Применение проектных технологий при обучении школьников истории и обществознанию
методическая разработка по обществознанию (10 класс)

Косарева Анастасия Игоревна

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность по истории и обществознанию в учебном процессе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon groekty.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность по истории и обществознанию в учебном процессе. Включение метода проекта в образовательный процесс сопряжено с рядом трудностей. Здесь нужна и высокая квалификация педагога, и достаточный уровень знания преподаваемого предмета, и готовность к дополнительным временным затратам. Выполнение творческих проектов обеспечивает систему действенных обратных связей, способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в проектной деятельности.

Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость.

Объектом изучения в данной работе является процесс обучения истории и обществознанию старшеклассников на основе проектной деятельности

Предмет исследования - практика применения метода проектной деятельности по истории и обществознанию.

Цель работы- изучить методику проектной деятельности старшеклассников.

Задачи работы:

1. Проанализировать принципы проектной технологии обучения.

2. Исследовать классификацию проектов по истории и обществознанию.

3. Раскрыть алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения.

4. Исследовать организацию проектной деятельности.

Большинство авторов А.Н. Бренчугина-Романова, Е.С. Полат, В. Рохлов, Л.О. Филатова и другие считают, что теория и практика проектной деятельности по истории и обществознанию начала активно развиваться в конце XIX - начале XX веков. По их мнению, метод проектов зародился во второй половине Х1Х века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях "прагматической педагогики". В литературе нет единой точки зрения на то, кто является автором методики организации проектной деятельности по истории и обществознанию в российской школе. Часть ученых считают, что основоположником является С.Т. Шацкий. Он в методику организации проектной деятельности по истории и обществознанию включал "приспособление" ученика к материалу (выбор подходящего материала для той или иной цели) и к инструменту (умения пользоваться инструментами).

Так же одним из основоположников проектного метода обучения называет П.П. Блонского. Ученый придавал социальный смысл обучению с реализацией данного метода. После революции методика организации проектной деятельности по истории и обществознанию в России применялась в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской. В 1930 году Наркомпрос утвердил программы для начальной школы и для школ ФЭС, в которых рекомендовалось применять методику организации проектной деятельности по истории и обществознанию, заменять школьные классы звеньями и бригадами. Метод проектов тогда называли еще и методом проблем. Авторы предлагали строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом. Самостоятельная работа над разрешением проблемы, получение конкретного результата и его публичное предъявление носили характер проектной деятельности.


Концептуальные основы организации проектной деятельности обучающихся

Принципы проектной технологии обучения

«Современный словарь по общественным наукам» под редакцией О.Г. Данильяна и Н.И. Панова дает два довольно общих определения:

  1. предшествующий, предварительный текст какого-либо документа;
  2. в философии экзистенциализма (Ж.-П. Сартр) способ реализации человеком своей свободы: постоянное и неминуемое осуществление выбора, становящегося, в результате, не только выбором действий, но и выбором жизненной судьбы.[1] 

Чуть более яснее о проектировании говорится в «Педагогическим словаре» Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова. Они определяют метод проектов как «систему обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов».[2] 

Наконец, И.С. Сергеев определяет проект как «реалистичный замысел о желаемом будущем, рациональное обоснование и конкретный способ своей практической осуществимости». Он считает, что «в отличие от проектирования, проект как метод обучения не привязан к конкретному содержанию и может быть использован в ходе изучения любого предмета, а также может являться межпредметным».[3] 

Современное общество и образование нацелено на потребность общества в гражданах с развитой исторической компетентностью; на самостоятельное усвоением учащимися знаний и коллективные формы организации учебной деятельности; на требования государства о формировании социально активной личности. Решение этих задач возможно при условии использования в обучении принципиально новых педагогических технологий, в том числе проектной.

Технология проектного обучения рассматривается в системе личностно ориентированного образования и способствует развитию таких личностных качеств школьников, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности и представляет собой технологию, рассчитанную на последовательное выполнение учебных проектов. Понятие "проект" в широком понимании - все, что задумывается или планируется.

Целью проектной технологии является самостоятельное "постижение" школьниками различных проблем, имеющих жизненный смысл для обучаемых. В проекте наряду с научной (познавательной) стороной решения всегда присутствуют эмоционально-ценностная (личностная) и творческая стороны. Именно эмоционально-ценностный и творческий компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся проект и как самостоятельно он выполнен.

Как было подчеркнуто выше, данная технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную или групповую, которую школьники выполняют в течение определенного отрезка времени, и предполагает совокупность проблемных методов обучения, творческих по своей сути. Данная технология строится с учетом принципов гуманизации, коммуникативности, индивидуализации, деятельностного, ценностного подходов, ориентированных не только на формирование знаний и умений у учащихся, а на самореализацию их личности.

Наиболее существенными особенностями проектного обучения являются его диалогичность, проблемность, интегративность, контекстность.

Диалогичность позволяет учащимся в процессе выполнения проекта вступать в диалог как с собственным Я, так и с другими. Именно в диалоге осуществляется "свободное самооткровение личности".

Проблемность возникает при разрешении проблемной ситуации, которая обусловливает начало активной мыслительной деятельности, проявлений самостоятельности у учащихся, вследствие того, что они обнаруживают противоречие между известным им содержанием и невозможностью объяснить новые факты и явления

Контекстность в проектной технологии позволяет создавать проекты, приближенные к естественной жизнедеятельности учащихся, осознать место изучаемой ими науки в общей системе человеческого бытия,

В контексте, какой общечеловеческой культурной деятельности быть выполнены учебные проекты школьников? За основание могут взяты основные сферы деятельности человека, разработанные М.С. Каганом[4]: практико-преобразовательная, научно-познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная, художественно-эстетическая.

Построение учебного процесса, ориентированного на выполнение учащимися проектов, строится не в логике изучаемого учебного предмета, а в логике деятельности учащихся. Итак, в процессе обновления образования важной становится задача личностно-ориентированного подхода к выполнению учащимся проекта в ходе которого учащийся приобретает новые знания, а также исследовательские навыки, в результате выполнения проекта учащийся получает не только разрешение проблемы, но и личностную самореализацию.


1.2 Классификация проектов по истории и обществознанию

На уроках истории можно использовать разного рода проекты. Проекты, выполняемые в рамках учебного процесса, можно классифицировать по нескольким признакам. Например, по типу продукта, что является результатом проектной деятельности, их можно разделить на: исследовательские; творческие; информационные; технологические; практико-ориентированные.

Но нередко они могут быть комбинированными и охватывать несколько видов деятельности. По продолжительности выполнения проекта можно разделить на: краткосрочные (мини-проекты, рассчитанные на срок от одного до нескольких уроков); среднесрочные (обычные проекты, рассчитанные на срок от месяца до нескольких месяцев); долгосрочные (макро- проекты, рассчитанные на срок от учебного полугода до года).[5]

В зависимости от количества участников проекты делятся на:

  • индивидуальные (самостоятельная работа одного ученика);
  • групповые (от двух до нескольких десятков учеников).

И.С. Сергеев предлагает классификацию проектов по доминирующей деятельности обучающихся. Данная классификация включает:

  • Практико-ориентированный проект(прикладной) - направлен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.
  • Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование. Это деятельность обучающихся по решению творческой, исследовательской проблемы с заранее неизвестным решением, предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
  • Информационный проект - направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории.
  • Творческий проект - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.
  • Ролевой проект. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Имитируются социальные или деловые отношения, усложняются гипотетическими игровыми ситуациями. Высока степень творчества.

На практике обычно нельзя увидеть в чистом виде тот или иной проект, можно говорить лишь о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.

В педагогической практике, как правило, используются групповые и персональные учебные проекты. Следует отметить их особенности в плане преимуществ.

Преимущества групповых проектов: у участников проектной группы формируются навыки сотрудничества; проект может быть выполнен глубоко и разносторонне; каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуационного лидера и, наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы.

Преимущества персональных проектов: план работы может быть выстроен с максимальной точностью; у учащегося полностью формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого.

Самостоятельное "нахождение путей разрешения проблемных вопросов" обеспечивает проектная компетентность, которая означает, что ученик может при наличии мотивации организовать собственную деятельность для решения возникшей проблемы. Проектная компетентность складывается из:

  • знания технологии проектирования,
  • проектных умений и
  • опыта проектной деятельности

Таким образом, для решения поставленных в ФГОС задач необходимы:

  • готовность учащегося к проектной деятельности,
  • реальная мотивирующая к деятельности проблема,
  • четко составленная программа проектной и исследовательской деятельности для решения сформулированных задач.

Готовность учителя к проектной и исследовательской деятельности учащихся означает:

•        проектную и исследовательскую компетентность учителя

•        владение учителем методом учебных проектов и исследований

умение учителя применять учебное проектирование и исследование в различных организационных формах

•        знание о возможностях учебного проектирования и исследования для решения различных образовательных задач.

Программа исследовательской и проектной деятельности должна содержать:

•        цели, задачи и основные направления исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования, описание принципов проектно-проблемной модели обучения;

•        планируемые результаты исследовательской и проектной деятельности обучающихся;

•        формы организации исследовательской и проектной работы обучающихся;

•        методику и инструментарий мониторинга выполнения обучающимися исследовательских и проектных работ,

•        критерии их оценки и представления итоговых результатов.[6]

Итак, в современной науке выделяют проектирование техническое и гуманитарное. В гуманитарном проектирование сходя из преобладающего метода или вида деятельности, выделяют прикладные, исследовательские, информационные, ролево-игровые проекты.


Проектная деятельность старшеклассников

В современной педагогической литературе можно встретиться как с термином "метод проектов" так и с термином "проектная деятельности".  

Метод проектов - совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, способ организации процесса познания. Поэтому если говорится о методе проектов, то имеется в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом. В основу метода положена идея, составляющая суть понятия "проект". Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учеников - индивидуальную, парную, групповую, которую ученики выполняют в течение определенного отрезка времени. Проектная деятельность - как категория психологическая. Т.о., проектная деятельность учащихся находится вне содержания образования: она не предполагает кардинального изменения учебного плана, содержания учебных предметов (остается все тот же предметоцентризм) и т.д.. Метод проектов в руках учителя есть своеобразный педагогический инструмент, с помощью которого решаются определенные дидактические задачи, то есть прежде всего задачи взрослого.

Проектная же деятельность есть способ организации образовательного пространства, учеников. Реализация проектной формы на практике ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора учебно-познавательной деятельности своих учеников.

В практике развивающего обучения у учащихся формируются навыки проектной деятельности через решение проектных задач.Проектная задача - это задача по форме и содержанию приближенная к "реальной" ситуации и ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме. Итогом решения такой задачи всегда является реальный "продукт" (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный учащимися.

Урок как проектная задача

Урок как проектная задача состоит из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами для решения поставленной задачи в целом. Перед постановкой проектной задачи обязательно описывается конкретно-практическая, проблемная ситуация. Она фиксируется в формулировке задачи урока и реализуется через систему заданий. Главное условие проектных задач - возможность переноса известных детям способов действий в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский "продукт".

Уроки - проектные задачи способствуют повышению познавательного интереса учащихся, развивают способности школьников самостоятельно решать проблемы на основе самостоятельного опыта, обеспечивают возможность достижения желаемого результата всеми учащимися.

Проектные задания в последние годы все шире входят в массовую практику обучения обществознанию. Причина этого кроется в тех возможностях, которые открывает проектная деятельность для развития общеучебных (межпредметных) умений и социализации учащихся.

Ученические проекты в системе учебной работы

Достоинства проектной деятельности состоят прежде всего в том, что она включает в себя совокупность поисковых, проблемных, творческих по своей сути учебных действий, приемов и методов. При выполнении проектов учащиеся проявляют большую долю самостоятельности, используют не только интегрированные знания из различных общественных наук, но и надпредметные умения (планировать свою деятельность, разделять задачу на этапы, определять пути поиска, накопления. классификации и обработки необходимой информации, представлять результаты работы в публичном выступлении и др.). Среди проектов, используемых в обучении обществознанию можно выделить следующие их разновидности:

  • прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике данной школы);
  • информационные (предполагают анализ, обобщение и представление участниками проекта конкретной информации широкой аудитории);
  • ролевые, игровые (участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют линии поведения в игровой ситуации);
  • исследовательские (предполагают решение творческой исследовательской задачи; определение основных этапов работы, характерных для научного исследования).

Примерные требования к выполнению учебного проекта следующие:

  1. должен соответствовать проектному заданию (теме проекта);
  2. может выполняться индивидуально или в группе с определением точного содержания деятельности каждого участника группы;
  3. Основные задачи (этапы) реализованы в конечном продукте (компьютерной презентации) полностью. Работа представлена классу (проведена публичная презентация), получены ответы на вопросы к презентации.
  4. Работа оформлена с учетом требований к цитированию, содержит ссылки на источники.

По каждому критерию возможно выставление от 1 до 3 баллов:

1 балл - критерий выражен слабо;

2 балла - критерий ясно выражен, но имеются отдельные недочеты;

3 балла - замечаний нет. Максимально возможная сумма баллов - 15.

Отметка "5" - 15-12 баллов; "4" - 11-9 баллов; "3" - 8 баллов и менее. Неудовлетворительная оценка за проектную работу не выставляется. Если ученик не справился с работой, она снимается с презентации и не оценивается.


Качественные структурные и социально-экономические изменения последних десятилетий называют переходом к постиндустриальному обществу. Они ведут к смене традиционной парадигмы общего образования. Жизнь требует от выпускников школ интеллектуального и нравственного развития, формирования критического и творческого мышления, умения работать с информацией, ответственности, инициативности, коммуникативности, самостоятельности мышления. А проектная методика по истории и обществознанию обладает большими потенциальными возможностями: развивающими, обучающими, воспитательными, психологическими. Эти возможности могут быть реализованы в комплексе с другими методами и приемами для достижения качественно нового уровня обучения и воспитания.

Применение метода проектов во многом помогает решить такие больные проблемы, как недостаточная мотивация учеников, их отчужденность от проблематики и ценностей образования и культуры в целом, оторванность знаний от жизни и т.д. И этот внушительный перечень "побед" метода проектов вдохновляет на новые поиски возможностей реализации его в повседневной педагогической практике.

Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Его необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать. Сегодня даже для того, чтобы просто выжить, не говоря уже о том, чтобы вести более или менее достойное человека существование, мы должны смело идти навстречу новому. То есть быть способными проектировать наше взаимодействие с непрестанно и непредсказуемо изменяющимся миром. Это означает, что нам нужно учиться непрерывно и безостановочно.


Список источников

  1. Воронцов А. Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации учения. [Электронный ресурс] URL:http://nsc.1september.ru/2007/06/8. Htm (дата обращения: 5.12.2019)
  2. Воронцов А.Б., Егоркина С.В., Харазова Л.В., Заславский В. М Проектная задача как средство постепенного перехода к проектным формам организации образовательного процесса в подростковой школе. [Электронный ресурс] URL:www.ouro.ru/files/news/240106/prirodov. Doc (дата обращения: 6.12.2019)
  3. Концепция Федеральной целевой программы развития
  4. Каган М.С. Системный подход как основа исследования человеческой деятельности. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/14635533 (дата обращения: 7.12.2019)
  5. Мельников В.Е., Мигунов В.А., Петряков П.А. Метод проектов в преподавании образовательной области "Технология". - Вел. Новгород, 2008.34, 48 с.
  6. Метод проектов в технологическом образовании школьников. - СПб. 2009.64 с.

образования на 2016 - 2020 годы [Электронный ресурс]URL: http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения 4.21.2019)

  1.   Педагогический словарь. / Под ред. Г.М. Ко¬джаспировой и А.Ю. Коджаспирова. М., 2013.
  2.   Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М., 2016.
  3.   Современный словарь по общественным наукам. / Под ред. О.Г. Данильяна, Н.И. Панова. М., 2016.
  4. Старцева Е.С. Комплекс проектов для формирования коммуникативных УУД // Сборник научных трудов SWorld. 2013. Т. 14. № 2. С. 61- 63.


[1] Современный словарь по общественным наукам. / Под ред. О.Г. Данильяна, Н.И. Панова. М., 2016. С. 361.

[2] Педагогический словарь. / Под ред. Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова. М., 2013. С. 244.

[3] Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М., 2016. С. 38.

[4]Каган М.С. Системный подход как основа исследования человеческой деятельности. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/14635533 (дата обращения: 7.12.2019)

[5] Современный словарь по общественным наукам. / Под ред. О.Г. Данильяна, Н.И. Панова. М., 2016. C.132

[6] Воронцов А.Б., Егоркина С.В., Харазова Л.В., Заславский В. М Проектная задача как средство постепенного перехода к проектным формам организации образовательного процесса в подростковой школе. [Электронный ресурс] URL:www.ouro.ru/files/news/240106/prirodov. Doc (дата обращения: 6.12.2019)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии витагенного обучения школьников на уроках экономики

Витагенное обучение - обучение, основанное на актуализации жизненного опыта обучающегося....

Применение проектной технологии обучения на уроке русского языка в 7 классе

Цель: направить внимание учащихся на обобщение и систематизацию знаний о причастии; продолжить формирова­ние орфографических и    пунктуационных навыков; углубить умения и навыки по ис...

Применение проектной технологии обучения для подготовки к ЕГЭ

Организация учебного проекта по созданию электронного учебника-тренажёра, который объединяет подборку демонстрационных и тестовых презентаций, объединённых системой гиперссылок в среде Web-страниц....

Практическое применение проектной технологии и выявление методических условий для успешной организации и применения проектной деятельности в курсе истории России в VI классе.

Практическое применение проектной технологии и выявление методических условий для успешной организации и применения проектной деятельности в курсе истории России в VI классе. 1 Разработка проектн...

Разработка методических рекомендаций по организации и применению проектной технологии при изучении истории России в VI классе

Разработка методических рекомендаций по организации и применению проектной технологии при изучении истории России в VI классеПлан методических рекомендаций:1. Методическая помощь в подготовке и провед...

Методическая разработка Использование проектной технологии в организации уроков истории и обществознания.

Методическая разработка содержит материалы, раскрывающие деятельность учителя истории и обществознания, методы и приемы организации учебной деятельности на уроках истории и обществознания, которые поз...

Применение проектной технологии в учебной и внеучебной деятельности школьников.

АННОТАЦИЯОбучение в современной школе предполагает применение новых образовательных технологий, которые повышают эффективность образовательного процесса и гарантируют достижение учащимися высоких резу...