интегрированный урок "Дни воинской славы"
план-конспект урока по обж (10 класс)

Ооржак Шаткор Валерьевич

Данный урок интегрирован с уроком по ОБЖ и по истории. Также дается информация о солдатах-добровольцах из Республики Тыва.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по ОБЖ и истории в 10-м классе

"Дни воинской славы"

Автор: Ооржак Шактор Валерьевич

Место работы и должность: МБОУ СОШ № 2 им. С.К. Тока с. Сарыг- Сеп Каа-Хемского района Республики Тыва преподаватель-организатор ОБЖ.

Класс: 10 класс  

Время: 40 мин.

   Данный урок, посвящённый дням воинской славы России,  проводится как интегрированный. Основная мотивация на уроке рассчитана на проявление интереса у учащихся. Задания ориентированы на поиск ответов в различных областях знаний – истории и ОБЖ. Такая форма организации урока развивает быстроту мыслительных процессов, позволяет выделять в теме главное, учит чёткой формулировке выводов и создаёт положительный эмоциональный настрой.

    Урок позволяет проявить себя как слабо подготовленным учащимся, так и  сильным ученикам, настраивает их на совместную работу в группах. Класс делится на несколько групп.

      Урок проводится  в течение одного академического часа (можно провести урок в течение двух академических часов, что даст возможность глубже и шире осветить каждый вопрос с исторической точки зрения, используя карту и отвечая более полно, подробно).

Цели: 

  • образовательная – проверка и закрепление знаний учащихся о днях воинской славы России;
  • развивающая – совершенствование навыков самоанализа и самоконтроля, развитие мыслительных операций и памяти, умение анализировать события и давать им оценку;
  • воспитательная – формирование чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины, Российским Вооружённым силам, к ветеранам войны и военной службы.

Форма урока: интеллектуальный марафон.

Материально-техническое обеспечение: 

  1. Подборка-выставка художественной, мемуарной и методической литературы по теме урока.
  2. Плакаты, репродукции картин, фотографии патриотической тематики.
  3. Значок “Отличник”  (Приложение 1).
  4. Запись песни из кинофильма “Офицеры” - “От героев былых времён”.
  5. Маршрутный лист – раздаточный материал (Приложение 2).
  6. Карточки с разрезанными частями пословиц  и поговорок.
  7. Карточки обратной связи красного, желтого и зелёного цвета по количеству учащихся (Приложение 3).

План урока: 

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Объяснение правил интеллектуального марафона.
  3. Разминка – соперничество за право первым отвечать на вопрос.
  4. Марафон по этапам.
  5. Динамическая пауза между этапами.
  6. Подведение итогов и награждение лучших.

Обратная связь (рефлексия) – оценка впечатлений учащихся о проведённом уроке.

Эпиграф:

“Есть память, которой не будет забвенья,

И слава, которой не будет конца…”

1. Вступительное слово учителя.

       У каждого народа есть свои заветные страницы истории, свои героические имена, которые никогда не будут забыты. В историю нашей страны навечно вписаны дни славных побед, в которые российские войска снискали почёт, уважение современников и благодарную память потомков. Образы героев, как звёзды на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, служат для потомков образцами жертвенного служения нашему Отечеству.

     Президентом РФ от 13 марта 1995 года был подписан Закон РФ «О днях воинской славы (победных днях) России». В 2005 году в него были внесены изменения. С этими законодательными актами мы познакомились на прошлом уроке.  В качестве домашнего задания вам нужно было найти информацию об исторических событиях, указанных в законе «О днях воинской славы (победных днях) России» и вспомнить героев нашей республики и их героические поступки.

      И сегодня на уроке вы как будущие защитники нашего Отечества совершите интеллектуальный марафон в глубину нашей истории. Ваша задача – показать свои знания, кратко вспомнив   дни воинской славы России и памятные события и героев Республики Тыва. В конце урока лучшие из вас получат значок “Отличник”.

    Наш интеллектуальный марафон проходит под девизом (зачитать надпись на доске): “Есть память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца…”. Он делится на этапы, каждый из которых отражён в вашем маршрутном листе. Вопросы и ответы оцениваются по бальной системе.

2. Разминка

Итак, разыгрываем право первого хода. Та команда, которая первая ответит на мой вопрос, начнёт марафон и получит три дополнительных бала, вторая-2 и последняя-1 балл. Ответы даём чётко и полно.

Начинаем. Внимание, вопрос: Сколько тувинских добровольцев были отправлены на фронт?

Ответ. 220 человек

3. Интеллектуальный марафон

I этап. Исторический портрет

Задание: Назвать имя выдающегося полководца, о котором пойдёт речь, и сообщить, с каким днём воинской славы оно связано.

1. Он решил встретить врага в поле. Его действия получили поддержку церкви. Сергий Радонежский благословил дело и отправил с русскими полками двух своих иноков – Пересвета и Ослябю. Его стали именовать в документах князем великим всея Руси, царём русским.

Оценка – 2 балла.

Ответ. Князь Дмитрий Донской, 21 сентября 1380 года – Куликовская битва.

2. В 12 лет зачислен в лейб – гвардии Семёновский полк. Прошёл все воинские звания. Блестяще воевал с турками и французами. Разработал учебник “Наука побеждать”. Сущность его тактики: глазомер, быстрота, натиск.

Оценка – 3 балла.

Ответ. А. В. Суворов, 24 декабря 1790 года – день взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова.

3. Военную службу начал с 15 лет. Воевал против турок, татар, поляков, французов. Удостоен многих русских наград. Дипломат. В разные годы был послом России в Константинополе и Берлине. В годы Великой Отечественной войны в его честь был учреждён орден.

Оценка – 4 балла.

Ответ. М. И. Кутузов, 8 сентября 1812 г. – Бородинское сражение русской армии с французской армией Наполеона.

4. Он навсегда остался в памяти народной. Художник Л.Д. Корин написал картину, С.С. Прокофьев посвятил ему кантату, К. Симонов – поэму, С.М. Эйзенштейн – фильм. В его честь в 1725 году учреждён орден в России. О нём говорили: “Это враг опасный, сильный, умный…”

Оценка – 5 баллов.

Ответ. Князь Александр Невский, 18 апреля 1242 г. – день победы русских воинов над немецкими рыцарями на Чудском озере. (Ледовое побоище).

II этап. Историческое событие

Задание: ответить, какому событию посвящены строки, рассказать о нём.

     Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри, не вы.

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля…

 Оценка – 2 балла.

Ответ. 8 сентября 1812 года – Бородинское сражение.

“За залпом залп гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось”.

Оценка – 3 балла.

Ответ. 27 января  1944 год – день снятия блокады города Ленинграда.

“Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал. Злой и упрямый,
По грудь в земле
Насмерть солдат стоял.
Знал он, что нет дороги назад,
Он защищал Сталинград”.

Оценка – 4 балла.

Ответ. 2 февраля 1943 г. – день разгрома советским войсками немецко – фашистских войск в Сталинградской битве.

“На рубежах весны четвёртой,
В награду за года тревог,
В дыму и прахе распростёртый
Берлин лежит у наших ног…”

Оценка – 5 баллов.

Ответ. 9 мая 1945 года – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг.

III этап. Историческая мозаика

1. Перечислите основных завоевателей, нашествия которых пришлось отражать русским войскам на протяжении истории России.

Оценка – 2 балла.

Ответ. Монголо-татары, немецкие рыцари–крестоносцы, поляки, шведы, турки, французские войска Наполеона, австро–венгерские и германские войска, гитлеровская Германия.

2.  Составьте хронологическую цепочку, начиная с самого отдалённого по времени события:

А) Московская битва (4)
Б) Полтавская битва (2)
В) Ледовое побоище (1)
Г) Бородинское сражение (3)

Оценка – 3 балла.

Ответ. Учащиеся на карточках с перечислением событий ставят цифры и передают их для проверки соседям по парте, баллы получают оба, если хронологическая цепочка составлена правильно.

3. В каком году был принят Федеральный закон “О днях воинской славы (победных днях) России”, позже переименованный в Федеральный закон “О днях воинской славы и памятных датах России”.

Оценка – 4 балла.

Ответ: в 1995 г. Принят Госдумой 10 февраля, подписан Президентом России 13 марта того же года, 21 июля 2005 года внесены изменения.

4. Соедините половинки пословиц и поговорок о защите Отечества, воинской славе, героизме (карточки). Во время работы звучит песня «От героев былых времен».

Оценка – 5 баллов.

Ответ.

Кто храбро врага бьет, о том слава не умрет  

Славу свою добывай в бою

Не жаль нам жизни, а жаль Отчизны  

Кто Отчизну любит, тот врага рубит  

Сражайся смело за правое дело  

Не теряй отвагу, назад ни шагу 

Сам погибай, а товарища выручай  

V этап. “Блиц-опрос”. Что ты знаешь о тувинцах-добровольцах в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.?

1. Танк этого тувинского добровольца уничтожил 3 орудия, 3 миномёта, 7 пулемётов и 75 гитлеровцев? ( Х.Чургуй-оола – Героя Советского Союза)

2. Он был командиром эскадрона тувинских кавалеристов?( Тулуш Кечил-оол)

3. Сколько тувинских добровольцев ушли из нашего района? (11).

4. 11 пулемётчиков под его командованием повторили героический подвиг панфиловцев. Попав в окружение, они ни шагу не отступили и погибли героической смертью, оставив на поле боя более полутора сотен убитых гитлеровцев. Назовите имя этого тувинского командира? (Сат Бурзекей).

4. Подведение итогов и награждение лучших.

Учитель: итак, наш интеллектуальный марафон подошёл к концу. Мы вспомнили выдающиеся победы российского воинства, которые наша страна отмечает как дни воинской славы России, а также героические поступки  героических людей – наших земляков.

Подсчитаем баллы, набранные в ходе интеллектуального марафона.

За отличные знания, значком “Отличник” 1 степени наградить… (перечисляются учащиеся, которые показали самые глубокие знания, наиболее активно участвовали в интеллектуальном марафоне и набрали наибольшее количество баллов).

Значком “Отличник” II степени наградить…(перечисляются учащиеся, которые проявили активность и показали твёрдые знания, но на некоторые вопросы дали неполные ответы и набрали меньше баллов).

Значком “Отличник” III степени наградить…(перечисляются учащиеся, которые проявили заинтересованность, активность, но набрали меньше баллов, чем удостоенные значков I, II степени).

5. Обратная связь.

В конце урока учитель просит учащихся оценить проведённый урок поднятием карточки того цвета, который соответствует оценке интеллектуального марафона. (Учащиеся поднимают карточки, учитель фиксирует их оценки).

Скажите пожалуйста: «Какие впечатления у вас остались от нашего занятия?»

Урок окончен. Спасибо всем за активное участие в нём.

 Приложение 1

Изображение значка “Отличник”  

Приложение 2

     Маршрутный лист, который даёт возможность отмечать свои ответы в колонках, стимулирует активность учащихся, желание набрать больше баллов, давая правильные ответы и дополняя, а также развивает культуру труда и облегчает проверку результатов.

Этапы марафона

2 балл.

3 балл.

4 балл.

5 балл.

1

Исторический портрет

 

 

 

 

2

Историческое событие

 

 

 

 

3

Историческая мозаика

 

 

 

 

4

“Блиц-опрос”

 

 

 

 

Приложение 3

Карточки для обратной связи:         

  • красного цвета: “Я удовлетворён уроком, он был полезен для меня. Я хорошо работал на уроке, получил заслуженную оценку, понимал всё, о чём говорилось и что происходило на уроке”;
  • желтого цвета: “Урок был интересным, и я принимал в нём активное участие. Урок был в определённой степени полезен для меня. Я отвечал с места, сумел выполнить ряд заданий”;
  • зелёного цвета: “Пользы от урока я получил мало, не очень понимал, о чём идёт речь. Мне это не очень нужно. Домашнее задание не понял, к ответу на уроке не был готов”.

1.Кто храбро врага бьет,.. 1.о том слава не умрет  

2.Славу свою … 2.добывай в бою

3.Не жаль нам жизни,…3. а жаль Отчизны  

4.Кто Отчизну любит,… 4.тот врага рубит  

5.Сражайся смело… 5. за правое дело  

6.Не теряй отвагу,… 6 назад ни шагу  

7.Сам погибай,… 7.а товарища выручай  

1.Кто храбро врага бьет,..                                      1.тот врага рубит  

2.Славу свою …                                                       2.а товарища выручай  

3.Не жаль нам жизни,…                                           3. за правое дело  

4.Кто Отчизну любит,…                                          4.о том слава не умрет  

5.Сражайся смело…                                                 5. а жаль Отчизны

6.Не теряй отвагу,…                                                6 назад ни шагу  

7.Сам погибай,…                                                     7.добывай в бою

Литература:

  1. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2004.
  2. Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями на 30 декабря 2012 года).
  3. Федеральный закон № 32-ФЗ от 13.3.1995 г. «О днях воинской славы (победных днях) России» (с изменениями от  21 июля 2005 года).
  4. Книга памяти. Псковская область. Пустошкинский и Себежский районы. Издательство организационно-методического центра - Псков.: 1995.
  5. Интернет-ресурсы:

1.http://my.mail.ru/mail/olgailina111/photo?album_id=5079

2.http://1812victory.ru/index.php/mihail-illarionovich-kutuzov

3.www.spbfond.ru/den-snyatiya-blokady-goroda-leningrada


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок ОБЖ в 10 классе.Памяти поколений - дни воинской славы России.

А.Невский Тема урока:    Памяти поколений - дни воинской славы России. Тип урока: интегрированный (интеграция знаний учащихся по истории России, литературе, МХК (музыка, живоп...

Интегрированный урок по истории и ОБЖ в 10 классе "Дни воинской славы"

Данный урок, посвящённый дням воинской славы России,  проводится как интегрированный. Основная мотивация на уроке рассчитана на проявление интереса у учащихся. Задания ориентированы ...

Военно-исторический интегрированный урок (ОБЖ + история) по теме "Помни имя свое", посвященное Дням воинской славы

Данный  урок  предназначен  для  обучающихся  10  класса, тема "Дни  воинской  славы"...

Интегрированный урок история + литература и ОБЖ Дни воинской славы

Цели:           образовательная – проверка и закрепление знаний учащихся о днях...

Интегрированный урок история + литература и ОБЖ Дни воинской славы

Структура урока строится на сочетании этапов урока: организационного, постановки цели, оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, подведения итогов и форму...

Интегрированный урок: Информатика+ОБЖ по теме «Памяти поколений. Дни воинской славы России! Создание документации с помощью электронных таблиц » 10 класс

Конспект и материалы для интегрированного урока : Информатика+ОБЖ по теме «Памяти поколений. Дни воинской славы России!  Создание документации с помощью электронных таблиц »  10  класс...

Классный час: «День воинской славы России: 11 сентября – День воинской славы России. Сражение у мыса Тендра».

Классный час проводился с воспитанниками 91 класса в День воинской славы России - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. ушакова у мыса Тендра....