Открытый урок обж 8 класс
план-конспект урока по обж (8 класс) на тему

Сухарев Михаил Сергеевич

ЧС природного характера, их последствия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_obzh_8_klass.docx51.36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по ОБЖ в 8 классе на тему

Тема урока: «Чрезвычайные ситуации природного характера и причины их возникновения»

Цель: ознакомление учащихся с «чрезвычайной ситуацией природного характера»,как явлением, и основными причинами их возникновения.

Задачи:

  1. Образовательная: сформировать у обучаемых целостное представление об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера и их видами.
  2. Развивающая: развивать умения осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия, участвовать в дискуссии, работать с документами;
  3. Воспитательная: формирование навыков учебного сотрудничества.

Место проведения занятия: кааб. №311 МАОУ «Средняя школа №6»

Продолжительность занятия: 40 минут.

Класс: 8 «а»

Материально-техническое обеспечение занятия: презентация, видеофрагмент, раздаточный материал на столах учащихся, фломастеры, клей.

Методическое и дидактическое обеспечение занятия: учебник ОБЖ, федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,

Тип занятия: изучение нового материала.

Ход урока.

  1. Организационный момент

Приветствие учителя,( добрый день дорогие коллеги, ребята. Рад вас видеть сегодня вновь на уроке. Тема сегодняшнего урока не только интересная, но и очень важная. Но для начала давайте отметим тех ребят, которых сегодня нет на уроке: (Контроль посещаемости,)). Проверка д/з:

Ребята, на прошлых уроках мы рассматривали тему Аварии на ГТС и их последствия. Приведите пожалуйста примеры таких сооружений? Дайте определение ГДА? Авария на  ГТС к какому типу ЧС относится? Молодцы! ( задание на критическое мышление(таблица)).

Ребята, на прошлых уроках мы с вами говорили о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, сегодня мы с вами поговорим о иных ЧС, но какого характера –попытайтесь определить сами просмотрев фото. Показ презентации. 1,2,3,4 слайд                    Как вы думаете о ЧС  какого характера мы будем с вами говорить?? Значит, тема нашего урока будет звучать….. Правильно, ЧС природного характера и причины их возникновения. Слайд 5  Что к ним относится? А как вы думаете, какую цель урока мы можем для себя поставить( познакомиться с ЧСПХ). А какие задачи мы можем поставить для себя, чтобы достигнуть цель урока? (Какие бывают ЧС? Какие могут быть причины возникновения?)

1.Познакомиться с видами опасных природных явлений.

  1. Разобрать  причины их возникновения.

Основная часть:

Ребята, скажите пожалуйста, среди вас есть те, кто любят зиму?

  • Кто любит праздник Нового года? Любой праздник – это места большого скопления людей, где с нами всегда случаются какие-либо опасные ситуации
  • Кто попадал в такие ситуации… А не могли бы вы рассказать об одной из них.

Опасные ситуации, наиболее часто встречающиеся в жизни, можно условно разделить на три группы:( Выполнение задания на соответствие)

№ группы

Название опасной ситуации

Краткая характеристика опасной ситуации

1.

Техногенного характера

Возникает при общении человека с техникой, техническими устройствами, например поведение на дороге, обращение с огнем, электроприборами

2.

Природного характера

Возникает из-за невнимательного отношения человека к особенностям природных условий, нарушения правил поведения в природе в разное время года, например плавание в реке или море

3.

Социального характера

Возникает из-за нарушений людьми правил общественной безопасности и порядка, например проникновение в чужую квартиру, кража, угон транспорта

Проверка работы

- А кто и как создает опасные ситуации? (Чаще всего опасные ситуации создает сам человек, нарушая различные правила и нормы поведения.)

Таким образом, сформулируем: опасная ситуация – это стечение обстоятельств, которое при определенном развитии событий может привести к несчастью.

Мы живем в мире природных, техногенных, социальных и иных опасностей, часто угрожающих нашему здоровью и жизни. Каждый день газеты, радио и телевидение сообщают об очередных аварии, катастрофе или стихийном бедствии, из-за которых погибли или пострадали люди. 

Социальные и техногенные катастрофы предсказать невозможно. Чрезвычайные ситуации природного характера наиболее регулярны, часто их можно спрогнозировать. Природные явления неизбежны, так как они связаны с естественными процессами, происходящими в географической оболочке Земли. 

- Какие оболочки Земли вы знаете, в которых возможны ЧС? (литосфера, гидросфера, атмосфера и биосфера).

На территории России наблюдается более 30 видов опасных природных явлений. За год в стране количество стихийных бедствий достигает 350–400. Какие из них наиболее часты, можно увидеть в таблице:

Стихийное бедствие

%

Наводнения

35

Ураганы, бури, штормы, смерчи

19

Сильные дожди

14

Землетрясения

8

Оползни, обвалы, сели

5

Сильные снегопады

5

Сильные морозы

3

Лавины

2,5

Метели

2,5

Засухи

2

Грозы, град

1

- Чем опасная ситуация отличается от чрезвычайной? (Прежде всего – тяжестью последствий.) 

Давайте посмотрим видеосюжет «ЧС природного характера» 

  • Теперь, по завершению просмотра, еще раз прочтите все утверждения.
  • В столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-« , если вы не согласны с утверждением.
  • Сравните столбики «До» и «После». Изменились ли ваши убеждения? Почему?

Работа с ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». Найти понятие «ЧС».

- Вывести понятие «ЧС природного характера - это неблагоприятная обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, которое может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью, материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности населения».
          ЧС складывается только тогда, когда в результате проявления опасного природного явления возникает реальная угроза жизни человека и окружающей его среде. ЧС природного характера еще называют стихийными бедствиями.

Сообщение ученика

В последнее время отмечается опасная тенденция увеличения числа природных катастроф. Сейчас они происходят в 5 раз чаще, чем 30 лет назад, а экономический ущерб, наносимый ими, возрос в 8 раз. Год от года растет число жертв от последствий ЧС.

Главной причиной такой неутешительной статистики эксперты считают растущую концентрацию населения в крупных городах, расположенных в зонах повышенно риска.

Природные катаклизмы приводят к уничтожению материальных ценностей, нанесению увечий и гибели людей. Подлинным бичом являются землетрясения, которые обычно охватывают обширные территории, приводят к огромным разрушениям и многочисленным человеческим жертвам. Наводнения, лесные и торфяные пожары, селевые потоки и оползни, бури, ураганы, смерчи, снежные заносы и обледенения - все это, к сожалению, частые спутники жизни человечества.

Стихийные, не подвластные человеку силы вызывают катастрофы и наносят населению планеты огромный ущерб. По данным ООН, только за последние 20 лет на нашей планете стихия унесла более 3 млн. человеческих жизней. Около 1 млн. жителей на Земле за этот период испытали последствия стихийных бедствий. Стихия вынуждает людей учиться выживанию, анализировать свои поступки, чтобы встретить любое проявление природы осмысленно без паники.


Сами по себе ЧС природного характера весьма разнообразны, поэтому, исходя из причин (условий) возникновения, их делят на: (составление интеллект. Карты)
1. 
Геофизические ЧС – это такие явления, которые возникают в глубине Земли и связаны с её строением:
- землетрясения;
- извержения вулканов.

2. Геологические ЧС – это такие явления, которые возникают на поверхности Земли.
- оползни;
- сели;
- обвалы, осыпи;
- лавины;
- склоновый смыв;
- просадка лессовых пород;
- просадка (провал) земной поверхности в результате карста;
- абразия, эрозия;
- пыльные бури.
3. 
Гидрометеорологические – это явления, связанные с перемещением масс воздуха.
- бури (9-11 баллов);
- ураганы (12-15 баллов);
- смерчи, торнадо;
- шквалы;
- вертикальные вихри;
- крупный град;
- сильный дождь (ливень);
- сильный снегопад;
- сильный гололед;
- сильный мороз, сильная метель;
- сильная жара;
- сильный туман;
- засуха;
- суховей;
- заморозки.
4. 
Гидрологические ЧС – это явления, связанные с изменением уровня грунтовых вод. Повышение уровня приводит к наводнениям, понижение – к обезвоживанию почвы, образованию пустынь.
- высокие уровни воды (наводнения);
- половодье;
- дождевые паводки;
- заторы и зажоры;
- ветровые нагоны;
- низкие уровни воды;
- ранний ледостав и появление льда на судоходных водоемах.
5. 
Природные пожары – неконтролируемое горение растительности.
- лесные пожары;
- пожары степных и хлебных массивов;
- торфяные пожары;
- подземные пожары горючих ископаемых.
6. 
Инфекционная заболеваемость людей: (надпись на доске, запись в тетрадь - ЭПИДЕМИЯ)
- единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний;
- групповые случаи опасных инфекционных заболеваний;
- эпидемическая вспышка опасных инфекционных заболеваний;
- эпидемия;
- пандемия;
- инфекционные заболевания не выявленной этиологии.

7.Инфекционная заболеваемость с/х животных; (надпись на доске, запись в тетрадь - ЭПИЗООТИЯ)

8.Поражение с/х растений болезнями и вредителями (надпись на доске, запись в тетрадь -ЭПИФИТОТИЯ).

3.Заключительная часть:

Время нашего урока подходит к концу, и я хотел бы вам вручить билетик на выход (тестирование 4 вопроса). Проверка работы.

Рефлексия ( слайд 9). Ребята, теперь давайте мы с вами посмотрим на слайд, на нем изображены утверждения о уроке. Выскажите свое мнение.

Домашнее задание будет следующего характера: Подготовьте с помощью сети Интернет сообщение  про ЧС Природного характера на свой выбор ( небольшое на пол странички).

Обращение учителя:

Уважаемые гости, ребята, я вас благодарю за интересную работу. Мне очень понравилось как Вы сегодня поработали, молодцы. Спасибо за урок.

           

Тест

За правильное выполнение всех заданий выставляется отметка «5».

За правильное выполнение трех заданий выставляется отметка «4».

За правильное выполнение двух заданий выставляется отметка «3».

За правильное выполнение одного задания выставляется отметка «2».

1. Перечислите не менее пяти ЧС природного характера.

_____________________________________________________________

2. В число природных пожаров НЕ входят:

а)        лесные пожары;

б)     пожары степных и хлебных массивов;

в)        торфяные пожары;

г) пожары в жилом секторе

3. Что не относится к  Гидрологические ЧС( найди лишнее):

  1. Половодье
  2. Затор
  3. Пандемия
  4. Зажор

4. На какие группы делятся Опасные ситуации. Приведите пример.

Тест

За правильное выполнение всех заданий выставляется отметка «5».

За правильное выполнение трех заданий выставляется отметка «4».

За правильное выполнение двух заданий выставляется отметка «3».

За правильное выполнение одного задания выставляется отметка «2».

1. Перечислите не менее пяти ЧС природного характера.

_____________________________________________________________

2. В число природных пожаров НЕ входят:

а)        лесные пожары;

б)     пожары степных и хлебных массивов;

в)        торфяные пожары;

г) пожары в жилом секторе

3. Что не относится к  Гидрологические ЧС( найди лишнее):

  1. Половодье
  2. Затор
  3. Пандемия
  4. Зажор

4. На какие группы делятся Опасные ситуации. Приведите пример.

Содержание высказывания

« ДО»

«После»

1. Деятельность человека влияет на возникновение природных катаклизмов.

2. ЧС природного характера кратковременны по продолжительности.

3. Стихийные бедствия наносят минимальный ущерб.

4. Люди могут спокойно противостоять стихийному бедствию.

Содержание высказывания

« ДО»

«После»

1. Деятельность человека влияет на возникновение природных катаклизмов.

2. ЧС природного характера кратковременны по продолжительности.

3. Стихийные бедствия наносят минимальный ущерб.

4. Люди могут спокойно противостоять стихийному бедствию.

1. Геофизические ЧС – это такие явления, которые возникают в глубине Земли и связаны с её строением.

2. Геологические ЧС – это такие явления, которые возникают на поверхности Земли

3. Гидрометеорологические – это явления, связанные с перемещением масс воздуха

4. Гидрологические ЧС – это явления, связанные с изменением уровня грунтовых вод. Повышение уровня приводит к наводнениям, понижение – к обезвоживанию почвы, образованию пустынь

5. Природные пожары – неконтролируемое горение растительности

6. Инфекционная заболеваемость людей (Эпидемия)

7.Инфекционная заболеваемость с/х животных (Эпизоотия)

8.Поражение с/х растений болезнями и вредителями  (Эпифиотия)

№ группы

Название опасной ситуации

Краткая характеристика опасной ситуации

1.

Опасная ситуация техногенного характера

Возникает при общении человека с техникой, техническими устройствами, например поведение на дороге, обращение с огнем, электроприборами

2.

Опасная ситуация природного характера

Возникает из-за невнимательного отношения человека к особенностям природных условий, нарушения правил поведения в природе в разное время года, например плавание в реке или море

3.

Опасная ситуация социального характера

Возникает из-за нарушений людьми правил общественной безопасности и порядка, например проникновение в чужую квартиру, кража, угон транспорта

№ группы

Название опасной ситуации

Краткая характеристика опасной ситуации

1.

Опасная ситуация техногенного характера

Возникает при общении человека с техникой, техническими устройствами, например поведение на дороге, обращение с огнем, электроприборами

2.

Опасная ситуация природного характера

Возникает из-за невнимательного отношения человека к особенностям природных условий, нарушения правил поведения в природе в разное время года, например плавание в реке или море

3.

Опасная ситуация социального характера

Возникает из-за нарушений людьми правил общественной безопасности и порядка, например проникновение в чужую квартиру, кража, угон транспорта

Познавательные УУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели:
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • выбор оснований и критериев для сравнения;
  • подведение под понятие

Личностные УУД:

  • смыслообразование (установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом)

Регулятивные УУД:

  • выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)
  • развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

  • умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками;
  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.

«Оцени

себя на уроке»

Урок                                             Я на уроке                                         Итог

1.Интересно                                 1.Работал                                          1.Понял материал

2. Скучно                                     2.Отдыхал                                         2.Узнал больше, чем знал

3. Безразлично                             3.Помогал другим                           3.Не понял материал

Оползень

Оползень – это отрыв и скользящее смещение массы земляных, горных пород вниз под действием собственного веса. Оползни происходят чаще всего по берегам рек, водоемов и на горных склонах.

Оползни могут происходить на всех склонах, однако на глинистых грунтах они случаются намного чаще, для этого достаточно избыточного увлажнения пород, поэтому большей частью они сходят в весенне-летний период.

Естественной причиной образования оползней является увеличение крутизны склонов, подмыв их оснований речными водами, избыточное увлажнение различных пород, сейсмические толчки и ряд других факторов. Искусственной причиной – разрушение склонов дорожными выемками, чрезмерным выносом грунта, вырубкой леса, неразумным ведением сельского хозяйства на склонах.

На опасных, оползневых участках организуется постоянное наблюдение за перемещением грунтов, уровнем воды в колодцах, в дренажных сооружениях, системах отвода сточных вод, буровых скважинах, реках, водохранилищах, за выпадением и стоком атмосферных осадков.

При возникновении оползня необходимо, во-первых, предупредить население, а, во-вторых, по мере осложнения обстановки организовать эвакуацию населения в безопасные районы.

Сель (селевый поток)

Сель (селевый поток) – это стремительный поток большой разрушительной силы, состоящий из смеси воды, песка и камней внезапно возникающий в бассейнах горных рек в результате интенсивных дождей или бурного таяния снега.

Сель характеризуется резким подъемом уровня воды в горных реках и кратковременностью действия (в среднем от одного до трех часов).

Причиной возникновения селя являются: интенсивные и продолжительные ливни, быстрое таяние снега или ледников, прорыв водоемов, землетрясения и извержения вулканов, а также обрушение в русло рек большого количества рыхлого грунта. Селевые потоки создают угрозу населенным пунктам, железным и автомобильным дорогам и другим сооружениям, находящимся на их пути.

Обладая большой массой и высокой скоростью передвижения, сели разрушают здания, дороги, гидротехнические и другие сооружения, выводят из строя линии связи и электропередач, уничтожают сады, заливают пахотные земли, приводят к гибели людей и животных. Все это продолжается 1-3 часа. Время от возникновения селя в горах до момента выхода его в предгорье часто исчисляется 20-30 минутами.

В последние годы к естественным причинам формирования селей добавились техногенные факторы: нарушение правил и норм работы горнодобывающих предприятий; взрывы при прокладке дорог и строительстве других сооружений; неправильное ведение сельскохозяйственных работ, вырубки леса и нарушение почвенно-растительного покрова.

Для своевременного принятия мер, организации надежной защиты населения первостепенное значение имеет четко организованная система оповещения и предупреждения. В районах, которым угрожает сель, создается противоселевая служба. В ее задачи входит прогноз возникновения селя, и информирование населения о времени его появления. При этом заранее предусматриваются маршруты, по которым население эвакуируется в более возвышенные места. Туда же, если позволяет время, угоняется скот и выводится техника. В большинстве случаев население об опасности селевого потока может быть предупреждено всего лишь за десятки минут и реже за 1-2 часа и более. Приближение такого потока можно слышать по характерному звуку перекатывающихся и соударяющихся друг с другом валунов и осколков камней, напоминающих грохот приближающегося с большой скоростью поезда.

Обвал (горный обвал)

Обвал (горный обвал) – отрыв и катастрофическое падение больших масс горных пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых и обрывистых склонах.

Обвалы природного происхождения наблюдаются в горах, на морских берегах и обрывах речных долин. Они происходят в результате ослабления связанности горных пород под воздействием процессов выветривания, подмыва, растворения и действия сил тяжести. Образованию обвалов способствуют геологическое строение местности, наличие на склонах трещин и зон дробления горных пород.

Чаще всего (до 80%) современные обвалы образуются при неправильном проведении работ, при строительстве и горных разработках.

Люди, проживающее в опасных зонах, должны знать очаги, возможные направления движения потоков и возможную силу этих опасных явлений. При угрозе возникновения оползня, селя или обвала и при наличии времени организуется заблаговременная эвакуация населения, сельскохозяйственных животных и имущества из угрожающих зон в безопасные места.

При заблаговременной эвакуации надо:

убрать в дом наиболее ценное имущество;

вещи, которые нельзя взять с собой, укрыть от воздействия влаги и грязи;

двери, окна, вентиляционные и другие отверстия плотно закрыть;

электричество, газ, водопровод выключить;

легковоспламеняющиеся вещества вынести из дома в отдаленные ямы или отдельно стоящие погреба (подвалы).

Для проведения экстренной эвакуации необходимо знать безопасные ближайшие места – это склоны гор и возвышенностей.

В пути следует оказывать помощь больным, престарелым, инвалидам, детям.

В случае, когда вы оказались на поверхности движущегося оползневого участка, следует, по возможности, передвигаться вверх и ближе к краю оползня. Остерегайтесь скатывающихся сверху глыб, камней, обломков конструкций, земляного вала, осыпей (при высокой скорости сползания оползня возможен сильный толчок при его остановке).

В случае захвата человека движущимся потоком селя, необходимо оказать ему помощь. Для этого можно использовать шесты, канаты или веревки.

После окончания оползня, селя или обвала убедитесь в отсутствии повторной угрозы, и только потом можно вернуться для оказания помощи пострадавшим.

Лавина (снежная лавина)

Лавина (снежная лавина) – это быстрое, внезапно возникающее движение снега и (или) льда вниз по крутым склонам гор под воздействием силы тяжести и представляющее угрозу жизни и здоровью людей, наносящее ущерб объектам экономики и окружающей среде. Снежные лавины являются разновидностью оползней.

Основные факторы, влияющие на сход лавин:

количество выпавшего снега;

характеристики склона – крутизна, длина склона и наличие растительности;

сила ветра;

температурные условия;

интенсивность снегопада.

При образовании лавин сначала происходит соскальзывание снега со склона. Затем снежная масса быстро набирает скорость, захватывая по пути все новые и новые снежные массы, камни и другие предметы, перерастая в мощный поток, который несется с большой скоростью вниз, сметая все на своем пути. Движение лавины продолжается до более пологих участков склона или до дна долины, где затем лавина останавливается.

При движении по лавиноопасным склонам следует тщательно продумать маршрут передвижения:

направление движения следует выбирать под защитой препятствий, стоящих на пути возможного схода лавины (камней, кустов, деревьев), по обледенелым участкам, каменистым и снежным гребням;

лавиноопасные участки пересекать выше линии основного снегосбора;

для движения выбирать наветренный и теневой склоны.

Предупредительные меры безопасности:

во время перехода необходимо выставить наблюдателя на безопасное место для слежения за движением группы и предупреждения об опасности;

первый участник, застрахованный с помощью основной веревки, должен проверить состояние снега на пути движения;

перед началом движения необходимо ослабить плечевые ремни рюкзака и лыжные крепления;

проходить лавиноопасный участок следует по одному, с соблюдением установленной дистанции (от 40 до 100 м), повторять след впереди идущего человека, не делать резких движений и не кричать.

Не рекомендуется преодолевать:

гладкие склоны крутизной более 25-30°, не имеющие выступающих над поверхностью снега камней, деревьев и кустов, особенно покрытые сухим снегом, лежащие на твердом скользком слое;

склоны, освещенные солнцем, с сырым снегом и многочисленными «снежными улитками»;

склоны со следами свежих лавин или оползней снега.

Опасно двигаться:

если идет или только что прошел сильный снегопад;

если над склоном нависают большие снежные карнизы;

если произошло оседание снега с характерным звуком «y-yx!», это свидетельствует о наличии слоя слабого сцепления;

в условиях плохой видимости или при ее ухудшении;

при резком изменении погодных условий.

Если вы попали в лавину необходимо:

максимально быстро двигаться к укрытию (скале, большому камню), за которым можно спрятаться;

закрепиться за снег с помощью ледоруба, ножа, лыжной палки;

принять позу наименьшего сопротивления снегу;

сбросить рюкзак и лыжи;

закрыть лицо шарфом или воротником свитера, защитить рот и нос ладонями;

при остановке лавины максимально расширить пространство возле лица и груди;

постоянно разрушать образующуюся от дыхания ледяную корку;

определить, где верх, где низ, например, выпустив изо рта слюну;

прислушиваться к звукам на поверхности, чтобы дать сигнал товарищам;

при отсутствии помощи откапываться самостоятельно, сразу же утрамбовывая вынутый снег и ни в коем случае не поддаваться панике.

Вулкан

Вулкан – геологическое образование, возникающее над каналами или трещинами в земной коре, по которым на поверхность Земли и в атмосферу извергаются раскаленная лава, пепел, горячие газы, пары воды, обломки горных пород.

Чаще всего вулканы образуются в местах соединения тектонических плит Земли. Они могут возникать не только на суше, но и на морском дне. При этом нередко образуются острова.

Вулканы бывают потухшими, уснувшими, действующими. Всего на суше насчитывается почти 1000 «спящих» и 522 действующих вулкана.

В опасной близости от активных вулканов проживает около 7% населения Земли. В результате извержения вулканов в XX -м веке погибло более 40 тысяч человек.

В местах выхода магмы и газов на поверхность Земли образуется одно или несколько отверстий – кратеров.

Основными поражающими факторами при извержении вулкана являются раскаленная лава, газы, дым, пар, горячая вода, пепел, обломки горных пород, взрывная волна и грязекаменные потоки.

Лава – это раскаленная жидкая или очень вязкая масса, изливающаяся на поверхность Земли при извержении вулканов. Температура лавы может достигать 1200°С и более. Лава образует лавовые потоки с высокой текучестью. Потоки раскаленной лавы достигают толщины 4-5 метров, скорость их движения может достигать от нескольких метров до 50 - 80 км/час. Лава может растекаться на десятки километров от вулкана (20 – 80 км.), поражая площадь в сотни квадратных километров.

Вместе с лавой выбрасываются газы и вулканический пепел на высоту 
15-20 км. и на расстояние до 40 км. и более.

Когда давление газов в магме очень высокое и она испытывает сопротивление Земли, извержение носит характер взрыва. В этом случае вулканические газы вырываются наружу и образуют «вулканические бомбы» в виде отдельных камней или кусков вязкой лавы. Диаметр «вулканических бомб» может достигать 5-7 м. и более. Эти «бомбы» способны пролететь над Землей расстояние 20-25 км. При вертикальном выбросе они поднимаются на высоту до 5 км.

Ударная волна наиболее опасна при боковом выбросе. Ее температура составляет несколько сотен градусов Цельсия.

Характерной особенностью вулканов являются их повторные многократные извержения.

Снижение числа человеческих жертв и материального ущерба от извержений вулканов достигается путем постоянного наблюдения за ними и прогнозирования предстоящих извержений. Эти работы проводят люди очень интересной и опасной профессии – вулканологи.

Основные способы борьбы с извержениями вулканов:

охлаждение лавы водой;

сооружение искусственных каналов для отвода лавы и грязекаменных потоков;

сооружение защитных плотин;

своевременная эвакуация населения из опасных зон;

умение оказать первую помощь пострадавшим.

Гроза

Гроза – атмосферное явление, связанное с развитием мощных кучево-дождевых облаков, которое сопровождается многократными электрическими разрядами между облаками и земной поверхностью, громом, сильным дождем, нередко градом. Согласно статистике, в мире ежедневно случается 40 тысяч гроз, ежесекундно сверкает 117 молний.

Грозы часто идут против ветра. Непосредственно перед началом грозы обычно наступает безветрие или ветер меняет направление, налетают резкие шквалы, после чего начинается дождь. Однако наибольшую опасность представляют «сухие», то есть не сопровождающиеся осадками, грозы.

Во время грозы следует:

в лесу укрываться среди невысоких деревьев с густыми кронами;

в горах и на открытой местности прятаться в яме, канаве или в овраге;

все крупные металлические предметы сложить в 15-20 м. от себя;

укрывшись от грозы, сесть, подогнув под себя ноги и опустив голову на согнутые в коленях ноги, ступни ног соединить вместе;

под себя подложить, полиэтиленовый пакет, ветки или лапник, камни, одежду и т.д. изолируясь от почвы;

в пути группе рассредоточиться, идти по одному, не спеша;

в укрытии переодеться в сухую одежду, в крайнем случае, тщательно выжать мокрую.

Во время грозы нельзя:

укрываться возле одиноких деревьев или деревьев, выступающих над другими;

прислоняться или прикасаться к скалам и отвесным стенам;

останавливаться на опушках леса, больших полянах;

идти или останавливаться возле водоемов и в местах, где течет вода;

прятаться под скальными навесами;

бегать, суетиться, передвигаться плотной группой;

находиться в мокрой одежде и обуви;

оставаться на возвышенностях;

находиться возле водотоков, в расщелинах и трещинах.

Снежная буря

Снежная буря – одна из разновидностей урагана, характеризуется значительными скоростями ветра, что способствует перемещению по воздуху огромных масс снега, имеет сравнительно узкую полосу действия (до нескольких десятков километров). Во время бури резко ухудшается видимость, может прерваться транспортное сообщение как внутригородское, так и междугородное. Продолжительность бури колеблется от нескольких часов до нескольких суток.

Пурга, метель, вьюга сопровождаются резкими перепадами температур и снегопадом с сильными порывами ветра. Перепад температур, выпадение снега с дождем при пониженной температуре и сильном ветре, создает условия для обледенения. Линии электропередач, линии связи, кровли зданий, различного рода опоры и конструкции, дороги и мосты покрываются льдом или мокрым снегом, что нередко вызывает их разрушение. Гололедные образования на дорогах затрудняют, а иногда и совсем препятствуют работе автомобильного транспорта. Передвижения пешеходов затруднятся.

Снежные заносы возникают в результате обильных снегопадов и метелей, которые могут продолжаться от нескольких часов до нескольких суток. Они вызывают нарушение транспортного сообщения, повреждение линий связи и электропередач, негативно влияют на хозяйственную деятельность. Особенно опасны снежные заносы при сходе снежных лавин с гор.

Основным поражающим фактором таких стихийных бедствий является воздействие низкой температуры на организм человека, вызывающие обморожение, а иногда и замерзание.

При непосредственной угрозе организуется оповещение населения, приводятся в готовность необходимые силы и средства, дорожные и коммунальные службы.

Метель, пурга или вьюга могут длиться несколько суток, поэтому рекомендуется заблаговременно создать в доме запас продовольствия, воды, топлива, приготовить аварийное освещение. Покидать помещение можно только в исключительных случаях и не в одиночку. Ограничить передвижение, особенно в сельской местности.

На автомобиле передвигаться следует только по главным дорогам. В случае резкого усиления ветра непогоду желательно переждать в населенном пункте или вблизи него. При поломке машины не следует отходить от нее за пределы видимости. При невозможности дальнейшего движения следует обозначить стоянку, остановиться (двигателем в наветренную сторону), укрыть двигатель со стороны радиатора. При сильном снегопаде следить, чтобы автомобиль не занесло снегом, т.е. по мере необходимости разгребать снег. Двигатель автомобиля периодически нужно прогревать во избежание его «размораживания», при этом не допускать попадания в кабину (кузов, салон) выхлопных газов, с этой целью следить, чтобы выхлопная труба не была завалина снегом. При наличии нескольких автомобилей лучше всего использовать один автомобиль в качестве укрытия, из двигателей остальных автомобилей необходимо слить воду.

Ни в коем случае нельзя покидать укрытие (автомобиль), в сильный снегопад ориентиры через несколько десятков метров могут быть потеряны.

Метель, пургу или вьюгу можно переждать в оборудованном из снега укрытии. Укрытие рекомендуется строить только на открытых площадках, там, где исключены снежные заносы. До того как укрыться, надо отыскать ориентиры на местности в направлении ближайшего жилья и запомнить их расположение.

Периодически необходимо контролировать толщину снежного покрова, протыкая потолок укрытия, и расчищать вход и вентиляционное отверстие.

Можно на открытой и бесснежной местности найти возвышенный, устойчиво стоящий предмет, укрыться за ним и постоянно отбрасывать и утаптывать прибывающую снежную массу ногами.

В критических ситуациях допустимо полностью зарыться в сухой снег, для чего надеть на себя все теплые вещи, сесть спиной к ветру, укрыться полиэтиленовой пленкой или спальным мешком, взять в руки длинную палку и позволить снегу заметать себя. Постоянно расчищать палкой вентиляционное отверстие и расширять объемы образовавшейся снежной капсулы, чтобы иметь возможность выбраться из снежного заноса. Внутри образовавшегося укрытия следует выложить стрелку-ориентир.

Помните, что пурга за счет снежных многометровых заносов и сугробов может значительно изменить внешний вид местности.

Основными видами работ при снежных заносах, метели, пурге или вьюге являются:

розыск пропавших людей и оказание, при необходимости, им первой медицинской помощи;

расчистка дорог и территорий вокруг строений;

оказание технической помощи застрявшим водителям;

устранение аварий на коммунально-энергетических сетях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”

Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Открытый урок 5 класс. Тема урока :«Present Perfect Tense»

Развитие грамматических навыков употребления времени Present Perfect Tense в различных видах речевой деятельности....

Открытый урок 6 класс. Тема урока: "Черты характера человека".

Сформировать у учащихся знание основной лексики , включающей синонимы и антонимы , основные префиксы,придающие словам отрицательное значение....