Конспект урока по обществознанию по теме: " Развитие парламентаризма в России".
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)

Дедова Светлана Николаевна

«Власть может быть сильной только тогда, когда сильной является каждая ее ветвь»
«Иметь в стране развитые демократические процедуры не просто необходимо, но и экономически выгодно»

В.В. Путин

Урок-конференция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_rossiyskiy_parlamentarizm.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Развитие парламентаризма в России.

Цели:  - познакомить  обучающихся старших классов общеобразовательных школ с историей, развитием и современной законодательной базой парламентаризма в России, с работой Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, других законодательных и представительных органов;

               - помочь учащимся понять, что такое парламентаризм и какова его роль в жизни нашей страны, общества и каждого российского гражданина;    

             -  содействовать формированию у школьников старших классов активной жизненной позиции.

Тип урока: урок-конференция (круглый стол).

Методическое обеспечение: презентация «Развитие парламентаризма в России», видеофильм «Московская государственная дума».

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и целей урока- конференции.
  3. Приветствие гостей.
  4. Из истории становления демократии в России (слайд-презентация).

Вступительное слово учителя.

Уважаемые участники конференции!

        Сегодня мы собрались для того, чтобы торжественно отметить знаменательную дату в истории нашего Отечества - 105-летие со дня начала работы Первой Государственной Думы России.

В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа (в современном понимании этого термина) было создано лишь в 1906 году. 27 апреля 2011 года исполняется 105 лет со дня начала работы Первой Государственной Думы в России.

   В каждой стране парламентаризм как определённая система власти, имеет свою специфику, свои исторические корни и предпосылки.   На    Руси    эти    народные    собрания - народное вече стало важным элементом государственного устройства в Киевской Руси.

Следующим  этапом   в   формировании   предпосылок  развития

современного парламентаризма стали Земские   соборы.   На   Земских   соборах,   в   состав   которых  входили представители   высшего   духовенства,   а   также   выборные   от провинциального дворянства и верхушки горожан, принимались законы (судебники), решались вопросы об объявлении войны и о заключении мира.

В 1613 г. именно на Земском соборе "всем миром" было принято решение

о приглашении Михаила Романова на царский престол, что положило

     начало правлению в России династии Романовых.

  Функции законосовещательного органа при царе в Российском государстве играла -Боярская дума, состоявшая из наиболее родовитых представителей  феодальной аристократии.

Когда же в начале XX века в Российской империи стали  формироваться первые политические партии, то большую популярность  обрёл лозунг за создание в России народного представительства как национальной формы парламентаризма.

  1. Выступления обучающихся:
  1. «Опыт деятельности Государственной Думы в начале ХХ века».

На основе избирательного закона были проведены выборы в I Государственную Думу. Первое заседание Думы было назначено на 27 апреля 1906 года.

В здании Зимнего дворца собрались представители различных партий и беспартийные депутаты. Никогда ещё дворец не видел столь различных одежд в своих залах: здесь были военные мундиры, сюртуки, кафтаны крестьян. \

Депутаты, поддерживающие императора, заняли места справа от председателя Думы, оппоненты расположились слева. Отсюда пошло дальнейшее название – правые и левые. В состав I Думы вошли различные партии: кадеты, октябристы, трудовики, прогрессисты, социал-демократы, автономисты, беспартийные. Большевики и эсеры бойкотировали выборы в Думу, поэтому не были в ней представлены. Несмотря на отсутствие большевиков и эсеров, Дума оказалась по своему составу совсем не той, которую ожидал увидеть царь. По многим вопросам уже с первого заседания появились разногласия. Дума просуществовала 72 дня и 8 июля 1906 года была распущена. Возглавлял I Государственную Думу профессор Московского университета С.А.Муромцев. За время работы Думы император подписал около 300 новых законов и только 2 из них были проведены через Государственную Думу.

В начале 1907 года проводились выборы во II Думу. Заметный спад революционного движения позволял надеяться, что её состав окажется не таким радикальным и правительство сумеет установить контакт с депутатами. Но напрасно. Только 54 члена (октябристы и черносотенцы) из 518 составили её правую фракцию. Левые партии – социал-демократы, эсеры, трудовики увеличили свои ряды. Возглавил Думу Головин.

Вскоре представился повод для разгона Государственной Думы. Департамент полиции получил данные, что некоторые члены социал-демократической фракции сотрудничают с боевыми дружинами рабочих. Их тут же обвинили в военном заговоре против власти, и 2 июня 1907 года II Дума была распущена. В момент её работы Николай II принял около 250 законов и только 1 с участием думцев.

Уже на следующий день, 3 июня, был издан новый закон о выборах в Думу. В соответствии с ним система выборов изменилась в пользу помещиков, промышленников, торговцев.

Новая Дума начала работу 1 ноября 1907 года. III Государственная дума состояла в основном из сторонников монархии и правительства. В Думе было 442 депутата, из которых 148 октябристов и 144 правых. Вместе эти партии составляли большинство, необходимое для принятия решения. Председателями III Думы были октябристы, последовательно сменявшие друг друга на этом посту: смоленский помещик Н.А.Хомяков, лидер октябристов А.И.Гучков, Екатеринославский помещик М.В.Родзянко. Состав Думы в целом устраивал правительство и получил право на существование полного срока - III Государственная дума проработала все отпущенные ей законом пять лет. Срок её полномочий истёк 9 июня 1912 года.

15 ноября 1912 года начал свою работу последний, четвёртый созыв Государственной думы.

Во время Первой мировой войны IV Дума стала ареной ожесточённой борьбы либералов с правыми. Октябристы, кадеты и часть националистов образовали “Прогрессивный блок”, получивший в Думе большинство голосов. Февраль 1917 года положил конец истории Государственной Думы Российской империи, хотя некоторые депутаты продолжали собираться вплоть до 6 октября 1917 года. Последнюю Думу возглавлял М.В.Родзянко.

В советский период развития страны главным законодательным органом был съезд, в период между съездами руководили члены Политбюро

  1. «Конституция Российской Федерации и основы современного российского парламентаризма».

Принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации подвела правовую основу под новую политическую систему в нашей стране. Сегодня важнейшим конституционным полномочием обеих палат Федерального Собрания является законотворческая деятельность. Государственная Дума обладает исключительной по своей значимости прерогативой. Согласно части 2 статьи 104 Конституции законопроекты вносятся в Государственную Думу. В свою очередь, часть 1 статьи 105 гласит: "Федеральные законы принимаются Государственной Думой". Эти конституционные нормы по существу означают, что, кто бы ни вносил проекты федеральных конституционных или федеральных законов - Президент, Правительство, члены Совета Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации или иные субъекты права законодательной инициативы, ни один законодательный акт федерального уровня не может быть принят и вступить в действие, если он не был рассмотрен и не получил поддержки большинства депутатов Государственной Думы. Значительная, оговоренная в Конституции категория законов, должна быть не только принята Думой, но и получить одобрение большинства членов Совета Федерации. Все законы федерального уровня, чтобы вступить в силу, должны получить поддержку Президента Российской Федерации в виде его подписи. Конституция определяет, что ни один федеральный закон не может быть принят в обход парламента. Это следует рассматривать как один из базовых элементов парламентаризма в современной России.

Как бы ни были весомы по своей нормативной силе указы Президента или постановления Правительства, согласно Конституции, они не должны противоречить федеральным законам. Это означает, что действия всех должностных лиц, начиная с главы государства, равно как и деятельность органов всех ветвей власти, должны строго соответствовать тем или иным федеральным конституционным или федеральным законам, которые принимает Государственная Дума.

  1. Просмотр видеофильма: «Московская государственная дума»
  1. Выступление главы города. «Местное самоуправление: история и современность».
  1. Обсуждение вопросов на пресс-конференции для освещения работы Собрания депутатов города.

Вопрос 1. Какие личностные качества помогут стать депутатом?

Вопрос 2. Чем занимается собрание депутатов? Как участвует в разработке правил жизни города? Как регламентируется работа самого Собрания депутатов (как часто собираются и какие вопросы рассматривают)?

Вопрос 3. Кто является председателем нынешнего Собрания депутатов, заместителем председателя, председателями комиссий? Каковы их полномочия?

Вопрос 4. Примеры рассмотрения документов Собранием депутатов. Важные направления деятельности и существующие актуальные проблемы. Долгосрочные  и целевые программы.

Вопрос 5. Поддержка Почётных граждан города Троицка.

Вопрос 6. Система избрания депутатов. Характеристики депутатов по партийным спискам. Ответственность депутатов. Полномочия. Льготы.

Вопрос 7. Система взаимодействия Собрания депутатов с главой города.

 

Вопрос 8. Взаимодействие депутатов с другими организациями. Система документооборота.

Вопрос 9. Процедура проведения выборов в Собрание депутатов города. Избирательный ценз. Условия успешного прохождения депутатов в муниципальный законодательный орган.

(Конкурс на лучший вопрос главе города)

  1. Подведение итогов конференции.
  • Что нового вы узнали?
  • По каким показателям можно судить о деятельности депутатов Собрания города?
  • Будете ли вы принимать участие в Выборах в Новый состав Думы?
  1. Домашнее задание:

- написать эссе по теме: «Мое впечатление от пресс-конференции с главой города».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на тему «Развитие парламентаризма в России» для учащихся 9-10-х классов.

Цели мероприятия:1. формировать представление об исторических этапах развития отечественного парламентаризма, его особенностях;2. активизировать гражданскую позицию старшеклассников посредством ознако...

Конспект урока по обществознанию на тему: "Межличностные отношения" 8 класс

Урок «Межличностные отношения» способствует помочь восьмиклассникам лучше уяснить свое место в системе многообразных связей с ближайшим окружением, знакомит учащихся с особенностями и видами межличнос...

Открытый урок по обществознанию. Тема: «Развитие парламентаризма в России».

Форма урока:  урок – лекция, с элементами беседы.  (ученические сообщения , презентация докладовЦели и задачи урока:формировать представление об исторических этапах развития отечественного п...

Интегрированный урок (информатика - обществознание) по теме "Политические партии современной России".

При разработке данного урока за основу была взята идея другого учителя (к сожалению, не помню его ФИО), найденная в Интернете.  Данный урок был проведен в 11 классе учителем информатики Исаковой ...

Разработка урока по теме "Развитие парламентаризма в России"

Урок осуществлялся в комбинированной форме, с целью изучения нового материала. В качестве дополнительных средств обучения на уроке были использованы также:- мультимедийная слайд-презентация;- фо...

План-конспект урока по обществознанию на тему "Учимся выбирать" (комбинированный урок с элементами исследования и проведения деловой игры "Выборы")

Формирование целостного представления о выборах как к одному из институтов демократического государства...

Конспект урока по обществознанию 8 класс. Развитие общества.

Конспект урока по обществознанию 8 класс. Развитие общества....