Методические разработки
план-конспект урока по обж (7 класс)

Баландин Александр Евгеньевич

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни»

(9 класс)

Цель: сформировать понимание, что только от самого человека зависит здоровый (или нездоровый) образ жизни.

Задачи:

  • сформировать  понятия «здоровый образ жизни и  его составляющие»;  
  • обсудить проблему укрепления здоровья людей и продления их активной жизнедеятельности;
  • способствовать воспитанию убеждения, что только сам человек определяет свой здоровый  (или нездоровый) образ жизни;
  • способствовать формированию здорового образа жизни;
  • развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, формулировать и отстаивать свою точку зрения;
  • развивать навыки индивидуальной работы и в группах;
  • отработать навыки публичного выступления.

Тип урока: объяснение нового материала

Дидактическое оснащение: компьютер, доска, учебники, тетради, листки бумаги для ответов

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

План урока

1. Понятие «здоровье»

2. Понятие «здоровый образ жизни»

3. Факторы здорового образа жизни

4. Составляющие здорового образа жизни

5. Значение здорового образа жизни

Ход урока:

Эпиграф урока:

«Добыть и сохранить здоровье может только сам человек.»
Н.М.Амосов

1. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Учитель тему урока не называет и говорит о том, что сегодня “Урок желаний”. Ученики из анкеты, которая лежит на парте, должны выбрать четыре желания, которые, по их мнению, являются ценными на сегодняшний день и расположить их в убывающем порядке.

Цель анкетирования: Выявить приоритет жизненных ценностей у обучаемых.

АНКЕТА

ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

1

ДЕНЬГИ

2

ОБРАЗОВАНИЕ

3

ВЫСОКООПЛАЧИВАЕМАЯ РАБОТА (ДОЛЖНОСТЬ)

4

СЕМЬЯ

5

КАРЬЕРА

6

ЗДОРОВЬЕ

7

НЕДВИЖИМОСТЬ

8

ПРЕСТИЖНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

9

ПРЕСТИЖНАЯ РАБОТА

10

СЧАСТЬЕ

Беседа с учащимися: Какие жизненные ценности выбрали и в какой последовательности расположили?

Что нужно из жизненных ценностей поставить на первое место?

Учитель. В мире существует более 1000 неизлечимых заболеваний. Некоторые заболевания редкие и встречаются единичный случай, на 10000-20000 тыс. человек, некоторые встречаются чаще в виде инфекционных заболеваний, например: СПИД, лихорадка Эбола и т.д.

Если человек отдал приоритет деньгам, недвижимости, но он неизлечимо болен (парализован), сможет ли он воспользоваться своим богатством, и насладиться жизнью?

Учитель. Человек имеет великолепное образование, высокооплачиваемую работу или должность, но он болеет 300 дней в году. Кому нужен такой специалист? Некоторые из вас на первое место выбрали семью, но представьте, что в семье тяжело больной человек, за которым необходим ежеминутный, ежечасный уход. Счастлив ли данный человек, данная семья?

Однажды Сократа спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни – богатство или слава?» Великий мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают еще человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!»

Как вы думаете какова тема нашего урока?

- (выслушиваю ответы учеников). Верно, сегодня мы с вами поговорим о здоровье и здоровом образе человека. Откройте тетради, запишите число и тему урока:   Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.

2. ПРОБЛЕМНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

-Мы говорим, что человек здоров, а что же такое здоровье?

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровый человек живет полноценной жизнью и приносит пользу обществу. Он может успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Полноценной жизни обязательно сопутствует успех.

Здоровье – это важнейшая  потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к счастью человека

В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье- это «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровый образ жизни способствует формированию у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности. Человек индивидуален по своим наследственным качествам, стремлениям и возможностям.

Далее обратить внимание учащихся на то, что основные составляющие здорового образа жизни носят общий характер, поэтому каждый человек, ориентируясь на них, строит свою систему здорового образа жизни с учетом индивидуальных особенностей.

Обсудить с учащимися основные направления поведения человека для формирования духовного благополучия:

  • научиться жить с собой в согласии и управлять своими эмоциями, адекватно реагировать на стрессовые нагрузки;
  • сформировать психологическую уравновешенность и сохранять ее в любых жизненных ситуациях;
  • иметь четко сформулированную цель жизни, выработать у себя положительное отношение к жизни, ставить перед собой достижимые задачи;
  • не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство в принципе недостижимая вещь;
  • развивать в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать;
  • воспринимать каждый день как маленькую жизнь;
  • научиться каждый день получать от жизни хоть маленькие радости;
  • стремиться быть хозяином своей жизни, радоваться успехам, так как во всех человеческих начинаниях успех порождает успех;
  • постоянно совершенствовать свой образ жизни, создавая свою индивидуальную систему здорового образа жизни;
  • выработать у себя отрицательное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков и курению табака.

Обсудить с учащимися основные направления формирования физического благополучия:

  • выработать в себе постоянную привычку к занятиям физической культурой и спортом с учетом своих возможностей и потребностей;
  • выработать в себе привычку к систематическому выполнению закаливающих процедур;
  • выработать наиболее приемлемый режим дня, в котором рационально сочетаются труд и отдых, физическая и умственная нагрузка, занятия физической культурой и спортом, соблюдается режим питания и сна;
  • придерживаться системы рационального питания;
  • выработать привычку соблюдения правил личной гигиены;
  • выработать привычку к самоконтролю за своим состоянием (самочувствие, работоспособность, сон, аппетит, определение появления переутомления, меры его профилактики);
  • выработать умение оказания первой медицинской помощи и самопомощи при неотложных состояниях.

Обсудить с учащимися основные направления обеспечения социального благополучия:

  • уметь жить в согласии с окружающими людьми;
  • формировать умение предвидеть возникновение опасной ситуации в процессе жизнедеятельности;
  • анализировать складывающуюся обстановку и находить наиболее безопасный выход из опасной ситуации;
  • стремиться постоянно изучать необходимые правовые акты в области безопасности жизнедеятельности и соблюдать их требования в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • воспитывать в себе наиболее значимые человеческие качества — ответственность, исполнительность и силу воли;
  • постоянно воспитывать в себе потребность в сохранении окружающей природной среды и личного здоровья — как индивидуальной, так и общественной ценности;
  • формировать чувство ответственности за обеспечение личной безопасности и безопасности общества и государства.

Физминутка:  Упражнения для снятия зрительного утомления

1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).

2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).

3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза).

4. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза).

5. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты.

6. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза.

3. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ

Существуют и другие определения «здоровья»,  но все они содержат следующие постоянные критерии, по которым оценивается здоровье:

- отсутствие болезней;

- нормальная работа организма;

- равновесие организма в системе «природа-человек» ( нормальное состояние организма: температура тела, формула крови и т.д)

- полное физическое, духовное , умственное и социальное благополучие;

- способность приспосабливаться к изменениям в окружающей среде;

-способность полноценно учиться, трудиться и и общаться с людьми;

- стремиться к творчеству.

Таково сегодня понимание сути идеального здоровья.

Главным критерием здоровья нации является - продолжительность жизни населения. Если в государстве преобладает смертность над рождаемостью, то говорят о том, что нация вымирает, а вместе с нацией “умирает” государство. Рассмотрим продолжительность жизни населения отображенную на плакате.

ЕВРОПА - 74.9 лет.

США - 75.0 лет.

КАНАДА - 76.0 лет.

РОССИЯ - 57.7 лет (мужчины).

ЯПОНИЯ - 87.5 лет.

ИСЛАНДИЯ - 80.0 лет.

Национальный центр статистики США опубликовал причины, которые уменьшают продолжительность жизни населения:

-заболевания сердечно - сосудистой системы – 17.5 лет жизни,

-раковые заболевания - 2.5 года,

-отсутствие здорового образа жизни – 22.5 года.

  Проблема сохранения и укрепления здоровья населения страны сегодня актуальна и глобальна. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения. В этом возрасте формируется репродуктивный, интеллектуальный, трудовой, военный потенциал страны. Поэтому знание основ здорового образа жизни, воспитание ценностного отношения к своему здоровью – наиболее верный путь решения проблемы здоровья всего населения. Здоровье закладывается в детстве, любое отклонение в развитии организма, любая болезнь сказывается в дальнейшем на состоянии здоровья взрослого человека. Здоровье человека зависит от целого комплекса определенных факторов: наследственности; окружающей среды – природной и социальной; уровня культуры; образа жизни индивида, его привычек и пристрастий.

Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов,

20% - от действия окружающей среды,

10% - от деятельности системы здравоохранения,

50% - зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

                                                             

Здоровый образ жизни – это оптимальная организация своей жизнедеятельности изо дня в день; это поведение человека, обеспечивающее его собственное здоровье и здоровье окружающих людей.

В понятие «здоровый образ жизни» входят следующие составляющие:           

  • отказ от вредных привычек;
  • оптимальный двигательный режим;
  • рациональное питание;
  • закаливание;
  • личная гигиена;
  • положительные эмоции;
  • высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе.

4. ВКЛЮЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ

Игра “Депутаты государственной думы”

Класс делится на три группы.

Учитель. Вы депутаты Государственной Думы. Перед вами встала острая проблема увеличить продолжительность жизни в России. У вас в руках мощные рычаги законодательной власти и практически отсутствуют финансовые ограничения.

 Первая группа депутатов разрабатывает и внедряет мероприятия и законы по пропаганде здорового образа жизни, вторая группа депутатов - внедрением ЗОЖ в учебные образовательные учреждения, третья группа внедрение ЗОЖ в промышленные и торговые предприятия. 

Группа готовит лидера для защиты проекта.

Выступление лидеров групп. Обсуждение выступление лидеров групп.

http://festival.1september.ru/articles/410216/img1.gif

Контрольные вопросы

  1. Почему здоровый образ жизни является индивидуальной системой поведения человека?
  2. Какое значение имеет здоровый образ жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности?
  3. Какие факторы поведения человека оказывают влияние на формирование его духовного благополучия?
  4. Какие факторы способствуют формированию физического благополучия человека?
  5. Какой образ поведения человека обеспечивает формирование его социального благополучия?

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. Изучите § 7.2 учебника.
  2. Разработайте примерный план своего поведения в повседневной жизни для укрепления и сохранения своего здоровья.

6. РЕФЛЕКСИЯ

  1. Что нового вы сегодня узнали на уроке?
  2. Возникли ли и на каком этапе урока, затруднения?
  3. Где могут найти применения полученные знания?



Предварительный просмотр:

Деловая игра «Безопасное поведение детей на дорогах и улицах»

Баландин Александр Евгеньевич, преподаватель-организатор ОБЖ

Цель:

  • формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице.

Задачи:

  • развивающая: способствовать социализации личности ребенка к прогнозированию возможных опасных ситуаций на дорогах, побуждать к безопасному поведению в условиях города;
  • воспитательная: воспитывать культуру поведения с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма;
  • образовательная: совершенствовать навыки поведения на дороге через изучение знаков ДД, разбор конкретных ситуаций.

Форма занятия: 

  • деловая игра.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: 

  • работа в группах,
  • фронтальная.

Методы: информационно-рецептивный, репродуктивный, упражнение.

Место проведения: 

  • Учебный класс.

Оборудование:

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • экран,
  • плакаты по ПДД,
  • макеты дорожных знаков,
  • магнитная доска по ПДД.

Ход мероприятия

Учитель. Здравствуйте, уважаемые гости, дорогие ребята! Сегодня мы поговорим с вами о правилах дорожного движения, безопасном поведении на дорогах и улицах города, вы готовы?

Чтобы обеспечить свою безопасность на дорогах и улицах, человеку необходимо знать правила дорожного движения. Но не только знать, а важно еще и соблюдать их.

Внимание на экран. (Дети смотрят небольшой видеоролик о нарушении ПДД пешеходом)

Ребята, дядя Степа спросил у нарушителя: - “Вы знаете правила дорожного движения?”. Судя по действиям нарушителя можно сказать, что он не знает правил дорожного движения и не думает о возможных последствиях.

Давайте попытаемся в процессе нашего занятия выяснить:

  • знаете ли вы правила?
  • сможете ли вы объяснить нарушителю эти правила и указать его ошибки?

А мне сегодня помогают ребята из школьного отряда “Юность”. (ЮИДовцы зачитывают стихи)

Большой привет,
Всем шлет ЮИД!
По всей стране
Нам путь открыт.

К Правилам дорожного движения,
Относиться надо с уважением,
Никакие не страшны тревоги,
Тем, кто не играет на дороге

Помните, дети, игра на дороге,
Каждого может оставить безногим,
И покататься, побегать тогда
Вам не придется уже никогда

Мы ребята дружные.
Очень все послушные
Знаем правила на пять
Их мы станем выполнять.
Правила дорожные,
Хоть они и сложные.

Да, сложнее правил нет.
Каждый знак дает совет.
Где идти, где ехать, встать,
Где автобус подождать.

Ребята, изучайте правила дорожного движения и соблюдайте их.

Учитель. Посмотрите, какие красивые буквы у ребят на груди: ЮИД.

А кто мне скажет, что они обозначают? (дети отвечают: юный инспектор движения)

Сегодня они наши контролеры, будут следить за вашими ответами.

Спасибо ребята, присаживайтесь в классе, а мы начнем наше занятие. Я поделил вас на две творческие группы: красные и зеленые. В ходе нашего занятия попытаемся определить, какая команда лучше знает ПДД.

Каждой группе будут даны карточки-задания. Ваша задача: в ходе обсуждения найти и рассказать правильное решение. Также поставим задачу и ЮИДовцам – проанализировать ответы ребят.

(Командам раздаются карточки с заданиями. Во время ответа карточка проецируется через документ-камеру на экран). 

  • Молодцы ребята, хорошие и грамотные дали ответы. А сейчас мы разберем некоторые ситуации, которые указаны на картинках.

( вместе с учениками разбираем ситуации, показанные на экране, анализируем, находим правильное решение) 

  • Ребята ЮИДовцы, мои помощники, загадают вам загадки.

У каждого из вас на столе находятся таблички с числами. Ваша задача: указать номер знака, о котором идет речь, и дать его определение.

(У доски выставляются макеты дорожных знаков, у каждого знака свой номер)

(ЮИДовцы читают загадки в стихотворной форме).

1. В одной из песенок поется:
"Все бегут, бегут, бегут..."
В этом знаке дети тоже
Кросс, наверное, сдают?

( знак "Дети")

2. Что за "Зебра" на дороге?
Все стоят, разинув рот,
Ждут, когда мигнет зеленый, значит это...
(Переход).

(Пешеходный переход).

3. Если ты поставил ногу
На проезжую дорогу,
Обрати вниманье, друг:
Знак дорожный - красный круг,
Человек идущий в черном,
Красной черточкой зачеркнут
И дорога вроде, но...
Здесь ходить - запрещено!

(Пешеходное движение запрещено)

А под знаком этим ни за что на свете,
Не катайтесь, дети, на велосипеде!!!

(Велосипедное движение запрещено!)

Очень хорошо, молодцы ребята. Знаете знаки дорожного движения. А какие знаки не назвали. Что обозначает знак №……

А закончим разговор о дорожных знаках небольшим состязанием, которое называется

“Собери знак”

Это задание, ребята, на время. Надо собрать разрезанный знак и назвать его. ( В этом задании используется любой дорожный знак, разрезанный на несколько частей).

Вот и подходит к концу наше занятие. Мы повторили с вами правила безопасного поведения на дорогах, дорожные знаки. Но цель нашего занятия была - выяснить:

  • знаете ли вы правила?
  • сможете ли вы объяснить нарушителю, как он должен был поступить в данном случае и указать его ошибки? Давайте вспомним, что произошло?

Просмотр видеоролика. 

Ребята объясняют, как должен поступить пешеход в данном случае, указывают его ошибки.

А что сказал нарушителю дядя Степа, давайте послушаем и выясним – совпал ли ваш ответ с ответом дяди Степы.

На этом наше занятие закончено, молодцы, со всеми заданиями справились, а ЮИДовцы подготовили для вас памятки по Правилам дорожного движения. (ЮИДовцы раздают памятки по ПДД).

Спасибо за внимание, до новых встреч!



Предварительный просмотр:

Игра – соревнование для учащихся 6-7 классов

«МАРШ-БРОСОК»

 

Цели: пропаганда идей готовности служению Отечеству, воспитание чувства коллектива; развитие интеллектуальных и физических качеств учащихся.

Оборудование: маршрутные листы, вещь-мешок солдатский, фляжка, противогаз, 2 банки консервов, раздаточный материал с заданиями (карточки), 3 малых мяча, мишень, газетная бумага, пластилин, медицинская аптечка, магнитофон.

Для участия в игре формируются команды по 5 человек в каждой. В игре принимают участие, как мальчики, так и девочки. Каждой команде выдается маршрутный лист - «охранная грамота», на которой фиксируются результаты (по 5-балльной системе), полученные командой на каждой из застав.

ХОД ИГРЫ

      Началом игры считается торжественное построение команд, приветствие главного судьи соревнований, поднятие флага Российской Федерации под музыку государственного гимна Российской Федерации.  

1.  Спортивный этап.

На данной этапе учащимся предстоит пройти эстафету, включающую в себя:

•    отжимание 20 раз;

•    укладка солдатского вещь-мешка  

•    минное поле (переползание под натянутой сеткой);

•    метание мяча в мишень (3 попытки) - лучший бросок;

Примечание: участвуют по 3 члена команды, причем укладку вещь-мешка производит первый участник, он передает его в качестве эстафетной палочки следующему участнику команды.

2.  Оружейная мастерская.

На данной этапе участникам игры предстоит потрудиться. Им необходимо    изготовить бумажную пилотку и вылепить из пластилина макет военной техники.

3.  Арсенал.

Учащимся предлагаются изображения оружия, доспехов древнерусских воинов  и карточки с названиями нарисованных предметов. Задача учащихся - сопоставить изображение предмета с его названием.

4.  Медицинская помощь.

На этой заставе участники демонстрируют свои знания и умения по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему в одной из предложенных экстремальных ситуаций. При этом желательно смоделировать ситуацию таким образом, чтобы она имела личностный смысл для участников (пострадавшие - родные, друзья, сами участники). Таким образом, участники не только оказывают помощь, выбирая необходимые для этого средства, но и вспоминают план действий в той или иной ЧС. При этом учащимся необходимо продумать различные моменты в ситуации, разработать своеобразные модели действий, то есть создать проект предстоящей деятельности.

Чрезвычайные ситуации могут быть следующие:

•    взрыв на объекте (пострадавший под завалом);

•    террористический акт (у пострадавшего многочисленные ранения);

• землетрясение (угроза разрушения одноэтажного или многоэтажного здания и др.).

5. Веселый привал.

На этой заставе участники выполняют заранее приготовленные творческие номера

По окончании игры подводятся итоги.



Предварительный просмотр:

Муниципальная общеобразовательная средняя школа № 21

Современные средства поражения

 (план-конспект урока ОБЖ в 10 классе)

                                                                             Разработал:

                                                                           Баландин Александр Евгеньевич,

                                                      преподаватель ОБЖ

Нижневартовск

2018г.

Тема:  Современные средства поражения.

Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся о современных средствах поражения и способах защиты от их поражающих факторов.

Задачи

образовательная: глубоко и всесторонне проверить, закрепить, уточнить и систематизировать знания учащихся по всем  темам раздела;

развивающая: развивать у учащихся навыки правильного воспроизводства своих знаний и умений, аналитичность и критичность мышления;

воспитательная: воспитывать чувство коллективизма и сопереживания успехам и неудачам своих товарищей.

Тип урока:  обобщения и систематизации изученного.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

Методы: устного и письменного контроля и самоконтроля, видеометод.

Подготовка к уроку учащихся:

Знание содержания предыдущих параграфов раздела.

Оборудование:    Компьютер,  мультимедийный проектор, экран, магнитная доска, тематические плакаты по ГО, стенды с изображениями современного оружия, магниты, карточки с заданиями, бланки с тестовыми заданиями, чистые листы бумаги (по числу учащихся).

Ход урока

I.   Организационный этап

1. Оргмомент. Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся и классного помещения к уроку, организация внимания. 

2. Сообщение темы, цели урока

Учитель.  (Слайд 1)

Было время, процветала

В мире наша сторона:

В воскресение бывала

Церковь божия полна;

Наших деток в шумной школе

Раздавались голоса,

И сверкали в светлом поле

Серп и быстрая коса.

Ныне церковь опустела;

Школа глухо заперта;

Нива праздно перезрела;

Роща темная пуста;

И селенье, как жилище

Погорелое, стоит,

-Тихо все - одно кладбище

Не пустеет, не молчит-

Поминутно мертвых носят,

И стенания живых

Боязливо бога просят

Успокоить души их!

Поминутно места надо,

И могилы меж собой,

Как испуганное стадо,

                                                        Жмутся тесной чередой!

Эти строки из поэмы А. С. Пушкина «Пир во время чумы» удивительно точно передают образ последствий применения  современных средств поражения, способных в одночасье изменить мир навсегда.

Сегодня у нас заключительный урок в разделе: «Современные средства поражения». (Слайд 2) Наша цель - обобщить и систематизировать информацию, рассмотренную на предыдущих уроках. Для этого необходимо пройти дистанцию настоящего интеллектуального марафона, состоящего из трех этапов: фактологического диктанта, составления группового отчета по одному из видов современного оружия и индивидуального выполнения тестовых заданий. Отметки за урок будут выставляться на основе среднего арифметического балла, полученного исходя из результатов прохождения всех этапов нашего марафона.

  1. Повторение и систематизация основных теоретических положений и сведений, изученных на предыдущих уроках раздела.

1. Фактологический диктант.

Учитель. Укажите недостающие слова в предложениях.

1. Ядерные взрывы подразделяются на: воздушные, подземные и …(Слайд 2)

2. Ядерный взрыв сопровождается ударной волной, световым излучением,  радиоактивным заражением местности и …

(Слайд 3)

3. Передняя граница сжатого слоя воздуха называется …. ударной волны. (Слайд 4)

4. Световое излучение – поток лучистой энергии, включающий видимые, ультрафиолетовые и … лучи. (Слайд 5)

5. Химическое оружие основано на … свойствах химических веществ.

(Слайд 6)

6. В условиях применения ОВ кожно-нарывного действия необходимо надеть на себя…(Слайд 7)

8. Фосген воздействует на организм через органы…(Слайд 8)

9.  Поражающее действие … оружия основано на использовании болезнетворных свойств микроорганизмов. (Слайд 9)

Учитель. Проведите самопроверку. Недостающие слова в предложениях перед вами на экране. (Слайд 10, 11). Поставьте знак «+» напротив каждого правильного ответа и оцените свою работу (Слайд 12). Не менее 8 «+»  - соответствует отметке «5», 7 «+» - «4», 6 – «3», после чего, сдайте работу.

2. Выполнение тестовых заданий

Учитель. А теперь предлагаю каждому из вас выполнить тестовые задания. По истечению времени, отведенному на выполнение данного задания, прошу старших групп организовать сдачу бланков заданий на проверку. (После сбора работ учащихся)

Как вы оцениваете сложность предложенных вам заданий на протяжении всего урока?

Что вызвало больше всего затруднений?

III. Подведение итогов. Наша страна занимает в мире важное стратегическое  положение. Во все времена у России, благодаря ее миролюбивой политике было много союзников. Но и противников было немало. На все притязания соперников Россия могла найти адекватный ответ. И не только своим оружием, но и готовностью своих граждан противостоять угрозам  Отечества.  Сегодня вы продемонстрировали, что и для вас призыв быть готовыми к действиям в случае применения современных средств поражения не пустой звук. Пока каждый из нас осознает потенциальные угрозы для себя, для своих близких можно быть уверенным, что мы все будем предпринимать максимум усилий для того, чтобы предотвратить любую опасность, исходящую от оружия, нацеленного на нас.

IV. Заключительная часть - сообщение домашнего задания.

Разработать кроссворд по содержанию раздела «Современные средства поражения».

ОТРАВЛЯЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА (ОВ)

№ п/п

Группы ОВ

Названия ОВ

Физическое состояние

Поражающее действие

Особенности

Защита

1

Кожнонарывные

………

Капельно-жидкое и ……………

Кожу и глаза, а также……...

Проявляется через……часа

Противогаз и ……

2

Удушающие

Фосген

………………………………………..

Органы дыхания

……………..

привкус, скрытый период.

Противогаз и покой

3

Общеядовитые

Синильная кислота

жидкость с запахом………………

Через кожу и ………………………………

Привкус металла

………………………………………

4

СS

газ

Органы дыхания и органы зрения

Острая боль, резь в глазах,……..

Противопылевая тканевая маска

5

Психохимические

ВZ

………….......

Нервную систему

Страх,………………….

…………………………

                                                                                                             

 Бланк тестовых заданий

Задания по теме: Современные средства поражения»

Выполнил__  учени___     10 ___ класса___________________________

 Задание 1. Ядерное оружие — это:

а) оружие массового поражения взрывного действия,   основанное  на использовании  внутриядерной энергии;

б) оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании светового излучения за счет возникающего при взрыве большого потока лучистой энергии, включающей ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи;

в) высокоточное наступательное оружие, основанное на использовании ионизирующего излучения при взрыве ядерного заряда в воздухе, на земле (на воде) или под землей (под водой).

Задание 2. Поражающими факторами ядерного взрыва являются:

а) избыточное   давление   в   эпицентре   ядерного взрыва, облако, зараженное отравляющими веществами и движущееся по направлению ветра, изменение состава атмосферного воздуха;

б) ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение и электромагнитный импульс;

в) резкое   понижение  температуры   окружающей среды, понижение концентрации кислорода в воздухе, самовозгорание веществ и материалов в зоне взрыва, резкое увеличение силы тока в электроприборах и электрооборудовании.

Задание 3. Химическое оружие — это:

а) оружие массового поражения, действие которого основано на применении биологических средств;

б) оружие массового поражения, действие которого основано на изменении состава воздушной среды в зоне заражения;

в) оружие массового поражения, действие которого основано на токсических свойствах некоторых химических веществ.

Задание 4. Какими путями отравляющие вещества (ОВ) проникают в организм человека:

а) в результате их попадания на средства защиты кожи и органов дыхания;

б) в результате их попадания на одежду, обувь и головные уборы;

в) в результате вдыхания зараженного воздуха, попадания ОВ в глаза, на кожу или при употреблении зараженной пищи и воды.

Задание 5. Бактериологическое оружие — это:

а) специальное оружие, применяемое для массового поражения сельскохозяйственных животных и источников воды;

б) специальные боеприпасы и боевые приборы, снаряжаемые биологическими средствами, предназначенными для массового поражения живой силы, сельскохозяйственных животных и посевов сельскохозяйственных культур;

в) оружие массового поражения людей на определенной территории.

Задание 6. Прочитайте текст: «Попадая во внутреннюю среду человека, эти микроорганизмы до поры до времени не вызывают серьезных изменений. Но если организм человека ослаблен в результате тяжелой травмы, длительного заболевания или других причин, они (микробы) очень быстро превращаются в опасные для здоровья...»

О каких микроорганизмах идет речь? Выберите из приведенных ответов правильный:

а) условно патогенные микроорганизмы;

б) сапрофиты;

в) болезнетворные (патогенные) микроорганизмы.

Задание 7. Передача каких инфекций осуществляется воздушно-капельным или воздушно-пылевым путем:

а) кровяные инфекции;

б) кишечные инфекции;

в) инфекции дыхательных путей.

Задание 8. Возбудитель каких инфекций передается через укусы кровососущих насекомых:

а) инфекции наружных покровов;

б) кишечные инфекции;

в) кровяные инфекции.



Предварительный просмотр:

        

Как стать офицером Российской армии

(план-конспект урока ОБЖ в 11 классе)

                                                                                             разработал

                                                                                             Баландин А.Е    учитель ОБЖ

Раздел: Основы военной службы.

Тема: Как стать офицером российской армии.

Цель: информирование учащихся об истории становления Российской системы военного образования, её структуре,  правилах приема и прохождения обучения в высших военных учебных заведениях.  

Задачи:

1). Образовательные:

  • закрепить знания, полученные на предыдущих уроках раздела;
  • сформировать у учащихся представление о системе военного образования;

2). Развивающие:

  • обеспечить в ходе урока развитие речи учащихся;
  • развивать навыки правильного воспроизводства своих знаний, аналитичность и критичность мышления;
  • развивать умения самостоятельного поиска информации и работы с ней;

 3). Воспитательные:

  • содействовать воспитанию чувства ответственности за свой профессиональный выбор;
  • воспитывать настойчивость в достижении цели.

Тип урока:  комбинированный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуализированная, индивидуальная, фронтальная, групповая, ролевая игра.

Методы: информационно-рецептивный, лекция, частично-поисковый, беседа, устный контроль, учебно-мозговой штурм, ролевая игра.

Подготовка к уроку учащихся:

  1. Знание содержания предыдущих параграфов раздела.
  2. Заполнение таблицы «Основные профессионально важные качества военнослужащих некоторых видов Вооруженных сил и родов войск»
  3.  Один учащийся готовит доклад об истории военно-учебных заведений в России.

Место проведения: Учебный класс

Оборудование: раздаточный материал для ролевой игры (карточки - указатели учреждений и список вопросов, для «поступающего» в ввуз), карточки с вопросами и бланки  оценивания устных ответов домашнего задания, мебель расставлена каре (буквой «П»)

Ход урока

  1. Организационный этап.

Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся и классного помещения к уроку, организация внимания. 

II. Этап проверки домашнего задания.

  1. Проверка письменного задания.
  2. «Рецензируемый опрос». Учитель организует опрос у доски по вопросам, содержащимся в карточках (Приложение 1), выбираемыми назначенными учащимися. Остальные осуществляют рецензирование ответов своих товарищей по единой схеме (Приложение 2). 

Вывод: Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина чрезвычайно актуальны и для гражданской жизни, но особенное звучание они приобретают по отношению к тем, кто видит свою жизнь в неразрывной связи с профессией офицера.

III. Изучение нового материала.

1) Активизация внимания учащихся (звучит отрывок из песни О. Газманова

«Офицеры») 

Учитель: Когда на концертах звучит эта песня, зрители в зале встают. Как вы думаете, почему они это делают? (размышления учащихся). Есть один очень хороший фильм, называется он «Офицеры». Один из героев этого фильма говорит: - «Есть такая профессия - Родину защищать!». Офицеры непосредственно участвуют в организации повседневной жизни и деятельности войск, обучают и воспитывают подчинённых, помогают им овладевать сложной военной техникой, формируют у воинов высокие морально- боевые качества, возглавляют воинские коллективы. От офицеров зависит очень многое. Поэтому большое значение придаётся подготовке офицерских кадров. Как стать офицером Российской армии? Поиску ответа на этот вопрос будет посвящена наша дальнейшая работа на уроке.

Необходимо отметить, подготовка профессионалов для армии имеет в нашей истории длительную традицию, о том, как и когда, началась складываться нынешняя система военного образования, нам поведает специалист в области военной истории… (доклад учащегося об истории системы военного образования России)

2. Беседа по содержанию информации, содержащейся в докладе: 

  1. Кого по праву можно назвать инициатором создания военного образования  в России?
  2. Назовите первые военно-учебные заведения, созданные Петром Великим?
  3. Какие группы военных учебных заведений имела Россия к началу Первой мировой войны?
  4. Что представляла собой сеть военно-учебных заведений после 1917 года?
  5. Какие изменения прошли в системе подготовки офицеров в 50-60 е г.г.?

(ответы учащихся с опорой на текст учебника)

Вывод: Регулярная профессиональная армия петровских времен требовала профессионального управления. В ответ на этот вызов государство ответило строительством системы военного образования. Дальнейшее развитие, которого, происходило вслед за развитием военного дела. Уже к 1914 году система военного образования охватывала все уровни подготовки командного состава для армии. После революции система высших и средних учебных заведений включила в себя военные академии. В наше время подготовка офицеров также организована в соответствии с  велениями времени.

  1. Рассказ учителя о системе военного образования России.

В настоящее время к военным образовательным учреждениям профессионального образования Вооруженных Сил Российской Федерации относятся военные академии, военные университеты, военные институты, высшие военные училища и военные факультеты. Они предназначены для подготовки и повышения квалификации командных, инженерно-технических и специальных кадров для Вооруженных Сил. 

В системе подготовки кадров для Вооруженных Сил функционирует несколько десятков военно-учебных заведений. Сроки обучения в большинстве из них составляют 4— 5 лет.

Все военно-учебные заведения Вооруженных Сил Российской Федерации имеют славные традиции и многолетний опыт подготовки офицеров. Они обеспечены высококвалифицированными педагогическими и научными кадрами, располагают современной учебно-материальной базой, что позволяет вести учебный процесс на современном уровне. Выпускники вузов наряду с выбранной военной специальностью получают вторую гражданскую профессию.

4.Составление опорного конспекта.
Классный коллектив  делится на  три группы, и учащимся предлагается составить опорный конспект по одному из учебных вопросов:

1.  Правила приема в военные образовательные учреждения;

2.  Порядок прохождения профессионального отбора кандидатов  в вузы;

3. Порядок прохождения обучения в военно-учебном учреждении.

Вывод: Гражданин, желающий посвятить себя военной службе должен изначально приготовить себя к длительной процедуре, связанной с поступлением в военное учебное заведение. Чтобы оценить сложность всех  этапов предлагаю поиграть в игру «В офицеры я б пошёл…»                   
IV. Этап  применения полученных знаний на практике. 

Ролевая игра «В офицеры я б пошёл…»  

Группа учащихся, работавшая на предыдущем этапе над составлением опорного конспекта по учебному вопросу, связанному с правилами приема в военные образовательные учреждения преобразовывается в «военкомат» (выдается соответствующая табличка); группа, работавшая над вопросом о порядке прохождения профессионального отбора кандидатов  в ввузы, приобретает полномочия «приемной комиссии военного учебного заведения» (выдается соответствующая табличка); группа, составлявшая конспект по вопросу порядка прохождения обучения в военно-учебном учреждении, наделяется полномочиями «командного состава военного института».

Из числа учащихся выбирается 1 кандидат для «поступления»  в учебное заведение Министерства обороны РФ, задача которого получить от остальных полную информацию о правилах приема, порядке профессионального отбора, образовательном процессе  в военном институте. Учащийся получает лист с алгоритмом действий   (Приложение 3).

Вывод: Прошу обратить ваше внимание на стенд «Наша судьба – Родину защищать!». Со дня открытия нашей школы прошло не так много времени, а уже трое наших выпускников решили посвятить себя службе в Российской Армии в качестве офицеров. Ребята успешно обучаются в, выбранных ими, военных образовательных учреждениях. Я уверен в том, что  с каждым годом на стенде будут появляться новые и новые фотографии. Потому что  профессия офицера будет всегда востребована и популярна в нашей стране. И это, не смотря на то, что требования к гражданину, поступающему в ввуз, столь высоки.  

V. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Разработать рекламный проспект одного из военно-учебных заведений Министерства обороны РФ

                                                   

Литература.

  1. Военная доктрина Российской Федерации//Вестник военной информации.— 2000.— № 5.
  2. Концепция   национальной   безопасности   Российской   Федерации//Вестник военной   информации. -   2000.- №   2.
  3. Основы подготовки к военной службе: Метод, материалы и док.: Кн. для учителя / В. А. Васнев, С. А. Чинённый. — М.: Просвещение, 2002.
  4. Федеральные законы Российской Федерации: «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе» (собрание законодательства Российской Федерации.  – 1993  - 2002г.г.

                                                 

Приложение 1.

Карточка № 1.

Ответьте на вопросы:

  1. Какие Вам известны цели воинской деятельности?
  2. Какие профессионально важные качества военнослужащих, на Ваш взгляд, являются основными в танковых войсках?
  3. Что Вы понимаете под социальными требованиями к характеру личности военнослужащего?

Карточка № 2

Ответьте на вопросы:

  1. Какие Вам известны виды воинской деятельности?
  2. Какие профессионально важные качества военнослужащих, на Ваш взгляд, являются основными в воздушно-десантных войсках?
  3. Что Вы понимаете под воинскими требованиями к характеру личности военнослужащего?

Карточка № 3

Ответьте на вопросы:

  1. Какие Вам известны требования, предъявляемые воинской деятельностью к каждому военнослужащему?
  2. Какие профессионально важные качества военнослужащих, на Ваш взгляд, являются основными в ракетных войсках?
  3. Что Вы понимаете под личными требованиями к характеру личности военнослужащего?

                                                                                   

                                                                                               Приложение 2

Рецензия ответа

п/п

Фамилия, имя

Полнота ответа

логичность

Культура речи

Применение знания на практике

Итоговая отметка

1.

2

3.

4.

и т.д.

                                    Рецензент ____________________________________

 

Приложение 3.

Вы решили стать офицером?

Тогда отправляйтесь в «военкомат» и попытайтесь выяснить у его сотрудников следующее:

- подходите ли Вы по возрасту для поступления  в ввуз;

- первоочередные действия для начала сбора необходимых документов;

- как писать заявление;

- как готовиться к вступительным экзаменам и т. д.

Если вы считаете, что необходимую информацию Вы уже получили, тогда Ваш путь лежит «прямиком в приемную комиссию», где Вам предстоит выяснить:

- что и как проверяют в ходе профессионального отбора;

- можно ли поступить в военный институт без экзамена;

- как происходит конкурс среди кандидатов на поступление и т.д.

Если Вам все стало ясно, тогда самое время узнать, как организован процесс обучения в вузе. Об этом Вам лучше всего расскажет командование института. Задайте вопросы, интересующие Вас.

Если Вы получили ответы на все, интересующие Вас вопросы, связанные с поступлением в военно-учебное учреждение. Тогда расскажите нам всем, что же ожидает того, кто мечтает стать научиться профессионально защищать Родину.



Предварительный просмотр:

Конспект

урока-конкурса

по основам безопасности жизнедеятельности в 10 классе

Разработка преподавателя-организатора ОБЖ

Баландина А.Е.

Тема урока-конкурса: «Школа безопасности»

Цель урока: обобщение и закрепление знаний теоретического цикла

                       курса ОБЖ за 10-ый класс, совершенствование    

                       практических навыков.

Задачи урока: 1) выявить качество знаний и практических навыков

                                      у учащихся

                                 2) оценить знания учащихся

                                 3) научить учащихся работать в составе группы

                                 4) воспитывать чувство ответственности за результат

                                     коллективного труда

Используемое оборудование и инвентарь: компьютер, мультимедийный проектор, массогабаритный макет автомата Калашникова,

противогазы ГП-5, медицинские жгуты и бинты.

Части

урока

Содержание урока

Организационно-

Методические

указания

Подготовительная

  1. Доклад дежурного по классу
  2. Постановка цели и задач урока
  3. Разделение учащихся на команды
  4. Выбор командами капитанов

Учащихся разделить на

три команды. Проследить за тем чтобы в каждой команде были наиболее подготовленные учащиеся

Основная

       Разминка:

  1. В какой стороне горизонта находится Солнце в 13.00 местного времени?
  2. Что такое магнитный азимут?
  3. Расшифруйте данные моста, записав расшифровку на листке.

Учащимся задаются вопросы из теоретического цикла ОБЖ 10-го класса.

Разминка проводится по правилам интеллектуальной игры «Брейн-ринг»

                                                                                     Основная

  1. Какая статья содержится в уголовном кодексе под № 158?
  2. Кто является начальником ГО

нашей школы?

  1. К какому виду ОВ относится Зарин,
  2. Сколько видов ВС в Российской армии,
  3. В каком году были созданы ВС РФ?
  4. Какая составная часть АК предназначена для запирания канала ствола?
  5.  Перечислите воинские звания высшего офицерского состава в порядке возрастания.

      Практические конкурсы:

  1. Надевание противогаза ГП-5

2.Наложение кровоостонавливающего жгута и повязки на голову в виде «Уздечки»

  1. Неполная разборка и сборка АК

   

Вопросы должны быть из различных разделов и тем, короткими одновременно предельно понятными для учащихся.

 Контрольное время ответов на вопрос -10 с .

За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл.

В конкурсе участвует вся команда

Жгут накладывается на плечо. В этом практическом конкурсе участвует с каждой команды по два статиста и два участника.

Выполняют по одному юноше из каждой команды.

За победу в практическом конкурсе команде присуждается 3 балла.

Во время практических конкурсов команды разгадывают кроссворд

с вопросами курса ОБЖ

За правильно разгаданный кроссворд команда получает

5 баллов                            

 

Заключительная

  1. Подведение итогов урока-конкурса
  2. Выставление оценок наиболее активным ученикам.

Команде, занявшей

1 место выставляются

оценки «5»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...