Методическая копилка - предметные недели. "Уроки этикета"
методическая разработка по обществознанию

Еремина Елена Геннадьевна

Разработка предметной недели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_etiketa.docx66.3 КБ

Предварительный просмотр:

Внимание! Внимание!

С 13.12. по 20.12. 

в школе № 116 проводится неделя обществознания

«УРОКИ ЭТИКЕТА»

Программа

  1. 13.12. в 11-15 Общешкольная линейка. Открытие, получение заданий.

  1. С 13.12 по 19.12. выполнение конкурсных заданий:

  • Конкурс  плакатов  «ПРИВЕТСТВИЕ» (нарисовать яркий,  красивый, оригинальный  плакат-приветствие для школьного фойе).
  • Викторина  «Как  у  них?»
  • Кроссворд   «Понятия ЭТИКИ».
  • Марафон пословиц, поговорок, крылатых выражений  о этикете и вежливости (собрать как можно больше).
  • Устный журнал «Из истории…» (готовят учащиеся 8 «А» класса).
  • Этномозаика  «Этикет разных стран» (принимают участие все желающие).

Внимание !

ПРИНИМАЮТСЯ РАБОТЫ КРАСИВО, АККУРАТНО ОФОРМЛЕННЫЕ, БЕЗ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК.

  1. 15.12 в 13-25 внеклассное занятие для учащихся 5-9 классов «Уроки этикета».

  1. Подведение итогов недели. Награждение победителей.

Итоги проведения недели обществознания

«Уроки этикета»

«Прежде чем открыть чужую дверь, надень улыбку» (Восточная пословица).

   С 13 по 20 декабря в школе №116 проводилась неделя обществознания «Уроки этикета» (учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории Еремина Е. Г.).

В предметной неделе приняли участие учащиеся 5 – 9-х  классов.

Цели:

  • формировать у учащихся интерес к изучению правил этикета, потребность в правильном общении со сверстниками, взрослыми;
  • воспитывать культуру поведения, общения учащихся, способствовать развитию нравственных качеств учащихся;
  • развивать речь, расширять кругозор, пополнять словарный запас учащихся.

Задачи:

  • способствовать духовному, нравственному развитию личности учащихся;
  • расширить словарный запас через усложнение смысловых функций речи;
  • организовать межличностный диалог, развивающий толерантное отношение учащихся друг к другу, формирующий потребность в культурном общении;
  • выработать правильную манеру приветствия, используя игровые технологии;
  • закрепить навыки приветствий, правила этикета;
  • формировать, развивать умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации (периодической печатью, Интернетом, справочной литературой и пр.), статистическими материалами; добывать необходимые знания из различных источников информации; творчески представить результаты своей работы.

   В рамках предметной недели прошли следующие мероприятия:

  1. Общешкольная линейка.
  2. Конкурсы, творческие задания, мероприятия:
  • Конкурс  плакатов  «ПРИВЕТСТВИЕ» (нарисовать яркий,  красивый, оригинальный  плакат-приветствие для школьного фойе).
  • Викторина  «Как  у  них?»
  • Кроссворд   «Понятия ЭТИКИ».
  • Марафон пословиц, поговорок, крылатых выражений  об этикете и вежливости.
  • Устный журнал «Из истории…».
  • Этномозаика  «Этикет разных стран».
  1. Внеклассное занятие «Уроки этикета».

    Итоги предметной недели:

  1. Победителями конкурса плакатов стали классные коллективы учащихся 8 «А», 9 классов, ученица 6 «А» класса Кудрина Е., 8 «А» класса Калугина Е.
  2. Учащиеся, принявшие активное участие в разных мероприятиях – Алексеева Е., Петров И. (5 «А»), Алексеева В., Кустов М. (6 «Б»), Буренок А (7 кл.), Андриенко В., Высоцкий Р., Крюкова Е., Лейниш Н. (8 «Б»), Мамуров А., Тимченко А. (9 кл.).
  3. Отмечается активное участие во всех мероприятиях недели учащихся 8 «А» - Калугина Е., Королева С., Кузнецов А., Трухан Н.
  4. Победители и участники предметной недели награждены почетными грамотами и подарками.

Выражается благодарность всем, кто принял участие в интегрированной неделе истории и географии «Уроки этикета». А также огромное спасибо классным руководителям и воспитателям!

Руководитель ШМО учителей-предметников Еремина Е. Г.

«ЭТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ»

По горизонтали: 

1. Человеколюбие, забота о благе других людей.

3. Образец, на который ориентируются люди в своем стремлении к совершенству.

5. Способность брать на себя самое трудное и не жаловаться.

7. Обязанности человека перед окружающими.

9. Самое «утреннее» из чувств.

По вертикали:

2. Общечеловеческие нормы, которые служат регулятором поведения человека.

4. Совокупность норм и правил, установленных обществом.

6. Всё то, что особенно дорого и необходимо людям, к чему относятся с уважением, признанием, почтением.

8. Всё, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению человека, общества.

Ответы к кроссворду «Этические понятия»

По горизонтали:

1. Гуманизм.

3. Идеал.

5. Мужество.

7. Долг.

9. Любовь.

По вертикали:

2. Нравственность.

4. Мораль.

6. Ценность.

8. Добро.

Конкурс «АНАГРАММЫ»

Переставь буквы так, чтобы получилось слово, обозначающее качество, присущее личности или понятие, связанное с темой занятия:

родстагоблво

пврдаа

дрообта

женуваие

одсптьло

сомнокрсть

мралоь

дбружа

вессоть

Ответы:

родстагоблво

благородство

пврдаа

правда

дрообта

доброта

женуваие

уважение

одсптьло

подлость

сомнокрсть

скромность

мралоь

мораль

дбружа

дружба

вессоть

совесть

Открытое внеклассное мероприятие

Ход мероприятия

Ведущий: Добрый вечер, дорогие друзья!В этот прекрасный и удивительный день начинаем нашу викторину. Она называется "Этикет в веках".

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

- Подумайте, а нужен ли нам сегодня этикет? И что вообще скрывается под понятием "этикет"? Может быть, вы усмотрели в этом слове насмешку или вам кажется, что оно сегодня звучит как-то нравоучительно?

Из зала на сцену поднимается мальчик в джинсовом костюме, бейсболке, кроссовках.

Мальчик (Ведущем): Уважаемый ведущий, мне думается, что сегодня слово"этикет" несколько устарело.

Этикет - это застывшие официальные манеры,простая формальность, выдуманные когда-то придворными, чтобы еще больше отгородиться от народа. В настоящие дни он неприемлем для нас.

Ведущий: Позвольте с вами не согласиться. Правила поведения нужны в общении с партнерами, детьми, родителями, коллегами по работе, друзьями, в общем, для общения с другими людьми.

Просто слово "этикет" могло бы сейчас заменить другое - "вежливость".

(Обращается к молодому человеку)

Если согласны, давайте проведем небольшой эксперимент: спросим у наших зрителей, как они относятся к этикету и нужно ли его соблюдать. 

Мальчик соглашается участвовать в проведении эксперимента. Он спускается в зал и задает вопросы присутствующим. Те отвечают. В зрительном зале на всякий случай находятся подготовленные люди, но вопросы можно задавать всем. ( Соблюдаете ли вы этикет? Почему? Что вам он дает? Что нужно для того, чтобы соблюдать этикет?).

Ведущий: Эксперимент закончен. Я благодарю своего оппонента за помощь. Мы выслушали разные точки зрения, но их роднит общая мысль: без знания этикета в современном мире сложно.

Конечно, правила хорошего тона всегда были и наверняка останутся выражением духа времени,выявления уровня воспитанности.

Мальчик: Можно, я добавлю? Современные манеры поведения должны помогать, а не мешать человеку быть свободным. Ну, а в общем, вы меня убедили. И сейчас моя позиция почти совпадает с вашей.

Ведущий: Вот и прекрасно. И я с удовольствием приглашаю вас всех, дорогие друзья, принять участие в нашей викторине"Этикет в веках".

(От каждого класса набирается команда по пять человек, выбираются капитаны, называют свои команды)

Итак, настало время представить наши команды.Знакомьтесь: (капитаны кратко представляет всех членов команд).

Перед началом викторины всем болельщикам предлагались жетоны. Тем, кто болеет за 5 "а" -красные, а кто за 5 "б" - зеленые.

Ведущий: Дорогие наши болельщики, я надеюсь, вы все получили жетоны? Замечательно!Если вдруг одна из команд не ответит на вопрос, то зал может помочь, и ответ будет засчитан в пользу той или иной команды.

Условия викторины:

вопрос задается в любой форме, команде отводится определенное время на обдумывание и совещание, а отвечает любой член из группы.

Команды я представил, условия викторины рассказал, теперь позвольте представить жюри.

(Идет представление жюри. Все ответы оцениваются по пятибалльной системе).

Конкурс №1.

1. Вопрос первой команде.

Откуда и когда произошло слово "этикет"? ( в 4 веке до н.э.,Аристотель. Этикет - это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе).

2. Вопрос второй семье.

Без чего невозможен этикет (без каких понятий?) (понятий:нравственность, моральный долг, ответственность)

Ведущий: команды готовы? Кто первый ответит?

(Обсуждение ответов).

Ответ 1.

На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения, французского названия карточек - "этикетки" и произошло слово"этикет", вошедшее впоследствии в языки многих стран.

Этикет - это воспитанность, хорошие манеры,умение вести себя в обществе.

Ведущий: Прошу уважаемое жюри подвести итоги по первому конкурсу.

Конкурс №2.

Переходим ко второму конкурсу:

Ведущий: Древние греки оставили нам правило свято соблюдать законы гостеприимства.Они считали их божественными.

Например, Гомер, древнегреческий певец -сказитель, описывая в "Одиссее", как царь феаков Алкиной принимает гостей, подчёркивает его радушие, желание угодить им. В честь гостей устроили пир, игры, состязания. Их слух услаждал придворный певец. Но вот Алкиной заметил: Одиссей погрустнел, песня напомнила ему горести, которые он испытывал. И сразу Алкиной прерывает певца:довольно песен, гость не должен предаваться унынию.

Давайте посмотрим, насколько завещанные греками традиции соблюдаются в настоящее время.Сейчас командам будет предложена ситуация, ваша задача проанализировать ее, найти ошибки и исправить их.

Описание ситуации.

Хозяин и хозяйка ожидают гостей, которые опаздывают на 30 минут. Они блуждают по сцене. У хозяйки на голове бигуди, она в домашнем халате,хозяин в шаркающих войлочных туфлях и спортивных брюках. Звонок.

Хозяйка (с мрачным выражением на лице). Наконец-то пришли. Что же вы так долго? Мы уже заждались вас. Разве так можно? Мы думали, что вы не придете.

Хозяин. Проходите, только обязательно ноги вытрите об этот коврик.

Пока гости снимают верхнюю одежду, хозяин и хозяйка уходят приводить себя в порядок.

Гости раздеваются, проходят к столу и,переминаясь с ноги на ногу, ожидают хозяев. Через некоторое время те выходят к гостям. У хозяйки невообразимая прическа, она в вечернем платье.Хозяин в праздничном костюме, с бабочкой.

Хозяйка. Ну что, дорогие гости, садимся за стол, а то все остыло.

Ошибки:

1. Конечно, опаздывать не следует. Но хозяевам вначале необходимо было выяснить, по какой причине гости опоздали.

2. Встречать гостей следует с настроением.

3. Гостям не помогли снять пальто, не предложили пройти в ванную. Оставив их, хозяева убежали приводить себя в порядок.

4. Хозяину и хозяйке неэтично выглядеть лучше своих гостей. Они должны быть скромными.

5. Садясь за стол, говорить "все остыло"хозяевам не следовало. Ведь и они (хозяева)вовремя готовы не были.

Ведущий. Прошу, уважаемые команды,обозначьте ошибки, которые проявили хозяева при приеме гостей.

Команда отвечает.

Замечательно! Мы преодолели два задания, и я с огромным удовольствием передаю слово жюри.

Жюри по пятибалльной системе оценивает конкурс и называет общую оценку по итогам прошедших конкурсов.

Конкурс № 3 (для зрителей)

Ведущий: Правила этикета складывались столетиями. Этикет может существенно различаться в пределах различных культур и наций. В Китае человек, который забирает последний предмет с общего блюда,например, последний ломтик сыра, не предложив его прежде своим соседям по столу, будет воспринят как ненасытный обжора, который не уважает хозяев.В Австралии в женском кругу особу, которая забирает последний кусок зовут презрительно старой девой, в Европе же принято, чтобы тарелки после гостей были чистыми, так как это указывает на высокую оценку кулинарных способностей повара. В некоторых, мусульманских, обществах считается неприличным кушать при помощи левой руки, и даже тем, кто является прирожденным левшой, приходится переучиваться. Люди связаны были с традициями, обычаями той или иной страны,понятиями о добре и зле, с законами, которые принимало общество.

А потом эти правила стали записывать.Считается, что первая книга по этикету была написана в Египте около 2350 года до н.э. Она так и называлась: "Инструкция по поведению". Она до наших дней не сохранилась.

СЛАЙД 7. А вот книга по этикету, которая дошла до нас из 1240 года называлась "Дисциплина Клерикалис" испанского священника Педро Альфонсо. Книга предназначена была для священнослужителей и монахов. Позже стали издаваться пособия по этикету в Голландии,Франции, Англии и др.странах Европы. В основном там говорилось о порядке приёма гостей, ведению бесед и поведению за столом.

Ведущий: Сейчас наши команды отдохнут, а мы поиграем с нашими зрителями. В центр класса выходят десять человек. На подносе конфеты, ваша задача, получая конфету, сказать слова вежливости и затем так же вежливо передать ее своему соседу. Игра называется "Вежливая конфета"). Выбор самого вежливого зрителя, ему предоставляется возможность отдать свой голос за команду, за которую он болеет.

Ведущий: "ЗДОРОВ ЛИ ВАШ СКОТ?"

Эту, странную на первый взгляд, фразу произносят при встрече монголы. Представители африканского племени зулусов говорят при встрече: "Я тебя вижу". А у другого африканского племени есть особые приветствия для человека работающего, уставшего, путешественника и чужестранца, человека стоящего и лежащего,счастливого и несчастного.

А мы по-русски говорим просто: "Здравствуйте".Т.е. желаем нашему знакомому здоровья.Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклоняется от приветствия или не отвечает на него.

- Как же приветствовали друг друга люди, жившие в разных странах, в разные времена? Команды и зрители, будьте внимательны, по тому материалу,который вы услышите и увидите будет задание.

(Ведущий читает, подготовленные дети инсценируют)

  • У некоторых индейских племён принято при виде незнакомого человека до тех пор сидеть на корточках, пока он не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда для приветствия они снимали обувь.
  • В XVII-XVIII веках важные графы и графини, герцоги и герцогини, дамы и кавалеры долго раскланивались при встрече, исполняя при этом самые разнообразные движения.
  • Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую они закладывают за ухо, еще высовывают язык.
  • У японцев для приветствия применяют три вида поклонов - сайкэйрэй (самый низкий), средний поклон - с углом тридцать градусов и лёгкий - с углом пятнадцать градусов.

Ведущий: Представьте, если бы мы тратили столько времени на поклоны, столько сил на реверансы, - что бы вышло? Да ничего хорошего,наверное, кроме пробок в общественном транспорте. А если вы высунете язык при знакомстве, вряд ли ваш новый знакомый захочет поздороваться с вами в следующий раз. Вот как описывает национальную специфику жеста Факлин Фолсом:

  • "Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки.
  • Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку самому себе.
  • Лапландцы трутся носами.
  • Молодой американец, приветствуя приятеля, - хлопает его по спине.
  • Латиноамериканцы обнимаются.
  • Французы целуют друг друга в щеку.
  • Самоанцы обнюхивают друг друга.
  • В заключение можно сказать:

"Добрые нравы имеют большее

А как правильно приветствовать знакомого человека? И есть ли на этот счет правила? Правила,конечно, есть.

  • Кто здоровается первым - этот вопрос почему-то волнует многих. Французы отвечают на него так "Первым здоровается тот, кто вежливее". Будете следовать этому простому правилу - никогда не ошибетесь.
  • Ну, а если серьезно. Этикет предполагает, что первым приветствует младший старшего, мужчина (юноша, мальчик) женщину (девушку, девочку). А вот руку первым протягивает старший младшему.
  • А как быть, если вы встречаете человека несколько раз в день? Богатство русского языка позволяет чередовать приветствия, начиная с пожелания "доброго утра" и кончая "спокойной ночи". Встретив знакомого утром, можно сказать ему "здравствуйте". А, повстречав его снова днём, вежливо кивнуть, сказав "добрый день". Если же вы встречаетесь с кем-либо (например, с учительницей) на каждой перемене, совсем не обязательно каждый раз говорить слова-при второй и последующих встречах можно ограничиться улыбкой и вежливым кивком.

Ведущий: А теперь задания для команд.Каждой команде по очереди задаются ответы, на которые они отвечают.

  1. Кто здоровается первым, если встретились младший и старший?
  2. Кто здоровается первым, если встретились мальчик и девочка?
  3. Кто здоровается первым, если встретились два мальчика?
  4. Кто первым подает руку? Приведите примеры
  5. Вы идёте с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым вам человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и вам?
  6. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться сними, а если надо, то как это сделать?
  7. С вами, наверное, такое бывало: встречаете вы человека часто, например, в скверике, через который ходите в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться?
  8. Можно ли вместо "здравствуй" говорить "привет"?
  9. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: "Здравствуйте, Игорь Семёнович". Не скажите ли вы, какая допущена ошибка? А может быть всё в порядке?

Ведущий: Спасибо командам за достойные ответы, а теперь жюри подсчитает баллы.

Конкурс №4

"Домашнее задание".

Ну что ж, друзья, а сейчас мы предоставим возможность нашим командам задать вопросы по этикету, заготовленные дома, переходим к домашнему заданию.

(Первая команда задает вопрос второй команде и наоборот).

Ведущий: Дорогие друзья, я думаю, за границей наши команды смогут представить не только самих себя, но и свою страну достойно.

Деликатность помогает установить контакты.Поэтому еще до поездки стоит познакомиться с обычаями и нравами страны, куда вы направляетесь,по книгам и другим изданиям.

Наша викторина подходит к своему финалу, и я попрошу жюри подвести окончательные итоги.

(Жюри подводит итоги. Идет награждение).

Ведущий: Дорогие друзья! Мне хочется,чтобы эта встреча запомнилась вам добрым настроением.

Спасибо всем, что пришли на наше мероприятие и приняли в нем самое активное участие.

До встречи, друзья!

Список литературы.

  1. Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики": Красноярск: КК ИПКиППРО, 210. -76 с.
  2. Беляева Е.В. Этика: курс лекций / Е.В. Беляева. - 2-е изд.- Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. - с. 67.
  3. Гусейнов А.А. , Анресян Р.Г. Этика. М.: Гирдарики, 2000.
  4. Гусейнов А.А. Краткая история этики. - М., 1987г.
  5. Мишаткина Т.В. Этика: учебное пособие. - Минск: Новое знание, 2002.
  6. Мур Дж. Принципы этики / Дж. Мур. -М.1984.
  7. Прикладная этика / под ред. И.Л. Зеленковой. - М., 2002.
  8. Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики / В.П. Эфроимсон. СПб., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка

Разработки уроков...

Об утверждении состава организационного комитета, муниципальных предметно-методических комиссий, предметного жюри и графиков их работы в период проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в городе Нефтеюганске в 2019-2020 учебном году

Об утверждении состава организационного комитета, муниципальных предметно-методических комиссий, предметного жюри и графиков их работы в период проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школь...

Методическая копилка - предметные недели. "Мой Новосибирск родной!"

Для проведения предметной недели о родном городе (региональный компонент)....

Учебно-образовательный, методический проект «Методическая копилка»

Современный преподаватель ДШИ обязан не только знать свой предмет, но и обладать набором профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Современный препод...

Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.

Вашему вниманию представляю свою методическую копилку....

Конкурс методических разработок педагогических работников «Методическая копилка» Тема: «У района юбилей»

Цель: расширить понятие о пейзаже. Уметь эмоционально воспринимать произведения жанра пейзажа, уметь выражать своѐ отношение к природе своего родного края и работам художников пейзажистов....