Разработка урока 10 класс
план-конспект урока по обж (10 класс) на тему

Городилов Сергей Николаевич

Разработка урока 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_zppp_11_klass.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока на тему:

«Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте»

Преподаватель организатор ОБЖ

и  допризывной  подготовки

Городилов С.Н.

                                                                                                                               

                                                                                                                                                                                                                                     

2012 г 

11 класс

Цель урока: 

  • сформировать у учащихся необходимые  знания о проблеме заболевания

острая сердечная недостаточность и инсульт.

  • предотвратить патологическое состояние недостаточности кровообращения
  • предотвратить острое нарушение кровообращения в головной мозг.

Задачи:

1. Показать, что основными причинами сердечной недостаточности могут быть ревматические пороки, миокардиты (повреждения миокарда инфекциями), а также длительная перегрузка сердечной мышцы.

2. Обеспечить обучающихся информацией в доступной форме, дать подробное  представление о том, что такое, сердечная недостаточность и инсульт.

3. Научить  подростков  связывать воедино свои знания, осознание степени риска и поведение.

4. Формировать мотивации к сохранению собственного здоровья.

Подготовительная работа к уроку:

  1. Подбор материала и создание видеопрезентации по проблеме урока

Оформление:

  1. Плакаты,  высказывания по теме урока:

«Здоровье – это та вершина, на которую каждый должен подняться сам»  Н.Н. Брехман

«Вообще 9\10 нашего счастья основано на здоровье.

При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия»

Немецкий философ Артур Шопенгауэр

«Здоровье не купишь – его разум дарит»

Оборудование: 

компьютер, мультимедийный проектор, экран, ученическая доска, мел, листы бумаги, контрольные задания по предыдущей теме: «Семья в современном обществе. Законодательство и семья»

План урока:

1.Вводная часть.

1. Вступительное слово учителя.

2.Какие виды травм и заболеваний вам известны?

3.Кто может сказать что такое клинческая смерть? 3-5 минут.

Работа 3-х обучающихся по карточкам-заданиям.

2.Изложение программного материала.

Просмотр видеопрезентаций

Заключительное слово учителя.

Уровни усвоения:

Представление

Формировать мотивации к сохранению собственного здоровья.

Отношение

Формирование ответственного отношения к своему физическому благополучию, моральному, психологическому состоянию.

Стратегия поведения

Формировать активную жизненную позицию, направленную на здоровый образ жизни.

Содержание урока

Формы и методы изучения

Вводная часть

Актуализация представлений обучающихся о структуре

сердечно-сосудистой системы

Вводная часть 

Вступительное слово учителя о теме урока: ПМП при острой сердечно-сосудистой недостаточности.

Просмотр видеопрезентаций

Основная часть 

Формирование ответственного отношения к своему здоровью и заинтересованного отношения к проблеме заболеваний сердечно-сосудистой системы человека.

Формирование навыка правильно оценивать степень риска заболеваний.

Основная часть

Просмотр видео презентаций, изучение заданного текста,  обсуждение  проблемы, описание выводов, показ приёмов оказания ЭРП.

Каждый обучающийся используя учебный материал, материал презентаций объясняет свои позиции.

Заключительная часть

Закрепление знаний, признаках проявления и методах профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы человека.

Подвести учащихся к пониманию того, что от поведения каждого конкретного человека зависит его собственное здоровье и здоровье близких людей.

Заключительная часть

Тренинговое упражнение.

Отработка практических навыков оказания первой медицинской помощи человеку при инсульте.

Итог

 Формирование личной позиции по отношению к проблеме.

Итог

Тренинговое упражнение

Учитель зачитывает по очереди несколько спорных утверждений, связанных с проблемой.  Затем обучающихся учитель просит объяснить, почему они выбрали именно эти утверждения. Выслушав разные точки зрения. Записывают выводы в тетрадь.

Заключительное слово учителя о том, одним из наиболее простых и эффективных способов профилактики всех заболеваний является способность адаптироваться к изменениям окружающей среды, способность полноценно учиться и общаться с людьми

Ход проведения урока

I. Вводная часть урока

Вступительное слово учителя

Сегодня мы с вами поговорим о любви. О любви в разных ее проявлениях. О любви прекрасной, возносящей нас к небесам и низвергающей нас в бездны ада. Да, такова она, любовь, да же тогда, когда вы любимы, здоровы, красивы.

    В нашем обществе всегда существовали проблемы заболеваний, передаваемых половым путем (ЗППП). Причем размеры этих проблем и их последствия значительно выросли на протяжении последних нескольких десятилетий. Это является отражением тенденций современной жизни: снижение среднего возраста созревания и начала половой жизни.

    Бурная гормональная перестройка, происходящая в организме подростков, неразрывно связана с психологическими изменениями в этом возрасте. В этот сложный для адаптации период  необходимо знать и понимать процессы, происходящие в организме и научиться осознанно, управлять своими эмоциями и поведением.

Учитель. Алкоголь и наркотики, это, как правило, обязательный атрибут сексуальных отношений подростков. И, естественно, в состоянии алкогольного опьянения человек не будет напрягаться по поводу безопасности своего поведения – появляются легкость и вседозволенность, и как следствие, беспорядочные половые связи и частая смена партнеров. При этом признаки заболевания не всегда проявляются сразу, и заражение происходит не только при половых контактах, а также при поцелуях и контактно – бытовым путем.

Учитель. Мы часто слышим слова: «группа риска». Ответьте мне, пожалуйста, что означают эти слова и кто относится к так называемой группе риска?

Ученик. «Группа риска» - определенная категория людей, которые скорее, чем кто – либо другой, могут заразиться опасной болезнью из – за особенностей своего поведения. К «группе риска» относятся наркоманы, проститутки, гомосексуалисты.

Учитель. Почему же подростки являются группой риска по распространению заболеваний, передающихся половым путем, гепатита и ВИЧ?

Ученики.

- потому что они часто меняют сексуальных партнеров (то есть у них раскованное сексуальное поведение)

-потому что у них не сформированы навыки безопасного сексуального поведения

- их сексуальные отношения носят «подпольный» характер и сексом им часто приходится заниматься в антигигиенических условиях

- они не пользуются презервативами во время сексуальных контактов и т.д.

  Учитель. Как правило, первые сексуальные контакты носят «подпольный» и незапланированный характер. Подростки не умеют контролировать свои сексуальные инстинкты, они безоружны перед новыми и сильными сексуальными ощущениями и просто не успевают подумать и воспользоваться знаниями о безопасном сексуальном поведении.

Учитель. Каждый из вас может сказать: «Моя жизнь принадлежит мне». Да, все мы разные и по – разному относимся к одной и той же проблеме. Поэтому давайте вместе обсудим ее.

Далее учитель предлагает посмотреть видеопрезентацию. Просмотр видеопрезентации (1 –21 слайд)

Учитель. Мы с вами посмотрели видеопрезентацию,  в ходе, которой познакомились с заболеваниями передаваемыми половым путем, симптомами, последствиями и мерами по их профилактике.   Хотелось, чтобы у нас с вами сегодня на уроке получился откровенный разговор и чтобы все вы активно в нем участвовали и высказывали своё мнение.

II. Основная часть урока

Учитель. Для приобретения навыка правильно оценивать степень риска заражения ЗППП, вам предлагается выполнить тестовое задание.

Примечание. Если помещение класса достаточно большое, можно обозначить линию через всю комнату, на одном ее конце закрепить табличку «высокий риск», на втором «низкий риск», по середине «риска нет».

Учитель. Я вам раздам карточки, на которых написано, например, «Пользование общей посудой», «Незащищенный сексуальный контакт» и т.д.  Каждый из вас, получив по 1 карточке, должен подумать, а затем встать в соответствующем, по его мнению, месте в помещении класса напротив таблички с нужной надписью.

Тест «Степень риска»

Степень риска для заражения ЗППП

Высокий риск

Низкий риск

Риска нет

Поцелуй в щеку

+

Глубокий поцелуй

+

Пользование общей посудой

+

Пользование общим туалетом

+

Пользование чужой зубной щеткой

+

Плавание в бассейне

+

Пользование чужим полотенцем

+

Совместное использование шприцов и игл

+

Переливание непроверенной крови

+

Укусы насекомых

+

Незащищенный    (т.е. без    использования презерватива) сексуальный контакт

+

Есть немытые овощи

+

Рукопожатие

+

Пить некипяченую воду

+

Далее учащиеся образовавшихся групп делятся своими мнениями, объясняют свои позиции.

(Этот метод полезен не только для обмена мнениями, но и для приобретения большей уверенности и для получения навыка правильно оценивать степень риска заражения).

Учитель. Причины роста числа заболеваний, передаваемых половым путем (ЗППП) в России лежат  в глобальных социальных и экономических потрясениях:

  • снижение доходов населения
  • рост безработицы
  • резкое увеличение миграции
  • появление огромного количества беженцев, бомжей.

И как следствие:

  • падение нравственности
  • рост проституции
  • ухудшение физического состояния молодежи
  • увеличение потребления алкоголя, наркотиков
  • раннее начало половой жизни

III. Заключительная часть урока

Учитель. Одна из главных причин роста числа ЗППП – это более свободный взгляд на секс и сексуальные отношения молодых людей. По данным российской статистики за последние годы:

  • Заболеваемость сифилисом возросла в 40 раз.
  • Число случаев врожденного сифилиса выросло в 20 раз.
  • Болезни передаваемы половым путем (БППП) помолодели и ими начинают болеть с 12 – 14 лет.
  • Наиболее частые случаи заболеваний передаваемых половым путем (ЗППП) у лиц в возрасте 20 –21 года, на втором месте – 15 – 19 –летние.

Тренинговое упражнение «Коробочка»

Примечание: Заранее приготовить коробочку, в которой находится много листочков с надписями симптомов, путей передачи половых инфекций, диагностики, профилактики и т.д. для 3 любых заболеваний (например: Сифилис, Гонорея и Трихомониаз). Для усложнения задания можно положить «лишние карточки», относящиеся к другим заболеваниям, передающимся половым путем.

Учитель. Сейчас мы проведем тренинг. Для этого вам необходимо разделиться на 3 команды. Каждой команде необходимо выбрать себе название инфекции, например: Сифилис, Гонорея, Трихомониаз и т.д.…(можно предложить тянуть жребий). Суть этого тренинга заключается в том, что команде необходимо выбрать в коробке правильные ответы, то есть те симптомы, методы выявления и пути передачи, которые соответствуют заданной инфекции. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильно выполнит поставленную задачу.

Пример. 

Образцы карточек находящихся в коробочке:

Команда «Сифилис»

Вызывается бледной спирохетой

Передается контактно – половым путем

Симптомы: появление язвочки в месте

контакта – на половых органах, на губах,

в горле.

 

Скрытый период заболевания три недели.

Команда «Гонорея»

Вызывается гонококком

Передается контактно – половым путем

Симптомы: боль при мочеиспускании,

выделения из половых органов слизисто –

гнойного характера

Скрытый период заболевания до трех суток

Команда «Трихомониаз»

Вызывается простейшим организмом –

трихомонадой

Пути передачи – контактно – половой и

бытовой

Симптомы: состояние дискомфорта в половых

путях – обильные выделения, зуд и жжение

Заболевание излечимо

IV. Итог урока

Учитель. Употребление наркотиков, алкоголя и рискованное сексуальное поведение служат основными причинами распространения ВИЧ, гепатита В и С, заболеваний, передающихся половым путем среди подростков. Это можно объяснить морально – этической деградацией  и обострением полового влечения под влиянием наркотических и психотропных препаратов, что приводит к беспорядочным половым связям. Чаще всего носителями ЗППП являются лица, как правило, интеллектуально и морально незрелые, для которых целью общения является увеселительное времяпровождение, где обязательной частью должна быть половая связь.

Тренинговое упражнение «Провокация»

Примечание. Прикрепите заранее подготовленные листы с утверждениями по четырем сторонам в помещении класса. На каждом из этих листов написано одно из следующих утверждений «Совершенно согласен», «Согласен, но с оговорками», «Совершенно не согласен», «Не знаю, не уверен»

Учитель. Вашему вниманию предлагается тренинговое упражнение, суть которого заключается в следующем: я вам зачитываю спорное утверждение, связанное с проблемой ЗППП. После того как утверждение произносится, вы сразу же должны разойтись и встать у тех листов ватмана, на которых отражена ваша точка зрения. После этого вам нужно будет объяснить, почему вы выбрали именно это утверждение. Затем, выслушав разные точки зрения, вы можете выбрать листы с утверждениями, более подходящими для вас теперь.

Пример спорных утверждений.

  1. Проблема распространения заболеваний передаваемых половым путем (ЗППП) касается только наркоманов, проституток и гомосексуалистов.
  2. Принудительное обследование на ЗППП – единственный способ сдержать распространение инфекции.
  3. Все больные ЗППП должны быть изолированы.
  4. Государство должно наложить запрет на брак для граждан больных сифилисом.
  5. Дети, родителей больных  ЗППП (гонорея, трихомониаз) не должны посещать плавательные бассейны.

Учитель. Вот и закончился тренинг. Ответьте мне, пожалуйста: «Легко ли было высказывать свою точку зрения перед всеми остальными, особенно когда вы оказались в меньшинстве?» «Легко ли было изменить свою точку зрения? «Какие доводы оппонентов были решающими при формировании вашей окончательной точки зрения? и т.д. (заслушиваются ответы учащихся).

Заключительное слово учителя.

Современные достижения медицинской науки позволяют эффективно излечивать ЗППП. Все зависит от своевременности обращения к врачу, аккуратности лечения, доведения его до конца. В России имеются все условия для полной ликвидации заболеваний передаваемых половым путем. В годы Советской власти была создана большая сеть кожно-венерологических диспансеров и стационаров, кожно-венерологических отделений и кабинетов в поликлиниках и амбулаториях. Почти во всех республиканских и некоторых областных центрах были открыты научно-исследовательские кожно-венерологические институты. Во всех лечебно-профилактических учреждениях РФ проводятся одновременно и лечебные мероприятия в отношении выявленных больных, и все меры профилактики ЗППП: выявление и привлечение к лечению лица, заразившего другого человека; обследование членов семьи заболевшего и всех, с кем он имел контакт; госпитализация всех больных заразной формой сифилиса. Благодаря этому заболеваемость ЗППП в нашей стране значительно снизилась.

Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) рекомендует следующие меры по борьбе с заболеваниями, передающимися половым путем:

  • пропаганда безопасного секса
  • широкое распространение и доступность презервативов
  • осуществление задач по выявлению и лечению ЗППП всеми основными службами здравоохранения
  • высокое качество ведения случая заболевания ЗППП, включая использование соответствующих лекарств, консультирование, пропаганда презервативов и лечение сексуальных партнеров
  • пропаганда раннего обращения за медицинской помощью больных с ЗППП и их партнеров
  • выявление на ранних стадиях «скрытых» заболеваний, например сифилиса во время беременности.

Используемая  литература:

  1.  Касаткин В.Н. Профилактика ВИЧ – инфекции у подростков: Методическое пособие. М.: «Образование и здоровье», 2005 год.
  2.  Касаткин В.Н., Паршутин И.А., Митькин А.С., Константинова Т.П, Тихомирова А.В., Огурцов П.П. Здоровье. Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе.М.:, «Образование и здоровье», 2005 год.
  3.  Покровский В.И., Покровсикй В.В. СПИД. Синдром приобретенного иммунодефицита. М.:Медицина, 1988год.
  4. Чайка Н.А. Клевакин В.М. СПИД – чума XX века. Лениздат. 1989год.
  5.  Сайты сети Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока: "Класс Насекомые"

Данный урок является вводным в теме насекомые. Ребята уже изучили классы ракообразных и паукообразных. Перед уроком ребятам предлагается выполнить опережающее задание, придумать загадки о жуках,...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока "Класс Насекомые"

Разработка и презентация урока...

Разработка урока "Класс птицы. Отряд пингвины"

Класс Птицы включает 10 560 ныне живущих видов птиц и 149 видов, вымерших в современное историческое время (данные на февраль 2015 года)....

Методическая разработка урока "Класс насекомые"

Содержание материала включает изучение особенностей строения и жизнедеятельности насекомых, позволивших им достаточно хорошо освоить биосферу и стать самым многочисленным классом животных....