Урок обобщения по теме общество 8 кл.
учебно-методический материал по обществознанию (8 класс)

Прокудина Наталья Викторовна

Учитель. В течение всей своей жизни человек стремился познать себя, задавая вопрос Кто Я, Какой Я, каково моё место в обществе?

 Поговорим о том, что волнует, на мой взгляд, всех, поговорим о человеке. Ещё древние говорили, что человек – самый загадочный сфинкс на Земле. Наши современники тоже считают, что человек – самое простое и самое сложное. Как научиться понимать самого себя? Если я спрошу об этом вас, то, наверняка, получу разные ответы. И каждый из вас по-своему будет прав, потому что все вы неповторимы и индивидуальны. И вы подтверждаете это, постоянно произнося слова «МОЁ», «ПО-МОЕМУ», «Я». А что же представляет собой это маленькое, но такое ёмкое слово «Я»?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obobshcheniya_po_teme_obshchestvo_8_kl.docx29.12 КБ

Предварительный просмотр:

                Урок обобщения по теме: «Личность и общество» (слайд1)

                                                                  Создает человека природа, но  

                                                             развивает и образует его общество.

                                                                                              Белинский В.Г.

                                                                                                 (слайд 2)

Цель урока: создать условия для развития общеучебных, коммуникативных и личностных действий, направленных на систематизацию и обобщение  знаний по теме: «Личность и общество» (слайд3)

Ход урока

I Оргмомент

Вступительное слово учителя

        -Ребята, как  вы  думаете,  что  сближает  в  обществе  человека  с  человеком?

-Улыбка.

        - Улыбнитесь  друг  другу  и  пожелайте  успеха на уроке.

??? Как вы думаете, чем мы сегодня займемся на уроке

Что нам предстоит сделать?

Таким образом, нам сегодня предстоит обобщить  и систематизировать полученные знания по теме: «Личность и общество».


II. Работа по теме урока

Мне хотелось бы для начала определить, насколько вы ориентируетесь в данной теме. Для этого предлагаю записать в тетрадь известные вам понятия по данной теме.

 Приём мозгового штурма. Индивидуальная работа учащихся.

Учитель. Вы достаточно знакомы с данной темой и это радует. Все понятия, которые вывыписали выступают проверяемыми элементами. Итак, начнем работу.

Проблемная ситуация

Знаменитый философ древности Диоген 2500 лет назад расхаживал с фонарем по улицам Афин, возглашая: «Ищу человека!». Странно, ведь улицы древней столицы были как и сегодня, наводнены людьми: стариками, юношами, богатыми и бедными, мужчинами и женщинами. Каждый из них был человек. Но Диоген искал то, что скрыто по ту сторону одежды, половых, возрастных особенностей, профессиональных различий.

??? Так кого же искал философ?

Он искал человеческую личность.

Предлагаю начать с определения слова «личность» В разных источниках это понятие трактуется по-разному.

Парная работа учащихся по источникам.

Слайд 4 – «Личность - человек как носитель каких-то свойств»

(С.И. Ожегов Словарь русского языка.)

- Личность – как субъект отношений и сознательной деятельности, устойчивая система социально – значимых черт, характеризующих индивида как члена общества.

(Советский энциклопедический словарь).

- Личность – результат социального становления индивида путём преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. 

(Учебник «Обществознание»)

??? Подумайте и скажите, какое из определений вы считаете наиболее точным или дайте свое определение.

Учитель. Т.о., можно сказать, что личность – это человек, с одной стороны, обладающий набором качеств, с другой стороны неразрывно связанный с обществом, и в третьих, прошедший в своем развитии долгий путь. Итак, личностью не рождаются, личностью становятся.

Фронтальная работа с классом.        

??? Согласны вы с данным утверждением?

??? Где же происходит процесс становления личности?

??? Что такое общество?

??? Из каких элементов состоит общество?

??? Перечислите сферы общественной жизни?

Слайд 5

Соотнести сферу и что в нее входит.

Докажите, что человек вне общества не может стать личностью?

??? Вспомните, как называется процесс становления личности?

??? Назовите  основные фазы социализации?

??? Кто же помогает человеку утвердиться и найти своё место в обществе?

Слайд 6

??? Назовите ваших агентов социализации?

Кого вы из них отнесете к агентам первичной, а кого вторичной социализации?

Слайд 7

Учитель. В течение всей своей жизни человек стремился познать себя, задавая вопрос Кто Я, Какой Я, каково моё место в обществе?

 Поговорим о том, что волнует, на мой взгляд, всех, поговорим о человеке. Ещё древние говорили, что человек – самый загадочный сфинкс на Земле. Наши современники тоже считают, что человек – самое простое и самое сложное. Как научиться понимать самого себя? Если я спрошу об этом вас, то, наверняка, получу разные ответы. И каждый из вас по-своему будет прав, потому что все вы неповторимы и индивидуальны. И вы подтверждаете это, постоянно произнося слова «МОЁ», «ПО-МОЕМУ», «Я». А что же представляет собой это маленькое, но такое ёмкое слово «Я»? 

Давайте ответим на вопрос: «Кто такой я?» 

Я – дочь, сын; 
Я – брат, сестра; 
Я – ученик, ученица; 
Я – сосед, соседка; 
Я – покупатель; 
Я – пешеход и т.д.

Я- гражданин

Мы играем разные социальные роли в жизни, при этом очень важно всегда оставаться интересной личностью.

Индивидуальная работа учащихся.

Сейчас каждый из вас подумает и запишет несколько качеств, которые вам нравятся в себе.

Рефлексия

??? – Просто ли было определить свои достоинства?

??? -  Что вы испытывали, когда рассказывали о себе?

???– Чем, на ваш взгляд полезно данное упражнение?

Учитель. Говоря о вашей уникальности, мы не можем не говорить о тесной связи человека и общества, в котором протекает его жизнь. Незримыми крепкими нитями связаны мы с обществом, без которого «Я» бы не состоялось, мы зависим от него. Каждое общество вырабатывает свои ценности. В отличие от взрослых, молодые люди более активно приспосабливаются к новым обстоятельствам, вырабатывая свои ценности. Каковы же эти ценностные приоритеты современной молодежи?

Задание. Распределить ценности в порядке убывания их значимости. Метод ранжирования

Слайд 8 «Мои ценности»

Обсуждение результатов ранжирования.

??? А почему именно так вы расположили ценности?

Групповая работа        

Задание. Используя результаты ранжирования, нарисуйте дерево, в котором:

Слайд 9

Корни – это ценное, на что опирается человек в прошлом, что его поддерживает и является опорой в жизни.

Ствол – это ценности в настоящем, то что является стержнем в нынешней жизни.

Крона – это будущее, то, на что надеется человек в будущем, к чему стремится, что будет его согревать и поддерживать в дальнейшей жизни.

Проверка заданий.

??? Давайте, определим,  какие ценности символизируют корни, какие – ствол,  а какие крону ?

??? Как вы думаете, почему именно дерево хорошо иллюстрирует расположение этих важных понятий?

Работа с персоналиями

???  Давайте назовём людей, проделавшим большой и сложный путь работы над собой, чтобы стать личностью.

??? Подумайте и ответьте на ???

Слайд 10

- Как эти люди добились того, их имена стали известны во всем мире?

- Можем ли, мы их назвать успешными личностями?  Почему?

- Поделитесь мыслями, как стать успешной личностью и найти своё место в жизни?

Выскажите вашу точку зрения на предложенный вашему вниманию слайд

Слайд11

Учитель.

Прежде чем приступить к проверке ваших знаний по данной теме при помощи тестирования предлагаю познакомиться вас с притчей.

 Притча (Видеосюжет)

Что такое притча?

-Давным-давно  в  старинном  городе   жил  Мастер, окруженный  учениками. Самый  способный  из  них  однажды  задумался: «А есть  ли  вопрос, на  который  наш  Мастер  не  смог дать  ответа?» Он   й пошёл  на  цветущий  луг, поймал  самую  красивую  бабочку  и  спрятал  её между  ладонями. Бабочка  цеплялась  лапками за  его  руки, и  ученику  было  щекотно. Улыбаясь, он подошёл  к  Мастеру  и  спросил: «Скажите: какая  бабочка  у меня  в  руках – живая  или  мертвая?»  Он  крепко  держал  бабочку  в  сомкнутых  ладонях  и  был  готов   в  любое  мгновение  сжать  их  ради демонстрации  своей  истины. Не  глядя  на   руки  ученика, Мастер  ответил: «Всё  в  твоих  руках».

-Так  в  чём  заключается  суть  морали  притчи?

Тест.

Подведение итогов теста и урока.

ДЗ  Слайд12

  • «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» (А.Г. Асмолов)
  • «Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека»
    (А. Пьерон)

Оценки за урок.

Завершить урок, мне хотелось бы отрывком из стихотворения Леонида Мартынова «След», который прочитает ученица

А ты?

Входя в дома любые

И в серые и голубые,

Входя на лестницы крутые,

В квартиры светом, залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш

И на вопрос даря ответ,

Скажи:

Какой ты след оставишь?

След,

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Или незримый прочный след

В чужой душе на много лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-обобщение по теме «Кислородсодержащие органические соединения" (урок-игра)

Закрепление, обобщение знаний по теме проводится в интересной игровой форме, доступной каждому ученику, т.к. к уроку подобраны разноуровневые задания.  На одном уроке проводится контроль за качес...

"Штат за Штатом" материал к уроку обобщения по теме "География С.Америки"11 класс. Урок-викторина.

"Штат за Штатом" - материал к уроку географии в 11 классе. Цель: посредством игры закрепить знания интересных фактов о природе, населении, истории, особенностях США....

План-конспект урока по математике (5 класс) .Урок обобщения по теме: "Умножение десятичных дробей"

План конспект обобщающего урока по математике в 5 классе по теме " Умножение десятичных дробей". Урок направлен на развитие функциональных умений и навыков примененять математические знания в реальной...

Урок-презентация по русскому языку. 7 класс. Тема: Урок-обобщение по теме «Наречие»

Вопросы урока: 1. Грамматическое значение наречий.2. Лексико-грамматические разряды.3. Способы образования, сравнительная форма наречий.4. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий.5...

Приложение к уроку "Обобщение по теме: "Имя числительное". (Технология КСО при обобщении знаний по теме: "Имя числительное".)

Приложение к уроку по русскому языку: "Обобщение по теме: "Имя числительное".  Представленный материал служит источником контроля знаний учащихся на уроке....

Конспект урока по русскому языку на тему "Урок-обобщение по теме «Имя прилагательное» с применением ИКТ (5 класс).

Применяемая технология:  Развитие креативного мышления с применением ИКТ технологий.Приемы: Индивидуальная работа учащихся на уроке, были применены структуры Токин Мэт, Финкин Баддис, Стё зе...

Урок обобщения по теме "Личность и общество"

8 класс. Боголюбов, обществознание...