урок обществознания в 9 классе тема Президент РФ
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

Болонева Надежда Филипповна

 урок обществознания в 9 классе тема Президент РФ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Селенгинская средняя общеобразовательная школа»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Президент  Российской Федерации.

Фамилия Имя Отчество

Болонева Надежда Филипповна

Место работы

МБОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа»

Должность

учитель истории и обществознания

Предмет

обществознание

Класс

9

Тема и номер урока

Раздел II.ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПРАВА

тема:  Закон и власть,    урок 16.

Базовый учебник

А.И.Кравченко, Е.А.Певцова «Обществознание»

 9 класс. Москва, изд. Русское слово.

с. Солонцы

                                                        2019г.


Цель  урока: показать роль  и функции Президента в государстве  Российская Федерация, способы его избрания и полномочия.

Задачи: 

  • исследовать становление института президентской власти в РФ и его взаимодействие с другими органами власти;
  • формировать у учащихся правосознание,   правовую культуру и активную гражданскую позицию;
  • провести анализ полномочий Президента РФ в различных сферах его деятельности;
  • выявить различные взгляды на проблемы и перспективы развития президентства в РФ;
  • воспитывать чувство гражданственности, патриотизма и значимости государственной власти.

Тип урока: изучение нового материала, урок-исследование.

Формы работы учащихся: работа в микрогруппах (в парах)

Необходимое техническое оборудование: раздаточный материал (Конституция РФ), мультимедийный комплекс, мобильные телефоны,  рабочие листы.

Знания и умения учащихся после изучения темы:

  •  давать определения понятиям: Президент, власть, закон,

     разделение властей;

  • уметь грамотно объяснять полномочия Президента;
  • называть избирательные цензы для кандидата на пост Президента;

        

План урока:

1. История становления института Президентства в РФ.

2. Порядок избрания Президента и  правовой статус Президента

3. Полномочия Президента

4. Основания досрочного прекращения полномочий Президента.

5. Какими личностными качествами должен обладать  Президент?

                                                   


Ход урока:

        «Nulla potentia super lages esse debet»

        (латинское изречение)

Вводное слово учителя:

Сегодня, на  уроке, нам предстоит познакомиться с историей становления института президентства в нашей стране, определить  роль, функции и полномочия  Президента РФ.

Ваша задача будет состоять в том, что бы   используя статьи Конституции РФ, чтобы  вы  не просто доказывали  свою точку зрения, опираясь на прочитанные вами документы, но и осмысливали  полученную информацию, обсуждали спорные вопросы  и могли сформулировать окончательные выводы.

 В завершении урока мы должны будем определить, какими качествами должен обладать Президент государства.

Алгоритм работы:

 В ходе урока вы  будете  работать в микрогруппах (парах), выполняя  предложенные задания. В процессе работы над статьями Конституции РФ  и учебным материалом вы   должны в Рабочих листах ответить на предложенные  вопросы и задания.  Также к концу урока, используя возможности Интернет- связи, вы должны перевести выражение (написанное на латинском языке)  взятое в качестве эпиграфа нашего урока.

Изучение нового материала

  1.  История становления института  Президентства в РФ.

Вопросы к учащимся

  1. С какого времени в нашей стране  стали избирать президента?
  2. Дайте определение: Кто такой президент?

Термин «президент» происходит от латинского языка и означает «сидящий впереди»,  председатель, старший член совещательного места. Президентство - это должность, звание, председательство. Современное понятие «президент» трактуется как выборный глава государства. (Записать  в тетради)

Рассказ учителя.

Впервые о введении поста президента в советской России говорили еще в 1936 году, при обсуждении новой  Конституции СССР. И.В. Сталин категорически отверг это предложение, утверждая, что в СССР не должно быть единоличного президента, избираемого всем населением. "Президент в СССР коллегиальный  это Президиум Верховного Совета…».

 (слайд 1)


Следующая попытка ввести институт президента возникла в середине 60-х годов. В 1964 году Н.С. Хрущев внес на рассмотрение комиссии по подготовке проекта новой Конституции СССР предложение учредить пост президента. Была даже разработана соответствующая глава Конституции. Однако по разным причинам это предложение не прошло. По сложившейся традиции роль главы государства по-прежнему отводилась "коллегиальному президенту"  Президиуму Верховного Совета.

 (слайд 2)

При Л.И. Брежневе, в "эпоху застоя" вопросов о президентстве не возникало, так как он  совместил в одном лице высшие партийные и государственные должности, что в сумме дало больше властных полномочий, чем мог бы дать президентский пост…

  (слайд 3)

Только в марте 1990 года внеочередной III съезд народных депутатов СССР принимает закон "Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР" и избирает первого (и последнего) Президента СССР Михаила Горбачева. К этому времени КПСС уже растеряла свою былую политическую власть.

(слайд 4)

В марте 1991 года после долгих обсуждений и дискуссий на всероссийский референдум был вынесен вопрос о введении государственного института президента России. Тогда 70% участников голосования высказались за введение президентства. IV съезд народных депутатов РСФСР 21-25 мая 1991 года утвердил законы "О президенте РСФСР" и "О выборах президента РСФСР", а также внес соответствующие изменения в Конституцию РСФСР. В июне состоялись выборы первого президента России Бориса Ельцина.

 (слайд 5)

  1. Порядок избрания Президента и  правовой статус Президента

Задание! 

 Выполните  задание №1 в рабочих листах используя тексты Конституции РФ и Закона СССР от 14 марта 1990 года № 1360-1 «Об учреждении поста Президента СССР (Извлечение). Заполните таблицу и сделайте выводы.

На выполнение задания  отводится 5 минут.


 Задание №1

        Используя Конституцию РФ (1993г.) и Закон СССР от 14 марта 1990 года № 1360-1 «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (основной закон) СССР» сравнить полномочия  Президента СССР и Президента Российской Федерации, заполнить таблицу и сделать вывод.

Вопросы для сравнения

Президент СССР

Президент РФ

1

Возраст  Президента

2

Гражданство

3

Срок полномочий

4

Правовой статус

  1. Полномочия Президента

Президент Российской Федерации обладает широким кругом полномочий, которые вытекают из его статуса как главы государства и обеспечивают ему возможность  выполнять закрепленные за ним функции.

Задание№2 

Используя Конституцию РФ (1993г.) ст.87  изучить полномочия Президента и заполнить пустующий раздел схемы. Каждая группа заполняет  свой раздел схемы (см. приложение  Рабочий лист №3, Задание №2).

 Время работы над заданием -7 минут.


Схема

ПРЕЗИДЕНТ РФ - гарант  Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина РФ, согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

_________________________________________________________________________________

        


Основания досрочного прекращения полномочий Президента

        Для того чтобы обеспечить непрерывность президентского правления, Конституция  предусматривает случаи досрочного прекращения полномочий Президента и определяет их последствия.

Задание№3

  Откройте текст Конституции РФ, статья 92, ч 2. и ч.3. Самостоятельно изучите и определите, при каких условиях Президент РФ  имеет возможность  досрочно прекратить свои полномочия.  

Время  работы  над заданием - 5  минут.

  1. Какими личными качествами должен обладать  Президент?

    На доске прикреплен силуэт человека.  

Президент - первый человек в государстве, на него равняются, с него берут пример. Какими личными качествами должен обладать Президент. Давайте обсудим и заполним схему.

Предполагаемые ответы учащихся (целеустремленность, честность, порядочность, харизматичность и др.)

  1. Эпиграфом нашего урока было латинское изречение

 «Nulla potentia super lages esse debet».

  Кто может дать перевод  латинского  изречения?

Ответ:   « Никакая власть не должна превышать законы»

Вы согласны с этим утверждением?  (Дискуссия)


  1.  Рефлексия
  •     Когда в нашей стране появился институт Президентства?
  •     Каков правовой статус Президента РФ?
  • На какой срок избирается Президент РФ?
  • Кто может быть Президентом РФ?
  • Каковы сроки правления Президента?
  • В чем главные задачи (полномочия) Президента?
  •     В каком случае может произойти отрешение Президента от должности?

  1.  Домашнее задание:  

написать сочинение « Я хочу быть Президентом РФ»

или  синквейн на президентов РФ и СССР, или на любого из выдающихся политиков.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

РАБОЧИЙ ЛИСТ №3

Фамилия Имя ______________________________________________

____________________________________________________________

Задание №1

        Используя Конституцию РФ (1993г.) и Закон СССР от 14 марта 1990 года № 1360-1 «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (основной закон) СССР» сравнить полномочия  Президента СССР и Президента Российской Федерации, заполнить таблицу и сделать вывод.

Вопросы для сравнения

Президент СССР

Президент РФ

1

Границы возраста Президента  

2

Гражданство

3

Срок полномочий

4

Правовой статус

Вывод:


Задание №2.   Изучить ст.     Коституции РФ     Полномочия Президента и заполнить пустующую часть схемы

ПРЕЗИДЕНТ РФ - гарант  Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина РФ, согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

_________________________________________________________________________________

Задание №3

Используя возможности Интернет - связи  (можно использовать мобильный телефон), переведите данное латинское изречение «Nulla potentia super lages esse debet»

_____________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обществознания 6 класс тема "Что такое человечность" по учебнику Л.Н. Боголюбова

Тема урока: Что такое человечностьПодготовила учитель истории и обществознания МКОУ СОШ с.КрутоярАникина Татьяна АлександровнаЦели: 1. Актуализировать необходимые знания обучающихся из курса общ...

Презентация к уроку обществознания, 9 класс. Тема: Культура

1. Общее понятие культуры;2. Определение культуры;3. Культура как цивилизация;4. Культура как мировоззрение;5. Культура как нормы поведения;6. Обобщенное определение культуры;7. Понятие субкультуры;8....

Урок обществознания 11 класс. Тема урока. Глобализация – понимание, основные направления, противоречия и возникающие проблемы.

Компонент знаний- давать определения основным понятиям, связанным с глобализацией;-называть  основные сферы и  характеристики процесса глобализации, позитивы и издержки процесса глобал...

Урок обществознания 5 класс.Тема: «Твои классные друзья».

Соболева О.Б. , Иванов О.В.                    « Обществознание. Введение в обществознание» 5 класс. ФГОС.             ...

Урок обществознания 6 класс Тема "Профессия - ученик"

Урок обществозания в 6 классе по теме "Профессия - ученик" создан с целью познакомить детей с понятиями, относящимися к школьному образованию, расширить кругозор, развивать познавательную активность, ...

ПЛАН – КОНСПЕК УРОКА.Обществознание 9 класс. Тема: ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

Цели урокаОбразовательная:  Создание условий для формирования у учащихся системы  знаний о духовной жизни человека, освоение понятий  (духовная жизнь, убеждения, право на свободу ...

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока  «Общение»...