Рабочая программа по ОБЖ 9 кл с ПДД Смирнов
рабочая программа по обж (9 класс) на тему

Тихонов Владимир Александрович

Рабочая программа по ОБЖ 9 класс (Смирнов) с модулем "Дорожная безопасность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_obzh_9_kl_s_pdd_smirnov.docx46.63 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 348

НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

                 

«РАССМОТРЕНО»

На заседании МО

______________________________

______________________________

Протокол № ________

от «____» августа         2018 г.

Руководитель МО

_____________ /________________

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

______________ /_________________

«____»  августа         2018 г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор ГБОУ СОШ №348

____________ / В.Н.Васильева

«____»  августа         2018 г.

Рабочая программа по ОБЖ

Учитель: Тихонов Владимир Александрович
Категория: высшая

Год реализации программы: 2018/2019 учебный год

Класс: 9 а, б, в.

Общее количество часов по плану: 34 часа

Количество часов в неделю: 1 час

Рабочая программа составлена на основании: комплексной программы по  «Основам  безопасности жизнедеятельности  для  5-11  классов» (основная школа, средняя (полная школа): под общей редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О., М.:Просвещение, 2011 г.

Учебник – «Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М., издательство «Просвещение», 2014 г.

        

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2018

Пояснительная записка к рабочей программе
9 класс

Цели: · усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях;

- о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;  

- о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

-  об организации подготовки населения к действиям в  условиях  опасных и  чрезвычайных  ситуаций;

 о  здоровом  образе жизни;

- об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

· развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение  в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

· формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

· воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

· развитие  умений предвидеть возникновение опасных  ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из  различных источников;

- принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.

Основные задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:

· формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества

· выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

· формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных

ситуациях,  а  также развитие  способностей оценивать опасные  ситуации, принимать решения и  действовать безопасно  с  учетом  своих возможностей.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
  • Образовательная программа основного общего образования (учебный план) ГБОУ СОШ № 348 Невского района Санкт-Петербурга на 2018-2019 учебный год;
  • Комплексная программа по  «Основам  безопасности жизнедеятельности  для  5-11  классов» (основная школа, средняя (полная школа): под общей редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О., М.: Просвещение, 2011 г

Используемый учебно-методический комплект:

Учебник

Литература для      учителя

ЭОР

«Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М., издательство «Просвещение», 2014 г.

1.Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности:

5-9 класс поурочные разработки/А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.-М: Просвещение, 2010.

2.ОБЖ, 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками /авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2005

3.ОБЖ тесты: 8 класс к учебнику И.К.Топорова  ОБЖ 7-8 класс /С.С.Соловьев М.: Изд-во «Экзамен», 2006 г.

http://www.znakcomplect.ru/top/out.php?id=65 – Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи, тематические стенды и плакаты по охране труда, безопасности дорожного движения, технике безопасности, безопасности жизнедеятельности;

http://www.alleng.ru/edu/saf.htm - Методические материалы, тесты, билеты, книги и учебные пособия по ОБЖ;

http://www.window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.15 – Каталог по основам безопасности жизнедеятельности единого окна доступа к образовательным ресурсам;

http://www.garant.ru/prime/20070719/6232673.htm - Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу ОБЖ;

http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ - Библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ для 5-11 классов;

http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ; 

http://www.russmag.ru/pgroup.php?id=2 – Материалы журнала «Основы безопасности жизни»;

Место учебного предмета в учебном плане:

Предлагаемая программа рассчитана на изучение «Основ безопасности жизнедеятельности» в основной школе в течение 34 часов учебного времени в год, 1 час в неделю (по учебному плану).

1 четверть – 8 часов    

2 четверть  – 8 часов    

3 четверть – 10 часов    

4 четверть – 8 часов

Планируемые результаты освоения учебного предмета:

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 9 классе ученик должен знать:

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
  • основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
  • законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;
  • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
  • основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
  • правила поведения при угрозе террористического акта;
  • государственную политику противодействия наркотизму;

Ученик должен уметь:

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
  • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Кроме того, учащиеся должны уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • активного отдыха в природных условиях;
  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
  • соблюдения норм здорового образа жизни.

Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся:

Контроль  за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и  контрольных работ 

Виды и формы промежуточного и итогового контроля

Виды контроля:

  • вводный
  • текущий
  • тематический
  • итоговый

             Формы контроля:

  • проверочная работа
  • тест
  • фронтальный опрос
  • контрольная практическая работа
  • зачет
  • индивидуальные разноуровневые задания.

Преобладающей формой текущего контроля выступают письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).

Основной формой итогового контроля является тестирование, контрольные работы, зачеты.

Формы промежуточной аттестации обучающихся

  1. Промежуточная аттестация в ОУ подразделяется на:
  • годовую аттестацию – оценку качества усвоения учащимися всего объёма содержания учебного предмета за учебный год;
  • четверть– оценка качества усвоения учащимися содержания какой-либо части (частей) темы (тем) конкретного учебного предмета по итогам учебного полугодия на основании текущей аттестации;
  • текущую аттестацию  - оценка качества усвоения содержания компонентов какой - либо части (темы) конкретного учебного предмета в процессе его изучения учащимися по результатам проверки (проверок).

Формами контроля  качества усвоения содержания учебных программ учащихся являются:

Формы письменной проверки: 

письменная проверка – это письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся домашние, проверочные, практические, контрольные, творческие работы; письменные ответы на вопросы теста (тестовый контроль).

Формы устной проверки: 

устная проверка – это устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования и другое.

Комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок.

При проведении контроля качества освоения содержания учебных программ учащихся могут использоваться информационно – коммуникационные технологии.

При промежуточной аттестации учащихся в ОУ применяется следующие формы оценивания: пятибалльная система оценивания в виде отметки (в баллах), «зачёт», «незачёт» или словесного (оценочного) суждения. Критерии оценивания по каждому предмету разрабатываются методическим объединением по данному предмету и утверждаются педагогическим советом ОУ.

  1. Содержание, формы и порядок проведения  промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация учащихся ОУ проводится с целью определения качества освоения учащимися содержания учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по завершении четверти. Отметка учащегося за четверть выставляется на основе результатов текущего контроля успеваемости, с учетом результатов письменных контрольных работ.

3. Содержание, формы и порядок проведения годовой промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация учащихся за год может проводиться письменно, устно, в других формах. Формами проведения годовой письменной аттестации являются: контрольная работа, тест и др. К  устным  формам  годовой  аттестации  относятся:   защита реферата, зачет, собеседование и другие.

Контрольно-измерительные материалы для проведения всех форм годовой  аттестации учащихся разрабатываются учителем в соответствии с государственным стандартом общего образования

Предмет

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итоговый контроль

(год)

Основы безопасности жизнедеятельности

Тестовая работа

Тестовая работа

Тестовая работа

Тестовая работа

Тестовая работа

Содержание  рабочей программы

Структурно программа курса состоит из  трех основных разделов: безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний, основы здорового образа жизни. В курсе «Основы безопасности жизнедеятельности и Культура здоровья» расширен раздел основы здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к  ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней».

Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Основные изучаемые вопросы темы

Требования к уровню усвоения материала

Раздел I.

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ  ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

1.

Национальная безопасность России в мировом сообществе

4

Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны. Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России.  Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения  национальной безопасности России

Знать: Страны и организации в современном мире,  с   которыми Россия успешно сотрудничает.

Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России.

Влияние определенного поведения каждого человека на  национальную безопасность России.

Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности.
Уметь:
 Умение работать с учебником, выделять главное

Умение анализировать и делать выводы

2.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России

3

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека.

Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.

Знать: Классификация Ч.С., основные причины увеличения их числа.

Ч.С. природного характера, их причины и последствия
Уметь:
 Умение анализировать и делать выводы

Умение работать с учебником, выделять главное

3.

Современный комплекс проблем безопасности социального характера

3

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.

Международный терроризм – угроза национальной безопасности России.

Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.

Знать: Основные правила поведения , если вас захватили в заложники.

Уметь: Умение анализировать и делать выводы

Умение работать с учебником, выделять главное

4.

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

2

5.

Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

3

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РЧРС). Основные задачи, решаемые РЧРС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности обороноспособности страны. Основные факторы, определяющие развитие гражданской обороны в настоящее время.

МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.

Знать: Нормативно-правовые акты по защите населения от ЧС в мирное и военное время. Задачи и основные направления работы РСЧС и МЧС

Уметь: Умение анализировать и делать выводы

Умение работать с учебником, выделять главное

6.

Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

5

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение проведения мониторинга и прогнозирования  чрезвычайных ситуаций.

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения.

Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение персонала объектов экономики из категорированных городов. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

Знать: Инженерные сооружения для защиты населения. Система оповещения, Сигнал «Внимание всем»

Эвакуация, план эвакуации учреждения,

средства индивидуальной защиты 

Уметь: Умение анализировать и делать выводы

Действовать при угрозе нападения, при оповещения о химическом заражении, в очаге инфекционного заболевания, при оповещении о радиоактивном заражении

Применять правила эвакуации, использование различных укрытий и защитных сооружений

7.

Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом    

4

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.

Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют преступники. Международный терроризм и его основные особенности.

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от террористических актов.  

Система борьбы  с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности.

Правила поведения при угрозе террористического акта.  

Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные меры, принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к потреблению наркотических средств.

Профилактика наркомании.

Знать: Основные задачи ГО по защите населения от террористических актов.

Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности

Правила поведения при угрозе террористического акта.

Наказания, применяемые в России для борьбы с наркоманией

Профилактика наркомании.
Уметь:
 Умение работать с учебником, выделять главное

Умение анализировать и делать выводы

Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара и  в случае возникновения террористического акта

Раздел II.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

8.

Основы здорового образа жизни

3

Здоровье человека как  индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека.

Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.

Знать: Здоровье,  ЗОЖ, факторы, определяющие состояние индивидуального здоровья

Физическое здоровье, гигиены, изменения в подростковом возрасте, духовное здоровье, акселерация
Уметь:
 Иметь представление об основных положениях здорового образа жизни

Отрабатывать навыки личной гигиены, занятие физкультурой

Укреплять здоровье, восстанавливать душевное равновесие

9.

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье

3

Ранние половые связи и их последствия.

Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.

Знать: Ранние половые связи и их последствия.

Инфекции, передаваемые половым путем.

Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе
Уметь:
 Умение работать с учебником, выделять главное

10.

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

3

Брак и семья. Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи. Влияние культуры общения мужчины и женщины на создание благополучной семьи.

Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формировании здорового образа жизни.

Основные положения Семейного кодекса РФ.

Знать: Основные положении Семейного кодекса РФ
Уметь:
 применение  основных понятий

11.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Первая медицинская помощь при массовых поражениях.

Первая медицинская помощь при передозировке психоактивных веществ

Знать: признаки применения психоактивных веществ
Уметь:
 Умение работать с учебником, выделять главное

Поурочно-тематическое планирование

Тема урока

Виды, формы контроля

1

Россия в мировом сообществе.

Устный опрос

2

Национальные интересы России в современном мире.

Устный опрос

3

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.

Устный опрос

4

Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности. Правовое воспитание участников дорожного движения

Устный опрос

5

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация. Причины и следствия ДТП

Тест

6

Ч.С. природного характера, их причины и последствия.

Устный опрос

7

Ч.С.техногенного характера их причина и последствия. Сложные ситуации на дорогах и перекрестках

Зачет

8

Военные угрозы национальной безопасности России.

Устный опрос

9

Международный терроризм - угроза национальной безопасности России.

Устный опрос

10

Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.

Тест

11

Единая государственная система предупреждения и ликвидация ЧС (РСЧС)

Устный опрос

12

ГО как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.

Устный опрос

13

МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения  и территорий от ЧС

Устный опрос

14

Мониторинг и прогнозирование ЧС.

Зачет

15

Инженерная защита населения и территорий от ЧС

Тест

16

Оповещение населения о ЧС

Устный опрос

17

Эвакуация населения.

Устный опрос

18

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения

Тест

19

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.

Устный опрос

20

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом.

Устный опрос

21

Система борьбы с терроризмом.

22

Правила поведения при угрозе террористического акта.

Тест

23

Государственная политика  противодействия  наркотизму.

Устный опрос

24

Профилактика наркомании.

Устный опрос

25

Здоровье человека как индивидуальная  так и общественная ценность

Устный опрос

26

Здоровый образ жизни и его составляющие.

Устный опрос

27

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. Первая доврачебная помощь при ДТП

Устный опрос

28

Ранние половые связи и их последствия. Первая доврачебная помощь при ДТП

Тест

29

Инфекции, передаваемые половым путем. Первая доврачебная помощь при ДТП

Устный опрос

30

Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе. Первая доврачебная помощь при ДТП

Зачет

31

Брак и семья.

Устный опрос

32

Семья и здоровый образ жизни человека. Первая доврачебная помощь при ДТП

Устный опрос

33

Основы семейного права в Российской Федерации. Первая доврачебная помощь при ДТП

Фронтальный опрос

34

Первая медицинская помощь при массовых поражениях 

Зачет по учебному модулю «Дорожная безопасность»

Устный опрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЖ 5 класс Смирнов А.Т., Хренников Б.О.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и КТП на один час в неделю...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЖ 6 класс Смирнов А.Т., Хренников Б.О.

Программа включает пояснительную записку и КТП на один час в неделю...

Рабочие программы 5-9, 11 классы (смирнов, хренников)

Рабочие программы составлены на основе программы Смирнова, Хренникова. Расчитаны на 34 учебных часа в каждом классе. 5 класс разработан в соответствии с ФГОС ООО....