Формирование культуры безопасности жизнедеятельности сотрудников и воспитанников Оренбургского ПКУ
статья по обж по теме

Краснов Николай Григорьевич

Обеспечение безопасности жизнедеятельности в Оренбургском ПКУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura__obzh.docx32.29 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование культуры  безопасности жизнедеятельности  

сотрудников и воспитанников  Оренбургского  ПКУ

Краснов Н.Г.,

преподаватель-организатор ОБЖ

ФГКОУ «Оренбургское президентское

кадетское училище»

В современных условиях активная деятельность человека придала особое значение культуре безопасности жизнедеятельности. Ежегодно на дорогах России гибнут 35000 человек, а 270000 получают увечья и травмы, в 80% этих случаев причиной является  невыполнение правил дорожного движения, как пешеходами, так и водителями транспортных средств. Причиной возникновения пожаров в 9 случаях из 10 является неосторожное обращение с огнем. Наблюдается рост заболеваний СПИДом, алкоголизмом, наркоманией, зависимость от табакокурения, пренебрежение правилами культуры поведения в обществе, семье, личной гигиены и здорового образа жизни, — потому что все это следствия отсутствия культуры жизнедеятельности, являющейся не просто фактором, а основой безопасности в современном социуме с его урбанизацией и перенаселенностью.  

Любая деятельность потенциально опасна. Самые строгие меры и законы не могут снизить потери общества и государства, если не будут созданы условия для развития культуры безопасности поведения, поощрения и формирования безопасности личности.

Под термином «культура безопасности жизнедеятельности» мы будем понимать способ организации деятельности  человека, представленный в системе  социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Понятие это охватывает  все виды деятельности, оказывающие влияние на безопасность, включая законодательную и исполнительную сферы. [1]

О необходимости формирования культуры БЖ  было заявлено после катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г. когда международная консультативная группа по ядерной безопасности  МАГАТЭ пришла к выводу, что главная причина катастрофы - отсутствие культуры безопасности.

Различные аспекты культуры безопасности жизнедеятельности изучались представителями философии, психологии, педагогики. Исследования проблем культуры безопасной жизнедеятельности рассматриваются в трудах В.Я.Ананчука, А.В.Василенко, Б.В.Григорьева, В.И.Деркача, А.О.Деркачева, О.Г.Коломиец, В.Р.Мединского, Ю.Н.Мотина, В.Н.Мошкина, С.А.Проскурина, Б.Г.Путилина, С.В.Смульского и др.; вопросы формирования экологической культуры — А.А.Алдашева, С.Н.Глазачева, В.И.Данилов-Даниляна, А.Н.Захлебного, Д.Н.Кавтарадзе, Б.Т.Лихачева, Н.Н.Моисеева, JI.П.Симонова и др.; задачи трансформирования мировоззрения людей к переоценке традиционных потребительских идеалов, к общечеловеческим ценностям, умению ставить превыше всего не свои, а общие интересы - З.И.Васильевой, И .Я Лернера, Н.Н.Моисеева, Н.Д.Никандрова и др.; формирование культуры безопасности жизнедеятельности как одного из наиболее эффективных вариантов достижения безопасности - Р.А.Дурнева, М.В.Москвиной и др.

В настоящее время концепции формирования культуры безопасности жизнедеятельности отражены в научных исследованиях Ю.Л.Воробьева, Л.Н. Гориной, Р. А. Дурнева, А.Л.Михайлова, В.Н.Мошкина, Л.Н.Макаровой, И.Н.Немковой, Н.И.Николаевой, О.Н.Русак и др. На претворение в жизнь механизмов безопасного существования в окружающей среде и более глубокого внедрения культуры безопасности жизнедеятельности направлены инновационные педагогические технологии (Л.Н.Горина, В.Н.Мошкин, И.Н.Немкова и др.).

В Оренбургском президентском кадетском училище обучаются дети с разными интересами, уровнем подготовки, состоянием здоровья и физическим развитием, поэтому задача коллектива обеспечить благоприятную психологическую атмосферу на основе индивидуального подхода к каждому ребенку и исключить предпосылки  нарушения безопасности жизни и здоровья.

В училище созданы благоприятные условия для успешного проведения  комплекса профилактических мероприятий, имеются инновационные системы и средства обучения. Обеспечением безопасной жизнедеятельности занимаются все структурные подразделения училища, деятельность которых четко спланирована и контролируется руководством. Педагогический коллектив имеет богатый  и многолетний опыт  учебной и воспитательной  работы, а часть воспитателей и классных руководителей – бывшие военные, что положительно сказывается на воспитании детей.

Общим отделом совместно с преподавателем-организатором ОБЖ, инспектором по охране труда, воспитательным отделом разработаны и утверждены инструкции, регламентирующие деятельность воспитанников и педагогов, начиная с правил пользования душевой, гладильней и заканчивая порядком эвакуации по сигналу «Пожарная тревога» или «Внимание всем!». Инструкции размещены на видном месте и доступны каждому воспитаннику и работнику училища. Отработана система инструктажей: вводного, первичного, на рабочем месте, повторного и внепланового.

Положительные результаты в обеспечении безопасности жизнедеятельности училища дает  работа комиссий: по «профилактике травматизма»,  «антитеррор», «пожарно-техническая», а также созданная в марте добровольная пожарная дружина. Для приобретения практических  навыков в экстремальных ситуациях  в училище проводятся тренировки по эвакуации всех воспитанников и сотрудников их зданий и помещений. К занятиям привлекаются сотрудники МЧС и ГосПожнадзора.

С сотрудниками училища, под руководством директора, перед очередным семестром проводятся занятия, которые призваны обеспечить безопасную жизнедеятельность всего коллектива училища.  Традицией  стало ежегодное проведение практических занятий по оказанию первой (доврачебной) медицинской помощи. Для этого в кабинете ОБЖ имеются все необходимые современные средства, начиная с простейшей медицинской аптечки  АППОЛО и заканчивая тренажером для сердечно-легочной и мозговой реанимации серии «Максим».

 Изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности  жизнедеятельности» (в училище ОБЖ, как самостоятельный предмет введен в 8-м и 10-х классах), в процессе изучения которого осуществляется подготовка  воспитанников к безопасной  жизнедеятельности в реальной окружающей среде – природной, техногенной и социальной.

В настоящее время существует три точки зрения на место предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательном процессе.

Первая. Предмет ОБЖ не нужен, так как знания, получаемые в данном курсе, приобретаются в ходе повседневной жизнедеятельности воспитанников и при изучении других дисциплин.

Вторая. Предмет ОБЖ нужен, но его следует проводить  интегрированно, так как данный курс включает знания различных предметных областей.

Третья. Изучение предмета ОБЖ необходимо, так как в современных условиях он актуален и имеет огромное социальное значение. При этом освоение содержания должно быть системным и включать три модуля (раздела):  «Основы безопасности личности, общества и государства», «основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Основы обороны государства и военной службы» [3].

Государственный подход определяет, что предмет ОБЖ в общем образовании – это единая, непрерывная  система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности  жизнедеятельности личности, общества и государства, сохранения и укрепления здоровья[3] .

Однако, в училище, как и во многих других образовательных учреждениях, часы по курсу ОБЖ сокращены, об этом должно задуматься Министерство Образования вместе с Министерством обороны. Упустив подрастающее поколение, мы не сможем вывести общество на верный путь. Изучая ОБЖ, наши воспитанники в 8-м и 10-м классе осваивают лишь фрагменты курса ОБЖ, а стройной системы знаний не получается. Хотя в наше   непростое время, знания, полученные на уроках ОБЖ, пригодятся ребятам на всю жизнь,   позволят им чувствовать себя уверенней в любой экстремальной ситуации природного или техногенного характера. Л. Н. Толстой писал: «Есть знания, необходимые каждому человеку. Пока человек не усвоит всех этих  знаний, все другие знания будут во вред ему».[2]

Основной формой учебно-воспитательной работы в училище является, безусловно,  урок. Каждый урок  ОБЖ начинается с построения, доклада дежурного или старосты о наличии и готовности воспитанников к уроку, приветствия и осмотра внешнего вида. Это заставляет воспитанников следить за своим внешним видом, осанкой, физическим состоянием. На уроках обращаюсь ко всем воспитанникам по фамилии и на Вы, считая, что это заставляет воспитанников быть более ответственными, видеть себя личностями, равными с преподавателем.

Основы военной подготовки  нашим воспитанникам прививаются также на занятиях элективных курсов «Основы военной службы», которые посещают воспитанники 8 и 9-х классов. На дополнительных занятиях воспитанники с большим интересом  изучают приборы и средства химической и радиационной защиты, которые имеются в кабинете ОБЖ; осуществляют мониторинг радиационного фона на территории  в зданиях училища; изучают устройство  автомата «Калашникова», строевые приемы с оружием и успешно выступают на различных соревнованиях.

Для качественного обучения  безопасной жизнедеятельности имеется современная учебно-материальная база, включающая интерактивные средства  обучения, современные учебники и периодические издания: научно-методический и информационный журнал «ОБЖ. Основы безопасности  жизнедеятельности»,  газета «Красная звезда», всероссийская газета «Добрая дорога детства», журнал МО России «Ориентир», Литературно-художественный журнал «Воин России» и другие.

Училище тесно взаимодействует с военкоматами города и воинскими частями Оренбургского гарнизона. Особенно тесная связь установлена с воинской частью 40265, на базе которой ежегодно проходят однодневные занятия. На этих занятиях наши воспитанники знакомятся с жизнью и бытом современного солдата-солдата армии нового облика. В конце учебного года при взаимодействии с командованием воинской части и руководством полигона организуется однодневный полевой выход. Воспитанники получают возможность стрелять из стрелкового, пневматического и мелкокалиберного оружия, знакомятся с противопехотными и противотанковыми минами, образцами военной техники, преодолевают полосу препятствий, перемещаются по полигону на бронированных объектах и получают первоначальные навыки работы с приборами  РХБ разведки. Наблюдают за работой СПЕЦ НАЗа при обезвреживании вооруженных преступников.

Современный уровень культуры безопасности жизнедеятельности формируется также в работе  кружков  (прежде всего практической направленности: физкультура, технология).

Ожидается, что в результате данной работы воспитанники училища должны знать:

-правила перехода  дороги, перекрестка при походах в театры, кино, музеи, конференции, встречи и т. д.;

-правила безопасного поведения при следовании железнодорожным, водным и авиационным транспортом, обязанности пассажира при следовании:  к месту летней практики и обратно; в каникулярный отпуск домой и обратно; в командировку и т.д.;

-особенности жизнеобеспечения в училище (спальном помещении и едином учебном корпусе)  и основные причины, которые  могут привести к возникновению опасной ситуации;

-характеристики водоемов в Оренбурге, их состояние  в различное время года;

-способы и средства спасения утопающих, основные спасательные средства;

-правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема (во время каникулярного отпуска);

-меры пожарной безопасности при разведении костра;

-правила личной безопасности в различных криминогенных ситуациях, которые могут  возникнуть  дома во время зимних и летних каникул, на улице, в общественном месте;

-опасные погодные явления, наиболее характерные для Оренбурга;

-места с неблагоприятной экологической обстановкой в Оренбурге и его окрестностях;

-основные термины и понятия, относящиеся к здоровью и здоровому образу жизни.

Концепция формирования безопасности жизнедеятельности, реализуемая в училище, включает в себя два блока и три компонента.

1.Блок обучения:

-помощь воспитанникам в овладении основами безопасного поведения, как в повседневной жизни, так и в сложных и опасных ситуациях;

-психологическая подготовка воспитанников к действиям в ЧС мирного и военного времени.

2.Блок воспитания:

-воспитание подрастающего поколения на гуманистических принципах, формирование приверженности к сохранению и укреплению здоровья, развитие личностных качеств патриота и гражданина.

  Блок обучения состоит из двух компонентов:

1.Учебные занятия, организуемые с учетом требований ФГОС и условий училища. Изучение тем увязывается с окружающей обстановкой, также временем года и возрастом воспитанников.

2.Психологическая подготовка воспитанников к действиям в ЭС и ЧС. Мне кажется, что она недостаточно отражена в школьных программах, поэтому этот компонент приходится дорабатывать преподавателям и психологам училища в различных вариантах (беседы по преодолению стрессовых состояний при возникновении ЭС и ЧС, тестирование воспитанников на предмет принятия решения в различных ситуациях, разбор действий и поступков и т. д.).

3.Гражданское и военно-патриотическое воспитание воспитанников училища – третий компонент, относящийся к блоку воспитания. Этот компонент важен в системе становления воспитанника как личности, человека с гуманистическим мировоззрением, патриотически настроенного. Данный компонент – составная часть общеучилищного плана патриотического воспитания, который включает как  традиционные мероприятия, так и творческие проекты, осуществлению которых способствуют тесные связи с ветеранами ВОВ, а также с ветеранами бывшего Оренбургского зенитного ракетного училища.

           Многие задачи безопасной жизнедеятельности удается положительно решать с помощью воспитателей, которые находятся с воспитанниками в течение суток. Именно они каждый день проводят разного рода инструктажи по безопасности с обязательной росписью воспитанника в соответствующем журнале, организуют воспитательные мероприятия, следят за здоровьем и безопасностью воспитанников.

Таким образом, в училище ведется планомерная и кропотливая работа по обучению воспитанников ОБЖ и подготовке их к успешным  действиям по обеспечению безопасности личности, общества и государства. Все очевиднее становится тот факт, что управление безопасностью человека, общества, государства следует осуществлять через согласованное поведение людей и четко регламентированные социальные нормы поведения. Важно, чтобы данный процесс являлся приоритетной целью и внутренней потребностью человека. Этого можно достичь путем развития нового мировоззрения, системы идеалов и ценностей, норм и традиций безопасного поведения, то есть формирования целой культуры безопасности жизнедеятельности. 

Список литературы:

1.Улахович  В. Е. Чернобыль… слово, которое хотят забыть./ ОБЖ.,  2011. №4 . С 36-38.

2.Рудаков Д.П. Современные взгляды на предметную область «Безопасность жизнедеятельности». / ОБЖ., 2011.№ 12. С. 7-8.

3.Шульман Р.Л. Моя педагогическая философия. / ОБЖ., 2012. №2. С.24-26.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций, направленных на социальную адаптацию обучающихся к окружающим условиям на основе личностно ориентированного подхода посредством уроков основ безопасности жизнедеятельности

применение личностно ориентированного подхода на уроках ОБЖ является неотъемлемой частью процесса социальной адаптации обучающихся и формирования у них необходимых в повседневной жизни практических ум...

Проект "Формирование интереса к различным профессиям посредством ознакомления воспитанников с трудом сотрудников школы-интернат "

Педагогический проект для реализации в коррекционной школе интернатного типа. В ходе реализации проекта дети знакомяться с различными профессиями, которые есть в школе-интернат....

методическая разработка раздела программы формирования здорового образа жизни "Здоровье и безопасность жизнедеятельности"

разработка включает в себя задачи программы, актуальность, направления программы, ожидаемые результаты, обоснования формы работы, список литературы...

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности и при проведении внеклассных мероприятий, направленное на формирование и развитие личности гражданина и защитника Родины

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности и при проведении внеклассных мероприятий, направленное на формирование и развитие личности гражданина ...

Формирование информационной культуры пользователей и сотрудников библиотеки

Информатизация как интеллектуально-гуманистическая перестройка всей жизнедеятельностичеловека и общества на основе все более полного использования информации резко повысилазначимость формирования инфо...

Вариант ОЦЕНОЧНОГО ЛИСТА выполнения результативности и эффективности деятельности педагогических сотрудников (учителя, классного руководителя, иного педагогического сотрудника)

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТвыполнения результативности и эффективности деятельности педагогических сотрудников (учителя, классного руководителя, иного педагогического сотрудника)...

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". Комплексный подход к формированию у обучающихся совреме...