кружок ЭКОНОМИКА
учебно-методический материал по обществознанию (10, 11 класс)

Рабочая прграмма кружка "Экономика: теория и практика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_ekonomika.docx30.97 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БРЕДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»

 «Согласовано»

Зам. директора по ВР

___________/О.Н. Рычргова/

«______»____________2019 г

                                           «Утверждаю»

Директор МКОУ «Брединская  СОШ № 4»

___________  /Е.В. Андрюкова/

 «______»____________2019 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«ЭКОНОМИКА: ТЕОРИЯ и ПРАКТИКА»

                 

  Учитель:   Е.А. Станскова  ____________

Пояснительная записка

         Переход российской экономики к рыночным формам хозяйствования вызвал значительные изменения в содержании общественных дисциплин. Долгие десятилетия экономическое образование пребывало в изоляции от мировой экономической науки и практики ее преподавания. Теория рыночного хозяйства в нашей стране не изучалась и не преподавалась. Осуществляемые в стране экономические реформы настоятельно требуют приобщения всего населения, и прежде всего подрастающего поколения, к экономическим знаниям, которые позволяли бы осмысленно воспринимать происходящие в стране события. Формирование нового экономического мышления стало в нынешних условиях социальным заказом общества.

        Быстро меняющаяся социально – экономическая обстановка требует от молодого человека всестороннего развития, а так как экономика является одной из составляющих общественного развития, то ее знания будут способствовать лучшей адаптации молодого человека в обществе.

Программа кружка «Экономика: теория и практика » предназначена для 9- 11-х классов. Этот курс позволяет учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка, создает условия для обучения старшеклассников в соответствии с их желаниями освоить ту или иную профессию в будущем, имеющую экономическую, правовую направленность.

   В результате изучения курса «Экономика: теория и практика» воспитываются понимание человеческого достоинства, уважение к другим людям, толерантность, стремление к использованию ненасильственных средств разрешения конфликтов, развиваются чувство солидарности и стремление к сотрудничеству с другими людьми. В условиях становления правового государства важное  значение приобретают вопросы формирования и закрепления нового юридического мышления, общей и правовой культуры, правосознания. Знания о правах и свободах человека являются одной из составляющих модернизации образования. При изучении теоретических вопросов по различным отраслям права формируется система ценностей и установок человеческого поведения, приобретаются знания по теории права и умения, необходимые для самостоятельной жизни человека в обществе.

   Данный кружок рассчитан на 34 часа в 9- 11 классах, 1 час в неделю, изучается в течение 1 года

        

Цели и задачи:

  • Создать условия для формирования и развития у учащихся теоретических знаний и практических умений в области экономики.
  • Сформировать  экономическую и правовую компетентность обучающихся.
  • Обеспечить усвоение обучающимися основных экономических понятий, принципов, законов, что позволит перейти от эмоциональных неаргументированных суждений к объективному и обоснованному подходу в анализе и решении проблемы;
  •  Сформировать у обучающихся основы экономического мышления;
  • Выработать у обучающихся умение применять принципы экономического мышления при принятии решений на практике, в повседневной жизни;
  • Содействовать выработке у школьников активной научной позиции по отношению к происходящим в обществе экономическим процессам; подготовить школьников к активному участию, как в экономической жизни страны, так и в гражданском обществе в целом;
  • Показать значимость правовой информации для современного гражданина страны, активизировать познавательную деятельность подростка по осмыслению жизненных проблемных ситуаций.
  • Рассмотреть правовые ситуации и модели правомерного поведения личности, опираясь на социальный опыт учащихся.
  • Усвоить знания об основных отраслях права.

Общая характеристика курса:

Кружок «Экономика: теория и практика» является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент. Данный  курс не просто поможет сформировать устойчивую мотивацию подростка на дальнейшее познание экономики  и юриспруденции , но и позволит ему успешно самоопределиться в выборе будущей профессии, заложит основы экономической и правовой компетенции и позволит ориентироваться в социуме.

Содержание курса:

      Экономика как система хозяйственной жизни общества. Понятие о микро- и макроэкономике. Основы хозяйственной деятельности человечества. Даровые и экономические блага. Специализация и её типы. Производительность труда. Причины возникновения торговли и её экономическое значение. Потребности людей и их виды. Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов. Неизбежность выбора при использовании ограниченных ресурсов и его цена. Главные вопросы экономической жизни общества. Проблемы, возникающие при поиске ответов на основные экономические вопросы.

           Понятия об экономических системах и основные критерии их разграничения. Традиционная экономическая система. Командная система: особенности и дефекты. Частная собственность как основа рыночного механизма. Роль механизма цен. Причины эффективности рыночного механизма и его слабости. Причины возникновения смешанной экономической системы. Основные признаки смешанной экономики. Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе.

          Понятие о спросе. Факторы формирования величины спроса. Эластичность спроса и её значение для продавцов. Понятие о предложении. Факторы формирования величины предложения. Различия в мотивах рыночного поведения покупателей и продавцов.
         Типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание, равновесие. Понятие о равновесной цене. Механизмы формирования рыночного равновесия. Причины нарушения рыночного равновесия. Достижение рынком равновесия при изменении соотношений спроса и предложения.Причины изобретения денег. Виды денег. История возникновения бумажных денег. Функции денег в экономике. Роль денег как средство обмена. Деньги как средство соизмерения различных товаров. Понятие о бартере и причины его возникновения при расстройстве денежного механизма страны. Деньги как средство сбережения. Понятие об активах и ликвидности. Сокровища: плюсы и минусы.

   Факторы формирования величины денежной массы. Закон обмена и его использование для анализа ситуации в денежном хозяйстве страны. Причины возникновения инфляции и её влияние на покупательную способность денег. Виды инфляции. Экономические последствия гиперинфляции.Прожиточный минимум как объективная нижняя граница оплаты труда. Структура системы заработной платы. Понятие о трудовом контракте. Причины заключения коллективных договоров и генеральных соглашений об условиях труда и оплаты. Основные способы стимулирования трудовой активности работников. Виды заработной платы. Трудовая пенсия как способ стимулирования роста производительности труда.

      Понятие о безработице. Критерии признания человека безработным. Виды безработицы и причины возникновения. Способы сокращения безработицы. Возможности и трудности их использования в условиях России.

      Причины возникновения фирм. Экономические задачи фирмы. Виды фирм. Понятие о внешних и внутренних ресурсах и затратах фирмы. Разница между бухгалтерскими и экономическими  затратами фирмы. Виды издержек и их экономическое значение. Влияние конкуренции на деятельность фирм.

      Роль государства как защитника экономических свобод. Государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни страны. Экономические функции государства. Понятие об общественных благах. Роль налогообложения в формировании доходов государства. Виды налогов и их влияние на уровни доходов продавцов и покупателей, а также на уровни цен. Основные виды налогов, применяемые в России. Понятие о государственном бюджете. Основные виды доходов и расходов федерального бюджета России. Бюджетное тождество и бюджетный дефицит. Понятие о государственном долге. Причины возникновения государственного долга и способы его сокращения.

В процессе обучения обучающиеся приобретают следующие конкретные умения:

  • Поиска информации по заданному вопросу
  • Выделять противоречия, лежащие в юридической и экономической  областях
  • Самостоятельной работы с документами
  • Выявления причин возникновения проблемы, оценки способов решения проблемы
  • Объяснения роли права в жизни общества и уметь применять эти знания в различных жизненных ситуациях
  •    Давать правовую оценку собственным действиям, действиям окружающих, явлениям жизни

Приемы организации деятельности:

  • Лекция
  • Научно-практическая конференция
  • Диспут
  • Дискуссия
  • Мини-сочинение
  • Семинар
  • Практическая работа
  • Ролевая игра
  • Деловая игра
  • Дебаты
  • «Мозговой штурм»
  • Работа с источниками

Во время учебных занятий могут использоваться различные виды индивидуальной, парной и групповой работы.

Система контроля подразумевает диагностику эффективности организации учебной деятельности, используя метод само- и взаимоконтроля учащимися знаний. Также используются следующие виды контроля:

  • Текущий (устный опрос, тесты, решение правовых задач);
  • Итоговый (написание эссе, подготовка презентации)

Календарно тематическое планирование

(34 часа – 1 час в неделю)

№ п/п

Темы уроков

Кол-во часов

Дата

Тема 1. Труд и занятость

 4 часа

Законодательство о труде

1 час

Занятость и трудоустройство в Рф

1 час

Трудовой договор

1 час

Практическое занятие

1 час

Тема 2. Конфликты и социальная защита

4 часа

Трудовые споры и их виды

1 час

Безработица

1 час

Профсоюзы: понятие и их роль в государстве

1 час

Страхование и пенсионное дело

1 час

Тема 3. Вмешательство государства в экономику

4 часа

Российская Федерация, субъекты Рф

1 час

Правовые формы воздействия государства на экономическую деятельность

1 час

Государственно-правовой контроль за экономикой

1 час

 12.

Виды контроля

1 час

Тема 4.Государственные финансы

2 часа

13.

Налоговая система РФ

1 час

14.

Бюджетная система РФ

1 час

Тема 5. Поддержка конкуренции и ограничение монополистической деятельности

2 часа

15.

Конкуренция. Антимонопольное законодательство

1 час

16.

Реклама

1 час

Тема 6. Экономическое партнёрство с другими странами

2 часа

17.

Законодательство о внешнеэкономической деятельности

1 час

18.

Таможенное законодательство

1 час

Тема 7. Споры и порядок их рассмотрения

7 часов

19.

Экономические споры

1 час

20.

Гражданские правовые споры

1 час

21.

Досудебный порядок рассмотрения споров

         1    1  час

22.

Судебный порядок рассмотрения споров

1 час

23.

Подсудность имущественных споров

1 час

24.

Исковая давность

1 час

25.

Практическое занятие

1 час

Тема 8. Защита гражданских и трудовых прав

8 часов

26.

Защита прав собственности

1 час

27.

Защита чести, достоинства и деловой репутации

1 час

28.

Защита прав потребителей

1 час

29.

Защита прав акционеров

1 час

30.

Защита прав вкладчиков

1 час

31.

Защита трудовых прав граждан

1 час

32.

Защита трудовых прав несовершеннолетних

1 час

33.

Практическое занятие

1 час

34.

Итоговое повторение

1 час

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КРУЖКА

«ЭКОНОМИКА:  теория и практика»

1. Теоретические и методические основы преподавания экономики в школе. Москва. 2012г

2. Гражданский кодекс РФ. Москва.2006г.

3. Гражданско-процессуальный кодекс РФ. Москва. 2006г.

4. Кодекс об административных правонарушениях. Москва. 2007г.

5. Семейный кодекс РФ. Москва. 2005г.

6. Уголовный кодекс РФ. Москва. 2005г.

7. Трудовой кодекс РФ. Москва. 2007г.

8. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Москва. 2007г.

9. Конституция РФ. Москва. 2007г.

10. Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области. Обществознание. Экономика. Право. Челябинск. 2006г.

11. Электронное  учебное пособие «Экономика и право». 9-11 класс. Дрофа. 2004г.

12. Электронное учебное пособие Обществознание. Практикум. 8-11 класс. ООО «Марис». 2004г.

13. Всеобщая декларация прав человека.

14. Конвенция о правах ребенка.

15. Международный пакт о гражданских и политических правах.

16. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Литература для учащихся.

  • Прикладная экономика(учебное пособие): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 4-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2003.
  •   Автономов В.С. Введение в экономику. М.: Вита-Пресс, 2001.
  • Прикладная экономика(сборник заданий): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 4-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2003.

Литература для учителя.

  1. Равичев С и др. Сборник задач по экономике. 8-11 классы. М: Наталис, 1998.
  2. Равичев С и др. Сборник  тестовых заданий по экономике. 8-11 классы. М: Наталис, 1998.
  3. Прикладная экономика(учебное пособие): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 4-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2003.
  4. Экономика (базовый курс): И.В. Липсиц. –М.,  «Вита пресс»,2007.
  5. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика. В 2-х кн.: Учебное пособие для 10-11 кл. – М.: Вита-Пресс, 2000.
  6. Интернет-ресурсы:

          1. Экономика для школьников http://iloveeconomics.ru/

  1. Решение типовых задач по экономике  http://bankzadach.ru/mikroekonomika.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план. Кружок "Экономика фирмы". 10 класс, базовый уровень

Календарно-тематический план является частью рабочей программы кружка "Экономика фирмы " для  10-х  классов базового уровня.  Рабочая программа  рассчитана на реа...

Неделя экономики в школе . Внеклассное мероприятие по экономике для 4-6 классов "Экономика +обществознание"( игра)

Сегодня необычная игра:                  Экономика и обществознание в гостях у нас....

Неделя экономики в школе . Внеклассное мероприятие по экономике для 4-6 классов "Экономика +обществознание"( игра). Презентация к мероприятию

Цели и задачи:Формировать умение оперировать экономическими терминами;Учить анализировать и делать выводы.Развивать интеллект, социальное и экономическое мышление;Воспитывать интерес к предмету эконом...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наша страна» 6 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наша страна»6 класс...

Программа дополнительного образования экономического направления (рабочая программа) кружок «Личная экономика»

Программа дополнительного образования экономического направления(рабочая программа)кружок «Личная экономика»...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш мир» 7 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш  мир»7 класс...