Открытый урок по СБО "Мы идем в гости"
план-конспект урока по обж (5 класс) по теме

Ефимова Марина Валерьевна

Этикет и этикетка, что общего между этими словами? Этикетка – это маленький представитель вещи. И от того нравится ли она нам, зависит наше отношение.

А этикет? Этикет определяет, как человек обращается с другими людьми, определяет его внешний вид, манеру вести себя. Это жесты, движения, позы, способы приветствий, поведение за столом и т. п.. Именно эти наши свойства и особенности прежде всего бросаются при знакомстве и по ним нередко судят о нас самих.

Этикет и этикетка слова родственные, корень у них французский. Но воспитанность, хорошие манеры не просто этикетка. Они прочно связаны с внутренней культурой человека. Конечно, бывают случаи, когда плохой, нечестный, не уважающий другого человек выглядит на первый взгляд воспитанным. Он словно носит маску, приветливо улыбается, вежливо здоровается. Однако нельзя бесконечно притворяться.

- Правил этих много. Мы с вами сегодня поговорим по оной теме «В гостях». Тема для вас знакома. Делится она на две части: я – хозяин, я – гость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon my_idyom_v_gosti.ppt2.56 МБ
Microsoft Office document icon _ld_9_925_-15.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мы идём в гости Учитель СБО :Ефимова М.В.

Слайд 2

Красна изба углами, а обед пирогами. У нас на Руси прежде гостю поднеси. Добрый гость всегда впору

Слайд 3

Из какой книги отрывок ? Предупредил ли Винни Пух Кролика о своём визите? Можно ли столько быть в гостях? Гостеприимным ли был Кролик? Воспользовался ли Винни этим? Как бы вы поступили на месте Кролика? -Винни?

Слайд 4

Из какой сказки эти герои? Каким был Малыш? Каким был Карлсон? Что он делал неправильно? Можно ли так себя вести? Как вы ведёте себя в гостях?

Слайд 5

Что это за сказка? Кто автор? Гостеприимной ли хозяйкой была Муха? Чем она угощала гостей? Вам хотелось бы побыть у таких людей в гостях? Почему? Каких гостей вам приятно приглашать к себе?

Слайд 6

- приходить в гости желательно после приглашения. -в гостях веди себя скромно -принеси что-то хорошее в дом, например, новости* -долго не засиживайся; поблагодари за приглашение, пригласи к себе. * В древности, когда не было средств передачи информации, гость был единственным способом передачи вестей, знаний, мудрости. Для гостей :

Слайд 7

- вежливо встречай гостей, даже если не ждёшь их - если нет возможности принять,- вежливо объясни ситуацию* - выясни потребности гостя, угости его , сделай его пребывание у тебя приятным (просмотр фото, видео, чай, бутерброды) - не навязывайся с предложениями Пригласи ещё * Для отказа используй обороты: «очень жаль, сожалею, нет возможности, в следующий раз» и др. Для хозяев :

Слайд 8

пожалуйста, будь добр, буду рад, спасибо, благодарю, приятно слышать Составь диалог – приглашение

Слайд 9

очень жаль, сожалею, извини, нет возможности, в следующий раз обязательно и др Составь диалог – вежливый отказ

Слайд 10

Хоть не богат, а гостям рад. Хороший гость хозяину в почет. Что есть в печи, все на стол мечи. Что поставят, то и кушай, а хозяина в доме слушай! Ешь – не кроши, а съешь – не проси (а больше не проси). Гостям дважды радуются: встречая и провожая. Гость не кость, за дверь не выкинешь. Умел в гости звать, умей и угощать. Не дорог обед, — дорог привет. Гостю щей не жалей, а погуще лей. В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.

Слайд 11

Какое у тебя настроение после занятия ? С кем тебе хочется пообщаться? Почему?



Предварительный просмотр:

 

                МКОУ(СК)ОШ

        2014-2015 учебный год

                                   

        Подготовила и провела:

                 Учитель   социально-бытовой    

         ориентировки:

                                Ефимова Марина Валерьевна

                   

        2014-2015 учебный год.

  Тема урока: Приём гостей.

Цель: актуализировать и закреплять представления учащихся о культурных нормах поведения;

           

Задачи:

  • прививать навыки культурного поведения, познакомить с традициями русского гостеприимства;
  • формировать навыки самообслуживания;
  • воспитывать трудолюбие и эстетический вкус.

Оборудование: компьютерная презентация, инструкционные карты, карточки-задания, чайный сервиз, угощение для гостей, рабочие тетради.

Ход урока:

  1. Организация класса и рабочих мест учащихся.

II. Объявление темы урока.

- Тема нашего урока «Приём гостей». (Слайд 1) И  сегодня на уроке мы познакомимся с правилами для хозяина, научимся сервировать стол к чаю, а также поговорим о том, как нужно вести себя в гостях.

 

III. Повторение правил гостеприимства.

  1. Вводная беседа:

Русский человек всегда считался и считается самым приветливым и гостеприимным хозяином. Любит гостей привечать. Это подтверждают пословицы,  придуманные народом.

  пословица «Много гостей – много новостей» (Слайд 2)

  • Сама пословица за себя говорит, у нас сегодня много гостей, значит, будет много новостей.

Приглашаем войти в русскую избу и посмотреть на старинный быт. (Слайд 3)

  • Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения. Изба – это теплая половина дома с печью. Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась. Стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки - вот, пожалуй, и всё. Вдоль стен жилища стояли широкие лавки. На них не только сидели, но и спали.

  • В переднем углу избы находился духовный центр дома.  Для того, чтобы  поделится  своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенными вышитыми  полотенцами.

  • Печь – кормилица, защитница от  холода, лекарь от болезней. (Слайд 4)

Печь использовали для отопления помещения, приготовления пищи людям и животным.  На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок. Зимой около нее держали птицу и молодых животных. В печке даже мылись. Печь играла в доме главную роль.

С давних времён Самовар – символ русского гостеприимства. (Слайд 5)

  • Каких только не было самоваров, украшенных резьбой, чеканкой, литыми металлическими украшениями, берегли самовары, по праздникам натирали им бока песком, из поколения в поколение передавали.

Виды самоваров. (Слайд 6)

  • Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол, за него  усаживали  дорогих гостей для душевной беседы. (Слайд 7)

  • На Руси за самоваром собирались семьи, общались, обсуждали новости, решали дела семейные

Гостей и близких  привечаем

Ароматным, сладким чаем.

Учитель. Итак, мы убедились, что гостеприимство существует с давних времён . Гостеприимство – это радушие к гостям. Но все ли из вас сейчас знают, как должен вести себя хозяин и как должен вести себя гость? И что труднее: быть хорошим хозяином или приятным гостем? Попробуем сегодня разобраться в этом.

 – А кто из вас знает правила гостеприимства? (используем плакат):

  1. Приглашай в гости заранее (за неделю), укажи день, час, место проведения праздника.
  2. Хозяин должен быть внимательным, предупредительным, щедрым, бескорыстным, тактичным.

Учитель. А что значит быть внимательным, предупредительным, щедрым, бескорыстным, тактичным хозяином, воспитанным?

Дети: быть внимательным – значит видеть всех гостей, каждому уделять внимание.

Предупредительным – угадывать желание гостей, выполнять их по возможности, думать не только о том ,чем угостить, но и чем занять. Продумать, чтобы всем хватило места, не было поссорившихся людей.

Щедрым – не жалеть игрушек, угощения. Бескорыстным – не требовать благодарности за то, что вы сделали для гостей.

Тактичным – не замечать промахи гостей, не затевать неприятные разговоры.

Воспитанным – значит быть вежливым, чтобы не случилось, не показывать гостю плохого настроения.

– Молодцы.

IV.  Правила хозяина.

СЦЕНКА.

Учитель.

 Сначала посмотрите  небольшой сюжет. События происходят в современной квартире.

(Разыгрывается сценка на территории «современной квартиры». Хозяйка увлеченно занята своими делами( красит лаком ногти). К «двери» подходят гости и «звонят». Хозяйка отрывается от своего дела, идет открывать, при этом на лице недовольное выражение.)

X о з я и н. А, это вы!

Г о с т и (стоя на пороге). Ты ведь приглашала нас сегодня поиграть в новую игру.

Х оз я и н (недовольно). Ну, ладно. Проходите. Только:

Не ходите по ковру -

Вы протрете в нем дыру.

Встаньте с этого дивана

А не то там будет яма.

И не трогайте кровать -

Простынь можете помять.

И не трогайте игрушки.

Не ложитесь на подушки.

И не надо книги брать -

Их вы можете порвать.

И не стойте на пути...

Ах, не лучше ль вам уйти? (Гости растерянно пятятся назад и уходят.)

ОСНОВНЫЕ  ПРАВИЛА  ДЛЯ ХОЗЯИНА.

Учитель. Ребята, сделайте вывод, каким должен быть хозяин? Какие человеческие качества способствуют общению? (Хозяин должен быть щедрым и тактичным, уметь занять своих гостей и правильно угостить. Он не должен жалеть для гостей книг, игрушек, угощенья.)

  • Как поступит тактичный хозяин, если гость нечаянно опрокинет вазу или разобьет что-нибудь?
  • А как он поступит, если ему нужно срочно куда-то идти, а гость еще не собирается уходить?
  • Должен ли щедрый хозяин угощать гостя?
  • Если  гостю не нравится  телевизионная передача, как должен поступить хозяин?
  • Должен ли хозяин благодарить гостей за визит?

Учитель.

Прочитайте основные правила поведения  для хозяина. (Слайд 8)

1.Встречай гостей в нарядной одежде.

2.Обязательно угости гостя.

3.Выключи телевизор, если кому- то из гостей не нравится передача.

4.Познакомь гостей друг с другом.

5.Предложи беседу или игру, интересную для всех.

6.Поблагодари гостей за визит.

V. Правила для гостей.

СЦЕНКА «В гостях».

Автор. После соревнований Игорь разговаривает с Виктором.

Игорь. Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в шесть. Я тебе  новые журналы  покажу ... Музыку послушаем.

Виктор. Ладно. Приду.

Автор. Часов в семь Игорь уже перестал ждать товарища. Он налил в таз теплой воды и собрался выстирать спортивную одежду. В это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Игорь, вытирая мыльные руки, шёл к двери, кто-то несколько раз, подолгу не отпуская, нажимал кнопку звонка.

(Игорь, открывает дверь. На пороге — Виктор.)

Виктор. Привет, это я!

(Он проходит в комнату, бросает куртку и шапку в кресло и оглядывается.)

Виктор. А у вас ничего. Подходяще. Это что?

(Он хватает   с полки часы.)

Игорь. Это  подарили маме. На память.

Виктор. Прикольно! А как они заводятся? (Виктор нажимает посильнее, и часы ломаются. Игорь смотрит испуганно. Но ничего не говорит. Виктор берёт и рассматривает другие предметы.)

Виктор. Сколько стоит? А где покупали? А это что? Чего барахло всякое в доме держите?

(Виктор открывает флаконы с духами, пальцем пробует крем. Игорь в это время наливает чай.)

Виктор. Ты колбасы нарежь, Игорь. А это сгущёнка, что ли? И сгущёнку давай. Я знаешь, как сладкое люблю!

Автор. А, наевшись и напившись чаю, Виктор взялся за шапку.

Виктор. Ну, я пошёл. Пока. Завтра еще приду. Да!  Я у тебя диск с игрой взял:  у меня такой нет. Отдам как-нибудь.

Автор. Вот и вся история!

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ГОСТЯ.

Учитель. Ребята, что не понравилось вам в поведении гостя? Каким должен быть гость?

Ответы учащихся.( Вежливым, тактичным, ненавязчивым.)

Правила поведения гостя (Слайд 9)

1.Отправлясь в гости, будь опрятным и чистым.

2. Приходи точно в назначенное время.

3.Поддерживай общую беседу или игру.

4. Если хочешь что-то посмотреть, спроси об этом хозяев.

5. В гостях долго не засиживайся.

6.Уходя, прощайся со всеми, а затем с хозяевами.

VI. Сервировка стола.

– Очень важно красиво и правильно накрыть стол – сервировать. Мы сегодня учимся накрывать стол к чаю. (Рассматриваем плакаты, таблицы на доске).

Объяснение и показ учителем, как накрывается стол к чаю.

Стол ставят в центре комнаты или у стены, накрывают скатертью. (Слайд 10)

 К чайному столу подаются сладкие блюда (торты, пирожное, варенье, конфеты, печенье). (Слайд 11)

Для сервировки используем десертные тарелки, вилки, чайные чашки, блюдца, ложки. (Слайд 12)

На расстоянии 3 см от края ставим десертную тарелку. Справа кладем нож, слева десертную вилку, рожками вверх, на десертных тарелках – салфетки. Эти тарелочки нужны для тортов. Торты раскладываем десертной лопаткой. Справа ставим чайное блюдце с чашкой, ручкой – влево, а чайную ложку кладем справа ручкой вправо.

– Запомнили? А теперь проверим. (Дети ставят приборы)

Игра «Найди ошибку».

Девочки отворачиваются. Я что-то меняю в сервировке. Девочки поворачиваются, исправляют ошибку. Мальчики внимательно следят.

– А теперь отворачиваются мальчики, девочки исправляют ошибки.

– Молодцы!

Салфетки – обязательный предмет сервировки стола. Но их надо уметь складывать. Существует много способов складывания салфеток. И сейчас мы с вами потренируемся складывать салфетки. (Слайд 13)

VII. Повторение правил поведения за столом.

- Если что-то нужно взять с блюда, стоящего далеко от вас, что вы сделаете?
- Можно ли выбирать лучший кусочек, конфету? А как правильно поступить?
- Как сидим за столом?
- А кушаем как?
- Если нужно размешать в чашке сахар, как это сделать?

Вместе с учителем дети вспоминают правила поведения за столом:

  • не разваливайся на стуле;
  • не клади локти на стол;
  • ешь аккуратно;
  • не нависай над тарелкой;
  • не тянись через весь стол за угощением, попроси передать;
  • не ешь слишком быстро;
  • не бери в рот сразу очень много еды;
  • рот вытирай салфеткой;
  • не разговаривай во время еды.

Затем дети вспоминают пословицу «Когда я ем, я глух и нем», Объясняют её смысл.

Если дети забывают правила поведения, учитель напоминает их или рассказывает сам.

Учитель следит за тем, чтобы ответы детей были полными.

VIII. Закрепление

Вопросы: (Слайд 14 -16)

  • Можно ли разговаривать по телефону, когда пришли гости?
  • Если тебя пригласили в гости к назначенному часу, как ты поступишь:

придешь пораньше, придешь вовремя или немного опоздаешь?

  • Можно ли в гостях смотреть без спроса то, что тебя интересует?
  • Можно ли садиться за стол без приглашения хозяина?
  • Должен ли быть включен телевизор во время приёма гостей?
  • Можно ли встречать гостей в домашних тапочках?
  • Нужно ли, уходя, прощаться со всеми гостями?
  • Нужно ли предлагать гостям домашние тапочки?
  • Можно ли в гостях отказываться от предложенной хозяином  игры?
  • Как должен выглядеть человек, идущий в гости?
  • Должны ли хозяева, прощаясь с гостями, тоже благодарить их?
  • Как долго следует ждать опаздывающего гостя?
  • Как ты поступишь, если услышишь, что твой сосед за столом громко икнул:

начнешь хохотать, чтобы и другие посмеялись вместе с тобой;

постараешься не подать виду, что ты слышал это, чтобы не смущать его?

IX. Игры. (Слайд 17)

- Чем же могут заняться гости после того, как попили чай? (Теперь гости могут поиграть, послушать музыку, побеседовать, потанцевать и т. д.).

Учитель предлагает детям поиграть.

А теперь веселый конкурс: “Срежь приз”. (Завязываем глаза у играющего, даем в руки ножницы, направляем к ленте с привязанными к ней призами. Игрок должен срезать приз).

X. Уход гостей.

Гости прощаются с хозяйкой, благодарят за угощение и уходят за дверь.

XI. Подведение итогов.

Все дети возвращаются в класс.

 - В какую игру мы играли?

 - Что значит быть гостеприимным человеком?

XII. Оценка деятельности детей. (Слайд 18)

Чтобы легче нам жилось,

Часто плакать не пришлось,

Мой вам дружеский совет:

Соблюдайте этикет!

 - Вы продемонстрировали хорошие знания. Теперь вы знаете, что воспитанному человеку не трудно  быть хорошим хозяином и приятным гостем. Молодцы! Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по социально-педагогическому сопровождению: « Мы идем в гости». 2В СКК.

Открытое занятие для учителей начальных классов городского семинара «Сопровождение учителей, специалистов в СКК» является одним из занятий по социально-педагогическому сопровождению классов VII типа н...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Урок биологии по теме"Вирусы"10 класс. Материалы Всероссийского Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" 2013-2014год.

Разработка урока по теме "Вирусы"Создана технологическая карта урока.Приведён дополнительный материал для использования при подготовке к экзаменам....

Сценарий внеклассного мероприятия по английскому языку «Мы идем в гости к Алисе» для учеников 2 класса

Внеклассное мероприятие по английскому языку проводилось во 2 классах в рамках недели английского языка. В сценарии использовался учебный материал УМК "Enjoy English 2" М. З. Биболетовой...

Идем в гости к осени

В ходе просмотра презентации и беседы ребята познакомятся: как и почему происходит листопад в природе ? Какие изменения происходят осенью в жизни насекомых и птиц?...