Рабочая программа по ОБЖ 8-9 классы
рабочая программа по обж (8 класс) на тему

Бескобальный Александр Владимирович

Рабочая программа педагога составлена для общеобразовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzh_8-9_kl.docx37.02 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ – средняя общеобразовательная школа с. Карпенка

Краснокутского района Саратовской области

 

 ПРИНЯТО                                                         УТВЕРЖДАЮ

 МС естественных  наук  

 и здорового  образа  жизни                             Директор МОУ - СОШ с. Карпенка

 ________________ М.И.Лопасова                  __________С.В.Чанкина                                

Протокол № _____ от «___» ___ 2015 г.     Приказ №  ____ от «___» ___2015г.

                                                                                             

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________М.В. Козловская

 «___» _____________ 2015г.


Рабочая программа

предмета «ОБЖ»

для 8-9 класса

на 2015-2016 учебный год

        Составитель:

А.В. Бескобальный,

учитель физической культуры и технологии

первой квалификационной категории

Пояснительная      записка .

Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности и Культура здоровья» для 8-9 классов разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций».

Целью курса является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к своему здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих

в повседневной жизни и в неблагоприятных и опасных условиях, приобретение ими навыков и умений оказывать само- и взаимопомощь.

Основные задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:

1. дать:

- знания о здоровье и ЗОЖ;

- знания о правилах поведения в экстремальных ситуациях;

2. научить:

- говорить, слушать, искать знания;

- оказать помощь;

3. воспитать:

- культуру мышления;

- культуру общения;

4. формировать:

- достоинство;

- нравственные убеждения;

5. развить:

- способности, память, внимание;

-самоконтроль.

Структурно программа курса состоит из  трех основных разделов: безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний, основы здорового образа жизни. В курсе «Основы безопасности жизнедеятельности и Культура здоровья» расширен раздел основы здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к  ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней».

Изучение курса позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях,

о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.

Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).

На изучение данной программы предусмотрено не менее 1 часа в неделю в каждом классе. На отдельных занятиях возможно привлечение психолога или муниципальных работников школы (медсестры, врача) или других представителей служб (пожарных, представителей МВД и МЧС).

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности и культура здоровья» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:

- улучшение собственного физического и психического здоровья;

- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;

- нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и

к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;

- сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;

- адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной

на выздоровление.

Учебные вопросы распределяются с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся и уровня их подготовленности по другим основным образовательным программам.

Изучение программы «Основы безопасности жизнедеятельности и Культура здоровья» в каждом классе целесообразно заканчивать проведением практических занятий с целью закрепления полученных знаний, умений и навыков по темам программы.

Логическим продолжением курса является внеурочная работа, которая включает в себя мероприятия направленные на формирование навыков безопасного поведения и навыков здорового образа жизни, проведение Дня защиты детей, тренировочных эвакуаций

по различным вводным.

Контроль за знаниями, умениями и навыками проводится по окончанию изучения темы в виде контрольных работ, тестов, практических работ, рефератов и других творческих работ, а также проводится текущий контроль.

О.Б.Ж. 8 класс

дата

Название темы и раздела.

д/з

1.

3.09

Понятие аварий, катастрофы, чрезвычайной ситуации техногенного характера их классификация.

Стр. 6-17

2.

10.09

Основные причины и стадии развития техногенных происшествий.

Стр. 17-21

3.

17.09

Пожары. Взрывы. причины возникновения пожаров и взрывов.

Стр. 24-42

4.

24.09

Условия и причины возникновения пожаров и взрывов.

П.2.3 стр. 42-47

5.

1.10

Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов.

П.2.4 –2.5 стр.47-52

6.

8.10

Опасные химические вещества и объекты. Характеристика АХОВ и их поражающих факторов.

П.3.1-3.2 стр. 52-55

7.

15.10

Причины и последствия аварий на химически опасных объектах.

П.3.3 стр.55-61

8.

22.10

Правила поведения и защитные меры при авариях на Х.О.О. первая помощь пострадавшим от АХОВ.

П.3.4-3.5 стр. 61-77

9.

29.10

Радиоактивность и радиационно опасные объекты.

П.4.1-4.2 стр. 77-90

10

12.11

Естественная радиоактивность характеристика очагов  поражения при радиационных авариях.

П.4.3-4.4 стр.90-102

11

19.11

Гидродинамические аварии гидродинамические сооружения.

П.5.1-5.2

12

26.11

Последствия гидродинамических аварий. Меры по защите населения.

П. 5.3-5.4

13

3.12

Меры по защите населения при угрозе и во время гидродинамических аварий.

Стр.116-118 отв. на вопросы

14

10.12

Экология и экологическая безопасность.

П.6.1-6.2

15

17.12

Биосфера и человек. Загрязнение атмосферы.

П.6.2-6.3

16

24.12

Загрязнение почв.

Загрязнение природных вод.

П.6.4-6.5

17

14.12

Экологическая обстановка в России.

Стр.140-146

18

21.01

правило дорожного движения.

Нарисовать дорожные знаки.

19

28.01

Правило для велосипедистов.

П.7.1 стр.153-160

20

30.01

Правило для роллинга.

П.7.2 стр.160-162

21

15.02

Основные понятия об уголовной ответственности несовершеннолетних.

П.7.3 стр.162-171

22

18.02

Как уберечь себя от преступлений?

П. 7.4

23

25.02

Как получить помощь со стороны?

Стр.171-175

24

3.03

Безопасность в общественных местах.

Стр.175-178

25

10.03

Самозащита в общественном транспорте.

Стр.178-179

26

17.03

Самозащита в замкнутом помещении.

179-181

27

24.03

Особенности схватки на лестнице.

П.7.4 отв. на вопросы.

28

7.04

Повторение экология и экологическая безопасность

П.6.1 отв. на вопросы.

29

14.04

Проблемы состояния здоровья человека на современном этапе.

30

21.04

Теория рационального питания.

31

28.04

Нетрадиционные методы оздоровления.

32

5.05

Закаливание.

33

12.05

Массаж.

34

19.05

Культура общения девушек и юношей.

                       

О.Б.Ж.  8класс.

Безопасность и защита человека в  ЧС.

Тема  № 1. Производственные аварии и катастрофы.

Теория

Причины возникновения аварии. Характеристика очагов поражения. Возможные последствия аварий и катастроф.

  Пожары и взрывы.

Теория

Причины возникновения пожаров и взрывов. Возможные последствия.  Средства защиты, применяемые при пожарах и взрывах. Табельные средства пожаротушения. Подручные средства пожаротушения. Порядок работы с ними. Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов.

Практика

Решение ситуационных задач.

Тренировочные эвакуации.

Практическое знакомство с порошковым огнетушителем.

Тема № 2.  Аварии с выбросом АХОВ.

Теория

Химические вещества и опасные объекты. Характеристика АХОВ и их поражающих факторов.

Возможные последствия при авариях на химически опасных объектах. Характеристика поражений АХОВ. Первая помощь пострадавшим от АХОВ.

Практика

Решение ситуационных задач.

Тема № 3.   Аварии с выбросом радиоактивных веществ.

Теория

Явления радиоактивности. Радиационно-опасные объекты. Единицы измерения радиации.

Характеристика очагов поражения при авариях на АЭС. Зона поражения радиоактивными веществами. Характер поражения людей, животных, загрязнения окружающей среды радионуклидами.

Последствия радиационных аварий. Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном заражении местности.

Практика

Решение ситуационных задач.

Тема № 4. Гидродинамические аварии.

Теория

Гидродинамические аварии гидротехнические сооружения. Причины и виды гидродинамических аварий. Последствия гидродинамических аварий. Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения населения при угрозе и во время гидродинамических аварий.

Практика

Решение ситуационных задач.

Тема № 5.  Нарушение экологического равновесия.

Теория

Причины нарушения экологического равновесия. Характеристика загрязнения атмосферы, воды, почвы. Пути защиты здоровья от загрязняющих веществ.

Меры защиты здоровья при нарушениях экологического равновесия.

Тема № 6.  Безопасное поведение на улицах.

Теория

Основные понятия об уголовной ответственности несовершеннолетних. Как уберечь себя от преступлений.

Тема № 7.  Гражданская оборона.

Теория

Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Практика  

Отработка нормативов ГО по надеванию С.И.З.

 

                Культура здоровья.

Тема № 1. Проблемы состояния здоровья человека на современном этапе.

Теория  

 Болезни цивилизации. Факторы риска, влияющие на здоровье и продолжительность жизни.

Тема № 2. Теория рационального питания.

Теория

Значение рационального питания для формирования здоровья.

Краткая характеристика основных теорий по питанию.

Практика

Составление примерного недельного меню подростка.

Тема № 3.  Нетрадиционные методы оздоровления.

Теория

Система естественного оздоровления Йоги, система Купера, система Амосова.

Тема № 4.   Закаливание.

Теория

. Значение закаливания для формирования, сохранения и укрепления физического и психического здоровья. Методы закаливания с помощью бани, солнечных ванн, водных процедур.

Тема № 5 . Массаж.

Теория

Общее понятие о массаже и его влиянии на организм человека. Методические особенности массажа. Виды массажа. Основные приемы массажа. Поглаживание, растирание, разминание.

Практика

Знакомство с приемами массажа.

Тема № 6. Культура общения девушек и юношей.

Теория

Этикет общения. Взаимоуважение и достоинство. Совместный досуг и , увлечения, хобби. Основные понятия о чувствах людей. Любовь – высшее чувство человека.

Первая любовь. Великая сила любви. Литература и искусство о любви ( совместно с преподавателем литературы)

Тема № 7.  Репродуктивное здоровье.

Теория

Охрана репродуктивного здоровья девушки.

Значение репродуктивного здоровья. Факторы, влияющие на сохранение репродуктивного здоровья. Профилактика ранних половых контактов. Возможные последствия и осложнения (для девушек).

Психофизиология юношей. Значение репродуктивного здоровья для юноши. Особенности полового созревания юноши.(для юношей)

 Профилактика ранних половых контактов. Уголовная ответственность за насилие.

Прогнозируемый результат:

Учащиеся должны знать:

-возможные чрезвычайные ситуации техногенного характера   наиболее вероятные для данного района, способы оповещения о них и правила безопасного поведения;

-причины нарушения экологического равновесия;

Владеть навыками:

-пользования СИЗ;

Иметь представление:

-об основных понятиях уголовной ответственности несовершеннолетних;

-об основных положениях здорового образа жизни.

-в приемах оказания первой медицинской помощи при отравлениях АХОВ, радиацией.

ОБЖ. 9  класс.

дата

Название темы и раздела.

д/з

1.

3.09

Опасные ситуации и условия жизнедеятельности

.

Стр.7-9

2.

6.09

Экологическая безопасность России.

П.1-2.1 стр.9-14

3.

13.09

Окружающая среда и экологическая опасность. Среда обитания человека.

Стр.14-18

4.

20.09

Загрязнение окружающей среды. Химические загрязнения и отравления.

Стр.18-24

5.

27.09

Что такое ксенобиотики. Как организм защищается от ксенобиотиков.

П.3.1-3.2

6.

4.10

Шум и здоровье. Шумовое загрязнение.

П.4 стр.24-27

7.

11.10

Безопасное питание. Рацион человека.

П.5 стр.28-35

8.

18.10

Биоритмы-организаторы нашей жизни. Как избежать переутомления.

П.6 стр.35-40

9

25.10

В движении жизнь.

П.7 стр.40-45

10

8.11

Защита от стрессов. Болезни истощения.

П.8-8.4 стр.45-50

11

15.11

Как выплыть в море информации. Преодоление информационных перегрузок.

П.9-9.2 стр.50-53

12

22.11

Окружающая среда- источник инфекционных заболеваний. Почему возникают эпидемии.

П.10-10.2

13

29.11

СПИД-синдром приобретенного иммунодефицита.

П.10.3 доклад.

14

6.12

Экологическая безопасность и природные условия.

П.11

15

13.12

Последствия возникновения резких изменений климатических факторов.

П.11.1-11.3

16

20.12

Ядовитые растения и животные.

П.11.4

17

27.12

Сколько лет жить человеку.

П.12-12.3

18

17.01

Что такое старение и как изменялась жизнь?

П.12.4 стр.64-69

19

24.01

Безопасное пользование компьютером

П.13 стр.69-72

20

31.01

Меры безопасности на уроках и в школе.

П.14-14.2 стр76-77

21

7.02

Правила безопасности на уроках химии и физики.

П.14.1-14.2

22

7.02

Безопасное поведение на уроках физкультуры и О.Б.Ж.

Выучить правила.

23

14.02

Безопасное поведение при работе с режущими и колющими инструментами.

Стр.72-77 повторить

24

21.02

Соблюдение техники безопасности при работе с металлорежущим оборудованием.

П.14.4 стр.77-78

25

28.02

История создания международной системы гуманитарного реагирования при Ч.С. мирного и военного времени.

П.15-16

26

6.03

Гуманитарные акции М.Ч.С. России.

П.17

27

13.03

Организация работы движения и соревнований.

П.18-19

28

20.03

Определение сторон горизонта по солнцу и с помощью часов.

П.19.1-19.2 стр.95-103

29

10.04

Ориентирование по местным признакам и предметам.

П.19.3-19.4

30

17.04

Ориентирование на местности без карты. Движение без четких ориентиров.

П.19.5-19.7

31

24.04

Действия при потере ориентировки. Определение высоты и ширины объекта.

П.19.8-19.9

32

8.05

Жизнеобеспечение человека.

П.20 стр.109-115

33

15.05

Преодоление препятствий.

П.21

34

22.05

Медицинская аптечка и правила ее использование.

П.22

35

ОБЖ. 9   класс.

Тема № 1.  Правила безопасного поведения в повседневной жизни.(2ч.)

Теория

Факторы отрицательного воздействия компьютера на организм человека. Электростатическое поле. Электромагнитное поле. Организация рабочего места у компьютера.

Тема № 2.  Меры безопасности на уроках в школе.(3ч.)

Теория

Правила безопасности на уроках химии и физики. Безопасное поведение на уроках физкультуры, ОБЖ и при занятиях спортом. Безопасное поведение на уроках трудового обучения.

Тема № 3.   Первая медицинская помощь.(6 ч.)

Теория

ПМП, цели, задачи. Виды травм. Механические травмы. Основы ПМП при травмах. Мероприятия ПМП. Медицинская аптечка и правила ее пользования. Использование природных лекарственных средств. Терминальные состояния. Клиническая смерть. Этапы первой реанимационной помощи.

Шок. Виды шока. Степень шока и ПМП. Водные травмы. Приемы ПМП при утоплении.

Практика

Десмургия.

Техника выполнения ИВЛ, НМС

Тема № 4.  Международное гуманитарное право.(4ч.)

Теория

История гуманитарного права. Красный крест . Анри Дюнан в истории создания МГП.

Цели, задачи, принципы МГП.  Женевские конвенции. Гуманитарные акции МЧС России.

Практика

Урок-игра «Хочу спросить»

Тема № 5.  Поведение с животными.(1ч.)

Теория

Правила поведения с животными.

Тема № 6. Опасность религиозных сект.(1ч.)

Теория

Чем опасны религиозные секты. Как преодолеть давление.

                                             

                                           Культура здоровья.

Тема № 1. Среда обитания человека – важнейший фактор его здоровья.(2ч.)

Теория

Что такое ксенобиотики. Классификация пищевых добавок. Как организм защищается от ксенобиотиков.   Природные аллергены. Что такое аллергия?  Анафилактический шок.

 Тема № 2. Шум и здоровье. (2ч.)

Теория

Что такое шумовое загрязнение среды? В чем заключается опасность шумов и как от них защититься.

Тема № 3. Биоритмы.(2ч.)

Теория

Откуда взялись биологические ритмы. О «совах», «жаворонках», «голубях».

Благо ритмичной жизни. Как избежать переутомления.

Тема № 4. В движении – жизнь.(2ч.)

Теория

Гиподинамия. О физических резервах человека. Аэробика. Шейпинг.

Практика

Практические занятия (совместно с учителем физкультуры).

Тема № 5.  Как выплыть в море информации.(2ч.)

Теория

Преодоление информационных перегрузок. Советы, помогающие улучшить процесс запоминания. Правила самоорганизации.

Искусство общения. Советы, облегчающие контакты с людьми.

Тема № 6. Сколько жить человеку.(2ч.)

Теория

Что такое старение и как изменилась продолжительность человеческой жизни. Средняя продолжительность жизни. Причины старения. Доступные каждому пути оздоровления жизни. Современные теории продления жизни. Свободнорадикальная теория. Теория низких температур. Теория энтерсорбции. Теория теломеразы.

Прогнозируемый результат:

Учащиеся должны знать:

- основные правила поведения для профилактики травм в повседневной жизни дома, в школе и при занятиях спортом;

-правильное поведение с животными;

- как обезопасить себя при нарушении экологического равновесия;

Владеть навыками:

- в приемах оказания первой медицинской помощи при травмах различной этимологии;

Иметь представление:

- о сущности МГП;

- об основных положениях ЗОЖ.

ЛИТЕРАТУРА.

Для учеников.

1. Смирнов А.Т., Фролов М.П. и др.Основы безопасности жизнедеятельности учебник для общеобразовательных школ 5,6.7,8,9 класс: ООО «Издательство АСТ», ООО

« Издательство Астрель» 2001 г.

2. Антюхин Э.Г.  Рабочая тетрадь «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-6 кл.,

7-8кл. : М. «Просвещение» 2001 г.

3. Латчук В.Н. Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности 5,6.7,8,9 классы: Дрофа 2004 г.

4. Гоголева М.И. Основы медицинских знаний учащихся : М. «Просвещение» 1991г.

 Для учителя.

1. . Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы книга для учителя : М. «Просвещение» 2001 г.

2. Заготова С.Н. Валеология учебное пособие : Ростов-на-Дону ООО «Издательство БАРО-ПРЕСС» 2001 г.

3. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология учебное пособие : М. Гардарики 2002 г.

4. Шевченко Г.Н. Основы безопасности жизнедеятельности поурочные планы 6.7 классы:

Волглград.

5. Голубева Я.В. Прблемные классные часы : Волгоград.

6. Нестерова Л.В. Расти здоровым методические рекомендации для учителей и студентов педагогических вузов: Иваново 2003 г.

7. Михайлов А.А. Игровые занятия впо ОБЖ в детском оздоровительном лагере: Шуя 2003.

8. Сизанов А.Н., Хринтович В.А. Модульный курс профилактики курения 5-11 классы:

М. «Просвещение» 2004г.

9.Майри Станеки-Козовски Мой мир и я.: МФО Москва.

10. МККК Международное гуманитарное право : Москва издательство ФНИИ МП ФЗ. 2000г.

11. Кассиль Н.П. ОБЖ и здоровье. Наб.Челны.

12. Обухова Л.А. Школа докторов или 135 уроков здоровья: М. ВАКО 2004 г.

13. Попова Г.П. Основы безопасности жизнедеятельности 5-8 классы школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками. Волгоград Издательство «Учитель».

14. Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы дидактические материалы.: Дрофа 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...