конспект урока обществознания в 8 классе по теме "Инфляция и семейная экономика"
план-конспект занятия по обществознанию (8 класс)

Кулакова Валентина Ивановна

Данный материал можно использовать при изучении темы "Инфляция и семейная экономика" в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_obshchestvoznanie.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Инфляция и семейная экономика» Обществознание 8 класс

Цели урока:

познакомить учащихся с понятиями «инфляция», «номинальный доход», «реальный доход», видами инфляции по происхождению и по темпам, последствиями инфляции для людей, предприятий, государства;

рассмотреть влияние инфляции на семейную экономику и на распределение доходов между экономическими агентами; проанализировать функции сбережений в современном обществе;

способствовать интеллектуальному развитию учащихся формирование качеств мышления решение практических проблем, научить учащихся решать задачи из повседневных бытовых проблем каждого человека;

воспитывать коммуникативные навыки, культуру речи, навыки публичного выступления, умение находиться в социуме и прослеживать связь с жизнью;

предлагаемые задачи позволяют осуществлять межпредметные связи.

Мотивация

Я расскажу Вам историю, а Вы попытается установить тему сегодняшнего урока.

В   России из-за резкого увеличения количества денег в обращении в 1991 г. цены выросли на 230%, в 1992 г. – на 1730%, в 1993 г. на 1020%. О чем свидетельствует данный факт?

– Ответы учащихся

Тема данного урока актуальна в наши дни. Почему?

Изучение новой темы

Что такое инфляция?

В буквальном переводе с итальянского слово инфляция (inflatio) означает «вздутие». Цены на товары растут, и мы уже не можем приобретать их в прежнем количестве. Итак, инфляция – это повышение общего уровня цен на товары и услуги. Что же происходит с деньгами, почему они утрачивают часть своей реальной стоимости?

Прежде всего, давайте вспомним, что деньги – это тоже товар. И обращаются они в экономике по тем же рыночным законам, что и все остальные товары: закону спроса и предложения. Если количество какого-либо товара резко увеличится, то цена его снизиться. С такой причиной обесценивания денег, как бы они не выглядели, люди сталкивались уже в древности.

Во время второй мировой войны Германия и Великобритания вынашивали планы применения бумажного оружия. Оба государства хотели напечатать большое количество денежных знаков и выбросить их над территорией противника. Почему это могло оказаться эффективным оружием?

Учащиеся обсуждают этот вопрос, приходят к выводу, что это вызвало бы инфляцию со всеми вытекающими последствиями. Избыточное количество денег в обращении привело бы к сильнейшей инфляции и, как следствие, к полному расстройству экономики. Как говорят, достаточно разрушить экономику страны и военные действия уже не нужны.

Причины инфляции:

избыток денежных средств,

порча денег, т.е. неподкрепленность произведенным товаром;

рост издержек производства

ожидание роста цен (Если все думают, что цены поднимутся, цены поднимутся. “Первый инфляционный закон”).

Виды инфляции

Увеличение выпуска бумажных денег может быть и оправданным. Если растёт производство товаров, то и денег должно стать больше, иначе возникнут трудности с товарообменом. Если же количество денег на руках у населения выросло, а объём производства остался прежним, мы говорим об инфляции спроса. Повышается спрос на товары, и цены на них растут.

Но порождать инфляцию могут и другие факторы. Экономисты выделяют инфляцию издержек: цены на товары растут, так как увеличиваются затраты на их производство.

Бывает также инфляция ожидания. Покупатели, ожидая роста цен, покупают больше товаров впрок – ну, и цены, разумеется, растут.

Различают также виды инфляции по темпам роста цен:

Когда инфляция превышает 200% в год, мы говорим о гиперинфляции.

Галопирующая инфляция означает рост цен от 20 до 200% в год.

Если инфляция ограничивается 10% в год, то её считают умеренной.

Последствия инфляции

Жертвами и заложниками инфляции становятся потребители, производители и государство.

Сокращаются реальные доходы людей, хотя номинальные могут расти. Что означают эти термины?

Учитель: давайте более подробно рассмотрим ситуацию с семейным бюджетом. Каждый гражданин получает за определенный временной промежуток определенный доход. Инфляционные процессы могут происходить достаточно быстро, но будут ли столь же быстро меняться доходы граждан? Конечно, нет. Соответственно в процессе инфляции сокращается ваша возможность купить за те же деньги прежнее количество товара. Для этого в экономике вводятся понятия реальный и номинальный доход.

На доске пишется формула вычисления разницы между реальным и номинальным доходом.

Номинальный доход: Цены на товары = Реальный доход.

Решение задачи: Номинальный доход семьи вырос на 10 % в год. За тот же год цены выросли на 30%. Значит, реальные доходы данной семьи составят 84, 6 % от прежнего уровня.

Таким образом, мы видим, что инфляция сильно бьёт по карману простого гражданина, обесценивает его личные сбережения, уменьшает возможности удовлетворения потребностей. Особенно это касается тех людей, чьи доходы фиксированы: работников бюджетной сферы, пенсионеров, студентов.

Как же с этим можно бороться простым гражданам? Необходимо разумно расходовать средства и иметь сбережения.

Способы сбережения:

Размещение денег на счете в банке (Процент – цена, уплачиваемая собственнику денег за использование заемных средств в течение определенного времени)

Приобретение недвижимости

Покупка ювелирных украшений, драгоценных металлов, произведений искусства или недорогих объектов недвижимости

Страхование жизни, здоровья, имущества.

Учитель математики предлагает решить задачу.

Семья положила в банк 100000 рублей под 6 % годовых. Определите покупательскую способность сбережений если инфляция больше процентной ставки. Пусть инфляция достигает 13%.

Решение:

(100000*106):100=106000-через год

(106000*87):100=92220

Задача: Согласно договору о найме квартиры ежемесячная квартплата устанавливается в соответствии с ожидаемой инфляцией 2% в месяц. В январе квартплата была установлена в сумме 100 р. Фактическая норма инфляции оказалась 3% в месяц. Кто оказался в выигрыше – владелец квартиры или квартиросъемщик? Чему равен выигрыш одного и потеря другого?

Решение:

По договору плата должна возрастать по месяцам следующим образом:

100р

102

104,04р

106,12р

На самом деле с практической нормой инфляции происходит следующее:

100

103

106,09

109,27

Если бы ожидаемая инфляция являлась практической, то назначенная квартплата оставалась бы на уровне 100р.

Значит владелец недополучит:

0

0,971

1,932

2,883

Большой урон наносит инфляция и государственному бюджету. Налогов в него поступает столько, сколько запланировано, но это уже обесцененные деньги. Государство не может в полном объёме оплачивать свои текущие расходы, в том числе социальные программы: финансировать здравоохранения, образования, оказывать помощь нуждающимся, помогать безработным. В обществе растёт социальная напряжённость.

Задача: Инфляция в месяц 7%. Какова инфляция за год?

Решение:

Зная  инфляцию за месяц, инфляцию за год можно вычислить по формуле (1+0,007)*12=(1+?)

Отсюда получается ? = 1,252 или инфляция за год 125%

Значит покупательская способность сбережений уменьшается.

Страдают от инфляции и производители. Из-за снижения спроса на товары и услуги падают объёмы производства, уменьшается приток капиталовложений. Трудно становится планировать свою деятельность, ведь бывает очень трудно предсказать, на сколько именно вырастут цены. Поэтому одной из важнейших задач экономической политики государства является борьба с инфляцией, укрепление национальной валюты.

Учитель математики предлагает решить задачу.

Определить темпы инфляции для 2007 года, если в 2006 году индекс цен был равен 156,9, а в 2007 году 160,5.

Чтобы определить темпы инфляции, нужно из индекса цен текущего года вычесть индекс цен предыдущего года, эту разницу разделить на индекс цен текущего года и умножить на 100%.

Решение у доски.

(160,5 – 156,9) : 160,5 *100%= 2,3%

Рефлексия

Составляем синквейн на тему «Наш сегодняшний урок».

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово - резюме, характеризующее суть предмета или объекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обществознания 11 класс

Конспект урока обществознания 11 класс "Современная научная картина мира. Философский взгляд"...

Конспект урока обществознания 7 класс "Социальная среда подростка"

Подробный конспект урока обществознания в рамках технологии проблемного диалога. 7 класс, учебник Кравченко А.И., Певцова Е.А....

конспект урока обществознание 8 класс А.И. Кравченко «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»

Конспект урока «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»При подготовке данной методической разработки учитывалось то, что с 1 сентября 2012 г. школы Р...

Конспекты уроков обществознания 8 класса по программе А.И.Кравченко

Материал содержит конспекты уроков по обществознанию....

Конспект урока обществознания 5 класс "Отрочество - особая пора" по учебнику Боголюбова Л.Н.

Второй урок по теме «Отрочество – особая пора» в форме игры-соревнования....