Конспект урока "Конфликты"
методическая разработка по обществознанию (6 класс)

Петрук (Ротанова) Елена Олеговна

Технологическая карта по обществзнанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_konflikty.docx36.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Конфликты в межличностных отношениях»

Цель урока: способствовать формированию понятий «конфликт», «межличностный конфликт», объяснять причины возникновения конфликтов, рассмотреть варианты поведения в конфликтной ситуации.

Задачи урока:

  • 1. Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.
  • 2.На основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию; приводить примеры в качестве доказательства своей точки зрения.
  • 3. Содействовать развитию культуры отношений в группе, паре, сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;
    проявлять терпение и доброжелательность в споре к собеседнику деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:. Получат возможность научиться допускать существование различных точек зрения, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать тему и цели урока; анализировать ситуации, формулировать ответы.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы; обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра и сохранять достоинство в конфликте.

Регулятивные: ставить учебную задачу, оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения; анализировать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строитьсвои взаимоотношения.

Личностные УУД: проявлять заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий в парах, выражать положительное отношение к процессу познания.

Методы и формы обучения:

Методы: технология проблемного диалога, репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный.

Формы: фронтальная, групповая, в парах

Тип урока: открытия новых знаний

Основные понятия: конфликт, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание,

План:

  1. Понятие «конфликт»
  2. Основные стадии (этапы) конфликта
  3. Причины  конфликтов
  4. Способы поведения в конфликтной ситуации.

Оборудование: Учебник Обществознание 6 кл., под ред. Л.Н. Боголюбова. М., Просвещение, 2016.  – 111 с.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

10:15-10:16

Мотивирует на успешную работу.

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

Настраиваются на работу.

Проверка готовности к уроку.

I.Мотивация к учебной деятельности

10:16-10-23

Просмотр видеоролика о животных на мосту и ответить на вопросы:

1. О чем данное видео?

2. О чем пойдет речь на уроке?

3.  Определите тему урока и запишите в тетради.

Как вы думаете, о чём пойдет сегодня разговор?

Проблемный вопрос: Возможна ли жизнь без конфликта?

В конце урока мы вернёмся к этому вопросу, и может у кого то измениться мнение.  

Смотрят фрагмент видео, отвечают на вопросы, определяют тему урока, записывают в тетрадь

  1. Понятие «конфликт»
  2. Основные стадии (этапы) конфликта
  3. Виды конфликтов
  4. Способы поведения в конфликтной ситуации.

Поднять руки может или нет(в конце урока взрат)

II.Актуализация знаний

10:23-10:28

Учитель организует диалог с учащимися по вопросам:

При каком виде деятельности могут возникать конфликты?

Что мы называем общением?

Какие правила общения тебе известны?

Могут ли неправильно выбранные средства общения спровоцировать конфликт?

К каким последствиям приводит несоблюдение этих правил?

А чтобы по сегодняшней оценки не было между нами конфликта, вы попробуете оценить себя сами. У вас есть оценочные листы, сейчас по тому поставьте зебе оценку как вы  сейчас отвечали на вопросы (ведь это были вопросы домашней работы.

Отвечают на вопросы.

-при общении

- взаимные деловые и дружеские отношения людей

- речь, невербальное общение

- конечно, могут

- к ссорам,ругани

III.Изучение нового материала

10:29-10:45

10:46 -10:50

Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас слово «конфликт»?

Давайте в группах за 1 минуту составим кластер. И продемонстрируем его у доски

Работа с термином в парах

- выпишите определение понятия «конфликт» в тетрадь, пользуясь словарём стр.учебника 108

- Что же такое межличностный конфликт на стр 16

Сформулируйте определение и впишите его в рабочий лист.

Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от 2 и более), каждый их которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события.

Ставим оценку за работу в группе и термином.

Просмотр видеофрагмента «Притча о языке»

Устроил Ксанф угощение ученикам, послал Эзопа на рынок: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости — Эзоп подает одни только языки: жареные, вареные, соленые. «Что это значит?» — «А разве язык не самое лучшее на свете? Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах — ничего нет лучше языка!» — «Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете!» Назавтра Эзоп опять подает одни только языки: «Что это значит?» — «А разве язык не самое худшее на свете? Языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну — ничего нет хуже языка!» Рассердился Ксанф, но придраться не мог.

Каким образом данная притча связана с темой нашего урока?

Причины возникновения конфликтов в межличностных отношениях. 

В своём развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней: Давайте найдем их в классе.(физминутка)

Возникновение конфликтной ситуации ----- осознание конфликта------ проявление конфликтного поведения------ углубление конфликта-------- разрешение конфликта. 

Скажите а на какой ступени находятся причины конфликта

На самой первой ступени конфликта пока нет, есть только причина, способная вызвать его.

Давайте откроем учебник стр 77 и найдем виды причин работаем по рядам (1 ряд 2 обзац 2 ряд 3 обзац 3 ряд последний обзац) 1 минута на поиск и вписать свою причину в схему

Причины

1противоположные желания и интересы,

2Смысловой ( когда одно и то же слово, фраза, событие имеет разный смысл для разных людей). Пример притчи «Мудрецы и слон»: Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон. (Почему они не узнали, как выглядит слон? У них разное восприятие.)

  • 3. Эмоциональный (заключается в разнице чувств и вызванных ими состояний);

Пример из школьной жизни: открытие кубка здоровья, перетягивание каната между командами, рано или поздно одна из команд побеждает, испытывая радость и ликование, а другая?

  • 4 Моральный (это различные представления о правилах или нормах морали);

Пример: полночь, а за стеной у соседей всё ещё слышна громкая музыка, заливыстый смех. Наши действия?

Задание в презентации

Ставим оценку

Возвращаемся к ступеням развития конфликта (осознание конфликта). Как вы, ребята, думаете, что происходит на этой ступени?  Мы понимаем, что конфликт неизбежен и начинаем выбирать тактику, как поступить. И в этот момент мы поднимаемся на следующую ступень – проявление конфликтного поведения.

Становясь участником конфликта, возможно сами того не осознавая, мы выбираем определённый вариант поведения.

Работа с  информационными листами (группах). Прочитать свой вид поведения и описать его классу до 3 слов (2 минутки)

Варианты поведения в конфликтной ситуации. Специалисты выделяют несколько таких вариантов, рассмотрим их:

  • -- Сотрудничество (подобное поведение направлено на поиск такого решения, которое приведёт к примирению сторон без ущерба)
  • - Компромисс (он очень близок к первому варианту поведения, но разница в том, что для урегулирования разногласия необходимы уступки обеих сторон, т.е. чем-то приходится пожертвовать)
  • - Приспособление (если в конфликтной ситуации только одна из сторон идёт на уступки)
  • - Избегание (стремление выйти из конфликта, не уступая, но и не настаивая на своём, т.е. совсем его не решая, а значит, через некоторое время конфликт может возникнуть вновь).

ЗАДАНИЕ НА доске соотнести голосуем цветом

ОЦЕНКИ

Спор, ссора, драка, ругань, слезы, синяки, кулаки, обиды,  борьба, противостояние, столкновение, разногласия, разрушение семьи, потеря работы, убийства, тюрьма.

злость, ненависть, несчастье, стресс, болезнь, радость, победа

Записывают определение

Отвечают на вопрос

 Смотрят видеофрагмент, отвечают на вопросы.

Как вы понимаете, о чем эта притча, чему она учит?

- Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды?

Слова могут стать причиной конфликта

неудачно сказанные слова, обидные сравнения, несправедливая оценка, повышенное эмоциональное состояние

Слушают учителя, рассматривают и анализируют схему.

Что изображено на схеме? Как можно более точно назвать эти ступени?

Учащиеся работают со схемой учебника стр.76

Отвечают на вопрос

Грубое слово, несправедливое высказывание, противоположные интересы и желания

Почему возникла такая ситуация?

  • Почему они не узнали, как выглядит слон?
  • -У них разное восприятие.

Как можно примирить мудрецов?

Конфликтов нет только тогда, когда все люди одинаковые, как роботы: одинаково думают, одинаково чувствуют, живут без ссор.

Практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Люди – то разные! Эти отличия естественны и нормальны.

IV.10:51-10:54

Тест 3 минуты и взаимопроверка + оценка

V. Итоги урока. Рефлексия

10:55-11:00

Задает вопросы:

Возможна ли жизнь без конфликта?

Делает вывод: существуют разные пути  решения конфликта

Выставление общей оценки и оценка учителя

Когда ты с кем –то ругаешься и говоришь ему что-нибудь неприятное, злое, ты оставляешь ему раны.  И будет неважно, насколько искренне ты попросишь прощения. Рана остается. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что физическая.

Как говорил известный кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно!» А если уж и попадёте в конфликтную ситуацию, нужно достойно выйти из неё. А как это сделать узнаем на следующем уроке.

Д/зПараграф 9. Задания на выбор:

  1. выполнить задание на сайте
  2. по желанию стр 76 текст про Андрея, ответить на вопросы и придумать свою концовку

Отвечают на вопросы

Проводят рефлексию

Приложение 3.

Индивидуальные задания:

1. Определите стратегию поведения сказочных героев в ситуации острого конфликта.

  • Басня Эзопа.

Львы боролись, пытаясь оттолкнуть друг друга от ручья, и вдруг увидели, как рядом с ними на дерево опустился гриф - падальщик. “Лучше пить вместе из ручья, – решили они, – чем кормить таких, как он”.(сотрудничество, выражается в совместном поиске решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.)

  • В.Г.Сутеев “Яблоко”

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики обратились к нему.– Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали Медведю все, как было.– Вот что, – рассудил Медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...– Но тут только одно яблоко! – сказали Еж, Заяц и Ворона.– Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку. (Стратегия компромисса позволяет урегулировать разногласия через взаимные уступки.)

  • Русская народная сказка “Заюшкина избушка”

“… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу – собака. 
– Что, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!
– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!
Подошли они к избенке, и собака залаяла. 
– Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им отвечает с печи.
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась и убежала
. (Уклонение от конфликта, т.е.избегание. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее).

  • А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке”

“…Вот пошел старик к синему морю…
Стал он кликать золотую рыбку, 
Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, старче?” 
“…Смилуйся, государыня рыбка, 
Разбранила меня старуха,
Надобно ей новое корыто…”
(поведение – приспособление).

2. Перед вами пословицы и поговорки с одной стороны, и четыре варианта исхода конфликта с другой стороны. Найдите соответствие

“Худой мир лучше доброй ссоры” (компромисс)

“С глаз долой, из сердца вон” (прерывание конфликта)

“Сядем рядком да поговорим ладком” (интеграция)

Оценочный лист

Ф.И. ученика

Задания

Ответы по д/з общение

Работа в группе «Кластер» + термин

Причины конфликта работа в парах

Варианты поведения

Тест (оценивает сосед)

Итоговая оценка за урок

Оценка  учителя

Рабочий лист по теме: «                                                                                                      »

Межличностный конфликт –

Ступени

                                                                                                                                                                                                                                                                        5.         

                                                                        4.

                                                3.

                        2.

1.

Причины конфликта

Варианты поведения:

Сотрудничество -  

Компромисс -

Избегание -

Приспособление -

Работа с определениями:

В конфликтной ситуации у участников есть разные варианта поведения. Специалисты выделяют 4 основных варианта:

Сотрудничество, Компромисс, Приспособление и Избегание.

Сотрудничество чаще всего направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны. В этом деле нужны усилия. Нужно постараться понять, чем вызван конфликт, что нужно делать, чтобы покончить с ним, к каким последствиям он может привести при своем развитии. Во всяком случае, такой вариант требует переговоров, контактов, желания понять другого.

Компромисс близок к первому варианту поведения. Разница в том, что для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон. Скорее всего, обе стороны не получат желаемого в полной мере, зато сохранят общение, возможно, укрепят взаимопонимание.

Если в конфликтной ситуации только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами – говорят о приспособлении.

Ну а избегание заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно. Чаще всего такое развитие ситуации отодвигает конфликт, но порождает более сложные противоречия, поскольку причина остается. Значит, рано или поздно конфликт может возникнуть вновь с новой силой.

Приспособление

"Мир любой ценой!"

Избегание

"Всё образуется само собой"

Компромисс

"Уступим друг другу"

Сотрудничество

"Найдём выход вместе"

Фрагмент притчи о языке

Устроил Ксанф угощение ученикам, послал Эзопа на рынок: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости — Эзоп подает одни только языки: жареные, вареные, соленые. «Что это значит?» — «А разве язык не самое лучшее на свете? Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах — ничего нет лучше языка!» — «Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете!» Назавтра Эзоп опять подает одни только языки: «Что это значит?» — «А разве язык не самое худшее на свете? Языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну — ничего нет хуже языка!» Рассердился Ксанф, но придраться не мог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...