Конспект урока по обществознанию 11 класс " Демократические выборы"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)

Мария Станиславовна Канукова

Цель: повышение правовой грамотности учащихся

Задачи:

Образовательные:

  • расширить и систематизировать  знания о сущности избирательной системы,  этапах избирательной кампании, механизмах её проведения;
  • подвести к пониманию принципов демократических выборов;
  • сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса;
  • продолжить знакомство с основами избирательного законодательства РФ.

Развивающие:

  • продолжить формирование навыков работы с документами правового характера;                                  
  • развивать умения применять правовые нормы на практике, продолжить выработку умений выражать свои собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию, моделировать ситуацию
  • развивать навыки анализа, синтеза и обобщения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл demokraticheskie_vybory.docx41.79 КБ

Предварительный просмотр:

Проект открытого  урока

«Демократические выборы».

Подготовила учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №3 г. Алагира

Канукова М.С

Цель: повышение правовой грамотности учащихся

Задачи: 

Образовательные: 

  • расширить и систематизировать  знания о сущности избирательной системы,  этапах избирательной кампании, механизмах её проведения;
  • подвести к пониманию принципов демократических выборов;
  • сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса;
  • продолжить знакомство с основами избирательного законодательства РФ.

Развивающие:

  • продолжить формирование навыков работы с документами правового характера;                                  
  • развивать умения применять правовые нормы на практике, продолжить выработку умений выражать свои собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию, моделировать ситуацию
  • развивать навыки анализа, синтеза и обобщения

Воспитательные:

  • воспитание позитивного отношения к процессу избирательной кампании,
  • продолжить  формирование  активной гражданской  позиции;
  • способствовать  воспитанию правовой культуры учащихся.

Основные понятия:  федеральный закон, выборы, избиратель, избирательные права, активное избирательное право, пассивное избирательное право, тайное голосование, кандидат, политическая партия, референдум

.

Оборудование: ноутбук,  медиапроектор,  учебник по праву и обществознанию 10 класс

Форма урока: Деловая игра

Тип урока:  Закрепление и совершенствование знаний

Структура урока:

  1. Мотивационная беседа
  2.  Постановка цели и задач урока.
  3. Постановка проблемного вопроса организация дискуссии.
  4. Актуализация.
  • Избирательное право. Выборы.
  • Принципы демократических выборов
  • Типы избирательных систем
  • Стадии избирательного процесса

5.Применение знаний и умений.

6. Контроль усвоения знаний.

7. Итог.

8. Рефлексия.

9. Итог.Д/з

Ход урока:

Этап

Содержание  и деятельность учителя

Деятельность ученика.

1.Организационный момент.  

Приветствие учеников и гостей.

Взаимоприветствие.

2. Постановка цели и задач урока.

3.Постановка проблемного вопроса организация дискуссии

Перед вами представлены три картинки (фотографии)  все они объединены одной проблемой, темой. Какой?

Американский психолог Абрахам Маслоу говорил: «Жизнь – это процесс постоянного выбора». Действительно, каждый из нас ежедневно осуществляет выбор: в магазине мы выбираете товары для покупки. В жизни же зачастую приходится осуществлять нравственный выбор: между правдой и ложью, добром и злом, честностью и предательством. Сегодня мы будем вести речь о проблеме политического, гражданского выбора, который находит выражение в избирательном процессе

Это и будет темой нашего сегодняшнего урока.

Тема урока: «Демократические выборы» Особенности  организации работы на уроке

-пакет документов

-рабочий лист

Подпишите, пожалуйста, в рабочих листах дату, фамилию имя  и тему урока

Как бы вы оценили свою позицию по вопросу «Нужны ли выборы?»

Прочитайте  эпиграф к теме «Выборы нужны …» и поставьте в конце предложения нужный, по вашему мнению, знак препинания «!»;  «?»; «,но...».

«!» - уверен  в том, что выборы нужны.

«?» – не осознаю необходимость выборов как обязательного элемента демократического общества.

«,но...» -  считают, что выборы могут проходить, но есть определенные трудности или препятствия для объективного участия в выборах.

 

В качестве эпиграфа урока, а также проблемного вопроса, с которым нам надо с вами поработать я предлагаю  два выказывание:

"Если вы не занимаетесь политикой, то политика займётся вами".  Отто фон Бисмарк

Учитель: А для чего нам это изучать на уроках обществознания?  ( Ответы учащихся) Это очень важно и своевременно для вас, вы будущие избиратели , которые будут  принимать участие в выборах.

Ответы учащихся

Озвучивают и записывает

В рабочих листах записывается тема урока

4.Актуализация.

5.Применение знаний и умений

Беседа по вопросам: Наводящий вопрос

« А что мы знаем уже об избирательном праве»

1). Что такое избирательное право?

2). Каким бывает избирательное право?
3). Какие требования выдвигаются при осуществлении избирательных прав?

4). Какие лица лишены избирательного права?

5)Что такое выборы?

6)Принципы участия граждан в выборах


6) Что такое референдум?

( Паспорт человек получает в 14 лет, а право избирать лишь в 18 лет. Почему?)

Практическая работа

Задания ЕГЭ 25,26,27

Ответы учащихся

Предполагаемые ответы

Принципы участия граждан в выборах

1). Всеобщее 

2). Равное

3). Прямое избирательное право 

4). Тайное голосование 

 

3.Типы избирательных систем:

Ребята какие типы избирательных систем вам известны?

Ответы учащихся

Применение знаний и умений

 

4.Стадии избирательного процесса.

Стадии избирательного процесса называют сами.( на столах карточки со стадиями избир процесса)

Избирательный процесс – это комплекс действий в процессе выборов

1. Составление списка избирателей.
2. Деление на избирательные участки. 

3.Выдвижение и регистрация кандидатов

4. Предвыборная кампания

5. Голосование. 

Голосование - проявление социальной ответственности.

Теперь я предлагаю перейти от  слов непосредственно к действиям . Проявим гражданскую активность и примем участие в выборах президента класса. Попрошу членов УИК занять свои места.

На информационном стенде вся информация о кандидатах.

 

Во время процедуры голосования обыграть  ситуации происходящие на избирательном участке

 Вопрос к классу: Почему важно принимать участие в голосовании? Участи в выборах это наше право или обязанность?

 Голосование – это минимальное участие в жизни демократического общества. Чем меньше людей участвует в выборах, тем в большей степени политика государства определяется узкими интересами обособленных групп.

Когда снижается явка граждан на выборы, гасятся добровольные инициативы, необходимые для жизни здорового общества. Равнодушие и безучастность граждан позволяют некомпетентным и коррумпированным чиновникам оставаться на своих местах, открывают путь для демагогии и авторитарности.

6. Подсчет голосов

Пока идет процедура подсчета голосов сообщения об отличиях в избирательном праве стран мира.( ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ)

7.Объявление результатов.

Ответы на вопросы. Ответ учащегося

Возврат к проблемному вопросу.

Учащиеся и гости голосуют.

 провести процедуру голосования и подведения итогов

6. Контроль усвоения знаний

вопросы к классу:

7. Итог

Согласны ли вы с высказываниями

Вернемся к нашему проблемному вопросу, согласны ли вы с высказыванием

"Если вы не занимаетесь политикой, то политика займётся вами".  Ото фон Бисмарк.

А теперь представим на минуту что вы законодатель и вам представилась возможность  составить памятку молодому избирателю ,чтобы вы в ней написали.

Ответы учащихся

В начале нашего урока   каждый из вас попытался определить свое отношение к выборам,  давайте вернемся к началу и ,может быть, мнение кого-то изменилось, а кто – то укрепился в знаниях, что выборы необходимы.

Поставить знаки.

8. Рефлексия

Если вы считаете что урок был интересным и полезным прикрепите к флагу желтого или синего голубя если у вас остались вопросы по теме прикрепите голубей красного цвета

Крепят голубей по цветам флага

Предложить прикрепить гостям

9. Д/З

Выставление оценок

Эссе "Если вы не занимаетесь политикой, то политика займётся вами".  Ото фон Бисмарк

Отработка критерия 1

 ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
порядок организации, проведения выборов и определения результатов голосования

 ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ

МАЖОРИТАРНАЯ

СМЕШАННАЯ

 Голосование проходит по партийным спискам, места в парламенте распределяются пропорционально количеству набранных голосов.
Избирательный барьер обычно 5%.

 Голосование за конкретного кандидата. 

Победа: 
а) большинство голосов, 

б) 50%+1 голос,
в) большинство голосов, 2/3. 

Часть депутатов избирается по пропорциональной системе,
часть — по
 мажоритарной.

 

Используемая литература:

Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ под редакцией Л.Н.Боголюбова. – М.: «Просвещение», 2008.

А.Ф.Никитин. Правоведение. Учебник для 10-11 классов. М., «Просвещение», 2006

А.Ф.Никитин. Избирательное право. Избирательный процесс. НПО «Школа», М., «Открытый мир», 2003

А.Ф.Никитин. Политика и право. Рабочая тетрадь. М., «Просвещение», 2003

Т.П.Бегенеева. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень. 10 класс. М., «Вако», 2008

Н.Н.Лямаева. «Выборы в демократическом обществе» //Преподавание истории и обществознания в школе. №2, 2007

                Самоанализ урока по обществознанию в 10 классе по теме  « Демократические выборы».

                                                         Учитель: Канукова М.С.

Цель: повышение правовой грамотности учащихся

Планируемые результаты: 

Предметные: 

  • расширить и систематизировать  знания о сущности избирательной системы,  этапах избирательной кампании, механизмах её проведения;
  • Метапредметные:

  •  Познавательные:    продолжить формирование навыков работы с документами правового характера;  

  • Регулятивные:    развивать навыки анализа, синтеза и обобщения

               

  •  Коммуникативные: развивать умения применять правовые нормы на практике, продолжить выработку умений выражать свои собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию, моделировать ситуации

  • Личностные :продолжить  формирование  активной гражданской  позиции;

способствовать  воспитанию правовой культуры учащихся

В 10 « Б» классе обучается 18 человек. Отличников нет. Учащихся, имеющих проблемы в обучении нет. Значительная часть учеников класса добросовестно относится к учебе, практически всегда подготовлены к уроку, могут высказать собственную точку зрения, при подготовке домашних заданий ( по мере необходимости) использую дополнительную литературу, возможности сети Интернет. Ученики обладают удовлетворительными навыками анализировать , обобщать, делать самостоятельные выводы. Уровень коммуникативной и информационной компетенции достаточный. Культура поведения и общения учащихся соответствуют нормам.

 

Структура урока была мною определена в соответствии с типом урока ( урок закрепления и совершенствования знаний) и включала следующие этапы:

  1. Организационный момент.
  2. Целеполагание, планирование.
  3. Актуализация опорных знаний.
  4. Этап обобщения и систематизации изученного.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Рефлексия.

При постановке целей урока учитывались следующие факторы:

 - возраст учащихся ( 16-17) лет психологические особенности подростков, а именно, важнейшее новообразование – появление чувства взрослости, отстаивание своей позиции;

- достаточно высокий уровень обученности ( в том числе частично- поисковый уровень самостоятельной деятельности);

- техническое оснащение школы , а именно ,наличие отдельного кабинета истории и обществознания, что создает положительный настрой класса на урок;

- с учетом личностно – ориентированного подхода к определению сущности содержания  образования , на данном уроке моя деятельность была направлена на формирование у школьников:

а) опыта познавательной деятельности , в форме ее результата – знаний о правовом государстве ,избирательной системе;

б) опыта осуществления известных способов деятельности- в форме умений действовать по образцу ( при решении заданий на данном уроке);

в) опыта творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных и новых ситуациях ( ответ на вопрос : является ли Россия правовым государством);

г) опыта осуществления эмоционально – ценностных отношений – в форме личностных ориентаций; личностных отношений к избирательной системе правового государства , осознание ценности демократического режима  и ответственности за будущее страны.

Использую методы проблемного обучения , а именно ответов на проблемные вопросы и исследовательского метода ( поиск ответов на вопросы к тексту) и методы самостоятельной работы ( работа с книгой , групповая работа).

  1. Используемые на уроке наглядные средства :

а) презентация  к уроку

 б) карточки с заданиями ЕГЭ

в) иллюстрации самих учеников как дидактическое средство активизации познавательной деятельности , развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств;

г) переносной ящик для голосования

д) флаги

  1. Исходя из места урока в общей системе уроков обществознания ,а также целей и функций урока, мною был выбран тип урока – деловая игра – выборы.
  2. Опираясь на требования к современному уроку обществознания , структура урока была запланирована следующим образом :
  1. Организационный момент с определением целей урока ( 2 мин)
  2. Актуализация ( 2 мин)
  3. Постановка проблемного вопроса  ( 5  мин)
  4. Применений знаний и умений. Выход из проблемной ситуации ( 25 мин)
  5. Рефлексия (1-2  мин)
  6. Домашнее задание ( 2 мин)

Опираясь на вышеуказанную специфику содержания материала урока , при изучении материала применялся словесный ,наглядный и исследовательский метод обучения с элементами технологии проблемного обучения.

 На протяжении урока учащиеся работали с терминами , которые им было предложено включить в свою речь. Учитывая уровень обученности учащихся, были разработаны практические задания разноуровненного  характера : от простого до творческого уровня.

На этапе актуализации полученных знаний , осуществлялись демократические выборы, процедура голосования.

Считаю , что урок состоялся , и при планировании следующих уроков буду использовать знания и умения учащихся , достигнутые ими на этом уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по обществознанию в 10 классе «Демократические выборы и политические партии».

Урок по обществознанию  в 10 классе «Демократические выборы и политические партии».Учебник: «Обществознание. 10 класс» (авторов Л.Н.Боголюбова, Ю.И Аверьянова и др. - М.: Просвещение, 2008Урок ...

Разработка урока по обществознанию : "Что такое выборы?" 9 класс

Данная разработка  предназначена для проведения урока по обществознанию для  9 класса в форме дискуссионного клуба. Разработка предполагает создать условия на уроке  , при которых учени...

Конспект урока по обществознанию Голосование, выборы, референдум в демократическом обществе 9 класс

Конспект урока по обществознанию Голосование, выборы, референдум в демократическом обществе 9 класс...

Конспект урока по обществознанию. Класс: 9 Тема: Гражданское общество

Конспект урока по обществознанию.Класс: 9Тема: Гражданское обществоЦели урока:1.Образовательная:- Выявить смысл понятия «гражданское общество»-       Сформировать  з...

Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"

Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....

План-конспект урока по обществознанию на тему "Учимся выбирать" (комбинированный урок с элементами исследования и проведения деловой игры "Выборы")

Формирование целостного представления о выборах как к одному из институтов демократического государства...

Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9. Тема: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»

Конспект урока.  Предмет: обществознание. Класс: 9.Педагог: Бадерина Карина Евгениевна.Тема урока: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности  гражданина РФ.»Тип урока: комби...