Рабочая программа по обществознанию 10 класс
рабочая программа по обществознанию (10 класс) по теме

Горяева Мария Андреевна

Рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекса:

Обществознание: учебник для 10 класса: базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2013.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_obshchestvo_10_klass.docx32.44 КБ
Microsoft Office document icon ktp_obshchestvo_10_klass.docx.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

«Артезианская средняя общеобразовательная школа №1»

«Утверждаю»                                   «Согласовано»                                «Рассмотрено»

 Директор школы:                             Зам. дир. по УВР                              Руководитель МО

_____________/Немкеева Г.В./    ____________/Бошева Т.В./      ___________/Cевтинова А.В./

    Приказ№1                                                                                                       Протокол№1

«___»___________2018г               «___»____________2018г      «___»______________2018г  

Рабочая программа

по обществознанию

в 10 классе

( базовый уровень)

на 2018 – 2019 учебный год

Учитель: Горяева Мария Андреевна

                                          КК: без категории

п. Буровой 2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к  рабочей программе курса обществознания 9 класса

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе:

  • статьи 12 ФЗ от 29.12.2012года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

                приказов Министерства образования Российской Федерации:

  • от 09.03.2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  •  от 05.03.2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования»;
  • от 6.10. 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • от 17.12.2010 года № 1897 « Об утверждении и введении в действие Федерального государственного стандарта основного общего образования»;
  • от 19 декабря 2014 года № 1598 « Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • от 06.12.2017 года № 08-2595 « О направлении информации по вопросу изучения государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации»;
  • норм СанПин, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • примерной программы по обществознанию для учащихся 10-11 классов базового уровня авторов Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, А.Ю. Лазебниковой.
  • Приказа Министерство образования и науки Республики Калмыкия от 18.06.2018г  №999  «Об утверждении регионального (примерного) учебного плана на 2018-2019 учебный год»;
  • учебного плана МКОУ «Артезианская СОШ №1» на 2018-2019 учебный год.

Рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекса:

Обществознание: учебник для 10 класса: базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2013.

Программа рассчитана на 102 часов в год (3 часа в неделю).

Изучение обществоведения (как части обществознания) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • Развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
  • Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ;
  • Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимые для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
  • Овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизация полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
  • Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.

Содержание учебного курса

Тема 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность

Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Науки об обществе. Естественнонаучные и социально-гуманитарные знания. Классификация социально-гуманитарных наук.

Социология, политология, социальная психология как общественные науки. Специфика философского знания. Как философия помогает постигать общество.

Мифологическое сознание древнего человека. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества». Философия древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества.

Кризис средневековых представлений о человеке и обществе. Политика и государство: новый взгляд. Просвещение: вера в разум и прогресс. Становление общественных наук. Справедливое общество и пути к нему. Марксистское учение об обществе.

Социально-философская мысль XX в. Русская философская мысль в XI-XVIII вв. Философские искания XIX в. Цивилизационный путь России: продолжение споров.

Общественные потребности и мир профессий. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда. Мотивы выбора профессии. Особенности профессий социально-гуманитарной направленности.

Тема 2. Общество и человек

Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности.

Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особенная часть мира.

Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда.

Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный. Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций. Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации.

Цивилизация и культура. Понятие культуры. Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума. Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.

Тема 3. Деятельность как способ существования людей

Деятельность и её мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Сущность и структура деятельности. Потребности и интересы.

Создание и освоение духовных ценностей. Духовная жизнь общества. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.

Труд как вид человеческой деятельности. Человеческий фактор производства. Социальное партнерство.

Политика как деятельность. Цели и средства политической деятельности. Политические действия. Власть и властная деятельность. Легитимность власти.

Тема 4. Сознание и познание

Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание.

Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение. Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл. Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания.

Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.

Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание. Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.

Тема 5. Личность и межличностные отношения

Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности. Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии. Становление личности.

Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение.

Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе. Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте. Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения.

Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия.

Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития. Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения.

Конформность, нонконформность, самоопределение личности. Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства.

Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. Воспитание в семье.

Антисоциальные группы. «Дедовщина» и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп.

Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные:

  • мотивированность на созидательное участие в жизни общества;
  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные:

  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на:

- использование элементов причинно-следственного анализа;

- исследование несложных реальных связей и зависимостей

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;

- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- подкрепление изученных положений конкретными примерами;

- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметные:

  • относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
  • знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;
  • умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека,

места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
  • понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания;
  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни

общества;

  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
  • знание новых возможностей для коммуникации в современном

обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

  • понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;
  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема раздела/урока

Часы

Дата

НРК

Домашнее задание

План

Факт

1

Повторение тематических блоков «Личность и общество», «Сфера духовной культуры», «Социальная сфера»

1

2

Повторение тематического блока «Экономика»

1

3

Повторение тематических блоков «Политика», «Право»

1

Тема 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (20 ч)

4

Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их классификация

1

§1-2

5

Философия как общественная наука

1

§3

6

Воззрения древневосточных мыслителей на мир и место человека в нем

1

§3

7

Моральная философия эпохи Средневековья

1

§3

8

Социально-философские идеи Нового времени

1

§3

9

Философы-просветители о человеке, обществе и прогрессе

1

§3

10

Экономические воззрения А. Смита

1

§3

11

Идеи гражданского общества и правового государства в трудах И. Канта и Г. Гегеля

1

§3

12

Русская философская мысль XI-XVIII века              

1

§4

13

Зарождение социологии как отрасли научного знания

1

§4

14

Философские искания XIX  века

1

§4

15

Марксистское учение об обществе

1

§4

16

Идеи технократизма в социальной философии Запада

1

§4

17

М. Вебер о специфике социального познания

1

§4

18

Проблема свободы и ответственности человека в философии экзистенциализма

1

§4

19

Цивилизационный путь России: продолжение споров    

1

§4

20

Общественные потребности и мир профессий

1

§5-6

21

Мотивы выбора профессии

1

§5-6

22

Особенности профессий социально-гуманитарного профиля

1

§5-6

23

Зачет по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность»                            

1

Обзор

§1-6

Тема 2. Общество и человек (20 ч)

24

Наука о происхождении человека. Становление общества

1

§7

25

Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции

1

§8

26

Человек – биосоциальная система

1

§8

27

Мышление и деятельность. Мышление и язык

1

§8

28

Общество и социум. Уровни социально-философского анализа общества

1

§9

29

Общественные отношения

1

§9

30

Системное строение общества. Сферы общественной жизни как подсистемы общества

1

§10

31

Изменчивость и стабильность

1

§10

32

Традиционное общество

1

§11-12

33

Становление индустриального общества. Индустриальное общество как техногенная цивилизация

1

§11-12

34

Современное общество в зеркале цивилизационного опыта.

Восток и Запад в диалоге культур

1

§11-12

35

Теория локальных цивилизаций. Теория общественно-экономических формаций                  

1

§13

36

Теория постиндустриального общества.

Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия

1

§13-14

37

Типы социальной динамики.

Факторы изменения социума

1

§15

38

Участники исторического процесса

1

§15

39

Прогресс и регресс. Противоречивость прогресса

1

§15

40

Критерии прогресса.

Многообразие путей и форм общественного развития

1

§15

41

Свобода как познанная необходимость

1

§16

42

«Свобода от» или «свобода для».

Свободное общество

1

§16

43

Зачет по теме «Общество и человек»

1

Обзор

§7-16

Тема 3. Деятельность как способ существования людей (10 ч)

44

Сущность и структура деятельности. Потребности и интересы

1

§17

45

Многообразие видов деятельности. Творческая деятельность

1

§17

46

Создание и освоение ценностей

1

§18

47

Духовная жизнь общества

1

Духовная сфера жизни в РК

§18

48

Труд как вид человеческой деятельности

1

§19

49

Человеческий фактор производства. Социальное партнерство

1

§19

50

Политика как деятельность

1

Политическая власть в РК

§20

51

Власть и властная деятельность

1

§20

52

Легитимность власти

1

§20

53

Зачет по теме «Деятельность как способ существования людей»

1

Обзор

§17-20

Тема 4. Сознание и познание (18 ч)

54

Бытие и познание. Познание как деятельность

1

§21

55

Чувственное познание: его возможности и границы

1

§21

56

Сущность и формы рационального познания

1

§21

57

Свойства и критерии истины

1

§22

58

Виды истины

1

§22

59

Истина и заблуждение

1

§22

60

Миф и познание мира

1

Мифы и легенды калмыцкого народа

§23

61

Народная мудрость и здравый смысл

1

§23

62

Познание средствами искусства

1

§23

63

Особенности и уровни научного познания. Методы научного познания

1

§24

64

Дифференциация и интеграция научного знания

1

§24

65

Основные принципы научного социального познания

1

§25

66

Виды социальных знаний. Проблемы социальных наук

1

§25

67

Сознание индивидуальное и общественное

1

§26

68

Теоретическое и обыденное сознание

1

§26

69

Самосознание и самопознание. Роль самооценки в формировании личности

1

§27

70

Развитие самопознания и формирование личности

1

§27

71

Зачет по теме «Сознание и познание»

1

Обзор

§21-27

Тема 5. Личность и межличностные отношения (33 ч)

72

Понятие «личность»

1

§28

73

Индивид и индивидуальность

1

§28

74

Структура личности

1

§28

75

Периодизация развития личности

1

§29

76

Возраст и становление внутреннего мира

1

§29

77

Социальное поведение. Структура направленности личности

1

§30

78

Жизненные цели. Социальные установки

1

§30

79

Коммуникация или общение. Средства общения

1

§31

80

Невербальное общение

1

§31

81

Особенности общения в современном мире

1

§31

82

Две стороны взаимодействия

1

§32

83

Стратегия взаимодействия в процессе общения

1

§32

84

Общение в юношеском возрасте

1

§32

85

Общение как понимание

1

§33

86

Как происходит восприятие

1

§33

87

Стереотипы и «эффекты восприятия»

1

§33

88

Малые группы. Классификация малых групп

1

§34

89

Референтные группы. Интеграция в группах разного уровня развития

1

§34

90

Межличностная совместимость

1

§35

91

Групповая сплоченность. Конформность

1

§35

92

Положение личности в группе

1

§36

93

Лидерские роли, стили лидерства. Взаимоотношения в ученических коллективах

1

§36

94

Особенности семьи как малой группы. Психология семейных отношений

1

§37

95

Гендерное поведение. Воспитание в семье

1

§37

96

Неформальные молодежные группы. Криминализация в асоциальных группах

1

§38

97

Антисоциальная субкультура. Опасность криминальных групп

1

§38

98

Структура и динамика межличностного конфликта

1

§39

99

Поведение личности в конфликте

1

§39

100

Как успешно разрешать конфликты?

1

§39

101

Зачет по теме «Личность. Межличностные отношения»

1

Обзор

§28-39

102

Повторение и обобщение по курсу

1

Краткое повторение изученного материала

Всего

102


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...