Разработка урока по теме "Развитие парламентаризма в России"
план-конспект урока по обществознанию на тему

Брындак Дарья Петровна

 

Урок осуществлялся в комбинированной форме, с целью изучения нового материала. В качестве дополнительных средств обучения на уроке были использованы также:

- мультимедийная слайд-презентация;

- фотографии по теме;

- схемы, таблица как элементы опорного конспекта;

- раздаточный материалэ.

 

На уроке применялись элементы  таких технологий как:

-информационно-коммуникационные (мультимедийные материалы);

- обучение в сотрудничестве (совместная развивающая и творческая направленность работы детей на уроке при заполнении схем и изображении объектов относящихся к теме);

- технологии интенсификации обучения (во время урока уч-ся составляли опорный конспект, использовали их во время урока, как помощника при ответе).

 

Учащиеся на данном уроке делятся на группы для решения конкретных учебных задач (заполнение таблицы на основе анализа источника, заполнение схемы);

-         каждая группа полученное задание  выполняет  сообща под непосредственным руководством лидера группы;

-         задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

-         состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.

В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.  

 

При проведении данного урока мною было выделено два блока работы:

б)  усвоение учебного материала по теме занятия;

 в) закрепление пройденного и обработка материалов урока, подведение его итогов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обществознания  с применением технологии интенсификации обучения и информационно-коммуникационной .

ТЕМА:  «Развитие парламентаризма в России»

ЦЕЛИ УРОКА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:  помочь учащимся понять, что такое парламентаризм, какова его роль в жизни нашей страны, общества и каждого гражданина.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:  продолжить формирование у учащихся принципов гражданственности и активной  жизненной позиции.

РАЗВИВАЮЩАЯ: продолжить развитие способностей к анализу и логическому мышлению, способность к взаимодействию на уроке, в том числе и работу  по формированию умения анализировать информацию, переводить  текстовую информацию в  знаковую (схему), составлять опорный конспект.

ТИП УРОКА:  изучение нового материала

ФОРМА УРОКА:  комбинированный

Используемые технологии:

- интенсификации обучения;

- нформационно-коммуникационная;

-здоровьесберегающая.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

 - мультимедийная слайд-презентация;

- фотографии по теме;

- схемы, таблица как элементы опорного конспекта;

- раздаточный материал

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:  история «Формирование основ государственности у восточных славян», «Россия в  царствование Ивана IV»;

Основы правоведения  т. «Основы Конституционного и административного права», «Основы конституционного строя Россия», «Система и виды органов государственной власти РФ».

ХОД УРОКА

 I этап

Время: 5 мин.

1.Организационный момент

2.Мотивация и актуализация знаний:

- вступительное слово учителя.

Парламентаризм – это  основа  современного  демократического общества.  

Сегодняшний  урок посвящен зарождению и становлению парламентаризма в нашей стране.

27 апреля 1906 года  - это дата начала  работы  1-й Государственной  Думы  в России, как  представительного  органа  власти. Мы проводим урок на тему: Развитие парламентаризма в России» (запись в тетради темы, даты).

                                                             

II этап

Время: 30 мин. ИНМ (изучение нового материала).

Сегодня на уроке мы рассмотрим:

  1. Исторические этапы становления парламентаризма  в России.
  2. Государственные Думы в царской России.
  3. Конституционные основы современного этапа российского парламентаризма.
  1. Говоря о становлении парламентаризма в России, давайте прежде вспомним из курса истории какие органы представительной власти существовали на Руси и таким образом начнем заполнят нашу схему ,а рассмотрев новый материал закончим её заполнение в конце урока  (схему можно вынести на доске или в форме слайда)  в хронологической последовательности:

                                                                                     

Рис.1 Формирование органов  представительной  власти  в истории России.

 (запись схемы в тетрадь)                                                  

  Итак, давайте вспомним:

- Какой орган власти от представителей в роли народного собрания существовал на Руси ? (ВЕЧЕ         запись в схеме *)

- Где возникло вече, какие земли стали родоначальниками этого органа управления?

- Чем характеризуется вече:

а) какие вопросы решало;

б) состав (кто входил)?

- Какой представитель органов в XVI в. пришел на смену вече? (ЗЕМСКИЙ  СОБОР           запись в схеме **)

- Что же такое Земский Собор?

- Чем характеризуется Земский Собор:

а) состав;

б) какие вопросы решались?

Динамическая пауза. Ребята выполняют ряд физических упражнений. Это позволяет снять напряжение и переключить внимание на новый вид  работы.

Теперь давайте обратимся к более позднему периоду, и отразим изучаемый материал в виде опорного конспекта ( ОК) в тетрадь.

Впервые парламент возник как орган представительной власти в Англии во II половине XIII в. в Лондоне

Парламент – это орган представительной власти, являющийся высшим законодательным органом государства, в котором депутаты представляют интересы избравших их граждан (запись термина  на доске, учащиеся  делают  запись  в  тетрадь).

Предвестником парламентаризма в России после ВЕЧЕ и ЗЕМСКИХ  СОБОРОВ стала в начале XX в. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА (запись в схеме ***), т.к. данный орган власти создавался при содействии царя и отвечал требованиям того исторического периода времени.

В период существования монархии в России существовали, одна сменяя другую, четыре Государственные Думы.

Перед вами документ (текст 1), ознакомившись с которым вы должны заполнить таблицу, в которой должны отразить партийный состав, основные вопросы и причины разгона той Государственной Думы начала 20 века, которая указана у Вас в задании.

После выполнения задания учащимися провести сравнительный анализ работ с эталонами ответов в виде таблицы, представленной на слайде

Табл.1 Государственная  Дума  в начале ХХ века

ПАРТИЙНЫЙ       СОСТАВ

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

ПРИЧИНЫ РАЗГОНА

I ДУМА (АПРЕЛЬ – ИЮНЬ 1906 г)

Либеральные партии – 43 %

Трудовики и социал-демократы – 23 %

Националисты – 14 %

Аграрный вопрос

Проект 42-х

(кадеты)                      

                    Проект 104-х      

                             (трудовики)                                      

Дума сеет

«смуту»

II ДУМА (ФЕВРАЛЬ – ИЮНЬ 1907 г)

Революционно-демократические

партии – 43 %

Кадеты – 19 %

Правые – 10 %

Националисты – 15 %

Аграрный вопрос (основной); о реформе народного образования, налогообложения, политических свободах

Была еще более революционной, чем I-ая, по мнению императора

Николая II

III ДУМА (1907 г. – 1912 г.) работала весь срок

Левые – 54 депутата

Правые + черносотенцы –

144 депутата

Центр

Октябристы – 148 депутата

От позиции октябристов (их союза с другими партиями) зависело принятие Думой реакционного или либерального законопроекта

Распущена императорским указом в связи с окончанием срока деятельности

IV ДУМА (осень 1912 г. – 25 февраля 1917 г.)

     Умеренно правые и националисты – 185 депутатов

      Октябристы – 98 депутатов

      Кадеты – 59 депутатов

      Остальные партии – 100 депутатов

Создание Временного правительства

Распущена решением Советов (орган власти большевиков)

Как мы можем увидеть, только одна из них – III-я Государственная Дума, просуществовала весь свой полномочный 5-летний срок, все остальные были разогнаны либо решением царя, т.к. Дума не отвечала интересам царской власти, либо, как IV Дума была распущена после отречения Николая II от престола. Один из новых органов власти, появившийся в 1917 году после победы большевиков в революции, назывался Советы.

Следующая Государственная Дума соберется на 1-е заседание лишь спустя 77 лет в 1994 году. Это произойдет благодаря тому, что своим Указом от 21 сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» 1-й Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин поручил Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить к 12 декабря 1993 года единый согласованный проект Конституции Российской Федерации.

12 декабря 1993 года – принятие Конституции РФ как основного закона страны на всенародном референдуме(запись даты на доске).

  1. Именно в Конституции – основополагающем правовом документе Российской Федерации – впервые за всю историю российской государственности было зафиксировано и обрело свой конституционный вес само понятие «парламент». Статья 94 Конституции определяет Федеральное Собрание как парламент Российской Федерации (запись в схеме ****).

        В этой же статье Конституции парламент провозглашен как представительный и законодательный орган Российской Федерации.  

        Принципиально важным является определение Конституцией парламента как одного из органов государственной власти. Конституция четко и недвусмысленно наделяет статусом органа гос. власти не одну палату Федерального Собрания – Государственную Думу или Совет Федерации, а Федеральное Собрание в целом.

 Давайте с Вами, используя текст 2  заполним следующую схему, из которой увидим, что же собой представляет Парламент РФ в современное время

        Рис 2. Структура  и функции  Федерального  Собрания  РФ.

   

Представительная власть существует в РФ не только на федеральном уровне, но и на уровне районов, как административных единиц. (Можно пригласить в качестве гостя депутата от муниципалитета, или иного народного представителя с рассказом о своей деятельности.)

III этап.

Время:10  мин. ЗИМ (закрепление изученного материала).

      Итак, давайте посмотрим на  нашу схему и подведем итог того, как

формировалась парламентская власть в нашей стране в течение длительного исторического период:

Что нового на уроке вы узнали?

  • определение парламента, историю парламентаризма,
  • формирование ГД в истории России,
  • конституционные основы современного парламента и его структура в РФ).

Вывод: Россия как и много других государств пришла к парламентской системе путем проб и ошибок, в результате длительных исторических процессов трансформации власти в контексте всей мировой истории, и в истории нашего государства в частности. На сегодняшний день, мы можем говорить о прочном укоренении парламента как одного из главных политических институтов самоорганизации как нашего общества, так большинства стран мира.

Домашнее задание:

- подготовить доклады на тему «Выдающиеся личности в истории Государственной Думы»

- составить кроссворд, используя термины, относящиеся к нашей сегодняшней теме



Предварительный просмотр:

ПАРТИЙНЫЙ       СОСТАВ

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

ПРИЧИНЫ РАЗГОНА

I ДУМА (АПРЕЛЬ – ИЮНЬ 1906 г)

ПАРТИЙНЫЙ       СОСТАВ

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

ПРИЧИНЫ РАЗГОНА

II ДУМА (ФЕВРАЛЬ – ИЮНЬ 1907 г)

ПАРТИЙНЫЙ       СОСТАВ

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

ПРИЧИНЫ РАЗГОНА

III ДУМА (1907 г. – 1912 г.) работала весь срок

ПАРТИЙНЫЙ       СОСТАВ

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

ПРИЧИНЫ РАЗГОНА

IV ДУМА (осень 1912 г. – 25 февраля 1917 г.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Преподаватель истории и обществознания ГБОУ НПО ПУ№71 КК Брындак Д.П. « Развитие парламентаризма в России »

Слайд 2

Эпиграф "Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!" Петр Аркадьевич Столыпин

Слайд 3

Актуализация знаний: Парламентаризм – это основа современного демократического общества. Сегодняшний урок посвящен зарождению и становлению парламентаризма в нашей стране. 27 апреля 1906 года - это дата начала работы 1-й Государственной Думы в России, как представительного органа власти .

Слайд 4

Сегодня на уроке мы рассмотрим: Исторические этапы становления парламентаризма в России. Государственные Думы в царской России. Конституционные основы современного этапа российского парламентаризма.

Слайд 5

давайте вспомним: - Какой орган власти от представителей в роли народного собрания существовал на Руси ? - Где возникло вече, какие земли стали родоначальниками этого органа управления? - Чем характеризуется вече: а) какие вопросы решало; б) состав (кто входил)?

Слайд 6

Вече в Новгороде

Слайд 7

давайте вспомним: 4. Какой представитель органов в XVI в. пришел на смену вече? 5. Что же такое Земский Собор? 6. Чем характеризуется Земский Собор: а) состав; б) какие вопросы решались?

Слайд 8

Земский собор

Слайд 9

Впервые парламент возник как орган представительной власти в Англии во II половине XIII в. в Лондоне Парламент – это орган представительной власти, являющийся высшим законодательным органом государства, в котором депутаты представляют интересы избравших их .

Слайд 10

Органом представительной власти в России начала XX века стала Государственная Дума, которая была учреждена Манифестом Николая II от 17 октября 1905 года «О созыве Государственной Думы»

Слайд 11

Главной задачей Государственной Думы царской России было возбуждение дел об отмене, изменении действующих или издании новых законов, за исключением основных государственных.

Слайд 12

ПАРТИЙНЫЙ СОСТАВ ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИЧИНЫ РАЗГОНА I ДУМА (АПРЕЛЬ – ИЮНЬ 1906 г) Либеральные партии – 43 % Трудовики и социал-демократы – 23 % Националисты – 14 % Аграрный вопрос Проект 42-х (кадеты) Проект 104-х (трудовики) Дума сеет «смуту» II ДУМА (ФЕВРАЛЬ – ИЮНЬ 1907 г) Революционно-демократические партии – 43 % Кадеты – 19 % Правые – 10 % Националисты – 15 % Аграрный вопрос (основной); о реформе народного образования, налогообложения, политических свободах Была еще более революционной, чем I - ая , по мнению императора Николая II III ДУМА (1907 г. – 1912 г.) работала весь срок Левые – 54 депутата Правые + черносотенцы – 144 депутата Центр Октябристы – 148 депутата От позиции октябристов (их союза с другими партиями) зависело принятие Думой реакционного или либерального законопроекта Распущена императорским указом в связи с окончанием срока деятельности IV ДУМА (осень 1912 г. – 25 февраля 1917 г.) Умеренно правые и националисты – 185 депутатов Октябристы – 98 депутатов Кадеты – 59 депутатов Остальные партии – 100 депутатов Создание Временного правительства Распущена решением Советов (орган власти большевиков) Государственная Дума в начале ХХ века

Слайд 13

12 декабря 1993 года – принятие Конституции РФ Указом от 21 сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» 1-й Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин поручил Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить к 12 декабря 1993 года единый согласованный проект Конституции Российской Федерации.

Слайд 14

Статья 94 Конституции определяет Федеральное Собрание как парламент Российской Федерации Парламент провозглашен как представительный и законодательный орган Российской Федерации

Слайд 15

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ Верхняя палата Нижняя палата Совет Федерации Государственная Дума ( СФ ) ( ГД ) СОСТАВ Представители субъектов РФ Депутаты (по 2 от каждого) (народные избранники) ФУНКЦИИ Одобряет или отклоняет Принимает федеральные законы федеральные законы принятые в ГД направляет на рассмотрение в СФ - Палаты парламента заседают отдельно.

Слайд 16

ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

Слайд 17

ЗАСЕДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

Слайд 18

подведем итог как формировалась парламентская власть в нашей стране в течении длительного исторического периода

Слайд 19

что нового на уроке вы узнали? определение парламента, историю парламентаризма, формирование ГД в истории России, конституционные основы современного парламента и его структура в РФ.

Слайд 20

Вывод : Россия как и много других государств пришла к парламентской системе путем проб и ошибок, в результате длительных исторических процессов трансформации власти в контексте всей мировой истории, и в истории нашего государства в частности. На сегодняшний день, мы можем говорить о прочном укоренении парламента как одного из главных политических институтов самоорганизации как нашего общества, так большинства стран мира.

Слайд 21

Домашнее задание: - повторение составленного в тетради ОК, параграф № 22, стр.235 уч -к Боголюбова «Обществознание»,10 кл . -составить структуру парламента любого государства на выбор, на примере структуры ФС РФ

Слайд 22

Список литературы Н.М . Карамзин Об истории государства Российского – М., Просвещение 2006 Л.Н. Боголюбов Обществознание, 10 -11 класс, М. Просвещение, 2008 А.В. Чудинов , А.В. Гладышев История, учебник 10-11 класс, Академия 2010 Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: Педагогика, 2009. - 159 с. Иванова А.Ф. нетрадиционные формы работы на уроках // Преподавание истории в школе. 2004. № 8.

Слайд 23

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Экономическое развитие России в конце 19 начале 20 века"

Рассматриваются вопросы  особенностей экономического развития  России на рубеже 19-20 веков....

Разработка урока по теме "Парламентаризм в России"

Разработка урока обществознания в 11 классе. Рассматривается деятельность Федерального Собрания и местных законодательных органов....

Разработка урока 8 класс " Природные комплексы России. Урал"..

Разработку урока по географии  выполнила: Губа Оксана Николаевна,учитель географии, высшей категории МОУ «Волчихинская средняя школа №1». Данный урок разработан в соответствииприм...

Методическая разработка урока по теме"Внешняя политика России в 1801—1812 гг."

В данной методической разработке урока системобразующим заданием является заполнение учащимися конспекта – схемы. Для выполнения этого основного задания учащимся необходимо выполнять более «мелки...

Разработка урока "Санкт-Петербург - "вторая столица" России"

Познакомить  учащихся с историей города, со «столичными»  функциями и обобщить материал о роли С-Петербурга...

методическая разработка урока истории для 9 класса "Россия от февраля к октябрю"

Пояснительная записка Работаю в школе учителем истории и обществознания уже достаточно долго, однако именно сейчас  пришло осознание какой – то бессмысленности обучения, разговор...

Методическая разработка урока в 8 классе "Реки России".

p { margin-bottom: 0.21cm; } Урок связан повторением знаний из предыдущих тем, изучаемых в 6 классе. Знания, полученные при изучении данной темы, будут использоваться в последующих уроках, как пр...