации становятся примеры.

Под примерами понимаются показательные конкретные случаи, факты, социальные явления. Пространство, из которого могут черпаться примеры, очень большое и разнородное. Примерами могут быть факты прошлого и современности, почерпнутые из собственного опыта или получившие общественную известность, реальные события и смоделированные ситуации.

Задание:

Назовите три органа высшей государственной власти в Российской Федерации и укажите одно из полномочий каждого органа.

Формулировка задания предполагает, что выпускник должен назвать три органа высшей государственной власти в РФ (не ветвей гос. власти, а названия конкретных органов власти) и указать по одному полномочию каждого органа. Источник информации для выполнения задания – Конституция РФ, главы 4-7.

Ответ может выглядеть следующим образом:

  1. Федеральное Собрание РФ – принятие законов, назначение выборов Президента РФ, утверждение изменения границ между субъектами РФ
  2. Правительство РФ – разработка и исполнение бюджета, управление федеральной собственностью
  3. Верховный Суд РФ – осуществление надзора над деятельностью судов общей юрисдикции, рассмотрение дел в качестве суда кассационной инстанции, разъяснения по вопросам судебной практики

Могут быть также указаны Конституционный Суд РФ, Президент РФ.

Выполнение заданий на конкретизацию не допускает спешки, небрежности в формулировках. Особенно это важно, когда речь идет о положениях, зафиксированных в Конституции РФ и касающихся полномочий органов государственной власти в стране.

  1. Решение познавательной задачи (зад. 27)

В познавательной задаче представлена социальная ситуация. Познавательные задачи могут быть экономическими, правовыми.

Задание:

Граждане РФ Марианна и Аркадий накануне регистрации брака решили заключить брачный договор. По обоюдному согласию они включили в него пункты о разделении домашних обязанностей, о способах участия в доходах друг друга, о порядке несения каждым супругом семейных расходов, а также пункт об обязанности супруги обязательно согласовывать с супругом все вопросы, связанные с её передвижением по территории России. Нотариус, к которому они обратились за удостоверением брачного договора, указал на необходимость исключить два пункта.

О каких пунктах из перечисленных выше идёт речь? Свой ответ объясните. Какое условие необходимо, чтобы составленный в письменной форме и удостоверенный у нотариуса брачный договор вступил в силу?

В ответе должны быть представлены следующие элементы:

1) два пункта:

– о разделении домашних бытовых обязанностей;

– об обязанности супруги обязательно согласовывать с супругом все вопросы, связанные с её передвижением по территории России;

2) объяснение, например: брачный договор в РФ регулирует только имущественные отношения супругов;

3) ответ на третий вопрос: государственная регистрация брака.

  1. Решение задания на составление сложного плана развернутого ответа (зад. 28)

Задание:

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Система российского права». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При выполнении этого задания вам пригодится умение составлять кластеры.

Формулировки пунктов и подпунктов плана могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

При составлении плана вы можете воспользоваться универсальным алгоритмом:

  1. Понятие, сущность …
  2. Характерные черты, основные принципы…
  3. Специфические признаки …
  4. Важнейшие задачи, основные функции…
  5. Формы, виды, типы, классификации …
  6. Структура …
  7. Основные этапы, стадии развития …
  8. Особенности развития ….
  9. Тенденции развития … в современном мире, в РФ
  10. Значение  …. в развитии общества, личности

Вариант плана:

1. Понятие системы права

2. Источники права:

а) правовой обычай

б) судебный прецедент

в) нормативно-правовой акт

г) нормативный договор

3. Структурные элементы системы права:

а) Норма права и ее структура

б) Институты права

в) Отрасли права

4. Деление системы права:

а) публичное право (конституционное, уголовное, административное и т.д.)

б) частное право (гражданское, семейное)

5. Основные принципы системы российского права

6. Основные тенденции развития системы российского права

  1. Рефлексия (Три «М»)

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

  1. Дом. задание:  
  • творческое задание:

Составить задание на определение смысла понятия (задание 25):

«Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие … ?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию ...,

и одно предложение, раскрывающее ...»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Решение заданий с развернутым ответом при подготовке к государственной итоговой аттестации по обществознанию

Слайд 2

Цель урока: совершенствование общеучебных умений и навыков обучающихся, способствующих успешной подготовке к ЕГЭ

Слайд 3

Решение составных заданий на анализ и интерпретацию источника (задания 21-24) Умение извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по определенным темам

Слайд 4

В реальной жизни нормы права существуют и опосредуют различные общественные отношения по общему правилу не только сами по себе, но и во взаимосвязи и взаимодействии с другими социальными нормами. При этом, когда в качестве регулятивных средств рассматриваются исключительно нормы права и иные юридические феномены, то исследователи в этих случаях обычно говорят о механизме правового регулирования. Во всех же остальных случаях, когда правовые средства регулирования общественных отношений дополняются иными, неправовыми социальными средствами, имеется в виду механизм социального регулирования… Многообразие отношений, существующих в обществе, порождает соответственно многообразие опосредующих их социальных норм. Причём речь идёт о многообразии не только правовых, но и неправовых социальных норм. Это прежде всего нормы морали, или нравственности. Это и обычаи ( неправовые ), и традиции. Это, наконец, нормы, содержащиеся в актах, принимаемых различными партийными и общественными органами и организациями. Нормы права (например, конституционного, административного, гражданского) закрепляют прежде всего основные, жизненно важные для всего общества, государства и граждан общественные отношения. Неправовые социальные нормы, опосредуя зачастую собой эти отношения, всё же большей частью регулируют весь остальной круг общественных отношений: межличностные, межгрупповые и др. Неправовые нормы возникают в результате нормотворческой деятельности политических партий, различных общественных объединений и организаций или же складываются в процессе самой общественной жизни, общественной практики, а также в быту. В отличие от них, нормы права содержатся в актах, устанавливаемых или санкционируемых государством, а точнее, уполномоченными на то государственными органами… В случае нарушения неправовых социальных норм следуют меры общественного воздействия. Причём эти меры далеко не всегда строго определены. Иначе обстоит дело, когда нарушаются нормы права. В данном случае не исключается применение мер общественного воздействия в виде общественного осуждения, партийного или профсоюзного взыскания и проч. Однако на первом плане стоят, имеют решающее значение всё же меры государственного принуждения, которые должны быть чётко сформулированы в санкциях правовых норм и иметь строго определённый характер .

Слайд 5

Какие два механизма регулирования общественных отношений назвал автор? В чём он видит причину многообразия социальных норм? Какие три особенности правовых норм названы в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, укажите ещё одну любую особенность, не упомянутую в тексте. Приведите по одному примеру нормы: 1) конституционного права; 2) административного права; 3) гражданского права. Обязательно сначала указывайте соответствующую отрасль российского права, а затем приводите пример. В некоторых случаях моральная и правовая оценки одного и того же поступка противоположны. Смоделируйте подобную ситуацию. В чём состоит опасность подобной ситуации? (Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, дайте два объяснения.) Вопросы-задания к тексту

Слайд 6

Прежде, чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст. Дайте ответ на вопрос: «О чем данный текст?» и определите его основную идею. Отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, т.к. они чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Отвечайте точно на поставленный вопрос. Избегайте неполных ответов. Не упустите из виду указание на то, что должно быть положено в основу ответа: авторский текст, жизненный опыт или материал, изученный в курсе. Старайтесь давать логически связный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки. Старайтесь иллюстрировать ответ конкретными фактами (событиями, процессами, проявлениями, тенденциями). Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, подтверждающие ваши выводы. Памятка

Слайд 7

Решение задания на определение смысла понятия и его применение в заданном контексте (задание 25) Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «конституционный строй»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о разделении властей в РФ, и одно предложение, раскрывающее действующий в РФ принцип идеологического многообразия. Понятие – логически оформленная общая мысль о предмете ( субъекте-объекте ) , явлении.

Слайд 8

При чтении задания обратите внимание, что и в каком количестве требуется назвать. Не приводите позиций больше, чем требуется в условии (иногда это порождает ошибки в ответе, что снижает оценку) Необходимо перепроверить свои ответы, отбросив сомнительные варианты. За полное и правильное выполнение этого задания можно получить 3 балла. При неполном правильном ответе выставляется 1 или 2 балла. Если выпускник только правильно раскрывает смысл понятия, то такой ответ оценивается 1 баллом. При неверном раскрытии смысла понятия (или если смысл понятия не раскрыт) ответ оценивается 0 баллов при любом количестве других элементов ответа. Памятка

Слайд 9

Решение задания на конкретизацию (задание 26) Назовите три органа высшей государственной власти в Российской Федерации и укажите одно из полномочий каждого органа. Конкретизация – придание конкретного выражения определенному положению (понятию), его уточнение, более определенное, наглядное раскрытие. Примеры – показательные конкретные случаи, факты, социальные явления.

Слайд 10

Решение познавательной задачи (задание 27) Граждане РФ Марианна и Аркадий накануне регистрации брака решили заключить брачный договор. По обоюдному согласию они включили в него пункты о разделении домашних обязанностей, о способах участия в доходах друг друга, о порядке несения каждым супругом семейных расходов, а также пункт об обязанности супруги обязательно согласовывать с супругом все вопросы, связанные с её передвижением по территории России. Нотариус, к которому они обратились за удостоверением брачного договора, указал на необходимость исключить два пункта. О каких пунктах из перечисленных выше идёт речь? Свой ответ объясните. Какое условие необходимо, чтобы составленный в письменной форме и удостоверенный у нотариуса брачный договор вступил в силу?

Слайд 11

Решение задания на составление сложного плана развернутого ответа (задание 28) Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Система российского права». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Слайд 12

Универсальный алгоритм Понятие, сущность … Характерные черты, основные принципы… Специфические признаки … Важнейшие задачи, основные функции… Формы, виды, типы, классификации … Структура … Основные этапы, стадии развития … Особенности развития …. Тенденции развития … в современном мире, в РФ Значение …. в развитии общества, личности

Слайд 13

Вариант плана 1. Понятие системы права 2. Источники права: а) правовой обычай б) судебный прецедент в) нормативно-правовой акт г) нормативный договор 3. Структурные элементы системы права: а) норма права и ее структура б) институты права в) отрасли права 4. Деление системы права: а) публичное право (конституционное, уголовное, административное и т.д.) б) частное право (гражданское, семейное) 5. Основные принципы системы российского права 6. Основные тенденции развития системы российского права

Слайд 14

Мысленно представьте весь изученный материал, раскрывающий содержание предложенной темы. Разделите его на части по смыслу и озаглавьте их. Мысленно обоснуйте для себя логическую последовательность изложения материала по данной проблеме. Проанализируйте полученный план: А) Все ли аспекты проблемы были отражены в нем? Б) Корректны ли формулировки пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли? Памятка

Слайд 15

Назовите три момента, которые у вас получились хорошо в процессе урока Предложите одно действие, которое улучшит вашу работу на следующем уроке

Слайд 16

Домашнее задание Составить задание на определение смысла понятия (задание 25): «Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие … ? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию ..., и одно предложение, раскрывающее ...»



Предварительный просмотр:

Готовимся к ЕГЭ по обществознанию.

Памятка для экзаменуемых

К заданиям 21-24 (анализ текста)

  1. Прежде, чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст. Помните: прямые ответы на многие вопросы или подсказки для формулировки ответов содержатся в самом тексте.
  2. Соотнесите предложенный текст с изученным курсом и определите, с какой содержательной линией он связан («Общество», «Человек», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Политика» и «Право»). Это поможет опереться на изученный материал при выполнении заданий к тексту.
  3. Дайте ответ на вопрос: «О чем данный текст?» и определите его основную идею.
  4. Отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, т.к. они чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может послужить основой для выполнения следующего задания.
  5. Вопросы читайте вдумчиво, стремясь уяснить каждое задание полностью.
  6. Отвечайте точно на поставленный вопрос.
  7. Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов.
  8. Не упустите из виду указание на то, что должно быть положено в основу ответа: авторский текст, жизненный опыт или материал, изученный в курсе.
  9. Старайтесь давать логически связный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки.
  10. Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание.
  11. Старайтесь иллюстрировать ответ конкретными фактами (событиями, процессами, проявлениями, тенденциями). Помните, что при конкретизации ответа можно прибегать к примерам из истории и художественных произведений (литературы, кинофильмов и т.п.)
  12. Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, подтверждающие ваши выводы.

К заданию 25 (раскрытие смысла понятия и составление предложений)

  1. При чтении задания обратите внимание, что и в каком количестве требуется назвать (предложение с раскрытием смысла понятия и составление двух предложений с использованием этого понятия в заданном контексте)
  2. Не приводите позиций больше, чем требуется в условии (иногда это порождает ошибки в ответе, что снижает оценку, поскольку система оценивания этого задания предусматривает снижение балла при наличии в ответе ошибок наряду с верными позициями)
  3. Необходимо перепроверить свои ответы, отбросив сомнительные варианты.
  4. За полное и правильное выполнение этого задания можно получить 3 балла. При неполном правильном ответе выставляется 1 или 2 балла.
  5. Если выпускник только правильно раскрывает смысл понятия, то такой ответ оценивается 1 баллом. При неверном раскрытии смысла понятия (или если смысл понятия не раскрыт) ответ оценивается 0 баллов при любом количестве других элементов ответа.


К заданию 26

  1. В качестве примеров могут быть использованы факты прошлого и современности, отдельные случаи, почерпнутые из собственного опыта или известные широко, реальные события или смоделированные ситуации. Также могут использоваться примеры из школьного курса литературы, истории, экономической географии, окружающей современной жизни, СМИ.
  2. Желательно не приводить примеры, почерпнутые из одного источника.

К заданию 27 (познавательная задача)

  1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос.
  2. Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием:
  1. определите, какая полезная информация содержится в условии
  2. подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения)
  1. Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи:
  1. выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи
  2. сократите эту область до конкретной проблемы, информацию по которой необходимо вспомнить
  3. соотнесите эту информацию с условием задачи
  1. Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.
  2. Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.
  3. Убедитесь в правильности полученного вами ответа:        
  1. соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи
  2. если в задаче поставлено несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них
  3. нет ли противоречий между вашими аргументами
  4. нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению
  5. можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным
  1. Запишите ответ.

К заданию 28 (составление сложного плана)

  1. Мысленно представьте весь изученный материал, раскрывающий содержание  предложенной  темы.
  2. Разделите его на  части по смыслу и  озаглавьте  их.
  3. Мысленно обоснуйте для себя логическую последовательность изложения материала по данной проблеме.
  4. Проанализируйте полученный план:

А) Все  ли аспекты проблемы были отражены в нем?

Б) Корректны ли  формулировки  пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли?



Предварительный просмотр:

В реальной жизни нормы права существуют и опосредуют различные общественные отношения по общему правилу не только сами по себе, но и во взаимосвязи и взаимодействии с другими социальными нормами.

При этом, когда в качестве регулятивных средств рассматриваются исключительно нормы права и иные юридические феномены, то исследователи в этих случаях обычно говорят о механизме правового регулирования. Во всех же остальных случаях, когда правовые средства регулирования общественных отношений дополняются иными, неправовыми социальными средствами, имеется в виду механизм социального регулирования…

Многообразие отношений, существующих в обществе, порождает соответственно многообразие опосредующих их социальных норм. Причём речь идёт о многообразии не только правовых, но и неправовых социальных норм. Это прежде всего нормы морали, или нравственности. Это и обычаи (неправовые), и традиции. Это, наконец, нормы, содержащиеся в актах, принимаемых различными партийными и общественными органами и организациями.

Нормы права (например, конституционного, административного, гражданского) закрепляют прежде всего основные, жизненно важные для всего общества, государства и граждан общественные отношения. Неправовые социальные нормы, опосредуя зачастую собой эти отношения, всё же большей частью регулируют весь остальной круг общественных отношений: межличностные, межгрупповые и др.

Неправовые нормы возникают в результате нормотворческой деятельности политических партий, различных общественных объединений и организаций или же складываются в процессе самой общественной жизни, общественной практики, а также в быту. В отличие от них, нормы права содержатся в актах, устанавливаемых или санкционируемых государством, а точнее, уполномоченными на то государственными органами…

В случае нарушения неправовых социальных норм следуют меры общественного воздействия. Причём эти меры далеко не всегда строго определены. Иначе обстоит дело, когда нарушаются нормы права. В данном случае не исключается применение мер общественного воздействия в виде общественного осуждения, партийного или профсоюзного взыскания и проч. Однако на первом плане стоят, имеют решающее значение всё же меры государственного принуждения, которые должны быть чётко сформулированы в санкциях правовых норм и иметь строго определённый характер.

(М.Н. Марченко)

 

  1. Какие два механизма регулирования общественных отношений назвал автор? В чём он видит причину многообразия социальных норм?
  2. Какие три особенности правовых норм названы в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, укажите ещё одну любую особенность, не упомянутую в тексте.
  3. Приведите по одному примеру нормы: 1) конституционного права; 2) административного права; 3) гражданского права. Обязательно сначала указывайте соответствующую отрасль российского права, а затем приводите пример.
  4. В некоторых случаях моральная и правовая оценки одного и того же поступка противоположны. Смоделируйте подобную ситуацию. В чём состоит опасность подобной ситуации? (Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, дайте два объяснения.)


В реальной жизни нормы права существуют и опосредуют различные общественные отношения по общему правилу не только сами по себе, но и во взаимосвязи и взаимодействии с другими социальными нормами.

При этом, когда в качестве регулятивных средств рассматриваются исключительно нормы права и иные юридические феномены, то исследователи в этих случаях обычно говорят о механизме правового регулирования. Во всех же остальных случаях, когда правовые средства регулирования общественных отношений дополняются иными, неправовыми социальными средствами, имеется в виду механизм социального регулирования…

Многообразие отношений, существующих в обществе, порождает соответственно многообразие опосредующих их социальных норм. Причём речь идёт о многообразии не только правовых, но и неправовых социальных норм. Это прежде всего нормы морали, или нравственности. Это и обычаи (неправовые), и традиции. Это, наконец, нормы, содержащиеся в актах, принимаемых различными партийными и общественными органами и организациями.

Нормы права (например, конституционного, административного, гражданского) закрепляют прежде всего основные, жизненно важные для всего общества, государства и граждан общественные отношения. Неправовые социальные нормы, опосредуя зачастую собой эти отношения, всё же большей частью регулируют весь остальной круг общественных отношений: межличностные, межгрупповые и др.

Неправовые нормы возникают в результате нормотворческой деятельности политических партий, различных общественных объединений и организаций или же складываются в процессе самой общественной жизни, общественной практики, а также в быту. В отличие от них, нормы права содержатся в актах, устанавливаемых или санкционируемых государством, а точнее, уполномоченными на то государственными органами…

В случае нарушения неправовых социальных норм следуют меры общественного воздействия. Причём эти меры далеко не всегда строго определены. Иначе обстоит дело, когда нарушаются нормы права. В данном случае не исключается применение мер общественного воздействия в виде общественного осуждения, партийного или профсоюзного взыскания и проч. Однако на первом плане стоят, имеют решающее значение всё же меры государственного принуждения, которые должны быть чётко сформулированы в санкциях правовых норм и иметь строго определённый характер.

(М.Н. Марченко)

 

  1. Какие два механизма регулирования общественных отношений назвал автор? В чём он видит причину многообразия социальных норм?
  2. Какие три особенности правовых норм названы в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, укажите ещё одну любую особенность, не упомянутую в тексте.
  3. Приведите по одному примеру нормы: 1) конституционного права; 2) административного права; 3) гражданского права. Обязательно сначала указывайте соответствующую отрасль российского права, а затем приводите пример.
  4. В некоторых случаях моральная и правовая оценки одного и того же поступка противоположны. Смоделируйте подобную ситуацию. В чём состоит опасность подобной ситуации? (Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, дайте два объяснения.)

  1. Какие два механизма регулирования общественных отношений назвал автор? В чём он видит причину многообразия социальных норм?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) два механизма (ответ на первый вопрос): механизм правового регулирования и механизм социального регулирования;

2) ответ на второй вопрос, например: причина многообразия социальных норм – в многообразии общественных отношений.

(Ответ на второй вопрос может быть представлен как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основного содержания соответствующего фрагмента текста.)

Правильно названы два механизма, дан ответ на второй вопрос

2

Правильно назван один механизм, дан ответ на второй вопрос.

ИЛИ Правильно названы только два механизма.

ИЛИ Правильно назван только один механизм

1

Правильно дан только ответ на второй вопрос.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

  1. Какие три особенности правовых норм названы в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, укажите ещё одну любую особенность, не упомянутую в тексте.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) три особенности по тексту:

– нормы права закрепляют основные, жизненно важные для всего общества, государства и граждан общественные отношения;

– нормы права содержатся в актах, устанавливаемых или санкционируемых государством, а точнее, уполномоченными на то государственными органами;

– когда нарушаются нормы права, имеют решающее значение меры государственного принуждения, которые должны быть чётко сформулированы в санкциях правовых норм и иметь строго определённый характер;

(Особенности по тексту могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.)

2) одна особенность не по тексту, например: нормы права имеют общеобязательный характер.

(Может быть указана другая особенность не по тексту.)

Правильно названы три особенности по тексту и одна не по тексту

2

Правильно названы любые две-три особенности

1

Правильно названа одна любая особенность.

ИЛИ Ответ неправильный

0

  1. Приведите по одному примеру нормы: 1) конституционного права; 2) административного права; 3) гражданского права. Обязательно сначала указывайте соответствующую отрасль российского права, а затем приводите пример.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть указаны отрасли права и приведены соответствующие примеры норм:

1) конституционное право, допустим: в Конституции РФ записано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью;

2) административное право, допустим: курение в общественных местах запрещено; гражданин В. был оштрафован за превышение установленной скорости движения при управлении автотранспортным средством;

3) гражданское право, допустим: Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; Правоспособность, т.е. способность иметь гражданские права и нести обязанности, возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Могут быть приведены другие примеры норм каждой из названных отраслей права.

Примеры без указания / с неверным указанием отрасли права не засчитываются при оценивании

Правильно приведено по одному примеру норм трёх отраслей права (при указании соответствующих отраслей права)

3

Правильно приведено по одному примеру норм двух отраслей права (при указании соответствующих отраслей права)

2

Правильно приведён пример нормы одной отрасли права (при указании соответствующих отраслей права)

1

Приведено любое количество примеров норм без указания /с неверным указанием соответствующих(-ей) отраслей(-и) права.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

В некоторых случаях моральная и правовая оценки одного и того же поступка противоположны. Смоделируйте подобную ситуацию. В чём состоит опасность подобной ситуации? (Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, дайте два объяснения.)

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) пример (модель) ситуации, допустим: предприниматель К., зная трудную жизненную ситуацию 16-летнего Андрея В. (родители-алкоголики, трое младших братьев), принял его на работу без обязательного медицинского обследования и разрешил ему задерживаться на сверхурочную работу после 22 часов. Предприниматель был привлечён к юридической ответственности за нарушение норм трудового законодательства (Андрей В. продолжил работать с соблюдением норм, регулирующих труд несовершеннолетнего работника, но заработки его существенно сократились), с моральной точки зрения действия предпринимателя могли быть оправданы как помощь человеку в тяжёлой жизненной ситуации;

(Может быть смоделирована другая ситуация.)

2) два объяснения, например: опасность подобной ситуации состоит в том, что:

– у граждан (в нашем примере у предпринимателя, Андрея В., их окружения) может сложиться установка, что в определённых ситуациях можно нарушать закон; в целом это негативно сказывается на правосознании граждан;

– соблюдение законов гарантирует стабильность сложившихся общественных отношений, нарушение законов даже во имя благой цели постепенно может привести к дестабилизации общественного порядка.

(Могут быть даны другие объяснения.)

Смоделирована ситуация, даны два объяснения

3

Смоделирована ситуация, дано одно объяснение

2

Только смоделирована ситуация

1

Ситуация не смоделирована (смоделирована некорректно) независимо от наличия других элементов ответа.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к общешкольному родительскому собранию "Подготовка к Государственной итоговой аттестации"

Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы  общего образования в 2013 году ...

Подготовка к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования по математике в форме государственного выпускного экзамена (письменная форма)

Подготовка к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования по математике в форме государственного выпускного экзамена (письменная форма)...

Подборка тестовых заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся 9-го класса

Подборка тестовых заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся 9-го класса...

План организации подготовки к государственной итоговой аттестации в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) по математике в 2017-2018 учебном году

Цель:Успешно пройти ОГЭ (ГИА) по математике в 2017-2018 учебном году.Задачи:-Осуществить информационное, методическое, психолого-педагогическое обеспечение итоговой аттестации выпускников 9 классов;-В...

Система заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников ср шк

Подборка материала для закрепления изученного в школе для ОГЭ и ЕГЭ, математика...

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)» с использованием ИКТ (9 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)» с ...