Методическая разработка по обществознанию на тему "Социальные интересы"
методическая разработка по обществознанию (11 класс)

Пенькова Юлия Александровна

Методическая разработка по обществознанию на тему "Социальные интересы". Предназначена для 11 класса (профильное изучение обществознания)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u11.24_sotsialnye_interesy.docx378.03 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:

Класс: 11

Учитель:

Предмет: Обществознание

Тема: «Социальные интересы»

Библиотека ЦОК: https://m.edsoo.ru/55a026e6

  1. Актуализация опорных знаний

1.Перед тобой примеры, которые иллюстрируют понятия "личный интерес", "государственный интерес" и "социальный интерес". Определи, какой пример соответствует каждому понятию. Может, какой-то из примеров подойдет к нескольким понятиям. В этом случае поставь его между понятиями. Объясни свой выбор.
2. Объясни смысл понятия "социальный интерес"?

  • Гражданин Н. после окончания университета устроился работать в фирму. Он рассчитывает быстро подняться по карьерной лестнице
  • В городе Н необходим второй мост через реку. Отсутствие моста приводит к большим «пробкам».
  • В СССР промышленность делили на группу «А» - это тяжелая промышленность и группу «Б» - производство предметов личного потребления. По темпам роста группа «А» превышала темпы роста группы «Б». Это позволяло государству соперничать в гонке вооружений
  • Государство заботится об обеспечении социальной справедливости, общественной безопасности и т.д

  1. Освоение нового материала

Подталкивать индивида к деятельности могут разные обстоятельства, в том числе и социальные интересы.

Социальный интерес — это реальная причина деятельности социальных субъектов, направленная на удовлетворение определённых потребностей.

Социальные интересы, как правило, связаны с тем социальным статусом, которым обладает человек. Наряду с правами и обязанностями индивида они характеризуют данный статус.

Социальные интересы могут возникать в разных сферах жизни общества. Кроме этого, они различаются по целям, уровню реальности их достижения, средствам и методам реализации.

Пример:

экономическая сфера — интересы отдельных производителей, политическая сфера — интересы политических партий и государства, духовная сфера — интересы организаций культуры.

Опираясь на социальные интересы, индивиды и группы вступают в отношения или сотрудничества, или состязательности — исходя из того, совместимыми или противоположными являются интересы. В случае несовпадения интересов между субъектами возникает социальный конфликт.

Социальный конфликт

Изучи основные этапы проекта, выполни его.

  1. Изучи мнения ученых о социальном конфликте. Выдели общие признаки понятия «социальный конфликт». Сформулируй объясни смысл понятия «социальный конфликт».
    А. Г. Здрав о мыс лов. «Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями».
    Е. М. Бабосов. «Конфликт социальный есть предельный случай социальных противоречий, выражающийся в многообразных формах борьбы между индивидами и различными социальными общностями, направленной на достижение экономических, социальных, политических, духовных интересов и целей, нейтрализацию или устранение мнимого соперника и не позволяющей ему добиться реализации его интересов».
    Ю. Г. Запрудский. «Социальный конфликт – это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных субъектов… особая форма исторического движения к новому социальному единству».
  2. Смоделируй социальный конфликт (например, уличный, социально-политический, семейный и т.д.)
  3. Предложи, какие могут быть последствия социального конфликта.
  4. Предложи, способы решения данного конфликта. Свой ответ обоснуй.

Ответь на вопрос:

Какие способы решения конфликтной ситуации ты считаешь наиболее эффективными?

У 11.24 Задание Махатма Ганди

ГА́НДИ (2.10.1869 – 30.1.1948), один из главных лидеров освободительной борьбы народов Индии, основоположник идеологии гандизма. Принадлежал к касте торговцев – банья. Воспитывался в условиях строгого соблюдения обычаев индуистской религии и принципов аскетизма, что наложило яркий отпечаток на его мировоззрение. В 1888–91 получил юридическое образование в Лондоне. До 1893 занимался адвокатской практикой в Бомбее. В 1893–1914 служил юрисконсультом гуджаратской торговой фирмы в Южной Африке. Здесь впервые проявил себя как политический деятель. В южноафриканский период жизни, познакомившись с учением Л. Н. Толстого и опираясь на принцип ахимсы, Ганди выработал тактику мирного, ненасильственного сопротивления, названную им сатьяграха.

По возвращении на родину в январе 1915 Ганди основал центр обучения сатьяграхе (Сабармати-ашрам) и организовал серию локальных кампаний гражданского неповиновения. Ганди и его последователи выступали на митингах с призывами к борьбе против брит. господства с использованием ненасильственных форм. Ганди осуждал также классовую борьбу и проповедовал разрешение социальных конфликтов путём арбитража, исходя из «принципа опеки». С 1920 он стал ключевой фигурой в Индийском национальном конгрессе (ИНК). В августе 1920 Г. возглавил общенациональную кампанию гражданского неповиновения. Её программа предусматривала отказ от титулов и почетных должностей, бойкот судов, законодательных органов и прекращение службы в британских колониальных учреждениях. Формами протеста были массовые митинги, демонстрации, пикеты. На несколько лет Ганди отошёл от антиколониальной борьбы и сосредоточил свои усилия на борьбе за ликвидацию института «неприкасаемых», за обеспечение единства индусов и мусульман, за создание нац. школ. Идеализируя патриархальные отношения и проповедуя исключительность исторического развития Индии, Ганди выступал за возрождение крестьянской общины, деревенского ремесла, кустарной промышленности на основе повсеместного введения ручного прядения и ткачества, в которых видел не только средство облегчения положения широких слоёв населения, но и возможность освободить инд. экономику от иностранной зависимости и сохранить культурные традиции.

С началом нового подъёма антиколониальной борьбы в Индии в конце 1920-х гг. в связи с отказом Великобритании предоставить Индии статус доминиона, как того требовал ИНК, Ганди вернулся к политической деятельности и организовал 2-ю общенациональную акцию неповиновения. В 1930 г. он возглавил «соляной поход», в рамках которого сотни тысяч индийцев двинулись к берегу Аравийского моря и стали выпаривать соль, протестуя тем самым против соляной монополии, установленной британскими колониальными властями. За организацию «соляного похода» Ганди был арестован и почти год провёл в тюрьме. В янв. 1932 – марте 1934 Ганди руководил кампанией гражданского неповиновения в форме индивидуальной сатьяграхи, неоднократно объявлял голодовки. В 1934 он вышел из ИНК, обвинив его ведущих деятелей в том, что они рассматривают ненасилие лишь как средство политической борьбы, а не как главный принцип обществ. жизни. Однако, несмотря на разрыв с ИНК, Ганди оставался одним из его фактических лидеров до конца жизни. Во 2-й пол. 1930-х гг. он занимался проблемами инд. деревни (создание системы деревенского самоуправления) и улучшением положения «неприкасаемых».
С риском для жизни Ганди посещал места кровопролитных столкновений индусов и мусульман и призывал их к мирному сосуществованию. Был убит членом индусской организации Хинду Маха Сабха, недовольной выступлениями Ганди в защиту мусульманского меньшинства в Индии.
Ставя перед индийцами цель поэтапного и постепенного продвижения к независимости, Ганди считал, что эта цель достижима лишь при условии объединения всех социальных, кастовых, этнических и конфессиональных групп и парт. сил под единым руководством наиболее авторитетной и представительной общеиндийской организации – ИНК.

Проповедуя ахимсу, Ганди принял обет брахмачари и вёл аскетический образ жизни. Он был убеждён, что политический и духовный лидер должен быть нравственно-этическим ориентиром общества. Образ праведного наставника-мудреца, традиционно харизматический в Индии, возвышал Ганди над другими политиками. Его называли Махатмой (санскр. – Великая душа), Бапу (санскр. – Отец).

Ответь на вопросы: 1. Охарактеризуй взгляды Махатма Ганди.

2. На основе текста выдели методы борьбы, которые предлагал М. Ганди использовать в социальном конфликте. 3. Как ты думаешь, можно ли сейчас, используя принципы ненасилия достичь своих целей в социальных конфликтах?

4. Объясни, как данное задание связано с темой урока «Социальные интересы».

У 11.24 Классификация социальных конфликтов

Изучи статью «О классификации социальных интересов» (с сокращениями)
Российская социологическая энциклопедия определяет интерес, как: 1) направленность субъекта на значимые для него объекты, связанная с удовлетворением потребностей, полезностью; 2) реальную причину деятельности социальных субъектов, направленную на удовлетворение определенных потребностей, лежащую в основе непосредственных побуждений, мотивов, идей и т.п., определяющуюся положением и ролью этих субъектов в системе общественных отношений. В целом можно сказать, что интерес связан с потребностями, желаниями и ценностями людей, рассматривается как благо. Проблема социального интереса рассматривалась в классической социологии. Как известно, значительное внимание исследованию классовых интересов уделил К. Маркс. Общественный интерес изучали Э. Дюркгейм, М. Вебер, Г. Зиммель, Т. Парсонс и другие социологи. Анализ социологических воззрений на проблему интересов привел Р. Сведберг в работе «Возможно ли социологическое понятие интереса?». Автор отмечает, что первым превратить понятие интереса в социологическую категорию попытался на рубеже ХГХ-ХХ а в австрийский социолог Густав Ратценхофер. Он полагал, что существует космическая сила, которая отвечает за жизнь в целом и, которая может, в частности, присутствовать в форме «врожденного интереса в людях. По Ратценхофер, существует пять видов интереса: «репродуктивный интерес», «психологический интерес», «индивидуальный интерес», «социальный интерес» и «трансцендентальный интерес». Каждый из пяти типов порождает импульсы к действию в человеческих существах, и социальная жизнь представляет собой результат взаимодействия индивидов под воздействием этих импульсов. Впоследствии А. Смолл предложил свою классификацию интересов, выделив группы интересов, связанные с физическим и социальным благополучием, общением, познанием, эстетикой и правом. А. Смолл доказывал, что социальная структура может стать преградой для реализации интереса или каналом, ограничивающим возможности реализации интереса.

А Росс выделил четыре основных типа интересов: экономические, политические, религиозные, и интеллектуальные, полагая, что в основе интересов находятся желания. «Желания — это первичные силы, а интересы — образованные на их основе сложные комплексы, которые в свою очередь формируют общество и творят историю».
В качестве групповых интересов могут быть рассмотрены интересы классов, наций, половозрастных и других социальных групп. Существуют интересы больших и малых социальных групп. Интересы группы, общности или общества как целого направлены на их сохранение, автономности утверждение собственных ценностей и норм. Во внутренней политике социальные интересы представляют различные партии и общественные организации, а, на международной арене национальные интересы представляют государства. В международной политике большое значение придается признанию национальных интересов отдельных стран другими государствами, международным сообществом.
В соответствии с субъектом интересов иерархия интересов выглядит следующим образом.
Государство как субъект интересов:
1-е место — государственные интересы;
2-е место — групповые интересы;
3-е место — интересы человека
Социальная группа как субъект интересов:
1 -е место — групповые интересы;
2-е место — личные интересы;
3-е место — государственные интересы
Личность как субъект интересов:
1-е место — личные интересы;
2-е место — групповые интересы;
3-е место — государственные интересы.
В исключительных случаях возможна иная иерархия интересов. В заключении отметим, что классификация интересов по разным основаниям позволяет рационально осмыслить этот сложнейший социальный феномен.

Ответь на вопросы: 1 Какие определения социальных интересов названы автором? 2. Имена каких ученых, исследовавших социальные интересы, тебе знакомы? Какие проблемы относятся к сфере их научных изысканий? Как эти вопросы связаны с социальными интересами? 3. Составь схему «Классификация социальных интересов» на основании предложенной статьи (не забывай указывать авторов). 4. От чего зависит иерархия социальных интересов?

  1. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

4.1 Диагностика/самодиагностика

Этносоциальный конфликт

Прочитайте внимательно инструкцию и выполни задания.

  1. Назови возможные причины этносоциальных (межнациональных) конфликтов.
  1. Приведи примеры этносоциальных (межнациональных) конфликтов (1-2 конфликта).
  1. Назови возможные способы разрешения этносоциальных (межнациональных) конфликтов.
  1. Что означают следующие понятия:
  • ксенофобия
  • национализм
  • шовинизм
  • расизм
  • дискриминация
  • сегрегация
  • апартеид
  • геноцид
  • сепаратизм

Как данные понятия могут быть связаны с этносоциальным (межнациональным) конфликтом?

  1. Подведение итогов, домашнее задание

  1. Рефлексия

Выбери один из смайликов и объясни, почему ты его выбрал.

  1. Домашнее задание. §11, стр. 105-106. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме «Рынок» Автор-составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ школы №476 Санкт-Петербурга Песочина И.А.

На уроке происходит знакомство с видами рынка, законами рынка и проблемами в развитии современных рыночных отношений...

Методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность».

Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятель...

Методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Самообразование».

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по теме "Самообразоание" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятельности учителя и учеников;3) ра...

Методическая разработка урока обществознания в форме круглого стола по обществознанию «Лидеры России» для учащихся 10-11 классов.

Цели урока: Образовательная цель:дать характеристику института  лидерства в современной России,раскрыть понятие «политический лидер»,определить характерные черты лидера,охарактеризова...

Методическая разработка по обществознанию (7-8 класс) на тему: антикоррупционное воспитание обучающихся на уроках обществознания.

На уроках обществознания я стараюсь воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции. В данной методичес...

Методическая разработка на тему: "Формирование познавательного интереса через доступную среду 3-д программ во внеурочной деятельности используя проектную технологию"

В постоянно меняющихся условиях современного мира актуальным становятся умения быстро ориентироваться в потоке  информации, находить новые нестандартные решения и выходы из различных ситуаций. Се...