программа 10 класс Класс обществознания
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию
подготовка ЕГЭ по обществознанию
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 109.5 КБ | |
| 39.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ “Сулгачинская средняя общеобразовательная школа
Им. И.И.Константинова-Дэлэгээт Уйбаан”
МР “Амгинский улус (район)”
«Рассмотрено» на заседании МО Протокол №__1________ от «30» августа___2023г. | «Согласовано» рук. ДОП обр. Охлопкова Л.Д.
«31» августа_ 2023г | «Утверждаю» Директор школы Окороков И.Г. «31» августа _2023г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ВУД «Класс обществознание»
Для 10 класса
Срок реализации 2023-24 уч. Год
Учитель Неустроева Оксана Ивановна
с.Сулгаччы
2023г
Аннотация
Предмет | Класс обществознания |
Класс | 10 |
УМК, интернет ресурсы | - ЕГЭ 2024. Сборник вариантов/ О.А. Котова, Т.Е. Лискова - Решу ЕГЭ - ФИПИ |
Цель и задачи | целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации ЕГЭ по обществознанию, расширение содержания образовательной области. - повысить предметную компетентность учеников; - развивать у учащихся устойчивый интерес к предмету; - формировать умения и навыки решения типовых тестовых заданий, выполнять задания повышенной и высокой сложности. - знакомить со структурой и содержанием контрольно - измерительных материалов по предмету; - формировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом, эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом; - подготовить обучающихся к продолжению образования в ВУЗе. |
Кол. часов | 34 |
Основные разделы | Введение Человек и общество Духовная культура Политика Экономика Социльная сфера Право Итоговое повторение |
Пояснительная записка
Статус программы
Программа рассчитана для более эффективной организации учебного процесса и для реализации требований Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию и для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет обучающимся получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Структура документа
Программа включает следующие разделы: паспорт программы; пояснительную записку; примерное тематическое планирование предмета; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам и темам курса; рекомендуемая литература.
Общая характеристика элективного предмета
Обществознание является одним из наиболее востребованных выпускниками и вузами предметов в ходе государственной (итоговой) аттестации. В тоже время экзамен по обществознанию – один из самых трудных по объему содержания, уровню сложности, видам экзаменационных заданий и требованиям к оцениванию ответов экзаменуемых.
Это объясняется интегрированным характером содержания предмета, включающего в себя восемь содержательных линий: «Общество», «Человек», «Познание», «Социальные отношения», «Политика», «Право», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера общества». Предмет опирается на шесть социально-гуманитарных наук: философию, социологию, экономику, культурологию, политологию, право.
Интегрированный предмет «Обществознание» отличается насыщенностью сложных философских, социологических, экономических, политологических, правовых понятий. Поэтому подготовка к ЕГЭ имеет свои особенности, и предполагает, прежде всего, знакомство с кодификатором проверяемых элементов содержания обществознания по всем восьми разделам курса.
В соответствии с новым Государственным стандартом содержания образования обществознание имеет базовый и профильный уровни содержания образования. При этом примерная программа базового уровня полностью соответствует номенклатуре содержания кодификатора по обществознанию, а примерная программа профильного уровня содержит такой содержательный компонент как «Социальная психология».
Цель программы: целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации ЕГЭ по обществознанию, расширение содержания образовательной области.
Задачи программы:
- повысить предметную компетентность учеников;
- развивать у учащихся устойчивый интерес к предмету;
- формировать умения и навыки решения типовых тестовых заданий, выполнять задания повышенной и высокой сложности.
- знакомить со структурой и содержанием контрольно - измерительных материалов по предмету;
- формировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом, эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
- подготовить обучающихся к продолжению образования в ВУЗе.
Место предмета в учебном плане:
Программа элективного предмета рассчитана на 34 учебных часов, 1 час в неделю. Учебное время выделяется за счет компонента образовательного учреждения.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для элективного предмета «Обществознание» являются:
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Результаты обучения
Результаты изучения элективного предмета «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводятся учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения элективного предмета «Обществознание» ученик должен:
Знать/понимать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Содержание элективного курса
Введение.
Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году Организация и методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Требования к ЕГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений. Кодификатор и спецификация ЕГЭ по обществознанию.
Тема 1. Общество.
Общество - сложная, динамично развивающаяся система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные институты. Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и регресс. Глобальные проблемы человечества. Современный этап НТР.
Тема 2. Человек.
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способностей. Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество. Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус человека. Свобода и ответственность личности.
Тема 3. Духовная сфера общества.
Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ. Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование. Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии.
Тема 4. Познание.
Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии. Истина абсолютная и относительная. Проблема познаваемости мира в философии. Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе. Решение тестовых заданий части А.
Тема 5. Экономическая сфера общества.
Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства. Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная. Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация собственности. Конкуренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков. Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост. Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и функции. Рынок труда и безработица. Инфляция.
Тема 6. Социальная сфера общества.
Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы (касты, сословия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства. Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи. Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.
Тема 7. Политическая сфера общества.
Политическая система. Структура политической системы; функции политической системы. Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология. Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства. Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ. Структура политической власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные системы. Выборы, референдум. Человек в политической жизни.
Тема 8. Правовая сфера общества.
Право, система права. Источники права. Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации. Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохранительные органы. Местное самоуправление. Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды.
Тема 9. Решение заданий различных типов.
Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа.
Тема 10. Решение заданий части 2.
Задания 17-23. Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос
Задание 24 (Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана).
Задание 25. Развернутый ответ.
Итоговое тестирование. Решение КИМов.
Календарно-тематическое планирование
Тема | час | Дата проведения | |
П. | Ф. | ||
Введение. Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году. Кодификатор и специфика ЕГЭ по обществознанию. Демонстративный вариант ЕГЭ | 1 | 6.09 | |
Общество - сложная, динамично развивающаяся система. | 3 | 13.09 20.09 27.09 | |
Сферы жизни общества и их взаимосвязь. | |||
Ступени развития общества. | |||
Глобальные проблемы человечества. | |||
Практическая работа «Общество» | |||
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. | 3 | 4.10 11.10 18.10 | |
Потребности и способности человека. Многообразие видов деятельности человека. | |||
Человек в системе социальных связей. | |||
Практическая работа «Человек» | |||
Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. | 3 | 25.10 8.11 15.11 | |
Наука и образование. Мораль. Религия. | |||
Практическая работа «Духовная культура общества» | |||
Познание мира. | 3 | 22.11 29.11 6.12 | |
Многообразие форм человеческого знания. | |||
Решение тестовых заданий части 1. | |||
Практическая работа «Познание» | |||
Экономика: наука и хозяйство. | 4 | 13.12 20.12 27.12 10.01 | |
Экономические системы | |||
Многообразие рынков. | |||
Рыночные отношения. | |||
Практическая работа | |||
Социальная система. | 3 | 17.01 24.01 31.01 | |
Семья и брак как социальные институты. | |||
Социальный конфликт и пути его разрешения. | |||
Практическая работа «Социальная сфера» | |||
Политическая система. | 4 | 7.02 14.02 21.02 28.02 | |
Признаки, функции и формы государства. | |||
Политический плюрализм. | |||
Структура политической власти в РФ. | |||
Практическая работа «Политическая сфера» | |||
Право, система права. Источники права. | 4 | 6.03 13.03 20.03 3.04 | |
Права человека. | |||
Конституция РФ. | |||
Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. | |||
Практическая работа «Право» | |||
Решение тестовых заданий части 1. | 2 | 10.04 17.04 | |
Решение заданий части 2. | 2 | 24.04 8.05 | |
Тестирование в формате ЕГЭ. Работа над ошибками | 2 | 15.05 22.05 | |
Предварительный просмотр:
МБОУ “Сулгачинская средняя общеобразовательная школа
Им. И.И.Константинова-Дэлэгээт Уйбаан”
«Рассмотрено» на заседании МО Протокол №__1________ от «31» августа___2023 г. | «Согласовано» рук. ДОП обр. Охлопкова Л.Д.
«31» августа_ 2023 г | «Утверждаю» Директор школы Окороков И.Г. «31» августа _2023г. |
МР “Амгинский улус (район)”
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ВУД «Практическое обществознание»
Для 11 класса
Срок реализации 2023-24 уч. Год
Учитель Неустроева Оксана Ивановна
с.Сулгаччы
2023г
Аннотация
Предмет | Практическое обществознание |
Класс | 11 |
УМК, интернет ресурсы | - ЕГЭ 2024. Сборник вариантов/ О.А. Котова, Т.Е. Лискова - Решу ЕГЭ - ФИПИ |
Цель и задачи | совершенствование методики преподавания обществознания при подготовке учащихся к ЕГЭ 1. Создание условий для овладения способами решения познавательных и логических заданий по обществознанию; 2. Формирование умений и навыков поиска и систематизации информации, работы с различными типами источников. 3. Формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию и предлагаемым в рамках ЕГЭ заданиям. |
Кол. часов | 34 |
Основные разделы | Человек и общество Духовная культура Политика Экономика Социльная сфера Право |
Пояснительная записка
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в форме ЕГЭ и программа 11 класса рассчитана на 34 часа с учетом праздничных дней и требует корректировки. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, достигнут определенной свободы в выборе эссе.
Цель курса: совершенствование методики преподавания обществознания при подготовке учащихся к ЕГЭ
Задачи курса:
- Создание условий для овладения способами решения познавательных и логических заданий по обществознанию;
- Формирование умений и навыков поиска и систематизации информации, работы с различными типами источников.
- Формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию и предлагаемым в рамках ЕГЭ заданиям.
Требования к уровню подготовки учащихся
Ученик 10- 11 класса должен:
- распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;
- определять понятие, социальное явление на основе его существенного признака, предложенной характеристики;
- распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовыми и исключать лишнее;
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и
- различия;
- приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций,
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
Содержание разделов
Курс включает в себя:
- Информацию о структуре экзаменационной работы (КИМ) и особенностях отдельных видов экзаменационных заданий ЕГЭ по обществознанию;
- Теоретические блоки, посвященные логическим приемам и процедурам мышления;
- Практический блок, представленный контрольно-тренировочными заданиями ЕГЭ.
В ходе изучении курса учащимся предоставляется возможность овладеть приемами и методами познавательной и рефлексивной деятельности – сравнением, анализом, синтезом, мысленным моделированием, самоанализом и т.п. Формой итогового контроля является тренировочный экзамен и самоанализ.
Ключевые содержательные позиции каждой линии рекомендуется рассмотреть на обзорной или тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал. Практические занятия должны быть направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов.
Особое внимание при организации практикумов также следует уделить отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам. Лабораторные занятия должны быть ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников. Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.
Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению программой курса, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью вводного, текущего, тематического итогового контроля фиксировать продвижение каждого ученика по пути достижения целей элективного курса.
Содержание программы
1. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы
ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль).
2. Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ
2.1 Содержательные линии "Человек и общество": ключевые понятия и трудные вопросы (4 ч).Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни. Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории. Тренинг по выполнению заданий части 1 и части2 данных содержательных линий
2.2 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях "Человек. Познание"
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание. Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации) Тренинг по выполнению заданий 1 и 2 по данным содержательным линиям.
2.3 "Социальные отношения": обзор основных позиций, сложные вопросы
Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России. Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук. Модели заданий части 1 и части 2 по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.
2.4 Содержательная линия "Экономика"
Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. Модели заданий части 1 и части 2 и тренинг по выполнению заданий 1 и 2 данной содержательной линии
.
2.5 Содержательная линия "Политика"
Систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов (3 ч.). Систематизация знаний учащихся по ключевым понятиям содержательной линии. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Политическая идеология. Политический режим. Местное самоуправление. Политическая культура. Гражданское общество. Правовое государство. Человек в политической жизни. Политическое участие. Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики. Модели заданий части 1 и части 2 по данному содержательному блоку. Тренинг по выполнению заданий 1 и 2 по данному содержательному блоку.
2.6 "Право": основные теоретические положения содержательной линии
Основные теоретические положения содержательной линии. Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам человека. Основы Конституционного строя РФ. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства. Правоохранительные органы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая культура. Проблемные вопросы. Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право. Модели заданий части 1 и части 2 и тренинг по выполнению заданий 1 и 2 по данному содержательному блоку.
3.Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ
3.1 Основные модели заданий части 1 и части 2 и проверяемые умения. Промежуточный контроль по выполнению заданий 1 и 2
Выполнение учащимися письменной работы в тестовой форме. Анализ выполнения заданий закрытого типа части 1: на распознавание признаков понятий, характерных черт социального объекта; сравнение социальных объектов, соотнесение обществоведческих знаний с отражающими их социальными реалиями, анализ двух суждений на предмет их истинности. Анализ выполнения заданий части с открытым кратким ответом: на завершение логических схем, таблиц, установление соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; выбор позиций из приведенного перечня, различение в социальной информации фактов и мнений, аргументов и выводов, применение обществоведческих понятий в заданном контексте.
3.2 Общая характеристика заданий части 2. Особенности заданий 21-23
17-23 - составное задание с фрагментом текста: общая характеристика задания. Виды документов по содержанию, составу, объему. Основные модели заданий и проверяемые аналитические умения в процессе работы с документом. Типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Развитие умений: извлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать информацию из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию.
3.3 Специфика заданий 24-25
24 – задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Алгоритм выполнения задания по составлению развернутогоответа.
25 – задание на понимание и применение теоретических понятий в заданном контексте. Особенности выполнения заданий, модели заданий, типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Формирование умений применять обществоведческие понятия в заданном контексте.
– задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни. Особенности заданий данного типа, основные модели заданий, типичные ошибки учащихся. Формирование умений учащихся раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений.
3.4 Итоговая контрольная работа
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Кол-во час | Тип занятия | 11 класс | |||||
План | Факт | ||||||||
1 | Введение. ЕГЭ по обществознанию | 1 | Вводная лекция | 4.09 | |||||
2 | Структура и содержание экзаменационной работы | 1 | практикум | 11.09 | |||||
3 | Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ 2022 | 1 | (промежуточный контроль) | 18.09 | |||||
4 | Содержательные линии «Человек и общество». | 1 | Лекция | 25.09 | |||||
5 | Ключевые понятия «Человек и общество» | 1 | Семинар | 2.10 | |||||
6 | Тренинг по линии «Человек и общество» | 1 | Тренинг | 9.10 | |||||
7 | Решение контрольно-тренировочных заданий с выбором одного варианта ответа. | 1 | Практикум | 16.10 | |||||
8 | Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» | 1 | лекция | 23.10 | |||||
9 | Особенности заданий на выбор из двух суждений «Познание» | 1 | практикум | 6.11 | |||||
10 | Задания на сравнение близких понятий «Познание» | 1 | тренинг | 13.11 | |||||
11 | Задания на завершение схем «Познание» | 1 | практикум | 20.11 | |||||
12 | «Социальные отношения»: обзор основных позиций | 1 | лекция | 27.11 | |||||
13 | Разновидности заданий-задач. Алгоритм выполнения задания-задачи с открытым ответом. | 1 | Лабораторная работа | 4.12 | |||||
14 | Особенности заданий с выбором одного варианта ответа «Социальные отношения» | 1 | практикум | 11.12 | |||||
15 | Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» | 1 | лекция | 18.12 | |||||
16 | Решение контрольно-тренировочных заданий на выбор из двух суждений «Экономика» | 1 | семинар | 25.12 | |||||
17 | Специфика заданий на классификацию «Экономика» | 1 | практикум | 18.01 | |||||
18 | Задания на распределение позиций по группам и установление соответствия «Экономика» | 1 | практикум | 15.01 | |||||
19 | Содержательная линия «Политика». | 1 | лекция | 22.01 | |||||
20 | Систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов линии «Политика» | 1 | семинар | 29.01 | |||||
21 | Разновидности заданий-задач. Алгоритм выполнения задания-задачи с открытым ответом. Линия «Политика» | 1 | практикум | 5.02 | |||||
22 | «Право»: основные теоретические положения | 1 | лекция | 12.02 | |||||
22 | Право основные теоретические положения | 1 | семинар | 19.02 | |||||
23 | Структура и специфика заданий на анализ документа по линии «Право» | 1 | практикум | 26.02 | |||||
24 | Решение контрольно-тренировочных заданий на установление соответствия по линии «Право» | 1 | практикум | 4.03 | |||||
25 | Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ | 1 | лекция | 11.03 | |||||
26 | Основные модели заданий части 1 и части 2 и проверяемые умения | 1 | Практикум, промежуточный контроль | 18.03 | |||||
27 | Общая характеристика заданий части 2 . | 1 | лекция | 1.04 | |||||
28 | Особенности заданий части 2 | 1 | практикум | 8.04 | |||||
29 | Специфика заданий 21-23 | 1 | семинар | 15.04 | |||||
30 31 | Специфика задания 24-25 | 2 | практикум | 22.04 29.04 | |||||
32 | Структура и специфика заданий на анализ документа | 1 | семинар | 6.05 | |||||
33 | Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по обществознанию. | 1 | семинар | 13.05 | |||||
34 | Итоговое занятие | 1 | Тестирование в формате ЕГЭ | 20.05 | |||||
темы для лекций
1-2 | Системное строение общества. Типология обществ. |
3 | Глобальные проблемы человечества. |
4 | Многовариантность общественного развития. |
5 | Социальные институты. Человек. |
6 | Свобода и ответственность личности. |
7 | Социальные группы, их классификация. Социальный статус. Социальная роль. |
8 | Социальная стратификация и мобильность. |
9 | Социальные нормы. Социальный контроль. Отклоняющееся поведение и его типы. Социальные группы. Молодежь как социальная группа. |
10 | Социальная роль. Социализация индивида. Семья и брак как социальные институты. |
11 | Власть, ее происхождение и виды. Государство, его функции. |
12 | Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции формы государства. Типы политических режимов. |
13 | Демократия, ее основные ценности и признаки. Правовое государство и гражданское общество. |
14 | Политическая элита. Политические партии и движения. |
15 | СМИ в политической системе. |
16 | Избирательные системы. Избирательная компания в РФ. Политический процесс. Политическое участие. |
17 | Политическое лидерство. Органы государственной власти. |
18 | Местное самоуправление. Федеративное устройство в России. |
19 | Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс. Понятие и виды юридической ответственности. |
20 | Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Законодательство РФ о выборах. |
21 | Субъекты гражданского права. Организационно- правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. |
22 | Имущественные и неимущественные права. |
23 | Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора. |
24 | Правовые основы брака и семьи. Правовое регулирование отношений супругов. |
25 | Особенности административной юрисдикции. Право на благоприятную окружающую среду и способы ее защиты. |
26 | Международное право (Международная защита прав человека в мирное и военное время). Споры и порядок их рассмотрения. |
27 | Гражданство в РФ. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Правоохранительные органы. Судебная система. |
28 | Экономика: наука и хозяйство. Факторы производства и факторные доходы. |
29 | Экономические системы. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Конкуренция. |
30 | Ценные бумаги. Рынок труда. Безработица. Виды причины, последствия инфляции |
31 | Роль государства в экономике. Налоги. Государственный бюджет. |
32 | Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. Денежно- кредитная политика. Мировая экономика. |
33 | Рациональное экономическое поведение собственника, работника, семьянина, гражданина. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 10 класс обществознание профиль
Рабочая программа по обществознанию 10 класс (профиль)...

Рабочая программа 8 класс. Обществознание.
Планирование уроков обществознания по Боголюбову 8 класс...
