Конспект урока "Уголовный процесс"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)
Цели и задачи урока: раскрыть содержание понятий: судебное следствие, потерпевши, подозреваемый; охарактеризовать права и обязанности участников уголовного процесса; научиться решать юридические задачи, делать выводы; научиться использовать нормативно-правовые акты; воспитывать понимание необходимости придерживаться правил и законов общества.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Обществознание 9 класс
Тема урока. Уголовный процесс
Цели и задачи урока: раскрыть содержание понятий: судебное следствие, потерпевши, подозреваемый; охарактеризовать права и обязанности участников уголовного процесса; научиться решать юридические задачи, делать выводы; научиться использовать нормативно-правовые акты; воспитывать понимание необходимости придерживаться правил и законов общества.
Оборудование и материалы: Конституция РФ, уголовно-процессуальный кодекс.
Базовые понятие и термины: судебное следствие, потерпевший, подозреваемый.
Тип урока: комбинированный.
Структура урока
- Организационный этап
- Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
- Изучение нового материала
1.Возбуждение уголовного дела.
2. Проведение досудебного следствия.
3. Рассмотрение уголовных дел в суде.
4. Права и обязанности участников криминального процесса. - Обобщение и систематизация знаний и навыков учащихся
- Самостоятельная работа учащихся
- Подведение итогов
- Домашняя работа
Ход урока
I. Организационный этап
Проверка домашнего задания:
А) учитель проводит экспресс-опрос касаемых определений, понятий: правоохранительные органы, полиция.
Б) учитель собирает тетради для проверки домашнего задания.
II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
Рассказ учителя.
С древних времен краеугольным камнем правосудия считается справедливость. Соответствие библейскому принципу оплаты «каждому по поступкам его» и по сей день есть целью уголовного права.
Учитель обращается к ученикам с вопросом, считают ли они этот принцип справедливым? (Ученики отвечают по желанию.)
III. Изучение нового материала
- Возбуждение уголовного дела
Рассказ учителя
Задачей уголовного производства в нашей стране является охрана прав и законных интересов физических и юридических лиц, быстрое и полное раскрытие преступлений, раскрытие виновных и обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый, кто совершил преступление, был привлечен к ответственности и ни один невиновный не был наказан.
Возбуждение уголовного дела является первым этапом уголовного процесса.
Основаниями для возбуждения уголовного дела является:
- Заявление или уведомление предприятия, учреждения, организации, должностного лица, представителей власти, общественности или отдельных граждан;
- Оповещение представителей власти, общественности или отдельных граждан, которые задержали подозреваемую личность на месте совершения преступления;
- Явка с повинной;
- Публикация в прессе;
- Непосредственное выявление следственным органом, следователем, прокурором или судом признаков преступления.
Дело может быть возбуждено только в тех случаях, когда есть достаточная информация, которая указывает на наличие признаков преступления.
Участниками уголовного процесса являются: подозреваемый, обвиненный, защитник, потерпевший, гражданский истец, их представители, а также суд, прокурор, следственный орган и дознаватель.
- Проведение досудебного следствия
На этапе расследования и досудебного следствия проводятся оперативно-розыскные мероприятия, следственные действия с целью выявления признаков преступления и личностей, которые его совершили и действия, которые начинаются после возбуждения уголовного дела и заключаются в сборе и проверке доказательств, необходимых и достаточных для выяснения обстоятельств, которые имеют принципиальное значение для решения судьбы уголовного дела.
Подозреваемым является:
Лицо, к которому были применены необходимые меры до вынесения постановления.
Подозреваемый имеет право:
- Знать, в чем его подозревают;
- Давать показания или отказаться давать показания и отвечать на вопросы;
- Иметь защитника и право увидится с ним до первого допроса;
- Предоставлять доказательства;
- Заявлять ходатайства;
- Требовать судебной проверки или прокурорской проверки правомерности его содержания;
- Подавать жалобы на действия и решения лица, которое проводит оперативно-розыскные действия следователя и прокурора, а при наличии соответствующих обстоятельств – на предоставление безопасности.
Обвиняемым является лицо, относительно которого в установленном порядке вынесено заключение про привлечение его как обвиняемого.
Обвиняемый имеет право:
- Знать, в чем его обвиняют;
- Давать показания к предъявленному к нему обвинению или отказаться от дачи показаний и ответов на вопросы;
- Иметь правозащитника и право увидится с ним до первого допроса;
- Предъявлять доказательства
- Заявлять ходатайства;
- Ознакомиться после завершения досудебного следствия со всеми материалами дела;
- Принимать участие в судебном рассмотрении в суде первой инстанции;
- Заявлять отвод;
- Подавать жалобы на действия и решения лица, которое проводит оперативно-розыскные действия следователя и прокурора, а при наличии соответствующих обстоятельств – на предоставление безопасности.
После предоставления дела к судебному рассмотрению обвиняемый называется подсудимым. Подсудимый имеет право на последнее слово.
Досудебное следствие в уголовных делах проводится на протяжении двух месяцев.
- Рассмотрение уголовных дел в суде
Судебное следствие – составная часть судебного рассмотрения судом первой инстанции, когда происходит исследование доказательств судом.
Рассмотрение уголовного дела в суде имеет несколько этапов:
- Открытие судебного заседания (проверка присутствия участников заседания и свидетелей, оглашение состава суда, разъяснение участникам процесса их прав);
- Оглашение обвинительного приговора;
- Исследование доказательств (судебное следствие – допрос подсудимого, потерпевшего, свидетелей, исследование письменных, речевых и других доказательств, прослушивание аудиоматериалов, просмотр видеоматериалов, заслушивание экспертов, оглашение актов экспертиз);
- Судебные дебаты (первым вступает прокурор и гражданский обвинитель, затем другие участники процесса, поле этого – гражданский защитник и адвокат подсудимого и в конце дается последнее слово подсудимому);
- Согласование приговора судом и его оформление;
- Оглашение приговора, постановления суда
- Права и обязанности участников уголовного процесса
Подозреваемый, обвиняемый и подсудимый имеют право на защиту. Потерпевшим является лицо, которому по факту преступления был нанесен моральный, физический или материальный ущерб. Гражданин признанный потерпевшим от преступления имеет право давать показания по делу.
Подозреваемый не обязан доказывать свою невиновность. Обязанность доказывать вину возложена на обвинение.
В случае несогласия лица с решением суда оно имеет право на апелляцию или кассацию
Срок апелляционной жалобы – в течении 15 дней с момента его оглашения, а осужденным, которые пребывают под стражей – в течении 15 дней после вручения копии приговора
Срок подачи кассации – 1 месяц. В наше стране закреплен принцип презумпции невиновности.
Лицо считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвергнуто уголовному наказанию, пока ее вину не будет доказано в законном порядке и установлено обвинительным приговором суда.
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
Вопросы для повторения и обсуждения
- В каких случаях возбуждается уголовное дело?
- Кто может быть участником уголовного процесса?
- Из каких этапов состоит уголовный процесс?
- Является ли важным право человека на защиту в суде? Обоснуйте свою мысль.
V. Самостоятельная работа учеников
Проанализируйте правовую ситуацию и дайте юридическую оценку действиям ее участников.
«15-ти летний Олег возвращался домой из школы. Он очень спешил, потому что у его сестры был день рождения. Не дождавшись зеленого сигнала светофора, Олег перешел дорогу на красный. Это заметил инспектор ГАИ и остановил парня. Он спросил его имя, где он учится и сказал, что Олег должен оплатить штраф. Мальчик начал спорить и обижать полицейского. Инспектор ГАИ доставил его к участку полиции, где держал 2.5 часа, а затем отпустил домой.
VI. Закрепление урока
- Проверка самостоятельной работы учеников.
- Ученики самостоятельно подводят итоги урока, обращая внимание на новые знания, которые они получили в ходе этого занятия.
VII Домашнее задание
1.Дать определение понятиям: судебное следствие, потерпевший, подозреваемый.
2. Подобрать 2-3 примера из периодической печати преступлений. Дать им правовую оценку.
3.Привести 2-3 примера преступлений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...

КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...

