Методическая разработка
рабочая программа по обж (9 класс)

Ширкунов Александр Николаевич

Рабочяя программа по предмету ОБЖ 9класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»

Рассмотрена и принята на заседании Педагогического совета СПб ГБПОУ «Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»

протокол №________

от «____» ________201   г.

«Утверждаю»

ДиректорСПбГБПОУ

«Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»

__________З.Ш.Джгамадзе

приказ №________

от «___» _________201   г.

Рабочая программа

по

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2019-2020г.

Класс 9

Разработчик программы:

Ширкунов Александр Николаевич

Учитель

Санкт-Петербург

2019


Рассмотрена на заседании Методической комиссии и рекомендована к рассмотрению на Педагогическом совете

СПб ГБПОУ «Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»

протокол №________

от «___» ____________201 г.

Председатель методической комиссии ____________/____________/

«СОГЛАСОВАНА»

Заведующий ООО СПб ГБПОУ «Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»

____________/____________/

«___»____________20__г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по Основам Безопасности Жизнедеятельности составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, учебного плана, примерной программы основного общего образования по Основам Безопасности Жизнедеятельности .

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса (включая электронные ресурсы):

1) программа: примерная программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»,  рабочая программа А.Т.Смирнова, Б.О. Хренникова, основные положения «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». ;

2) учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс  Смирнов А. Т., Хренников Б. О. / Под ред. Смирнова А. Т.  "Просвещение" 2014г

3) пособие для учителя: УМК по ОБЖ под редакцией Смирнова А.Т. (5-9 класс) "Просвещение" 2014  учеб. пособие для общеобразовательных организаций / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников. — 4-е изд.

4) контрольно-измерительные материалы:(Таблицы, плакаты, приборы РХБЗ );

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что их содержание и методический аппарат обеспечивают выполнение требований, представленных в ФГОС ООО. Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения Основы Безопасности жизнедеятельности которые определены Федеральным государственным стандартом основного общего образования.

Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание предметных тем, обеспечивающее достижение предметных результатов, обозначенных в образовательном стандарте, а также учитывает возрастные особенности обучающихся и особенности данного классного коллектива, уровень их подготовки по ОБЖ специфику образовательного учреждения.


Правовая основа составления и утверждения рабочей программы:

1) Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

3) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию» (с изменениями от 08.06.2015 г.; от 26.01.2016 г.);

4) Образовательная программа СПб ГБПОУ«Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»;

5) Положение о разработке и утверждении рабочих программах учебных предметов СПб ГБПОУ «Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»;

6) Учебный план СПб ГБПОУ «Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец».

  1. Место курса в учебном плане

В учебном плане предмет «Основы Безопасности Жизнедеятельности» представлен в предметной области «Безопасность Жизнедеятельности». На изучение предмета «ОБЖ» на уровне основного общего образования предусмотрено 36 часов.

В 9 классе очно-заочной формы обучения отводится  1 час в неделю из обязательной части учебного плана,  внеаудиторных самостоятельных часов

Общее количество в год 36 часов.

Срок реализации рабочей программы – один учебный год.

Рабочая программа составлена на 36 часов

2.  Планируемые результаты освоения учебного предмета

По окончании изучения курса ОБЖ  в  9  классе рабочая программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору  и  построению  дальнейшей  индивидуальной  траектории  образования  на  базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры,  как  особого  способа  познания  жизни  и  средства  организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия    и     универсальные    учебные    действия    (регулятивные,    познавательные,коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации        в        зависимости        от        материально-технического        оснащения,        кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

выбирать из предложенных вариантов и  самостоятельно  искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

систематизировать (в том числе выбирать  приоритетные)  критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения  или отсутствия планируемого результата;

находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

выделять явление из общего ряда других явлений;

определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

находить  в  тексте  требуемую  информацию  (в  соответствии  с  целями  своей деятельности);

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

резюмировать главную идею текста;

преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

критически оценивать содержание и форму текста.

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и  профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

определять свое отношение к природной среде;

анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять  взаимодействие  с  электронными  поисковыми  системами, словарями;

формировать   множественную   выборку   из   поисковых   источников   для объективизации результатов поиска;

соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

определять возможные роли в совместной деятельности;

играть определенную роль в совместной деятельности;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

выделять общую точку зрения в дискуссии;

договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

создавать  информационные  ресурсы  разного  типа  и  для  разных  аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

 3.Общая характеристика курса.

Курс предназначен для:

  • формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об

их последствиях для здоровья и жизни человека;

  • выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
  • приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни

условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;

  • формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного

отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.

        Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля и пять разделов.

        Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.

        Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

        Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

        Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

        Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

        Раздел 4. Основы здорового образа жизни.

        Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

        Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1 «Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации».

        Понятийная база и содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов, в том числе:

  • Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009г № 537);
  • Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010г № 690), а также на Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

5.  Формы и периодичность контроля

  • тестирование ;
  • рефераты и их защита ;
  • самостоятельные работы, семинары
  • уметь проводить диагностику простых заболеваний, оказывать ПП, НМС и ИВЛ пострадавшим .

        

Контрольные и проверочные работы

9 класс

Тема

Вид работы

Дата

1

Основы комплексной безопасности

Тест, реферат

2

Основы здорового образа жизни

Тест

реферат

3

Первая помощь при травмах различной степени

тест

практическая работа

     

5.  Содержание учебной программы

Модуль 1. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ  ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА (25 ЧАСА)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (11 часов)

1.    Национальная безопасность России в мировом сообществе (4 часа)

Россия в мировом сообществе.

Национальные интересы России в современном мире и их содержание.

Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения  национальной безопасности России.

Основывают значение молодого поколения граждан Российской Федерации для развития нашей страны.

Характеризуют основные виды национальных интересов России в современном мире.

Анализируют степень влияния личности на обеспечение национальной безопасности России.
Определяют значение культуры безопасности жизнедеятельности населения в обеспечении национальной безопасности России.

2.    Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России (6 часа)

Классифицируют чрезвычайные ситуации по масштабу их распространения и тяжести последствий. Характеризуют в общих чертах чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия.

Определяют отрицательное влияние чрезвычайных ситуаций на национальную безопасность России. Анализируют влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Объясняют существующие (внешние  и внутренние) угрозы национальной безопасности России.

Раздел 2. Защита Населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 часов)

3.    Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени (3 часа)

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.

МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС.  

Анализируют права и обязанности граждан. Российской Федерации в области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Характеризуют основные силы и средства РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Характеризуют задачи, решаемые образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала в условиях чрезвычайных ситуаций. Объясняют роль МЧС России по защите населения от чрезвычайных ситуаций и современных условиях.

4. Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени. (4 часа)

Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Анализируют систему мониторинга чрезвычайных ситуаций и ее основные мероприятия. Моделируют рациональное размещение объектов экономики и поселений людей по территории страны с точки зрения обеспечения их безопасности от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Составляют и записывают в дневник безопасности перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации.

Подбирают в Интернете и средствах массовой информации примеры проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаге чрезвычайной ситуации.

Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в РФ (8 часов)

5. Общие понятия о терроризме и экстремизме (2 часа)

Характеризуют международный терроризм как серьезную угрозу национальной безопасности России.

Анализируют виды террористических актов, их цели и способы осуществления.

Формулируют собственную позицию неприятия терроризма в любых его проявлениях.

6. Нормативно – правовая база противодействия терроризму и экстремизму в РФ (2 часа)

Основные нормативно – правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму.

Общегосударственное противодействие терроризму

Общегосударственное противодействие наркомании.

Характеризуют основные нормативно-правовые акты противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму.

Формулируют основные направления по формированию антитеррористического поведения. Выводы записывают в дневник безопасности.

С помощью Интернета и средств массовой информации на конкретных примерах готовят сообщение на тему «Хулиганство и вандализм – разновидности терроризма».

Составляют правила своего поведения в различных ситуациях, чтобы не попасть в наркотическую ловушку.

7.    Организационные основы противодействия терроризму в РФ (2 часа)

Организационные основы противодействия терроризму в РФ

Организационные основы противодействия наркотизму в РФ

Объясняют организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации.

Анализируют примеры деятельности Национального антитеррористического комитета по обеспечению своевременной и надежной защиты населения от терроризма.

8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости (2 часа)

Правила поведения при угрозе теракта.

Профилактика наркозависимости.

Анализируют рекомендации специалистов по безопасному поведению при угрозе теракта.

Вырабатывают отрицательное отношение к приему наркотиков.

Модуль 2. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. (11 ЧАСОВ)

Раздел 4. Основы здорового образа жизни (7 часов)

9. Здоровье – условие благополучия человека (3 часа)

Характеризуют здоровье как полное физическое, духовное и социальное благополучие.

Анализируют взаимосвязь индивидуального и общественного здоровья.

Объясняют влияние репродуктивного здоровья на национальную безопасность России.

10. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (2 часа)

Характеризуют основные факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (ранние половые связи, инфекции, передаваемые половым путем, ВИЧ-инфекция), анализируют профилактику заражения ИППП.

11. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (2 часа)

Анализируют основы семейного права в Российской Федерации.

Анализируют взаимосвязь семьи и здорового образа жизни и жизнедеятельности личности и общества.

Характеризуют особенности семейно-брачных отношений в Российской Федерации.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 часа)

12. Оказание первой помощи (4 часа)

Первая помощь при массовых поражениях.

Первая помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ.

Отрабатывают приемы в оказании первой помощи при массовых поражениях населения и при передозировке в приеме психоактивных веществ, различные способы транспортировки пострадавших

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2019-2020 год

9 КЛАСС

№ п/п

Раздел/Тема.

9 класс

Кол-во

часов

Дата

проведения

Планируемые УУД

Вид

контроля,

измерители

Домашнее задание

Базовый минимум

Основные понятия, навыки

Модуль 1. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ  ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА (25 ЧАСА)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (10 часов)

1.   Национальная безопасность России в мировом сообществе (4 часа)

1,2

Современный мир и Россия

2

Коммуникативные

Регулятивные

Беседа, опрос

П.1.1, 1.2

Выучить определения

Знать принципы внешнеполитических интересов России

Внешняя политика, внутренняя политика

3

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России

1

Познавательные

Фронтальный опрос

П 1.3

Национальная безопасность России в современном мире

Национальная безопасность, суверенитет государства

4

Влияние культуры БЖ населения на нац. безопастность.

1

Коммуникативные

Регулятивные

Беседа

П 1.4

Знание правил поведения в различных чрезвычайных ситуациях. Организация аварийно-спасательных операций в зоне ЧС

Инженерная защита населения отЧС, мониторинг и прогнозирование ЧС, эвакуация населения

2.    Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России (6 часов)

5,6,7

Классификация опасных и чрезвычайных ситуаций.

3

Предметные

Индивидуальный опрос

П 2.1, 2.2, 2.3 выучить определения

Знать классификацию ЧС и ключевые определения

Безопасность, жизненно важные интересы, опасность, авария катастрофа, стихийное бедствие

8

Военная угроза национальной безопасности

1

Коммуникативные

Регулятивные

Фронтальный опрос

П 3.1

Знать основные современные внешние и трансграничные угрозы РФ

Оборона государства, геополитика, внешняя угроза

9,10

Международный терроризм – угроза национальной безопасности России

2

Познавательные

Доклад

П 3.2, доклад

Знать отличительные особенности террористической деятельности

Терроризм, конспирация, террористический акт

Раздел 2. Защита Населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 часов)

3.    Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени (3 часа)

11

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)

1

Познавательные

Самостоятельная работа

П 4.1

Знать основные задачи РСЧС, органы управления РСЧС, силы и средства РСЧС, цель создания РСЧС

РСЧС, состав  сил и средств РСЧС

12

Гражданская оборона РФ

1

Коммуникативные

Регулятивные

П 4.2

Знать основное назначение гражданской обороны. Знать права и обязанности граждан РФ в области гражданской обороны

Гражданская оборона,

13

МЧС России

1

Коммуникативные

Регулятивные

П 4.3

Знать структуру МЧС России, задачи МЧС, основные проводимые мероприятия и приоритетные направления деятельности МЧС

МЧС,

4. Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени. (4 часа)

14,15

Мониторинг и прогнозирование ЧС

2

Предметные

Решение ситуационных задач

П 5.1, 5.2

Знать способы прогнозирования ЧС, знать способы уменьшения масштабов последствий ЧС,

Инженерная защита, прогнозирование ЧС

16,17

Оповещение населения проугрозе ЧС. Эвакуация.

2

Январь

Предметные

Решение ситуационных задач

П 5.3, 5.4, 5.5

Знать способы оповещения населения при угрозе ЧС, сущность и способы эвакуации при угрозе ЧС

Локальные и автоматизированные системы оповещения

Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в РФ (8 часов)

5. Общие понятия о терроризме и экстремизме (4 часа)

18,19

Терроризм. Суть, цели  и способы реализации.

2

Предметные

Фронтальный опрос

П 6.1

Знать основные черты характеристики современного терроризма

Семь черт современного терроризма

20,21

Система борьбы с терроризмом и наркоманией

2

Коммуникативные

Регулятивные

П 6.2, 6.3

Знать законодательную и правовую базу по организации борьбы с терроризмом. Знать действия правоохранительных органов по выявлению террористических организаций и борьбе с ними

Спецоперация, санитарная зона, буферная зона

8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости (4 часа)

22,23

Правила поведения при угрозе террористического акта

2

Предметные

Коммуникативные

Регулятивные

Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, решение ситуационных задач

П 6.4

Знать правила поведения при террористической угрозе разного характера. Понимать значение бдительности и наблюдательности граждан.

Виды террористических актов

24,25

Государственная политика противодействия наркомании

2

Познавательные

Предметные

Коммуникативные

Регулятивные

Индивидуальный опрос

К/р.

П 6.5, 6.6

Знать концепцию государственной политики по предупреждению и борьбе с наркоманией

Наркомания, наркотизм, психотропные вещества

Модуль 2. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. (11 ЧАСОВ)

Раздел 4. Основы здорового образа жизни (7часов)

9. Здоровье – условие благополучия человека (3 часа)

26,27

Репродуктивное здоровье человека – как индивидуальная и ценность общественная

2

Познавательные

Предметные

Коммуникативные

Регулятивные

Беседа

П 7.1, 7.2

Знать составляющие ЗОЖ,факторы влияющие на здоровье человека

Здоровье, рациональное питание, физическое, духовное социальное благополучие

28

Репродуктивное здоровье человека

1

Коммуникативные

Регулятивные

Беседа, фронтальный опрос

П 7.3

Знать политику РФ в области демографии

Репродуктивная биология, демография

10. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (2 часа)

29,30

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье человека

2

Познавательные

Предметные

Коммуникативные

Регулятивные

Самостоятельная работа

П 8.1, 8.2, 8.3

Знать о вреде ранних половых связей, об инфекциях, передаваемых половым путем, о ВИЧ

ИППП, ВИЧ,

11. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (2 часа)

31,32

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

2

Коммуникативные

Регулятивные

Тест, реферат

П 9.1, 92, 9.3

Знать функции семьи в обществе, знать основы семейного права

Брак, семья, семейное право

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 часа)

12. Оказание первой помощи (5 часа)

33,34

Первая помощь при массовых поражениях.

2

Коммуникативные

Регулятивные

Решение ситуационных задач, практические упражнения

П 10.1, 10.2

Знать правила оказания первой медицинской помощи при массовых поражениях

ИВЛ, непрямой массаж сердца,

35,36

Первая помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ.

2

Коммуникативные

Регулятивные

Решение ситуационных задач, практические упражнения

Тест.

П 10.1, 10.2

Знать правила оказания первой медицинской помощи при передозировке

ИВЛ, непрямой массаж сердца,

Всего :

36 часов

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1) программа: примерная программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»,

2) рабочая программа А.Т.Смирнова, Б.О. Хренникова, основные положения «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». ;

3) учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс  Смирнов А. Т., Хренников Б. О. / Под ред. Смирнова А. Т.  "Просвещение" 2014г

4) пособие для учителя: УМК по ОБЖ под редакцией Смирнова А.Т. (5-9 класс) "Просвещение" 2014  учеб. пособие для общеобразовательных организаций / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников. — 4-е издание

Методическая литература

  4.ОБЖ. Терроризм и безопасность человека: учебно-методическое пособие. Миронов С.К., Латчук В.Н.,

  1. Игровые занятия в курсе «ОБЖ» 5-9 кл. Маслов А.Г.
  2. ОБЖ. Алкоголь, табак и наркотики - главные враги здоровья человека. Соловьев С.С.
  3. Основы медицинских знаний. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. М.: АСТ ЛТД, 1997
  4. Медицинская помощь в ЧС. Виноградов А.В. М., 1996.
  5. Действие населения в ЧС. Пособие. – М.: Зеркало, 1995
  6. Правила и безопасность дорожного движения. Жульнев Н.Я. – М.: Ливр, 1997
  7. Помощь при травмах и несчастных случаях.  Мейсон Эндрю. – М.: Аргументы факты, 1998.
  8. Основы пожароопасного поведения. Шаров О.Е. – СПб., 1997.
  9. Учебное пособие для преподавателей. Топоров И.К. - СПб., 1992.
  10. Первая доврачебная помощь: Учебное пособие. М: Просвещение, 1989

Оборудование и приборы

1. Стенд «Действия при стихийных бедствиях».

2. Стенд «Средства и способы защиты в зоне поражения».

3. Комплект плакатов «Оказание первой медицинской помощи».

4. Компас.

5. Аптечка первой медицинской помощи, шины, бинты, резиновый жгут.

6. Персональный компьютер.

Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий

Название сайта

Электронный адрес

Совет безопасности РФ

http://www.scrf.gov.ru

Министерство внутренних дел РФ

http://www.mvd.ru

МЧС России

http://www.emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения и соцразвития РФ

http://www.minzdrav-rf.ru

Министерство обороны РФ

http://www.mil.ru

Министерство образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/

Министерство природных ресурсов РФ

http://www.mnr.gov.ru

Федеральная служба железнодорожных войск РФ

http://www.fsgv.ru

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm

Федеральная пограничная служба

http://www.fps.gov.ru

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности

http://www.gan.ru

Русский образовательный портал

http://www.gov.ed.ru

Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области

http://www.beluno.ru

Белгородский региональный институт ПКППС

http://ipkps.bsu.edu.ru/

Академия повышения квалификации работников образования

http://www.apkro.ru

Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru

Образовательный портал «Учеба»

http://www.uroki.ru

Журнал «Курьер образования»

http://www.courier.com.ru

Журнал «Вестник образования»

http://www.vestnik.edu.ru

Издательский дом «Профкнига»

http://www.profkniga.ru

Издательский дом «1 сентября»

http://www.1september.ru

Издательский дом «Армпресс»

http://www.armpress.info

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом  «1 сентября»)

http://festival.1september.ru

Энциклопедия безопасности

http://www.opasno.net

Личная безопасность

http://personal-safety.redut-7.ru

Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности

http://www.alleng.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...