Рабочая программа 9 класс
рабочая программа по обществознанию (9 класс)

Жилина Ольга Леонидовна

Элективный курс «Мир профессий» 2018 – 2019 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elekt_kurs_9_kl_mir_professiy.docx39.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение

«Тумановская  средняя общеобразовательная школа» филиал Степнинская СОШ

«Рассмотрено»                                                                          «Утверждаю»

Руководитель МО                                                                     Директор школы

    О.А. Давыдова                                                                   _______________

Протокол № ___от                                                              Приказ №_____от

«___» _______ 2018 г.                                                          «____» ______2018г.

                                                      Рабочая программа

9 класс

                                             основное общее образование

Элективный курс

«Мир профессий»

2018 – 2019 учебный год

                                                               

Составила:

учитель истории и

обществознания

Жилина О.Л.

                                                         2018 – 2019 г.

Пояснительная записка.


Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. Поэтому нельзя рассматривать профессиональный выбор как нечто отдельное, ни с чем не связанное. Завершая обучение в 9 классе, выпускникам необходимо наметить для себя жизненные и профессиональные ориентиры, и тем самым заложить фундамент своего будущего. Но, не успев повзрослеть и стать самостоятельными, не имея должного опыта в принятии решений, подростки должны определиться в столь важном вопросе: «Что делать, продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать?» Чтобы ответить на этот вопрос выпускник 9 класса должен разобраться в собственных интересах, способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии, о требованиях, которые она предъявит к нему, другими слова найти свое профессиональное призвание.
Программа курса «Мир профессий » направлена на повышение социально-психологической компетентности учащихся 9 классов общеобразовательных школ и предоставляет им помощь в выборе профиля обучения и профессиональном самоопределении.

Цель: формирование и развитие у девятиклассников навыков самостоятельного и осознанного выбора и принятия решений, включая выбор профильного класса и профессионального самоопределения с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей.
Задачи программы:
психологическое просвещение учащихся (расширить знания о мире профессий, рынке труда; получить основы правильного выбора профессии; познакомиться с классификацией профессий по Климову, требованиями и условиями труда выбранной профессии, возможностями обучения);
психологическая диагностика и самодиагностика по выявлению способностей и профессиональных предпочтений учащихся;
моделирование индивидуального образовательного маршрута в рамках предпрофильной подготовки каждым участником курса.
Основные принципы программы:
— принцип гуманизации
 приобщение к общечеловеческим ценностям, опора на возможности и ресурсы личности учащегося, выбор собственного профессионального пути;
— принцип индивидуализации
 учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при выборе форм и методов работы;
— принцип социализации
 содействие самоопределению ребят в социальной среде, приобретение социального опыта путем принятия на себя различных социальных ролей, «проба» себя в профессии.
При реализации программы
планируются следующие результаты: расширение знаний учащихся о мире профессий и тенденциях современного рынка труда. Участники программы ознакомятся с классификацией профессий по предмету труда, изучат требования и условия труда выбранной профессии, данные о том, где ее можно получить. Учащиеся пройдут психологическую самодиагностику по выявлению своих способностей и профессиональных предпочтений, смоделируют профессиональный образовательный маршрут.

1. Внутренний мир человека и возможности его познания Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей.

Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека. Методы изучения личности.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а . Составление «дерева» психологических качеств личности.

2. Многообразие мира профессий

Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а . Составление словаря профессий.

3. Представление о себе и проблема выбора профессии

«Образ „Я“» как система представлений о себе. Структура «образа „Я“» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). Методика «Кто я?».

4. «Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «надо»)

«Хочу» — склонности, желания, интересы личности; «могу» — человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» — потребности рынка труда в кадрах.

Типичные ошибки при выборе профессии. Общее понятие о профессии, специальности, должности. Личный профессиональный план.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а . Ответы на вопросы: какие три специальности относятся к одной профессии? К какой профессии относятся следующие специальности: хирург, стоматолог, терапевт, невропатолог? Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам

(предлагается перечень профессий).

5. Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения.

Д и а г н о с т и ч е с к и е п р о ц е д у р ы . Карта интересов; опросник профессиональной готовности.

6. Возможности личности в профессиональной деятельности («могу») Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль личности при выборе профессии. Д и а г н о с т и ч е с к и е п р о ц е д у р ы . Методика самооценки индивидуальных особенностей.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а . Знакомство с описаниями профессий.

7. Социальные проблемы труда («надо»)

 Разделение труда. Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии. Социальные перемещения. Содержание и характер трудовых функций.  Профессионализация. Специализация. Квалификация.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а . Определить, в деятельности каких профессионалов преобладает труд.

сложный, простой, умственный, физический (предлагается перечень профессий).

 Процесс и условия труда. Современные требования к труду. Предметы и средства труда. Условия труда. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а . Письменная работа на тему «Труд в современном обществе» с последующим обсуждением.

8. Социально-психологический портрет современного профессионала

Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социально-профессиональная мобильность. Психология принятия решений

9. Анализ профессий

Основные признаки профессиональной деятельности. Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда. Формула профессии. Понятие о профессиограмме. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а . Конкурс «Угадай профессию».

Классификация профессий. Способы классификации профессий.

Профессии типа «человек — человек», «человек — техника», «человек — природа», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ». Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а . Составление формул профессий.

11. Здоровье и выбор профессии

Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а . Работа с «Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда.

12. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности

Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность). Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств нервной системы за счет выработки индивидуального стиля деятельности.

Д и а г н о с т и ч е с к и е п р о ц е д у р ы . Теппинг-тест; проба Ланчиса.

13. Темперамент в профессиональном становлении личности

Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов

темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.

Психологические состояния (монотонность, утомление, психическая направленность в ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе.

Д и а г н о с т и ч е с к и е п р о ц е д у р ы . Опросник   Айзенка.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а . Анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы темперамента, в конкретных ситуациях.

14. Ведущие отношения личности и типы профессий

Отношение к деятельности (удовлетворенность трудом, местом работы, профессией).

Отношение к людям (профессиональные взаимоотношения). Отношение к самому себе. Особенности самовосприятия и самооценивания. Отношение к предметному миру.

Д и а г н о с т и ч е с к и е п р о ц е д у р ы . Опросники «Ориентировочная анкета», «Отношение к другому человеку как к ценности».

Развивающие процедуры. Деловая игра «Модель идеального города».

15. Эмоциональные состояния личности

Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния).

Д и а г н о с т и ч е с к и е п р о ц е д у р ы . Опросник «Беспокойство — тревога», методика «Незаконченные предложения».

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а . Самонаблюдение за динамикой настроения.

16. Волевые качества личности

Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли. Роль воли в процессе принятия профессиональных решений.

Д и а г н о с т и ч е с к и е п р о ц е д у р ы . Опросник «Какая у меня воля?».

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а . Выполнение упражнений по воспитанию воли.

17. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда  Способность к запоминанию. Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти.

Д и а г н о с т и ч е с к и е п р о ц е д у р ы . Методики «Воспроизведение рядов цифр» (выявление объема кратковременной слуховой памяти); «Ассоциативное воспроизведение содержания понятий» (выявление объема долговременной словесной памяти).

Д и а г н о с т и ч е с к и е п р о ц е д у р ы . Методики «Перепутанные линии», «Отыскание чисел», «Корректурная проба».

Роль образов в процессе переработки информации. Значение способности строить в уме

пространственные представления и оперировать ими для решения определенных профессиональных задач.

Д и а г н о с т и ч е с к и е п р о ц е д у р ы . Методика «Сложение фигур».

Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями.

Способность к выявлению и установлению связей как условие эффективности профессионального труда. Основные типы связей.

Д и а г н о с т и ч е с к и е п р о ц е д у р ы . Методики «Выявление сущностных связей между понятиями», «Сложные ассоциации».

Психологическая характеристика ригидности (гибкости) интеллектуальной деятельности.

Познавательные «барьеры» в различных типах профессий, возможности их преодоления.

Способность к ломке шаблонных связей как условие оригинальности интеллектуальной деятельности.

Д и а г н о с т и ч е с к и е п р о ц е д у р ы . Методика «Решение серии арифметических задач», работа с текстом, имеющим противоречие.

Индивидуальные стили кодирования информации .Соотношение трех основных форм кодирования информации: словесной, образной и чувственно-сенсорной. Роль образного и чувственно-сенсорного опыта в стимулировании творческой профессиональной активности.

Д и а г н о с т и ч е с к и е п р о ц е д у р ы . Методика «Пиктограмма».

Р а з в и в а ю щ и е п р о ц е д у р ы . Психотехнические игры «Метафоры», «Живые

Индивидуальные различия в способах восприятия и понимания происходящего.

Д и а г н о с т и ч е с к и е п р о ц е д у р ы . Методики «Свободная сортировка», «Включение фигуры».

18. Неисчерпаемость человеческих ресурсов.

Творческое отношение к собственной жизни. Психологические механизмы компенсации. Целеустремленность в преодолении жизненных сложностей при устройстве своей профессиональной судьбы. Программа и средства самовоспитания.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а . Составление индивидуальной программы самовоспитания.

19. Человек в новых социально-экономических условиях .

Структурная перестройка экономики. Новая индустриализация.

Развитие производственной инфраструктуры. Сфера услуг. Конверсия.

Развитие сельского хозяйства. Земельная реформа. Фермерство.

Экологические проблемы и их решение. Хозяйственный механизм: экономические рычаги, управление. Разгосударствление экономики.

Приватизация. Хозяйственная инициатива. Коммерческий риск. Маркетинг. Менеджмент. Контрактные связи. Малый бизнес. Иностранные инвестиции.

20. Человек среди людей.

Личность и межличностные отношения в группах. Лидерство. Совместная деятельность в трудовом коллективе. Психологическая совместимость людей. Принятие групповых решений. Виды общения. Конфликты, пути разрешения конфликтных ситуаций.

Д и а г н о с т и ч е с к и е п р о ц е д у р ы . Опросники «Потребность в общении», «Диагностика межличностных отношений», «Эмпатия».

21. Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации, объединения. Кооперация, аренда, индивидуальная трудовая деятельность. Новый тип организации людей в производственной деятельности в условиях рыночной экономики. Самоокупаемость. Самофинансирование.

Рынок, его функции, структура. Спрос и предложение, методы их регулирования. Внутренний и внешний рынок. Конкуренция. Конъюнктура рынка. Формирование рыночной инфраструктуры.

Развитие предпринимательства. Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение). Прогнозирование. Состояния рынков рабочей силы. Занятость населения. Безработица.

Перспективы изменения мира профессий в связи с НТП.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а . Определение изменений состава профессий на одном из предприятий за последние пять лет.

22. Пути получения профессии.

Система профессионально-технического образования. Типы профессиональных училищ, условия приема и обучения в них. Подготовка рабочих на производстве.

Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения.

Типы высших учебных заведений, условия приема и обучения студентов.

Возможности квалификационного роста.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а . Письменная работа «Мой путь в профессию».

23. Моя профессиональная карьера.

Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности.

Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека.

Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.

Р а з в и в а ю щ и е п р о ц е д у р ы . Деловые игры «Биржа труда» (защита профессии),

«Профконсультация».

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а . Анализ личного профессионального плана.

24. Оценка способности школьников к выбору профессии.

Общие основы оценки способности личности к выбору профессии.

Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности (профессиональных пробах).

Показатель соответствия выбранной профессии склонностям учащегося.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а . Определение способности школьников к выбору профессии.

25. Профконсультационные услуги.

Виды профконсультации. Возможность получения профессиональной и медицинской консультации.

Учебно-тематический план.

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

                          Из них

Контрольные и диагностические

материалы (тема)

Лабораторные

И практические

(тема)

Экскурсии

Примечание

1

Внутренний мир человека и возможности его  познания.

 

2

Многообразие мира профессий.

1

3

Представление о себе и проблема выбора профессии.

1

4

«Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «надо»).

1

5

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»).

1

6

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — человек» .

1

7

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»).

1

8

Социальные проблемы труда («надо»). Разделение труда.

1

9

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — техника».

1

10

Содержание и характер труда.

1

11

Процесс и условия труда.

1

12

Социально-психологический портрет современного профессионала

1

13

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — природа».

1

14

Анализ профессий.

1

15

Основные признаки профессиональной деятельности.

1

16

Классификация профессий.

1

17

 Здоровье и выбор профессии.

1

18

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — знаковая система» .

1

19

  Свойства нервной системы в профессиональной деятельности.

1

20

Темперамент в профессиональном становлении личности.

1

21

 Ведущие отношения личности и типы профессий.

1

22

Эмоциональные состояния личности.

1

23

Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — художественный образ».

1

24

Волевые качества личности.

1

25

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда.

1

26

Способность к запоминанию.

1

27

Способность быть внимательным.

1

28

Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями.

1

29

Способность изменять способы интеллектуальной деятельности

1

30

Индивидуальные стили кодирования информации.

1

31

Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

1

32

Пути получения профессии.

1

33

Оценка способности школьников к выбору профессии.

1

34

Итоговое занятие.

1

Примерный перечень формируемых знаний и умений

Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к

составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и

профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда,

а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере,

интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.

Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества;

о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях

рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.

Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями

конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;

использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать

профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а

также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Рекомендуемая литература

Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8—9 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред.

С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. — М., 1998.

Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой и

Т. И. Шалавиной. — М., 1999.

Б о н д а р е в В. Выбор профессии. — М., 1989.

В о р о б ь е в А. М. Тренинг интеллекта. — М., 1989.

Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. — М., 1990.

Дидактические материалы к курсу «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой,

А. Я. Журкиной. — М., 1998.

К л и м о в Е. А. Как выбирать профессию? — М., 1990.

К л и м о в Е. А. Введение в психологию труда. — М., 1988.

К л и м о в Е. А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону, 1996.

К о л о м и н с к и й Я. Л. Человек — психология. — М., 1986.

К о л о м и н с к и й Я. Л. Беседы о тайнах психики. — Минск, 1990.

К а б а к о в В. С., П о р х о в н и к Ю. М., Зубов И. П. Менеджмент: проблемы, программа,

решения. — Л., 1990.

К р у т е ц к и й В. А. Психология: Учеб. для учащихся пед. училищ. — М., 1986.

К у ч е в с к а я Н. В. Советы психолога продавцу. — М., 1990.

Мир профессий: В 6 т. — М., 1985—1989.

П р о щ и ц к а я Е. Н. Выбирайте профессию. — М., 1990.

П а в л ю т е н к о в Е. М. Кем быть? — Киев, 1989.

Переход к рынку: концепция и программа. — М., 1990.

Ч и с т я к о в а С. Н., З а х а р о в Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и

   

         

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

     

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа7 класс Starlight

к учебникуЗзвездный английский, 7 класс 2019...