программа 10 класс Класс обществознания
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию

Неустроева Оксана Ивановна

подготовка ЕГЭ по обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klass_obshchestvoznaniya_10_kl.doc109.5 КБ
Файл prakticheskoe_obshchestvoznanie_11_kl.docx39.97 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ “Сулгачинская средняя общеобразовательная школа

Им. И.И.Константинова-Дэлэгээт Уйбаан”

МР “Амгинский улус (район)”

«Рассмотрено»

на заседании  МО

Протокол  №__1________

от  «30» августа___2023г.

«Согласовано»

рук. ДОП обр.

Охлопкова Л.Д.

                         

«31» августа_ 2023г

«Утверждаю»

Директор  школы

Окороков И.Г.

«31» августа _2023г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ВУД «Класс обществознание»

Для 10 класса

Срок реализации 2023-24 уч. Год

Учитель Неустроева Оксана Ивановна

с.Сулгаччы

2023г

Аннотация

Предмет

Класс обществознания

Класс

10

УМК, интернет ресурсы

 - ЕГЭ 2024. Сборник вариантов/ О.А. Котова, Т.Е. Лискова  

- Решу ЕГЭ

- ФИПИ

Цель и задачи

целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации ЕГЭ по обществознанию, расширение содержания образовательной области.

- повысить предметную компетентность учеников;

- развивать у учащихся устойчивый интерес к предмету;

- формировать умения и навыки решения типовых тестовых заданий, выполнять задания повышенной и высокой сложности.

- знакомить со структурой и содержанием контрольно - измерительных материалов по предмету;

- формировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом, эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;

- подготовить обучающихся к продолжению образования в ВУЗе.

Кол.  часов

34

Основные разделы

Введение

Человек и общество

Духовная культура

Политика

Экономика

Социльная сфера

Право

Итоговое повторение

Пояснительная записка

Статус программы

Программа  рассчитана для более эффективной организации учебного процесса и для реализации требований Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования  по   обществознанию  и  для  подготовки   к   ЕГЭ   по   обществознанию.  

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет обучающимся получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Структура документа

Программа включает следующие разделы: паспорт программы; пояснительную записку; примерное тематическое планирование предмета; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам и темам курса; рекомендуемая литература.

Общая характеристика элективного предмета

Обществознание является одним из наиболее востребованных выпускниками и вузами предметов в ходе государственной (итоговой) аттестации. В тоже время экзамен по обществознанию – один из самых трудных по объему содержания, уровню сложности, видам экзаменационных заданий и требованиям к оцениванию ответов экзаменуемых.

Это объясняется интегрированным характером содержания предмета, включающего в себя восемь содержательных линий: «Общество», «Человек», «Познание», «Социальные отношения», «Политика», «Право», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера общества». Предмет опирается на шесть социально-гуманитарных наук: философию, социологию, экономику, культурологию, политологию, право.

Интегрированный предмет «Обществознание» отличается насыщенностью сложных философских, социологических, экономических, политологических, правовых понятий. Поэтому подготовка к ЕГЭ имеет свои особенности, и предполагает, прежде всего, знакомство с кодификатором проверяемых элементов содержания обществознания по всем восьми разделам курса.

В соответствии с новым Государственным стандартом содержания образования обществознание имеет базовый и профильный уровни содержания образования. При этом примерная программа базового уровня полностью соответствует номенклатуре содержания кодификатора по обществознанию, а примерная программа профильного уровня содержит такой содержательный компонент как «Социальная психология».

Цель программы: целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации ЕГЭ по обществознанию, расширение содержания образовательной области.

Задачи программы: 

- повысить предметную компетентность учеников;

- развивать у учащихся устойчивый интерес к предмету;

- формировать умения и навыки решения типовых тестовых заданий, выполнять задания повышенной и высокой сложности.

- знакомить со структурой и содержанием контрольно - измерительных материалов по предмету;

- формировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом, эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;

- подготовить обучающихся к продолжению образования в ВУЗе.

Место предмета в учебном плане:

Программа элективного предмета рассчитана на 34 учебных часов, 1 час в неделю. Учебное время выделяется за счет компонента образовательного учреждения.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для элективного предмета «Обществознание» являются:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
  • на  использование элементов причинно-следственного анализа;
  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  • на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Результаты обучения

Результаты изучения элективного предмета «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводятся учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения элективного предмета «Обществознание» ученик должен:

Знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной  деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

  • описывать основные социальные объекты,  выделяя их существенные признаки;  человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять  их общие черты и различия;
  • объяснять   взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
  • приводить примеры  социальных объектов определенного типа, социальных отношений;  ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;    деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  •  решать    познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

             

Использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни для:

 полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
  • первичного анализа и использования социальной  информации;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Содержание элективного курса

Введение.

Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году Организация и методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Требования к ЕГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений. Кодификатор и спецификация ЕГЭ по обществознанию.

Тема 1. Общество.

Общество - сложная, динамично развивающаяся система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные институты. Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и регресс. Глобальные проблемы человечества. Современный этап НТР.

Тема 2. Человек.

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способностей. Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество. Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус человека. Свобода и ответственность личности.

Тема 3. Духовная сфера общества.

Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ. Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование. Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии.

Тема 4. Познание.

Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии. Истина абсолютная и относительная. Проблема познаваемости мира в философии. Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе. Решение тестовых заданий части А.

Тема 5. Экономическая сфера общества.

Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства. Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная. Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация собственности. Конкуренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков. Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост. Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и функции. Рынок труда и безработица. Инфляция.

Тема 6. Социальная сфера общества.

Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы (касты, сословия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства. Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи. Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.

Тема 7. Политическая сфера общества.

Политическая система. Структура политической системы; функции политической системы. Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология. Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства. Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ. Структура политической власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные системы. Выборы, референдум. Человек в политической жизни.

Тема 8. Правовая сфера общества.

Право, система права. Источники права. Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации. Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохранительные органы. Местное самоуправление. Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды.

Тема 9. Решение заданий различных типов.

Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа.

Тема 10. Решение заданий части 2.

Задания 17-23. Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос

Задание 24 (Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана). 

Задание 25. Развернутый ответ.

Итоговое тестирование. Решение КИМов.

Календарно-тематическое планирование

Тема

час

Дата проведения

П.

Ф.

Введение. Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году. Кодификатор и специфика ЕГЭ по обществознанию. Демонстративный вариант ЕГЭ

1

6.09

Общество - сложная, динамично развивающаяся система.

3

13.09

20.09

27.09

Сферы жизни общества и их взаимосвязь.

Ступени развития общества.

Глобальные проблемы человечества.

Практическая работа «Общество»

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

3

4.10

11.10

18.10

Потребности и способности человека. Многообразие видов деятельности человека.

Человек в системе социальных связей.

Практическая работа «Человек»

Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды.

3

25.10

8.11

15.11

Наука и образование. Мораль. Религия.

Практическая работа «Духовная культура общества»

Познание мира.

3

22.11

29.11

6.12

Многообразие форм человеческого знания.

Решение тестовых заданий части 1.

Практическая работа «Познание»

Экономика: наука и хозяйство.

4

13.12

20.12

27.12

10.01

Экономические системы

Многообразие рынков.

Рыночные отношения.

Практическая работа

Социальная система.

3

17.01

24.01

31.01

Семья и брак как социальные институты.

Социальный конфликт и пути его разрешения.

Практическая работа «Социальная сфера»

Политическая система.

4

7.02

14.02

21.02

28.02

Признаки, функции и формы государства.

Политический плюрализм.

Структура политической власти в РФ.

Практическая работа «Политическая сфера»

Право, система права. Источники права.

4

6.03

13.03

20.03

3.04

Права человека.

Конституция РФ.

Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность.

Практическая работа «Право»

Решение тестовых заданий части 1.

2

10.04

17.04

Решение заданий части 2.

2

24.04

8.05

Тестирование в формате ЕГЭ.

Работа над ошибками

2

15.05

22.05



Предварительный просмотр:

МБОУ “Сулгачинская средняя общеобразовательная школа

Им. И.И.Константинова-Дэлэгээт Уйбаан”

«Рассмотрено»

на заседании  МО

Протокол  №__1________

от  «31» августа___2023 г.

«Согласовано»

рук. ДОП обр.

Охлопкова Л.Д.

                         

«31» августа_ 2023 г

«Утверждаю»

Директор  школы

Окороков И.Г.

«31» августа _2023г.

МР “Амгинский улус (район)”

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ВУД «Практическое обществознание»

Для 11 класса

Срок реализации 2023-24 уч. Год

Учитель Неустроева Оксана Ивановна

с.Сулгаччы

2023г

Аннотация

Предмет

Практическое обществознание

Класс

11

УМК, интернет ресурсы

 - ЕГЭ 2024. Сборник вариантов/ О.А. Котова, Т.Е. Лискова  

- Решу ЕГЭ

- ФИПИ

Цель и задачи

совершенствование методики преподавания обществознания при подготовке учащихся к ЕГЭ

1.        Создание условий для овладения способами решения познавательных и логических заданий по обществознанию;

2.        Формирование умений и навыков поиска и систематизации информации, работы с различными типами источников.

3.        Формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию и предлагаемым в рамках ЕГЭ заданиям.

Кол.  часов

34

Основные разделы

Человек и общество

Духовная культура

Политика

Экономика

Социльная сфера

Право

Пояснительная записка

       Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена  в форме ЕГЭ и программа 11 класса рассчитана на 34 часа с учетом праздничных дней и требует корректировки. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, достигнут определенной свободы в выборе эссе. 


Цель курса: совершенствование методики преподавания обществознания при подготовке учащихся к ЕГЭ


Задачи  курса: 

  1. Создание условий для овладения способами решения познавательных и логических заданий по обществознанию;
  2. Формирование умений и навыков поиска и систематизации информации, работы с различными типами источников.
  3. Формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию и предлагаемым в рамках ЕГЭ заданиям.

Требования к уровню подготовки учащихся

Ученик 10- 11 класса должен:

  • распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;
  • определять понятие, социальное явление на основе его существенного признака, предложенной характеристики;
  • распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовыми и исключать лишнее;
  • сравнивать  социальные  объекты,  выявляя  их  общие  черты  и
  • различия;
  • приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций,
  • оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
  • анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
  • применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
  • применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
  • формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.

 

                 Содержание разделов

Курс включает в себя:

  1. Информацию о структуре экзаменационной работы (КИМ) и особенностях отдельных видов экзаменационных заданий ЕГЭ по обществознанию;
  2. Теоретические блоки, посвященные логическим приемам и процедурам мышления;
  3. Практический блок, представленный контрольно-тренировочными заданиями ЕГЭ.

         В ходе изучении курса учащимся предоставляется возможность овладеть приемами и методами познавательной и рефлексивной деятельности – сравнением, анализом, синтезом, мысленным моделированием, самоанализом и т.п. Формой итогового контроля является тренировочный экзамен и самоанализ

         Ключевые содержательные позиции каждой линии рекомендуется рассмотреть на обзорной или тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал.      Практические занятия должны быть направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. 
        Особое внимание при организации практикумов также следует уделить отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам. Лабораторные занятия должны быть ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников.  Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.

        Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению программой курса, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью вводного, текущего, тематического итогового контроля фиксировать продвижение каждого ученика по пути достижения целей элективного курса. 

                          Содержание программы


        1. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы

  ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах  ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль). 

2. Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ
        2.1 Содержательные линии "Человек и общество": ключевые понятия и трудные вопросы (4 ч).Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни.  Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории. Тренинг по выполнению заданий части 1 и части2 данных содержательных линий 

2.2 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях "Человек. Познание"


Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание. Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации) Тренинг по выполнению заданий 1 и 2 по данным содержательным линиям. 

2.3 "Социальные отношения": обзор основных позиций, сложные вопросы
Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России. Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук. Модели заданий части 1  и части 2 по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий. 


2.4 Содержательная  линия "Экономика"

 Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. Модели заданий части 1  и части 2  и тренинг по выполнению заданий 1 и 2 данной содержательной линии



2.5 Содержательная линия "Политика"

 
         Систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов (3 ч.). Систематизация знаний учащихся по ключевым понятиям содержательной линии. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Политическая идеология. Политический режим. Местное самоуправление. Политическая культура. Гражданское общество. Правовое государство. Человек в политической жизни. Политическое участие.  Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики. Модели заданий части 1 и части 2 по данному содержательному блоку.  Тренинг по выполнению заданий 1 и 2 по данному содержательному блоку. 

2.6 "Право": основные теоретические положения содержательной линии 
        Основные теоретические положения содержательной линии. Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам человека. Основы Конституционного строя РФ. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства. Правоохранительные органы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая культура. Проблемные вопросы. Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право. Модели заданий части 1  и части 2  и тренинг по выполнению заданий 1 и 2 по данному содержательному блоку.

 
3.Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ

3.1 Основные модели заданий части 1 и части 2 и проверяемые умения.        Промежуточный контроль по выполнению заданий 1 и 2
Выполнение учащимися письменной работы в тестовой форме. Анализ выполнения заданий закрытого типа части 1: на распознавание признаков понятий, характерных черт социального объекта; сравнение социальных объектов, соотнесение обществоведческих знаний с отражающими их социальными реалиями, анализ двух суждений на предмет их истинности. Анализ выполнения заданий части с открытым кратким ответом: на завершение логических схем, таблиц, установление соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; выбор позиций из приведенного перечня, различение в социальной информации фактов и мнений, аргументов и выводов, применение обществоведческих понятий в заданном контексте.


3.2 Общая характеристика заданий части 2. Особенности заданий 21-23


17-23 - составное задание с фрагментом текста: общая характеристика задания. Виды документов по содержанию, составу, объему. Основные модели заданий и проверяемые аналитические умения в процессе работы с документом. Типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Развитие умений: извлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать информацию из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию.


3.3 Специфика заданий 24-25

         24 – задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Алгоритм выполнения задания по составлению развернутогоответа.
        25 – задание на понимание и применение теоретических понятий в заданном контексте. Особенности выполнения заданий, модели заданий, типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Формирование умений применять обществоведческие понятия в заданном контексте.

– задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни. Особенности заданий данного типа, основные модели заданий, типичные ошибки учащихся. Формирование умений учащихся раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений.

3.4 Итоговая контрольная работа

  

                            Учебно-тематический план  

№ 

Тема занятия 

Кол-во час 

Тип занятия 

11 класс

План

Факт

Введение. ЕГЭ по обществознанию 

Вводная лекция 

4.09

Структура и содержание экзаменационной работы 

практикум 

11.09

Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ 2022 

(промежуточный контроль) 
  

18.09

Содержательные линии «Человек и общество». 

Лекция 

25.09

Ключевые понятия «Человек и общество» 

Семинар 

2.10

Тренинг по линии «Человек и общество» 

Тренинг 

9.10

Решение контрольно-тренировочных заданий с выбором одного варианта ответа. 

Практикум 

16.10

Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» 

лекция 

23.10

Особенности заданий на выбор из двух суждений «Познание» 

практикум 

6.11

10 

Задания на сравнение близких понятий «Познание» 

тренинг 

13.11

11 

Задания на завершение схем «Познание» 

практикум 

20.11

12 

«Социальные отношения»: обзор основных позиций 

лекция 

27.11

13 

Разновидности заданий-задач. Алгоритм выполнения задания-задачи с открытым ответом. 

Лабораторная работа 

4.12

14 

Особенности  заданий с выбором одного варианта ответа «Социальные отношения» 

практикум 

11.12

15 

  Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» 

лекция 

18.12

16 

Решение контрольно-тренировочных заданий на выбор из двух суждений «Экономика» 

семинар 

25.12

17 

Специфика заданий на классификацию «Экономика» 

практикум 

18.01

18 

Задания на распределение позиций по группам и установление соответствия «Экономика» 

практикум 

15.01

19 

Содержательная линия «Политика». 

лекция 

22.01

20 

Систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов линии «Политика» 

семинар 

29.01

21 

Разновидности заданий-задач. Алгоритм выполнения задания-задачи с открытым ответом. Линия «Политика» 

практикум 

5.02

22 

«Право»: основные теоретические положения 

лекция 

12.02

22 

Право основные теоретические положения

семинар 

19.02

23 

Структура и специфика заданий на анализ документа по линии «Право» 

практикум 

 26.02

24 

Решение контрольно-тренировочных заданий на установление соответствия по линии «Право» 

практикум 

4.03

25 

Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ

лекция 

11.03

26 

Основные модели заданий части 1 и части 2 и проверяемые умения 

Практикум, промежуточный контроль 

18.03

27 

Общая характеристика заданий части 2 . 

лекция 

1.04

28 

Особенности заданий  части 2 

практикум 

8.04

29 

Специфика заданий 21-23 

семинар 

15.04

30

31 

Специфика задания 24-25
  

2

практикум 

22.04

29.04

32 

Структура и специфика заданий на анализ документа 

семинар 

6.05

33

Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по обществознанию. 
  

семинар 

13.05

34 

Итоговое занятие 

1

Тестирование в формате ЕГЭ 

20.05


темы для лекций

1-2

Системное строение общества. Типология обществ.

3

Глобальные проблемы человечества.

4

Многовариантность общественного развития.

5

Социальные институты. Человек.

6

Свобода и ответственность личности.

7

Социальные группы, их классификация. Социальный статус. Социальная роль.

8

Социальная стратификация и мобильность.

9

Социальные нормы. Социальный контроль. Отклоняющееся поведение и его типы. Социальные группы. Молодежь как социальная группа.

10

Социальная роль. Социализация индивида. Семья и брак как социальные институты.

11

Власть, ее происхождение и виды. Государство, его функции.

12

Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции формы государства.  Типы политических режимов.

13

Демократия, ее основные ценности и признаки. Правовое  государство и гражданское общество.

14

Политическая элита. Политические партии и движения.

15

СМИ в политической системе.

16

Избирательные системы. Избирательная компания в РФ. Политический процесс. Политическое участие.

17

Политическое лидерство. Органы государственной власти.

18

Местное самоуправление. Федеративное устройство в России.

19

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс. Понятие и виды юридической ответственности.

20

Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Законодательство РФ о выборах.

21

Субъекты гражданского права. Организационно- правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

22

Имущественные и неимущественные права.

23

Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора.

24

Правовые основы брака и семьи. Правовое регулирование отношений супругов.

25

Особенности административной юрисдикции. Право на благоприятную окружающую среду и способы ее защиты.

26

Международное право (Международная защита прав человека в мирное и военное время). Споры и порядок их рассмотрения.

27

Гражданство в РФ. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Правоохранительные органы. Судебная система.

28

Экономика: наука и хозяйство. Факторы производства и факторные доходы.

29

Экономические системы. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Конкуренция.

30

Ценные бумаги. Рынок труда. Безработица. Виды причины, последствия инфляции

31

Роль государства в экономике. Налоги. Государственный бюджет.

32

Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. Денежно- кредитная политика. Мировая экономика.

33

Рациональное экономическое поведение собственника, работника, семьянина, гражданина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 8 класс обществознание

Рабочая программа 8 класс обществознание...

Рабочая программа 9 класс обществознание

Рабочая программа 9 класс обществознание...

Рабочая программа 6 класс обществознание

Рабочая программа 6 класс обществознание...

Рабочая программа 10 класс обществознание

Рабочая программа 10 класс по обществознанию...

Рабочая программа 10 класс обществознание профиль

Рабочая программа по обществознанию 10 класс (профиль)...

Рабочая программа 7 класс обществознание

Рабочая программа по обществознанию 7 класс...

Рабочая программа 8 класс. Обществознание.

Планирование уроков обществознания по Боголюбову 8 класс...