Главные вкладки

    План-конспект урока по ОБЖ (6 класс) на тему:
    Модульный урок по ОБЖ

    Овинкина Ирина Ивановна

    Технология модульного обучения предусматривает деление учебного материала на отдельные логически завершенные учебные материалы и определение цели каждого из них

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon modulnoe_obuchenie_obzh.doc80.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта 


    Ф.И.О. Овинкиной Ирины Ивановны
    Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности
    Класс: 6
    Тип урока:обобщения.  

    Тема

    М-1 «Автономное существование человека в условиях природной среды.

    М-2 Ориентирование на местности»

    Цели и задачи

     в результате овладения содержанием модуля обучающиеся должны знать:
    - что такое ориентирование и зачем человеку нужно уметь ориентироваться;
    - уметь пользоваться простыми приемами ориентирования при автономном существовании;
    - знать правила работы с компасом и действия при определении азимута;
    - найти решения задач, возникающих перед человеком при вынужденном автономном существовании.

    УУД

    • ЛичностныеУУД:   формирование сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного существования,
    •  Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности
    •  Коммуникативные УУД: участвуют в обсуждении, высказывают свою точку зрения
    • Познавательные УУД: общеучебные

    Планируемые результаты

    Предметные: формирование умений пользоваться простыми приемами ориентирования при автономном существовании, знать правила работы с компасом и действия при определении азимута

    Личностные:уметь работать со сверстниками
    Метапредметные: умение задавать вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения:

    НРЭО

    Уметь работать с топографической картой Челябинской области и г Магнитогорска.

    Основные понятия

      
    ориентирование на местности, компас, азимут, горизонт

    Педагогические технологии

    Межпредметный  модуль (модульное обучение)

    Оборудование

    Компасы, атласы, топографическая карта, учебники, раздаточный материал (карточки с заданиями), компьютер, мультимедйный  проектор,

    презентация «Ориентирование на местности».

    Этап урока

    Содержание учебного материала

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    УУД

    1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

    Уч-ль: Подготовка к уроку.

    Вступительная часть(1-2минуты):

    Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на свои места, устраивайтесь хорошо. Посмотрите на свои столы и уберите лишние предметы.

    Настраивает детей (обучающихся на работу).

    Осуществляют самооценку готовности к уроку.

    Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности.

    1. Целевая установка

    Интегрирующая цель:

    • Закрепить и углублять знания по ориентировании на местности, полученные на уроках ОБЖ.
    • Повторить основные способы ориентирования.
    • Отработать умение ориентироваться на местности с помощью природных тел и разных приборов.

    Создает эмоциональный настрой на дальнейшее изучение материала.

    Записать тему в тетрадь.

    Познавательные: общеучебные.

    Коммуникативные.

    1. Этап усвоения и осмысления новых знаний на основе решения проблемного вопроса.

    Уч-ль: Задание:
    Повторить термины и понятия.
    Ответить на вопросы: Что означает?
    -ориентироваться
    -горизонт
    -линия горизонта
    -основные и промежуточные стороны горизонта
    -ориентирование на местности
    -гномон
    -компас
    -азимут

    Создает эмоциональный настрой на дальнейшее изучение материала.

    Работа в парах. Ответы обучающихся с использованием ранее полученных знаний на разных учебных предметах (уроках). 

    Участвуют в обсуждении, высказывают свою точку зрения.

    Уч-ль : Цель:
    Закрепить знания ориентирования по небесным светилам.
    Вопросы:

    На какую сторону горизонта в полдень падает тень от гномона? (на север)

    Какую сторону горизонта показывает Полярная звезда и как можно найти ее в звездном небе? (северную надо найти созвездие Большой Медведицы, затем, по воображаемой линии, соединяющей две последние звёзды ковша, отсчитать 5 отрезков, равных расстоянию между этими звёздами .)

    Определите стороны горизонта по солнцу и часам, рассмотрев рис. на стр.63(учебник по ОБЖ 6 кл.)

    -на какой стороне горизонта бывает Солнце: а) в 7 ч утра; б) в 13 ч; в) около 19 ч.
    -как можно найти направление север-юг с помощью часовой стрелки?

    Дополнительная подготовка ответов учащихся с подбором источников информации.

    Дети слушают, готовят свои ответы

    Работа с текстом учебника.

    Познавательные:

    добывают информацию в учебнике.

    Уч-ль: Цель:
    Закрепление знаний ориентирования по растениям и животным.
    Задание:
    Ответить на вопросы:

    Как можно определить стороны горизонта в лесу? (С помощью деревьев; по ветвям и более грубой коры на северной стороне ствола сосны, и светлой и эластичной коры на южной стороне у берёз. В жаркую погоду большее выделение смолы происходит с южной стороны у смолистых деревьев. По годичным кольцам  пней).

    Кроме деревьев, с помощью каких растений можно ориентироваться? (Мхи и лишайники более развиты на северной стороне стволов деревьев. Трава на северных окраинах полян бывает гуще, потому что земля более увлажнена).

    Какие животные и насекомые могут помочь человеку найти стороны горизонта? (Муравейники чаще всего строятся муравьями с южной стороны от дерева).

    На какой стороне деревьев появляются грибы? (на севере).

    Какие еще признаки вам знакомы?

              «Мозговая атака»

    Дополнительная подготовка ответов учащихся с подбором источников информации.

    Дети слушают друг друга,

    Дают устные ответы, проводят «Мозговую атаку».

    Познавательные:

    добывают информацию в разных источниках, кроме учебника.

    Уч-ль: Цель:
    Закрепить знания ориентирования по местным признакам.
    Вопросы классу:

    По какому направлению прорубают просеки в лесу?(Север-юг, запад-восток )

    В зимнее и весеннее время года снег подтаивает больше на…? ( южных) склонах бугров и холмов.

    С какой стороны около больших камней и пней летом почва увлажнена больше? (С северной).

    Дополнительная подготовка ответов учащихся с подбором источников информации.

    Устные ответы обучающихся

    Познавательные: перерабатывают полученную информацию.

    1. Физкультминутка

    Физкультминутка (2-3 мин).

    Показ готовой физминутки (презентация).

    Выполняют предложенные упражнения.

    Личностные: установка на здоровый образ жизни.

    Уч-ль: Цель:

    Знать правила работы с компасом и действия при определении азимута.

     Уметь ориентироваться по компасу на местности и определить чему равен азимут и его направление при определении маршрута.

     Знать разницу между истинным и магнитным азимутами                                                       Знакомство с компасом . (см. приложение)      
    Практическая работа:

    Уч-ль:
    -азимут- это угол между направлением на север и на какой-либо предмет.
    Задание:

    Соориентировать компас.

    Определить стороны горизонта кабинета по компасу.

    Определить чему равен азимут направления: а) север; б) юг; в) запад; г) восток.

     Какой стороне горизонта соответствует азимут в 2250 ; в 1350  ; в 3150.

    С помощью физической карты полушарий в атласе определите азимут между географическим и магнитным полюсами Земли.

    раздача компасов (на каждую парту один компас) инструктаж учителя о правилах работы с компасом.

    Выступает ученик с сообщением

     

    Выполняют практическую работу по работе с компасам и нахождения выбранного азимута, стороны горизонта

    определяют азимут между географическим и магнитным полюсами Земли.

    Метапредметные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления.

    1. Этап усвоения и осмысления новых знаний

    Уч-тель: Цель: Определение направлений и азимута по плану.

    Прочитайте заглавье 4 на стр. 16 по учебнику.

    По плану местности определите:

     а) в каком направлении от реки Урал находятся заросли кустарника?
    б) В каком направлении от лиственного леса находиться деревня Абзаково?
    в) Определите азимут от гаража школы до отметки высоты 162,3.
     
    г) Вы шли по направлению с азимутом 30º; по какому азимуту вы будете возвращаться? (210º).

    Тестовый контроль:

    В солнечный полдень в северном полушарии тень указывает направление на:

           а) юг; б) север; в) восток; г) восток.

    С какой стороны приобретают окраску ягоды и плоды раньше?

           а) с восточной; б) с южной; в) с северной; г) с 
                  западной.

    Какая сторона муравейника более отлогая?

           а) южная; б) северная; в) восточная; г) западная.

    На какой части горизонта находится Полярная Звезда?

           а) на южной; б) на северной; в) на восточной; г) 
                  на западной.

    На какую сторону горизонта обращены алтари и часовни православных церквей?

           а) на север; б) на юг; в) на восток; г) на запад.

    Какой стороне горизонта соответствует азимут в 900 ?

           а) север; б) юг; в) восток; г) запад.

    Какой стороне горизонта соответствует азимут 1350 ?

           а) северо-востоку; б) юго-востоку; в) северо-        
                 западу; г) юго-западу.
    Ответы:1-а; 2-б; 3-а; 4-б; 5-в; 6-в; 7-б.

    Создает эмоциональный настрой.

    Выслушивает ответы обучающихся

    Работа детей с учебником и определение направлений по азимуту

    Проверка знаний

    Самостоятельная работа в тетрадях,

    взаимопроверка

    Метапредметные:

    участвуют в обсуждении, высказывают свою точку зрения.

    Познавательные: постановка и решение проблемы.

    1. Итоги урока

    Уч-ль:

    Подумайте и ответьте на вопросы:

    Создает эмоциональный настрой.

    Метапредметные.

    На какой стороне от Москвы находится город Магнитогорск ? (На юго-востоке).

    На какой стороне от центра города находится наша школа? (На востоке).

    Организует подведение итога урока.

    Осуществляют рефлексию на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровне.

    Перерабатывают полученную информацию: делают выводы на основе обобщения знаний.

    1. Этап рефлексии

    Можно попросить учеников закончить (устно или письменно) некоторые из предложений.

    1) Больше всего на уроке мне понравилось___________________________

    2) Самым интересным сегодня на уроке было__________________________

    3) Самым сложным для меня сегодня было____________________________

    4) Сегодня я поняла (л)_____________

    5) Сегодня я задумалась (ся)_________

    6) Сегодняшний урок показал мне____

    (При письменной работе каждый ученик выбирает по два-три наиболее значимых лично для него положения.)

    Выставление оценок за работу на уроке.

    Д/З: §6 учебника, вопросы и задания

    Заранее раздать готовые бланки с вопросами для проведения этапа рефлексия.

    Устно или письменно ответить на вопросы рефлексии.

    Регулятивные.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Модульной урок по химии 8 класс. Решение задач по химическим уравнениям

    Технологическая карта урока по химии 8 класс .Решение задач по химическим уравнениям...

    Модульный урок по русскому языку в 5 классе по теме: «Правописание приставок».

    Модульный  урок относится к современным педагогическим технологиям. Предствавленная технологическая карта отображает урок пр русскому языку в 5 классе по теме: "Правописание приставок". Работа ве...

    Модульный урок по химии "Расчеты по химической уравформуле"

    Разработка урока по теме "Расчеты по химическим формулам" с использованием  технологии модульного обучения, 7 класс, учебник О.С. Габриэлян, И.Г. Остроумов "Введение в химию. Вещества".  уро...

    Конспект модульного урока по географии по теме "Минеральные ресурсы России". 8 класс.

    В материале представлена методическая разработка урока по географии по теме "Минеральные ресурсы России" с применением модульной технологии обучения....

    Модульный урок по биологии в 8 классе по теме "Зрительный анализатор"

    Организация обучения состоит в том, что ученик должен учиться сам. а учитель - осуществить мотивационное управление его учением. В современной школе должна быть создана такая система обучения которая ...

    Главные правила ОБЖ (план-конспект открытого урока по ОБЖ в 5 классе)

    Тема: «Главные правила ОБЖ».Цели и задачи урока:1)актуализировать знания о важности соблюдения правил безопасности;2)закрепить знания о правилах безопасности;3)ознакомить с важнейшими правилами безопа...

    Модульная программа по ОБЖ для 11 класса

    Модульная программа создана по теме "Основы медицинских знаний и правила оказания ПМП". Рассчитана на 5 учебных часов....