Рабочая программа 10 класс ОБЖ
рабочая программа по обж (10 класс) по теме

Макет рабочей программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_obzh_10_klass.docx104.72 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вязовская средняя общеобразовательная школа»

Прохоровского района Белгородской области

Рассмотрено

Руководитель РМО

учителей-предметников

__________ В.Ю. Бузанаков

Протокол № ___  от

«__»____________2013___г.

Согласовано

Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе                    

 __________ С.П. Волобуева

«__»____________2013___г.

Утверждено

Приказом по  МБОУ «Вязовская  СОШ»

от «__»___________2013г.

Директор школы

_________ А.Н. Калинин

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

по основам безопасности жизнедеятельности

Гудова Сергея Александровича

базовый уровень

10  класс

2013 год

Пояснительная записка

                      Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Авторы программы: В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский, - М.: Дрофа, 2010 г

         Преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в десятом классе осуществляется согласно приказу департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 12 мая 2011 года № 1339 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области».

                 Рабочая программа построена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся 10 класса, и предназначена для формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих во время чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера, знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь в условиях чрезвычайной ситуации.

     Предусмотрено также воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; развитие у детей чувства ответственности за своё поведение, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; формирование личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных чрезвычайных ситуациях.

     Программа выстроена по логически взаимосвязанным образовательным линиям: безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях — основы медицинских знаний и здорового образа жизни — основы обороны государства — основы военной службы. Реализация программы позволит сформировать у обучаемых цельное представление в области безопасности жизнедеятельности человека в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной), поможет в определенной степени определить направление самостоятельной подготовки к выбранной профессиональной деятельности с учетом своих потребностей и возможностей.

     Цели и задачи программы в области формирования системы знаний, умений:

•  освоение обучаемыми знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, о влиянии их последствий на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о роли здорового образа жизни в обеспечении безопасности личности, общества и государства; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

•  изучение обучаемыми содержания основных положений Военной доктрины Российской Федерации; содержания федеральных законов в области обороны и других нормативно-правовых актов Российской Федерации, определяющих порядок подготовки граждан к военной службе, призыва и поступления на военную службу, прохождения военной службы; требований, предъявляемых к моральным, психологическим и профессиональным качествам военнослужащих в период прохождения военной службы; структуры Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, истории их создания и развития; предназначения Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации; классов сходных воинских должностей; организации подготовки военных кадров; обеспечения безопасности военной службы;

•  овладение умением предвидеть появление опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным их признакам, при возможности избегать опасных ситуаций; не совершать поступки, которые могут способствовать возникновению опасной или чрезвычайной ситуации; принимать обоснованное решение и действовать в конкретной опасной или чрезвычайной ситуации с учетом своих возможностей;

•  формирование военно-профессиональной ориентации; развитие способностей осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к военной службе и военной профессии; формирование психологической готовности к военно-профессиональной деятельности;

•  развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, к выполнению требований, предъявляемых к гражданину России в области безопасности жизнедеятельности; физических и морально-психологических качеств, необходимых для выполнения обязанностей военнослужащего по вооруженной защите Российской Федерации;

•  воспитание у обучаемых ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью как к индивидуальной так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства;

•  развитие личностных качеств, необходимых гражданину для прохождения военной службы по призыву или контракту в современных Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.

Общая характеристика учебного предмета

     Данная Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне»  на основе Программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (10 - 11 классы, базовый уровень). Авторы программы: В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский, - М.: Дрофа, 2010г.

    Образовательное учреждение, в котором реализуется данная программа, не имеет особенностей и является обычным  общеобразовательным учреждением, поэтому за основу Рабочей программы принята типовая Программа под общей редакцией В.Н.Латчука без внесения изменений.

 Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю), а также предусматривается проведение учебных сборов продолжительностью – 5 дней (35 учебных часов). (Приказ Министерства обороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 года №96/134).

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 10 классе  ученик должен знать:

—потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила безопасного поведения;

—основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности России;

—социально-демографические процессы, происходящие в России, и их влияние на безопасность государства;

—перспективы развития ядерной энергетики в стране и обеспечение радиационной безопасности населения;

—индивидуальные меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта, правила безопасного поведения при захвате в качестве заложника и при освобождении заложников спецподразделениями ;

—основные источники опасностей в природе, техносфере и социуме;

—основные чрезвычайные ситуации природного, техногенного характера и их классификацию;

—организацию в Российской Федерации защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

—основные мероприятия, обеспечивающие повышение устойчивости объектов экономики в чрезвычайных ситуациях;

—права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;

—рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

—правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

—основы здорового образа жизни как индивидуальной системы поведения человека, обеспечивающей ему личную безопасность и здоровье;

—основные составляющие здорового образа жизни, способствующие обеспечению духовного, физического и социального благополучия личности;

—правовые нормы взаимоотношения полов;

—основные качества личности, характерные для хорошего семьянина, способного обеспечить социальное благополучие;

—взаимосвязь репродуктивного здоровья с социально-демографическими процессами;

—правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья;

—основное положение Военной доктрины Российской Федерации по обеспечению военной безопасности государства;

—предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации, основные функции и задачи Вооруженных Сил по обеспечению военной безопасности государства. Виды и рода войск Вооруженных Сил. Их состав и предназначение. Другие войска и их предназначение;

—историю Вооруженных Сил Российской Федерации и дни воинской славы России;

—основные составляющие воинской обязанности граждан Российской Федерации;

—организацию воинского учета и его предназначение;

—организацию медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет;

—содержание обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе;

—правовые основы военной службы (основные положения Конституции Российской Федерации и Федеральных законов «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащего»);

—порядок прохождения военной службы по призыву и по контракту;

—права и обязанности военнослужащих;

—виды ответственности военнослужащих с учетом особенностей их правового положения;

—нормы международного гуманитарного права;

—основные виды воинской деятельности;

—содержание начальной военной подготовки военнослужащих в войсках;

—строи отделения и порядок управления ими;

—назначение и боевые свойства автомата Калашникова;

—правила ухода за автоматом, его хранения и сбережения;

—правила подготовки автомата к стрельбе;

—приемы и правила стрельбы из автомата;

—основы современного общевойскового боя;

—общие обязанности солдата в бою;

—основные способы передвижения солдата в бою;

—способы ориентирования на местности и движения по азимутам;

—ориентирование на местности по карте и определение своего местонахождения;

—основные цели и задачи военно-профессиональной ориентации;

—государственные и военные символы Российской Федерации;

—боевые традиции Вооруженных Сил России;

—классы сходных воинских должностей;

—общие требования к безопасности военной службы;

—порядок обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих;

К концу 10  класса ученик должен уметь:

—перечислять комплекс основных мероприятий, проводимых в регионе проживания, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

—перечислять последовательность действий при оповещении возникновения угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;

—правильно пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

—перечислять основные положения Военной доктрины Российской Федерации, касающиеся обеспечения военной безопасности государства;

—охарактеризовать основные особенности военной службы по призыву и по контракту;

—выполнять строевые приемы на месте и в движении;

—выполнять воинское приветствие на месте и в движении;

—выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова;

—готовить автомат к стрельбе;

—вести стрельбу из автомата по неподвижным и появляющимся целям;

—определять стороны горизонта по компасу, небесным светилам и некоторым признакам местных предметов;

—ориентироваться на местности по карте и двигаться в заданную точку по азимуту;

—пользоваться справочной литературой для целенаправленной подготовки к военной службе с учетом индивидуальных качеств.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

—выработки потребности в соблюдении норм здорового образ жизни и устойчивой психологической невосприимчивости к вредным привычкам;

—формирования в себе качеств хорошего семьянина;

—владения навыками в области гражданской обороны;

—оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

—формирования психологической и физической готовности прохождению военной службы по призыву;

—формирования психологической, физической и профессиональной готовности к обучению по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

—выбора военного образовательного учреждения профессионального образования и военной профессии для подготовки к трудовой деятельности.

Содержание программы  (10 класс)

Безопасность и защита человека в среде обитания (24 ч)

Правила безопасного поведения в социальной среде (8 ч)

Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования (З ч)

Основные причины вынужденного автономного существования. Понятие о выживании и автономном существовании. Действия людей в ситуациях, связанных с авариями транспортных средств.

Автономное существование человека в условиях природной среды. Ориентирование на местности: по компасу, по небесным светилам; по растениям и животным; по местным признакам. Метод движения по азимуту. Оборудование временного жилища. Добыча огня. Обеспечение питанием и водой.

Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера (5 ч)

Понятие о преступлении и преступном поведении. Условия, при которых наступает уголовная ответственность. Формы преступного поведения. Виды преступлений. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности и наказания совершеннолетних. Виды наказаний, предусмотренные Уголовным кодексом РФ в отношении несовершеннолетних.

Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях (6 ч)

Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера (1 ч)

Обеспечение личной безопасности при чрезвычайных ситуациях природного характера. Отработка практических действий по овладению навыками безопасного поведения: во время внезапного землетрясения; при сходе оползней, селей, обвалов и лавин; при возникновении ураганов, бурь и смерчей; при наводнении; во время природных пожаров.

Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера (1 ч)

Обеспечение личной безопасности при чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Отработка практических навыков безопасного поведения: при пожарах и взрывах; при авариях с выбросом опасных химических и радиоактивных веществ; при гидродинамических и транспортных авариях.

Правила безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций военного характера (4 ч)

Понятие о ядерном оружии, его классификация и поражающие факторы. Правила безопасного поведения и способы защиты от ядерного оружия.

Понятие о химическом оружии и боевых токсичных химических веществах (БТХВ). Классификация БТХВ. Признаки поражения БТХВ. Правила безопасного поведения и способы защиты от химического оружия.

Понятие о бактериологическом (биологическом) оружии, его поражающие факторы и признаки применения. Правила безопасного поведения и способы защиты от бактериологического (биологического) оружия.

Современные обычные средства поражения, их классификация и характеристика. Способы защиты от современных обычных средств поражения.

Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения (10 ч)

Законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, общества и государства (2 ч)

Деятельность государственных органов в области гарантий прав и свобод человека и гражданина, охраны его жизни и здоровья, регламентируемых Конституцией Российской Федерации. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Краткое содержание законов Российской Федерации: «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности дорожного движения», «О пожарной безопасности», «Об обороне», «О гражданской обороне». Основные права и обязанности граждан, предусмотренные этими законами.

Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения в военное время (2 ч)

Гражданская оборона как составная часть обороноспособности страны. История создания гражданской обороны. Предназначение гражданской обороны. Организация гражданской обороны на территории Российской Федерации. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении. Силы и средства гражданской обороны. Нештатные аварийно-спасательные формирования.

Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите

населения в мирное и военное время (6 ч)

Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Прогнозирование и мониторинг чрезвычайных ситуаций. Оповещение и информирование населения об опасностях.

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. Понятие о защитных сооружениях гражданской обороны, их классификация и предназначение. Убежища, противорадиационные и простейшие укрытия. Правила поведения в защитных сооружениях.

Средства индивидуальной защиты населения. Средства индивидуальной защиты органов дыхания, их классификация. Назначение, устройство и принцип работы фильтрующих противогазов и респираторов. Средства индивидуальной защиты кожи, их классификация и назначение.

Организация и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ. Содержание и основные виды обеспечения аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций. Санитарная обработка населения после пребывания в зоне заражения.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (3 ч)

Основы медицинских знаний (2 ч)

Основные инфекционные заболевания и их профилактика (2 ч)

Понятие об инфекционном заболевании. Классификация инфекционных заболеваний и их внешние признаки. Возникновение и распространение инфекционных заболеваний, пути их передачи. Понятие об иммунитете. Наиболее распространенные инфекционные заболевания и их профилактика. Профилактика инфекционных заболеваний.

Основы здорового образа жизни (1 ч)

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни (1ч)

Сохранение и укрепление здоровья — важное условие достижения высокого уровня жизни. Здоровый образ жизни как основа личного здоровья и безопасности личности.

Основные факторы, способствующие укреплению здоровья. Рациональное питание, режим труда и отдыха, двигательная активность, физическая культура и закаливание. Основные составляющие тренированности организма человека: сердечно-дыхательная выносливость, мышечная сила и выносливость, скоростные качества, гибкость.

Основы обороны государства (7 ч)

Защита Отечества — долг и обязанность граждан России (1 ч)

Законодательство РФ об обороне государства и воинской обязанности граждан. Отражение государственной политики в области обороны государства и воинской обязанности граждан в Конституции Российской Федерации, законах Российской Федерации «Об обороне», «О безопасности», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих ».

Вооруженные Силы Российской Федерации — основа обороны государства (З ч)

История создания Вооруженных Сил Российской Федерации. Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды Вооруженных Сил, рода войск, история их создания и предназначение. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных Сил. Другие войска, их состав и предназначение с учетом концепции государственной политики Российской Федерации по военному строительству.

Государственная и военная символика России, традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации (З ч)

Символика Вооруженных Сил Российской Федерации. Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы. Ордена и медали — почетные государственные награды за воинские и другие отличия и заслуги. Система государственных наград в Российской Федерации.

Понятие о боевых традициях. Дни славных побед в истории России. Формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях. Понятие о героизме и мужестве, примеры героизма и мужества. Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности воинских частей и подразделений.

Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации: приведение к военной присяге, вручение Боевого Знамени воинской части, вручение военнослужащим вооружения и военной техники, проводы военнослужащих, уволенных в запас или в отставку.

Основы подготовки к военной службе (учебные сборы) (35 ч)

Размещение и быт военнослужащих. Суточный наряд. Обязанности лиц суточного наряда. Организация караульной службы. Обязанности часового. Строевая подготовка. Огневая подготовка. Тактическая подготовка. Физическая подготовка. Военно-медицинская подготовка.

Календарно-тематическое

планирование по ОБЖ (10 класс)

п/п

Наименование

разделов и тем

Часы

учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

план

факт

Безопасность и защита человека в среде обитания(24ч)

24

Правила безопасного поведения в социальной среде  (8 ч)

8

Правила безопасного поведения

в условиях вынужденного автономного существования (З ч)

3

1

Основные причины вынужденного автономного существования.

1

2

Действия людей в ситуациях, связанных с авариями транспортных средств.

1

3

Автономное существование человека в условиях природной среды.

1

Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера (5 ч)

5

4

Понятие о преступлении и преступном поведении.

1

5

Формы преступного поведения. Виды преступлений.

1

6

Возраст, с которого наступает уголовная ответственность.

1

7

Особенности уголовной ответственности и наказания совершеннолетних.

1

8

Виды наказаний, предусмотренные Уголовным кодексом РФ в отношении несовершеннолетних.

1

Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях (6 ч)

6

Правила безопасного поведения

в чрезвычайных ситуациях природного

характера (1 ч)

1

9

Обеспечение личной безопасности при чрезвычайных ситуациях природного характера.

1

Правила безопасного поведения

в чрезвычайных ситуациях техногенного  характера (1 ч)

1

10

Обеспечение личной безопасности при чрезвычайных ситуациях техногенного характера

Правила безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций военного характера (4 ч)

4

11

Понятие о ядерном оружии, его классификация и поражающие факторы. Правила безопасного поведения и способы защиты от ядерного оружия.

1

12

 Понятие о химическом оружии и боевых токсичных химических веществах (БТХВ).

1

13

Понятие о бактериологическом (биологическом) оружии, его поражающие факторы и признаки применения.

1

14

Современные обычные средства поражения, их классификация и характеристика.

1

Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения (10 ч)

10

Законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, общества и государства (2 ч)

2

15

Деятельность государственных органов в области гарантий прав и свобод человека и гражданина, охраны его жизни и здоровья, регламентируемых Конституцией Р. Ф.

1

16

Концепция национальной безопасности Российской Федерации.

1

Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения в военное время (2 ч)

2

17

Гражданская оборона как составная часть обороноспособности страны.

1

18

Организация гражданской обороны в образовательном учреждении.

1

Основные мероприятия РСЧС

и гражданской обороны по защите населения в мирное и военное время (6 ч)

6

19

Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

1

20

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

1

21

Правила поведения в защитных сооружениях.

1

22

Средства индивидуальной защиты органов дыхания, их классификация.

1

23

Средства индивидуальной защиты кожи, их классификация и назначение.

1

24

Организация и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

1

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (3 ч)

3

Основы медицинских знаний (2 ч)

2

Основные инфекционные заболевания и их профилактика (2ч)

2

25

Понятие об инфекционном заболевании. Классификация инфекционных заболеваний и их внешние признаки.

1

26

Профилактика инфекционных заболеваний.

1

Основы здорового образа жизни (1 ч)

1

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни (1 ч)

1

27

Сохранение и укрепление здоровья — важное условие достижения высокого уровня жизни.

1

Основы обороны государства (7 ч)

7

Защита Отечества — долг и обязанность граждан России (1 ч)

1

28

Законодательство РФ об обороне государства и воинской обязанности граждан.

1

Вооруженные Силы Российской Федерации — основа обороны государства (З ч)

29

История создания Вооруженных Сил Российской Федерации.

1

30

Организационная структура Вооруженных Сил  Р. Ф.

1

31

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны.

1

Государственная и военная символика России, традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации (З ч)

3

32

Символика Вооруженных Сил Российской Федерации.

1

33

Понятие о боевых традициях. Дни славных побед в истории России.

1

34

Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.

1

35

Контрольно- обобщающее занятие.

1

                                                                                                                                                     ИТОГО: 35 часов + 35 часов*

* занятия организуются и проводятся в соответствии с распорядком дня воинской части на период проведения учебных сборов на основании приказа Министерства обороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 года № 96/134 « Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего  (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»

Лист коррекции

№ п/п

Дата проведения

Тема урока

Причина коррекции

Формы и средства контроля

     Контроль и оценка качества подготовки учащихся являются важными элементами методической системы обучения. Эти методические компоненты выполняют не только задачу контроля, но и функции обучения, воспитания, психологической подготовки.

Главными требованиями к контролю, проверке и оценке уровня подготовки обучаемых являются следующие:

- обстоятельность и глубина;

- систематичность и объективность;

      - сочетание высокой требовательности с оказанием необходимой помощи обучаемым.

В педагогической практике обычно применяется предварительная, текущая, контрольная и итоговая проверка и оценка.

Во время предварительной проверки определяется наличие и качество знаний, умений и навыков учащихся, если преподавателю неизвестен уровень их подготовки.

Текущая проверка проводится для выявления качества усвоения материала обучаемыми в ходе урока.

Контрольная проверка имеет целью определить, насколько качественно усвоили учащиеся содержание учебной темы или раздела.

     Итоговые проверки выявляют объем и полноту знаний, умений и навыков обучаемых по завершении какого-либо определенного периода обучения (четверти, года, выпускные). Проверки, как правило, проводятся с использованием различных способов контроля и оценки. Наиболее часто применяются следующие виды:

- вопросы для текущего контроля знаний;

- тесты;

- проверочные работы;

- контрольные работы;

- зачеты и экзамены.

Вопросы для текущего контроля знаний несут разную смысловую нагрузку. Часть вопросов задается с целью проверки знаний различных фактов, определений, приемов, правил и способов поведения в ситуациях, требующих принятия правильного решения. Для ответа на другие вопросы требуется сопоставить различные сведения или сделать выбор из нескольких возможных вариантов.

Тестирование в современной школе становится привычным методом обучения, активной и увлекательной формой проверки и самопроверки знаний.

Тесты по содержанию вопросов и уровню их сложности позволяют учителю осуществить проверку знаний без дополнительных затрат времени, а учащимся дают возможность подготовиться к опросу, контрольным работам, зачетам и самостоятельно проверить правильность усвоения материала.

Тестирование может быть как итоговым, так и текущим. Количество тестов, даваемых учащимся для выполнения за один раз в процессе текущей проверки знаний, определяется преподавателем.

Тестовое задание структурно состоит из следующих частей:

  - инструкция;

- содержание задания;

      - предлагаемые варианты ответов (не менее трех правдоподобных);

  - правильный ответ.

При тестировании проверяемый должен из предложенных вариантов ответов выбрать правильный.

Проверочные работы состоят из вопросов и заданий, соответствующих требованиям базового уровня как по объему, так и глубине. Проверочные работы могут носить не только контролирующий, но и обучающий характер.

Контрольные работы служат для контроля за качеством усвоения учащимися учебного материала и их умением применять знания на практике. На основании выполнения этих работ преподаватель может иметь точное и ясное представление о полученных учащимися знаниях и приобретенных ими навыках и умениях.

Зачеты и экзамены проводятся в качестве итоговой формы контроля и оценки подготовки учащихся.

Выставленная учащемуся оценка должна быть безукоризненно справедливой и объективной. Завышенная оценка часто порождает чувство самоуверенности и снижает желание трудиться с полной отдачей сил. Заниженная оценка вызывает у обучаемого чувство досады и нежелание учиться.

При выставлении оценки преподаватель должен учитывать:

- объем знаний по теме, разделу, предмету;

     - правильность и прочность овладения навыками и умениями;

- количество, характер и значение ошибок;

     - последовательность в изложении материала, самостоятельность и уверенность при проведении аналитической работы с последующими выводами.

Важной обязанностью преподавателя является проверка практических навыков. На основании этих проверок создается точное и верное представление об умении каждого обучаемого четко решать поставленную задачу.

Оценка практических навыков учащихся позволяет выявить школьников, правильно выполняющих практические задания, а также тех, у кого возникли затруднения, чтобы организовать с ними дополнительные занятия; определить способность каждого слушателя ориентироваться в чрезвычайной или неотложной ситуации и принимать адекватные меры.

Во время практических занятий должна быть постоянная обратная связь учащихся с преподавателем, который следит за работой обучаемых и помогает им сосредоточить внимание на отработке основных элементов того или иного навыка.

Проверку практических навыков можно производить как индивидуально, так и по группам. При этом рекомендуется руководствоваться следующими правилами:

- обучаемый должен продемонстрировать выполнение действия от начала до конца (иногда пытаются подменить выполнение действия рассказом о нем);

       -   во время демонстрации приема обучаемым убедитесь в правильности выполнения каждого этапа;

       -  если вы что-то говорите обучаемому во время показа, это может быть только подсказка, как действовать дальше;

      -  если во время показа обучаемый допускает серьезную ошибку, остановите его и укажите на допущенную ошибку;

     -  если допущенная ошибка не слишком существенна, позвольте продолжить показ; обучаемый может исправить ее в ходе дальнейших действий;

     -  если допущенная ошибка свидетельствует о полном непонимании всей процедуры, поправьте ошибку и дайте обучаемому возможность еще раз прочитать учебник и потренироваться; если ошибка относится к разряду легкоустранимых, попросите обучаемого исправить недостаток и сразу же произведите повторную проверку.

Результаты контроля и оценки знаний, навыков и умений являются важной составляющей для анализа организации и состояния учебного процесса. На основании этого анализа вносятся необходимые коррективы в методическую систему обучения учащихся.

   Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), письменных работ, а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

1.     Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.

2.     Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.

3.     Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

4.     Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.

Материалы для проведения контроля

1.        РСЧС состоит из:

а)        функциональных подсистем;

б)        районных подсистем;

в)        ведомственных подсистем.

2.        В зависимости от обстановки и масштаба ЧС
устанавливается один из режимов функционирования РСЧС:

а)        прогнозирования обстановки;

б)        повседневной деятельности;

в)        оперативного реагирования.

3.        Вы играли с друзьями на улице. Вдруг на заводах и предприятиях загудели гудки. В жилом районе включили сирену. Ваши действия:

а) немедленно пойти домой и уточнить у родителей или соседей, что произошло в микрорайоне, городе, стране;

б)        пойти домой, включить радио или телевизор на местной программе, выслушать информацию и выполнить содержащиеся в ней указания;

в)        продолжить игру, не обращая внимания на происходящее вокруг вас.

4.        Противогаз снимается по команде:

а)        «Отбой!»;

б)        «Снять противогаз!»;

в)        «Газы!».

5.        Противорадиационное укрытие защищает от:

а)        ударной волны;

б)        сильнодействующих ядовитых веществ;

в)        радиоактивного заражения.

6.        Основными документами международного гуманитарного права являются:

а)        Декларация прав человека;

б)        четыре Женевских конвенции и два Дополнительных протокола к ним;

в)        Устав Организации Объединенных Наций.

7.        К закрытым повреждениям относятся:

а)        царапины и порезы;

б)        ссадины и раны;

в)        вывихи, растяжения, ушибы.

8.        Артериальное кровотечение возникает при:

а)        повреждении какой-либо артерии при глубоком ранении;

б)        поверхностном ранении в случае повреждения сосуда;

в)        неглубоком ранении в случае повреждения любого из сосудов.

9.        Способ остановки кровотечения приданием возвышенного   положения   поврежденной   конечности главным образом применяется при:

а)        любых ранениях конечности;

б)        поверхностных ранениях в случае венозного кровотечения;

в)        смешанном кровотечении.

10.        Какова последовательность оказания первой помощи при растяжении:

а)        наложить тугую повязку на поврежденное место, обеспечить покой поврежденной конечности, опустив ее как можно ниже к земле, и доставить пострадавшего в медицинское учреждение;

б)        приложить холод и наложить тугую повязку на поврежденное место, обеспечить покой поврежденной конечности,   придать   ей   возвышенное   положение и доставить пострадавшего в медицинское  учреждение;

в)        нанести йодную сетку на поврежденное место, обеспечить покой поврежденной конечности, придать ей возвышенное положение и доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

11.        При ожоге необходимо:

а)        убрать с  поверхности тела горячий предмет, срезать ножницами одежду, на поврежденную поверхность на 5—10 минут наложить холод, здоровую кожу  вокруг  ожога  продезинфицировать,   на  обожженную поверхность наложить стерильную повязку и направить пострадавшего в медицинское учреждение;

б)        убрать с поверхности тела горячий предмет, срезать ножницами одежду, поврежденную поверхность смазать йодом, а затем маслом, наложить стерильную повязку и направить пострадавшего в медицинское учреждение;

в)        убрать с поверхности тела горячий предмет, не срезая ножницами одежды, залить обожженную поверхность маслом, наложить стерильную повязку и направить пострадавшего в медицинское учреждение.

12.        Любую повязку начинают с фиксирующих ходов. Это означает:

а)        фиксирование второго тура бинта к третьему;

б)        второй тур бинта надо закрепить к первому булавкой или шпилькой;

в)        первый тур надо закрепить, загнув кончик бинта, и зафиксировать его вторым туром.

13.        При открытом переломе прежде всего необходимо:

а)        дать обезболивающее средство;

б)        провести иммобилизацию конечности в том положении, в котором она находится в момент повреждения;

в)        на рану в области перелома наложить стерильную повязку;

г)        остановить кровотечение.

14.        Играя в футбол, один из игроков команды упал на руку. У него появилась сильная боль, деформация и ненормальная подвижность в предплечье. Какую первую медицинскую помощь вы должны оказать:

а)        дать обезболивающее средство, наложить давящую повязку и доставить в медицинское учреждение;

б)        дать обезболивающее средство, руку согнуть под прямым углом в локтевом суставе и провести иммобилизацию шиной или подручными средствами и доставить в медицинское учреждение;

в) смазать место повреждения йодом, дать обезболивающее средство и доставить в медицинское учреждение.

15.        В результате падения у подростка появилась тошнота и рвота, нарушилась координация движений. Какова последовательность действий по оказанию первой медицинской помощи:

     а)        дать обезболивающие таблетки и проводить подростка в ближайшую поликлинику, больницу;

б)        сделать промывание желудка, поставить клизму, дать успокаивающие средства;

в)        обеспечить покой, приложить к голове холодный компресс, вызвать «скорую помощь».

16.        Какова последовательность оказания первой помощи при укусах клещей:

а) вымыть руки с мылом, на место, где присосался клещ, капнуть каплю масла, керосина или вазелина, удалить клеща пинцетом покачиванием из стороны в сторону, место укуса обработать спиртом и йодом, отправить пострадавшего в медицинское учреждение;

б)        на место, где присосался клещ, капнуть каплю йода, удалить клеща пинцетом легким покачиванием из стороны в сторону, место укуса обработать спиртом и йодом;

в)        вымыть руки с мылом, на место, где присосался клещ, капнуть каплю масла, керосина или вазелина, а затем обработать спиртом и йодом, отправить пострадавшего в медицинское учреждение.

17.        В нижеприведенном тексте определите правильные действия при промывании желудка:

а)        дать выпить пострадавшему не менее 2 стаканов кипяченой   воды   или   слабого   раствора   питьевой соды и, раздражая пальцами корень языка, вызвать рвоту;

б)        дать выпить пострадавшему не менее 2 стаканов холодной воды из-под крана, надавливая на область живота, вызвать рвоту;

в)        дать выпить пострадавшему 2 стакана уксусной эссенции  и,   надавливая  на область шеи,   вызвать рвоту.

18.        При поступлении АХОВ в организм человека через рот, прежде всего, необходимо:

а)        промыть желудок;

б)        прополоскать рот водой;

в)        очистить кишечник;

г)        ввести абсорбенты.

19.        При травматическом шоке, прежде всего, необходимо:

а)        создать спокойную обстановку для пострадавшего (исключить раздражающие шумы), дать обезболивающее средство;

б)        провести   временную  иммобилизацию,   обеспечить полный покой пострадавшему, направить пострадавшего в лечебное заведение;

в)        устранить действие травматического фактора, остановить кровотечение, обработать рану, наложить давящую повязку.

20.        Пострадавшему необходимо сделать непрямой массаж сердца.  Какова последовательность  ваших действий:

а)        положить пострадавшего на ровную твердую поверхность, встать на колени с левой стороны от пострадавшего параллельно его продольной оси, на область сердца положить разом две ладони, при этом пальцы рук должны быть разжаты, поочередно надавливать на грудину сначала правой, потом левой ладонью;

б)        положить пострадавшего на кровать или на диван и встать от него с левой стороны, в точку проекции сердца на грудине положить ладони, давить на грудину руками с полусогнутыми пальцами поочередно ритмично через каждые 2—3 секунды;

в)        положить пострадавшего на ровную твердую поверхность, встать на колени с левой стороны от пострадавшего параллельно его продольной оси, в точку проекции сердца на грудине положить ладони, пальцы должны быть приподняты, большие пальцы должны смотреть в разные стороны, давить на грудь только прямыми руками, используя вес тела, ладони не отрывать от грудины пострадавшего, каждое следующее движение производить после того, как грудная клетка вернется в исходное положение.

21.        Основу опорно-двигательного аппарата составляет:

а)        костная и мышечная системы;

б)        система кровообращения;

в)        сердечно-сосудистая система.

22.        Чтобы сохранить правильную осанку, необходимо:

а)        сидеть прямо, плечи держать на одном уровне, грудную клетку и голову держать прямо, лишь немного наклоняя вперед, руки свободно положить на стол, ноги согнуты в коленях под прямым углом, а ступни упереть в пол;

б)        сидеть, опираясь левым локтем на стол, чтобы грудная клетка упиралась в край стола, ноги должны быть вытянуты под столом и опираться пятками о пол;

в) голова должна быть наклонена как можно ближе к плоскости (крышке) стола, ноги должны быть вытянуты под столом и опираться пятками о пол.

23.        Белки не выполняют функцию:

а)        поддержки обмена веществ;

б)        психологической защиты организма;

в)        защиты организма от внешней среды.

24.        Какую роль играют витамины в развитии человека:

а)        являются главным источником энергии;

б)        являются строительным материалом;

в)        обеспечивают устойчивость организма к воздействию болезнетворных микробов.

25.        Последний прием пищи (ужин) должен быть не менее чем:

а)        за 1—2 часа до сна;

б)        за 3—4 часа до сна;

в)        за 2—3 часа до сна.

26.        Средством развития быстроты являются упражнения:

а)        с преодолением веса собственного тела;

б)        требующие энергичных двигательных реакций;

в)        на растягивание мышц.

27.        Солнечные ванны летом лучше всего принимать:

а)        до полудня;

б)        утром;

в)        после полудня;
г)вечером.

28.        Одним из лучших материалов для изготовления одежды являются:

а)        искусственные материалы;

б)        хлопчатобумажные ткани;

в)        полимерные волокна;

г)        прорезиненные ткани.

29.        Образование раковых опухолей у курильщиков вызывают:

а)        радиоактивные вещества, содержащиеся в табаке;

б)        никотин;

в)        эфирные масла, содержащиеся в табаке;

г)        цианистый водород, содержащийся в табаке.

30.        Отрицательное влияние алкоголя на органы человека характеризуется:

а)        развитием сахарного диабета, увеличением мочевого пузыря;

б)        усилением защитной функции организма при переохлаждении;

в)        нарушением защитной функции печени,  мозжечка, развитием туберкулеза.

31.        Болезни, возникающие в результате злоупотребления   веществами,   вызывающими   кратковременное чувство благоприятного психического состояния, — это:

а)        наркомания и токсикомания;

б)        табакокурение и алкоголизм;

в)        пищевое отравление.

32.        Какие химические соединения, попадая в атмосферу и взаимодействуя с влагой, могут образовать кислотные осадки:

а) диоксид серы и оксиды азота;

б)        свинец и его соединения;

в)        ртуть и ее соединения;

г)        бензин и машинные масла.

33.        РСЧС создана с целью:

а)        прогнозирования ЧС на территории Российской Федерации и организации проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

б)        объединения  усилий  органов  власти,   организаций и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

в)        обеспечения первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях на территории Российской Федерации.

34.        Рабочими   органами   комиссий   по   чрезвычайным ситуациям соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления являются:

а)        органы управления по делам ГОЧС;

б)        специально создаваемые штабы;

в)        эвакуационные комиссии.

35.        Сирены и прерывистые гудки предприятий и транспортных средств означают сигнал оповещения:

а)        «Внимание! Опасность!»;

б)        «Внимание всем!»;

в)        «Тревога».

36.        При каких условиях противогаз носится в положении «наготове»:

а)        по сигналу «Воздушная тревога!»;

б)        при условии, когда обнаружены признаки применения отравляющих веществ;

в)        при угрозе заражения, после информации по радио или по команде «Противогазы готовь!».

37.        К коллективным средствам защиты относятся:

а)        убежища и противорадиационные укрытия;

б)        противогазы и респираторы;

в)        средства защиты кожи и респираторы на всех работников предприятия.

38.        Международное гуманитарное право — это:

а)        совокупность норм,  направленных  на защиту прав человека в мирное время;

б)        совокупность норм, основанных на принципах гуманности и направленных на защиту жертв вооруженных конфликтов и ограничение средств и методов ведения войны;

в)        совокупность норм,  направленных на защиту жертв стихийных бедствий.

39.        Повреждение целостности тканей и нарушение функций, сопровождающиеся местной или общей реакцией организма, вызванное воздействием на человека факторов внешней среды, — это:

а) рана; б) ушиб; в) травма.

40.        Если кровотечение сопровождается излиянием крови во внутренние органы, погости и ткани, то оно называется:

а) полостным; б) внутренним; в) закрытым.

41.        Что необходимо сделать с раной перед наложением давящей повязки:

а)        обработать рану перекисью водорода или слабым раствором марганцовки;

б)        промыть рану водой и обработать ее зеленкой;

в)        обработать рану йодом.

42.        Какова последовательность оказания первой помощи при ушибах:

а)        на место ушиба приложить теплую грелку, обеспечить покой пострадавшему и доставить его в медицинское учреждение;

б)        на место ушиба наложить холод, тугую повязку, обеспечить покой пострадавшему доставить его в медицинское учреждение;

в)        на место ушиба нанести йодную сетку, обеспечить покой пострадавшему и доставить его в медицинское учреждение.

43.        Повреждение тканей, возникающее при повышении их температуры свыше 50 °С, - это:

а) тепловой удар; б) солнечный удар; в) ожог.

44.        Не существует бинтовых повязок типа:

а)        пращевидные;

б)        колосовидные;

в)        спиральные;

г)        обезболивающие;

д)        сходящиеся или расходящиеся.

45.        Признаками перелома являются:

а)        нарушение функции конечности, сильная боль при попытке движения ею, деформация и некоторое ее укорочение, подвижность костей в необычном месте;

б)        тошнота и рвота, нарушение функции конечности, ее деформация и подвижность;

в)временная потеря зрения и слуха, появление сильной боли при попытке движения конечностью.

46.        При закрытом переломе бедра необходимо:

а)        попытаться определить подвижность ноги, согнув ее в коленном суставе, придать пострадавшему возвышенное положение;

б)        дать  обезболивающее  средство,   положить  две шины: длинную, от подмышечной впадины до наружной лодыжки, и короткую, от промежности до внутренней лодыжки;

в)        дать обезболивающее средство и наложить шину из подручного материала от подмышечной впадины до коленного сустава.

47.        Один из признаков сотрясения головного мозга — это:

а)        увеличение лимфатических узлов;

б)        появление сыпи на руках и ногах;

в)        покраснение кожи в области суставов;

г)        нечеткость зрения и неодинаковые зрачки.

48.        При укусах насекомых прежде всего необходимо:

а)        промыть ранку спиртом или слабым раствором марганцовки;

б)        аккуратно удалить жало, если оно есть;

в)        дать пострадавшему 1—2 таблетки димедрола (супрастина, тавегила), а также 1—2 таблетки глюконата кальция;

г)        на место укуса наложить холод.

49.        Какова очередность действий при оказании первой помощи в случае пищевого отравления:

а)        промыть пострадавшему желудок, дать выпить крепкого чая и направить в лечебное учреждение;

б)        измерить    пострадавшему   температуру,    дать обезболивающее средство и вызвать врача;

в)        на область желудка положить грелку и вызвать «скорую помощь».

50.        При попадании АХОВ на кожу необходимо прежде всего:

а)        провести полную санитарную обработку;

б)        промыть глаза водой в течение 10—15 минут;

в)        механически удалить АХОВ;

г)        направить пострадавшего в лечебное заведение.

51.        Какова последовательность оказания первой помощи при коллапсе:

а)        пострадавшего уложить на живот, подложив подушку, нижнюю часть туловища и ноги несколько опустить,   дать   понюхать   (вдохнуть)  нашатырного спирта, согреть ноги;

б)        пострадавшего уложить на спину, подложив подушку, нижнюю часть туловища и ноги пострадавшего приподнять как можно выше, дать понюхать (вдохнуть) нашатырного спирта, приложить лед к ногам;

в)        пострадавшего уложить на спину, нижнюю часть туловища и ноги пострадавшего несколько приподнять, дать понюхать (вдохнуть) нашатырного спирта, согреть ноги.

52.        Каковы правильные действия по нанесению прекардиального удара в области грудины:

а)        прекардиальный удар наносится ладонью в точку, расположенную на грудине выше мечевидного отростка на 2—3 см и на 2 см влево от центра грудины, локоть руки, наносящей удар, должен быть направлен поперек тела пострадавшего, удар должен быть скользящим;

б)        прекардиальный удар, короткий и достаточно резкий, наносится в точку, расположенную на груди не выше мечевидного отростка на 2—3 см и на 2 см влево от центра грудины, локоть руки, наносящей удар, должен быть направлен вдоль тела пострадавшего, сразу после удара выяснить — возобновилась ли работа сердца;

в) прекардиальный удар наносится ребром сжатой в кулак ладони в точку, расположенную на грудине выше мечевидного отростка на 2—3 см и на 2 см влево от центра грудины, после первого удара сделать второй удар.

53.        Для осуществления движения в организме человека с первых дней его развития формируется:

а)        центральная нервная система;

б)        опорно-двигательный аппарат;

в)        сердечно-сосудистая система.

54.        Искривление позвоночника в правую или левую сторону — это:

а)        заболевание костей скелета;

б)        сколиоз;

в)        заболевание мышц.

55.        Избыточная энергия, поступающая в организм с пищей, опасна для здоровья человека, так как приводит:

а)        к физическому утомлению;

б)        к гиподинамии;

в)        к увеличению массы тела (веса) человека.

56.        Кладовыми углеводов в организме человека являются:

     а)        печень и мышцы;

б)        желудок и легкие;

в)        кости.

57.        К каким последствиям в организме приводит недостаток йода:

а)        к малокровию;

б)        к развитию некоторых заболеваний щитовидной железы;

в)        к нарушению роста.

58.        К физическим качествам,  обеспечивающим высокий уровень здоровья, не относятся:

а)        скоростные качества;

б)        силовые качества;

в)        выносливость, гибкость;

г)        психологические качества.

59.        Регулярное закаливание способствует:

а)        повышению аппетита;

б)        замедлению процесса старения;

в)        отвыканию от вредных привычек.

60.        Одной из составляющих здорового образа жизни является:

а)        малоподвижный образ жизни;

б)        небольшие и умеренные физические нагрузки;

в)        оптимальный    уровень    двигательной    активности;

г)        курение и употребление алкоголя в небольших количествах.

61.        Из перечисленных ниже симптомов выберите те, которые являются признаками острого отравления никотином:

а)        покраснение глаз, покашливание, отек лица;

б)        горечь во рту, кашель, головокружение, тошнота, слабость, недомогание, бледность лица;

в)        потеря  ориентировки,  увеличение лимфатических узлов.

62.        Алкоголь, попавший в организм человека:

а)        растворяется в крови и разносится по всему организму, оказывая разрушительное действие на все ткани и органы;

б)        быстро выводится вместе с мочой;

в)        не выводится из организма до самой смерти.

63.        Какова последовательность оказания первой помощи при алкогольном отравлении:

а) уложить пострадавшего на спину и очистить ему дыхательные пути, промыть желудок, положить к ногам теплую грелку, дать пострадавшему понюхать ватку с нашатырным спиртом, вызвать «скорую помощь»;

б)        уложить пострадавшего на бок и очистить ему дыхательные пути, промыть желудок, положить на голову холодный компресс, дать пострадавшему понюхать ватку с нашатырным спиртом, вызвать «скорую помощь»;

в)        уложить пострадавшего на бок, промыть желудок, положить на голову холодный компресс, дать пострадавшему понюхать ватку с нашатырным спиртом.

64.        Вы заходите в свой подъезд, слышите громкие крики, смех, шум и понимаете, что этажом выше на лестничной клетке находится пьяная компания. Как вы поступите:

а)        будете спокойно подниматься домой;

б)        будете ждать, пока они уйдут;

в)        будете дожидаться взрослого знакомого человека, входящего в подъезд, и попросите проводить вас до квартиры.

65.        Вы пришли домой и заметили, что в квартире кто-то побывал (распахнута дверь, выбито окно и т. п.). Ваши действия:

а)        войдете в квартиру, осмотрите ее, установите, какие вещи исчезли, и сообщите об этом в милицию;

б)        не будете входить в квартиру, а вызовете милицию по телефону от соседей;

в)        войдете в квартиру и сразу сообщите в милицию по телефону 02.

66.        Наиболее удобной обувью в походе считаются:

а)        туристические ботинки, кеды, кроссовки;

б)        сапоги резиновые или хромовые, легкие спортивные тапочки;

в)        полуботинки, сапоги, туфли.

67.        Приметами хоженой тропы могут быть:

а)        высокая трава, наличие следов птиц и зверей;

б)        примятая трава, следы от транспорта, следы деятельности человека;

в)        растущие на тропе грибы, ягоды, сломанные ветки.

68.        Как развести костер:

а)        поджечь ветки в костре двумя-тремя спичками, а затем сверху положить дрова;

б)        положить на почву растопку, поджечь ее, а сверху положить ветки и затем дрова;

в)        приготовить растопку и дрова, сверху веток положить поленья и соблюдать правила пожарной без опасности.

69.        Что можно использовать, чтобы заварить чай:

а)        листья березы;

б)        волчьи ягоды;

в)        бузину;

г)        иван-чай;

д)        полынь.

70.        Как вы будете переправляться, если лед ненадежен, а обойти его нет возможности:

а)        с шестом, держа его горизонтально на уровне груди;

б)        ползком;

в)        обычным шагом, простукивая лед впереди палкой.

71.        Что такое землетрясение:

а) область возникновения подземного удара;

    б) проекция центра очага землетрясения на земную поверхность;

в) подземные удары и колебания поверхности Земли.

72.        Вы находитесь дома один. Вдруг задрожали стекла и люстра, с полок начали падать посуда и книги. Вы срочно:

а)        займете место в дверном проеме;

б)        позвоните родителям на работу, чтобы предупредить о происшествии и договориться о месте встречи;

в)        закроете окна и двери, перейдете в подвальное помещение или защитное сооружение.

73.        Основной способ спасения людей при извержении вулканов:

а)        эвакуация;

б)        укрытие в специально оборудованных убежищах;

в)        использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.

74.        Последствия оползней, селей, обвалов и снежных лавин:

а)        лесные пожары, изменение климата и погодных условий, гибель людей и животных;

б)        извержение вулканов, усиление сейсмической активности, повышение уровня воды в реках и водоемах;

в)        перекрытие русел рек, изменение ландшафта, гибель людей и животных, разрушение зданий и сооружений, сокрытие их толщами пород.

75.        Ветер скоростью до 13 м/с называется:

а)        шторм;

б)        бриз;

в)        циклон.

76.        Сильный маломасштабный атмосферный вихрь диаметром до 1000 м, в котором воздух вращается со скоростью до 100 м/с, называется:

а)        ураган;

б)        смерч;

в)        буря;

г)        циклон.

77.        Лучшая защита от смерча:

а)        мосты, большие деревья;

б)        будки на автобусных остановках;

в)        подвальные помещения, подземные сооружения.

78.        При заблаговременном оповещении о наводнении необходимо:

а)        открыть окна и двери нижних этажей;

б)        включить телевизор, радио, выслушать сообщения и рекомендации;

в)        перенести на нижние этажи ценные вещи.

79.        Одним из признаков приближения цунами является:

а)        поведение животных, которые торопливо уходят на склоны гор и возвышенности;

б)        неожиданный ураган с выпадением обильных осадков;

в)        резкое понижение или повышение температуры воздуха, сопровождающееся обильным таянием ледников в горных районах или сходом лавин.

80.        Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории, — это:

а)        стихийный пожар;

б)        природный пожар;

в)        лесной пожар.

81.        Объект народного хозяйства или иного назначения, при аварии на котором может произойти гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, возникнуть угроза здоровью людей либо будет нанесен ущерб экономике или окружающей природной среде, называется:

а)        аварийный объект;

б)        потенциально опасный объект;

в)        катастрофически опасный объект.

82.        Процесс горения протекает при наличии:

а)        возможности для теплообмена;

б)        горючего   вещества,   окислителя   и   источника воспламенения;

в)        горючего вещества и восстановителя.

83.        Поражающие факторы химических аварий с выбросом АХОВ — это:

а)        интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;

б)        проникновение опасных веществ через органы дыхания и кожные покровы в организм человека;

в)        лучистый поток энергии;

г)        выделение из облака зараженного воздуха раскаленных частиц, вызывающих ожоги.

84.        Хлор — это:

а)        бесцветный газ с резким запахом (нашатырного спирта);

б)        парообразное вещество с запахом горького миндаля, от которого появляется металлический привкус во рту;

в)        зеленовато-желтый газ с резким запахом.

85.        Прибыв на место размещения в случае эвакуации из зоны аварии с выбросом АХОВ, необходимо:

а)        немедленно зарегистрироваться, после регистрации надеть одежду, вытереть ботинки, пройти в здание и умыться;

б)        снять верхнюю одежду, принять душ с мылом, промыть глаза и прополоскать рот;

в)        помочь эвакуируемым разместиться на сборном эвакопункте, пройти на пункт питания, исключить какие-либо физические нагрузки и лечь отдыхать.

86.        Объект с ядерным реактором, завод, использующий ядерное топливо или перерабатывающий ядерный материал, а также место его хранения и транспортное средство, перевозящее ядерный материал или источник ионизирующего излучения, при аварии на котором или при разрушении которого может произойти облучение людей, животных и растений, а также радиоактивное загрязнение окружающей природной среды, — это:

а)        радиационно опасный объект;

б)        объект экономики особой опасности;

в)        экологически опасный объект;

г)        объект повышенной опасности.

87.        При  оповещении  об  аварии на  радиационно-опасном     объекте     необходимо    действовать     в указанной последовательности:

а)        включить радио и выслушать сообщение, выключить газ, электричество, взять необходимые продукты питания, вещи и документы, надеть средства индивидуальной защиты, вывесить на двери табличку «В квартире жильцов нет» и следовать на сборный
эвакуационный пункт;

б)        включить радио и выслушать сообщение, освободить от продуктов питания холодильник, выключить газ, электричество, погасить огонь в печи, взять необходимые продукты питания, вещи и документы, надеть средства индивидуальной защиты и следовать на сборный эвакуационный пункт;

в)        включить радио и выслушать сообщение, освободить от продуктов питания холодильник и вынести скоропортящиеся продукты и мусор, выключить газ, электричество, погасить огонь в печи, взять необходимые продукты питания, вещи и документы, надеть средства индивидуальной защиты, вывесить на двери табличку «В квартире жильцов нет» и следовать на сборный эвакуационный пункт.

88.        К поражающим факторам волны прорыва относятся:

а)        электромагнитное   и   акустическое   излучение, гидродинамическое  давление  и  смыв  плодородных почв;

б)        поражающее   действие   различных   предметов, вовлекаемых в движение, непосредственное динамическое воздействие на тело человека и травмирующее действие обломков сооружений;

в)        ударная волна, пониженная концентрация кислорода в воздухе и повышенная температура окружающей среды.

89.К видам Вооружённых Сил Российской Федерации относятся:

а) Ракетные войска стратегического назначения, Сухопутные войска, Военно-Воздушные Силы, Военно-Морской Флот;

б) Сухопутные войска, воздушно-десантные войска, танковые войска, мотострелковые войска;

в) Ракетные войска стратегического назначения, артиллерийские войска, войска противовоздушной обороны, мотострелковые войска.

90. Воздушно-десантные войска – это:

а) вид Вооружённых Сил, предназначенный для боевых действий в тылу противника;

б) род войска, предназначенный для боевых действий в тылу противника;

в) вид войск, обеспечивающий выполнение боевых задач на территории, занятой противником, с применением специальной военной техники.

91. Законом Российской Федерации «О безопасности» установлено, что безопасность – это:

а) условия, при которых постоянно сохраняется целостность и неприкосновенность территории государства;

б) такое состояние Вооружённых Сил, при котором исключаются любые агрессии со стороны других государств;

в) состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

92. Совершение выдающихся по своему значению действий и требующих от человека (воина) личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию – это:

а) героизм;

б) мужество;        

в) воинская честь.

93. Воинский коллектив – это:

а) воинское подразделение одного рода войск, обеспечивающее выполнение поставленного перед ним боевого задания;

б) группа военнослужащих, объединённых совместным воинским трудом и общими интересами в военном деле;

в) подразделение военнослужащих, имеющих общие цели и задачи в мирное или военное время.

94. Воинские ритуалы – это:

а) торжественные мероприятия, совершаемые в повседневных условиях, во время праздничных торжеств и других случаях;

б) торжественные мероприятия, совершаемые в воинских подразделениях в праздничные дни;

в) установленные воинскими уставами церемонии, совершаемые военнослужащими при несении гарнизонной и караульной служб.

95. Военная служба исполняется гражданами:

а) только в Вооружённых Силах Российской Федерации;

б) в Вооружённых Силах Российской Федерации, пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации и войсках гражданской обороны;

в) в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, органах и формированиях.

96. Уклонившимися от исполнения воинской обязанности считается гражданин:

а) не явившийся по вызову военного комиссариата в указанный срок без уважительной причины;

б) явившийся по вызову военного комиссариата без необходимых документов;

в) не явившийся по вызову военного комиссариата в указанный срок, даже имея уважительную причину.

97. Заключение по результатам освидетельствования категории «Г» означает:

а) не годен к военной службе;

б) временно не годен к военной службе;

в) годен к военной службе с незначительными ограничениями.

98. Граждане, состоящие в запасе, могут призываться на военные сборы продолжительностью:

а) до одного месяца, но не чаще одного раза в пять лет;

б) до двух месяцев, но не чаще одного раза в три года;

в) до трёх месяцев, но не чаще одного раза в четыре года.

99. Уставы Вооружённых Сил Российской Федерации подразделяются на:

а) уставы родов войск и строевые;

б) тактические, стрелковые, общевоинские;

в) боевые и общевоинские.

100. Какой устав определяет предназначение, порядок организации и несения гарнизонной и караульной служб, права и обязанности должностных лиц  гарнизона и военнослужащих, несущих эти службы, а также регламентирует проведение гарнизонных мероприятий с участием войск:

а)Устав гарнизонной и караульной службы Вооружённых Сил Российской Федерации;

б) Строевой устав Вооружённых Сил Российской Федерации;

в) Устав внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации.

101. Каким законодательным актом установлена система воинских званий для всех составов военнослужащих:

а) Законом Российской Федерации «О безопасности»;

б)Федеральным Законом Российской Федерации «О статусе военнослужащих»;

в) Федеральным Законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».

102. На военнослужащего, совершившего дисциплинарное правонарушение, могут налагаться только те дисциплинарные взыскания, которые определены:

а) в Дисциплинарном уставе Вооружённых Сил Российской Федерации;

б) в Уголовном кодексе Российской Федерации;

в) в Гражданском кодексе Российской Федерации.

103. Призыв граждан на военную службу проводится:

а) два раза в год с 1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря;

б) один раз в год с 1 апреля по 30 июля;

в) на основании приказа Министерства обороны Российской Федерации с 1 апреля по 31 декабря.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Основная литература

Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.:Дрофа, 2007

Оборудование и приборы:

Наименование объектов и средств МТО

Дидактическое описание

Техническая характеристика

Состав комплекта

Кол-

во

1

Комплект принадлежностей для оказания первой медицинской помощи

Используется для приобретения и закрепления навыков оказания первой медицинской помощи

Комплект представляет собой медицинскую сумку и содержит в себе изделия медицинского назначения

Перевязочный материал, йод, медицинские жгуты, перекись водорода

4

2

Комплект шин (для руки и ноги)

Применяются на практических занятиях

Комплект представляет собой две металлические гибкие сетчатые пластины обмотанные бинтом

1

3

Противогаз ГП-5

Применяются на практических занятиях

Обеспечивает защиту орга-нов дыхания, глаз и лица человека от отравляющих и радиоактив-ных веществ

Фильтрующая коробка, шлем-маска, сумка

10

4

Противогаз ГП-7

Применяются на практических занятиях

Обеспечивает защиту органов дыхания, глаз и лица челове-ка от отравля-ющих и радио-активных веществ

Фильтрующая коробка, шлем-маска, сумка

1

5

Противопыльная тканевая маска

Применяются на практических занятиях

Обеспечивает защиту органов дыхания, глаз и лица челове-ка от отравля-ющих и радиоактивных веществ

1

6

ОЗК

Применяются на практических занятиях

Обеспечивает защиту кож-ных покровов от отравляю-щих и радио-активных веществ

Защитный плащ, защитные чулки, резиновые перчатки

1

7

Комплект таблиц по МСПУ

Служит для обеспечения наглядности при изучении материала, обобщения и повторения

В печатной форме

Комплект таблиц

1

8

Комплект таблиц «Действия населения в ЧС природного и техногенного происхождения»

Служит для обеспечения наглядности при изучении материала, обобщения и повторения

В печатной форме

Комплект таблиц

1

9

Комплект таблиц «Действия населения во время пожара»

Служит для обеспечения наглядности при изучении материала, обобщения и повторения

В печатной форме

Комплект таблиц

1

10

Комплект таблиц по ГО

Служит для обеспечения наглядности при изучении материала, обобщения и повторения

В печатной форме

Комплект таблиц

1

11

Флеш-память

Предназначена для хранения информации и обмена файлами

USB 2.0

1

12

Доска аудиторная настенная

Предназначена для записи поясняющего материала

Доска с прочным покрытием, устойчивая к царапанию и стиранию

1

13

Носилки медицинские

Применяются на практических занятиях

1

19

Пневматическая винтовка

Применяются на практических занятиях

2

Сайты в помощь преподавателю-организатору ОБЖ

Название сайта

Электронный адрес

Совет безопасности РФ

http://www.scrf.gov.ru

Министерство внутренних дел РФ

http://www.mvd.ru

МЧС России

http://www.emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения РФ

http://www.minzdrav-rf.ru

Министерство обороны РФ

http://www.mil.ru

Министерство образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/

Министерство природных ресурсов РФ

http://www.mnr.gov.ru

Федеральная служба железнодорожных войск РФ

http://www.fsgv.ru

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm

Федеральная пограничная служба

http://www.fps.gov.ru

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности

http://www.gan.ru

Русский образовательный портал

http://www.gov.ed.ru

Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области

http://www.beluno.ru

Белгородский региональный институт ПКППС

http://ipkps.bsu.edu.ru/

Академия повышения квалификации работников образования

http://www.apkro.ru

Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru

Образовательный портал «Учеба»

http://www.uroki.ru

Журнал «Курьер образования»

http://www.courier.com.ru

Журнал «Вестник образования»

http://www.vestnik.edu.ru

Издательский дома «Профкнига»

http://www.profkniga.ru

Издательский дом «1 сентября»

http://www.1september.ru

Издательский дом «Армпресс»

http://www.armpress.info

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом  «1 сентября»)

http://festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...