Методическая разработка урока "Терроризм - главная угроза человечеству"
методическая разработка по обж (9 класс) на тему

Шалаев Илья Игоревич

На уроке учащиеся знакомятся с понятиеми «терроризм и международный терроризм", узнают основные опасности распространения терроризма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРЕДМЕТ ОБЖ

КЛАСС: 9

ТЕМА:  Терроризм - главная  угроза  человечеству.

ЦЕЛЬ: Знакомство с понятием «терроризм и международный терроризм»

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

1.Понятие о терроризме и международном терроризме

2. Основные опасности распространения терроризма

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

1. Приводить примеры террористических актов

2.Самостоятельно искать и использовать при подготовке к уроку информацию по данной теме:

а) поиск информации в сети Интернет;

б) поиск  информации в периодических изданиях и литературе.

ОБОРУДОВАНИЕ: Персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивный плакат.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Цели

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Вводная  часть                    (2 мин)

- Создание положительного эмоционального настроя, благоприятной психологической обстановки

1. Приветствие.

2. Проверка присутствующих.

Дежурный называет отсутствующих

Основная часть               (30 мин)

Заключи-

тельная

часть

(8мин)

- Создание условий для активного усвоения новой темы путем организации индивидуальной, парной и фронтальной работы.                        - Формирование понятий «терроризм»,  «международный терроризм» и их отличительные особенности.                 – Раскрытие основных видов терроризма и опасностей его распространения.

Проверить усвоение изученного материала, подвести итоги урока, побуждать к самостоятельному поиску информации в сети интернет и дополнительной литературе, предоставлять возможность творческой переработки изученного материала путем составления собственной слайдовой презентации по теме.

Определение и  формулирование                                                   темы и задач урока.

- В последнее время мы часто слышим слово терроризм.  А вы знаете, что означает это понятие?

Работа по слайдам 2 – 4.

         Термин “террор” в переводе с латинского «terror» означает страх, ужас.

         Терроризм - крайняя форма насилия или угроза насилия, совершаемая для устрашения противников с целью достижения конкретных результатов;  запугивание, подавление противников, физическое насилие, вплоть до физического уничтожения людей совершением актов насилия (убийства, поджоги, взрывы, захват заложников).

- Исходя из услышанного, попробуйте сформулировать  тему урока.  Слайд 5.

- Что вас интересует в данной теме? Что хотели бы обсудить?

- Чтобы я понял это, предлагаю заполнить таблицу, работая в парах.

Стратегия «Вопросительные слова» (ТРКМ)

Вопросительные слова

Основные понятия темы

Вопросы

 

 - В первый столбик  запишите  разные вопросительные слова (не менее семи-восьми). Во второй столбик -  различные понятия, связанные с темой урока. В 3 столбике сформулируйте как можно больше вопросов, сочетая элементы двух первых колонок.

- Выбрать и прочитать 2 наиболее интересных вопроса.

- Из ваших вопросов мне стало понятно, что вы бы хотели узнать о возникновении терроризма, его причинах, видах, особенностях. Постараемся разобраться в этом в течение урока.

Открытие новых знаний.

1. История развития терроризма       Слайды 6 – 9

 -  Понятие “терроризм”, “террорист”, появилось во Франции в конце 18 века. Так называли себя якобинцы, причем всегда с положительным оттенком. Однако во время Великой французской революции слово “терроризм” превратилось в синоним преступника. До самых недавних пор понятие “терроризм” означало спектр  различных оттенков насилия.

  • В 1881 году народовольцами с помощью самодельной бомбы был убит царь Александр II.
  • В 1911 году агентом охранки был убит председатель Совета министров
  • П.А. Столыпин. В период 1902-1907 гг. террористами в России были осуществлены около 5,5 тысяч террористических актов. Жертвами их стали министры, депутаты Государственной Думы, жандармы, полицейские и прокурорские работники.

          История показывает, что все самые громкие террористические события современности приходятся на конец XX начало XXI века. Именно в этот период разрабатывается стратегия современного терроризма, совершенствуется и оттачивается его тактика. Террористы начинают объединяться, ставят себе на службу новейшие научные достижения человечества.

  • Наша страна всерьез столкнулась с терроризмом во время “перестройки”.
  • Уже в 1990 году на её территории было совершено около 200 взрывов, при которых погибло более 50 человек.
  • В 1991 году в тогда ещё СССР в результате кровавых столкновений погибло более 1500 человек, было ранено более 10 тысяч граждан, а 600 тысяч стали беженцами.
  • За период 1990-1993 годы в России было незаконно ввезено примерно полтора миллиона огнестрельного оружия.

2. Современный терроризм.       Слайд 10

- В последние годы терроризм стал особенно изощрен, кровав и безжалостен. Взрывы в публичных местах: поездах, на вокзалах, ресторанах; похищения государственных деятелей, дипломатов, партийных лидеров; убийства, ограбления, захваты государственных учреждений, посольств, самолетов. Возникают новые невиданные прежде направления терроризма: воздушный, ядерный, биологический, экологический и информационный. Все они носят явные черты политического терроризма. Его цель гораздо масштабнее и грандиознее, чем получение денежного выкупа или освобождение из тюрем арестованных боевиков, - поставить на колени целые народы и государства.

        Современный терроризм - это уже не разрозненные индивидуальные действия. А серии разнообразных террористических акций, направленных против широкого круга лиц и объектов, тщательно подготовленные и осуществляемые квалифицированными кадрами и хорошо организованными группировками.

        Международный терроризм – организованная сеть террористов и организаций, осуществляющих акции, проводимые с целью подрыва конституционного строя отдельных стран либо международного правопорядка или международных отношений в целом.

3. Виды терроризма.

- В настоящее время общество сталкивается не одним, а со многими видами терроризма. Предлагаю познакомиться с ними по учебнику (с.103 – 105)

Стратегия INSERT «Условные значки» (ТРКМ)

 - При чтении не забывайте делать пометки:  «» – знал,   «+» – никогда бы не подумал, что так бывает! (абсолютно новая информация),  «–» – противоречит моим представлениям (критически к этому отношусь),   «?» – мало информации по этому поводу, хотелось бы побольше (возникшие вопросы, желание больше узнать о данном предмете).

 - Какие виды терроризма выявили?   Слайд 11

- Какую новую информацию извлекли?

- Что противоречит вашим представлениям и заставило вас засомневаться?

- Какой информации показалось мало? О чем хотели бы узнать побольше?

4. В современном мире  наблюдается резкий количественный рост террористических актов с многочисленными жертвами и значительными материальными потерями, а также объединение усилий отдельных экстремистских формирований и криминальных структур на международном уровне для достижения своих политических целей.

В 2006 году в мире произошло 14 338 (11 153 в 2005 году) террористических актов, в результате которых погибло 20 498 человек (соответственно, 14 618).

В России террористическими признаны порядка 17 организаций,  в США -  42.    Слайды 12 - 15

           Чтобы оценить масштабы трагедии распространения международного терроризма перенесемся  на несколько лет назад в США, 11 сентября 2001года.    Слайды 16 –17

- Вы слышали об этой трагедии? Что вы можете о ней сказать?

- Так же на территории России с 1999 по 2004 год совершены следующие  террористические акты.     Слайды 18-27

-  Особую боль в наших сердцах оставила трагедия произошедшая в городе Беслан, когда весь мир был ошеломлен зверством и коварством террористов,  захвативших школу               1 сентября 2004 года.                Слайды 28-39

-Информацию о терактах, произошедших в России можно найти в Интернете (дать под запись электронные адреса)

5. Борьба с терроризмом.

- Я думаю, вы понимаете, что терроризм – это зло, с которым нужно бороться.   Слайды 40-41

- А что, по-вашему, предполагает борьба с терроризмом?

               Борьба с терроризмом предполагает:

  1. Необходимость консолидации усилий по борьбе с терроризмом
  2. Борьба с террором должна быть решительной и бескомпромиссной без всяких так называемых «двойных стандартов»
  3.  Нужно попытаться понять корни и причины, порождающие терроризм, и толкающие одних людей совершать массовые убийства других
  4. При этом необходимо понимать, что чужой беды в таких случаях быть не может и что в одиночку терроризм не может победить ни одна даже самая могущественная страна

5.  Был издан  Федеральный закон   РФ о борьбе с терроризмом        Слайд 42

Рефлексия.

1. - Подведем итоги.

-  Какую тему мы изучили?

- На какие  вопросы хотели получить ответы?

- Удалось ли вам узнать это?

- Было ли трудно? В чем испытали затруднения?

2.  Прием «Написание синквейна» (ТРКМ)

- Чтобы убедиться, что вы хорошо усвоили основные понятия темы,  давайте напишем синквейн «терроризм».

Пример работы:  терроризм

                              жестокий, беспощадный

                              разрушает, уничтожает, захватывает

                             Терроризм – угроза человечеству!

                             зло

- Довольны ли вы своей работой на уроке?

  Вы много работали в парах, оцените друг друга.

3. Домашнее задание:

1)На сайте www.nak.fsb.ru

найти информацию о международных террористических организациях.

2) Какую информацию можно найти на сайте? http://www.antiterror.ru подготовить обзор сайта.

3) Сделать слайдовую презентацию по теме международный терроризм (по желанию).

4) Выучить основные термины и понятия международный терроризм

Отвечают на поставленный вопрос.

Просматривают слайды, слушают объяснение.

Записывают в тетрадь вывод

Формулируют тему урока: «Терроризм – главная угроза человечеству».

Свободные высказывания.

Слушают инструктаж.

Заполняют таблицу, работая в парах.

Читают вопросы, определяя тем самым задачи урока.

Просматривают слайды, слушают объяснение.

Самостоятельно индивидуально работают по учебнику, делая указанные пометки.

Записывают в тетрадь.

 

Ведут диалог с учителем.

Смотрят слайды, отвечают на вопросы.

Делают записи в тетрадях.

Формулируют предположения.

Проводят рефлексию, взаимооценку.

Работа в парах: написание синквейна по плану

-1 строка – существительное (тема синквейна);                                 - 2 строка – два прилагательных;                                         - 3 строка – три глагола;                            - 4 строка – предложение, крылатая фраза;                                      - 5 строка – слово-резюме

Записывают домашнее задание.

Список использованных ресурсов и литературы

1. ЛИЦО СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА И ХАРАКТЕР СОЗДАВАЕМЫХ ИМ УГРОЗ

Анатолий Иванович ГУШЕР.

2. http://www.iss.niiit.ru/doktrins/doktr01.htm - Концепция национальной безопасности Российской Федерации.

3. Транснациональные преступления как угроза национальной безопасности России (журнал российского права, 2005, № 10)

4. http://www.redstar.ru/2007/10/17_10/4_03.html#top - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ: ПОД ВОПРОСОМ БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

5. http://www.krugosvet.ru/articles/104/1010495/1010495a7.htm - Международный терроризм.

6. Королев А. А. Международный терроризм на современном этапе

7.  Чеченский терроризм - преступное орудие сепаратизма, АВТОР: Г. И. Морозов. ИСТОЧНИК: журнал "ПРАВО И ПОЛИТИКА" №9,2000

8. http://www.antiterror.ru  - Национальный портал противодействия терроризму – «Россия Антитеррор»

9. http://www.guardantiterror.ru – Проект «Антитеррор»

10.http://www.regnum.ru/dossier/299.html - Все ссылки в сюжете «Антитеррор»

11. http://rating.rbc.ru/article.shtml?2004/09/03/746056 - самые громкие теракты в России.

12. Основы безопасности жизнедеятельности 9 класс авторы А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников издательство «Просвещение» 2011год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...