Рабочая программа по обществознанию 6 класс
рабочая программа по обществознанию (6 класс)

Балданова Арюна Цыренжаповна

Рабочая программа по обществознанию 6

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baldanova_rp_6_obshch.docx425.02 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

       РАССМОТРЕНО                          СОГЛАСОВАНО                          УТВЕРЖДАЮ

На заседании МО                     Зам. директора по УВР              Директор ГБОУ«РЦО»                     «РЦО»_______        _________Г.Д.Дугаржапова   _________С.П.Новокрещенных

Протокол № ___                     «___» _____________2019г.           «___»_____________2019 г.

от «___»__________2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет: обществознание

Класс: 6

Учебный год:  2019-2020 г.г.

Тип программы: основная общеобразовательная

Количество часов: 34

Составитель программы: Балданова А.Ц.

Улан-Удэ

2019

Пояснительная записка

Настоящая рабочая учебная программа предназначена для изучения обществознания учащимися 6 класса, обучающихся по общеобразовательной программе основного общего образования в ГБОУ Республиканский центр образования. Данная рабочая учебная программа для 6 класса предназначена для детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей, находящихся на длительном курсе лечения.

Рабочая программа  составлена в соответствии с:

- авторской программой под редакцией Л.Н. Боголюбова и полностью ей соответствует (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для учителя общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.], - М.: Просвещение, 2014. – 63 с.;

- с требованиями ФГОС основного общего образования (приказ № 373 Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г.); изменениями на основании приказа № 1577 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России;

- с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- с учебным планом ГБОУ «Республиканский центр образования» на 2019- 2020 учебный год;

- с Положением о рабочей программе ГБОУ Республиканский центр образования.

Данная рабочая учебная программа для 6 класса предназначена для детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей, находящихся на длительном курсе лечения.

Цели обществоведческого образования в 6-ом классе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

  •  развитию личности школьника, ее познавательных интересов в процессе восприятия, изучения социальной информации и определения собственной позиции; становление социального поведения, основанного на  уважении закона и правопорядка; формирование способности к личной самореализации и самоконтролю;
  • воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности, закрепленные в Конституции РФ;
  •  формированию нравственной, правовой и экологической культуры;
  •  созданию условий для социализации личности младшего подростка;
  • овладению учащимися первоначальными навыками получать социальную информацию из разнообразных источников и критически  её осмысливать;
  • освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности;
  • развитию умений применения освоенных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений: гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; правоотношений; семейно-бытовых отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий.

Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся младшего подросткового возраста курс призван решить следующие задачи:

  • овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные: освоение ими способов познавательной,  коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
  • способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и базовых национальных  ценностей (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив), основ правовой и экологической культуры;
  • способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в младшем подростковом возрасте (член семьи, учащийся основной школы, гражданин, потребитель, собственник и т.д.);
  • формирование у учащихся опыта применения освоенных знаний, способов познавательной деятельности для определения собственной позиции в общественной жизни; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с этическими и правовыми нормами.

Основываясь на «Рекомендациях по созданию условий для дистанционного обучения детей – инвалидов, нуждающихся в обучении на дому» № 06-1254 от 30. 09. 2009 г., предлагаемая программа может быть применена для изучения предмета «обществознание» в общеобразовательной школе учащимися 6 класса, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). У большинства таких детей отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.  Недостаточное развитие эмоционально – волевой сферы, навыков учебно - познавательной деятельности у детей с ОВЗ сочетается с незрелостью  психических функций, с нарушениями памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия.

          Согласно учебному плану и календарному плану-графику Центра на изучение обществознания в 6 классе отводится 34 часа, из расчёта 1 час в неделю. Рабочая программа по обществознанию для 6 классов рассчитана на 34 часа, из расчёта 1 час в неделю. Запланированы 3 повторительно-обобщающих урока после изучения определенного раздела.

    Используемые технологии обучения – технология дифференцированного обучения, здоровье-сберегающие технологии, личностно-ориентированного обучения, ИКТ-технологии, технологии проблемного обучения.

    После изучения соответствующего раздела запланированы 4 контрольные работы.

Содержание тем учебного курса

Глава I. Человек в социальном измерении (13 часов)

Знакомство с курсом «Обществознание. 6 класс». Цели, задачи изучения предмета. Структура, особенности содержания учебника.

Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Человек и деятельность. На пути к жизненному успеху. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Человек познает мир. Познание мира и себя. Самопознание и самооценка. Способности человека. Человек и его деятельность. Деятельность человека, ее основные формы. Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как  условие успешной деятельности. Потребности человека. Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и  особыми потребностями. Духовный мир человека.  Мысли и чувства. На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи. Практикум по теме «Человек в социальном измерении». Человек-личность. Человек познает мир. Человек и его деятельность. Потребности человека. На пути к  жизненному успеху.

Глава II. Человек среди людей (10 часов)

Человек в ближайшем социальном окружении. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Человек в группе. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. Общение. Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Конфликты в межличностных отношениях. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение   конфликта. Как победить обиду и установить контакт. Практикум по теме «Человек среди людей».

Глава III. Нравственные основы жизни (11 часов)

Добро, смелость и страх. Человечность. Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. Будь смелым. Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. Человек и человечность. Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке. Практикум по теме «Нравственные основы жизни».

Учебно–тематический план

Название раздела

Кол-во часов

Контр раб

1

Человек в социальном измерении

13

1

2

Человек среди людей

10

1

3

Нравственные основы жизни

11

1

Всего

34

4

Планируемые результаты

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты: 

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

Ученик научится:

Раскрывать смысл понятий «человек», «способности человека», «потребности

человека», «интерес», «склонности» человека, «субъект», «объект»

Различать биологическую природу и социальные качества человека,

характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке

Описывать человека как социально-деятельное существо

Характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей

Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни

Различать структурные элементы деятельности человека;

Приводить примеры основных видов деятельности человека

Характеризовать значимость деятельности в жизни человека и общества

Раскрывать значение самостоятельной деятельности в подростковом возрасте на

конкретных примерах

Характеризовать игру как один из основных видов деятельности человека

характеризовать основные возрастные периоды развития человека, особенности детского

и подросткового возраста

Уметь вычленить характерные черты игры

Раскрыть значение игровой деятельности в жизни человека

Раскрывать смысл понятий «образование», «самообразование»

Характеризовать учебу как основной вид деятельности школьника

Характеризовать образование как способ передачи и усвоения знаний и

человеческого опыта, возрастания его значимости в условиях информационного общества

Давать краткую характеристику уровней общего и профессионального образования

Раскрывать смысл понятий «труд», «товары», «услуги»

Характеризовать трудовую деятельность, выделяя ее особенности

Характеризовать и приводить примеры видов, содержания, результатов и оценок

Объяснять значение трудовой деятельности и определять собственное отношение к

Конкретизировать примерами из различных источников роль труда в достижении

успеха в жизни

Характеризовать качества современного работника

Вырабатывать стратегию выбора будущей профессии

Определять собственное отношение к труду

Характеризовать общение как вид деятельности

Иллюстрировать с помощью примеров из социальной действительности и из

адаптированных источников цели, функции, средства, виды и стили общения, уметь их

Выявлять особенности общения со старшими, младшими, сверстниками на основе

различных жизненных ситуаций

Вырабатывать собственные правила, необходимые для конструктивного общения

Демонстрировать умение делового общения, вести деловую и личную переписку

Объяснять смысл понятия «семья»

Приводить примеры основных видов семей

Характеризовать основные роли членов семьи, включая свою собственную.

           

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

Коммуникативные универсальные учебные действия

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Познавательные универсальные учебные действия

ученик научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

Формы контроля знаний и умений обучающихся

1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся проводится с использованием следующих видов работ: словарная работа; понятийный (терминологический) диктант; анализ педагогически адаптированных и неадаптированных текстов; тесты; решение ситуационных задач; творческие задания-задачи; сочинение-миниатюра.

2.Промежуточный контроль знаний обучающихся – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании четверти (полугодия) на основе результатов текущего контроля. Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.

Формы оценивания результатов

Критерии оценивания устного ответа:

 Высокий уровень - «5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение излагать материал в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи. Оценка «5» ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное исправление ошибочного ответа по сложной теме. Повышенный уровень - «4» - при наличии неполноты ответа или одной – двух несущественных неточностей.

Базовый уровень - «3» - за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной – двух ошибок

Низкий уровень - «2» - за незнание большей части материала темы или основных ее вопросов

Критерии оценивания письменного ответа:

Высокий уровень - «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты. Повышенный уровень - «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Базовый уровень - «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Низкий уровень - «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

Нормы оценки знаний за выполнение теста

% выполнения

0-27

28-52

53-77

78-100

уровень

низкий

базовый

повышенный

высокий

отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Нормы оценки знаний за творческие работы

2

3

4

5

низкий

базовый

повышенный

высокий

Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана

Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна. Использован о более одного ресурса.

Тема

Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Сформулирована и раскрыта тема урока. Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема урока. Полностью изложены основные аспекты темы урока.

Применение и проблемы

Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.

Критерии оценивания сообщения учащихся

 1. Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения проблемы 3 балла

2. Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов 3 балла

3. Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения (концепции), выражено ли свое отношение 3 балла

 4. Риторика (богатство речи): лаконичность, образное выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т. п., правильность и чистота речи, владение, биологической терминологией 3 балла

Итого: 12 баллов – отметка «5» - высокий уровень 9 – 11 баллов – отметка «4»- повышенный уровень 5 – 8 баллов – отметка «3» - базовый уровень

Оценка умений работать с картой

Высокий уровень - отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности.

Повышенный уровень - отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт.

Базовый уровень - отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов.

Низкий уровень - отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата проведения

Тема

По плану

По факту

1

 2-6.09

Введение

2-3

9-13.09

16-20.09

Человек – личность.

Знаменитые люди, выходцы из Бурятии.

4-5

23-27.09

30.09-4.10

Человек познает мир

6-7

7-11.10

14-18.10

Человек и его деятельность

8

21-25.10

Контрольная работа №1

9-10

5-8.11

11-15.11

Потребности человека

11-12

18-22.11

25-29.11

На пути к жизненному успеху 

13

2-6.12

Урок- практикум «Человек в социальном измерении»

14-15

9.12-13.12

16-20.12

Межличностные отношения

16

23-27.12

Контрольная работа №2

17-18

13-17.01

20-24.01

Человек в группе

19-20

27-31.01

3-7.02

Общение

21-22

10-14.02

17-21.02

Конфликты в межличностных отношениях

23

24-28.02

Урок-практикум «Человек среди людей»

24-25

2-6.03

9-13.03

Человек славен добрыми делами

26

16-20.03

Контрольная работа №3

27

30-3.04

Знаменитые люди Бурятии

28-29

6-10.04

13-17.04

Будь смелым

30-31

20-24.04

27-30.04

Человек и человечность

32

4-8.05

Урок –практикум «Нравственные основы жизни»

33

11-15.05

Защита проектов

34

18-22.05

Контрольная работа №4

Учебно-методическое обеспечение:

Литература для учащихся.

Обществознание. 6 класс. Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2016

Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 6 класс. (CD)

Дополнительная литература для учащихся.

Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

-Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М. : Виктория Плюс,

- «Я взрослею», сборник материалов для практикумов по обществознанию 5-6 класс, под ред. О.С.Белокрыловой

Электронные ресурсы

http://fcior.edu.ru федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов

http://www.school-collection.edu.ru цифровые образовательные ресурсы для  общеобразовательной школы

http://festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

компьютерные презентации по темам курса «Обществознание»

Литература для учителя:

Боголюбов, Л, Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / JT. Н. Боголюбов, JI. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008.

Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000.

Поурочные разработки. Обществознание. 6 класс. Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др.

Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. М.: Просвещение, 2016

Темы проектов по обществознанию.

«Социальный портрет моего сверстника»
«Знай свои права» ( пособие для подростков).

«Молодой человек на рынке труда» ( Как найти достойную работу?).
«Бизнес» ( иллюстрированный словарь).

«Профессии вчера, сегодня, завтра»

«Здоровый образ жизни»

«Моя семья»

«Кто мы:аудиалы, визуалы, кинестетики ?И как нам лучше учиться?»

«Советы самому себе: как улучшить свою учебную деятельность»

План внеурочной работы по обществоведению на 2019-2020 учебный год

Цель: углубление знаний, полученных школьниками на уроках, организация процесса познания интересным и увлекательным мероприятиями, новыми формами работы в условиях свободы выбора учащимися и планирования содержания внеклассной работы.

Задачи: 1) формировать умения самостоятельной работы с источниками, в том числе с книгой и справочной литературой;

2) учить умению строить логические сообщения по темам, выступать перед широкой аудиторией;

3) демонстрировать творческие способности как способа познания и интерпретации исторических событий;

4) формировать потребность в самообразовании, повышении мотивации к обучению;

5) повысить уровень социализации, толерантности школьников;

6) оказание содействия в профессиональной ориентации;

7) формировать чувства патриотизма, сопричастности к истории большой и малой Родины, гражданской активности.

Методы и формы внеурочной работы по обществознанию.

Внеурочная работа по обществознанию – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности

По длительности виды внеурочной работы подразделяются на систематические, проводимые на протяжении всего учебного года (внеклассные чтения, кружки) и эпизодические (походы, экскурсии, встречи с ветеранами труда и войны, выпуски журналов, просмотр художественных, документальных видеофильмов, историческая гостиная, виртуальные экскурсии, работа со средствами Интернет и СМИ).

1. В акциях муниципального федерального и всероссийского уровней «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «Семейная реликвия»

Апрель – сентябрь 2019-2020 гг

Подготовка материалов о родственниках –участниках ВОВ, подготовка рассады, оформление клумб пришкольной территории

2. В подготовке и проведении праздничных и торжественных мероприятий, приуроченных Государственным праздникам, памятным датам: 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая, 1 июня,12 июня, 24 июня, 22 августа, 4 ноября,12 декабря

3. Мероприятия в рамках внеурочной работы Школы по предметам история и обществознание

а)  Проведение единых классных часов по темам:

«Государственная символика РФ»

«Уроки парламентаризма»

«Герои нашего времени»

б)  Неделя истории и обществознания:

- фестиваль «открытых» уроков

- фестиваль защиты учебных проектов по истории

- Подведение итогов сбора артефактов «Великая Отечественная война в истории моей семьи, республики, страны»

- Акция «Поздравление Ветерану»

- классные часы

«Герои нашего времени»

- воскресный кинозал – просмотр фильмов военной тематики

в)  Проведение тематических уроков, классных часов патриотической направленности

Результатом работы должно стать повышение мотивации к изучению истории родного края, страны, семьи.

Национально-региональный компонент

Название раздела

НРК

2-3

Человек-личность.

Знаменитые люди, выходцы из Бурятии

22-23

Человек славен добрыми делами.

Знаменитые люди Бурятии

28-29

Нравственные основы жизни.

Нравственные основы жизни в РБ

Контрольная работа № 1

Задание 1. Игра — это особый вид деятельности, в котором участвуют и дети, и взрослые люди.

 

1. Как Вы думаете, почему человек играет в разные виды игр, несмотря на свой возраст?

 

2. Составьте рассказ о своей игровой деятельности, используя следующий план:

1) В какие игры Вы любите играть? Почему?

2) К каким отрицательным последствиям может привести чрезмерное увлечение компьютерными играми (укажите любые два отрицательных последствия)? Почему Вы так считаете?

Задание 2. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Человек становится личностью в процессе взаимодействия с другими людьми.

2) К естественным (биологическим) потребностям человека традиционно относят потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, общественном признании.

3) К социальным потребностям человека традиционно относят потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, общественном признании.

4) Духовные потребности всегда связаны с потребностью человека в самосохранении как биологического вида.

5) Понятие «индивид» используется для обозначения отдельно взятого представителя всего человеческого рода.

Задание 3. Волонтёрством называют добровольную бескорыстную деятельность людей, направленную на помощь обездоленным людям, на решение значимых общественных задач. В июле— августе 2017 г. ВЦИОМ провёл опрос россиян о возможных мотивах участия людей в волонтёрской деятельности. (Можно было выбрать несколько вариантов ответа.)

 

../../../../Desktop/Снимок%20экрана%202019-09-23%20в%209.42.37.p

1. Как ответила наибольшая доля опрошенных? Предположите почему.

2. Как Вы думаете, как участие в волонтёрской деятельности может изменить жизнь человека?

3. Какой ответ на вопрос дали бы Вы, если бы участвовали в опросе?

Задание 4. Установите соответствие между проявлениями качеств человека и природой качеств: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

ПРОЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА

 

ПРИРОДА КАЧЕСТВ

А) способность к продолжению рода

Б) способность приспосабливаться к условиям природной среды

В) способность накапливать знания и трудовые навыки

Г) способность видеть цель своих действий

 

1) социальная

2) биологическая

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами: 

А

Б

В

Г

Задание 5. Знаменитый русский полководец Александр Суворов родился настолько слабым, что, вопреки обычаю того времени, отец даже не решился записать мальчика в полк. Но Александр мечтал о военной карьере, поэтому много времени уделял закаливании) своего организма, физической подготовке, затем поступил на службу простым солдатом. Он был единственным в русской армии полководцем, который прошёл путь от солдата до генералиссимуса.

Назовите качество личности, благодаря которому Александр Суворов смог преодолеть

неблагоприятные природные задатки. Приведите пример жизненной ситуации, когда задатки, наоборот, способствуют успеху в занятиях, увлечениях, профессии.

Задание 6

Рассмотрите изображение

../../../../Desktop/Снимок%20экрана%202019-09-23%20в%209.47.51.p

Какие три вида деятельности представлены в ситуации, изображенной на фотографии?

Контрольная работа №2

Задание 1. Межличностные отношения основываются, прежде всего, на взаимопонимании субъектов.

1.Что такое взаимопонимание?

2. Составьте рассказ о взаимопонимании, используя план.

— Как возникает взаимопонимание, по вашему мнению? Почему оно так необходимо для нормальных взаимоотношений между людьми?

— Как добиться его в отношениях между людьми? От чего это зависит?

Задание 2. Социологические службы государства Z опросили совершеннолетних граждан о том, на что они тратят бóльшую часть семейного бюджета.

../../../../Desktop/Снимок%20экрана%202019-09-23%20в%2012.01.19.p

1. Как ответила наибольшая доля опрошенных? Предположите почему.

2. Много или мало семей тратят бóльшую часть бюджета на сбережения? Выскажите свою позицию по этому вопросу. Объясните свой ответ.

3. Какой ответ на вопрос дали бы Вы, если бы участвовали в опросе?

Задание 3. Установите соответствие между примерами и видами межличностных отношений: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ

 

ВИДЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

А) отношения главного врача больницы и представителя министерства на производственном совещании

Б) отношения двух врачей, живущих по соседству, в нерабочее время

В) отношения между лектором и аудиторией на конференции

Г) отношения школьных друзей на вечере встречи выпускников

 

1) личные

2) официальные

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами: 

А

Б

В

Г

Задание 4. Рассмотрите изображение.

../../../../Desktop/Снимок%20экрана%202019-09-23%20в%2012.07.57.p

Какой вид межличностных отношений иллюстрирует ситуация, изображенная на фотографии? Укажите не менее двух известных Вам видов межличностных отношений.

Задание 5.

Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение о человеке и обществе, используя все приведённые ниже понятия:

 

Деятельность, Мотив, Личность, Естественные потребности, Духовные потребности, Социальные потребности

Контрольная работа №3

Задание 1. Общение является основным способом коммуникации между людьми.

1. Как вы считаете, может ли человек обойтись без контактов с другими людьми?

2. Составьте рассказ об общении, используя план:

— Как вы оцениваете свои способности к общению, трудно или легко вам оно дается? Почему?

— Какие средства общения вы знаете и чаще всего используете в повседневной жизни?

Задание 2. Выберите верные суждения о социальных группах и межличностных отношениях в них и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Друзья и семья относятся к малым социальным группам.

2) Деловые межличностные взаимодействия, как правило, основаны на взаимной симпатии, общем интересе или привычке.

3) Народ и нация являются примерами малых социальных групп.

4) Социальные группы — устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

5) Группы и организации оказывают влияние на поведение человека.

Задание 3. В стране Р в ходе социологического опроса респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Кто должен быть главой семьи?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.../../../../Desktop/Снимок%20экрана%202019-09-23%20в%2012.31.47.p

 Какой ответ наиболее популярен? Предположите почему (выскажите не менее двух предположений).

Задание 4. Установите соответствие между характерными чертами и моделями поведения в конфликте: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

 

МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ

А) стремление выйти из конфликта не уступая, но и не настаивая на своем

Б) поиск решения конфликта, взаимные уступки

В) противоречия, которые вызвали конфликт сохраняются

Г) противоречия, которые вызвали конфликт исчезают полностью или частично

 

1) компромисс

2) избегание

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами: 

А

Б

В

Г

 Задание 5. При возникновении конфликтов и межличностных отношениях люди ведут себя по-разному. Специалисты выделяют четыре основных варианта поведения участников конфликтов. Рассмотрите особенности поведения участников конфликтной ситуации, изображённой на фотографии.

../../../../Desktop/Снимок%20экрана%202019-09-23%20в%2012.23.05.p

Какой из типов поведения в конфликтной ситуации демонстрирует мужчина. участвующий в конфликте, изображён на фотографии? Укажите не менее двух других известных Вам типов поведения участников конфликтных ситуаций в межличностных отношениях.

Задание 6. Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5 предложений) сообщение о своём регионе, используя все приведённые ниже понятия:

Общение, группа, санкции.

Контрольная работа №4  по обществознанию 6 класс

Инструкция по выполнению работы.

На выполнение итоговой работы по обществознанию в 6 классе отводится 45 минут. Работа состоит из 3 частей, содержащих 18 заданий.

Часть 1 содержит 11 заданий. К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный.

Часть 2 включает 4 задания с выбором нескольких верных ответов,  задания на соответствие или заполнение пропуска термина в предложении. Ответом  является последовательность цифр или слово(словосочетание).

Часть 3 содержит  задания, на которые следует дать развернутый ответ.  

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задания, которые не удается выполнить сразу, и переходите к следующему заданию. Если после выполнения всей работы у вас остается время, то можно вернуться к пропущенному заданию.

Вариант 1.

Часть 1

А1.  Совокупность качеств человека, которые он приобретает в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми:

1) индивид                                              3) личность

2) индивидуальность                            4) инстинкт

А2.  Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Потребность понять и узнать самого себя способствует развитию самопознания.

Б. Ложная или заниженная самооценка сдерживает развитие способностей.

1) верно только А                                 3) верны оба суждения

2) верно только Б                                  4) оба суждения неверны

А3.  К видам деятельности человека относится:

1) сон                                                     3) учеба

2) прием пищи                                      4) отдых

А4.  Общение с друзьями является для человека

1) биологической потребностью         3) интеллектуальной потребностью

2) духовной потребностью                  4) социальной потребностью

А5.  Верны ли суждения о труде?

А. Труд позволяет человеку ощущать радость от применения своих способностей.

Б. Выбор профессии зависит от интересов и склонностей человека.

1) верно только А                                 3) верны оба суждения

2) верно только Б                                  4) оба суждения неверны

А6.  Для деловых межличностных отношений характерно

1) обязательное соблюдение формальностей

2) дружеское расположение

3) незнакомство с собеседниками

Разнообразие форм и видов общения

А7.  Для лидера социальной группы характерны такие качества, как

1) скромность и незаметность              3) высокомерие и гордость

2) стеснительность                                4) собранность и организованность

А8.  К средствам общения можно отнести

1) сознание                                             3)  мышление

2)   речь                                                   4) мировоззрение

А9.  Такой способ решения конфликтов, как  сотрудничество, связан с

1) поиском решения, которое примирило бы обе стороны конфликта без ущерба для каждой стороны

2) поиском уступок с каждой стороны

3) односторонними уступками

4) отказом от поиска обоюдовыгодного решения конфликта

А10.  Золотое правило морали гласит

1) ко всем людям относись как к самому себе       3) живи для себя

2) дели людей на друзей и врагов                            4)  выучи все правила поведения

А11.  Верны ли суждения о чувстве страха?

А. Чтобы научиться преодолевать страх, важно понимать его причину.

Б. Чувство страха знакомо как человеку, так и животному.

1) верно только А                                      3) верны оба суждения

2) верно только Б                                       4) оба суждения неверны

В1.  Установите соответствие  между описанием потребностей и их видами.

ОПИСАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ                                 ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ

А) стремление к общению с                                            1) социальные

друзьями                                                                     2) духовные

Б) любовь к чтению                                                    3) биологические

В) желание носить теплую одежду

Г) желание сделать карьеру

Д) потребность во вкусной пище

Ответ запишите в виде таблицы:

А

Б

В

Г

Д

В2. Все термины, приведенные ниже, за исключением двух, связаны с понятием «работа». Укажите термины, не связанные с этим понятием.

1) кропотливость  2) творческий подход 3) лень 4) усердие  5) уныние

В3.  Дополните схему.                      

Межличностные отношения

Личные (неформальные)

Ответ:___________

В4. Найдите в приведенном списке примеры проявления человеком смелости.

1. Школьник отказался от сигареты, предложенной старшим.

2. Подросток грубо ответил на замечания мамы.

3. Ученик помог младшему пройти мимо большой собаки.

4.Солдат поднялся в атаку.

5. Ученик обманул родителей, чтобы избежать наказания

С1. Что такое деятельность?  Приведите три примера разнообразной трудовой деятельности.  

Контрольная работа № 4по обществознанию 6 класс

Инструкция по выполнению работы.

На выполнение итоговой работы по обществознанию в 6 классе отводится 45 минут. Работа состоит из 3 частей, содержащих 18 заданий.

Часть 1 содержит 11 заданий. К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный.

Часть 2 включает 4 задания с выбором нескольких верных ответов,  задания на соответствие или заполнение пропуска термина в предложении. Ответом  является последовательность цифр или слово(словосочетание).

Часть 3 содержит  задания, на которые следует дать развернутый ответ.  

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задания, которые не удается выполнить сразу, и переходите к следующему заданию. Если после выполнения всей работы у вас остается время, то можно вернуться к пропущенному заданию.

Вариант 2.

Часть 1

А1.  Вершиной человеческих качеств психологи называют

1) деятельность                                        3) общение

2) индивидуальность                               4) личность

А2.  Верны ли суждения о познании мира?

А. Познать окружающий мир можно, не осуществляя деятельности.

Б. Получить знания об окружающем мире можно только с помощью телевизионных передач.

1) верно только А                                     3) верны оба суждения

2) верно только Б                                     4) оба суждения неверны

А3. Что отличает деятельность человека от поведения животных?

1) осознанность действий                    3) подчинение инстинктам

2) достижение результата                    4) забота о потомстве

А4.  К биологическим потребностям человека относится потребность в

1) труде                                                 3) отдыхе

2) общении                                           4)  познании

А5.  Верны ли следующие суждения о жизненном успехе?

А. Жизненный успех зависит от здоровья, способностей и умений человека.

Б. Каждый человек по-своему представляет путь к жизненному успеху.

1) верно только А                                     3) верны оба суждения

2) верно только Б                                     4) оба суждения неверны

А6.  Межличностные отношения – это

1) особые связи человека с окружающими людьми

2) контакты человека с домашними любимцами

3) работа со справочной системой Яндекс

4) монолог артиста, произнесенный на сцене.

А7.  Совокупность правил поведения, принятых в данной социальной группе,-это

1)  законы государства                             3) нормы религии

2)  групповые нормы                               4) общечеловеческие ценности

А8. Столкновение нескольких участников общения, каждый из которых отстаивает свою позицию,- это

1) общение                                              3) диалог

2) коммуникация                                    4) конфликт

А9.  Найдите в предполагаемом списке понятие, которое не относится к средствам разрешения конфликта, и запишите его номер.

1) сотрудничество 2) агрессия 3) компромисс 4) приспособление

А10.  На чем должно быть основано правило жизни, которым нужно руководствоваться  человеку?

1) на жалости                                          3) на взаимности

2) на упрямстве                                      4) на силе

А11.  Верны ли следующие суждения о смелости?

А. Смелость противостоит трусости.

Б. Смелыми не рождаются, а становятся.

1) верно только А                                    3) верны оба суждения

2) верно только Б                                    4) оба суждения неверны

Часть 2

В1.  Установите соответствие между терминами и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А. Цель

Б. Действие

В. Результат

1. Процесс осуществления деятельности

2. То, к чему стремятся.

3.  Конечный итог, следствие, завершающее собой какие –нибудь явления, развитие чего- нибудь

А

Б

В

В2.  Установите соответствие между примерами социальных групп и их видами.

ПРИМЕРЫ  ГРУПП                              ВИДЫ ГРУПП

А) семья                                                 1) формальна

Б) учебный класс                                  2) неформальная

В) парламент

Г) группа друзей

Д) политическая партия

Ответ запишите в виде таблицы:

А

Б

В

Г

Д

В3.  Заполните пропуск  в  предложении.

Для того чтобы стать личностью необходимы потребности в общении и труде.  Это _____ потребности.

В4.  Найдите в  приведенном списке понятия, связанные с  совестью человека.

1. Нравственность                                  3. Приспособление                       5. Внутренний контроль  

2. Мораль                                                4. Угодничество

С1.  Что такое потребность? Составьте два предложения, содержащие информацию о потребностях

человека. 

Спецификация

Контрольной работы по обществознанию 6 класс

Назначение работы: оценить уровень общеобразовательной подготовки по обществознанию обучающихся  6 класса, выявить темы, вопросы содержания образования, вызывающие наибольшие трудности.

Характеристика структуры и содержания контрольно-измерительных материалов для проведения итогового контроля знаний учащихся по обществознанию.

Работа включает 18 заданий и состоит из 3 частей.

Часть  А  содержит 11 заданий с выбором одного верного ответа из четырех.

Часть  В  включает 4 задания повышенного уровня сложности с кратким ответом.

В заданиях с открытым ответом второй части работы ответ дается соответствующей записью в виде набора цифр (например, 2213), записанных без пробелов или записывается слово (словосочетание).

Часть  С содержит одно задание с развернутым ответом.

Распределение заданий работы по частям и типам заданий: с выбором ответа (ВО), с кратким ответом (КО), с развернутым ответом (РО) и с учетом максимального первичного балла каждой части и работы в целом – проводится в таблице №1.                                                                                                                                                                                                  

Таблица №1

№ п/п

Части работы

Число заданий

Тип заданий

Максимальный первичный балл

% максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу

1

Часть 1

11

ВО

11

50%

2

Часть 2

4

КО

8

36%

3

Часть 3

1

РО

3

14%

Итого:

16

22

100%

Содержание работы определялось в соответствии с целями обучения за курс  «Обществознание».

Распределение заданий по основным разделам учебного предмета

обществознание

№ задания

Тема

Код по кодификатору

Оценка в баллах

А1

Человек в социальном измерении

1.5

1

А2

Человек в социальном измерении

1.2

1

А3

Человек в социальном измерении

1.6

1

А4

Человек в социальном измерении

1.7

1

А5

Человек в социальном измерении

1.7

1

А6

Человек среди людей

1.7

1

А7

Человек среди людей

1.8

1

А8

Человек среди людей

1.8

1

А9

 Человек среди людей

1.8

1

А10

Нравственные основы жизни

2.5

1

А11

Нравственные основы жизни

2.5

1

В1

Человек в социальном измерении

1.4

2

В2

Человек в социальном измерении

1.5

2

В3

Человек среди людей

1.8

2

В4

Нравственные основы жизни

2.5

2

С1

Человек в социальном измерении

1.6

3

В работе проверяются следующие умения и виды деятельности:

1. Описывать основные социальные объекты; человека как социально-деятельное существо.

2. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов.

3. Приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм.

4. Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.

5. Решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала.

Время выполнения работы – 45 минут

Критерии  оценивания работы и заданий в работе.

Оценивание заданий первой части.

За верное выполнение каждого задания А1-А11 выставляется по 1 баллу. Если указаны два и более ответов (в том числе и правильный ), неверный ответ или ответ отсутствует - 0 балов.

 Оценивание заданий 2 части.

За верное выполнение заданий В1-В4 выставляется по 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой  ИЛИ неполное выполнение задания – 1 балл; неверное выполнение задания ( при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов.

Оценивание заданий третьей части.

Задания С1 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.

Раскрыт смысл понятия и составлено указанное количество предложений, содержащих информацию о заданном понятии - 3балла.

Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о заданном понятии -2 балла

Смысл понятия не раскрыт, ответ неверный- 0 баллов.

Инструкция по выполнению работы.

На выполнение итоговой работы по обществознанию в 6 классе отводится 45 минут. Работа состоит из 3 частей, содержащих 18 заданий.

Часть 1 содержит 11 заданий. К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный.

Часть 2 включает 4 задания с выбором нескольких верных ответов,  задания на соответствие или заполнение пропуска термина в предложении. Ответом  является последовательность цифр или слово(словосочетание).

Часть 3 содержит  задания, на которые следует дать развернутый ответ.  

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задания, которые не удается выполнить сразу, и переходите к следующему заданию. Если после выполнения всей работы у вас остается время, то можно вернуться к пропущенному заданию.

Ключ для проверки

№ задания

Вариант  1

Вариант  2

Часть А

1

3

1

2

3

4

3

3

1

4

4

3

5

3

3

6

1

1

7

4

2

8

2

4

9

1

2

10

1

3

11

3

3

Часть В

1

22313

213

2

35

21121

3

Деловые (формальные)

Социальные потребности

4

134

125

Часть С

1

Деятельность- способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей.

Потребность -осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности.

Шкала оценивания работы:

Количество баллов

оценка

Уровень сформированности УУД

19-22

5

повышенный

15-18

4

повышенный

9-14

3

базовый

0-8

2

низкий

80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»

60% - оценка «4»

40% - оценка «3»

0-40% - оценка «2»

Кодификатор

элементов содержания уровня подготовки учащихся 6 класса

№ задания

Тема

Код по кодификатору

Оценка в баллах

А1

Личность. Особенности подросткового возраста

1.5

1

А2

Взаимодействие общества и природы

1.2

1

А3

Деятельность человека и ее основные формы

1.6

1

А4

Человек и его ближайшее окружение

1.7

1

А5

Человек и его ближайшее окружение

1.7

1

А6

Межличностные отношения

1.7

1

А7

Межличностные отношения

1.8

1

А8

Межличностные конфликты и их конструктивные разрешения

1.8

1

А9

Межличностные конфликты и их конструктивные разрешения

1.8

1

А10

Мораль. Гуманизм. Патриотизм. Гражданственность

2.5

1

А11

Мораль. Гуманизм. Патриотизм. Гражданственность

2.5

2

В1

Биологическое и социальное в человеке

1.4

2

В2

Личность. Особенности подросткового возраста

1.5

2

В3

Биологическое и социальное в человеке

1.8

2

В4

Межличностные конфликты и их конструктивные разрешения

2.5

2

С1

Деятельность человека и ее основные формы

1.6

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...