Методическая разработка по обществознанию в 6 классе "Семьей дорожить-счастливым быть"
методическая разработка по обществознанию (6 класс)

Учащиеся осваивают понятие "семья", рассматривают виды семей, обязанности членов семей, значение семьи в жизни человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semey_dorozhit-_schastlivym_byt.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Концептуальная цель: развитие социально – компетентной личности

Тема урока: Семьей дорожить – счастливым быть.

Стратегическая цель: развитие у учащихся критического мышления в процессе работы с адаптированными источниками социальной информации и определения собственной позиции

Задачи:

  1. Показать роль семьи в жизни каждого отдельного человека и общества, а так же нравственную ценность семейных отношений.
  2. Развивать личностные качества учащихся и навыки познавательной, практической деятельности с использованием компьютерных технологий (владение различными видами публичных выступлений, использование элементов причинно- следственного анализа, исследование несложных реальных связей и зависимостей, анализ изучаемого объекта, поиск и извлечение информации по заданной теме в адаптированных источниках, перевод информации из одной знаковой системы в другую, оценка своих учебных достижений и поведения для корректировки)
  3. Содействовать воспитанию гражданственности и патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей

УМК: программа по обществознанию 5-9 кл. для общеобразовательных школ Л.Н. Боголюбова и Л.Ф. Ивановой, учебник «Введение в обществознание» 6 кл. под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой.

Тип урока: объяснение нового материала

Методы обучения: информационно- коммуникационные, эвристические, игровые, проектные

Способы обучения: фронтальные, групповые

Оборудование: Медиапроектор, компьютер, дидактические карточки

Предварительные индивидуальные проектные задания:

  1. Ты пригласила на свое день рождение 8 друзей. Составь меню и рассчитай стоимость праздничного обеда.
  2. Составь презентацию с загадками «Роль техники в быту»
  3. Обсуди с родителями и составь «Правила ведения хозяйства»
  4. Перечисли и напиши домочадцев (Свекровь, золовка, невестка, тесть, сват, сватья, деверь, сноха и др.)
  5. Подготовь сообщение «Большуха»
  6. Подбери и выучи стихотворение о семье.
  7. Составь свою родословную и расскажи.

Информационные ресурсы:

  1. http://community.livejournal.com/presentasii/
  2. http://www.pinewoodland.net/anna/ppt_presents.htm 
  3. http://myfamilyschool.narod.ru/myfileslibraryrus.html 
  4. http://schools.perm.ru
  5. http://pedsovet.org
  6. www.nanya.ru
  7.  www.7ya.ru.

Содержание урока

1. Мотивационный этап

Слайд №1

- Здравствуйте, дети! Садитесь. Какое у вас сегодня настроение? А вот я немного волнуюсь, потому что задумала  урок, на котором хочу предложить вам стать  исследователями по теме «Семьей дорожить - счастливым быть». А какой получится урок, зависит от вас и от нашей работы.

- Давайте начнем. Посмотрите, записано слово «исследователь». Что значит исследовать? Идти по следу, исследовать, значит понять, установить истину, получить знания. Попытаемся определить  три – четыре способа умственной деятельности, которые каждому из вас сегодня нужно проявлять (на слайде появляются: думать анализировать, обобщать, наблюдать, творить) Можно я добавлю – быть устремленным. Без устремленности и воли можно забросить дело на полпути.

- Теперь сделаем маленькую паузу, чтобы каждый из вас мысленно сказал себе: «Сегодня мне нужно будет….»  Пауза.

Спасибо! А теперь проведем разминку наших сил и возможностей.

Слайд №2

Упражнение «Презентация мира»

- У меня в руках? Правильно матрешка. Я привезла её в подарок дочери из столицы нашей Родины Москвы. Предлагаю, по - очереди передавая Матрешку друг другу, взглянуть на неё и отыскать в этом предмете весь спектр пользы и ценности для людей, все достоинства и особенности, подумать, с чем ассоциируется у вас тот предмет. И выразить свою мысль одним- двумя предложениями. Так у нас получится устная презентация.

(Матрешка – русская деревянная кукла. Символ России. В восемнадцатом веке имя Матрена было очень распространенным, в его основе лежит латинское имя матрона - знатная женщина. Матрешка - она же «мать» многочисленного семейства, достойная, добрая женщина. Это символ семьи, многодетности. Матрешка – это тепло,  уют в доме, хранительница и оберег. Существует поверье, что если внутрь Матрешки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится. А еще мне кажется, что матрешка напоминает процесс получения знаний. С каждым днем, с каждым уроком мы получаем новые знания и они укладываются в нашей голове, как куклы в матрешке.)

2. Учебно – деятельностный этап

Слайд №3

 Наше исследование мне хотелось бы начать с притчи.

-Притча «Почему одному плохо?»

    Трое маленьких детей было у родителей да одна старшая дочка – помощница. С утра до вечера она нянчилась с младшими детьми: кормила, утешала, умывала. Вечером, когда дети засыпали, девочка помогала маме все постирать да прибрать.

    Однажды пошла девочка за водой на речку и нашла в воде чей – то посох. Вытащила она из речки посох и видит: бабушка по берегу идет.

- Бабушка, не ваш ли это посох? – спросила девочка.

Схватила бабушка посох, обрадовалась:

- Это мой волшебный посох. За то, что нашла его, я тебя награжу. Говори, чего хочешь?

- Больше всего я хочу отдохнуть денек, - ответила девочка.

- Можешь отдыхать сколько хочешь.

     Все закружилось перед глазами девочки, и оказалась она в замке дивной красоты. В каждой комнате были невидимые слуги, которые одевали, поили, кормили. В саду пели птицы. День прошел, второй прошел, заскучала девочка и заплакала:

- Я хочу домой. Там, наверное, без моей помощи пропадают.

- Если домой вернёшься, до конца жизни работать будешь без отдыха,- прозвучал чей-то голос.

- Ну и пусть. В одиночестве человеку и рай – не рай,- сказала девочка.

В то же миг оказалась она дома. Братья и сестренки к ней бросились. Один - кушать просит, другой – попить, третий - поиграть, а девочка и рада.

 Обсуждение.

- А вы бы согласились жить на таком райском острове? Почему девочка не осталась? Почему человеку плохо одному? Сформулируйте вывод одним предложением.

- Человек, не имеющий семьи, чувствует себя одиноким: ему не о ком заботиться и о нем никто не заботится.

  Слайд №4

 Стихотворение Валентина  Берестова читает Марина Н.

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын.

За то, что малыш.

За то, что растешь.

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца своих дней

Останется тайной опорой твоей.  

- Так что является опорой в нашей жизни?

Видеоклип «Губки бантиком»

- Действительно, если мама с папой рядом, то и незачем реветь.

Слайд №5

-  Давайте поразмышляем, какую роль играет семья не только в жизни каждого человека, но общества, государства и даже целого мира на примере двух семей.

Слайд №6

- Адольф Гитлер? Что вы можете рассказать о нем?

       Чудовище, психопат и убийца людей. Гитлер, фашистский диктатор, начавший войну, в которую было втянуто 61 государство, войну, которая унесла около 50 миллионов  людей. Диктатор, основавший 14 тысяч концентрационных лагерей.

Слайд №7

В какой же семье вырос такой человек?

        Отец Гитлера Алоис был садистом, который избивал свою собаку  до тех пор, пока она не мочилась на ковре. Алоис Гитлер бил также своих детей и жену. В своей книге «Майн кампф» фюрер рассказывает, что родители хотели сделать и из него образованного человека, а он мечтал стать художником. Учился он плохо, педагогов называл обезьянами и тупицами. Он пытался учиться в двух реальных училищах, но так ни одно не закончил. Гитлер любил смотреть фильмы о смерти, казнях. Он вырос грубым и неотесанным, бил свою сестру. Основы насилия были заложены в семье. Наверное, не зря  Гитлер побоялся предстать перед судом за свои злодеяния и покончил жизнь самоубийством.

  • Словарик урока:

Садист – человек, склонный к насилию и получающий удовольствие от унижения и мучения других.

Фюрер- вождь, лидер

Слайд №8

 - А что вы можете сказать об этом человеке?

        Зоя Космодемьянская – юная партизанка, приняла мученическую смерть от фашистов в 1941 году, ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Первая женщина, восемнадцатилетняя  девочка, получившая такое звание. В какой же семье выросла легендарная Зоя?

       Короткая, но яркая биография вмещается в несколько строчек. Родилась 13 сентября 1923 года в селе Осиновые Тамбовской области. Мать, Любовь Тимофеевна, учительствовала в школе, отец, Анатолий Петрович, тоже учитель. Люди одаренные, сильные духом и верные своему долгу и новой советской власти. Вскоре у них родился сын Александр. На трудные годы выпало детство Зои и Шуры. Страна еще не оправилась после гражданской войны. Не хватало хлеба, одежды, обуви. Зоя и Шура хорошо учились в школе. Когда умер отец Зои, мама одна воспитывала детей. Семья переезжает в Москву. Зоя переходит в 10-й класс, а через несколько дней началась война.

 Слайд №9

        Зоя добровольно вступает в партизанский отряд разведчицей. При выполнении одного из заданий около села Петрищево, что под Москвой Зоя была схвачена фашистами и повергнута жестоким пыткам. Её избивали солдатскими ремнями, босую вывели на мороз и водили по снегу всю ночь. Измученную, с отмороженными руками  и ногами Зою привели к виселице. Фашисты фотографировали такие изуверства. В последние секунды жизни, собрав силы, Зоя громко закричала: «Эй, Товарищи! Будьте смелее, бейте фашистов. Мне не страшно умирать, товарищи. Это счастье - умереть за свой народ!». Долгое время фашисты не разрешали снимать труп и издевались над телом партизанки. Именем  Зои названа одна из планет. Брат Александр, узнав о смерти сестры, после окончания танкового училища ушел на фронт. В 1945 году под Кенигсбергом, гвардии старший лейтенант танкист Александр пал смертью храбрых. Посмертно ему, как и сестре, присвоено звание Герой Советского Союза.

Слайд №10

- Две семьи, и какие разные дети. Мне хотелось бы услышать ваши мысли, ваши выводы.

- Ученые историки утверждают, что семья Гитлера была крайне не благополучной, что именно обстановка в семье повлияла на формирование характера Гитлера и заложила предпосылки к тому, он стал одним из самых ужасных тиранов 20 века.

    Любовь Тимофеевна Космодемьянская вырастила двух Героев Советского союза, воспитывая детей она заложила в них верность и любовь к Отчизне. О своих детях она написала книгу «Зоя и Шура», чтобы вы  читали и помнили о героях.

Вот так одна семья может воспитать убийцу, который перевернул весь мир, а другая героев, которые, не раздумывая, отдали жизнь за свою страну, за свое государство. В хорошей семье, хорошие дети растут.

Слайд №11

Все семьи разные. Вы тоже писали сочинение о своей семье. Вот только некоторые выдержки:

  • Наша семья необыкновенная
  • В нашем доме  тепло и уютно, мы всегда помогаем друг другу.
  • Мы любим справлять разные праздники семьей. Играем в «Русское лото». Вот такая у меня семья добрая и веселая.
  • Но все равно я люблю свою семью, не смотря ни на что, и мне кажется, что моя семья самая лучшая.
  • А наша семья самая большая, 10 человек.
  • Наша семья лучше всех, я люблю свою семью, особенно маму, только жаль, что с нами нет папы.
  • Вот такая наша семья дружная.

- Артем М. составил свою родословную. Давайте его послушаем.

Слайд №12

- В Конституции РФ записано, что семья находится под защитой государства. В нашей стране приняты  законы, которые помогают многодетным семьям, молодым семьям, малоимущим семьям. Работают государственные программы, фонды и центры социальной помощи.  В России принят Семейный кодекс РФ, который регулирует семейные отношения

  • Словарик урока:

Кодекс –  (в переводе с лат. «книга») закон, регулирующий какую – либо отрасль.

Слайд №13

- Главная особенность семьи – чувство любви и привязанности, объединяющее её членов. Семьи, в которых живут родители и дети называют двухпоколенными, а если в семье живут еще бабушки и дедушки, такие семьи называют трехпоколенными.

- А как называют семью, в которой живут еще и прабабушки и прадедушки? (четырехпоколенная)

- О домочадцах нам расскажет Илья Т.

Домочадцы- члены семьи, а так же их родственники, живущие с ними.

Свекровь – мать мужа

Свекор – мужнин отец

Золовка – сестра мужа

Тесть-отец жены

Теща – мать жены

Невестка – жена брата, жена сына

Сват – отец жениха или невесты по отношению к родителям второго супруга

Сватья – мать жениха или невесты по отношению к родителям второго супруга

Деверь – брат мужа

- В книге «Лад» писатель Василий Белов рассказывая о сельской семье, упоминает о «большухе». Давайте послушаем Лизу Ф.

Все руководство домашним хозяйством держала в руках Большуха – женщина, жена и мать. Она ведала ключами от всего дома, вела учет сену, соломе, муке. Под её неусыпным надзором находилось все, что связано с питанием семьи: соблюдение постов, выпечка хлеба  и пирогов, стол праздничный и стол будничный, забота о белье и ремонте одежды, баня и многое другое.

 Слайд №14

- притча «Витязь на распутье»

      Случилось это в Третьяковской галерее. Вероятно, многим из вас известна картина русского живописца Виктора Михайловича Васнецова (1848 – 1926) «Витязь на распутье». Заросло бурьяном древнее поле. Черный ворон зловеще летает. Вокруг тлеют кости. Перед витязем камень: «Направо пойдёшь – коня потеряешь, налево пойдёшь – сам пропадешь, прямо отправишься – вместе с конём погибнешь»  Одинокой воин, сидя на коне и опустив копье, задумчиво читает надпись и решает, что делать, какой путь выбрать.

 «А ты как бы поступил?»- спросил седовласый дедушка у своего пятилетнего внука, когда они стояли перед этой знаменитой картиной.

  «Повернул бы назад и помчался бы прямо домой!»- не задумываясь, ответил внук. Вряд ли стоит осуждать мальчика, за то, что он захотел вернуться домой.

- От чего зависит, чтобы дом стал для каждого члена семьи местом, где всем тепло и уютно?

Слайд №15

Задание 

- игра  «Репка»

За основу  сюжета игры берется сказка «Репка». Сюжет сказки остается без изменений, только должно выполнять следующее условие: бабушка, внучка, Жучка, кошка и мышка не спешат дедушке на помощь. При этом объясняют, почему они так поступают. А дедушке необходимо их уговорить, аргументируя, зачем нужно выдернуть репку. Детям раздаются роли.

- Вам никого не напоминают герои нашей сказки? Очень часто мы не откликаемся на призыв о помощи наших близких, тем  самым, огорчая их.

      Надо помнить, что совместный труд и ведение хозяйства помогают создать в семье теплые, дружественные отношения. В своих сочинениях вы написали о том, как распределены обязанности в ваших семьях и я очень рада, что вы помогаете своим родителям. Помните: от труда всех членов семьи зависит её благополучие. Жизнь учит, если ничего не умеешь, то ничего не имеешь. Важно облегчить домашний труд, сделать жизнь  комфортней. В этом нам помогают полезные предметы и бытовая техника.

- Свою презентацию с загадками нам покажет Сережа Ф.

Слайд №16

- Для нас с вами теперь норма: красивая и удобная мебель, телефоны, холодильники, телевизоры.

Слайд №17

- Все это нам необходимо, но каких- то еще сто лет назад нашим родственникам было тепло, уютно и комфортно в простой русской избе. А это лишний раз доказывает, что главное в семье теплые добрые отношения.

Слайд №18

Динамическая пауза клип «А ты меня любишь?»

- Вы прекрасно помните старуху из сказки А.С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке» и кота Матроскина из мультфильма «Каникулы в Простоквашино» Они заботились о своём хозяйстве. В чем разница?

  • Словарик урока:

Человека старательного, усердного  в исполнении домашних дел, разумно бережливого называют рачительным хозяином.

- Рачительный хозяин учитывает доходы и рассчитывает  расходы, заботится о порядке в доме. Настоящий хозяин всегда соизмеряет свои желания с  имеющимися возможностями семьи, чтобы не оказаться у разбитого корыта.

Слайд №19

- Настоящий хозяин бережет свой дом.

Стихотворение  Александра Роскова читает Марина Н.

Без хозяина дом – сирота,

И глядит сиротой на дорогу,

В каждой раме стоит пустота,

А за ней полумрак и тревога.

Дом и с фланга, и с тыла зарос

Лопухами, крапивой и дудкой,

Где хозяин сидел с самокруткой,

Там  ступени гнилые вразброс.

На завалинке нету кота-

Атрибута  добра и уюта.

Жизнь у дома повернута круто,

Без хозяина он – сирота.

Слайд №20

-С древнейших времен на Руси составлялись сборники правил, советов и наставлений о том, как вести хозяйство и как вести себя.

Великий князь Владимир Мономах (1053- 1125 гг) написал «Поучение детям», в котором дает советы. А с XVI века на Руси был очень популярен свод житейских правил и наставлений «Домострой» составленный священником Сильвестром.  

- Вспомним, что мы сегодня исследователи. Давайте поработаем с этими историческими документами.

Задание в группах:

Карточки:

Прочитайте и выберите, на ваш взгляд, 5 самых важных правил, которые нужны и сегодня в домашнем хозяйстве. Измени, если потребуется,  эти правила на современный лад.

 Из «Поучения Владимира Мономаха своим детям» (XII век)

  • В дому своем не ленитесь, чтоб не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим.
  • Остерегайтесь лжи и пьянства - от этого погибает душа и тело.
  • А куда не пойдете, где не остановитесь, везде напойте и накормите просящего.
  • Больше всего чтите гостей, если не можете одарить его, то угостите едой и питьем.
  • Больного посетите, мертвого проводите, ведь все мы смертны.
  • Что знаете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.
  • Ни единого человека не пропустите, не поприветствовав  его и не одарив его добрым словом.
  • Жену свою любите, но не давайте ей над собой власти.
  • Весь порядок в дому, отрок мой, сам устанавливай, и сам порядок содержи, как я делал.

Из  сборника поучений священника Сильвестра («Домострой» XVI век)

  • И всякую бы еству, и мясную и грибную, жена сама бы знала и умела бы сделать
  • Муж ли придет или гости всегда бы за рукоделием сидела жена. То ей честь и слава и мужу похвала.
  • Стол, блюда, ложки и всякие ковши, воды согрев с утра, перемыти и вытерьти и высушить. А после обеда и вечерни также.
  • Изба, и стены, и лавки, и скамьи, и пол, и окна, и в сенях и на крыльце- вымыть и вытереть, и вымести и выскресть- чтоб всегда было бы чисто.
  • А если только жены или сыны не слушают и не внимают, и не боитца – надо плетью постегать, но побить не перед людьми, а наедине.
  • А про всяку вину по уху не бити, ни кулаком, ни пинком, ни посохом, а то многие болезни могут приключиться. А плетью бережно бити: и разумно и больно и страшно.
  • Огород и сад вести.
  • А житницах был бы всякий запас и всякое жито: рожь, овес и пшеница и не сгноено и не затхло бы.
  • А всему бы была мера и счет: сколько чево привезут – записати, сколько чево отдаст в расход  или займы, тоже записати.

Слайд № 21

- В этих исторических документах основа экономики. В переводе с греческого «ойкос» - дом, «номос» - правило, закон.

  • Словарик урока:

Экономика –  1. правила ведения хозяйства.

                        2. наука о развитии  хозяйства.

Запасы средств, используемые для ведения хозяйства, называются ресурсами семьи.

- Ресурсы семьи, как правило, ограниченны, их не всегда достаточно для удовлетворения потребностей. Ученые утверждают, что семейное хозяйство нужно вести по правилам. Это позволяет экономить семейные ресурсы.

- С правилами ведения домашнего хозяйства нас познакомит Сережа. Семья у них большая 10 человек.

- Пример бережного расходования денежных сред нам предложит Алина К. (Меню праздничного обеда на 8 человек)

Слайд № 22

- Завершить нашу тему я предлагаю стихотворением, (рассказывает весь класс)

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья- это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья- это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

3.Рефлексивный этап

Слайд № 23

- Итак, давайте подведем итоги урока. Сегодня на уроке мы думали, анализировали, наблюдали, обобщали.

- Скажите, получилось ли у вас быть исследователями. Что вам помогло в этом? (быть устремленным и трудолюбивым)

А что мешало? (неумение рассуждать, плохое чтение, плохая память) Нам есть над чем работать на следующих уроках.

- Тема нашего урока  «Семьей дорожить – счастливым быть» Как вы понимаете эту пословицу?

- Что я извлек с сегодняшнего урока?

- Домашнее задание на выбор:

  1. найдите и выпишите пословицы и поговорки о ведении домашнего хозяйства.
  2. найдите высказывания известных людей о семье
  3. составьте свою родословную

-Я с радостью хочу  сообщить ваши оценки.

- Спасибо вам, вы очень помогли мне провести этот урок. Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обществознания, 6 класс "Быть гражданином"

Программа курса "Обществознание" Л.Н.Боголюбова...

Методическая разработка для руководителей волонтерских объединений "Если хочешь быть здоров"

 Цель мероприятия: создание условий для формирования установок на ценности здоровья,  здорового образа жизни, чувства ответственности за укрепление и сохранение его,  а также ком...

Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме «Рынок» Автор-составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ школы №476 Санкт-Петербурга Песочина И.А.

На уроке происходит знакомство с видами рынка, законами рынка и проблемами в развитии современных рыночных отношений...

Методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность».

Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятель...

Методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Самообразование».

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по теме "Самообразоание" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятельности учителя и учеников;3) ра...

Методическая разработка урока обществознания в форме круглого стола по обществознанию «Лидеры России» для учащихся 10-11 классов.

Цели урока: Образовательная цель:дать характеристику института  лидерства в современной России,раскрыть понятие «политический лидер»,определить характерные черты лидера,охарактеризова...

Методическая разработка по обществознанию (7-8 класс) на тему: антикоррупционное воспитание обучающихся на уроках обществознания.

На уроках обществознания я стараюсь воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции. В данной методичес...