Разработки уроков по обществознанию
презентация к уроку по обществознанию (8 класс)

Рындина Ирина Павловна

В данном разделе содержатся разработки уроков по обществознанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рындина Ирина Павловна, к.и.н.

учитель истории и обществознания

МБОУ «Бичурская СОШ №4»

Технологическая карта урока

Предмет  обществознание

Класс 8

Тип урока комбинированный

Тема

Мораль

Цель

сформировать представление о морали как общепринятой норме поведения, создать условия для формирования представлений о понятиях: «мораль», «нравственность», «добро», «зло».

Задачи

обучающиеся смогут дать определение понятиям «мораль», «нравственность».  смогут высказывать свою точку зрения и аргументировать свою позицию, управлять своей деятельностью, работать с различными источниками информации (учебник, словарь, собственный опыт), обобщать, устанавливать аналогии, сотрудничать в группе,

смогут определять границы собственного знания и незнания.

Формируемые УУД

Личностные УУД:  нравственно-этическая ориентация (знание моральных норм, умение  выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми нормами),   оценивание усваиваемого содержания

Регулятивные УУД: целеполагание и планирование, оценка — выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Коммуникативные УУД: постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи

Познавательные УУД: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; определение основной и второстепенной информации, логические –  выявление отличий, выбор оснований и критериев для сравнения

Основные понятия

 Мораль, нравственность, моральный поступок,  нравственные ценности, «золотое правило нравственности», нравственный и безнравственный человек.

Ресурсы:

Обществознание. Учебник для общеобразовательных учреждений. 8 класс . под ред. Л.Н. Боголюбова.- М., 2014 г.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 2010 г.

Компьютер, мультимедиа проектор.

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные,

УУД

Организационный момент

Создает рабочий настрой через приветствие.

Просит разделиться на группы

Приветствуют учителя.

Делятся на 2 группы на 5 человек.

Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Прошу вас сесть по группам.

Личностные: положительный настрой на урок. Познавательные: осознают познавательную задачу.

 Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Актуализация знаний  по предыдущей теме «Основные элементы духовной сферы жизни общества»

Просит изучить карточки, лежащие на столах, разделить их на блоки по какому либо признаку, и обосновать свое решение

Просит вспомнить основные элементы духовной сферы жизни общества и дать им развернутое описание.

Работают в группе. На столах лежит раздаточный материал с информацией по теме урока. (карточки  с картинками  по блокам: Искусство, Религия, Наука и др.)

Вспоминают что такое духовная сфера жизни общества,  и каковы ее основные элементы. Называют их и дают развернутое описание.

Рассмотрите карточки. Объедините их в блоки. Аргументируйте свой ответ.

Охарактеризуйте такие элементы духовной сферы жизни общества как наука, религия, искусство.

знать  значение понятий религия, наука, искусство. Соотносить их с  духовной сферой жизни общества

Регулятивные оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено  и

что еще нужно усвоить

Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению; умение работать в группе

Обращает внимание на «лишние» карточки

Работают в группах. Рассматривают  «лишние» карточки.

Изучите лишние изображения, не подходящие  ни в один блок.

Можно ли их объединить в группу? Если да, то как  назвать эту группу карточек?

Просит найти общее, объединяющее все изображения.  

Находят общую тему – «что такое хорошо и что такое плохо»

Найдите общую тему, или понятие объединяющее эти изображения

Подготовка к изучению новых знаний,  постановка учебной задачи

Предлагает сформулировать тему урока.

Формулируют тему урока -  Мораль

Как вы считаете, о чем сегодня пойдет речь? Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

Предметные: формулировать собственное определение  понятия «мораль» («нравственность»)

Уметь - искать, анализировать, оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о  явлениях, определять и аргументировать  своё 

отношение к ней.

Познавательные УУД: актуализация своего жизненного опыта; выделение проблемы.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника;

умение давать ответы на вопросы.

Умение работать в паре.

Выводит тему урока на слайд и просит записать ее  в тетрадь.

Записывают тему укора в тетрадь

Откройте тетради, запишите тему урока

Предлагает определить цель работы на уроке

Определяют цель изучения данной темы  - сформировать представление о морали как общепринятой норме поведения

Исходя из темы  урока, сформулируйте  цель нашего занятия

Работа над новой темой, открытие нового знания

Предлагает подобрать слова ассоциации с понятием  «мораль» и самостоятельно сформулировать  определение.

Составляют кластер

Формулируют собственное определение понятия мораль

Какие ассоциации у вас возникают со словом мораль? Давайте составим кластер. Пусть каждый подумает о собственном понимании морали и попробует найти ключевые термины, характеризующие  явление.

Предлагает сравнить свое определение понятия «мораль» с тем, которое дается в словаре Ожегова и  в учебнике.

Находят определение морали в словаре Ожегова и в учебнике.

Давайте посмотрим, какое определение дается в словаре Ожегова и в учебнике.

Формулирует задание

Записывают определение морали в тетрадь

«Мораль – особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости»

Запишите определение морали в тетрадь

Напоминает обучающимся «Золотое правило морали»

Приводят примеры – не убий, не укради, почитай старших, заботься о младших

Приводят золотое правило морали :  «Не делай другому того,  чего себе не желаешь»

О каких именно духовных правилах сказано в определении. Приведите примеры

Можно ли все эти правила  выразить  в одной фразе?

Обращает внимание на слайд, где выведены синонимичные правила морали буддизма, даосизма, конфуцианства, иудаизма,

Христианства.

Читают высказывания мудрецов древности.

Высказывают свое мнение.

Формулируют вывод о том что моральные нормы похожи  у всех народов и религий, т.е  они являются общечеловеческими.

Какой вывод можно сделать на основе этих цитат?

Обращает внимание обучающихся на сходство понятий мораль и нравственность. Предлагает прочитать определение нравственности в словаре и определить разницу между ними.

Читают определения понятия «нравственность»  в словарях и учебнике

Высказывают свое мнение

В некоторых определениях  мораль   по смыслу приравнивается к нравственности. Как выдумаете это одно и тоже?  Обоснуйте свой ответ.

Записывают  определение нравственности в тетрадь «Нравственность – это внутренняя установка человека поступать согласно своей совести и воле»

Запишите определение нравственности в тетрадь

Предлагает прочитать народные пословицы со слайда и ответить на вопросы

Делают вывод о том, что люди  бывают высокоравственными  и безнравственными.

Ребята, перед вами пословицы и поговорки, отражающие нравы людей.

«Человек человеку волк», «Не обманешь – не продашь», «Лучше свой кусок, чем чужой пирог». «Добро наживай, а худое избывай», «Своя рубашка ближе к телу» и др.

Как вы из понимаете?  

Можно ли их сгруппировать?

Формулирует задания  для работы в парах

Работают в парах, записывают качества высоконравственного человека на шаблонах.

Называют качества, выходят по цепочке к доске и прикрепляют  свои шаблоны  к силуэту человека.

Работая в парах, напишите  черты или  качества высокоморального нравственного человека на шаблонах.

По цепочке назовите качества, которые вы записали и прикрепите шаблон к силуэту человека на доске.

Подводит обучающихся к  выводу.  

Формулируют  вывод.

Подведем итог, какого же человека мы называем высоконравственным?

Закрепление и повторение изученного материала.

Организует закрепление изученного материала

Распределяют предложенные поступки человека на нравственные и безнравственные (защищать Родину,  заниматься благотворительностью,  любить труд,  быть честным, дарить добро, оклеветать человека, воровать, лгать, таить злобу, совершить подлость, найти телефон, почистить картошку)

А себя вы считаете  нравственным человеком?

Давайте попробуем научиться  поступать хорошо, с точки зрения морали.

Распределите  гипотетические поступки человека на нравственные и безнравственные.

 Давать определение понятиям «мораль», нравственность»,

Познавательные УУД: умение привлекать собственный жизненный опыт  Умение выделять нужную информацию из текста.

Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи

Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность.

Находят нейтральные поступки: найти телефон, почистить картошку

Приводят примеры.

При каких условиях нейтральные  поступки будет нравственными?

 Приведите примеры из собственной жизни

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение.

Давайте охарактеризуем, что такое мораль, нравственность. Какого человека мы называем высокоморальным?

Рефлексия.

Организует

самопроверку взаимопроверку;

Проводят самопроверку взаимопроверку

Пожалуйста, оцените свою работу на уроке, заполнив лист оценивания.

Обменяйтесь листами оценивания с соседом по парте и проведите взаимопроверку.

Освоение социальных норм, правил поведения.

Регулятивные Оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика Личностные:  нравственно-этическая ориентация,  оценивание усваиваемого содержания

Итоги урока, домашнее задание

Проводит итоговое оценивание

Дает комментарий к домашнему заданию;

Записывают в дневники домашнее задание

Запишите домашнее задание:
§ 5, стр.37-41,  задание 2 на  стр. 44 письменно



Предварительный просмотр:

Конспект  урока

педагог (ФИО)   Рындина Ирина павловна

школа МБОУ «Бичурская СОШ №4»

Предмет__обществознание________________________Класс___8_________

Тема урока_Мораль__

УМК: Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.М.: Просвещение, 2012 г. Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 8 класс. Поурочные разработки. М.: Просвещение, 2010г. О. А. Котова , Т.Е. Лискова.

Целеполагающие задачи:

  • предметные: обучающиеся смогут дать определение понятиям «мораль», «нравственность».
  • метапредметные: обучающиеся смогут высказывать свою точку зрения и аргументировать свою позицию, управлять своей деятельностью, работать с информацией, обобщать, устанавливать аналогии, сотрудничать в группе.
  • личностные: обучающиеся смогут определять границы собственного знания и незнания.

Ход урока:

ОРГМОМЕНТ

Учитель.

Обучающиеся работают в группе. На столах лежит раздаточный материал с информацией по теме урока. (карточки   по блокам: Искусство, Религия, Наука, ) (слайд)

Упражнение: Внимательно изучите карточки, разделите их на группы и обоснуйте свое решение.

Обучающиеся делают вывод: Изучают карточки. Обсуждают в группе. Аргументируют свой ответ.

Упражнение: Найдите «лишние» карточки. Можно ли их объединить в группу? Если да, то как  назвать эту группу карточек?

Обучающиеся делают вывод: Изучают карточки. Обсуждают в группе. Аргументируют свой ответ.  – «Мораль»

Упражнение: Как вы считаете, о чем сегодня пойдет речь? Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

Обучающиеся формулируют тему урока. О Морали (слайд)

Учитель подводит итог: Да, сегодня мы поведем разговор о морали.

- Откройте тетради, запишите тему урока “Мораль”. (Записывают тему урока в тетради) (слайд)

Зачем, с какой целью мы будем изучать эту тему?

Цель – сформировать представление о морали как общепринятой норме поведения

Учитель. Какие ассоциации у вас возникают со словом мораль? Давайте составим кластер. Пусть каждый подумает о собственном понимании морали и попробует найти ключевые термины, характеризующие это чувство (хорошее, доброе, правильное).

Обучающиеся: Высказывают свои ассоциации: хорошее, доброе, составляют кластер

Учитель. Давайте посмотрим, какое определение дается в словаре

Обучающиеся: читают определения морали в словарях.

Учитель. А как раскрывается это слово в учебнике?

Мораль – особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости. (слайд)

Обучающиеся: записывают определение в тетрадь.

Учитель:  О каких именно духовных правилах сказано в определении. Приведите примеры

Обучающиеся:  приводят примеры – не убий, не укради, почитай старших, заботься о младших.

Учитель.  Можно ли все эти правила  выразить  в одной фразе?

Обучающиеся:  «Не делай другому того,  чего себе не желаешь»

Вывод ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОРАЛИ!

В различных религиях и культурах существуют синонимичные  правила

В буддизме существует принцип: «Не делай другим того, что считаешь злом».

В даосизме: «Считай прибыль ближнего своей прибылью, его потерю — своей потерей».

В индуизме: «Не делай другим того, что причинило бы боль тебе». В исламе:

«Нельзя назвать верующим того, кто не желает сестре или брату своему того же, чего желает себе».

В иудаизме: «Что ненавистно тебе, не делай другому».

В христианстве: «Делай другим то, что хотел бы, чтобы они делали тебе».

Учитель. Какой вывод можно сделать из данных высказываний?

Обучающиеся: Делают вывод – моральные нормы похожи  у всех народов и религий,

Т.е  они являются общечеловеческими.

Но только ли по отношению к человеку  к другим людям применимы правила морали?   А по отношению  к чему можно применить  моральные нормы?

Учитель  прочитайте еще раз определение морали и поясните, каким образом  мораль регулирует  отношения человека к окружающей среде? Давайте сформулируем эти правила

Обучающиеся: заботься о животных,  береги природу,  бережно относить к окружающей среде -   люби свою родину!

Человек  который любит свою Родину – патриот.

Вывод Морально поступать нужно не только  по отношению к людям но и по отношению к своей Родине.

Учитель. В некоторых определениях  мораль   по смыслу приравнивается к нравственности. Как выдумаете это одно и тоже?  Обоснуйте свой ответ.

Обучающиеся: высказывают свое мнение.

Учитель. Давайте посмотрим, какое определение нравственности дается в словаре и учебнике.

Обучающиеся: читают определения нравственности  в словарях и учебнике, записывают  в тетрадь.  Нравственность – это внутренняя установка человека поступать согласно своей совести и воле. (слайд)

Закрепление

Учитель.  Ребята, перед вами пословицы и поговорки, отражающие нравы людей.

«Человек человеку волк», «Не обманешь – не продашь», «Лучше свой кусок, чем чужой пирог». «Добро наживай, а худое избывай», «Своя рубашка ближе к телу»,

 Как вы из понимаете?  Можно ли их сгруппировать?

Обучающиеся: делают вывод о том, что люди  бывают нравственным и безнравственными.

Учитель.  Какого человека мы называем высоконравственным?

Задание: работая в парах составьте черты, качества высокоморального нравственного человека..

- Каждая пара предложит черту, которая должна принадлежать нравственному человеку.

Для этого у каждого на парте лежит лепесток ромашки. Запишите характеристику этого человека. (Милосердие, совестливый, добрый, честный, справедливый, благородный, порядочный, бескорыстный, честность, воспитанность, ответственность, доброжелательность, почтительность, законопослушание)

(Работают с ромашкой, каждая пара записывает характеристику высоконравственного человека на лепесток ромашки и приклеивает  на основу

А себя вы считаете  нравственным человеком?

Давайте попробуем научить  поступать хорошо с точки зрения морали

ХОРОШО

ПЛОХО

защищать Родину,  заниматься благотворительностью,  любить труд,  быть честным, дарить добро, оклеветать человека, воровать, лгать, таить злобу, совершить подлость, найти телефон, почистить картошку

По какому принципу делили? Что является лишним? (чистить картошку и найти телефон). При каких условиях этот поступок будет нравственным?

Рефлексия

Лист оценивания

Собственная оценка

Оценка  в паре

Оценка учителя

Домашнее задание:
§ 5, стр.37-41,  задание 2 на  стр. 44 письменно


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Идеалы подобны звездам в небе: мы никогда не можем их достичь, но, как мореходы в плавании, ориентируемся по ним в жизни » Древняя мудрость

Слайд 2

Основные элементы духовной сферы жизни общества НАУКА РЕЛИГИЯ ИСКУССТВО

Слайд 4

тЕМА УРОКА «Мораль» Ц ель - сформировать представление о морали как общепринятой норме поведения

Слайд 5

Мораль – особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости

Слайд 6

Золотое правило морали: Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

Слайд 7

Будда : «Не делай другим того, что сам считаешь злом». Моисей : «Итак во всем: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Мухаммед : «Никто не может считаться верующим, пока он не желает для своего брата того же, что желает для себя». Конфуций : «Не делай другим того, чего себе не желаешь ». Матфей : «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» (7:12).

Слайд 9

МОРАЛЬ НРАВСТВЕННОСТЬ = ≠ НРАВСТВЕННОСТЬ – ВНУТРЕННЯЯ УСТАНОВКА ЧЕЛОВЕКА ПОСТУПАТЬ СОГЛАСНО СВОЕЙ СОВЕСТИ И ВОЛЕ. ?

Слайд 10

Человек человеку волк Лучше свой кусок, чем чужой пирог Не обманешь - не продашь Добро наживай, а худое избывай Своя рубашка ближе к телу Д обрым быть – долго жить

Слайд 11

Нравственный человек… Какой он? добрый, честный, воспитанный, ответственный, бескорыстный, порядочный, справедливый…

Слайд 12

Ч то такое хорошо? и Что такое плохо? защищать Родину; заниматься благотворительностью; быть честным; творить добро; оклеветать человека; воровать; найти телефон; любить труд ; лгать; таить злобу; совершить подлость; почистить картошку

Слайд 13

Твори добро, чтобы любя, Добро тебя нашло. Зла не верши, чтоб и тебя Не погубило зло.

Слайд 14

Самооценка Оценка в паре Оценка учителя Оценивание за работу на уроке

Слайд 15

Домашнее задание: § 5, стр.37-41 задание 2 на стр. 44 (письменно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по обществознанию в 9 классе "Турнир знатоков"

Предлагаемый урок является повторительно-обобщающим по курсу общестовознание. Форма - турнир....

Разработка урока по обществознанию в 9 классе "Правовые основы семьи и брака"

Разработка урока включает электронную презентацию, опорные схемы....

Разработка урока по обществознанию Права и обязанности человека и гражданина

Разработка урока по обществознанию по теме: Права и обязанности граждан. В работу включены: ход урока, презентация, задания и лист самоконтроля учащегося....

Методическая разработка урока по обществознанию "Молодежь в современном обществе", 11 класс."

Открытый урок для окружной недели педагогического мастерства....

Разработка урока по обществознанию для 8 класса "Ты будущий избиратель"

Урок дает представление обучающимся 8 класса о системе выборов в нашем государстве, в форме ролевой игры пройти все этапы выборов. Вызвать у учащихся интерес к выборам как краеугольному институту...

Разработка урока по обществознанию "Семьёй дорожить - счастливым быть".

Цель: развитие у учащихся критического мышления в процессе работы с адаптированными источниками социальной информации и определения собственной позиции. Задачи: Показать роль семьи в жизни каждого...

Методическая Разработка Урока по Обществознанию

Открытый урок по теме "Цивилизация России" с использованием методов интерактивного обучения, дискуссии...