Модульный урок по ОБЖ
план-конспект урока по обж (6 класс) на тему

Овинкина Ирина Ивановна

Технология модульного обучения предусматривает деление учебного материала на отдельные логически завершенные учебные материалы и определение цели каждого из них

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modulnoe_obuchenie_obzh.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта 


Ф.И.О. Овинкиной Ирины Ивановны
Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности
Класс: 6
Тип урока:обобщения.  

Тема

М-1 «Автономное существование человека в условиях природной среды.

М-2 Ориентирование на местности»

Цели и задачи

 в результате овладения содержанием модуля обучающиеся должны знать:
- что такое ориентирование и зачем человеку нужно уметь ориентироваться;
- уметь пользоваться простыми приемами ориентирования при автономном существовании;
- знать правила работы с компасом и действия при определении азимута;
- найти решения задач, возникающих перед человеком при вынужденном автономном существовании.

УУД

  • ЛичностныеУУД:   формирование сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного существования,
  •  Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности
  •  Коммуникативные УУД: участвуют в обсуждении, высказывают свою точку зрения
  • Познавательные УУД: общеучебные

Планируемые результаты

Предметные: формирование умений пользоваться простыми приемами ориентирования при автономном существовании, знать правила работы с компасом и действия при определении азимута

Личностные:уметь работать со сверстниками
Метапредметные: умение задавать вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения:

НРЭО

Уметь работать с топографической картой Челябинской области и г Магнитогорска.

Основные понятия

  
ориентирование на местности, компас, азимут, горизонт

Педагогические технологии

Межпредметный  модуль (модульное обучение)

Оборудование

Компасы, атласы, топографическая карта, учебники, раздаточный материал (карточки с заданиями), компьютер, мультимедйный  проектор,

презентация «Ориентирование на местности».

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Уч-ль: Подготовка к уроку.

Вступительная часть(1-2минуты):

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на свои места, устраивайтесь хорошо. Посмотрите на свои столы и уберите лишние предметы.

Настраивает детей (обучающихся на работу).

Осуществляют самооценку готовности к уроку.

Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности.

  1. Целевая установка

Интегрирующая цель:

  • Закрепить и углублять знания по ориентировании на местности, полученные на уроках ОБЖ.
  • Повторить основные способы ориентирования.
  • Отработать умение ориентироваться на местности с помощью природных тел и разных приборов.

Создает эмоциональный настрой на дальнейшее изучение материала.

Записать тему в тетрадь.

Познавательные: общеучебные.

Коммуникативные.

  1. Этап усвоения и осмысления новых знаний на основе решения проблемного вопроса.

Уч-ль: Задание:
Повторить термины и понятия.
Ответить на вопросы: Что означает?
-ориентироваться
-горизонт
-линия горизонта
-основные и промежуточные стороны горизонта
-ориентирование на местности
-гномон
-компас
-азимут

Создает эмоциональный настрой на дальнейшее изучение материала.

Работа в парах. Ответы обучающихся с использованием ранее полученных знаний на разных учебных предметах (уроках). 

Участвуют в обсуждении, высказывают свою точку зрения.

Уч-ль : Цель:
Закрепить знания ориентирования по небесным светилам.
Вопросы:

На какую сторону горизонта в полдень падает тень от гномона? (на север)

Какую сторону горизонта показывает Полярная звезда и как можно найти ее в звездном небе? (северную надо найти созвездие Большой Медведицы, затем, по воображаемой линии, соединяющей две последние звёзды ковша, отсчитать 5 отрезков, равных расстоянию между этими звёздами .)

Определите стороны горизонта по солнцу и часам, рассмотрев рис. на стр.63(учебник по ОБЖ 6 кл.)

-на какой стороне горизонта бывает Солнце: а) в 7 ч утра; б) в 13 ч; в) около 19 ч.
-как можно найти направление север-юг с помощью часовой стрелки?

Дополнительная подготовка ответов учащихся с подбором источников информации.

Дети слушают, готовят свои ответы

Работа с текстом учебника.

Познавательные:

добывают информацию в учебнике.

Уч-ль: Цель:
Закрепление знаний ориентирования по растениям и животным.
Задание:
Ответить на вопросы:

Как можно определить стороны горизонта в лесу? (С помощью деревьев; по ветвям и более грубой коры на северной стороне ствола сосны, и светлой и эластичной коры на южной стороне у берёз. В жаркую погоду большее выделение смолы происходит с южной стороны у смолистых деревьев. По годичным кольцам  пней).

Кроме деревьев, с помощью каких растений можно ориентироваться? (Мхи и лишайники более развиты на северной стороне стволов деревьев. Трава на северных окраинах полян бывает гуще, потому что земля более увлажнена).

Какие животные и насекомые могут помочь человеку найти стороны горизонта? (Муравейники чаще всего строятся муравьями с южной стороны от дерева).

На какой стороне деревьев появляются грибы? (на севере).

Какие еще признаки вам знакомы?

          «Мозговая атака»

Дополнительная подготовка ответов учащихся с подбором источников информации.

Дети слушают друг друга,

Дают устные ответы, проводят «Мозговую атаку».

Познавательные:

добывают информацию в разных источниках, кроме учебника.

Уч-ль: Цель:
Закрепить знания ориентирования по местным признакам.
Вопросы классу:

По какому направлению прорубают просеки в лесу?(Север-юг, запад-восток )

В зимнее и весеннее время года снег подтаивает больше на…? ( южных) склонах бугров и холмов.

С какой стороны около больших камней и пней летом почва увлажнена больше? (С северной).

Дополнительная подготовка ответов учащихся с подбором источников информации.

Устные ответы обучающихся

Познавательные: перерабатывают полученную информацию.

  1. Физкультминутка

Физкультминутка (2-3 мин).

Показ готовой физминутки (презентация).

Выполняют предложенные упражнения.

Личностные: установка на здоровый образ жизни.

Уч-ль: Цель:

Знать правила работы с компасом и действия при определении азимута.

 Уметь ориентироваться по компасу на местности и определить чему равен азимут и его направление при определении маршрута.

 Знать разницу между истинным и магнитным азимутами                                                       Знакомство с компасом . (см. приложение)      
Практическая работа:

Уч-ль:
-азимут- это угол между направлением на север и на какой-либо предмет.
Задание:

Соориентировать компас.

Определить стороны горизонта кабинета по компасу.

Определить чему равен азимут направления: а) север; б) юг; в) запад; г) восток.

 Какой стороне горизонта соответствует азимут в 2250 ; в 1350  ; в 3150.

С помощью физической карты полушарий в атласе определите азимут между географическим и магнитным полюсами Земли.

раздача компасов (на каждую парту один компас) инструктаж учителя о правилах работы с компасом.

Выступает ученик с сообщением

 

Выполняют практическую работу по работе с компасам и нахождения выбранного азимута, стороны горизонта

определяют азимут между географическим и магнитным полюсами Земли.

Метапредметные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления.

  1. Этап усвоения и осмысления новых знаний

Уч-тель: Цель: Определение направлений и азимута по плану.

Прочитайте заглавье 4 на стр. 16 по учебнику.

По плану местности определите:

 а) в каком направлении от реки Урал находятся заросли кустарника?
б) В каком направлении от лиственного леса находиться деревня Абзаково?
в) Определите азимут от гаража школы до отметки высоты 162,3.
 
г) Вы шли по направлению с азимутом 30º; по какому азимуту вы будете возвращаться? (210º).

Тестовый контроль:

В солнечный полдень в северном полушарии тень указывает направление на:

       а) юг; б) север; в) восток; г) восток.

С какой стороны приобретают окраску ягоды и плоды раньше?

       а) с восточной; б) с южной; в) с северной; г) с 
              западной.

Какая сторона муравейника более отлогая?

       а) южная; б) северная; в) восточная; г) западная.

На какой части горизонта находится Полярная Звезда?

       а) на южной; б) на северной; в) на восточной; г) 
              на западной.

На какую сторону горизонта обращены алтари и часовни православных церквей?

       а) на север; б) на юг; в) на восток; г) на запад.

Какой стороне горизонта соответствует азимут в 900 ?

       а) север; б) юг; в) восток; г) запад.

Какой стороне горизонта соответствует азимут 1350 ?

       а) северо-востоку; б) юго-востоку; в) северо-        
             западу; г) юго-западу.
Ответы:1-а; 2-б; 3-а; 4-б; 5-в; 6-в; 7-б.

Создает эмоциональный настрой.

Выслушивает ответы обучающихся

Работа детей с учебником и определение направлений по азимуту

Проверка знаний

Самостоятельная работа в тетрадях,

взаимопроверка

Метапредметные:

участвуют в обсуждении, высказывают свою точку зрения.

Познавательные: постановка и решение проблемы.

  1. Итоги урока

Уч-ль:

Подумайте и ответьте на вопросы:

Создает эмоциональный настрой.

Метапредметные.

На какой стороне от Москвы находится город Магнитогорск ? (На юго-востоке).

На какой стороне от центра города находится наша школа? (На востоке).

Организует подведение итога урока.

Осуществляют рефлексию на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровне.

Перерабатывают полученную информацию: делают выводы на основе обобщения знаний.

  1. Этап рефлексии

Можно попросить учеников закончить (устно или письменно) некоторые из предложений.

1) Больше всего на уроке мне понравилось___________________________

2) Самым интересным сегодня на уроке было__________________________

3) Самым сложным для меня сегодня было____________________________

4) Сегодня я поняла (л)_____________

5) Сегодня я задумалась (ся)_________

6) Сегодняшний урок показал мне____

(При письменной работе каждый ученик выбирает по два-три наиболее значимых лично для него положения.)

Выставление оценок за работу на уроке.

Д/З: §6 учебника, вопросы и задания

Заранее раздать готовые бланки с вопросами для проведения этапа рефлексия.

Устно или письменно ответить на вопросы рефлексии.

Регулятивные.