конспект урока
план-конспект урока по обществознанию (11 класс)

Разенкова Наталья Михайловна

конспект урока обществознания 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroke_konomicheskiy_rost_i_razvitie.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Урок : Экономический рост и развитие

Цели и задачи урока:

1. Раскрыть понятие «экономический рост» и способы измерения этого роста;

2. Показать экстенсивный и интенсивный пути достижения экономического роста;

3. Раскрыть факторы экономического роста;

4. Раскрыть понятие «экономическое развитие»;

5. Охарактеризовать циклический процесс чередования отдельных фаз экономической активности в стране.

Домашнее задание: §3.

Ход урока

Как экономический рост влияет на развитие общества?

Чем экономический рост отличается от экономического развития?

Почему экономика развивается циклами?

Мотивационный этап

Представьте, что Вы стоите перед выбором: сразу после школы поступить в ВУЗ или сначала поработать, чтобы скопить денег и затем поступить в ВУЗ? В это время Вы услышали в новостях сообщение о том, что в стране отмечается экономический рост. Что это значит? Может ли эта информация повлиять на Ваше решение о выборе варианта своей карьеры?

Зафиксировать этот ответ и отметить, что мы еще вернемся к этому вопросу.

1. Экономический рост – это увеличение объемов созданных за определенный период товаров и услуг (увеличение потенциального и реального ВНП), возрастание экономической мощи страны.

Также можно сказать, что экономический рост – это поступательное движение экономики, ее прогресс и развитие.

Следовательно, экономика находится в постоянном движении.

Причины экономического роста заключаются в сложных и противоречивых связях между общественным производством и конечным его предназначением – удовлетворять потребности человека, служить потреблению. Сами экономические потребности человека порождаются производством. Создавая новый продукт и стимулируя потребность в нем, производство формирует условия удовлетворения этих потребностей.

Экономический рост – это количественная сторона развития экономической системы, характеризующаяся расширением ее (системы) масштабов. ЭР определяют как долгосрочную тенденцию увеличения реального выпуска на душу населения. При этом особо выделят равновесный, сбалансированный рост, т. е. такой рост экономки, при котором темпы развития отраслей или секторов экономики внутренне согласованы.

Наиболее распространенная мера экономического роста – это темпы изменения ВНП и ВВП в расчете на душу населения.

Увеличение ВНП за счет более высоких цен текущего периода, т. е. изменение номинального (в ценовом выражении) ВНП, не может рассматриваться как экономический рост!!!

ЭР принято измерять как в абсолютных величинах, так и в относительных (в виде % или коэффициента к величине предшествующего периода).

Абсолютный прирост показывает, насколько уровень текущего периода выше или ниже базисного. Он может иметь положительный или отрицательный знак. Например, если в данном году реальный ВНП составил 120 млрд. р., а в предыдущем 100, то абсолютный прирост как разность последующего и предыдущего уровней ряда динамики составит 20 млн. р.

Темп роста – это отношение последующего уровня к предыдущему или какому-либо другому, принятому за базу сравнения. Темп роста всегда имеет положительный знак.

При темпах роста, меньших 100%, или единицы, получатся отрицательные темпы прироста. Для нашего примера темп роста равен 120%, или 1,2 раза, а темп прироста равен 20%, или 0,2%.

Современный ЭР является переходным процессом от одного устойчивого состояния (доиндустриальные аграрные общества) к другому (постиндустриальные общества с высоким уровнем доходов на душу населения).

Постиндустриальными называют страны, в которых на сферу услуг приходится значительно более половины ВПП.

2. Экстенсивный и интенсивный экономический рост

Экстенсивный рост: рост достигается за счет количественного увеличения ресурса. К экстенсивным факторам роста относятся: увеличение земли, затрат капитала и труда. Эти факторы не связаны с инновациями, с новыми производственными технологиями и технологиями управления, с ростом качества человеческого капитала.

Пути достижения экстенсивного пути:

- увеличение числа занятых работников;

- увеличение объема инвестиций (вложений) при использовании неизменных техники и технологий;

- увеличение объема потребления сырья, материалов, топлива, энергии и других ресурсов.

Интенсивный рост: рост достигается за счет развития и освоения современных достижений науки и техники, увеличения производительности труда, отдачи основных фондов, улучшения использования сырья и материалов (обычно при сочетании всех этих факторов). Интенсивные факторы роста становятся преобладающими.

Пути достижения интенсивного пути:

- использование новейших технологий и принципиально новой техники;

- повышение уровня образования и квалификации работников;

- повышение эффективности использования рабочей силы, капитала, всех экономических ресурсов;

- улучшение организации труда и производства;

- устранение потерь ресурсов (рабочего времени и др.).

В реальной жизни данные типы ЭР в чистом виде не существуют. Как правило, существует их переплетение и взаимодействие. Например, может происходить одновременно и прирост количества рабочей силы, и повышение ее качества или расширение поля производства и совершенствование технической базы производственного процесса.

3. Факторы экономического роста – это те явления и процессы, которые определяют возможности увеличения реального объема производства, повышения эффективности и качества роста.

Основные факторы производстваколичество и качество природных ресурсов, труд (трудовые ресурсы) и капитал.

По способу воздействия на ЭР различают:

1) прямые факторы – это те факторы, которые непосредственно определят физическую способность к экономическому росту.

2) косвенные факторы

В современных условиях важнейшим фактором ЭР является НТП, так как именно он, степень использования его достижений определяют современный тип экономического роста.

Также экономисты особо выделяют НТР – качественный скачок в развитии производительных сил общества, переворот в технике и технологии производства.

Таким образом, НТП и НТР взаимосвязаны и взаимно обусловлены, соотносятся как эволюционная и революционная формы развития материально-технической базы общества.

Постепенно стало формироваться представление об инновационной экономике, в которой проявляется подлинная сила предпринимательского класса.

Инновация – это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии, изделия, организационные формы существования социума, такие, как образование, управления, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.). Внедрение этого новшества дает дополнительную ценность (прибыль, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство).

4. Экономическое развитие не равно экономическому росту. Эк. рост – это составляющая эк. развития.

Экономическое развитие – это процесс, включающий периода роста и спада, количественных и качественных изменений в экономике.

Рост – это положительная динамика экономики.

Спад – это отрицательная динамика как экономики в целом, так и отдельных ее фаз, сфер, секторов, факторов и элементов.

Система показателей для оценки уровня экономического развития:

- общий объем реального ВВП;

- ВВП/ВНП на душу населения;

- отраслевая структура экономики;

- производство основных видов продукции на душу населения;

- уровень и качество жизни населения;

- показатели экономической эффективности.

В рамках Программы развития ООН для характеристики уровня развития человеческого потенциала проводятся специальные расчеты с помощью так называемого индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП): продолжительность жизни (долголетия), уровень образования, уровень жизни.

с. 31.

ИРЧП – это средняя величина от деления суммы всех индексов на три. Основное назначение этого индикатора – показывать, в каком направлении осуществляется развитие в той или иной стране (регионе) и как различаются страны (регионы) в накоплении и развитии человеческого потенциала.

5. Экономические циклы

Экономический цикл – это волнообразные изменения уровней деловой активности, представленные в виде четырехфазной круговой последовательности взаимосвязанных явлений.

Фазы экономического цикла:

1) подъем;

2) рецессия;

3) депрессия;

4) оживление.

Точки экономического цикла:

1) расцвет (высшая точка верхней «полуволны»);

2) кризис (низшая точка нижней «полуволны»);

3) точка перегиба верхней и нижней «полуволны».

Длинные циклы – это периодические колебания, охватывающие длительные периоды времени.Материальной основой периодичности долгосрочных колебаний является обновление основного капитала с длительными сроками службы, само же обновление связано с внедрением в производство новых технологий, материалов, источников сырья и энергии, работников новых профессий.

Русский ученый Н. Д. Кондратьев (1892-1938) обосновал идею множественности циклов и разработал модели циклических коротких (продолжительность 3-3,5 года), торгово-промышленных (средних) циклов (7-11 лет) и больших циклов (48-55 лет).

Для среднесрочных циклов обычно выделяют подъем – пик – спад – дно.

Под влиянием долгосрочных колебаний изменяются краткосрочные циклы. Если они попали на фазу подъема длинной волны, то их собственная фаза подъема удлиняется. Если они оказались на фазе спада длинной волны, то фазы кризиса более растянуты.

6. Причины циклического развития:

- противоречивый характер многообразных сил и факторов, оказывающих воздействие на движение рыночной экономики;

- воздействие реальных факторов (согласно теории реальных экономических циклов): в индустриальных странах это может быть появление новых технологий, изменение цен на сырье. В аграрных странах – урожай или неурожай. Также толчком к переменам могут быт форс-мажорные ситуации (война, революция, стихийные бедствия);

- колебания совокупного спроса;

- изменения, зависящие от смены времен года, в сельском хозяйстве, строительстве, автомобильной промышленности;

- сезонность розничной торговли;

- вековые тенденции экономического развития страны, зависящие от ресурсной базы, численности и структуры населения, правильного управления.

Неравномерность экономического развития – это тенденция развития экономики, связанная с нерегулярны распределением факторов производства и производительных сил.

с. 33, рубрика «Документ»

с. 34-35, задание 1, 2, 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...