Теория "СМИ в политической системе", 10-11 класс
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (10, 11 класс)

Хозычева Елена Ивановна

Теоретический материал по обществознанию по теме "СМИ в политической системе" поможет в подготовке к урокам и экзаменам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smi_v_politicheskoy_sisteme.docx691.43 КБ

Предварительный просмотр:

Роль СМИ в политике

Средства массовой информации — это организации (издательства, теле- и радиокомпании и др.), основными целями деятельности которых являются сбор, обработка и открытая публичная передача различной информации для широких слоёв населения с помощью специальных технических средств.

Отличительные признаки СМИ:

1) Сбор, обработка и предоставление информации с помощью специальных технических средств.

2) Неограниченный круг потребителей.

3) Распространение информации осуществляется в специальных формах, с помощью специальных технических средств (печатное издание, теле- и радиопередача, страничка в интернете и др.).

4) Работа СМИ носит периодический либо постоянный характер.

5) Движение основнфого информационного потока в одном направлении — от СМИ к потребителю.

6) Публичность

7) Непостоянный состав аудитории, которая образуется от случая к случаю из-за общего внимания, проявленного к той или иной теле- и радиопередаче или публикации в газете.

Основные последствия появления СМИ в политике:

1) Прямое общение политических лидеров с населением → ненужность участия в этом процессе политических партий → потеря значения партий в политической системе.

2) Население и политическая элита участвуют в политике вне зависимости от местонахождения.

3) Возможно всепроникающее воздействие власти во все сферы жизни общества (тоталитаризм), создание социально-политических мифов, массовое манипулирование общественным сознанием.

 

Функции СМИ:

Наименование функции

Её сущность

Информационная

Удовлетворение потребности населения в информировании о событиях через газеты, радио, телевидение.

Формирование общественного мнения

Сопровождение рассказа о событиях оценками и комментариями, которые могут быть скрытыми, неочевидными и которые сильно влияют на восприятие происходящего населением.

Образование и социализация граждан

Предоставление населению таких сведений (о политической жизни в России и иностранных государствах, о мировых ценностях, конфликтах и т. д.), которые позволяют ему ориентироваться в сфере политики, понимать суть происходящих процессов, оценивать те или иные события.

Осуществление общественного контроля за действиями власти

Информируя население о злоупотреблениях власти, осуществляют контроль за ней, предотвращая, возможно, ещё большие злоупотребления. Реализация этой функции возможна при существовании независимых СМИ, т. е. неподконтрольных государству.

Выражение общественных интересов

Выявление актуальных проблем, формулирование интересов различных слоёв населения, их потребностей и оценок, что даёт власти возможность получать информацию о реальных настроениях населения.

Объединение граждан

Мобилизация граждан на единые действия, поскольку гражданин информируется о том, что его интересы и потребности разделяются и другими людьми и что существует возможность объединиться с целью их достижения.

 

 

 

Роль СМИ в обществе.

Позитивная:

  • способствуют развитию демократии и становлению гражданского общества;
  • способствуют формированию активной позиции граждан в политике страны;
  • быстро доводят до общества необходимую информацию.

Негативная:

  • Могут быть использованы для политического манипулирования людьми, то есть воздействия на общественное мнение и политическое поведение, скрыто управлять политическим сознанием и поступками людей для того, чтобы направить их в нужную властным силам сторону. Цель манипулирования – внедрить нужные установки, стереотипы, цели, чтобы в результате подвигнуть массы, вопреки их собственным интересам, на согласие с непопулярными мерами, возбудить их недовольство.
  • Сталкивание интересов в обществе, что может привести к расколу общества
  • СМИ могут выражать интересы не только прогрессивных, но регрессивных, даже реакционных сил общества, что приведёт к напряжённой политической ситуации в стране
  • Доведение до общества неверной, порой ложной информации в каких-либо политических целях (например, во время агитационной борьбы)

Роль СМИ возрастает, поскольку в их руках оказываются довольно существенные рычаги манипулирования общественным мнением:

  • именно СМИ определяют, какую информацию следует предоставлять населению, какие темы обсуждать и какое направление придать развёртывающейся дискуссии. Замалчивание неприятных для власти тем — одно из мощнейших средств обмана населения, потому что у граждан, как правило, нет способов узнать о событиях, происходящих в удалённых территориях либо в недоступных для них коридорах власти;
  • многие темы, неприятные для власти, могут если и не замалчиваться СМИ, то подаваться фрагментарно, в искажённом виде, так что у населения не может сложиться адекватного представления о реальной ситуации;
  • эффективное средство манипулирования общественным мнением со стороны СМИ — наклеивание ярлыков — «террорист», «преступник», «демагог», «бездельник» и т. д. Особенно это оказывается действенным для людей с неразвитым критическим мышлением;
  • создание СМИ социальных мифов, т.е. не соответствующих действительности иллюзорных идей о ценностях, ситуации в стране, мире, которые воспринимаются людьми на веру, без критического осмысления.

Название теории

Её сущность

Основные средства осуществления

Авторитарная

СМИ должны находиться под полным контролем государства

Цензура — прямой запрет на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей неугодных власти; экономическое и политическое давление со стороны власти

Либеральная

СМИ должны быть независимыми прежде всего от государства, а не от их собственника

Существование множества СМИ, принадлежащих частным собственникам, которые в совокупности представляют весь спектр политических позиций, в том числе и государственную

Социальная

СМИ свободны от контроля государства, однако необходимы ограничения, которые должны предотвратить возможные злоупотребления

Установление ограничений в деятельности СМИ должно находиться под контролем общества, а не государства, что выражается в общественном контроле за наиболее важными СМИ, прежде всего телевидением

В РФ деятельность СМИ регулируется рядом нормативных правовых актов, главным из которых является ФЗ «О средствах массовой информации» (1991 г.), который:

  • устанавливает норму о свободе СМИ, под которой понимаются отсутствие ограничений на поиск, получение, производство и распространение массовой информации; учреждение СМИ; владение, пользование и распоряжение ими; изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ. Цензура в РФ запрещается;
  • запрещает злоупотребление свободой СМИ, т. е. их использование в целях: совершения уголовно наказуемых деяний; для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну; для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости;
  • регулирует порядок создания СМИ: в частности, установлена необходимость регистрации средства массовой информации в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания СМИ не допускается.

        Таким образом, роль СМИ в современном обществе велика. Они не случайно называются «четвёртой властью», так как помогают, наряду с тремя ветвями власти, совершенствованию общества. его политической системы, формированию гражданского общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Политические партии в политической системе общества

Презентация урока в 11 классе по  обществознанию.Цели урока:Образовательные: Сформировать у учащихся представление о том, что  такое партия. Показать признаки и роль политических партий...

Презентация к уроку "Политическая система Великобритании", 10 класс.

Урок разработан к УМК В.П.Кузовлева "English", 10 класс. Цель урока - активизация лексики по теме и подготовка учащихся к монологическому высказыванию по опорной схеме. Учащиеся знакомятся с реалиями ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКАПО ИСТОРИИ РОССИИ  ХХ век9 класс   тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»...

Тесты по теме "Политическая система общества", 11 класс

Тесты предназначены для текущей проверки знаний учащихся по теме; " Политическая система общества."...

Методическая разработка урока обществознания по теме "Политическая система и политический режим", социально-гуманитарный профиль, 11 класс

Методическая разработка урока обществознания по теме "Политическая система и политический режим", социально-гуманитарный профиль, 11 класс (с технологической картой)....

Политическая система современной России. Политическая элита

План-конспект учебного занятия по ОГСЭВ.05 Социология и политология...

Политическая система Великобритании 10 класс

Урок разработан для обучающихся 10 класса по теме: "Политическая система Великобритании"....