Методическая разработка по обществознанию на тему "Социальные интересы"
методическая разработка по обществознанию (11 класс)
Методическая разработка по обществознанию на тему "Социальные интересы". Предназначена для 11 класса (профильное изучение обществознания)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 378.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата:
Класс: 11
Учитель:
Предмет: Обществознание
Тема: «Социальные интересы»
Библиотека ЦОК: https://m.edsoo.ru/55a026e6
- Актуализация опорных знаний
1.Перед тобой примеры, которые иллюстрируют понятия "личный интерес", "государственный интерес" и "социальный интерес". Определи, какой пример соответствует каждому понятию. Может, какой-то из примеров подойдет к нескольким понятиям. В этом случае поставь его между понятиями. Объясни свой выбор.
2. Объясни смысл понятия "социальный интерес"?
- Гражданин Н. после окончания университета устроился работать в фирму. Он рассчитывает быстро подняться по карьерной лестнице
- В городе Н необходим второй мост через реку. Отсутствие моста приводит к большим «пробкам».
- В СССР промышленность делили на группу «А» - это тяжелая промышленность и группу «Б» - производство предметов личного потребления. По темпам роста группа «А» превышала темпы роста группы «Б». Это позволяло государству соперничать в гонке вооружений
- Государство заботится об обеспечении социальной справедливости, общественной безопасности и т.д
- Освоение нового материала
Подталкивать индивида к деятельности могут разные обстоятельства, в том числе и социальные интересы.
Социальный интерес — это реальная причина деятельности социальных субъектов, направленная на удовлетворение определённых потребностей.
Социальные интересы, как правило, связаны с тем социальным статусом, которым обладает человек. Наряду с правами и обязанностями индивида они характеризуют данный статус.
Социальные интересы могут возникать в разных сферах жизни общества. Кроме этого, они различаются по целям, уровню реальности их достижения, средствам и методам реализации.
Пример:
экономическая сфера — интересы отдельных производителей, политическая сфера — интересы политических партий и государства, духовная сфера — интересы организаций культуры.
Опираясь на социальные интересы, индивиды и группы вступают в отношения или сотрудничества, или состязательности — исходя из того, совместимыми или противоположными являются интересы. В случае несовпадения интересов между субъектами возникает социальный конфликт.
Социальный конфликт
Изучи основные этапы проекта, выполни его.
- Изучи мнения ученых о социальном конфликте. Выдели общие признаки понятия «социальный конфликт». Сформулируй объясни смысл понятия «социальный конфликт».
А. Г. Здрав о мыс лов. «Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями».
Е. М. Бабосов. «Конфликт социальный есть предельный случай социальных противоречий, выражающийся в многообразных формах борьбы между индивидами и различными социальными общностями, направленной на достижение экономических, социальных, политических, духовных интересов и целей, нейтрализацию или устранение мнимого соперника и не позволяющей ему добиться реализации его интересов».
Ю. Г. Запрудский. «Социальный конфликт – это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных субъектов… особая форма исторического движения к новому социальному единству». - Смоделируй социальный конфликт (например, уличный, социально-политический, семейный и т.д.)
- Предложи, какие могут быть последствия социального конфликта.
- Предложи, способы решения данного конфликта. Свой ответ обоснуй.
Ответь на вопрос:
Какие способы решения конфликтной ситуации ты считаешь наиболее эффективными?
У 11.24 Задание Махатма Ганди
ГА́НДИ (2.10.1869 – 30.1.1948), один из главных лидеров освободительной борьбы народов Индии, основоположник идеологии гандизма. Принадлежал к касте торговцев – банья. Воспитывался в условиях строгого соблюдения обычаев индуистской религии и принципов аскетизма, что наложило яркий отпечаток на его мировоззрение. В 1888–91 получил юридическое образование в Лондоне. До 1893 занимался адвокатской практикой в Бомбее. В 1893–1914 служил юрисконсультом гуджаратской торговой фирмы в Южной Африке. Здесь впервые проявил себя как политический деятель. В южноафриканский период жизни, познакомившись с учением Л. Н. Толстого и опираясь на принцип ахимсы, Ганди выработал тактику мирного, ненасильственного сопротивления, названную им сатьяграха.
По возвращении на родину в январе 1915 Ганди основал центр обучения сатьяграхе (Сабармати-ашрам) и организовал серию локальных кампаний гражданского неповиновения. Ганди и его последователи выступали на митингах с призывами к борьбе против брит. господства с использованием ненасильственных форм. Ганди осуждал также классовую борьбу и проповедовал разрешение социальных конфликтов путём арбитража, исходя из «принципа опеки». С 1920 он стал ключевой фигурой в Индийском национальном конгрессе (ИНК). В августе 1920 Г. возглавил общенациональную кампанию гражданского неповиновения. Её программа предусматривала отказ от титулов и почетных должностей, бойкот судов, законодательных органов и прекращение службы в британских колониальных учреждениях. Формами протеста были массовые митинги, демонстрации, пикеты. На несколько лет Ганди отошёл от антиколониальной борьбы и сосредоточил свои усилия на борьбе за ликвидацию института «неприкасаемых», за обеспечение единства индусов и мусульман, за создание нац. школ. Идеализируя патриархальные отношения и проповедуя исключительность исторического развития Индии, Ганди выступал за возрождение крестьянской общины, деревенского ремесла, кустарной промышленности на основе повсеместного введения ручного прядения и ткачества, в которых видел не только средство облегчения положения широких слоёв населения, но и возможность освободить инд. экономику от иностранной зависимости и сохранить культурные традиции.
С началом нового подъёма антиколониальной борьбы в Индии в конце 1920-х гг. в связи с отказом Великобритании предоставить Индии статус доминиона, как того требовал ИНК, Ганди вернулся к политической деятельности и организовал 2-ю общенациональную акцию неповиновения. В 1930 г. он возглавил «соляной поход», в рамках которого сотни тысяч индийцев двинулись к берегу Аравийского моря и стали выпаривать соль, протестуя тем самым против соляной монополии, установленной британскими колониальными властями. За организацию «соляного похода» Ганди был арестован и почти год провёл в тюрьме. В янв. 1932 – марте 1934 Ганди руководил кампанией гражданского неповиновения в форме индивидуальной сатьяграхи, неоднократно объявлял голодовки. В 1934 он вышел из ИНК, обвинив его ведущих деятелей в том, что они рассматривают ненасилие лишь как средство политической борьбы, а не как главный принцип обществ. жизни. Однако, несмотря на разрыв с ИНК, Ганди оставался одним из его фактических лидеров до конца жизни. Во 2-й пол. 1930-х гг. он занимался проблемами инд. деревни (создание системы деревенского самоуправления) и улучшением положения «неприкасаемых».
С риском для жизни Ганди посещал места кровопролитных столкновений индусов и мусульман и призывал их к мирному сосуществованию. Был убит членом индусской организации Хинду Маха Сабха, недовольной выступлениями Ганди в защиту мусульманского меньшинства в Индии.
Ставя перед индийцами цель поэтапного и постепенного продвижения к независимости, Ганди считал, что эта цель достижима лишь при условии объединения всех социальных, кастовых, этнических и конфессиональных групп и парт. сил под единым руководством наиболее авторитетной и представительной общеиндийской организации – ИНК.
Проповедуя ахимсу, Ганди принял обет брахмачари и вёл аскетический образ жизни. Он был убеждён, что политический и духовный лидер должен быть нравственно-этическим ориентиром общества. Образ праведного наставника-мудреца, традиционно харизматический в Индии, возвышал Ганди над другими политиками. Его называли Махатмой (санскр. – Великая душа), Бапу (санскр. – Отец).
Ответь на вопросы: 1. Охарактеризуй взгляды Махатма Ганди.
2. На основе текста выдели методы борьбы, которые предлагал М. Ганди использовать в социальном конфликте. 3. Как ты думаешь, можно ли сейчас, используя принципы ненасилия достичь своих целей в социальных конфликтах?
4. Объясни, как данное задание связано с темой урока «Социальные интересы».
У 11.24 Классификация социальных конфликтов
Изучи статью «О классификации социальных интересов» (с сокращениями)
Российская социологическая энциклопедия определяет интерес, как: 1) направленность субъекта на значимые для него объекты, связанная с удовлетворением потребностей, полезностью; 2) реальную причину деятельности социальных субъектов, направленную на удовлетворение определенных потребностей, лежащую в основе непосредственных побуждений, мотивов, идей и т.п., определяющуюся положением и ролью этих субъектов в системе общественных отношений. В целом можно сказать, что интерес связан с потребностями, желаниями и ценностями людей, рассматривается как благо. Проблема социального интереса рассматривалась в классической социологии. Как известно, значительное внимание исследованию классовых интересов уделил К. Маркс. Общественный интерес изучали Э. Дюркгейм, М. Вебер, Г. Зиммель, Т. Парсонс и другие социологи. Анализ социологических воззрений на проблему интересов привел Р. Сведберг в работе «Возможно ли социологическое понятие интереса?». Автор отмечает, что первым превратить понятие интереса в социологическую категорию попытался на рубеже ХГХ-ХХ а в австрийский социолог Густав Ратценхофер. Он полагал, что существует космическая сила, которая отвечает за жизнь в целом и, которая может, в частности, присутствовать в форме «врожденного интереса в людях. По Ратценхофер, существует пять видов интереса: «репродуктивный интерес», «психологический интерес», «индивидуальный интерес», «социальный интерес» и «трансцендентальный интерес». Каждый из пяти типов порождает импульсы к действию в человеческих существах, и социальная жизнь представляет собой результат взаимодействия индивидов под воздействием этих импульсов. Впоследствии А. Смолл предложил свою классификацию интересов, выделив группы интересов, связанные с физическим и социальным благополучием, общением, познанием, эстетикой и правом. А. Смолл доказывал, что социальная структура может стать преградой для реализации интереса или каналом, ограничивающим возможности реализации интереса.
А Росс выделил четыре основных типа интересов: экономические, политические, религиозные, и интеллектуальные, полагая, что в основе интересов находятся желания. «Желания — это первичные силы, а интересы — образованные на их основе сложные комплексы, которые в свою очередь формируют общество и творят историю».
В качестве групповых интересов могут быть рассмотрены интересы классов, наций, половозрастных и других социальных групп. Существуют интересы больших и малых социальных групп. Интересы группы, общности или общества как целого направлены на их сохранение, автономности утверждение собственных ценностей и норм. Во внутренней политике социальные интересы представляют различные партии и общественные организации, а, на международной арене национальные интересы представляют государства. В международной политике большое значение придается признанию национальных интересов отдельных стран другими государствами, международным сообществом.
В соответствии с субъектом интересов иерархия интересов выглядит следующим образом.
Государство как субъект интересов:
1-е место — государственные интересы;
2-е место — групповые интересы;
3-е место — интересы человека
Социальная группа как субъект интересов:
1 -е место — групповые интересы;
2-е место — личные интересы;
3-е место — государственные интересы
Личность как субъект интересов:
1-е место — личные интересы;
2-е место — групповые интересы;
3-е место — государственные интересы.
В исключительных случаях возможна иная иерархия интересов. В заключении отметим, что классификация интересов по разным основаниям позволяет рационально осмыслить этот сложнейший социальный феномен.
Ответь на вопросы: 1 Какие определения социальных интересов названы автором? 2. Имена каких ученых, исследовавших социальные интересы, тебе знакомы? Какие проблемы относятся к сфере их научных изысканий? Как эти вопросы связаны с социальными интересами? 3. Составь схему «Классификация социальных интересов» на основании предложенной статьи (не забывай указывать авторов). 4. От чего зависит иерархия социальных интересов?
- Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
4.1 Диагностика/самодиагностика
Этносоциальный конфликт
Прочитайте внимательно инструкцию и выполни задания.
|
|
|
Как данные понятия могут быть связаны с этносоциальным (межнациональным) конфликтом? |
- Подведение итогов, домашнее задание
- Рефлексия
Выбери один из смайликов и объясни, почему ты его выбрал.
- Домашнее задание. §11, стр. 105-106.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Развитие познавательного интереса к предмету на уроках географии"
методическая разработка...

Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме «Рынок» Автор-составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ школы №476 Санкт-Петербурга Песочина И.А.
На уроке происходит знакомство с видами рынка, законами рынка и проблемами в развитии современных рыночных отношений...

Методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность».
Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятель...

Методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Самообразование».
Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по теме "Самообразоание" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятельности учителя и учеников;3) ра...
Методическая разработка урока обществознания в форме круглого стола по обществознанию «Лидеры России» для учащихся 10-11 классов.
Цели урока: Образовательная цель:дать характеристику института лидерства в современной России,раскрыть понятие «политический лидер»,определить характерные черты лидера,охарактеризова...

Методическая разработка по обществознанию (7-8 класс) на тему: антикоррупционное воспитание обучающихся на уроках обществознания.
На уроках обществознания я стараюсь воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции. В данной методичес...

Методическая разработка на тему: "Формирование познавательного интереса через доступную среду 3-д программ во внеурочной деятельности используя проектную технологию"
В постоянно меняющихся условиях современного мира актуальным становятся умения быстро ориентироваться в потоке информации, находить новые нестандартные решения и выходы из различных ситуаций. Се...


