Конспект урока обществознания в 10 классе по теме "Правосознание" ("Предпосылки правомерного поведения").
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)

Бисьмак Вячеслав Дьердьевич

На данном уроке начинается изучение темы «Предпосылки правомерного поведения», одной из важнейших тем раздела, посвященного праву. В соответствии с требованиями ФГОС, в ходе самостоятельной работы с учебником и групповой работы с раздаточными карточками ученики уясняют значение понятия «Правосознание», устанавливают его структуру и функции. Важнейшей целью данного урока является понимание важности высокого уровня правосознания в обществе в целом и у отдельных его членов и путей развития правосознания. Также ученики выполняют тренировочные задания на соотнесение примеров и утверждений, подтверждаемых ими.

Для учителей обществознания, работающих в 10 классе (базовый уровень).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravosoznanie.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 10 классе по теме «Правосознание» («Предпосылки правомерного поведения»).

Гл. 3 («Правовое регулирование общественных отношений»).

Учебник: Обществознание: учебник для учащ.10 класса. Базовый уровень. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Телюкиной М.В. - М.: Просвещение, 2017. §21 пп. 1-2.

На данном уроке начинается изучение темы «Предпосылки правомерного поведения», одной из важнейших тем раздела, посвященного праву. В соответствии с требованиями ФГОС, в ходе самостоятельной работы с учебником и групповой работы с раздаточными карточками ученики уясняют значение понятия «Правосознание», устанавливают его структуру и функции. Важнейшей целью данного урока является понимание важности высокого уровня правосознания в обществе в целом и у отдельных его членов и путей развития правосознания. Также ученики выполняют тренировочные задания на соотнесение примеров и утверждений, подтверждаемых ими.

Для учителей обществознания, работающих в 10 классе (базовый уровень).

Учитель

Ученики

Формулирование темы.

Я сейчас прочитаю вам несколько изречений мыслителей прошлого. Вы попробуете понять, о чем они, какая тема, проблема все их объединяет. Это и будет тема нашего сегодняшнего урока.

1. Во всех этих положениях (законодателя, судьи и чиновника или простого гражданина) человек призван к тому, чтобы добровольно вменить себе законы своего государства, стараться верно понимать их и повиноваться им по чувству свободно признанной обязанности. (И.А. Ильин)

2. Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными. (Цицерон)

3. Лучше человека, который знает, что правильно, тот, кто любит то, что правильно. (Конфуций)

4. Свобода есть осознанная необходимость. (Г. Гегель)

Предполагаемый ответ (ПО): Свобода и подчинение закону; как исполнять законы, оставаясь свободным человеком.

Выявление проблемы противоречия, мотивация к учебной деятельности, выдвижение гипотезы

Хорошо. А как же это можно сделать? Ведь закон – это, все же внешние правила, он может стеснять свободу человеческой личности. Как подчиниться закону не перестав быть свободным?

Если затрудняетесь ответить, перечитайте изречения.

Гипотеза (ПО): Принять закон внутрь себя, сделать его своим. То есть осознать закон, право. Понять, что они правильны и нужны тебе лично.

Но как это сделать не очень ясно.

Формулирование темы

Молодцы! Теперь у нас есть два нужных слова, понятия право и сознание (осознание) А если соединить их в одном термине что получится?

(ПО): Право + осознание, правосознание.

План

Теперь давайте сформулируем наши задачи и план действий. Нам нужно получить информацию о правосознании, проверить нашу гипотезу о его формировании и сути. А заодно мы потренируемся в таком важном практическом умении, как приведение примеров, подтверждающих высказанную мысль.

Каков же будет план ваших действий?

1) что такое правосознание?

2) из чего оно состоит (структура)?

3) Зачем оно нужно людям, обществу (функции)?

4) как его сформировать и развить?

Изучение нового материала.

Заодно попрактикуемся в приведении примеров

Определение – самое начало пункта 1 §21.

Какие слова выражают суть определения?

А кто может обладать правосознанием?

А правосознание может меняться, развиваться?

Отношение людей к праву.

Человек, группа людей и все общество.

Наверно, да.

Группа 1

Группа 2

Читают текст п. 1 со 2-го абз. после 1-й схемы (1 абз.); затем со 2-го абз после 2-й схемы «Правовая идеология») еще 3 абзаца.

На основании прочитанного выясняют структуру правосознания и выполняют задание для группы 1 из карточки.  

Рассматривают схему «Функции правовой культуры» из п. 2, читают текст ниже схемы (5 абз.),  по нему выясняют функции правосознания и  выполняют задание для группы 2 из карточки.

П.О.: Элементы правосознания:

А) знание права

Б) правовая идеология (право – важная общественная ценность, воплощение справедливости)

В) правовая психология (эмоциональное принятие права как добра)

Г) правовая установка (стремление поступать по закону)

Ответ на задание: 4231

П.О.:  Функции правовой культуры общества:

А) познавательная (распространение правовых знаний)

Б) нормативно-ценностная (распространение правовых ценностей)

В) коммуникативная (согласование интересов с помощью права)

Г) регулятивная (регулирование поведения людей)

Д) прогностическая (прогнозы развития права)

Ответ на задание: 24153

Проверка гипотезы. Развитие правосознания (правовой культуры): ответы обеих групп по желанию.

П.О.: Правосознанием обладают как отдельные люди, так и все общество. Люди должны изучать право и понять, что поступать по закону – разумно, выгодно и хорошо. Общество (государство) должно развивать в людях это убеждение, а для этого само соблюдать законы, совершенствовать их, распространять правовые знания и т.п.

Гипотеза подтвердилась. Знания стали конкретнее. Мы соотнесли проявления правосознания с примерами.

5.Рефлексия.

Каждый выбирает варианты ответов на 2 вопроса (об уровне своего правосознания и о приведении примеров).

Д.З.: §21 пп. 1-2, вопр.2,4.

Приложение.

Карточка для группы 1.

1. План:

1) что такое правосознание?

2) какова его структура?

3) каковы его функции в обществе?

4) как его сформировать и развить?

2. Пример – это факт практической жизни или событие, подтверждающее и иллюстрирующее какое-либо утверждение или закономерность.

3. Задание для группы 1:

6. Установите соответствие между элементами правосознания и примерами их проявления: к каждой позиции, данной в первой группе, подберите соответствующую позицию из второй группы.

Элементы правосознания:

А) знание права

Б) правовая идеология

В) правовая психология

Г) правовая установка

Примеры:

1) гражданин С., подойдя к перекрестку, дождался зеленого сигнала, чтобы перейти улицу, поскольку еще в детстве усвоил Правила поведения пешехода

2) расовые законы нацистской Германии были осуждены международным сообществом, что отражено в решениях Нюрнбергского трибунала

3) жители города Н. устраивали демонстрации с требованием смертной казни для серийного маньяка-убийцы

4) на уроке обществознания ученики 10а класса выяснили смысл понятий «правонарушение», «вина», «деяние»

А        Б        В        Г        

Ответ - комбинация цифр.

4. Вопросы для рефлексии: (каждый выбирает 1 вариант по своим ощущениям)

1. Я считаю, что уровень моего правосознания

1) высокий

2) средний и нуждается в повышении

3) низкий и мое правосознание нужно формировать

2. Я понял метод иллюстрации утверждений примерами

1) полностью

2) в общих чертах, но не до конца

3) не понял, как это делать

Карточка для группы 2.

1. План:

1) что такое правосознание?

2) какова его структура?

3) каковы его функции в обществе?

4) как его сформировать и развить?

2. Пример – это факт практической жизни или событие, подтверждающее и иллюстрирующее какое-либо утверждение или закономерность.

3. Задание для группы 2:

6. Установите соответствие между функциями правовой культуры (развитого правосознания) и примерами их проявления: к каждой позиции, данной в первой группе, подберите соответствующую позицию из второй группы.

Функции правовой культуры общества:

А) познавательная

Б) нормативно-ценностная

В) коммуникативная

Г) регулятивная

Д) прогностическая

Примеры проявления:

1) жильцы многоквартирного дома в интернет-чате договорились расторгнуть договор с управляющей компанией, обслуживающей дом

2) школьные учебники по обществознанию содержат краткие сведения о развитии права в Европе и мире

3) Комитет по законодательству Гос. Думы предложил план законотворческой деятельности на текущий год

4) древнегреческий философ Сократ принял яд по приговору афинского суда, заявив друзьям, что хотя приговор и несправедливый, он не подаст пример нарушения закона

5) большинство людей соблюдает Правила дорожного движения, понимая, что только это может сделать передвижение по дорогам относительно безопасным

А        Б        В        Г        Д

Ответ - комбинация цифр.

4. Вопросы для рефлексии: (каждый выбирает 1 вариант по своим ощущениям)

1. Я считаю, что уровень моего правосознания

1) высокий

2) средний и нуждается в повышении

3) низкий и мое правосознание нужно формировать

2. Я понял метод иллюстрации утверждений примерами

1) полностью

2) в общих чертах, но не до конца

3) не понял, как это делать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обществознания 11 класс

Конспект урока обществознания 11 класс "Современная научная картина мира. Философский взгляд"...

Конспект урока обществознания 7 класс "Социальная среда подростка"

Подробный конспект урока обществознания в рамках технологии проблемного диалога. 7 класс, учебник Кравченко А.И., Певцова Е.А....

конспект урока обществознание 8 класс А.И. Кравченко «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»

Конспект урока «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»При подготовке данной методической разработки учитывалось то, что с 1 сентября 2012 г. школы Р...

Конспекты уроков обществознания 8 класса по программе А.И.Кравченко

Материал содержит конспекты уроков по обществознанию....

Конспект урока обществознания 5 класс "Отрочество - особая пора" по учебнику Боголюбова Л.Н.

Второй урок по теме «Отрочество – особая пора» в форме игры-соревнования....

Конспект урока обществознания 9 класс " Политика и власть".

Предмет обществознаниеКласс  9Тип урока урок-исследование, урок формирования нового знанияТехнология урока Технология организации самостоятельной деятельности школьников, технология исследователь...