Игра-аукцион «Жизненные ценности»
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Киселёва Анастасия Андреевна

Цель: способствовать осознанию подростками собственной системы ценностей   и  её влияния на жиз­ненные перспективы

 Категория участников: учащиеся 8-11классов

Оборудование:

  • по 10 жетонов для каждого участника;
  • карточки с названиями ценностей;
  • мультимедийный проектор;
  • презентация «Жизненные ценности»;
  • плакат с высказыванием (можно написать на доске):

«Без ценностей человек уносится пото­ком, как дерево в бушующих водах моря» (итальянский философ О. Винсент Думинуко).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составитель:

М.Б.Пометелина,

педагог-психолог

МБУ ЕЦПППН «Диалог»

Игра-аукцион

«Жизненные ценности»

Цель: способствовать осознанию подростками собственной системы ценностей   и  её влияния на жизненные перспективы

 Категория участников: учащиеся 8-11классов

Оборудование:

  • по 10 жетонов для каждого участника;
  • карточки с названиями ценностей;
  • мультимедийный проектор;
  • презентация «Жизненные ценности»;
  • плакат с высказыванием (можно написать на доске):

«Без ценностей человек уносится потоком, как дерево в бушующих водах моря» (итальянский философ О. Винсент Думинуко).

Вводная часть.

1. Вступительное слово учителя.

Каждому из вас уже сейчас приходилось задумываться о своем становлении как личности. Личность - это отдельный человек как единая система устойчивых характеристик и свойств, реализуемых в социальной жизни посредством активной деятельности.

Попробуем определить, что нужно для того, чтобы человек, идущий дорогой жизни, мог стать личностью.

Жизнь человека похожа на дорогу, и она пролегает во времени. День за днём, час за часом мы проходим, проживаем свои путь, растём и изменяемся.

2. Упражнение «Вопросы жизни».

Перед человеком, которому еще только предстоит стать личностью, возникает очень много вопросов. Какие это вопросы? (можно предложить учащимся самостоятельно сформировать вопросы)

  • Что в жизни...
  • Что для меня...
  • Есть ли у меня...
  • Какие события...
  • Кем бы я...
  • Кто должен...
  • Можно ли обойтись без...
  • Какие качества...
  • Хорошо ли жить...
  • С кем мне...
  • Что мне...
  • В чём моя...
  • Как принимать...
  • Как выбрать...
  • Как преодолеть...
  • Как получить...
  • Сколько стоит...
  • За что получают...
  • Смогу ли я...

Ведущий: На какие-то из них вы будете отвечать в течение всей своей жизни, на некоторые можно ответить уже сейчас.

3. Упражнение «Приоритеты»

Ведущий: Одна из  важнейших задач человека - выбор своего предназначения.

Расул Гамзатов писал:

Глаза у нас намного выше ног:

В том смысл я вижу и особый знак.

Мы все сотворены, чтоб каждый мог

Все осмотреть перед тем, как делать шаг.

  • А мы сейчас попытаемся выбрать основные приоритеты своей жизни. Ребята называют: образование, семья, здоровье, творчество, труд, мир, развлечения, любовь, успех, свобода, деньги.

- Как дорого вы можете заплатить за то, что для вас представляет ценность? (Ответы участников мероприятия).

Основная часть

Ведущий: Сегодня мы проведем игру, которая называется «На что потратить жизнь?». Она поможет каждому ответить на  этот вопрос. За время игры вы должны постараться достойно «прожить» свою жизнь. Перед началом игры каждый из вас получит по десять жетонов, попрошу подписать их. Каждый жетон представляет собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов, индивидуальности. На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность. Не потеряйте их! (Каждому игроку выдаются жетоны, которые они подписывают).

Ведущий: Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор: «потратить» жетоны или «сэкономить». «На продажу» будут выставляться сразу по две вещи. Вы вправе выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу. «Купить» каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу. Переход к следующей паре означает, что предыдущая пара окончательно снята с «торгов». Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить. Готовы?

Звучит музыка, напоминающая музыкальную заставку к игре «Что? Где? Когда?».

Ведущий: Итак, предлагаю сделать выбор, первая пара ценностей (на экран проецируется слайд):

а) хорошая просторная квартира (либо дом) - 1 жетон;

б) верность тех людей, которые для вас дороги -2 жетона.

Кто желает приобрести один из двух предложенных «товаров»?

Ведущий или помощник обменивает жетоны у тех, кто захотел сделать покупку на соответствующую карточку с названием приобретенной ценности.

Ведущий (бьет молоточком по подставке как на аукционе): Продано! Следующая пара:

а) полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга - 2 жетона;

б) полная гарантия того, что вы окончите школу с медалью - 2 жетона.

Повторяется процедура обмена жетонов на предложенные ценности.

Следующие пары ценностей:

  1. Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет (1 жетон) и один настоящий друг (2 жетона).
  2. Хорошее образование (2 жетона) и предприятие, приносящее большую прибыль (2 жетона).
  3. Здоровая семья (2 жетона) и всемирная слава (3 жетона).
    Тем, кто выбрал здоровую семью, предназначена награда - два лишних

 жетона, которые вручаются после окончания этого этапа аукциона.

  1. Изменить свою внешность или любую черту своего характера (1 жетон) и быть всю жизнь довольным собой (2 жетона).
  2. Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения (2 жетона) и постоянное уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените (2 жетона).

Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон дополнительно, если у вас они еще остались. Ведь в жизни есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.

6.        Чистая совесть (2 жетона) и умение добиваться успеха во всём, чего бы вы ни пожелали (2 жетона).

  1. Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите (2 жетона) и возможность заново пережить (повторить) любое событие вашей жизни (только одно!) (2 жетона).

На этом торги закрываются. Те жетоны, которые не были израсходованы, пропадают.

Ведущий организует обсуждение игры:

Ведущий: В течение следующих 5 минут, разбившись на группы по 3-5 человек, обсудить свои «покупки» и ответить на следующие вопросы:

- какой «покупкой» вы более всего довольны?

- сожалеете ли вы о том, что вы чего-то не «приобрели?»

- хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?

Вероятнее всего, вы услышите от ребят следующие высказывания:

- «прежде, чем что-то покупать, надо узнать, что еще будет продаваться»;

- «я хотел бы, чтобы можно было обменять ранее купленную вещь на любую другую, объявленную позже»;

- «нужно, чтобы перед началом игры нам выдали побольше жетонов, чтобы на всё хватило».

Вы должны задать альтернативный вопрос: Разве игра от этого станет более интересной?

Необходимо помочь учащимся увидеть связь между выбором покупок и определенными личностными качествами. Например, ты отдал жетон за изменение внешности - значит, ты придаёшь большое значение тому, что думают о тебе окружающие. Если предпочел быть довольным собой - значит, больше ценишь своё мнение о себе.

Ведущий: Большинство ваших предложений действительно разумно и правильно. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает. Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как невозможно «отменить» последствия ранее принятого решения. Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями. Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали. Сегодня это была всего лишь игра. Но то, как мы расходуем свои время, силы и возможности в реальной жизни, позволяет достаточно верно судить о наших подлинных ценностях.

Самостоятельная работа 

В течение 1-2 минут учащиеся должны постараться ответить на вопрос: «Если бы кто-нибудь проанализировал решения, которые вы принимали в течение игры, какие выводы смог бы сделать этот человек о ваших жизненных ценностях?».

Затем обсуждение в группе: 

Какие ценности преобладают у членов группы и почему?

Примерный перечень общих ценностей, которые могли проявиться во время игры:

-  мнение других людей обо мне;

-  забота о благополучии близких;

- мои собственные потребности;

- материальные блага;

- общечеловеческие долгосрочные цели;

- надежность;

- осмысленная жизнь;

-  мир и согласие.

Работа в парах 

Ведущий: Сейчас предлагаю вам разбиться на пары и провести интервью. Один из вас будет выполнять роль репортёра, другой - интервьюируемого. При этом нужно представить, что вы берете интервью у очень пожилого человека (80-90 лет), и, несмотря на это, он имеет абсолютно нормальное мышление. Затем вы меняетесь ролями.

Учащиеся садятся парами и по очереди берут интервью друг друга. Репортеры делают краткие записи, чтобы дать отчет.

Примерные вопросы:

- что было самым важным в жизни?

- какое личное качество больше всего помогало вам в трудных ситуациях?

- что помогало и что препятствовало созданию близких взаимоотношений с другими людьми?

- что вы сделали для своей семьи?

Учащиеся по желанию самостоятельно могут добавить в это интервью еще несколько вопросов.

Ведущий организует групповое обсуждение:

Вы провели интервью, а теперь давайте все вместе обсудим следующие вопросы:

- каковы те цели, достижению которых стремится большинство людей, -

материальные или духовные?

- находите ли вы какие-либо сходства в ответах на вопросы?

- существует ли какая-либо общность взглядов на то,  что наиболее важно и значительно в жизни людей?

В результате обсуждения, учащиеся должны прийти к выводу о том, что, несмотря на разные взгляды людей на жизнь, главные ценности человеческой жизни имеют духовный смысл. Например, создание семьи, воспитание детей, благополучие родных.

Заключительная часть

Ведущий: Ребята, вспомните, какие  ценности вы выбрали сегодня из предложенных в ходе игры. Кто-то из вас, наверное, может поздравить себя и сказать: «Я сделал правильный выбор и приобрел то, что действительно ценно». Другой, возможно, с сожалением, осознал, что потратил свои жетоны совсем не на то, а кто-то пожалеет, что поспешил с решением, либо, наоборот, слишком долго выжидал и что-то упустил. И многие наверняка подумали: «Вот бы повторить игру! Тогда я довел бы себя гораздо осмотрительнее, умнее».

И если вы сейчас действительно о чём-либо сожалеете, спешу напомнить вам, что это только игра. Когда придёт время решать, чему себя посвятить, прошу вас помнить о том, что очень важно сделать правильный выбор!

Список литературы:

  1. Профилактика наркомании в общеобразовательном учреждении: система работы, методические рекомендации, разработки мероприятий./ Сост. И ред. Ю.В.Науменко. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 250 с. – (Воспитательная работа).
  2. Формирование здорового образа жизни. 5-11 классы: классные часы / авт.-сост. Т.И.Магомедова, Л.Н. Канищева. – Волгоград: Учитель, 2007. – 136 с.



Предварительный просмотр:

Игра-аукцион

«Жизненные ценности»

Цель: способствовать осознанию подростками собственной системы ценностей   и  её влияния на жизненные перспективы

 Категория участников: учащиеся 8-11классов

Оборудование:

  • по 10 жетонов для каждого участника;
  • карточки с названиями ценностей;
  • мультимедийный проектор;
  • презентация «Жизненные ценности»;
  • плакат с высказыванием (можно написать на доске):

«Без ценностей человек уносится потоком, как дерево в бушующих водах моря» (итальянский философ О. Винсент Думинуко).

Вводная часть.

1. Вступительное слово учителя.

Каждому из вас уже сейчас приходилось задумываться о своем становлении как личности. Личность - это отдельный человек как единая система устойчивых характеристик и свойств, реализуемых в социальной жизни посредством активной деятельности.

Попробуем определить, что нужно для того, чтобы человек, идущий дорогой жизни, мог стать личностью.

Жизнь человека похожа на дорогу, и она пролегает во времени. День за днём, час за часом мы проходим, проживаем свои путь, растём и изменяемся.

2. Упражнение «Вопросы жизни».

Перед человеком, которому еще только предстоит стать личностью, возникает очень много вопросов. Какие это вопросы? (можно предложить учащимся самостоятельно сформировать вопросы)

  • Что в жизни...
  • Что для меня...
  • Есть ли у меня...
  • Какие события...
  • Кем бы я...
  • Кто должен...
  • Можно ли обойтись без...
  • Какие качества...
  • Хорошо ли жить...
  • С кем мне...
  • Что мне...
  • В чём моя...
  • Как принимать...
  • Как выбрать...
  • Как преодолеть...
  • Как получить...
  • Сколько стоит...
  • За что получают...
  • Смогу ли я...

Ведущий: На какие-то из них вы будете отвечать в течение всей своей жизни, на некоторые можно ответить уже сейчас.

3. Упражнение «Приоритеты»

Ведущий: Одна из  важнейших задач человека - выбор своего предназначения.

Расул Гамзатов писал:

Глаза у нас намного выше ног:

В том смысл я вижу и особый знак.

Мы все сотворены, чтоб каждый мог

Все осмотреть перед тем, как делать шаг.

  • А мы сейчас попытаемся выбрать основные приоритеты своей жизни. Ребята называют: образование, семья, здоровье, творчество, труд, мир, развлечения, любовь, успех, свобода, деньги.

- Как дорого вы можете заплатить за то, что для вас представляет ценность? (Ответы участников мероприятия).

Основная часть

Ведущий: Сегодня мы проведем игру, которая называется «На что потратить жизнь?». Она поможет каждому ответить на  этот вопрос. За время игры вы должны постараться достойно «прожить» свою жизнь. Перед началом игры каждый из вас получит по десять жетонов, попрошу подписать их. Каждый жетон представляет собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов, индивидуальности. На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность. Не потеряйте их! (Каждому игроку выдаются жетоны, которые они подписывают).

Ведущий: Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор: «потратить» жетоны или «сэкономить». «На продажу» будут выставляться сразу по две вещи. Вы вправе выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу. «Купить» каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу. Переход к следующей паре означает, что предыдущая пара окончательно снята с «торгов». Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить. Готовы?

Звучит музыка, напоминающая музыкальную заставку к игре «Что? Где? Когда?».

Ведущий: Итак, предлагаю сделать выбор, первая пара ценностей (на экран проецируется слайд):

а) хорошая просторная квартира (либо дом) - 1 жетон;

б) верность тех людей, которые для вас дороги -2 жетона.

Кто желает приобрести один из двух предложенных «товаров»?

Ведущий или помощник обменивает жетоны у тех, кто захотел сделать покупку на соответствующую карточку с названием приобретенной ценности.

Ведущий (бьет молоточком по подставке как на аукционе): Продано! Следующая пара:

а) полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга - 2 жетона;

б) полная гарантия того, что вы окончите школу с медалью - 2 жетона.

Повторяется процедура обмена жетонов на предложенные ценности.

Следующие пары ценностей:

  1. Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет (1 жетон) и один настоящий друг (2 жетона).
  2. Хорошее образование (2 жетона) и предприятие, приносящее большую прибыль (2 жетона).
  3. Здоровая семья (2 жетона) и всемирная слава (3 жетона).
    Тем, кто выбрал здоровую семью, предназначена награда - два лишних

 жетона, которые вручаются после окончания этого этапа аукциона.

  1. Изменить свою внешность или любую черту своего характера (1 жетон) и быть всю жизнь довольным собой (2 жетона).
  2. Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения (2 жетона) и постоянное уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените (2 жетона).

Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон дополнительно, если у вас они еще остались. Ведь в жизни есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.

6.        Чистая совесть (2 жетона) и умение добиваться успеха во всём, чего бы вы ни пожелали (2 жетона).

  1. Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите (2 жетона) и возможность заново пережить (повторить) любое событие вашей жизни (только одно!) (2 жетона).

На этом торги закрываются. Те жетоны, которые не были израсходованы, пропадают.

Ведущий организует обсуждение игры:

Ведущий: В течение следующих 5 минут, разбившись на группы по 3-5 человек, обсудить свои «покупки» и ответить на следующие вопросы:

- какой «покупкой» вы более всего довольны?

- сожалеете ли вы о том, что вы чего-то не «приобрели?»

- хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?

Вероятнее всего, вы услышите от ребят следующие высказывания:

- «прежде, чем что-то покупать, надо узнать, что еще будет продаваться»;

- «я хотел бы, чтобы можно было обменять ранее купленную вещь на любую другую, объявленную позже»;

- «нужно, чтобы перед началом игры нам выдали побольше жетонов, чтобы на всё хватило».

Вы должны задать альтернативный вопрос: Разве игра от этого станет более интересной?

Необходимо помочь учащимся увидеть связь между выбором покупок и определенными личностными качествами. Например, ты отдал жетон за изменение внешности - значит, ты придаёшь большое значение тому, что думают о тебе окружающие. Если предпочел быть довольным собой - значит, больше ценишь своё мнение о себе.

Ведущий: Большинство ваших предложений действительно разумно и правильно. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает. Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как невозможно «отменить» последствия ранее принятого решения. Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями. Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали. Сегодня это была всего лишь игра. Но то, как мы расходуем свои время, силы и возможности в реальной жизни, позволяет достаточно верно судить о наших подлинных ценностях.

Самостоятельная работа 

В течение 1-2 минут учащиеся должны постараться ответить на вопрос: «Если бы кто-нибудь проанализировал решения, которые вы принимали в течение игры, какие выводы смог бы сделать этот человек о ваших жизненных ценностях?».

Затем обсуждение в группе: 

Какие ценности преобладают у членов группы и почему?

Примерный перечень общих ценностей, которые могли проявиться во время игры:

-  мнение других людей обо мне;

-  забота о благополучии близких;

- мои собственные потребности;

- материальные блага;

- общечеловеческие долгосрочные цели;

- надежность;

- осмысленная жизнь;

-  мир и согласие.

Работа в парах 

Ведущий: Сейчас предлагаю вам разбиться на пары и провести интервью. Один из вас будет выполнять роль репортёра, другой - интервьюируемого. При этом нужно представить, что вы берете интервью у очень пожилого человека (80-90 лет), и, несмотря на это, он имеет абсолютно нормальное мышление. Затем вы меняетесь ролями.

Учащиеся садятся парами и по очереди берут интервью друг друга. Репортеры делают краткие записи, чтобы дать отчет.

Примерные вопросы:

- что было самым важным в жизни?

- какое личное качество больше всего помогало вам в трудных ситуациях?

- что помогало и что препятствовало созданию близких взаимоотношений с другими людьми?

- что вы сделали для своей семьи?

Учащиеся по желанию самостоятельно могут добавить в это интервью еще несколько вопросов.

Ведущий организует групповое обсуждение:

Вы провели интервью, а теперь давайте все вместе обсудим следующие вопросы:

- каковы те цели, достижению которых стремится большинство людей, -

материальные или духовные?

- находите ли вы какие-либо сходства в ответах на вопросы?

- существует ли какая-либо общность взглядов на то,  что наиболее важно и значительно в жизни людей?

В результате обсуждения, учащиеся должны прийти к выводу о том, что, несмотря на разные взгляды людей на жизнь, главные ценности человеческой жизни имеют духовный смысл. Например, создание семьи, воспитание детей, благополучие родных.

Заключительная часть

Ведущий: Ребята, вспомните, какие  ценности вы выбрали сегодня из предложенных в ходе игры. Кто-то из вас, наверное, может поздравить себя и сказать: «Я сделал правильный выбор и приобрел то, что действительно ценно». Другой, возможно, с сожалением, осознал, что потратил свои жетоны совсем не на то, а кто-то пожалеет, что поспешил с решением, либо, наоборот, слишком долго выжидал и что-то упустил. И многие наверняка подумали: «Вот бы повторить игру! Тогда я довел бы себя гораздо осмотрительнее, умнее».

И если вы сейчас действительно о чём-либо сожалеете, спешу напомнить вам, что это только игра. Когда придёт время решать, чему себя посвятить, прошу вас помнить о том, что очень важно сделать правильный выбор!

Список литературы:

  1. Профилактика наркомании в общеобразовательном учреждении: система работы, методические рекомендации, разработки мероприятий./ Сост. И ред. Ю.В.Науменко. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 250 с. – (Воспитательная работа).
  2. Формирование здорового образа жизни. 5-11 классы: классные часы / авт.-сост. Т.И.Магомедова, Л.Н. Канищева. – Волгоград: Учитель, 2007. – 136 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизненные ценности

В помощь учителю диагностика класса...

Презентация к уроку "Жизненные ценности героев рассказа А.Куприна "Белый пудель"

Презентация к уроку литературы в 6 классе по программе Меркина. Презентация отражает ход урока, основные задания для учеников....

Жизненные ценности подростка

Жизненные ценности каждого из нас складываются не на пустом месте: нас пропитывает та атмосфера, в которой мы жили с детства, представление о ценностях, которыми мы были окружены. Надо помнить, ч...

Классный час "Жизненные ценности"

Классный час в форме тренинга, помогающий расставить приоритеты обучающимся старших классов...

Разработка плана в соответствии с методической темой воспитателя социального приюта:"Формирование жизненных ценностей и развитие навыков поведения в реабилитационной работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации".

Коррекционно- воспитательная работа призвана помочь несовершеннолетним найти логическую связь или противоречие между существующими моральными оценками и собственными суждениями, чтобы сориентироваться...